Научная статья на тему 'СФЕРА ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

СФЕРА ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТОРГОВЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стельмахова Н.В.

В статье проведен анализ состояния сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания Донецкой Народной Республики, выявлены проблемы и разработаны предложения по направлениям развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE IN THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC: PROBLEMS, DIRECTIONS FOR DEVELOPMENT

The article analyzes the state of the trade, public catering and consumer services in the Donetsk People’s Republic, identifies problems and elaborates proposals on the development directions of the industry.

Текст научной работы на тему «СФЕРА ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 339.1

Н.В. СТЕЛЬМАХОВА, научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований,

e-mail: stelmakhova_n_v@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

СФЕРА ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В статье проведен анализ состояния сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания Донецкой Народной Республики, выявлены проблемы и разработаны предложения по направлениям развития отрасли.

Ключевые слова: сфера торговли, государственная политика, онлайн- торговля, дистанционная торговля.

Stelmakhova N.V. Trade in the Donetsk People's Republic: problems, directions for development.

The article analyzes the state of the trade, public catering and consumer services in the Donetsk People's Republic, identifies problems and elaborates proposals on the development directions of the industry.

Особым механизмом в экономике каждого государства, ключевым звеном, связывающим сферу производства со сферой потребления, является сфера торговли, которая, проявляя универсальность, дает возможность ежедневно удовлетворять возросшие потребности населения в товарах и услугах и в то же время обеспечивать поступление налогов в государственный бюджет. Благодаря сфере торговли производственные предприятия получают стимулы для выпуска пользующихся повышенным спросом товаров, что в свою очередь оказывает положи-

тельное влияние на экономическое развитие государства и денежное обращение в целом. В этом и состоит роль и ценность сферы торговли.

Обеспечивая наполнение бюджета, сфера торговли является одной из ведущих отраслей экономики Донецкой Народной Республики и конечным звеном любой производственной цепочки, осуществляя продвижение товаров от производителей продукции до конечных потребителей.

Проблематики состояния и перспектив развития сферы торговли ДНР касались в своих работах такие авторы, как С.Б. Алексеев, Н.Ю. Козина, А.В. Половян и др.

Автором в работе [1] выявлены основные проблемы развития сферы торговли ДНР в современных условиях и определены направления решения выделенных проблем.

В работе [2] рассматриваются основные направления государственной политики и стратегические цели государственного регулирования сферы торговли и механизмы их реализации, обоснована необходимость их развития.

В исследовании [3] авторами представлен анализ состояния сферы торговли Донецкой Народной Республики, разработан инерционный сценарий, на основе которого определены приоритетные

© Н.В. Стельмахова, 2021

направления развития с целью улучшения состояния отрасли, а также сформулированы проактивные тенденции ее развития после реализации предложенных направлений.

В целом в Республике наблюдается тенденция к совершенствованию сферы внутренней торговли, расширению сетей крупных торговых предприятий, наполнению внутреннего рынка товарами отечественных производителей, развитию сферы розничной торговли и устойчивой позитивной динамики объемов оптового и розничного товарооборота. Однако есть все основания предполагать, что пандемия новой коронавирусной инфекции окажет влияние и на сферу торговли и услуг, что и обусловливает актуальность темы.

Целью статьи является анализ состояния сферы торговли, общественного питания и услуг Донецкой Народной Республики, выявление проблем отрасли и разработка предложений по направлениям ее развития.

Торговля играет важную роль в экономической и политической жизни Республики, отрасль динамично развивается: открываются новые магазины и торговые сети, улучшается качество предоставляемых услуг, пополняется ассортимент товаров, достигающий в торговых сетях до 50 тыс. ед., из которых 35% - доля товаров отечественного производства и 65% - импортного [4]. От работников торговли требуется динамичность, гибкость мышления, экономические знания и умение предвидеть изменения потребности рынка [5].

Уровень развития и разнообразия каналов продвижения до конечных потребителей влияет на эффективность, скорость и объемы реализации как производимых в ДНР товаров, так и импортируемых из других стран.

Рост оптового товарооборота за 2019 г. в сравнении с 2018 г. составил

3,4 млрд руб. или 5,6% [6], показатели оптового товарооборота предприятий в 2020 г. также выше показателей 2019 г. на 12,7% [4].

