УДК 81’13
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
© Илона Алексеевна ЕВСТИГНЕЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: ilona.frolkina@mail.ru
Рассматривается проблема развития дискурсивных умений студентов языкового вуза с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается вопрос компонентного состава дискурсивной компетенции, разрабатывается номенклатура дискурсивных умений студентов языкового вуза, формируемых современными интернет-технологиями.
Ключевые слова: дискурсивная компетенция; дискурсивные умения; современные интернет-технологии; электронная почта; веб-форум; вики-технология; блог.
В основу дискурсивной компетенции, как и в основу любой другой, входят знания и умения [1]. Ключевое знание, которым должны обладать студенты, изучающие иностранный язык, - это знание о типах и категориях дискурса. В.И. Карасик определяет следующие категории дискурса:
1) участники коммуникации (категория, включающая в себя статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные характеристики);
2) условия коммуникации (категория, определяющая сферу общения, коммуникативную среду);
3) организация коммуникации (категория, определяющая мотивы, цели и стратегии общения, контроль общения и вариативность коммуникативных средств);
4) способы коммуникации (категория, определяющая стиль и жанр) [2].
В.И. Карасик также определяет два типа дискурса: 1) личностно-ориентированный;
2) статусно-ориентированный. Первый существует в виде бытового (обиходного) и бытийного (философского и художественного диалога) общения, а второй - в виде ролевого общения в соответствии со сферами деятельности, например, массово-информационный, политический, деловой, научный, педагогический, военный, спортивный, религиозный, юридический и другие виды статусно-ориентированного дискурса [2].
Знание о типах и категориях дискурса подразумевает следующие умения дискурсивной компетенции: умение определять участников общения, умение определять сферу коммуникативной ситуации (бытовая или профессиональная), умение пользоваться оп-
ределенными лексическими и грамматическими нормами соответственно коммуникативной ситуации, умение выделять мотивы и цели общения, умение выстраивать стратегию общения, умение контролировать общение (табл. 1).
Учащиеся должны также обладать следующими знаниями:
- знание синтаксических и грамматических правил;
- знание о типах текста;
- знание о стилях текста.
Исходя из этих знаний, мы выделяем следующие умения дискурсивной компетенции: умение организовывать последовательность предложений так, чтобы они представляли связный текст, умение использовать языковые средства в соответствии с типом создаваемого текста, умение стилистически корректно оформлять текст, умение планировать текст, умение прогнозировать коммуникативную уместность тех или иных речевых средств, умение структурировать текст в соответствии с особенностями жанра текста и особенностями его функционального стиля.
Внедрение интернет-технологий в процесс обучения обусловлено быстрыми темпами развития научно-технического прогресса. Современное развитие сети Интернет характеризуется появлением и широким распространением социальных сервисов и служб (Веб 2.0), направленных на общение между людьми. За последнее десятилетие было написано немало работ, раскрывающих положительное влияние различных форм интернет-коммуникаций на формирование ино-
ЗЗ
обладает отличительными характеристиками, к которым относятся (1) неограниченный доступ к электронному контенту; (2) двусторонняя направленность коммуникации (с обратной связью); (3) персональная и имперсо-нальная адресация при обсуждении вопросов на веб-форуме [5].
Блог - личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается и модерируется одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой же посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив в блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру. Это значит, что все сообщения располагаются хронологически одно за другим на одной странице.
Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета (Веб 2.0), т. к. создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством [3]. В учебном процессе могут быть использованы три вида блогов:
1) блог учителя;
2) личные блоги учащихся;
3) блог учебной группы.
Таблица 1
Дискурсивная компетенция
Знания Умения
Знание о типах и категориях дискурса Умение определять участников общения
Умение определять сферу коммуникативной ситуации (бытовая или профессиональная)
Умение пользоваться определенными лексическими и грамматическими нормами соответственно коммуникативной ситуации
Умение выделять мотивы и цели общения; умение выстраивать стратегию общения
Умение контролировать общение
Знание синтаксических и грамматических правил Умение организовывать последовательность предложений так, чтобы они представляли связный текст
Знание о типах текста Умение использовать языковые средства в соответствии с типом создаваемого текста
Умение планировать текст
Знание о стилях текста Умение стилистически корректно оформлять текст
Умение прогнозировать коммуникативную уместность тех или иных речевых средств
Умение структурировать текст в соответствии с особенностями жанра текста и особенностями его функционального стиля
язычной коммуникативной компетенции обучающихся.
