Научная статья на тему 'СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ДНР'

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ДНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВИДЕНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражникова Л.Н., Мызникова М.А.

Потеря экономического равновесия в результате дипломатической и экономической изоляции Донецкой Народной Республики (ДНР) требует поиска оптимального пути для перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому посредством формирования и реализации системы стратегического планирования. Статья посвящена определению места, роли и контуров системы стратегического планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING SYSTEM AS AN EFFECTIVE TOOL FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF THE DPR ECONOMY

The loss of economic balance as a result of the diplomatic and economic isolation of the Donetsk People’s Republic requires finding an optimal way to shift from the current state of socio-economic development to the desired one through the formation and implementation of a strategic planning system. The article is devoted to determining the place, role and outline of the strategic planning system in the strategic management of the social and economic development of the DPR.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ДНР»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 338.26:338.24(477.62)

Л.Н. БРАЖНИКОВА, докт. экон. наук, проф., главный научный сотрудник отдела государственного регулирования и планирования экономики, e-mail: brazhnik0908@gmail.com

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР,

М.А. МЫЗНИКОВА, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры бизнес-информатики,

e-mail: maryalex.myz@gmail.com ГОУ ВПО «ДонНУ», г. Донецк, ДНР

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ДНР

Потеря экономического равновесия в результате дипломатической и экономической изоляции Донецкой Народной Республики (ДНР) требует поиска оптимального пути для перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому посредством формирования и реализации системы стратегического планирования. Статья посвящена определению места, роли и контуров системы стратегического планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием ДНР.

Ключевые слова: система государственного стратегического планирования, стратегическое управление, социально-экономическое развитие, видение, индикативное планирование, директивное планирование.

Brazhnikova L.N., Myznikova M.A.

Strategic planning system as an effective tool for strategic management of the DPR economy.

The loss of economic balance as a result of the diplomatic and economic isola-

tion of the Donetsk People's Republic requires finding an optimal way to shift from the current state of socio-economic development to the desired one through the formation and implementation of a strategic planning system. The article is devoted to determining the place, role and outline of the strategic planning system in the strategic management of the social and economic development of the DPR.

Keywords: state strategic planning system, strategic management, social and economic development, vision, indicative planning, directive planning.

Семилетнее управление народным хозяйством ДНР в условиях дипломатической и экономической изоляции обусловило выработку довольно гибкой экономической модели, отвечающей вызовам времени. Однако, как старопромышленному региону, Донбассу закономерно требуется модернизация и перестройка производства, а проблемы, связанные с разрушением инфраструктуры и нехват© Л.Н. Бражникова, М.А. Мызникова, 2021

кой оборотных средств в результате вооруженных действий, препятствуют его технологическому развитию.

Большинство проблем, присущих экономике Республики, можно эффективно решить, используя методы стратегического управления и стратегического планирования. Преимущественное значение этих методов заключается в том, что их использование позволяет нивелировать падение темпов развития экономики Республики, эффективно реализовать ее ресурсный потенциал, скоординировать взаимодействие всех участников процесса, в результате чего, обеспечить устойчивое развитие ее базовых отраслей.

Использование системы государственного стратегического планирования (СГСП) является одним из ключевых управленческих факторов устойчивого социально-экономического развития Республики. Целесообразность ее использования многократно доказывалась зарубежными и отечественными исследователями. Преимущества комбинирования как рыночных, так и плановых регуляторов при построении успешных экономик социальной направленности на опыте азиатских и европейских стран обосновывались академиком НАН Украины и НАПрН Украины В.К. Мамутовым [1].

Различным аспектам формирования и развития СГСП посвящено много научных работ [2-7 и др.]. Однако проблемы реализации принципов СГСП в тяжелой экономико-политической обстановке, в которой находится ДНР, требуют дополнительного исследования. К проблемам, которые до текущего момента затрудняли формирование СГСП в Республике, относятся: непредсказуемость внешних экономических и политических факторов, влияющих на формирование стратегического видения, неопределенность в методологическом подходе к управлению ее социально-

экономическим развитием; недостаток правового, методического, организационного обеспечения процесса стратегического планирования; слабая институциональная обеспеченность СГСП; отсутствие контура стратегического планирования.