Объем розничного товарооборота предприятий Республики в 2019 г. превышает показатель 2018 г., согласно отчету Министерства промышленности и торговли, на 7,0 млрд руб. или 17,1% [6]. Розничный товарооборот предприятий за 2020 г. составил 60,87 млрд руб., что также превышает, по данным Министерства промышленности и торговли, показатели 2019 г. на 31,2% [4] (табл. 1).

Структура розничного товарооборота в 2020 г. представлена следующим образом: 47,3% составляют продовольственные товары, 52,7% - непродовольственные, т.е. доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота в 2020 г. на 5,4% больше [7], как и в предыдущих периодах.

Продажи большого числа социально значимых групп товаров отечественного производства в общем товарообороте превышают 50% [10], т.е. более чем наполовину производители ДНР обеспечивают внутренний рынок яйцами, мясом и птицей свежей и замороженной, хлебобулочными изделиями, мукой и колбасами. Планируется продолжать мероприятия по увеличению ассортимента товаров, произведенных в Республике [11].

Прогрессивную форму развития розничной торговли представляют торговые сети. В ДНР в 2019 г. осуществляли торговую деятельность 34 торговые сети, включающие 409 магазинов, из них 9 крупных торговых сетей, которые включали 224 магазина [10]. В 2020 г. торговую деятельность осуществляли уже 38 торговых сетей, включающих 454 торговых объекта, в т. ч. 8 крупных сетей, включающих 218 торговых объектов [4].

Крупные торговые сети в 2020 г. представлены супермаркетами: «Первый Республиканский Супермаркет» (68 ма-

Таблица 1

Объемы розничного и оптового товарооборота предприятий сферы торговли за 2017-2020 гг.

Показатель 2017 г., млрд РУб. 2018 г., млрд руб. 2019 г., млрд руб. 2020 г., млрд руб. Абсолютный прирост 2019 г. к 2018 г., млрд руб. Относительный прирост 2019 г. к 2018 г., (%) Абсолютный прирост 2020 г. к 2019 г., млрд руб. Относительный прирост 2020 г. к 2019 г., (%)

Объем розничного товарооборота 33,5 40,7 47,9 60,87 +7,0 +17,1% +12,97 +31,2

Объем оптового товарооборота 53,5 61,0 64,0 71,59 +3,4 +5,6% +7,59 +12,7

Источник: составлено автором по [4; 6-9].

газинов, что на 6 больше, чем в 2019 г.), «Геркулес-Молоко» (67 магазинов, что на 17 больше, чем в 2019 г.), «Авоська» (27 магазинов, что на 2 больше, чем в 2019 г.), «Обжора» (11 магазинов), «Вектор» (18 магазинов, что на 2 больше, чем в 2019 г.), магазины бытовой техники «Фокс» (12 магазинов), магазины одежды «Семейный квартал» (10 магазинов), торговые центры «Галактика» (5 магазинов, что на 1 больше, чем в 2019 г.). По сравнению с 2019 г. общий товарооборот тор-

говых сетей и крупных и супермаркетов в 2020 г. выше на 37,6% [4].

Заметна положительная динамика за 2020 г. и по количеству объектов. Так, по состоянию на 01.01.2021 г. в Республике зарегистрировано 13 366 объектов розничной торговли, 1758 объектов общественного питания и 3453 объекта бытового обслуживания населения [12], что превышает показатели на 01.01.2020 г. на 453 ед. или 3,5% [4] (табл. 2).

Таблица 2

Количество объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в ДНР за 2016-2020 гг.

Показатель на 01.01. 2017 г на 01.01. 2018 г на 01.01. 2019 г на 01.01. 2020 г на 01.01. 2021 г Абсолютный прирост на 01.01. Относительный прирост на 01.01. 2020 г. Абсолютный прирост на 01.01. 2021 г. к на 01.01. 2020 г., (ед.) Относительный прирост на 01.01. 2021 г.

2020 г. к на 01.01. к на 01.01.

(ед.) (ед. .) (ед. .) (ед. .) (ед. .) к на 01.01. 2019 г., (ед.) 2019 г., (%) 2020 г., (%)

Объекты торговли 10417 10930 11931 12 913 13366 +982 +8,2 +453 +3,5

Объекты

общественно- 1665 1726 1758 1855 1758 +97 +5,5 -97 -5,5

го питания

Объекты

бытового 2492 2642 2985 3422 3453 +437 +14,6 +31 +0,9

обслуживания

Итого 14574 15298 16674 18190 18577 +1516 +9,1 +387 +2,1

Источник: составлено автором по [4; 6; 8-9; 12-13].