На сегодняшний день информационные и коммуникационные технологии рассматриваются уже не в качестве дополнительных или вспомогательных образовательных материалов, а в качестве аналоговых [3]. В частности, такие современные интернет-технологии как блог, веб-форум, вики-технология и электронная почта могут быть использованы для развития коммуникативно-речевых умений (умения письменной и устной речи), для развития лексических и грамматических навыков.
Электронная почта - одна из новых информационных технологий, предлагающая широкие возможности для обучения иностранному языку и культуре через контакт с представителями разных стран и культур. Под электронно-почтовой группой понимается образовательная технология, позволяющая группе обучающихся, находящихся на неограниченном расстоянии друг от друга, обмениваться электронными сообщениями [4]. Предполагает развитие умения продуктивного письма путем создания для учащихся ситуации реального общения на английском языке посредством электронной почты.
Веб-форум - одна из интернет-технологий, позволяющая организовать общение между посетителями сайта или участниками телекоммуникационного проекта. Веб-форум
Блог учителя - этот вид блога создается и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов.
Личные блоги учащихся - учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Учащимся может быть предложено еженедельно добавлять новую информацию (сначала о своих интересах и увлечениях, затем о прошедших каникулах и т. п.), а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информацию, размещенную в них.
При работе с личными блогами учащиеся развивают следующие умения письменной речи:
- использование необходимых языковых средств для представления в письменной форме личной информации (автор блога);
- использование необходимых языковых средств, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);
- использование необходимых языковых средств для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);
- аргументирование своей точки зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника).
В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение [3].
При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения письменной речи:
- изложение содержания прочитанного / прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;
- использование необходимых языковых средств для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
- проведение аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
- аргументирование своей точки зрения, используя языковые средства.
Вики-технология - вид социального сервера Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети интернет (научнопопулярные или популярные статьи). Название сервиса «вики» было заимствовано из гавайского языка («wiki-wiki»), что означает «быстро» - быстрый доступ к информации. Такое название сервиса вполне оправданно и отражает динамичность работы с материалом. Посредством сети Интернет в создании вики-страниц может принимать участие неограниченное число людей, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга. Каждый зарегистрированный пользователь сервиса «вики» может участвовать в создании, дополнении, корректировке и удалении контента (содержания сайта, включающего текстовый материал, картинки, фотографии, аудио- и видеофайлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет), а также может вернуться к первоначальной версии страницы, если переработанный вариант его не устраивает. В результате общественного шлифования создается достаточно корректный и относительно полный информационный материал, отражающий разные позиции по обсуждаемому вопросу. Многие вики-страницы имеют гипертекстовую структуру, что позволяет читателю легко переходить со страницы на страницу сети Интернет в поисках дополнительной интересующей информации.
«Вики» как вид социального сервиса Веб 2.0 способствует развитию следующих письменных умений:
- описание событий / фактов / явлений;
- сообщение информации;
- выражение собственного мнения / суждения;
- представление социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка;
- высказывание и аргументирование своей точки зрения;
- внесение пояснений / дополнений;
- обобщение информации, полученной из разных источников;
- заполнение формуляров, анкет различного вида (при регистрации на вики-сервере);
- составление краткого / развернутого плана (при планировании вики-странички).
2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
4. Апальков В.Г. Методика формирования меж-культурной компетенции средствами электронно-почтовой группы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2008.
5. Черкасов А.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством вебфорума: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
1. Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2QQ7.
Поступила в редакцию 9.11.2012 г.
UDC 81 ’13
FORMATION OF STUDENTS’ DISCURSIVE SKILLS WITH HELP OF MODERN INTERNET TECHNOLOGIES Ilona Alekseyevna EVSTIGNEEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: ilona.frolkina@mail.ru
The issue of the development of students’ discursive skills with the help of modern internet technologies is addressed. The structure of discursive competence - knowledge and skills is considered, the model of discursive skills formed by modern Internet technologies is given.
Key words: discursive competence; discursive skills; modern Internet technologies; e-mail; web-forum; wikitechnology; blog.
Зб