Научная статья на тему 'Модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в процессе обучения иностранному языку'

Модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / CONTINUITY / MODEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Любовь Александровна

Современный этап развития образовательной системы особо актуализирует обеспечение преемственности общего и профессионального образования, что предполагает последовательную и постепенную организацию образовательного процесса на всех этапах обучения. Статья описывает модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в школе и вузе в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CONTINUOUS FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The current stage of the development of the educational system is particularly relevant to ensure the continuity of general and vocational education, which involves a consistent and gradual organization of the educational process at all stages of training. The article describes the model of successive formation of information and communication competence in school and University in the process of learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в процессе обучения иностранному языку»

http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3++/100501_C_3plus_22032018.pdf (дата обращения 26.06.2019).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. №1061 // Российская газета. 2013 г.

Педагогика

УДК: 371.3:372.881.111.1

кандидат педагогических наук Леонтьева Любовь Александровна

Нижнекамский филиал Казанского Инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (г. Нижнекамск)

МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Современный этап развития образовательной системы особо актуализирует обеспечение преемственности общего и профессионального образования, что предполагает последовательную и постепенную организацию образовательного процесса на всех этапах обучения. Статья описывает модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в школе и вузе в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция; информационно-коммуникационная компетенция, преемственность, модель реализации.

Annotation. The current stage of the development of the educational system is particularly relevant to ensure the continuity of general and vocational education, which involves a consistent and gradual organization of the educational process at all stages of training. The article describes the model of successive formation of information and communication competence in school and University in the process of learning a foreign language.

Keywords: competence approach, competence; information-communication competence, continuity, model of formation.

Введение. Преемственность является ведущим принципом обучения в условиях перехода к реализации непрерывного образования и, как научный феномен, трактуется философским словарем как «...необходимая объективная связь между старым и новым в онтогенезе», которая проявляется в устранении старого, но с неотъемлемым сохранением и последующим развитием всего существенного и ценного, что было наработано на предыдущих ступенях, т.к. это определяет движение вперед в бытии и сознании [13, с. 6].

Преемственность рассматривается как общепедагогический принцип и педагогическая система, которая включает две субструктуры: учебно-познавательную преемственность и процессуально-обучающую преемственность [13, с. 9]. При этом Л.О. Филатова отмечает, что структурными компонентами, определяющими учебно-познавательную (внутреннюю) преемственность, являются адекватные компонентам процесса обучения составляющие: мотивационно-целевой (интеграция общего и профессионального образования, сближение целей и функций этих видов образования; взаимосвязь мотивации и целеполагания разных уровней), организационно-планирующий (ориентация всех ступеней образования на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, компетентностный подход к оценке результатов обучения), содержательно-деятельностный (гибкость, свобода структуры и содержания образования; развитие у обучаемых умений организовывать и планировать познавательно-практическую деятельность), оценочно-рефлексивный (унификация требований к учебных достижений обучающихся, диверсификация систем оценивания; развитие навыков самоконтроля и самооценки учебной деятельности, осознания себя как личности) [13, с. 10].

Процессуально-обучающая (внешняя) подструктура преемственности включает нормативную, организационно-методическую, регулятивно-стимулирующую и проверочно-оценочную составляющие, которые отражают обновленную нормативную базу в форме образовательных стандартов, учебных планов, образовательных программах и т.п., в частности новых образовательных стандартах в высшем профессиональном образовании.

Л.В. Хведченя в качестве основного условия реализации преемственности подчеркивает необходимость соблюдения именно нормативной преемственности - взаимосвязи и взаимодополнения учебных планов, учебных программ, учебных пособий, так как разрыв в нормативной базе вызывает затруднения в организации первого этапа обучения в вузе и делает необходимым корректировку адаптивного курса [14, с. 19].

Т.А. Кувалдина утверждает, что формирование компетенций является сложным процессом, требующим специальной организации процесса обучения и предполагающим разработку методического комплекса, включающего формулирование целей и задач, отбор форм, методов и средств обучения. Под «методическим комплексом» она предлагает понимать «упорядоченное множество взаимосвязанных дидактических средств, необходимых и достаточных для изучения и успешного освоения каждой из тем учебной программы» [6].

