Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ АКЦЕНТИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ'

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ АКЦЕНТИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛОН / ЮНЫЕ ТРИАТЛОНИСТЫ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ / БЕГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Н.Ю., Фатьянов И.А., Чёмов В.В.

Цель исследования - разработать и апробировать модель организации специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий. Методика и организация исследования. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: аналитический обзор научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; инструментальная сертифицированная методика - беговые часы Forerunner 735XT с GPS-приемником и пульсометром; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования разработана и апробирована модель организации специально-подготовительного этапа тренировки триатлонистов на этапе начала специализации. Внедрение модели позволяет значительно повысить результаты юных триатлонистов в беге, велогонке и триатлоне в целом. Доказана необходимость повышения доли беговых нагрузок в тренировке триатлонистов на этапе начала специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Н.Ю., Фатьянов И.А., Чёмов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED TRAINING MODEL FOR YOUTH TRIATHLON WITH FOCUSED RUNNING WORKOUTS

Objective of the study was to develop and test benefits of a new specialized training system model for junior triathlon with focused running workouts. Methods and structure of the study. We used the following study methods: analytical overview of the relevant theoretical and practical study reports; questionnaire survey; progress tests; certified Forerunner 735XT wrist run tracker with a GPS and heart rate monitor; training model testing experiment; and the standard mathematical statistical data processing toolkit. Results and conclusion. The study data were used to develop and pilot the specialized training model for junior triathletes qualified for specialized training (excellence) groups. The specialized training model was found beneficial as verified by progress of the sample in the running and cycling events and triathlon on the whole. The study demonstrated benefits of the running workouts prioritizing training system for triathletes entering the sport specialization stage.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ТРИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ АКЦЕНТИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ»

модель построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий

УДК/UDC 796.093.643.2

Поступила в редакцию 15.06.2021 г.

Кандидат педагогических наук Н.Ю. Петров1 Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Фатьянов1 Доктор педагогических наук, профессор В.В. Чёмов1

волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

SPECIALIZED TRAINING MODEL FOR YOUTH TRIATHLON WITH FOCUSED RUNNING WORKOUTS

PhD N.Y. Petrov1

PhD, Associate Professor I.A. Fatyanov1 Dr. Hab., Professor V.V. Chemov1

1 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Информация для связи с автором: petrov-yu@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - разработать и апробировать модель организации специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий.

Методика и организация исследования. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: аналитический обзор научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; инструментальная сертифицированная методика - беговые часы Forerunner 735XT с GPS-приемником и пульсометром; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования разработана и апробирована модель организации специально-подготовительного этапа тренировки триатлонистов на этапе начала специализации. Внедрение модели позволяет значительно повысить результаты юных триатлонистов в беге, велогонке и триатлоне в целом. Доказана необходимость повышения доли беговых нагрузок в тренировке триатлонистов на этапе начала специализации.

Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, модель специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов, беговая нагрузка.

Abstract

Objective of the study was to develop and test benefits of a new specialized training system model for junior triathlon with focused running workouts. Methods and structure of the study. We used the following study methods: analytical overview of the relevant theoretical and practical study reports; questionnaire survey; progress tests; certified Forerunner 735XT wrist run tracker with a GPS and heart rate monitor; training model testing experiment; and the standard mathematical statistical data processing toolkit. Results and conclusion. The study data were used to develop and pilot the specialized training model for junior triathletes qualified for specialized training (excellence) groups. The specialized training model was found beneficial as verified by progress of the sample in the running and cycling events and triathlon on the whole. The study demonstrated benefits of the running workouts prioritizing training system for triathletes entering the sport specialization stage.

Keywords: triathlon (JT), youth triathletes, specialized training model for junior triathletes, running workout.

Введение. Триатлон является относительно молодым видом спорта (одна из его разновидностей включена в программу олимпийских игр только в 2000 г.), включающим плавание, велогонку и бег на длинные дистанции и требующим предельного проявления выносливости. Краткое обобщение опыта подготовки в триатлоне показывает, что в настоящее время в нем доминируют подходы, заимствованные из включенных в триатлон видов спорта - плавания, велосипедного спорта и бега на длинные дистанции, причем степень этого доминирования определяется преимущественно специализацией атлета до начала занятий триатлоном [1, 5].