Приостановление работы некоторых объектов по причине снижения спроса на услуги общественного питания в период повышенной готовности и огра-

ничение режима работы во 2 квартале 2020 г. привели к тому, что по состоянию на 01.01.2021 г. уменьшилось количество объектов общественного питания на

97 ед. и товарооборота этих предприятий на 9,4% [12] или 89,1 млн руб. (товарооборот составил 862,5 млн руб.) [7].

Как и в предыдущие годы, особой популярностью у населения Республики пользуются ярмарки, способствующие повышению узнаваемости товаров отечественных производителей, а также поз-

воляющие приобрести товары по оптово-отпускным ценам напрямую у производителей. В 2020 г. проведено 1282 ярмарки (в т.ч. 230 школьных), что на 630 или 33% меньше, чем в 2019 г., на которых реализовано 1094,7 т продукции по ценам ниже рыночных на 5-15% [4] (табл. 3).

Таблица 3

Динамика ярмарок в ДНР за 2017-2020 гг.

Абсолютный Относительный

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. прирост 2020 г. к 2019 г., ед. прирост 2020 г. к 2019 г., (%)

Количество ярмарок, ед. 1533 1748 1912 1282 -630 -33

Реализовано продукции, тыс. т 2,7 2,1 1,6 1,1 -0,5 -31,25

Реализовано продукции, млн руб. 141,9 131,9 109,6 н./д. - -

Источник: составлено автором по [4; 6; 8-9].

Особое внимание при организации ярмарок уделяется отдаленным городам и районам ДНР. Основная цель их проведения - насыщение рынка качественными товарами по ценам товаропроизводителей, продвижение товаров отечественных производителей, развитие предпринимательства и снятие социальной напряженности.

Рост показателей реализации продукции в Республике обусловлен рядом причин: возобновлением старых и открытием новых производств; расширением ассортимента товаров; продолжением реализации проекта «Сделано в ДНР» с целью поддержки отечественного товаропроизводителя (продукция с указанным логотипом является доступной, но в то же время высококачественной); оказанием информационной поддержки об объектах недвижимости, в которых возможно осуществлять деятельность в сфере торговли и услуг через раздел «Открой свой бизнес»; продолжением работы по добровольной сертификации по системе «Стандарт Донбасса», также разработанной для повышения узнаваемости производимой в ДНР продукции и др.

Кроме того, в 2019 г. в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг создано более 2,5 тыс. дополнительных рабочих мест [6], в результате в 2020 г. среднесписочная численность работников отрасли составила 69,9 тыс. чел., в т.ч.: 23,2 тыс. чел. - у юридических лиц, 46,7 тыс. чел. - у физических лиц [4].

По данным Министерства экономического развития ДНР средняя заработная плата штатных работников в сфере оптовой и розничной торговли в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 15,3% [14]. Данные Министерства промышленности и торговли ДНР свидетельствуют об увеличении и в 2020 г. по сравнению с 2019 г. средней зарплаты работников предприятий розничной торговли уже на 21%, предприятий оптовой торговли - на 13,2% [4] и на 2,2% на предприятиях общественного питания [12].

В сфере торговли отмечается один из самых высоких уровней предпринимательской и инвестиционной активности. Так, в 2020 г., согласно мероприятиям социально-экономического развития городов и районов, юридические и физиче-

ские лица предприниматели в развитие сферы торговли инвестировали более 50 млн руб. [15]. Также, в развитие инфраструктуры торговли весомый вклад вносит введение на торговых объектах временных администраций. Временные администраторы в 2020 г. введены на 5 торговых объектах, что обеспечило создание 650 новых рабочих мест [4], увеличение объемов товарооборота и отчислений в бюджет Республики (в 2019 г. временные администрации были введены на 7 торговых объектах [6]). За 2020 г. в восстановление и открытие объектов торговли временными администрациями инвестировано более 150 млн руб. [15].