Заложить правовые, организационные и методологические основы и принципы формирования СГСП социально-экономического развития Республики, а также определить функции участников стратегического планирования, призван Закон «О системе стратегического планирования в Донецкой Народной Республике», который находится в стадии законопроекта.

Цель данной работы очертить контур стратегического планирования, а также определить его место и роль, как действенного инструмента стратегического управления, что позволит сформулировать концептуальные основы формирования и развития СГСП в ДНР.

При всем многообразии определений стратегического управления выделено универсальное, представленное в работе [9], как влияние субъекта на объект, осуществляемое для достижения поставленных стратегических целей посредством использования стратегических инструментов. Это позволило сформулировать понятие Государственного стратегического управления ДНР и выделить стратегическое планирование как его ключевой инструмент (рис. 1).

Государственное стратегическое управление ДНР - это научно обоснованное воздействие Правительства ДНР и аппарата государственного управления на социально-экономическую среду Республики посредством использования стратегических инструментов для достижения такого ускорения социально-экономического развития, которое обеспечит высокие темпы роста благосостояния населения на постоянной основе.

Субъект - Правительство ДНР Цель: задать такое ускорение социально-экономическому развитию Республики, которое обеспечит высокие темпы роста благосостояния населения на постоянной основе за счет определенных Правительством ключевых инициатив.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

,___I

И Н С Т Р У М Е Н Т Ы

I I

/

стратегический анализ

/

/ Стратегическое /управление - воздей-! ствие субъекта на I объект, осуществля-I емое для достижения

I

поставленных стратегических целей посредством использования стратеги-

| ^ ческих инструментов

стратегическое планирование

1 г

"Н "М

■М -И

■"И "М

экспресс-анализ

комплексный анализ

детальный анализ

процесс прогнозирования

процесс целеполагания

ziiiiiijkzziiii:

процесс планирования

процесс программирования

процесс выбора альтернатив процесс реализации стратегии

процесс обнаружения сбоев и ошибок

г:::::::::::::::::::::*::::::::::::::::::::::

процесс выработки и осуществления корректирующих мер

- инструменты

- структурные элементы

Рис. 1. Система стратегического планирования как инструмент стратегического управления экономикой ДНР

Как представлено на рис. 1, центральным звеном в системе стратегического управления является стратегическое планирование. Задачи других инструментов имеют подчиненный, сопровождающий характер и их решение направлено в основном на обслуживание задач стратегического планирования. Так, например, оценка воздействий и определение их влияния на стратегический выбор (задача стратегического анализа) обеспечивает процесс прогнозирования; формирование стратегической организационной культуры (задача организации стратегического планирования) направлено на координацию действий участников стратегического планирования по формированию и реализации генеральной стратегии; определение правильности выполнения стратегии (задача стратегического контроля) обеспечивает обратную связь с процессом стратегического планирования.

В сущности, стратегическое управление можно представить как средство реализации стратегического планирования. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений на всех этапах и уровнях государственного управления.

В научной литературе стратегическое планирование трактуется как процесс, функция, этап, деятельность в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. В статье стратегическое планирование рассматривается как инструмент, направленный на реализацию целей государственного стратегического управления.

Стратегическое планирование, как показывает опыт зарубежных стран, становится ключевым инструментом стратегического управления в периоды нарушения экономического равновесия. Это чрезвычайно актуально в современных условиях социально-экономического развития ДНР.

Реализация Стратегии обеспечивается путем создания системы стратегического планирования. Исходя из существующих реалий, когда ориентиром в законотворческой деятельности ДНР является российское законодательство, следует рассмотреть построение системы стратегического планирования РФ. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России, «Система государственного стратегического планирования - это совокупность:

взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;

элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;

участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере» [10].

Главной целью создания системы стратегического планирования является определение оптимального пути перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому за счет концентрации ресурсов (финансовых, организационных, информационных, кадровых) и консолидации усилий всех субъектов хозяйствования.

Необходимость формирования системы стратегического планирования в ДНР также вызвана требованием изменения характера решений в экономической, социальной, технологической и инновационной сферах, а также в сфере безопасности с тактического на стратегический.

Отсюда следует, что СГСП, в отличие от других, является действенным инструментом стратегического управления Республики, поскольку позволяет вос-

становить экономическое равновесие и осуществить переход социально-экономической системы к ускоренному развитию.