Преемственность в формировании компетенций, по мнению Е.Н. Овчаренко, предполагает ориентацию и использование в вузовском курсе обучения знаний и компетенций, приобретенных и сформированных обучающимися на предшествующих этапах обучения [11].

Изложение основного материала статьи. Современный уровень развития информационного общества с полной уверенностью подчеркивает особую роль владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), указывающих на сформированность информационно-коммуникационной компетенции (ИКК), которая представляет собой «способность личности использовать в практической деятельности знания, умения и навыки в области информационных технологий для осуществления поиска, оценки, обработки, создания, хранения и передачи информации, представленной в разных форматах» [8, с. 16].

Важность формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов подтверждается положениями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так,

ФГОС ООО предполагает сформированность информационно-коммуникационной компетенции через реализацию метапредметных результатов (готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности), а также предметных результатов обучения, которые проявляются во: владении информационными средствами представления и анализа информации; сформированности базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; развитии представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; наличие знаний о компьютерных сетях, ключевых принципов их организации и функционирования, представлений об их роли в современном мире; знании требований обеспечения информационной безопасности, информационной этики, принципов, способов и средств обеспечения продуктивного функционирования средств ИКТ [1].

ФГОС ВО в числе компетенций студентов выделяет: способность работать с разного рода носителями информации, базами данных, глобальными компьютерными сетями; способность работать с электронными словарями и иными электронными ресурсами для решения лингвистических задач; сформированность достаточного уровня информационной и библиографической культуры; способность решать стандартные задачи учебно-профессиональной деятельности с применением информационно-лингвистических технологий и с соблюдением требований информационной безопасности [2].

Как неотъемлемый элемент компетентностного подхода преемственность представляет собой продвижение вверх от одной ступени к последующей, формальные признаки которого в образовании, по мнению Е.К. Хеннер, определяются как: в новом, постепенно дополняющемся и расширяющемся содержании обучения; углубленное теоретическое изучение и приобретение новых умений и навыков на базе освоенного на предыдущих ступенях материала [15, с. 6].

Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции происходит как продвижение от базового, к пользовательскому, а затем к профессионально-ориентированному этапам [9, с. 142].

Изучение теоретических положений по преемственному формированию ИКК выявило необходимость разработки конкретной модели формирования информационно-коммуникационной компетенции на занятиях по иностранному языку в школе и вузе с соблюдением принципа преемственности, а отбор средств реализации этой модели в учебно-воспитательном процессе школы и вуза.

В.С. Безрукова и Б.С. Гершунский определили следующую последовательность действий при работе с такими моделями:

1) формулирование целей и задач моделирования;

2) сбор и систематизирование достоверной и полноценной информации для решения поставленных задач;

3) выявление значимых факторов, изменяющих тенденции и закономерности изучаемого объекта или явления;

4) построение модели на основе задач, которые данная модель призвана решить, с использованием при необходимости языка математики [3; 5].

Основу рассматриваемой модели формирования информационно-коммуникационной компетенции у обучающихся и студентов составляют положения деятельностного подхода. Деятельностная форма информационно-коммуникационной компетенции проявляется в:

- владении навыками использования всех актуальных информационно-коммуникационных средств;

- наличии навыков работы с различными источниками информации;

- умении самостоятельно искать, извлекать, отбирать, сохранять, систематизировать и передавать информацию, необходимую для решения учебных, бытовых, профессиональных задач;

- способности ориентироваться в потоке наработанной информации, анализировать ее, выделять в ней главное и необходимое; осознанно ее воспринимать;

- наличии навыков использования ИКТ для решения учебных и профессиональных задач.

Преемственное формирование ИКК у школьников и студентов как процесс состоит из совокупности

взаимосвязанных и взаимодополняемых компонентов обучения (целей, задач, принципов, методов, форм, приемов и т.д.), систематизированных для реализации обучения в информационно-коммуникационной предметной среде, т.е. совокупности условий, способствующих осуществлению образовательной деятельности обучающихся с использованием интерактивных средств ИКТ и обеспечивающих взаимодействие информационного ресурса с субъектом информационного общения и личностью [13, с. 8].

