Научная статья на тему 'Модель поэтапного формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в условиях вузовского обучения'

Модель поэтапного формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в условиях вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ / SOCIAL INTELLECT / MODEL / STRUCTURE / COMPONENTS / SOCIAL PERCEPTION / AND SOCIAL KNOWLEDGE / BEHAVIORAL FL EXIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куканова Е. В.

В статье представлена модель формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ. Цель модели конкретизируется в системе задач, принципах, содержании, критериях, показателях и уровнях сформированности социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в процессе вузовского обучения. Социальный интеллект характеризуется следующими особенностями: восприятие и понимание профессиональных проблем репрезентируется в двух основных категориях конструктивизм и доверительность; тип контроля в области общей активности экстернальный; структура межличностных отношений описывается тремя факторами: агрессивный эгоизм, дружелюбный инфантилизм, авторитарный альтруизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF PHASE-FORMATION OF SOCIAL INTELLIGENCE OF FUTURE EDUCATORS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The article presents a model of the formation of social intelligence of future teachers to the childrens educational institution. The purpose of the model is specifi ed in the system of objectives, principles, scope, criteria, indicators and levels of the formation of social intelligence of future educators of the DOW in the process of higher education. Social intelligence is characterized by the following features: perception and understanding of the professional problems it seems in two major categories constructivism and empowerment; type of control in areas of common activity the factors of external environment; the structure of interpersonal relations is described by three factors: aggressive egoism, friendly infantilism, authoritarian altruism.

Текст научной работы на тему «Модель поэтапного формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в условиях вузовского обучения»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.В. КУКАНОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры

общей педагогики Орловского государственного

университета

Е-таИ:е1апа-кого1вь@тай.ги

Тел: 8 910 458 12 84

МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлена модель формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ. Цель модели конкретизируется в системе задач, принципах, содержании, критериях, показателях и уровнях сформированности социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в процессе вузовского обучения. Социальный интеллект характеризуется следующими особенностями: восприятие и понимание профессиональных проблем репрезентируется в двух основных категориях - конструктивизм и доверительность; тип контроля в области общей активности - экстернальный; структура межличностных отношений описывается тремя факторами: агрессивный эгоизм, дружелюбный инфантилизм, авторитарный альтруизм.

Ключевые слова: социальный интеллект, модель, структура, компоненты, социальное восприятие, социальное знание, поведенческая гибкость.

Модернизация отечественной системы высшего образования требует новых подходов к построению профессиональной подготовки специалиста, ориентированной не только на содержание профессиональной деятельности, но и на личностные особенности специалиста, реализуемые в этой деятельности. В этом случае становится необходимым выделение некоторых базисных психологических образований, отображающих в себе специфику труда и характеристики субъекта деятельности.

В них каждый специалист проявляет специфику индивидуального интеллекта, характерного для конкретной профессии и отличающего его от «родственных» по предметному содержанию профессий. Это касается и профессиональной подготовки воспитателей ДОУ. Как правило, их обучение в вузе ограничивается алгоритмизацией конкретных образовательных приобретений, реализуемых в заранее обусловленных видах практической деятельности.

За границами профессиональной подготовки воспитателя при этом нередко остаются его отличительные особенности как субъекта профессиональной деятельности (особенности мышления, интеллекта, поведения, ценностной ориентации и др.) от субъекта другой, содержательно с ней схожей деятельности. Это находит целостную выраженность в социальном интеллекте воспитателя. В связи с этим формирование социального интеллекта воспитателя выступает одной из актуальных проблем его профессионального обучения в вузе.

Во-первых, рассмотрение процесса формирования социального интеллекта воспитателей ДОУ

© Е.В. Куканова

имеет несомненную важность с позиции формирования системы личностных ценностей и идей современного российского общества. Во-вторых, формирование социального интеллекта является частью общей культуры личности, что может способствовать рассмотрению его как средства личностной самореализации.

Абстрагированным выражением сущности процесса формирования социального интеллекта выступает модель поэтапного его формирования, ко -торая воплощает в себе теоретические и технологические результаты осмысления данного феномена.

В ходе построения нашей модели мы учитывали следующие условия развития педагогической системы: целостность, коммуникативность, структурность, междисциплинарность, управляемость, развитие, полноту и многоуровневость описания. Целостность данной модели характеризует единство ее компонентов, наличие у системы интегративных качеств (сформированности социального интеллекта определенного уровня), которых нет у ее компонентов, систему связей и отношений, ко -торые выделяют ее (как самостоятельную единицу) из окружающей среды. Коммуникативность данной модели утверждает наличие и учет различных связей разного вида и уровня (субъектов, компонентов, видов деятельности и т.п.). Структурность и многоуровневость данной модели характеризуются возможностью выделения этапов становления социального интеллекта воспитателей ДОУ, значимых форм деятельности, в рамках которых реализуется ее содержание, и видимых параме-

^ОАГОГПКАПППИХОЛОГПЯ

тров фиксации получаемых результатов. Наряду с устойчивостью структура обладает изменчивостью и подвижностью, с чем связана возможность преобразования системы деятельности и появления новых интегративных качеств или перехода имеющихся на более высокий уровень. В процессе моделирования мы использовали данные, концепции и методы различных наук (философии, психологии), что обеспечивало междисциплинарную интеграцию в рамках нашей модели. Управляемость данной модели обеспечивается направленностью на интересы будущих воспитателей; сопряженностью с ценностями общества, дошкольного учреждения, семьи и т.п.; реальностью достижения поставленной цели формирования социального интеллекта; конкретностью, диагностичностью и возможностью коррекции, в случае необходимости. Возможность развития данной модели обусловливается переходом целостности на другой уровень. Полнота гарантировалась адекватностью отражения объекта в модели, эмпирическим характером получения материала, многократностью проверки с помощью различных приемов.