В целях эффективного решения задач научно-методического сопровождения СГСП, как инструмента государственного стратегического управления в ДНР, полагаем целесообразным взять за основу классификацию стратегий социально-экономического развития, используемую экономически развитыми странами, адаптированную к требованиям законодательства ДНР и представленную авторами для наглядности в виде пирамиды (рис. 2).

Представленная классификация в целом не противоречит основам, заложенным Проектом Закона «О системе стратегического планирования в Донецкой Народной Республике» [8] (далее -Законопроект). Однако, в отличие от положений Законопроекта, в предложенной классификации высшей точкой стратегического планирования, его вершиной позиционировано Видение, т.е. концептуальное описание желаемого будущего, представление о подлинном и желаемом состоянии социально-экономического развития, а также вызовах и возможностях.

Перспектива, уровень планирования, согласно Законопроекту [8]

Признаки стратегий

'Видение4'

Долгосрочная - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более 6 лет, республиканский

Долгосрочная ' стратегия развития

Система целей и путей их достижения, индикаторов оценки прогресса

Концептуальное описание желаемого будущего

Среднесрочная - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет, административно-территориальных единиц

Среднесрочная стратегия развития

Система секторальных, территориальных и др. планов, определяющих конкретные действия и мероприятия

Дорожная карта к желаемому будущему

Краткосрочная- период, следующий за текущим годом, продолжительностью до 3 лет включительно, административно-территориальных единиц

Краткосрочная стратегия развития

Система секторальных, территориальных и др. планов, определяющих конкретные действия и мероприятия

\Этапы выполнения дорожной карты

Рис. 2. Пирамида классификации стратегий социально-экономического развития ДНР

(Составлено авторами)

Как продемонстрировано в работе [7] на примере 24 стран, инновационными и процветающими оказались те страны, которые были способны разработать и реализовать свое видение будущего, спланировать изменения и минимизировать риски. Видение - это альфа и омега зарубежных теоретиков и практиков стратегического управления. В то же время, необходимо отметить, что Законопроектом концепция Стратегического видения не прописана.

Возможно, это объясняется непредсказуемостью внешних экономических и политических факторов, влияющих на формирование стратегического видения. Однако без формулирования общего представления о желаемом будущем, без четкого представления, где мы находимся и куда должны прийти, дорожная карта вряд ли сможет стать выверенным ориентиром. Кроме того, формирование стратегического видения обеспечивает реализацию принципа реалистичности, заложенного Законопроектом, который означает, что при определении целей и задач необходимо учитывать ресурсные ограничения и риски, т.е. возможности и вызовы.

Концептуальное описание желаемого будущего ДНР может быть сформулировано, например, как устойчивое развитие экономики, обеспечивающее высокие темпы роста благосостояния населения на постоянной основе, за счет инновационной политики, цифровых технологий, ресурсоэффективности и т.п.

Если Видение - это концептуальное описание желаемого будущего, то Национальная стратегия развития - это «дорожная карта», позволяющая двигаться к такому будущему, содержащая четкие цели и пути их достижения, а также набор индикаторов, позволяющих оценить прогресс страны. [7]

Вершина пирамиды может быть достигнута при условии реализации прин-

ципа целостности. Согласно Законопроекту, принцип целостности предусматривает рассмотрение системы стратегического планирования как единого целого с прочными взаимосвязями между документами стратегического планирования на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды на республиканском и административно-территориальном уровнях управления.

Иерархия стратегических документов ДНР, составленная авторами согласно комплексному обзору теории, практики и международного опыта в области стратегического управления [1, 6, 7] с учетом положений Законопроекта [8] и с использованием его понятийно-категориального аппарата, представлена на рис. 3.

Основой всей республиканской системы стратегического планирования, как это было обосновано выше, должно стать Видение (1), общее по Республике, по сферам деятельности и административно-территориальным единицам. Оно должно определять единые долгосрочные приоритеты и устанавливать единые стратегические цели в соответствии с Конституцией ДНР. Для реализации приоритетов и целей в долгосрочной перспективе, как это определено Законопроектом, должна действовать Стратегия социально-экономического развития ДНР (4), разрабатываемая на основе актов Главы и Правительства ДНР с учетом прогнозов социально-экономического развития, научно-технологического и инновационного развития, а также бюджетного прогноза Республики. Эта стратегия содержит систему приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение социально-экономического развития и безопасности ДНР, и выступает базовым документом в системе стратегического планирования Республики. Она лежит в основе формирования Стратегии социаль-

Отраслевые и иные документы ДНР

в рамках целеполагания

■ Планы деятельности органов исполнительной власти

©

Стратегия социально-экономического развития административно-территориальной единицы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ■■И

У

L.