Показатели внешнеторговой деятельности ДНР за 2020 г. свидетельствуют о том, что доля экспорта во внешнеторговом обороте составляет 29,45%, объем импорта превышает показатель

2019 г. на 5,3%. Структура экспорта в

2020 г. представлена следующим образом: 76,7% - в РФ, 19,7% - в ЛНР и 3,6% от общих объемов экспорта - в другие страны. Импорт из РФ составляет 77,2% от общих объемов, из ЛНР - 11,0%, из Беларуси - 4,7% и 7,0% - из других стран

[4].

Приоритетными направлениями государственной политики Республики в сфере внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания в 2020 г., как и в предыдущие периоды, оставались: совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение защиты прав и законных интересов продавцов и потребителей в процессе торгового обслуживания, поддержка развития предпринимательства и отечественных производителей.

С целью максимального удовлетворения потребности населения в товарах и услугах, путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры и поддержки отечественных товаропроиз-

водителей Министерство промышленности и торговли ДНР разработало «Стратегию развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Донецкой Народной Республики на 2019-2024 гг.» [6].

В период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции во исполнение Постановления Правительства ДНР от 07.04.2020 г. № 19-1 «Об обеспечении продовольственной безопасности и товарами первой необходимости Донецкой Народной Республики в связи с угрозой распространения новой коронавирус-ной инфекции, вызванной 2019-nCOV и предоставлении государственной гарантии Донецкой Народной Республики», Министерством промышленности и торговли ДНР совместно с крупными импортерами проведена комплексная работа по недопущению возникновения дефицита товаров в период борьбы с пандемией [15].

Перспективными направлениями государственной политики в сфере торговли на 2021 г. определены: продолжение реализации мероприятий по обеспечению эффективного и устойчивого развития сферы торговли; выполнение комплекса мер по совершенствованию нормативной правовой базы; поддержка предпринимательства; применение организационных форм взаимодействия государственных органов с представителями бизнеса; развитие потребительского рынка товаров и услуг; удовлетворение запросов потребителей; обеспечение выбора необходимых, доступных и качественных товаров, тем самым предоставление возможности производителям реализо-вывать свою продукцию.

Анализ показал, что в Донецкой Народной Республике наблюдается тенденция к совершенствованию сферы внутренней торговли и услуг, однако имеются и некоторые проблемы. Наблюдается недостаточная обеспеченность

внутреннего рынка продовольственными товарами отечественных производителей и низкий уровень обеспеченности внутреннего рынка непродовольственными товарами отечественных производителей. Можно отметить недостаточный ассортимент представленных к реализации на внутреннем рынке некоторых групп товаров и услуг, неудовлетворенность покупателей ценовой политикой на отдельные социально значимые товары и услуги, а также недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров сферы услуг и торговли, недостаточный уровень необходимых им знаний, опыта и навыков профессиональной деятельности. Отрицательно на состоянии отрасли сказалось и приостановление деятельности некоторых объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания населения в период повышенной готовности и ограничение режима работы во 2 квартале 2020 г., а также наличие административных барьеров со стороны надзорных органов, сдерживающих развитие и рост субъектов предпринимательской деятельности, и соблюдение баланса интересов представителей бизнеса и государства. Кроме того, в Республике недостаточный уровень развития современных форм осуществления торговой деятельности: дистанционной, вен-динговой, интернет-магазинов, сайтов, онлайн торговых площадок и др.

В условиях ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией, когда большое количество людей вынуждено работать дистанционно, может получить развитие онлайн-торговля. Преимуществом онлайн-торговли перед традиционной торговлей в условиях пандемии является то, что поскольку не существует физического магазина, то и закрывать его не нужно и деятельность приостанавливать нет необходимости. Однако для развития онлайн-торговли необходимо развитие и платежных си-

стем, чтобы каждый потенциальный покупатель имел возможность с помощью сети Интернет заказать и оплатить необходимый ему товар или услугу.

Факторами, влияющими на дополнительный рост онлайн-продаж в 20202024 гг., являются: новые онлайн-покупатели, изоляция дома, увеличение частоты покупок в месяцы, следующие за изоляцией (даже по окончании изоляции потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры), переход на удаленную работу (по предварительным оценкам, в результате коронакризиса 2020 и пересмотра многими компаниями политики работы в офисе 5-7 млн чел. в России перейдут на удаленную работу) [16].