Теория подготовки в триатлоне интегрирует знания, накопленные в предметной области видов спорта, составляющих ее содержание. Представления о специфике сочетания в единой спортивной дисциплине различных видов вынос-

ливости обуславливает эффективность интеграции столь различающихся видов двигательной деятельности и обоснованно определяет направления развивающих воздействий на разных этапах становления спортивного мастерства. Понимание данной специфики находится в настоящее время лишь в стадии становления [2, 4 и др.].

Цель исследования - разработать и апробировать модель организации специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий.

Методика и организация исследования. Модель организации тренировки юных триатлонистов на специально-подготовительном этапе макроцикла предполагает акцентированное применение средств беговой подготовки в форме

тренировочных заданий. Организация этапа предполагает циклическое повторение мезоцикла (с постепенным повышением объема и интенсивности беговой нагрузки), который состоит из трех нагрузочных микроциклов и одного восстановительного. Концепция включения средств беговой подготовки в общую схему построения специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов строится с учетом взаимосвязи содержания беговой подготовки с другими компонентами.

В каждом микроцикле предполагается шесть занятий с беговой направленностью, из них на двух однонаправленных занятиях выполняется основная работа в аэробно-анаэробном (смешанном) режиме, одно занятие носит восстановительный характер, оставшиеся три занятия - комбинированные (вело+бег), при этом акцент в велоподготовке должен быть смещен в сторону совершенствования техники. Совершенствование плавательного компонента подготовленности спортсменов также происходит в рамках шести занятий, два из которых должны быть посвящены основной работе [3, 5].

С целью оценки эффективности разработанной модели организации специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 24 спортсмена МБУ СШОР № 16 г Волгограда в возрасте 13-14 лет, имеющие стаж специализированных занятий триатлоном не более двух лет.

В начале педагогического эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная, в каждую вошли по двенадцать человек. Далее проводили органичное встраивание разработанной модели организации специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов на основе акцентированного применения средств беговой подготовки в форме тренировочных заданий в тренировочный процесс экспериментальной группы. Тренировочный процесс в контрольной группе строили по методике, принятой в МБУ СШОР № 16 г Волгограда.

Продолжительность педагогического эксперимента для каждого спортсмена составила двенадцать недель специально-подготовительного этапа подготовки юных триатлонистов. Тестирование осуществляли в начале педагогического эксперимента и после его завершения. На основе регистрируемых и расчетных параметров, характеризующих уровень беговой подготовленности, и показателей уровня общей и специальной подготовленности в начале и конце педаго-

гического эксперимента осуществляли сравнение уровней подготовленности юных триатлонистов экспериментальной и контрольной группы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате реализации программы педагогического эксперимента доказано, что тренировочные программы, реализуемые в рамках специально-подготовительного этапа тренировки, в основу которых заложено следующее соотношение тренировочных нагрузок: беговой компонент - 40 %; плавательный компонент - 40 %%, велокомпонент - 20 %, позволяют целенаправленно воздействовать на ведущие компоненты в структуре подготовленности триатлонистов с учетом их приоритетности, что обеспечивает формирование необходимого уровня подготовленности спортсменов к соревновательной деятельности (см. таблицу).

Результаты в экспериментальной группе улучшились по отношению к контрольной в беге на 2000 м на 34 с (на 7,7 0%), в беге на 1000 м - на 17 с (на 8,1 %), в велогонке 8 км - на 11 с (на 1,3 %), в триатлоне - на 1 мин 12 с (на 4 %). Результаты в плавании 300 м улучшились в экспериментальной и контрольной группах относительно исходных данных на 2,9 и 3,84 % соответственно. Кроме того, в экспериментальной группе повысился уровень специальной беговой подготовленности.

