Научная статья на тему 'ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1629
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян А.В., Лепа Р.Н., Шемякина Н.В., Гриневская С.Н.

В статье рассмотрены проблемы развития экономики в условиях ограниченных возможностей, предложена интерпретация прогнозных сценариев развития Донецкой Народной Республики. Приведена оценка общего состояния экономического развития в период 2014-2021 гг., представлены перспективные прогнозы, определены тренды развития. Обозначены ключевые внутренние и внешние проблемы развития экономики. Намечены перспективы роста в ключевых отраслях обрабатывающей промышленности, имеющие возможность способствовать структурным изменениям экономики ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTS FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article considers the problems of economic development in the conditions of limited opportunities and suggests interpretation of forecast scenarios of the Donetsk People’s Republic. The article provides the assessment of the overall state of economic development during 2014-2021, ex ante forecasts, and defines the development trends. Key intrinsic and extrinsic problems of economic development have been outlined. Growth prospects in the key fields of processing industry contributing to the structural changes of the DPR economy have been identified.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 332.145(477.62)

А.В. ПОЛОВЯН, докт. экон. наук, доцент,

вед. научн. сотрудник отдела финансово-

экономических исследований,

Р.Н. ЛЕПА, докт. экон. наук, профессор,

заведующий отделом моделирования

экономических систем,

e-mail: roman.lepa@gmail.com,

Н.В. ШЕМЯКИНА, канд. экон. наук, доцент,

директор института,

e-mail: nshemiakina@mail.ru

С.Н. ГРИНЕВСКАЯ, канд. экон. наук, научный

сотрудник отдела моделирования экономических

систем,

e-mail: grinsv-13@rambler.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассмотрены проблемы развития экономики в условиях ограниченных возможностей, предложена интерпретация прогнозных сценариев развития Донецкой Народной Республики. Приведена оценка общего состояния экономического развития в период 20142021 гг., представлены перспективные прогнозы, определены тренды развития. Обозначены ключевые внутренние и внешние проблемы развития экономики. Намечены перспективы роста в ключевых отраслях обрабатывающей промышленности, имеющие возможность способствовать структурным изменениям экономики ДНР.

Ключевые слова: прогнозы развития экономики, сценарии развития, территория с ограниченными экономическими возможностями.

Polovyan A.V., Lepa R.N., Shemya-kina N.V., Grinevskaya S.N. Forecasts for

the economic development of the Donetsk People's Republic.

The article considers the problems of economic development in the conditions of limited opportunities and suggests interpretation of forecast scenarios of the Donetsk People's Republic. The article provides the assessment of the overall state of economic development during 2014-2021, ex ante forecasts, and defines the development trends. Key intrinsic and extrinsic problems of economic development have been outlined. Growth prospects in the key fields of processing industry contributing to the structural changes of the DPR economy have been identified.

Keywords: economic development forecasts, development scenarios, territories with restricted economic opportunities.

Донецкая Народная Республика (ДНР), несмотря на системный кризис в экономике в период 2014 - 2021 гг., остается промышленным регионом. В 2020 г.

© А.В. Половян, Р.Н. Лепа, Н.В. Шемякина, С.Н. Гриневская, 2022

на перерабатывающую промышленность приходилась половина всей произведенной продукции. В структуре перерабатывающей промышленности порядка 20% занимает металлургия, 18% - пищевая промышленность, которая за год показывает рост на 11%, на производство кокса приходится 6%. В 2020 г. значительный рост показала фармацевтическая и легкая промышленность (в 2 и 1,7 раза соответственно). Химическая промышленность выросла на 25% [1]. Таким образом общая структура объема реализованной промышленной продукции по всем видам деятельности не претерпела значительных изменений по сравнению с предыдущими годами.

Как и вся мировая экономика, экономика ДНР ощутила влияние пандемии на экономическую ситуацию. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем реализованной промышленной продукции предприятиями Республики снизился на 22,4%. Данное снижение обусловлено сокращением в металлургическом производстве -в 1,6 раза, добыче других полезных ископаемых и разработке карьеров - на 48,4%, производстве кокса и продуктов нефтепереработки - на 30,4%. В легкой и фармацевтической промышленности отмечен рост объема реализации в 1,7 и в 2 раза соответственно. Объем розничного товарооборота в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 20,6% (в сопоставимых ценах), а объем оптового товарооборота - на 15,3%.