Для современного компьютеризированного общества характерно активное применение такого значимого для развития предприятия и обеспечения роста объемов продаж инструмента, как сайт, который, в зависимости от преследуемых целей, может быть: коммерческим, сервисным, интернет-магазин, сервисный портал, сайт-визитка, промо-сайт и сайт-каталог. При помощи сайтов можно привлекать новых клиентов, поддерживать имеющихся клиентов, а также осуществлять реализацию маркетинговых целей. Сайты могут выполнять информационные, рекламные, коммуникационные, имиджевые и маркетинговые функции. В сфере торговли и услуг для развития предпринимательства важным условием является удобство получения необходимой информации об услугах и товарах, субъектах предпринимательской деятельности, а также комфортность осуществления самих покупок. Поэтому сайт может быть использован в качестве одного из инструментов для развития предприятия и роста товарооборота, а также для создания комфортных условий

для осуществления покупок потребителями товаров и услуг.

Еще одним инструментом для развития сферы торговли являются онлайн торговые площадки, на которых можно осуществлять торговлю различными товарами. Они могут стать мощным каналом для развития малого и среднего бизнеса, помогая им решать проблемы охвата клиентов. Поскольку есть доступ не только к жителям своего района или же города, а к огромной аудитории потенциальных покупателей и при этом экономится достаточно средств, необходимых для разработки собственных сайтов и раскрутки собственных интернет-магазинов. Кроме того, выбрав для реализации товаров торговую онлайн-площадку, продавцы решают для себя также и проблему по доставке товаров покупателям. Поскольку, как правило, крупные сервисы имеют и собственные отлаженные логистические системы. Онлайн торговые площадки достаточно динамично развиваются во всем мире вместе со сферой электронной коммерции, являющейся своеобразным драйвером экономического роста, и бизнес, адаптирующийся к меняющимся условиям, также будет развиваться динамично, что очень важно для периодов турбулентности.

Также достаточно востребованным в мире каналом продаж являются вен-динговые торговые автоматы, имеющие потенциал для роста в крупных городах с высоким темпом жизни. Вендинговые автоматы могут быть с различной продуктовой специализацией: автоматы с напитками, кондитерскими изделиями, снеками; кофейные автоматы; фуд-пойнты, представляющие собой автоматизированные кафе с различными наборами блюд для полноценного питания и содержащие кроме закусок и сладостей первые и вторые блюда.

Так, в Европе через вендинговые автоматы продается 95 млн наименований напитков и продуктов питания, в Китае в вендинговом автомате можно получить консультацию врача, в Японии -сделать маникюр. На начало 2020 г. количество вендинговых автоматов в России составляло 205 тыс., а в Японии -5,5 млн [17]. В целом анализ литературных источников и экспертных оценок, характеризующих развитие вендинга в мире, в т.ч. в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что данная форма розничной торговли динамично развивается, сохраняя перспективы роста, в т.ч. за счет освоения новых территориальных сегментов рынка [18].

Таким образом, поскольку сфера торговли и услуг Республики демонстрирует устойчивую положительную динамику как по объемам розничного и оптового товарооборота, так и по количеству объектов торговли, и представлена различными формами торговой деятельности, то для дальнейшего развития сферы торговли и решения выявленных проблем можно обозначить следующие перспективные направления:

упрощение процедур регистрации и получения разрешительных документов на осуществление торговой деятельности по принципу «единого окна» и электронной очереди;

расширение деятельности крупных торговых сетей сферы розничной торговли и в отдаленных районах и поселках Республики, что имеет большое значение не только для экономики, но и значительное социальное значение по обеспечению товарами первой необходимости по приемлемым ценам населения;

улучшение качества обслуживания покупателей;

развитие дистанционной торговли, которая позволяет при современном ритме жизни, постоянной нехватке времени, а также в условиях распространения но-

вой коронавирусной инфекции, при минимальных затратах времени, не отрываясь от важных дел, удобно и комфортно выбрать, оплатить и заказать доставку по нужному адресу необходимых товаров. Тем более что для урегулирования правоотношений в сфере дистанционной торговли в 2020 г. Правительством ДНР было принято постановление «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», в котором установлены основные требования к торговле дистанционным способом и урегулированы отношения продавцов и покупателей;

разработка и развитие крупными торговыми сетями своих интернет-магазинов с возможностью доставки товаров по удобным для покупателей адресам;

развитие торговли посредством вендинговых автоматов, расширяя ассортимент представленных в них товаров: автоматы с напитками, кондитерскими изделиями, снеками; кофейные автоматы; фудпойнты.

