Научная статья на тему 'Роль и место дисциплины "Теория информации" в подготовке специалистов направления "Компьютерная безопасность" через призму сравнительного анализа образовательных стандартов'

Роль и место дисциплины "Теория информации" в подготовке специалистов направления "Компьютерная безопасность" через призму сравнительного анализа образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ACADEMIC DISCIPLINE / INFORMATION THEORY / EDUCATIONAL STANDARDS / TEACHING METHODS AND TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кытманов Алексей Александрович, Лазарев Виктория Александровна

Статья посвящена анализу образовательных стандартов по дисциплинам профессионального блока на примере дисциплины «Теория информации». В работе актуализируется необходимость разработки методики обучения данной дисциплине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кытманов Алексей Александрович, Лазарев Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF DISCIPLINE "THEORY OF INFORMATION" IN TRAINING DIRECTION "COMPUTER SECURITY" THROUGH THE PRISM OF COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STANDARDS

In the present article, we analyze certain educational standards for academic disciplines on the example of “Information Theory” course. We underline the necessity of redesigning teaching methodology for the mentioned course.

Текст научной работы на тему «Роль и место дисциплины "Теория информации" в подготовке специалистов направления "Компьютерная безопасность" через призму сравнительного анализа образовательных стандартов»

Педагогика

УДК 372.8

доктор физико-математических наук, доцент Кытманов Алексей Александрович

Институт космических и информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный университет» (г. Красноярск); старший преподаватель Лазарева Виктория Александровна

Институт космических и информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный университет» (г. Красноярск)

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу образовательных стандартов по дисциплинам профессионального блока на примере дисциплины «Теория информации». В работе актуализируется необходимость разработки методики обучения данной дисциплине.

Ключевые слова: учебная дисциплина, теория информации, образовательные стандарты, методика преподавания.

An^tatton. In the present article, we analyze certain educational standards for academic disciplines on the example of "Information Theory" course. We underline the necessity of redesigning teaching methodology for the mentioned course.

Keywords: Academic discipline, Information Theory, educational standards, teaching methods and techniques.

Введение. В современном мире все более актуальным становится термин «цифровизация». Процедура полной автоматизации процессов и этапов производства, от проектирования до результата и последующего обслуживания продукта, внедряется и в систему высшего образования.

Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1].

Дисциплины, которые осуществляют подготовку в измененных условиях, должны перестраиваться под новые требования. Возникает резонный вопрос о своевременной разработке новых методических указаний и систем, которые способствовали бы получению новых знаний, умений и формированию актуальных компетенций. Одной из дисциплин, выполняющих подобные функции, является «Теория информации».

«Теория информации» существует в США с середины ХХ века с момента появления основополагающей работы Клода Шеннона «Математическая теория связи» (1948 г.). В России она появилась в 60-х годах, после того, как А. Н. Колмогоровым был заложен математический фундамент теории информации в 1956 году. Изначально «Теория информации» рассматривалась только лишь как подраздел кибернетики - науки об общих законах получения, хранения, передачи и обработки информации (создатель Норберт Винер, 1940-е гг.).

Изложение основного материала статьи. В настоящее время «Теория информации» читается для ряда направлений подготовки, включая «Сетевое и системное администрирование», «Системное администрирование», «Системы радиосвязи», «Программное обеспечение информационных систем», «Построение сетей», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», прочие специальности, связанные с передачей и обработкой информации. Особое место «Теория информации» занимает в образовательном процессе подготовки специалистов по защите информации. Согласно приказу Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», это направление делится на 12 более узких специализаций. Для каждой из них данная дисциплина является базовой. Так, например, раздел «Помехоустойчивое кодирование» посвящен обеспечению целостности защищаемой информации, являющемуся одним из основных ее свойств.

Чтобы более детально проследить роль и место дисциплины «Теория информации» в образовательном процессе, мы обратились к анализу образовательных стандартов по одному из упомянутых выше направлений подготовки - «Компьютерная безопасность».

Федеральные государственные образовательные стандарты - это основные нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку обучающихся. Они представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2].

В высшем образовании образовательные стандарты первого поколения датируются 1993-1994 гг. Эти стандарты были «знаниевыми». В них требования к уровню подготовки выпускников разбивались на знания, умения и навыки. Преимущества данных стандартов в том, что они формировали четкое представление, чему должны учить в рамках той или иной специальности, что должны знать студенты по окончанию обучения в ВУЗе. Однако, был и существенный недостаток. В данных стандартах не было и четкого понимания применения конкретных дисциплин в смежных предметах, а также в будущей профессиональной деятельности. На это не делалось акцентов. В образовательных учреждениях высшего образования в соответствии с данными стандартами всегда проверялись только лишь остаточные знания по предметам. А вот умения применять эти знания оставались «за бортом». Таким образом, выпадала важная в образовательном процессе часть - умение применять полученные знания.

