УДК 372.881.1
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИСКУРСИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
А.Р. Абдрафикова, А.В. Букарова
Аннотация. В рамках интеграции российской образовательной системы в мировое образовательное пространство, становления компетентностного подхода, особую актуальность на всех этапах обучения приобретают технологии формирования ключевых компетенций. Данная статья посвящена исследованию подходов к дефиниции дискурсивной компетенции, пониманию ее сущности и структурных компонентов. Особое внимание уделено изучению инновационных образовательных технологий, практическая имплементация которых в процесс обучения иностранному языку на среднем этапе школьного образования способна повысить эффективность формирования дискурсивной компетенции, а также системе заданий, направленных на формирование и развитие дискурсивных умений.
Ключевые слова: дискурсивная компетенция, дискурсивные умения, подходы к формированию дискурсивной компетенции, инновационные технологии обучения.
ESSENSE, STRUCTURE AND FORMATION TECHNOLOGIES OF
DISCURSIVE FOREIGN COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS
A. Abdrafikova, A. Bukarova
Abstract. The article is devoted to investigation of approaches to the definition of the discursive competence, its structural components, as well as innovative technologies, the practical implementation of which in the process of studying foreign languages at the school can increase the efficiency of the development of discursive abilities. Particular attention is paid to the learning tasks aimed at the formation and development of discourse skills.
During the process of integration of the Russian educational system into the world educational space, forming a competence-based approach in the domestic pedagogy, technologies of formation of key competencies acquire the great relevance at all stages of learning. This article is devoted to the study of approaches to the definition of discursive competence, understanding of its nature and structural components. Great attention is paid to the investigation of innovative educational technologies, the practical implementation of which to the process of learning a foreign language in the secondary school can increase the efficiency of forming of discursive competence, as well as the system of tasks
aimed at the formation and development of discursive skills.
Keywords: discursive competence, discursive skills, innovative educational technologies.
Модернизационные процессы в системе образования, интеграция в мировое
образовательное пространство выдвигают высокие требования к модели выпускника общеобразовательных учреждений. Как отмечают авторы монографии под ред. Р.Х. Гильмеевой, российскому обществу сегодня нужен специалист, «органично сочетающий в себе профессиональную устойчивость,
надежность и гибкость, открытую интеллигентность и духовную щедрость, опережающую социокультурную
оперативность, а также осознанную гражданственность, патриотизм и несомненную межэтническую толерантность» [6; с. 6]. Необходимость имплементации высоких требований, которые выдвигает социум к подготовке будущего специалиста, в свою очередь, приводит к необходимости продуктивной подготовки высокого уровня
approaches to the formation of discursive competence,
гуманитарной культуры, интеллектуальности, интеллигентности и духовной оперативности на этапе школьного обучения. В рамках модернизации системы российского образования на протяжении последнего десятилетия в практику реализации образовательно-воспитательных процессов общеобразовательных учреждений интенсивно внедряется компетентностный подход, который рассматривается государством как один из эффективных инструментов оптимизации образования, ключевая методология
усовершенствования образовательной
структуры.
Проблематика структуры компетентностной модели на сегодняшний день активно переосмысливается педагогами, методистами, психологами, социологами, представителями ряда иных научных отраслей, и большое
347
внимание уделяется дискурсивной
компетенции.
Формирование ключевых компетенций будущего выпускника последовательно
осуществляется на всех этапах обучения, однако наиболее продуктивной деятельность по развитию дискурсивных умений может стать на среднем этапе обучения в СОШ, что обусловлено возрастными особенностями школьников. Несмотря на высокую актуальность формирования дискурсивной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку в школе в современной методической, педагогической, научной литературе отсутствует единое мнение
относительно оптимальных путей
формирования дискурсивных навыков и умений. Между тем, высокая актуальность формирования дискурсивной компетенции, обеспечивающей социализацию, адаптацию, интеграцию личности в общества, усвоение поведенческих стратегий требует научнотеоретического обоснования.
Целью статьи выступает анализ подходов к дефиниции, пониманию сущности
дискурсивной компетенции в современной научной литературе, а также выявление
подходов к формированию дискурсивных умений средствами иностранного языка на среднем этапе обучения в школе; разработке теоретико-методологического обоснования развития дискурсивных умений на основе инновационных образовательных технологий.
Достижение поставленной цели
осуществлялось посредством применения методов теоретического исследования (анализ методической, психолого-педагогической
литературы, систематизации, классификации, обобщения, синтез).