Список использованной литературы

1. Алексеев, С.Б. Проблемы развития торговли Донецкой Народной Республики / С.Б. Алексеев // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.). - Том 3: Экономические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. - С. 5-7.

2. Козина, Н.Ю. Стратегические ориентиры повышения эффективности государственного регулирования сферы торговли в Донецкой Народной Республике / Н.Ю. Козина // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственной службы при Главе Донецкой Народной Республики». Сборник научных работ. Серии: «Государственное управление». Вып. 14: Экономика и управление народным хозяйством / ГОУ ВПО ДонАУиГС. - Донецк: ДонАУиГС, 2019. - С. 6-19.

3. Половян, А.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в сфере торговли Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, К.И. Сини-цына // Вестник ДонНУ, Сер. В. Экономика и право. - № 2. - С. 162-168.

4. Об итогах работы внутренней торговли ДНР за 2020 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. -URL: https://mpt-dnr.ru/news/1630-darja-miroshnik-rasskazala-ob-itogah-raboty-vnutrennei-torgovli-dnr-za-2020-god.html

5. В Донецке обсудили развитие сферы торговли [Электронный ресурс] / Официальный сайт ДНР. - URL: https: //dnronline.su/v-donecke-obsudili-razvitie-sfery-torgovli/

6. Отчет Министерства промышленности и торговли ДНР об итогах работы в 2019 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://mpt-dnr.ru/documents/194-otchet-ob-itogah-raboty-v-2019-godu.html

7. Розничный и оптовый товарооборот: итоги за 2020 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт DNR LIVE. -URL: http://dnr-live.ru/roznichnyiy-i-optovyiy-tovarooborot-itogi-za-2020-god/

8. Отчет Министерства промышленности и торговли ДНР об итогах работы в 2017 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://mpt-dnr.ru/documents/127-otchet-ob-itogah-raboty-v-2017-godu.html

9. Доклад об итогах работы Министерства промышленности и торговли за 2018 г. Правительственный час [Элек-

тронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: http:// mptdnr.ru/news/1077-doklad-eduarda-arma tova-ob -itogah-raboty-mi nisterstva-promy shlennosti -i -torgovli -za-2018-god-pr.html

10. В Минпромторге ДНР подвели итоги работы сферы торговли за 2019 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР- URL: https://mpt-dnr.ru/news/1370-v-minpromtorge-dnr-podveli-itogi-raboty-sfery-torgovli-za-2019-god.html

11. Минпромторг: Перспективы развития торговли Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: http://mptdnr.ru/news/1055-minpromtorg-perspektivy-razvitija-torgovli-doneckoi-narodnoi-respubliki.html

12. О работе сферы общественного питания и бытового обслуживания населения в 2020 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://mpt-dnr.ru/news/1633-nachalnik-otdela-obschestvennogo-pitanija-i-byto vogo-obsluzhivanija-naselenija-rasskazala-o-rab.html

13. В Донецкой Народной Республике динамично развивается сфера торговли [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР - URL:

http://mptdnr.ru/news/828-aleksei-grano vskii-v-doneckoi-narodnoi-respublike-dinamichno-razvivaetsj a-sfera-torgovli.htm

14. Итоги социально-экономического развития Донецкой Народной Республики за 2019 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития ДНР. - URL: http://mer.govdnr.ru/index.php?option=com _content&view=article&id=7733:itogi-sot sialno-ekonomicheskogo-razvitiya-donets koj -narodnoj -respubliki-2019-za-god&ca tid=8&Itemid=141

15. Подведены итоги работы сферы торговли и внешней торговой деятельности ДНР [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://mpt-dnr.ru/news/1629-podvedeny-itogi-raboty-sfery-torgovli-i-vneshnei-torgo voi-dejatelnosti-dnr.html

16. Факторы, влияющие на рост он-лайн-продаж в 2020-2024 годах [Электронный ресурс]. - URL: https://expo centre.online/blog_7_149/

17. Четыре перспективных канала продаж для малого бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedo mosti.ru/management/blogs/2020/04/13/827 950-chetire-perspektivnih

18. Антипин, Ф.А. Вендинговая торговля в России: анализ и перспективы развития // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 8. -С.1037-1048.

N.V. STELMAKHOVA, Research Associate of the Financial and Economic Research Department, e-mail: stelmakhova_n_v@mail.ru

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 21.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.