Положительная динамика отмечена в освоении финансирования предприятиями и организациями Республики: за 2020 г. освоено на 25,1% больше, чем за 2019 г. Кроме увеличения объемных показателей в 2020 г. произошло увеличение и удельных показателей инвестиционной деятельности: наблюдается рост капитальных инвестиций на единицу объема реализованной продукции. Последовательному увеличению объемных показателей также будет способствовать принятие Закона «Об инвестиционной деятельности»,

в котором должны быть прописаны правила действий потенциального инвестора и преференции, которыми он может пользоваться.

Внешнеторговое сальдо в 2020 г. сохраняется отрицательным и составило 72,4 млрд руб., что в 1,5 раза больше соответствующего периода 2019 г. При этом почти 90% внешнеторгового оборота приходится на Россию.

Ситуация на рынке труда в 2020 г. имела неблагоприятные тенденции - среднесписочная численность штатных работников уменьшилась на 1,7%. Снижение среднесписочной численности штатных работников и количества отработанных часов наряду с сокращением объема реализованной промышленной продукции на 22,4% стало причиной снижения производительности труда за 2020 г. на 19,8%.

Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в 2020 г. увеличилась на 21% и составила 15,48 тыс. руб. Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен) за январь-декабрь 2020 г. к январю-декабрю 2019 г. составил 110,8% [2].

На 2021 г. в ДНР осуществляли деятельность 932 промышленных предприятия. Индекс промышленного производства к апрелю 2020 г. увеличился на 11,3%. Положительный вклад в динамику промышленности внесли отрасли перерабатывающей промышленности (16,5%) и предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (14%).

В перерабатывающей промышленности объемы производства увеличились по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - на 13,7%, в машиностроении - на 43,4%. Производство инвестиционных товаров увеличилось в 1,7 раза, товаров промежуточного потребления - на 27%, энергии - на 6,8%, потребительских товаров краткосрочного использования - на 4,8%. Производство потребительских товаров длительного использования снизилось на 9,5%.

В структуре промышленности в январе-апреле 2021 г. наибольший удельный вес отмечен у предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха - 44,6%, удельный вес предприятий в общем объеме реализации увеличился на 6 п.п. Перерабатывающая промышленность занимала 44%, снижение по отношению к предыдущему году составило 5,9 п.п. - в основном за счет спада производства металлургической отрасли (удельный вес сократился на 9,1 п.п. г/г). Доля предприятий пищевой промышленности в общем объеме реализации увеличилась на 2,6 п.п. г/г, машиностроительных предприятий - на 1. п.п. г/г. В общем объеме реализации промышленной продукции добывающая промышленность составила 8,3%, снижение по отношению к предыдущему году

250

200

150

100

50

составило 0,4 п.п. Средняя зарплата работников, занятых в промышленности, в апреле 2021 г. превысила средний уровень в целом по экономике на 4,1% [3].

Оценка текущего состояния социально-экономического развития ДНР позволяет говорить о крайне умеренном восстановлении экономики, недостаточном для продуцирования устойчивого экономического роста, в связи с наблюдающейся динамикой в течение семи лет и показывает следующие общие тенденции развития экономики ДНР (рассчитано с использованием официальных источников Республики [4-8]) на основе данных по объемам реализованной продукции промышленных предприятий ДНР в период с 2013 г. (Донецкая область) по 2025 г. (прогнозные) (рис. 1).

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Объём реализации — — — — Инерционный прогноз - Прогноз -3% — — — -Прогноз +2,5%

Рис. 1. Динамика общего состояния и прогнозные значения развития экономики ДНР

Прогнозные расчеты на 20202025 гг. производились на основе официальных данных по объему реализованной продукции промышленных предприятий ДНР за 2013-2019 гг. и по косвенным признакам на основе выделения существенных закономерных свойств развития экономики ДНР.

Инерционный прогноз предполагает сохранение современного уровня реализации промышленной продукции.