Материалом исследования послужили письменные и устные иноязычные высказывания учеников на среднем этапе обучения в школе.
На сегодняшний день ученым не удалось прийти к единому мнению в отношении дефиниции дискурсивной компетенции. И.А. Евстигнеева под данной категорией понимает навыки кодирования и декодирования дискурсов «в соответствии с его лексическими, грамматическими, синтаксическими нормами, а также учитывая стилистический, жанровый, социокультурный, психологический и эмоциональный факторы, используя средства когезии и когеренции для достижения коммуникативной цели» [5; с. 74-75]. Таким образом, высокий уровень сформированности дискурсивной компетенции подразумевает
высокий уровень сформированности коммуникативных умений, а также «совокупность знаний об
экстралингвистических факторах, влияющих на ход и результат общения, таких как: цели высказывания обоих речевых партнеров; психологическое состояние говорящего и слушающего; отношение к теме разговора говорящего и слушающего» [9; с. 166]. Дискурсивные умения связаны с умениями реализации текста в реальной коммуникативной ситуации, обеспечивая эффективную организацию речевых событий на уроке.
В концепциях различных исследователей состав умений ДК несколько меняется. И.А. Евстигнеева в структуре дискурсивной иноязычной компетенции выделяет ряд компонентов, включая статусно-ролевые характеристики коммуникантов, речевые средства реализации коммуникации, сферу общения, жанр, стиль дискурса, пространственно-временные характеристики реализации дискурса, коммуникативные стратегии, связность дискурса [5; с. 75].
Несколько иной подход к структуре иноязычной дискурсивной компетенции представлен в работах А.И. Горбунова, которые выделяет следующие неотъемлемые компоненты исследуемой категории:
1) знания о системе изучаемого языка, системных атрибутивных дискурсивных характеристик (жанр, функциональный стиль, формальность) - системный компонент дискурсивной иноязычной компетенции;
2) высокий уровень сформированное™ навыков адекватной имплементации грамматической, лексической, синтаксической систем иностранного языка - лингвистический компонент дискурсивной иноязычной компетенции;
3) знания, умения, навыки практической реализации речевого взаимодействия, соотнесенного с нормами речевого поведения других коммуникантов, социокультурный компонент дискурсивной иноязычной компетенции;
4) знания, умения и навыки реализации речевого взаимодействия с представителями различных дискурсивных сообществ (в том числе профессиональных) - жанровый компонент дискурсивной иноязычной компетенции;
5) навыки декодирования и адекватной
интерпретации социокультурного,
профессионального контекста дискурсивной
348
среды - формальный компонент дискурсивной иноязычной компетенции;
6) навыки планирования речевого взаимодействия на иностранном языке в соответствии с целью коммуникации -тактический, прагматический компонент дискурсивной иноязычной компетенции [2; с. 169].
Таким образом, в структуре дискурсивной иноязычной компетенции представлены системный, лингвистический,
социокультурный, жанровый, формальный, прагматический (тактический) атрибутивный компоненты. Соответственно, формирование дискурсивной компетенции средствами иностранного языка на среднем этапе обучения должно быть направлено на развитие компонентов, формирующих указанную компетенцию.
В современной педагогической,
методической литературе не существует единого мнения в отношении того, какие технологии обучения могут считаться наиболее эффективными в процессе формирования дискурсивных умений школьников. Решение проблемы видится в разработке технологий, синтезирующих в себе внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению. Внешняя мотивация формируется социальнопсихологической средой, тогда как внутренняя выступает результатом «максимального вовлечения в процесс обучения личных интересов, особенностей обучаемого и учетом этих стимулов при отборе и организации учебных материалов» [8; с. 63]. Соответственно, в задачи педагога входит отбор, планирование и практическая реализация ситуаций обучения,
«предполагающих взаимодействие в коллективе, соизмерение поведенческих действий с условиями окружающей среды, их корректировку» [9; с. 166], что обуславливает целесообразность имплементации в
образовательно-воспитательный процесс
среднего этапа обучения иностранному языку в школе инновационных технологий, включая технологии обучения в сотрудничестве, обучение в малых группах, компьютерное обучение, системы консультирования. Указанные технологии основываются на рационалистических, гуманистических
образовательных традициях, в ходе освоения которых школьник формирует индивидуальный образовательный маршрут, развивает навыки активного взаимодействия с социальнопсихологической средой, овладевает навыками аргументации, убеждения, конструирования
логических, синтаксически, грамматически правильно оформленных высказываний, способствуя, таким образом, моделированию здоровой творческой атмосферы, что, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей школьников, мотивирует к самостоятельности в процессе реализации познавательной активности, побуждает к обмену мнениями, здоровой критике.