В рамках обучения по специальности «Компьютерная безопасность» стандарт первого поколения отсутствует как таковой, но имеется стандарт второго поколения ГОС ВПО от 05.04.2000 г. По сравнению со стандартами первого поколения смежных специальностей можно сделать вывод, что принципиально подход к обучению по специальности не изменился. Стандарт второго поколения также «знаниевый», имеет все те же положительные стороны и недостатки. В нём четко сформулированы:

- объект профессиональной деятельности;

- виды профессиональной деятельности;

- дисциплины (федеральный компонент, национально-региональный (вузовский) компонент, по выбору студента (обязательные), факультативные (не обязательные));

- требования к уровню подготовки выпускника в ракурсе знаний, умений и навыков.

Даже представлены возможные первичные должности: специалист по защите информации, инженер по защите информации, а также аналогичные по выполняемым обязанностям должности, специфические для отдельных отраслей [3].

В рамках данного стандарта «Теория информации» отнесена к Федеральному компоненту цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины». На её изучение отводится 100 часов.

Начиная с 2009 года, на территории Российской Федерации действуют образовательные стандарты третьего поколения ФГОС ВПО. Изменений образовательных стандартов потребовали происходящие на тот момент процессы интеграции страны в Болонский процесс, целью которого является создание единого европейского пространства высшего образования. Для специальности «Компьютерная безопасность» стандарт третьего поколения ФГОС ВПО утвержден 17.01.2011 г. [4]. Методологический анализ стандарта показал, что наряду со знаниями, умениями, навыками студент должен овладеть профессиональными компетенциями. Отличительная особенность данного стандарта от предыдущего - наличие компетенций (общекультурных, профессиональных, профессионально-специализированных) и четких связей между дисциплинами и формируемыми компетенциями. Согласно данному стандарту, «Теория информации» относится к «Математическому и естественнонаучному» циклу и формирует следующие профессиональные компетенции:

- способность готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ (ПК-17);

- способность разрабатывать математические модели безопасности защищаемых компьютерных систем (ПК-18);

- способность проводить обоснование и выбор рационального решения по уровню защищенности компьютерной системы с учетом заданных требований (ПК-19).

В рамках реализации основных положений Болонской конвенции просматривается еще одна отличительная особенность данного стандарта - введение кредитно-модульной системы обучения и измерение трудоемкости подготовки в зачетных единицах (з.е. - унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу) [5]). В данном стандарте появляется важное требование (п. 7.4): в учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста. При этом также в стандарте сохраняются и конкретизируются объекты профессиональной деятельности, расширяется перечень видов профессиональной деятельности (научно-исследовательская; проектная; контрольно-аналитическая; организационно-управленческая; эксплуатационная). В соответствии с данными видами профессиональной деятельности имеется четкое разграничение соответствующих профессиональных задач. Однако в отличие от стандарта 2-го поколения, не прописаны возможные занимаемые должности будущих выпускников. Это, с одной стороны, дает возможность трудоустройства по более широкому перечню вакансий и предоставляет большую вариативность для учебного заведения по формированию образовательных программ, с другой стороны, отсутствие конкретики не делает специалиста уникальным в какой-либо конкретной узконаправленной специализации. Компенсируется отсутствие четко сформулированных возможных занимаемых должностей наличием специализаций. Существенное преимущество данного стандарта -определение способности применять знания через компетенции. Недостатком данного стандарта автор считает четкую привязку формируемых компетенций к конкретным дисциплинам.

Данный недостаток был устранен в следующем поколении образовательных стандартов ФГОС ВО от 01.12.2016 г. [6]. Вступившим в силу 01.09.2013 г. новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-Ф3 предусматривается формирование основ для дальнейшего развития системы образования, что, в свою очередь, потребовало актуализации образовательных стандартов.

Этой редакцией образовательного стандарта внедрены следующие нововведения:

- отсутствие привязки компетенций к дисциплинам, отсутствует в принципе перечень изучаемых дисциплин;

- отсутствие учебных циклов;

- формирование компетенций происходит по четырем группам: ОК - общекультурные компетенции, ОПК - общепрофессиональные компетенции, ПК - профессиональные компетенции, ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

- помимо привычных форм обучения добавляется возможность применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 3.4), также использование сетевой формы (п. 3.5) (однако не допускается реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения).

Что касается дисциплины «Теория информации», то её место обозначено в данном стандарте через формирование общепрофессиональных компетенций: ОПК-2, ОПК-10; а также профессиональных: ПК-5. Данные компетенции формируются в комплексе с другими дисциплинами, однако невозможны без изучения «Теории информации».