Оптимистический прогноз рассчитан как гипотеза ежегодного роста на 2,5% (минимальная условная предположительная версия показателя роста экономики, который необходим для прироста объемов производства и выхода хотя бы

0

на минимальные темпы роста благосостояния).

Представлен прогноз с отрицательным ростом экономики (-3%) исходя из данных первой оценки Росстата по состоянию экономики России по итогам 2020 г., которая демонстрирует падение в 3,1% [9]. Данный условный прогноз учитывает предпосылки к снижению роста экономики как в мире, так и российской экономики, в которую экономика ДНР непосредственно аффилирована, и, с проецированием на действующую ситуацию в экономике Республики, можно предположить, что данное снижение будет на порядок больше, что является логичным развитием событий в данных условиях хозяйствования Республики.

Экономика Республики продолжает свое восстановление, отлаживает разрушенную экономическую систему, устраняет возникшие неисправности в ее функционировании. Но необходимо принятие и признание факта неизбежности снижения темпов роста экономики ДНР, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, что обусловлено не зависящими от нее причинами, отчасти внутренними и внешними:

особенностью действующей экономической системы ДНР является «ручное управление», что свидетельствует, с одной стороны, о необходимости такого вида управления в особых условиях, как способа эффективного управляющего воздействия на чрезвычайную обстановку в целях ее стабилизации и ликвидации негативных последствий. С другой стороны, длительность «ручного управления» в любых экономических системах свидетельствует о проявлении институционального кризиса и деформации существующей экономической системы;

мощным влиянием геополитического фактора на неопределенность экономического развития ДНР, что создает

высокие степени рисков стабильного развития экономики Республики, а формально необозначенные перспективы политической и экономической кооперации и экономического сотрудничества с РФ пока нельзя считать достаточными для наращивания темпов экономического роста. Геополитический фактор в определенной степени ограничивает возможности ДНР как государства, и как действующей экономики в реализации политики развития ДНР. Это означает, что какой-то период экономика ДНР должна будет функционировать, учитывая риски неопределенности перспектив развития, и вынуждена устранять реальные, и просчитывать потенциальные экономические угрозы для их своевременного нивелирования.

Рассмотрим ряд возможных сценарных вариантов тенденций развития экономики, рассчитанных на основе данных объемов реализации промышленной продукции в ДНР в 2016-2020 гг. нарастающим итогом, для уточненного представления о конечном состоянии экономики на заданный период, в нашем случае 2020 г. (рис. 2).

Наиболее приближенным к визуализации изменений реального состояния экономики (в нашем случае, изменение макроэкономического показателя отраженного в официальных источниках Республики - объема реализации промышленной продукции) является оценка за временной период нарастающим итогом [10, 11].

Данные графика по изменению объема промышленной продукции, показаны нарастающим итогом с применением методологии освоенного объема [12, 13]. Нарастающие итоги или промежуточные итоги используются для отображения общих данных по мере ее роста со временем (либо любой другой серии или прогрессии). Это позволяет оценить общий вклад данной меры в пределах установленного времени (в нашем случае за период 2015 -2020 гг.), т.е. проанализировать какие со-

175 165 155 145 135 125 115 105 95 85 75 65 55 45 35 25 15 5 -5 -15 -25

201 —6

201

-1-1-7

-Фактические данные -Инерционная тенденция

201 8

-Положительная тенденция - Отрицательная тенденция

201 9

202 0

Рис. 2. Динамика объемов реализации промышленной продукции в ДНР в 2016-2020 гг., % г/г, нарастающим итогом

вокупные изменения произошли практически от «нулевой» отметки на настоящее время. Метод «итог с начала года/периода до определенной даты» аналогичен, но он позволяет просматривать нарастающий итог в каждом периоде по отдельности [14]. Оценка развития экономики в годовых исчислениях (2015-2020 гг.) на основе нарастающего итога, в нашем случае, более достоверно отражает и точнее характеризует тенденции и результаты развития экономики (на примере объема реализации промышленной продукции).