Отдельно следует отметить высокий образовательно-воспитательный потенциал инновационных коммуникационных и информационных образовательных технологий.
И.А. Евстигнеева называет следующие наиболее значимые для педагогики преимущества практической имплементации указанных технологий в образовательновоспитательных процесс средней школы:
- высокая мотивация к познавательной активности;
- ИКТ выступает эффективным
инструментом моделирования информационнообразовательной среды, условия которой максимально приближены к ситуациям реального повседневного общения,
обеспечивает гибкость моделирования учебных ситуаций;
- повышается наглядность представляемого учебного материала;
- ИКТ позволяет максимально эффективно
реализовать индивидуальный,
дифференцированный подход;
- высокая степень интерактивности
способствует раскрытию творческих
способностей, умственного потенциала всех участников образовательно-воспитательного потенциала;
- повышаются навыки самоконтроля,
саморефлексии; разрабатываются новые
эффективные методы контроля [4; с. 45-46].
Основными инновационными ИКТ,
практическое внедрение которых в
образовательный процесс средней школы,
выступают электронная почта, блог-
технологии, вики-технология, веб-форум.
Электронная почта предоставляет
возможность обмена информацией посредством электронных писем в рамках глобальной, локальных сетей. Указанная технология может использоваться для обмена опытом между обучающимися различных стран, городов, образовательных учреждений; для
позиционирования себя в качестве
представителя города, страны, культурной модели; для описания, обоснования, аргументирования результатов проведенного
349
исследования; запроса необходимой
информации [4; с. 53].
Веб-форум, блог-технологии -
образовательные методики, позволяющие организовать процесс реального иноязычного общения. Создание собственных блогов позволяет не только организовывать собственную учебную деятельность, но и содержать дополнительные информационные материалы, способствуя развитию дискурсивных умений обучающихся, навыков чтения, грамматических и лексических, речевых навыков, формирование пунктуационных, орфографических навыков.
Вики-технология предоставляет
возможность публикации информационных материалов, что способствует развитию творческого мышления, актуализации информационных данных, их редактированию в процессе совместной деятельности педагога и учеников, проведению межпредметных связей (как правило, публикуемая информация содержит дополнительные сведения
географического, культурологического и проч.), воспитанию (публикуемая информация не должна носить оскорбляющий характер).
Практическая имплементация
инновационных технологий в процесс обучения иностранному языку требует тщательного отбора упражнений, направленных на развитие дискурсивных навыков школьников. Т.И. Вострикова приводит следующую типологию заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков в целом и дискурсивных умений в частности:
1) задания аналитического характера, направленные на выявление дискурсивных навыков в структуре самого текста;
2) задания проективно-моделирующего характера, направленные на:
а) трансформацию объяснительного текста в устные монологические, диалогические высказывания, в дискуссии или полилоги;
б) трансформация учебных текстов иллюстративного, описательного характера в дискурсы частично-поисковой, поисковой направленности;
в) прогнозирование, восстановление недостающих структурных компонентов текста;
г) вычленение и исправление психологодидактических, этических, структурносмысловых, речевых ошибок в рамках дискурса;
Литература:
д) новую интерпретацию, трансформацию, драматизацию текстовых фрагментов;
е) самостоятельную разработку,
продуцирование собственных диалогических, монологических дискурсов [1; с. 87].
Задания на уроках должны быть направлены на развитие продуктивных форм речи, мотивировать к самостоятельности в процессе познания, способствовать совершенствованию навыков реализации коммуникации, а, соответственно, и дискурсивной компетенции как неотъемлемой составляющей ИКК.
Развитие дискурсивных умений требует реализации тщательного отбора лексического и грамматического материала. Как отмечает М.В. Смирнов, целям оптимизации процесса формирования ДК отвечают:
- речевые формулы, средства репрезентации заинтересованности, благодарности, уважения, имеющие оценочные коннотации;
- страноведческие дидактические материалы;
- сферы и ситуации реальной коммуникации [7; с. 121].