Формулировка объекта профессиональной деятельности, а также виды профессиональной деятельности в данном стандарте остаются без изменений. Также не изменились и соответствия между видами профессиональной деятельности и соответствующими им профессиональными задачами.

Среди требований к структуре программы специалитета появляется четкое разделение на три блока и соответствующего объема з.е., что принципиально все же не меняет содержания необходимых элементов программы (дисциплины, практики, итоговая аттестация).

Перечень специализаций уточняется и расширяется. Отсюда - и изменение в формировании компетенций. Разделение их на 4 группы позволяет учебным заведениям более детально и узконаправленно прорабатывать и составлять соответствующие учебные планы и рабочие программы дисциплин. Также это способствует выстраиванию междисциплинарных взаимосвязей и установлению роли отдельных дисциплин

в образовательном процессе. Это позволяет выпускать более компетентного специалиста, (в отличие от требований предыдущих образовательных стандартов) понимающего, чем ему придется реально заниматься в будущей профессиональной деятельности. В частности, это относится и к лучшей интеграции образования с рынком труда, что достигается частично и при помощи увеличения з.е., отведенных на практики (с 18-21 до 33-36 з.е.), а также расширением и уточнением типов практик.

Следствием внедрения данного поколения стандартов становится расширение свободы высших учебных заведений в формировании образовательных программ, выборе средств обучения и форм подачи учебного материала. Также прослеживается явная практико-ориентированная направленность.

Еще более явно это прослеживается в последней редакции ФГОС ВО 3++ 10.05.01 «Компьютерная безопасность» [7], благодаря, в первую очередь, изменению групп формируемых компетенций в соответствии с укрупненными группами направлений и специальностей (УГНС) согласно введенному в 2013 году новому Перечню направлений подготовки высшего образования [8].

В данном стандарте можно четко установить взаимосвязь формируемых компетенций, профессиональных стандартов, международных стандартов и единых подходов к формулированию компетенций:

- универсальные - для каждого образовательного уровня;

- общепрофессиональные - для каждой УГСН;

- профессиональные - с ориентацией на будущую профессиональную деятельность и положения ПС (отдельно - требования работодателей).

Ориентация на практическую применимость сформулирована в п. 3.4: «Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой специалитета, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников...». В стандарте сформулированы универсальные и общепрофессиональные компетенции, но профессиональные должны соответствовать конкретным профессиональным стандартам - их формулируют непосредственно в самом учебном заведении при составлении образовательных программ.

Это позволяет на выходе получать качественно практико-ориентированного специалиста в узкой специализации, что, в свою очередь, дает возможность реального трудоустройства с четким пониманием профессиональных задач и перечнем инструментов для их решения.

Однако подобные свободы учебных заведений в формировании образовательных программ и рабочих программ дисциплин требуют более избирательно устанавливать междисциплинарные связи для формирования соответствующих компетенций. Это же позволяет проследить роль и место отдельных дисциплин в образовательном процессе.

В данном стандарте имеется перечень дисциплин, строго необходимых для реализации в рамках программы специалитета. Остальные дисциплины образовательное учреждение устанавливает на свое усмотрение в рамках необходимых формируемых компетенций по конкретным специализациям. Теперь, в отличие от предыдущих поколений образовательных стандартов, не дисциплины разделяются на обязательные и необязательные, а компетенции (п. 3.4): «Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых (далее соответственно - обязательные профессиональные компетенции, рекомендуемые профессиональные компетенции)».

Однако свободы учебного заведения несколько ограничиваются пунктом 1.4: «Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО и с учетом соответствующей примерной основной образовательной 2 ФГОС ВО 10.05.01 Компьютерная безопасность программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП)».

Также, в рамках данного стандарта имеет место расширение перечня компетенций - необходимых под конкретную трудовую деятельность.

Выводы. Анализ образовательных стандартов по направлению подготовки «Компьютерная безопасность» позволил выявить следующее: образовательные стандарты дают ориентиры, направленные на обучение, но при этом не дают указаний, как и что нужно делать, не предусмотрено конкретных методик подачи учебного материала в общем и в частности по отдельным дисциплинам. Это говорит о том, что на данный момент не существует четких указаний, как разрабатывать методику обучения по той или иной дисциплине. Нет также и разработанной методики по дисциплине «Теория информации». Отсюда следует, что, во-первых, преподаватель должен быть квалифицированным и универсальным в рамках нескольких дисциплин, во-вторых, все «свободы», предоставляемые стандартами педагогу необходимо реализовывать самостоятельно. Поэтому вопрос в разработке методики обучения по отдельным дисциплинам остается открытым.

Литература:

1. Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1. С. 53-69.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: fgos.ru (дата обращения 27.06.2019).