Предпосылками и допущениями при определении предположительных трендов развития являются следующие положения:

рассматриваются не все возможные сценарии, а классические прогнозные тенденции возможного развития экономики, которые имеют прецеденты-аналоги в развитии других стран и используемые в научной и экспертной среде. Для выделения таких сценариев используется метод сценарных факторов, который позволяет выделить «развилки» - ключевые альтернативы развития. Какими действительно будут эти векторы развития, зависит от фактически реализующейся траектории

развития экономики ДНР, от экономической и политической ситуации в граничащих с ДНР государствах, и прочих групп интересов по ситуации в Донбассе;

при составлении прогнозов на основе изменений объема реализации промышленной продукции учитывается его воздействие на экономику ДНР, отраженное нарастающим итогом;

доходы бюджета ДНР условно подразумеваются как равные фактическим расходам бюджета;

выдвигается гипотеза о начале восстановления/оживления экономики ДНР в период 2021 года.

Объектами прогноза являются имеющиеся официальные данные по динамике изменения общих объемов реализации промышленной продукции ДНР, а также по ключевым отраслям экономики: в металлургической, машиностроительной, угледобывающей.

В настоящее время фактор неопределенности экономического развития ДНР непосредственно влияет на варианты возможных тенденций развития экономики Республики и охватывает суще-

ственно различные предполагаемые траектории социально-экономической динамики:

отрицательная тенденция развития отражает развитие при недостаточности финансовых и человеческих ресурсов;

инерционная тенденция развития показывает сохранение текущих темпов развития экономики;

положительная тенденция развития, показывающая высокую динамику развития экономики, и, вероятна, при решении политических вопросов о статусе региона и форсированном включении ДНР в международные экономические связи, формальной легализации интеграции экономик ДНР и РФ, что будет способствовать привлечению инвестиций, технологий, трудовых ресурсов.

Отметим, что для принятия стратегически важных управленческих решений на государственном уровне, уровне отдельных корпораций и прочих уровнях управления экономикой, необходимо понимать весь спектр возможных вариантов будущего развития экономики ДНР.

Наименее желательным трендом, естественно, является отрицательная тенденция развития экономики ДНР, которая формируется вследствие хронической недостаточности финансовых, производственных, человеческих и иных ресурсов Слабо эффективным следует считать и инерционный сценарий развития экономики ДНР, который отличается сочетанием высоких затратных параметров и минимальными значениями целевых показателей.

Вариант положительной тенденции развития экономики ДНР является наиболее привлекательным и, при условии проведения хотя бы отдельных институциональных преобразований, может привести к некоторому росту показателей экономики, но принципиального улучшения экономики без проведения структурных преобразований не произойдет.

В ДНР существует необходимость изменить структуру экономики и до-

биться существенного роста производительности труда на основе современных технологий. Диверсификация экономики в пользу обрабатывающей промышленности позволяет достичь высоких темпов роста, более продолжительных периодов роста и снижения его волатильности, что поддерживает рост в долгосрочной перспективе. Происходящие в ДНР процессы экономических изменений, вызванные снижением индустриальной активности в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве, подавляют потенциал экономического развития, ограничивая возможности применения технологий в производстве и приводя к низкой производительности труда. В то время, как снижение индустриальной активности на этапе развитости обрабатывающей промышленности нередко ведет к развитию динамичной сферы услуг, основанных на цифровых технологиях. Чтобы поддержать экономический рост, необходимо обеспечить технический прогресс. Для этого необходимо понимание, какие отрасли обеспечивают процесс роста экономики и как можно модернизировать технологии в этих отраслях. Инновации в производственных процессах по-разному влияют на производительность в разных отраслях, меняя структуру объема производства, занятости и экспорта.

Одним из основных факторов экономического роста является рост обрабатывающей промышленности. Выбор ключевых отраслей экономики имеет большое значение для экономического роста и влияет на последующие структурные изменения, т.к. технологические возможности в разных отраслях значительно отличаются.

Металлургическая отрасль в ДНР потенциально имеет наибольшие шансы показывать положительные тенденции развития при условии обеспечения стабильного производства, развития и модернизации производственных мощностей промышленных предприятий металлургии [15] (рис. 3).

120 100 80 60 40 20 0 -20

102,1

51,5

27,5

• 7,8

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,8 2024

0,4 2025

• Фактические данные < Положительная тенденция

• Инерционная тенденция < Отрицательная тенденция

Рис. 3. Тренды развития металлургической отрасли ДНР в соответствии с динамикой объемов реализации продукции предприятий металлургического комплекса, млрд руб.