Иные документы стратегического планирования, разрабатываемые на республиканском уровне

Муниципальные программы административно

территориальной единицы |

\

Индивидуальная программа социально-экономического развития административно-территориальной единицы

Ч

- Документы прогнозирования

- Документы целеполагания I-------

- Документы планирования и программирования

Схема территориального планирования отдельной административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики

<15) i

■ф

Рис. 3. Схема иерархических взаимосвязей документов стратегического планирования ДНР (составлено авторами согласно Законопроекту [8])

но-экономического развития административно-территориальных единиц (5). На ее основе разрабатываются документы планирования и прогнозирования (9-14). Она взаимосвязана со Стратегией национальной безопасности (6). Она учитывается при разработке и корректировке стратегии научно-технологического и инновационного развития (7), а также отраслевых, иных документов стратегического планирования в рамках целепо-лагания (8).

В свою очередь, стратегия научно-технологического и инновационного развития, как подчеркнуто в Законопроекте [8], фундаментально взаимосвязана со стратегией социально-экономического развития и стратегией национальной безопасности Республики.

Таким образом, осуществляется согласование стратегических планов различных субъектов и иерархических уровней, что позволяет реализовать принципы организации и функционирования СГСП, заложенные Законопроектом [8], а именно: целостности, сбалансированности, программно-целевой принцип. Многомерное согласование принципов формирования СГСП и интересов его участников должно осуществляться как при разработке стратегии социально-экономического развития Республики, так и при ее воплощении.

Необходимой предпосылкой создания конкурентоспособной, инновационно-ориентированной, устойчиво развивающейся экономики является переход к такой системе стратегического управления, при которой стратегическое планирование имеет максимальную эффективность.

Существующие в мировой практике стратегического управления модели стратегического планирования характеризуются использованием как индикативных, так и директивных методов, которые достигают равновесия в конкрет-

ной системе стратегического планирования для конкретных условий развития экономики.

Индикативные методы планирования основаны на координации интересов государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетают государственное регулирование с рыночным саморегулированием; используют систему индикаторов социально-экономического развития и включают процедуры согласования решений на макро- и мезо-уровне. Директивные - на разработке и принятии планов на государственном уровне, которые имеют силу юридического закона, несущего адресный характер и обязательность исполнения.

В современных условиях экономического развития ДНР, ориентированного преимущественно на бюджетную сферу и хозяйствующие субъекты, взятые в государственное управление или находящиеся в государственной собственности, или имеющие преобладающую долю государственной собственности, более предпочтительной является модель стратегического планирования с доминированием директивных признаков.

В связи с этим, предполагается целесообразным предложить создание смешанной модели: для бизнеса, функционирующего в рыночной среде, использовать модель стратегического планирования с доминированием индикативных методов, а для субъектов хозяйствования государственного сектора -директивных. Это предполагает разработку двух вариантов стратегического планирования. При первом варианте результаты планирования текущей деятельности в бизнес-среде учитываются при разработке средне- и долгосрочных программ государственного социально-экономического развития. При втором варианте программные документы являются директивами, обязательными для исполнения при формировании планов

текущей деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора. Использование смешанной модели обеспечивает реализацию принципов реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости и соответствия, ответственности участников, результативности и эффективности стратегического

планирования, заложенных Законопроектом. На рис. 4 представлена концептуальная схема циклического индикативного стратегического планирования с директивными элементами, адаптированного к современным условиям социально-экономического развития Республики.

Стратегический анализ объективных процессов в развитии общества и техносферы

Циклический процесс индикативного стратегического планирования с директивными элементами

Прогнозирование (анализ условий реализации стратегии)

Целеполагание (выработка целей, выбор стратегии)

е а л и з а ц и я с т р а т е г и и

Планирование (формирование Программирование

(разработка средне- и

планов текущей долгосрочных

деятельности) программ)

—► - Вариант с использованием индикативных методов — - Вариант с использованием директивных методов

Рис. 4. Концептуальная схема циклического индикативного стратегического планирования с директивными элементами, адаптированного к современным условиям социально-экономического развития Республики

Базой для построения концептуальной схемы стратегического планирования послужило исполнение принципа преемственности и непрерывности, который означает последовательную разработку и реализацию документов с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования.