Значительное улучшение кинематических (средний темп, средняя скорость в беге на 1000 м) и динамических (средняя частота шагов, среднее вертикальное колебание общего центра тяжести, среднее время контакта с опорой) характеристик бега юных триатлонистов относительно контрольной группы свидетельствует о становлении более экономичной техники бега юных триатлонистов экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента. Также произошло повышение аэробных способностей спортсменов экспериментальной группы, об этом свидетельствует более значительное улучшение расчетных физиологических показателей в экспериментальной группе по отношению к контрольной (ЧСС в состоянии покоя снизилась на 8,7 %, ЧСС анаэробного порога увеличилась на 13,3 %, показатель VO2 Max повысился на 6,5 %).

Одним из условий успешной реализации тренировочных программ, спроектированных на основе данной модели, является применение средств телеметрического контроля с целью дифференциации физических нагрузок и мониторинга интенсивности тренировочной нагрузки по пяти зонам интенсивности нагрузок на основе показателей частоты сердечных сокращений [5]. Предложенная классификация ос-

Показатели специальной физической подготовленности, кинематические и динамические характеристики бега, расчетные физиологические показатели юных триатлонистов после проведения педагогического эксперимента, х±а

о и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

£

О (U .с Н

Показатели Группы t р

ЭГ (n=12) КГ(П=12)

Бег на 1000 м, с 189,53±6,4 206,17±5,2 6,99 <0,05

Бег на 2000 м, с 402,75±16,91 436,42±20,47 4,39 <0,05

Плавание 300 м, с 201,17±9,37 200,42±7,66 0,21 >0,05

Езда на велосипеде 8 км, с 833,50±17,28 844,25±13,08 1,72 <0,05

Триатлон 0,3 км+8 км+2 км, с 1715,92±31,41 1788,17±18,33 6,88 <0,05

Средний темп, с/км 189,53±6,40 206,17±5,20 6,99 <0,05

Средняя скорость, км/ч 19,03±0,64 17,47±0,46 6,85 <0,05

Средняя частота шага, ш/мин 194,33±6,97 187,58±9,14 2,03 <0,05

Средняя длина шага, м 1,58±0,04 1,56±0,02 1,36 >0,05

Среднее вертикальное колебание, см 7,28±0,59 8,40±1,10 3,10 <0,05

Среднее время контакта с опорой, мс 201,92±2,71 215,17±3,27 10,80 <0,05

ЧСС покоя, уд/мин 64,67±8,19 70,83±6,74 2,01 <0,05

ЧСС (анаэробного порога), уд/мин 181,42±4,81 160,17±7,37 8,36 <0,05

VO2мax, мл/кг/мин 51,60±1,16 48,45±1,67 5,37 <0,05

Примечание: t - критерий Стьюдента; р - уровень значимости.

52

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

теория и методика спорта

новных средств тренировки в триатлоне на этапе начальной специализации позволяет целенаправленно решать задачи развития различных проявлений общей и специальной выносливости. Внедрение в тренировочный процесс спортсменов-триатлонистов модели построения специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе беговых тренировочных заданий создает предпосылки для рационального перехода спортсменов к последующим этапам многолетней подготовки [5].

Вывод. Проведенное исследование позволило дополнить теорию многолетней подготовки в триатлоне первичными данными о целесообразности преобладания плавательных нагрузок на начальном этапе подготовки, значительном увеличении беговых нагрузок на этапе начальной специализации и возможном увеличении нагрузок в велосипедных гонках на более поздних этапах роста спортивного мастерства. Данные положения могут составить основу принципа, общего для всех комплексных видов спорта и спортивных много-борий, согласно которому на отдельных этапах роста спортивного мастерства возможно и в долгосрочной перспективе целесообразно акцентированное применение нагрузок того или иного вида (группы видов), включенного в состав комплексного вида спорта или многоборья.

Литература

1. Колесник И.А. Методика развития выносливости триатлетов (на примере версии 1гоптап ТпаАоп) / И.А. Колесник // Матер. VI междунар. науч.-практ. конференции «Здоровье для всех». -Пинск, 2015. - Ч. 1. - С. 280-282.

2. Немцев О.Б. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

3. Петров Н.Ю. Построение специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе средств беговой подготовки / Н.Ю. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 342-345.

4. Петров Н.Ю. Особенности построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне / Н.Ю. Петров, И.А. Фатьянов, Т.Е. Фатьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). -С. 210-213.