Принципом общей стратегии развития экономики ДНР может стать первоочередное развитие высокотехнологичной экономики Республики, включая секторы добычи, переработки, транспортировки угля (рис. 4).

Угольную отрасль необходимо реструктуризировать, поддерживать и развивать [16]. В Республике разработан ком-

плекс программ и подходов, которые позволят трудоустроить и оказать социальную помощь горнякам реструктуризируемых предприятий. Так, шахта «Комсомолец Донбасса» начала модернизировать оборудование на обогатительной фабрике [17], входящей в имущественный комплекс предприятия, введена в эксплуатацию новая лава с запасом угля более

14 12 10 8 6 4 2 0

11,9

12,5

7,5

7,3

7,4

7,8

7,9

8,1

8,2

8,3

5,5 2,7

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

■Фактические данные Инерционная тенденция

■Положительная тенденция Отрицательная тенденция

Рис. 4. Тренды развития угледобычи в ДНР в соответствии с динамикой объемов

добычи каменного угля, млн т

600 тыс. т. На 2021 г. были намечены работы с полной заменой оборудования, которое отработало свой нормативный срок эксплуатации, на новое. Модернизация позволит значительно увеличить производительность и эффективность процесса обогащения, снизить аварийность и финансовые затраты предприятия.

Рост угледобычи и эффективности его использования, укрупнение угольного сектора предприятиями переработки, высокотехнологичным машиностроением и сервисами (геологоразведка, инжиниринг, обслуживание оборудования, НИ-ОКР и др.) может стать мощным стимулом развития экономики ДНР.

Развитие машиностроительной отрасли (рис. 5) имеет большой потенциал для развития экономики ДНР и ее необходимо стимулировать со стороны государства. К примеру, возрождение института государственного заказа. Необходимо усилить конкурентные механизмы его распределения для того, чтобы предприятия имели внутренние стимулы для инвестиционной активности. Предполагаются дополнительные рычаги принуждения к

инновациям предприятий с государственным участием, а также меры по формированию спроса на нетехнологические инновации, стимулированию потребления инновационной машиностроительной продукции малым бизнесом. Не имеет смысла ориентироваться только на политику импортозамещения, в долгосрочной перспективе необходимо соблюдение баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала ДНР, в т.ч. через стимулирование кооперации предприятий, научных организаций и вузов

ДНР.

Перспективы развития машиностроительной отрасли ДНР связаны с возможностью развертывания новых секторов экономики на основе 5-го и выше технологических укладов, информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, новые материалы и другое с возможностью выхода на рынки за пределы ДНР новых продуктов и услуг. Перспективными направлениями можно также определить: развитие симбиоза отраслей энергетики и машиностроения для

Фактические данные • Положительная тенденция

Инерционная тенденция • Отрицательная тенденция

Рис. 5. Тренды развития машиностроительной отрасли ДНР в соответствии с динамикой объемов реализации продукции машиностроения, млрд руб.

обслуживания, производства оборудования и модернизации энергетического комплекса ДНР; машиностроения коммунального транспорта, машиностроения железнодорожного транспорта; создание горношахтного машиностроения нового типа. Для этого необходимо высокое качество институтов, деловой среды, государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и государства не происходит быстро, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР. Предпочтительным является распространение инноваций во всех сегментах машиностроения: высоко-, средне- и низкотехнологичных. Даже при низкотехнологических производствах может быть достигнут значительный эффект от их внедрения, что отразится на состоянии всей экономики. К примеру, наработки в производстве горно-шахтного оборудования необходимо использовать и в других отраслях и направлениях, необходимо создавать совершенно новые перспективные отрасли[18], двигаться в сторону повышения «сложности» экономики, изменения ее структуры в пользу наукоемких производств с более высокой добавленной стоимостью, которые сосредоточены преимущественно в перспективных научно-технологических областях: ИКТ, биотехнологии, интеллектуальные услуги и пр. и встроены в дальнейшие цепочки создания стоимости.