Задачами формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников являются:

- формирование умений при помощи аппаратных средств, информационных и телекоммуникационных технологий самостоятельно осуществлять поиск, анализ и отбор информации, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;

- формирование умения использовать различные редакторы оформления, сохранения, передачи информационных данных различного типа;

- развитие познавательных интересов в информационной деятельности;

- формирование установки на позитивную социально-коммуникативную деятельность в информационном обществе, ответственность за результаты своего труда; формирование культуры общения;

- развитие опыта проектной деятельности, коллективной реализации информационных проектов, построения компьютерных моделей [8, с. 21].

Информационно-коммуникационная компетенция студента определяется следующими знаниями, умениями и навыками:

- умение превращать информацию в знания, хранить, применять и делиться имеющимися знаниями при помощи ИКТ;

- способность работать с информационными потоками;

- способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации, постоянно отслеживать передовые научные достижения в области своей специализации на родном и иностранном языках;

- навыки работы с базовыми статистическими пакетами и программами оценки сетей [8, с. 22].

Обучение иностранному языку в информационно-коммуникационной предметной среде осуществляется

с соблюдением следующих условий:

1) комплексное и оптимальное применение ИКТ для обучения всем видам речевой иноязычной деятельности и в школе, и в вузе;

2) применение ИКТ в школьном, и в вузовском обучении как средства наглядности и получения новых знаний;

3) дифференциация при отборе языкового материала и организации процесса обучения и в школе, и в

вузе;

4) устная основа обучения и коммуникативная направленность обучения иностранному языку с использованием ИКТ и в школе, и в вузе;

5) структурная и функционально-ситуативная основа обучения иностранному языку и школьников, и студентов [8, с. 20].

Преемственность в содержании образования реализуется в установлении преемственных связей при отборе форм, методов и средств обучения.

Обучение в специальной информационно-коммуникационной предметной среде делает возможным, по мнению М.А. Бовтенко, применение следующих форм обучения в школе и вузе на основе использования ИКТ:

1) аудиторной в вузе / урочной в школе (с использованием ИКТ на отдельных этапах занятия), с применением групповой, парной и индивидуальной форм организации учебной деятельности обучающихся;

2) внеаудиторной / внеурочной (применение ИКТ в самостоятельной и дополнительной работе);

3) дистанционной (освоение отдельных учебных предметов посредством применения мультимедиа и средств электронной коммуникации);

4) комбинированной (сочетание урочной (аудиторной) формы с дистанционной) [4, с. 12].

Методы обучения в информационно-коммуникационной предметной среде Л.А. Леонтьева группирует на традиционные (словесные, наглядные, практические) и инновационные (поисковый; исследовательский; проблемное изложение; позитивное совершение ошибок; проектный; исследование ролевых моделей; кейс-метод; презентация идей; моделирование; обучение по алгоритму; метод «погружения» и др.) [8, с. 24].

Средства ИКТ для обучения иностранному языку школьников и студентов также можно подразделить на традиционные (учебник, рабочая тетрадь, наглядные материалы) и инновационные (слайд-лекции, спутниковые телелекции, оцифрованные фильмы, консультирование с использованием Интернет (IP-helping); проекторы, демонстрационные экраны, сенсорные экраны, интерактивные доски, документ-камеры, электронные словари, энциклопедии, обучающие и тестирующие программы и т.д.) [12].

М.А. Бовтенко в качестве специализированной методической составляющей обучения в информационно-коммуникационной предметной среде выделяет электронные образовательные ресурсы, к числу которых она относит: специализированные электронные ресурсы; аутентичные материалы; электронные словари; средства электронной комуникации [4, с. 80].

Диагностирование результатов сформированности ИКК в процессе обучения иностранному языку проводится при помощи комплекса критериев, выделенных на основе изучения научных трудов по разработке критериально-компонентного состава компетентности и информационно-коммуникационной компетенции (М.А. Бовтенко [4], М.Б. Лебедева [7], Э.Ф. Морковина [10], С.В. Тришина [12], О.Н. Шилова [7], С. Шмелева [16]): когнитивного, мотивационного, операционально-деятельностного, коммуникативного и рефлексивно-оценочного.

Когнитивный критерий подразумевает знание обучающимся форм и способов осуществления информационной деятельности на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий. Мотивационный критерий проявляется как готовность индивида осуществлять информационную деятельность на родном и иностранном языках с использованием ИКТ. Навыки осуществления учебно-профессиональной деятельности на иностранном языке в информационной предметной среде с применением средств ИКТ составляют суть операционально-деятельностного критерия.