Циклический характер процесса стратегического планирования обеспечивает воплощение принципа адаптации, который означает обеспечение своевре-

менной корректировки документов стратегического планирования при изменении политической и социально-экономической составляющей для поддержания уровня эффективности реализации поставленных целей.

Таким образом, процедуры стратегического анализа, прогнозирования, це-леполагания, планирования, программирования (или программирования, планирования в зависимости от выбранной модели стратегического планирования),

мониторинга и контроля, корректировки документов стратегического планирования осуществляются в последовательном режиме, исходя из возможностей национальной экономики адаптироваться к изменениям внешней и внутренней институциональной среды.

Концептуальная схема реализации системы стратегического планирования ДНР представлена на рис. 5.

Исходным компонентом стратегического планирования является анализ объективных процессов на внешнем и внутреннем контуре государства (А).

Процедуры прогнозирования, целе-полагания, планирования и программирования являются непосредственно структурными элементами стратегического планирования (см. рис. 1) и выполняются последовательно на основе стратегического анализа (А) подсистемами 1, 2, 3, 4 соответственно.

Подсистема принятия решений о выборе альтернатив (5) обеспечивает реализацию принципа результативности и эффективности стратегического планирования путем рассмотрения альтернатив и выбора лучшего варианта стратегии из множества вариантов различных стратегий, сформированных Подсистемой це-леполагания (2).

Своевременная корректировка документов стратегического планирования (В) осуществляется по результатам процесса стратегического планирования, представленным в виде системы планов и программ, посредством осуществления процедуры мониторинга и контроля (6).

Предложенная парадигма системы стратегического планирования предусматривает обратную связь между корректирующими мероприятиями (В) и аналитическими процедурами (А), что обеспечивает реализацию принципа адаптации.

Процесс формирования стратегии требует эффективной координации как

по ролям, которые исполняет каждый из участников процесса, так и по целям и результатам их деятельности, а также по внутренней совместимости этих целей и результатов.

Эффективное функционирование системы государственного стратегического планирования объективно требует наличия единого координационного центра. Так, например, невозможно достичь логической взаимосвязи разрабатываемых документов стратегического планирования без осуществления координации участников стратегического планирования [9, с. 256]. Координационную функцию обеспечивает подсистема организации планирования (7).

Реализацию СГСП гарантируют подсистемы правового, методического, организационного, кадрового, технического и информационного обеспечения (соответственно 8, 9, 10, 11, 12). Указанные подсистемы обеспечивают реализацию принципов единства, целостности, разграничения полномочий и непрерывности, научной обоснованности.

Формирование и обработку данных обеспечивает республиканская информационная система стратегического планирования (С), которая создается в Республике согласно Законопроекту [8].

Одной из фундаментальных составляющих успеха реализации стратегии в современном динамично меняющемся информационном обществе является продвижение определенных идей. Информационная поддержка стратегии -формирование позитивного восприятия стратегии - требует организации коммуникационной кампании. Эту функцию выполняет подсистема коммуникационного обеспечения (Б), обеспечивая реализацию принципа прозрачности (открытости) стратегического планирования. Использование смешанной модели стратегического планирования предопределяет использование комбинированных

0

Стратегический анализ

1-12 -A-D

Подсистема правового обеспечения

Подсистемы СГСП Процедуры стратегического управления

Подсистема принятия решений о выборе альтернатив

О

Подсистема мониторинга и контроля

Подсистема методического обеспечения

т

Подсистема прогнозирования (Выработка условий реализации целей)

0

1

Подсистема целеполагания (Выработка целей)

О

Подсистема кадрового и технического обеспечения

I

О

Подсистема планирования (Формирование планов текущей деятельности)

Т

О

Подсистема программирования (Разработка долго- и среднесрочных программ)

т

Подсистема организации планирования

0

Подсистема организационного обеспечения

подсистема информационного обеспечения

Г"*

Бюджетный прогноз

Прогноз научно-технологического и инновационного развития

Прогноз социально-экономического развития

Ежегодное обращение Главы ДНР 14- -

Стратегия социально-экономического развития

Стратегия национальной безопасности

Стратегия научно-технологического и инновационного развития

Отраслевые и иные документы в рамках целеполагания

©

С

Республиканская информационная система стратегического планирования

<4-

&

Подсистема коммуникационного обеспечения

Ц-

Информационная поддержка стратегии

Основные направления деятельности Правительства ДНР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План деятельности органа исполнительной власти ДНР

Государственная программа

f«-

Ч-

Муниципальная программа

Индивидуальная программа социально-экономического развития административно-территориальной единицы

Схемы территориального планирования

Рис. 5. Концептуальная схема реализации системы стратегического

планирования ДНР

коммуникационных подходов как «сверху-вниз», так и «снизу-вверх».