На стратегическую перспективу секторами экономики ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий, направленных на развитие отраслей, можно определить в обрабатывающей промышленности - энергетику, тяжелое машиностроение, металлургию, химическую отрасль, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Инновационное развитие сектора обрабатывающей

промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста.

И конечно, экономический рост на территориях с ограниченными экономическими возможностями, как в ДНР, где объективно существуют барьеры для развития бизнеса, немыслим без высокой предпринимательской активности субъектов всех масштабов - от крупных корпораций до предприятий и индивидуальных предпринимателей. Важнейшая задача государства - стимулировать эту активность, устранять барьеры, создавать и поддерживать необходимое качество институциональной среды и инфраструктуры. В ДНР находится на согласовании проект Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», действует Межведомственная комиссия по оказанию поддержки субъектам предпринимательства, которая рассматривает возможности оказания преференций, льгот предпринимателям для поддержки их деятельности, помощь бизнесу путем предоставления услуг кредитования. Следует отметить, что финансовых ресурсов для предоставления субсидий для финансовой поддержки предприятий, как в Российской Федерации, у ДНР сейчас нет [19]. Ускоренное развитие экономики ДНР сделает возможным восстановление экономической и социальной мощности региона, позволит преодолеть сложившиеся за годы конфликта негативные тенденции отставания в социально-экономическом развитии.

Таким образом, качество роста экономики ДНР с учетом построенных трендов развития может быть определено такими предельными вариантами развития:

положительной тенденцией развития - будет поэтапно происходить структурная и технологическая модернизация экономики ДНР, формирование более сложной и диверсифицированной структуры экономики, включающей угледобывающую отрасль, глубокую переработку, секторы высокотехнологичных производств металлургии и машиностроения; формирование высокотехнологичных платформ на основе симбиоза науки-тех-нологий-производства, создание производств высоких технологических укладов; устранение инфраструктурных и институциональных проблем; ускоренные темпы роста экономики;

отрицательной тенденцией развития - сохраняющиеся имеющиеся низкие темпы роста или чередование периодов незначительного роста экономики и периодов ее спада; сохранение параметров отраслевой структуры экономики ДНР; износ без обновления производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Теоретически, при условии решения структурных проблем в среднесрочной перспективе, экономика ДНР сможет показывать ежегодный рост темпом 2,5%. Для мобилизации имеющегося потенциала развития Республики необходимо активизировать деятельность на государственном уровне по составлению индикативных планов с четким определением приоритетов, целей, средств и возможных векторов экономического развития ДНР. Одним из условий эффективности экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, является четкий выбор приоритетов, где основным приоритетом должен стать выход на максимально высокие темпы сбалансированного экономического роста. Сохранение

текущего состояния экономики ДНР и слабый рост экономики создают условия ее неразвития, формируют потенциальные риски, которые не позволят поддерживать социальную стабильность региона в среднесрочном периоде.

В ДНР принята Программа социально-экономического развития ДНР на 2022-2024 годы [20], утверждена Республиканская программа по стимулированию отечественного производства ДНР на 2021-2022 годы, согласно которой планируется [21]:

повышать конкурентоспособность продукции, производимой республиканскими предприятиями, стимулировать технологическую модернизацию производства и повышать его эффективность;

переформатировать контрольно-надзорную деятельность;

оказывать государственную поддержку производителям за счет возобновления деятельности промышленных предприятий, их перепрофилирования при необходимости, совершенствования таможенно-тарифного регулирования, снижения зависимости отраслей промышленности от использования импортных комплектующих.

Экономическая политика в ДНР должна строиться на реалиях ресурсной экономики, когда за счет целенаправленных решений властей будут приниматься решения относительно принятия необходимых мер и последовательности шагов в области развития экономики. Регулирующие возможности государства значительны. Государство должно активно проявлять себя при поддержке кооперации вузов и бизнеса, создании технологических платформ; разработке программ инновационного развития корпораций и предприятий с государственным участием. Предлагается, в имеющихся программах развития городов ДНР, систематизировать реализуемые меры, придать им согласованный и комплексный характер,

ведь практика показывает, что не все задачи, обозначенные в представленных и утвержденных программных документах [22], могут быть обеспечены требуемыми инвестициями, соответствующими механизмами управления и реализации политики развития. В качестве приложения усилий государства на начальном этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно налоговые льготы и преференции для бюджетообразующих производств ДНР.