3. Компьютерная безопасность. Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. -2000. - Режим доступа: https://eduscan.net/standart/090102 (дата обращения 26.06.2019).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090301 Компьютерная безопасность (квалификация (степень) "специалист") [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/62/20110516155838.pdf (дата обращения 26.06.2019).

5. 273-ФЗ Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ст. 13 п. 4 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) « от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 10.05.01 Компьютерная безопасность [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/100501.pdf (дата обращения 26.06.2019).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалист по специальности 10.05.01 Компьютерная безопасность [Электронный русурс]. - 2018. - Режим доступа:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3++/100501_C_3plus_22032018.pdf (дата обращения 26.06.2019).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. №1061 // Российская газета. 2013 г.

Педагогика

УДК: 371.3:372.881.111.1

кандидат педагогических наук Леонтьева Любовь Александровна

Нижнекамский филиал Казанского Инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (г. Нижнекамск)

МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Современный этап развития образовательной системы особо актуализирует обеспечение преемственности общего и профессионального образования, что предполагает последовательную и постепенную организацию образовательного процесса на всех этапах обучения. Статья описывает модель преемственного формирования информационно-коммуникационной компетенции в школе и вузе в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция; информационно-коммуникационная компетенция, преемственность, модель реализации.

Annotation. The current stage of the development of the educational system is particularly relevant to ensure the continuity of general and vocational education, which involves a consistent and gradual organization of the educational process at all stages of training. The article describes the model of successive formation of information and communication competence in school and University in the process of learning a foreign language.

Keywords: competence approach, competence; information-communication competence, continuity, model of formation.

Введение. Преемственность является ведущим принципом обучения в условиях перехода к реализации непрерывного образования и, как научный феномен, трактуется философским словарем как «...необходимая объективная связь между старым и новым в онтогенезе», которая проявляется в устранении старого, но с неотъемлемым сохранением и последующим развитием всего существенного и ценного, что было наработано на предыдущих ступенях, т.к. это определяет движение вперед в бытии и сознании [13, с. 6].

Преемственность рассматривается как общепедагогический принцип и педагогическая система, которая включает две субструктуры: учебно-познавательную преемственность и процессуально-обучающую преемственность [13, с. 9]. При этом Л.О. Филатова отмечает, что структурными компонентами, определяющими учебно-познавательную (внутреннюю) преемственность, являются адекватные компонентам процесса обучения составляющие: мотивационно-целевой (интеграция общего и профессионального образования, сближение целей и функций этих видов образования; взаимосвязь мотивации и целеполагания разных уровней), организационно-планирующий (ориентация всех ступеней образования на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, компетентностный подход к оценке результатов обучения), содержательно-деятельностный (гибкость, свобода структуры и содержания образования; развитие у обучаемых умений организовывать и планировать познавательно-практическую деятельность), оценочно-рефлексивный (унификация требований к учебных достижений обучающихся, диверсификация систем оценивания; развитие навыков самоконтроля и самооценки учебной деятельности, осознания себя как личности) [13, с. 10].

Процессуально-обучающая (внешняя) подструктура преемственности включает нормативную, организационно-методическую, регулятивно-стимулирующую и проверочно-оценочную составляющие, которые отражают обновленную нормативную базу в форме образовательных стандартов, учебных планов, образовательных программах и т.п., в частности новых образовательных стандартах в высшем профессиональном образовании.

Л.В. Хведченя в качестве основного условия реализации преемственности подчеркивает необходимость соблюдения именно нормативной преемственности - взаимосвязи и взаимодополнения учебных планов, учебных программ, учебных пособий, так как разрыв в нормативной базе вызывает затруднения в организации первого этапа обучения в вузе и делает необходимым корректировку адаптивного курса [14, с. 19].

Т.А. Кувалдина утверждает, что формирование компетенций является сложным процессом, требующим специальной организации процесса обучения и предполагающим разработку методического комплекса, включающего формулирование целей и задач, отбор форм, методов и средств обучения. Под «методическим комплексом» она предлагает понимать «упорядоченное множество взаимосвязанных дидактических средств, необходимых и достаточных для изучения и успешного освоения каждой из тем учебной программы» [6].

Преемственность в формировании компетенций, по мнению Е.Н. Овчаренко, предполагает ориентацию и использование в вузовском курсе обучения знаний и компетенций, приобретенных и сформированных обучающимися на предшествующих этапах обучения [11].

Изложение основного материала статьи. Современный уровень развития информационного общества с полной уверенностью подчеркивает особую роль владения навыками использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), указывающих на сформированность информационно-коммуникационной компетенции (ИКК), которая представляет собой «способность личности использовать в практической деятельности знания, умения и навыки в области информационных технологий для осуществления поиска, оценки, обработки, создания, хранения и передачи информации, представленной в разных форматах» [8, с. 16].

Важность формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов подтверждается положениями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.