Таким образом, предложенная парадигма построения СГСП в Республике, разработанная на основе обзора международного опыта в области стратегического управления, обеспечивает реализацию требований и принципов, заложенных Законопроектом «О системе стратегического планирования в Донецкой Народной Республике».

Выводы.

Обозначено место СГСП и определен ее действенный характер в системе инструментов стратегического управления Республики.

Обоснована целесообразность формулирования положения о стратегическом видении в Законе «О системе стратегического планирования в Донецкой Народной Республике», как основы формирования всей Республиканской системы стратегического планирования, для обеспечения единой логики формулирования стратегических приоритетов и целей всеми участниками процесса стратегического управления, во всех документах целеполагания, на всех этапах планирования.

Обосновано использование смешанной модели циклического индикативного стратегического планирования с директивными элементами для хозяйствующих субъектов в рыночной и нерыночной среде.

Предложена концептуальная схема реализации системы стратегического планирования ДНР.

Представляется, что проблема формирования системы стратегического планирования в сложных условиях современной экономики ДНР нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении.

Предметом дальнейшего исследования является институциональная поддержка процедур прогнозирования, целе-полагания, планирования, программирования, а также формализация процессов

правового, методического, организационного, кадрового, технического и информационного обеспечения.

Список использованной литературы

1. Мамутов, В.К. Умело комбинирующиеся преимущества капитализма и социализма / В.К. Мамутов // Економша та право. - 2017. - № 1 (46). - С. 3-10.

2. Хоменко, Я.В. Концептуальные основы системы стратегического планирования социально-экономического развития Донецкой народной республики / Я.В. Хоменко, О.В. Половян // Вестник ДонНУ. Сер. В. Экономика и право. -2020. - № 2. - С. 253-266.

3. Половян, А.В. Система стратегического планирования развития экономики Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, К.И. Синицына // Управление развитием социально-экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост: Материалы XVIII Международной научной конференции (Донецк, 7-8 декабря 2017 г.). - Том 1 / под общей редакцией д.э.н., доц. Ю.Н. Полшкова. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. - С. 194-197.

4. Гриневская, С.Н. Модели стратегического планирования на территориях с неопределенным государственным статусом // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 74-79.

5. Бардовский, В.П. Актуальные вопросы формирования системы государственного стратегического управления. В.П. Бардовский, Л.В. Плахова, Н.Н. Соколова [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. -2016. - № 8-2. - С. 306-309. - URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=40661

6. Исаева, Н.И. Государственная система стратегического планирования в

Украине: проблемы и перспективы развития / Н.И. Исаева [Электронный ресурс]. - URL: https://sworld.com.ua/ simpoz4/21.pdf

7. Концепция и опыт формулирования национальных видений. Заглядывая за горизонт [Электронный ресурс]. -Центр экономических исследований, 2014. - 55 с. - URL: www.cer.uz

8. Законопроект «О системе стратегического планирования в Донецкой Народной Республике» подготовлен ко второму чтению [Электронный ресурс]. -URL: http://mer.govdnr.ru/index.php?optio n=com_content&view=article&id=1734:stra t-plan-zakon-300816&catid=8&Itemid=141

9. Меркулова, Е.В. Инструменты стратегического управления предприятием / Е.В. Меркулова [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=500

10. Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: http:// old.economy. gov.ru/minec/activity/secti ons/ strategicPlanning/index

L.N. BRAZHNIKOVA, Doctor of Economics, Professor, Chief Research Associate, e-mail: brazhnik0908@gmail.com

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, DPR,

M.A. MYZNIKOVA, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Business Informatics, e-mail: maryalex.myz@gmail.com

SEI HVE "Donetsk National University", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 19.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.