Способность экономики ДНР и потенциал экономического роста определяются как позитивными - наличие сырьевых ресурсов, относительно высокое качество человеческого капитала, наличие производственного потенциала, так и негативными факторами - слабые институты, отсутствие инвестиций для модернизации производства, ограниченные возможности для структурного маневра в целях обновления и развития экономики. Политика, ориентированная на формирование условий устойчивого роста экономики, должна быть направлена на снижение влияния негативных факторов и максимизацию эффекта от преимуществ территории, а для этого должен быть задействован управленческий ресурс высшего порядка, который должен каждый в зоне своей ответственности ставить и решать практические задачи по включению производств Республики в производственные цепочки России, по снятию таможенных барьеров, облегчения процедуры транзита и пр. На ДНР распространяются многие ввозные пошлины из Российской Федерации, влияющие на ценообразование в том числе, в сфере машиностроения, есть надежда, что развитию машиностроительной отрасли ДНР будет способствовать выполнение Указа Президента РФ от 15 ноября 2021 года[23], которым предписано допустить на российские рынки товары из ДНР и ЛНР, временно не применяя товарные квоты на экспорт и импорт.

Таким образом, можно предположить, что в качестве базового сценария развития экономки ДНР на краткосрочную перспективу можно рассматривать инерционный сценарий неравномерного роста, основанный на продолжении действующей экономической политики в Республике, что будет продуцировать спад темпов роста экономики в связи с замедлением роста спроса и ограниченных возможностей повышения продуктивности экономики. Следует отметить, что любой анализ возможных экономических процессов в ДНР может быть лишь приблизительным в силу неясности будущих границ и политического статуса Республики, и соответственно, объемов доступных природных и промышленных ресурсов, поэтому важным для оценки и формированию стратегии развития Республики иметь научно обоснованные прогнозы такого развития. С технической точки зрения использование представленных видов тренда позволяет применить логичный алгоритм для построения краткосрочных прогнозов. Долгосрочная стратегия развития экономики ДНР не может быть ограничена краткосрочными прогнозами, она должна ориентироваться на перспективы будущего, учитывать тренды, которые определяют оптимистический прогноз развития. Без практической ориентации на тренд ускоренного развития, показанный выше как условный, экономика ДНР будет демонстрировать имитацию развития экономики. ДНР надо от политики умеренного восстановления экономики переходить к определению долгосрочной стратегии развития и ее поэтапному выполнению.

Список использованной литературы

1. Половян, А. Важно свести к минимуму зависимость от импорта [Электронный ресурс] / Правительство ДНР: оф. сайт. - URL: https://pravdnr.ru/news/ aleksej-polovyan-vazhno-svesti-k-minimu mu-zavisimost-ot-importa/

2. Половян, А. представил итоги деятельности Министерства экономического развития за 2020 год и основные планы на 2021 год [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития ДНР: оф. сайт. - URL: http://www.mer.gov dnr. ru/index.php?opti on=com_content& view=article&id=8876:aleksej-polovyan-predstavil-itogi-deyatelnosti-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2020-god-i-osnovnye-plany-na-2021 -god&catid=8& Itemid=141

3. Промышленность ДНР: итоги МЭР за апрель 2021. 31.05.2021 [Электронный ресурс] // DNR LIVE. - URL: http://dnr-live.ru/promyishlennost-dnr-itogi-mer-za-aprel-2021/

4. Итоги социально-экономического развития ДНР за I-е полугодие 2020 года. Торгово-промышленная палата ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://tppdnr. т^=объем+реализованной+ промышленной+продукции+2019

5. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А.В.Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. -2018. - № 1 (166). - С. 99-107.

6. Половян, А.В. Общее состояние экономики ДНР и основные тенденции развития / А.В.Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская, Н.В. Шемякина // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения. -Донецк, 2020. - С. 11-23.

7. Гриневская, С.Н. Инновационное развитие территорий с ограниченными возможностями: Донецкая Народная Республика / С.Н. Гриневская, А.В. Половян, Н.В. Шемякина // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник : материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. - Москва, 2021. - С. 538-542.