5. Петров Н.Ю. Построение специально-подготовительного этапа тренировки юных триатлонистов на основе беговых тренировочных заданий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Ю. Петров. - Волгоград, 2020. - 24 с.

References

1. Kolesnik I.A. Metodika razvitiya vyinoslivosti triatletov (na primere ver-sii Ironman Triatlon) [Endurance building methodology for triathletes (case study of Ironman Triatlon version)] Proc. VI int. res.-practical conference "Health for All". Pinsk, 2015. V. 1. pp. 280-282.

2. Nemtsev O.B. Struktura sorevnovatelnogo rezultata u yunykh rossi-yskikh triatletov [Structure of competitive result among young Russian triathletes]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2016. no. 8 (138). pp. 158-164.

3. Petrov N.Y. Postroenie spetsialno-podgotovitelnogo etapa trenirovki yunykh triatlonistov na osnove sredstv begovoy podgotovki [Design of special preparatory training stage for junior triathletes based on running training tools]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No.4 (182). pp. 342-345.

4. Petrov N.Y., Fatyanov I.A., Fatyanova T.E. Osobennosti postroeniya trenirovochnogo protsessa yunykh sportsmenov na etape nachalnoy spetsializatsii v triatlone [Features of training process design for junior athletes at initial specialization stage in triathlon]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No.6 (172). pp. 210-213.

5. Petrov N.Y. Postroenie spetsialno-podgotovitelnogo etapa trenirovki yunykh triatlonistov na osnove begovykh trenirovochnykh zadaniy [Design of special preparatory training stage for junior triathletes based on running training tasks]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Volgograd, 2020. 24 p.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

организационно-управленческие условия развития пляжных игровых видов спорта в россии на примере пляжного тенниса

Е.Ю. Давыдова1

1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург УДМ^С 796.051.2

Ключевые слова: пляжный теннис, условия развития, развитие.

Введение. Значимость пляжных видов спорта повышается с каждым годом. Спортивные дисциплины на песке (пляжные: регби, футбол, теннис, гандбол, волейбол) включаются во всероссийский реестр видов спорта, программу крупнейших всемирных комплексных соревнований, таких как всемирные пляжные игры (пляжный гандбол, регби, футбол, теннис), олимпиада (пляжный волейбол). Структурирование условий развития пляжных видов спорта в общем, и пляжного тенниса в частности, на данный момент практически не изучено.

Цель исследования - разработать рекомендации по улучшению организационно-управленческих условий развития пляжного тенниса в России.

Методика и организация исследования. Осуществлен анализ специализированных сайтов и научной литературы по исследуемой тематике [1, 2], проведен опрос экспертов (представители Федераций по исследуемым видам спорта) и использованы данные из практической работы автора в Федерации тенниса России.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе полученных данных выявлены организационные и управленческие условия развития пяти пляжных видов спорта: волейбола, гандбола, регби, футбола и тенниса.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF BEACH GAME SPORTS IN RUSSIA (CASE STUDY OF BEACH TENNIS)

E.Y. Davydova1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Поступила в редакцию 28.10.2021 г. К организационно-управленческим условиям можно отнести: наличие всероссийской федерации; наличие сборной команды РФ; наличие официальных правил; наличие нормативов для выполнения спортивных званий и разрядов; проведение международных соревнований в РФ.

Управленческие условия включают: приказ о признании и включении во всероссийский реестр видов спорта и спортивных дисциплин; включение в ФССП по основному виду спорта; включение в показательный вид во время олимпийских игр; включение в программу олимпиады.

Выводы. Рекомендации по улучшению условий развития пляжного тенниса в России приняты к сведению федерацией тенниса России. Предложение по увеличению числа международных соревнований реализовано посредством подачи заявки на проведение Командного Кубка и Первенства Европы на 2022. Литература

1. Давыдова Е.Ю. Спортивные соревнования как фактор развития пляжного тенниса / Е.Ю. Давыдова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 73-76.

2. Мельников В.В. Всемирные пляжные игры - новое мульти-спортивное мероприятие под эгидой АНОК / В.В. Мельников, Н.Ю. Мельникова, М.А. Тютюнев // Спортивно-педагогическое образование. - 2020. - № 3. - С. 23-26.

Информация для связи с автором: e_davydova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.