Таким образом, переход текстовой деятельности в дискурсивную является многоуровневым и нелинейным процессом» [3; с. 178]. Формирование дискурсивной компетенции средствами иностранного языка на среднем этапе обучения требует практической имплементации в образовательно-
воспитательный процесс эффективных инновационных технологий, синтезирующих в себе внутреннюю и внешнюю мотивацию к обучению. В качестве наиболее эффективных образовательных технологий следует отметить обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, системы консультирования,
коммуникационных, образовательных
технологий. Указанные технологии основаны на рационалистических, гуманистических
образовательных традициях, направлены на развитие навыков активного взаимодействия с социально-психологической средой,
аргументации, конструирования собственных высказываний, формирование дискурсивной компетенции обучающихся.
Реализация образовательных технологий требует тщательного отбора содержания образовательно-воспитательного процесса, включая отбор заданий, направленных на формирование дискурсивных навыков, а также лексического и грамматического материала.
1. Вострикова Т.И. Формирование дискурсивных умений в системе подготовки
350
учителя русского языка // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 84-87.
2. Горбунов А.Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6(147). - С. 167-171.
3. Горбунова М.В. К вопросу о факторах формирования дискурсивных умений учителя // Педагогическое образование в России. - 2013. - №
2. - С. 175-178.
4. Евстигнеева И.А. Методика развития
дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и
коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз). Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Тамбов, 2013. -228 с.
5. Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на основе современных Интернет-технологий // Язык и культура. - № 1(21). - 2013. - С. 74-82.
6. Компетентностный подход к преподаванию гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования в контексте глобализации образования / Под ред. Р.Х. Гильмеевой. - Казань, 2009. - 161 с.
7. Смирнов С.В. Формирование
профессиональной дискурсивной компетенции при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - № 645. - 2012. -С. 118-126.
8. Фрахатова И.Ф. Эффективность использования инновационных форм преподавания русского языка и литературы на факультете журналистики// Инновационные методы в образовании. - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - С. 61 -69.
9. Швайкина Н.С. Развитие дискурсивной компетенции инженеров-менеджеров // Вестник Самарского государственного университета, - 2008. -№ 5/1 (64)-С.165-173.
References:
1. Vostrikova T.I. Formirovanie diskursivnyh umenij v sisteme podgotovki uchitelja russkogo jazyka // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. - 2011. - № 3. -S. 84-87.
2. Gorbunov A.G. Diskursivnaja inojazychnaja kompetencija: ontologicheskij podhod // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 6(147). - S. 167-171.
3. Gorbunova M.V. K voprosu o faktorah formirovanija diskursivnyh umenij uchitelja // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 2. - S. 175-178.
4. Evstigneeva I.A. Metodika razvitija diskursivnyh umenij studentov na osnove sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij (anglijskij jazyk, jazykovoj vuz). Diss. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. -Tambov, 2013. - 228 s.
5. Evstigneeva I.A. Formirovanie diskursivnoj kompetencii studentov jazykovyh vuzov na osnove sovremennyh Internet-tehnologij // Jazyk i kul'tura. - № 1(21). - 2013. - S. 74-82.
6. Kompetentnostnyj podhod k prepodavaniju gumanitarnyh disciplin v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija v kontekste globalizacii obrazovanija / Pod red. R.H. Gil'meevoj. - Kazan', 2009. - 161 s.
7. Smirnov S.V. Formirovanie professional'noj diskursivnoj kompetencii pri obuchenii inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - № 645. - 2012. - S. 118-126.
8. Frahatova I.F. Jeffektivnost' ispol'zovanija innovacionnyh form prepodavanija russkogo jazyka i literatury na fakul'tete zhurnalistiki// Innovacionnye metody v obrazovanii. - M.: RIPO IGUMO, 2008. - S. 61 - 69.
9. Shvajkina N.S. Razvitie diskursivnoj kompetencii inzhenerov-menedzherov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, - 2008. -№ 5/1 (64)-S.165-173.
Сведения об авторах:
Абдрафикова Альбина Ринатовна (г. Казань, Россия), доцент, кандидат педагогических наук, Казанский Федеральный Университет.
Букарова Анна Валентиновна (г. Казань, Россия), магистрант, Казанский Федеральный Университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Abdrafikova (Kazan, Russia), docent, candidate of pedagogic sciences, Kazan Federal University.
A. Bukarova (Kazan, Russia), master’s degree student, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
351