8. Половян, А.В. Тренды развития экономики / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская, Н.В. Шемякина // Экономика Донецкой Народной Республики:

состояние, проблемы, пути решения. Научный доклад. Под научной редакцией А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной. - Донецк, 2021. - С. 20-32.

9. Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет. - 2021 [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/ 01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95

10. Новичков, А.В. Методы прогнозирования динамики валового внутреннего продукта [Электронный ресурс]. - 2007. - URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2007/fp/3/13.pdf

11. Доверие в экономике: количественная оценка. Аналитический доклад. Авторы: И.А. Николаев, С.В. Ефимов, Е.В. Марушкина. - ФБК, Департамент стратегического анализа, 2006. - 38с. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.fbk.ru/upload/images/doverie1.pdf

12. Литвин, К. Методология «освоенного объема». ЮВ, ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2013/09/09/127556 4902/Литвин%20Ю.В.%20УЗП%20Лек-ция%203^

13. Дискретный метод vs метод нарастающего итога. [Электронный ресурс]. Журнал «Налоговые споры» - URL: https://www.vegaslex.ru/analytics/publicatio ns/70855/

14. Нарастающий итог [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.tibco. com/pub/spotfire_web_player/6.5.0/doc/ html/ru_RU/GUID-A72C6670-9569-4542-9EA5-BF311478C0F9.html

15. Совместное заявление Глав ДНР и ЛНР о переводе филиалов ЗАО «Вне-шторгсервис» под управление нового инвестора. - URL: https://dan-news.info/offi-cial/sovmestnoe-zajavlenie-glav-dnr-i-lnr-o-o-perevode-filialov-zao-vneshtorgservis-pod-upravlenie-novogo-investora.html. 11. 06.2021

16. Половян А. Львиная доля шахт ДНР останется в строю [Электронный ресурс]. - URL: http://ways-novo rossia.ru/index.php?id=18025&show=news &newsid=901

17. Крупнейшая шахта ДНР начала масштабную модернизацию обогатительной установки. [Электронный ресурс]. -Донецк, 10.06.2021. ДАН. - URL: https://dan-news.info/ekonomika/ krup nejshaja-shahta-dnr-nachala-masshtabnuju-modernizacij u-obogatitelnoj -ustanovki/

18. Половян А. ДНР проспала графе-новую революцию, но время еще не упущено. 17.08.2020 [Электронный ресурс]. // DNR LIVE. - URL: http://dnr-live.ru/dnr-prospala-grafenovuyu-revolyutsiyu-no-vremya-eshhe-ne-upushheno-a-polovyan/

19. Министерство экономического развития ДНР о развитии экономики и инвестиционном климате в Республике. 02.08.2021 [Электронный ресурс]. - DNR LIVE: URL: http://dnr-live.ru/mer-o-razvitii-ekonomiki-i-investitsionnom-kli mate-v-respublike/

20. Главы ДНР и ЛНР Д. Пушилин и Л. Пасечник заявили о принятии программ социально-экономического развития на 2022-2024 годы. 6.09.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://minin

fodnr.ru/glavy-dnr-i-lnr-denis-pushilin-i-le-onid-pasechnik-zayavili-o-prinyatii-progra mm-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-2022-2024-gody/

21. Правительство ДНР приняло разработанные Минэкономразвития документы. 21.07.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://mer.govdnr.ru/in-dex.php? option=com_content&view=arti-cle&id=9289: pravitelstvo-prinyalo-razrabo-tannye-minekonomrazvitiya-dokumenty& catid=8&Itemid=141

22. Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: ана-лит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 76 с.

23. Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: Указ Президента Российской Федерации от 15.11.2021 № 657 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202111150030

A.V. POLOVYAN, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, leading research associate at the Department of Financial and Economic Research, R.N. LEPA, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Economic Systems Modeling, e-mail: roman.lepa@gmail.com, N.V. SHEMYAKINA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Institute, e-mail: nshemiakina@mail.ru, S.N. GRINEVSKAYA, Candidate of Economic Sciences, research associate of the Department of Economic Systems Modeling, e-mail: grinsv-13@rambler.ru

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 02.02.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.