Коммуникативный критерий требует готовности к осуществлению информационного взаимодействия на иностранном языке с использованием средств ИКТ. Рефлексивно-оценочный критерий предполагает наличие у обучаемых способности оценивать информационную учебную и профессиональную деятельность, осуществляемую на родном и иностранном языках.

Каждый критерий содержит совокупность из нескольких показателей, которые отражают уровень его сформированности.

Выводы. Таким образом, преемственное формирование информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов в ходе обучения иностранному языку наиболее успешно осуществляется на основе реализации модели преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в школе и вузе, содержащей цели, задачи, формы, методы и средства обучения, а также критериальный аппарат оценки сформированности компетенции и эффективности ее формирования.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изм. от 17 мая 2012) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 08.08.2019).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 45.03.02 «Лингвистика» от 07.08.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 08.08.2019).

3. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / В.С. Безрукова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов. Вып. 1 / Свердл. инж.-пед. ин-т ; ред. В.С. Безрукова. - Свердловск: Издательство СИПИ, 1990. - С. 3-25.

4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М.А. Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 111 с. - ISBN 978-5-7782-0896-4.

5. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б.С. Гершунский. - М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 160 с.

6. Кувалдина Т.А. Информационная технология разработки тестовых заданий в обучении студентов -будущих учителей информатики / Т.А. Кувалдина [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2002/VI/VI-0-245.html (дата обращения: 08.08.2019).

7. Лебедева М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагоги-ческого университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-100.

8. Леонтьева Л.А. Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза (на примере обучения иностранному языку): автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Леонтьева. - Ульяновск, 2011. - 30 с.

9. Леонтьева Л.А. Преемственность процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов / Л.А. Леонтьева // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 4. - С. 141-145.

10. Морковина Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. - Оренбург, 2005. - 24 с.

11. Овчаренко Е.Н. Компонентный состав общепедагогического принципа преемственности обучения в системе «школа-вуз» / Е.Н. Овчаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 23. - С. 64-67. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56394.htm (дата обращения: 08.08.2019).

12. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm. (дата обращения: 08.08.2019).

13. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы / Л.О. Филатова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 192 с. - ISBN 5-93208-178-3.

14. Хведченя, Л.В. К вопросу о преемственности содержания обучения в системе «школа-вуз» / Л.В. Хведченя // Преемственность в обучении ИЯ в условиях взаимодействия культур: материалы республиканской научной конференции. - Гродно, 1998. - С. 17-20.

15. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ, 2015. - 191 с. - ISBN 978-5-9963-2617-4.

16. Шмелева, С. Информационно-коммуникативная подготовка юристов / С.Шмелева // Высшее образование в России. - 2004. - № 10. - С. 124-126.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры декоративно прикладного

искусства и методики преподавания Магомедгаджиева Эсбет Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма. Особо подчеркивается, роль и значимость народного костюма в воспитании школьников на базе оптимального привлечения творческого педагогического потенциала одежды народов Дагестана в развитии художественной культуры школьников.

Ключевые слова: особенности формирования, художественная культура, особенности традиций, народный костюм, творческое наследие, художественное образование учащихся школ.

Annotation. The article discusses the features of the formation of the artistic culture of schoolchildren by means of folk costumes. It emphasizes the role and importance of the national costume in the education of schoolchildren based on the optimal involvement of the creative pedagogical potential of the clothes of the peoples of Dagestan in the development of the artistic culture of schoolchildren.

Keywords: formation features, artistic culture, features of traditions, folk costume, creative heritage, art education of school students.

Введение. Термин «художественная культура» чаще всего отождествляется с искусством. Это связано с тем, что искусство является системообразующим элементом художественной культуры, обладающее значительной культурогенной способностью. При этом выделяют различные формы художественной культуры:

- художественное восприятие,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- художественное творчество,

- а также художественную критику и т. д [1].

В составе художественной культуры вносят три ведущих элемента:

- производство,

- распространение,

- потребление художественных ценностей.

От взаимодействия ведущих элементов художественной культуры зависит многое, в частности:

- востребованность (или невостребованность) произведения, созданного автором;

- возможность формирования творческой личности;

- соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению искусства [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.