Опираясь на структурно-функциональную характеристику педагогической системы, данную В.А. Сластениным, можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, результативный (рефлексивно-оценочный). При построении модели мы исходили из научного представления о наличии подобных структурных компонентов системы и взаимосвязей между ними.

Модель поэтапного формирования социального интеллекта воспитателей ДОУ в условиях вуза строилась нами на основе следующих ведущих идей и теоретических основ.

Концептуальной идеей выступает положение о том, что формирование социального интеллекта базируется на дидактическом синтезе, предполагающем максимально эффективное использование познавательного и воспитательного потенциала в развитии детей указанного возраста на основе единства чувственного и рационального, формирование целостных представлений об окружающем мире в их взаимосвязях и взаимозависимостях.

Сущность современной образовательной парадигмы образования выражается в идее личностноориентированного образования и заключается в том, что студент рассматривается как сложная само-развивающаяся система, признается уникальность и неповторимость каждой личности и траектории ее развития, ее самоценность; целевые установки вузовского образования смещаются с информатизации на создание условий и помощь в саморазвитии

личности в целом (с точки зрения вероятностной модели мира, степень его освоения определяется не столько его познанием, сколько пониманием, то есть овладением смыслами); изменяется позиция студента в жизненном пространстве, которое должно строиться в соответствии с потребностями, интересами, возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности.

Социальный интеллект будущих воспитателей ДОУ в процессе вузовского обучения характеризуется следующими особенностями: восприятие и понимание профессиональных проблем репрезентируется в двух основных категориях - конструктивизм и доверительность; тип контроля в области общей активности - экстернальный; структура межличностных отношений описывается тремя факторами: агрессивный эгоизм, дружелюбный инфантилизм, авторитарный альтруизм.

Изменение социального интеллекта происходит посредством специально организованного обучения, ориентированного на развитие структурных компонентов интеллекта в процессе решения профессиональных ситуаций. Эти изменения связаны с содержательной трансформацией перцептивномыслительного и аксиологического компонентов интеллекта в сторону когнитивного усложнения процессов восприятия профессиональных ситуаций и развития новых ценностных ориентиров - бескорыстия, ориентации на оказание помощи, способности к принятию решения и независимости. Регулятивный компонент изменяется в области производственных, межличностных отношений.

Социальный интеллект выступает как личностное новообразование студентов и как общественная характеристика. Поэтому представляется весьма важным и актуальным выделение факторов, влияющих на формирование социального интеллекта в процессе вузовского обучения.

Практически любое явление, процесс, ситуация содержит воспитательный и образовательный потенциал, который может быть актуализирован при определенных условиях. Педагогический фактор - то, что независимо от желания людей способно порождать педагогический эффект, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты исследуемых явлений. Следовательно, природа фактора, в значительной мере, объективна и определяет возрастающую значимость его влияния на природу социального интеллекта. В силу объективности и универсальности действия педагогических факторов кардинально повлиять на их «вмешательство» в названный процесс довольно сложно. Можно в определенной мере компенсировать, корректировать, усиливать, блокировать это действие

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

с помощью различных видов соответствующей деятельности.

Таким образом, необходимо тщательно изучать, учитывать, прогнозировать и использовать действие всех факторов, влияющих на формирование социального интеллекта. Только в этом случае факторы создают соответствующие условия для решения поставленных педагогических задач.

Всю совокупность факторов формирования социального интеллекта можно объединить в три группы: факторы общекультурного, социального и личностного порядка.

Факторы общекультурного порядка оказывают глубокое и важнейшее влияние на формирование социального интеллекта. К ним относятся: социокультурная ситуация в стране, регионе, вузе, субкультура, социальное положение личности студента.

Значимость фактора социокультурного окружения переоценить трудно. Именно в данной среде определяется поведение и потребности личности. Наиболее заметно влияние данного фактора на формирование социального интеллекта прослеживается в процессе вузовского обучения. Социокультурная ситуация складывается в результате воздействия таких групп агентов, как: образовательная среда вуза, семейные традиции, культурно-просветительных программ в СМИ, моделирования, творческих заданий, педагогических ситуаций, тренингов.

Субкультура - наиболее мелкая составляющая часть культуры, предоставляющая возможности общения с себе подобными. В обществе выделяются группы лиц, которые имеют одинаковые потребности и пристрастия: по религиозной принадлежности (православные, старообрядцы, атеисты); по расовым признакам (европейцы, азиаты, негры); по географическому положению (жители европейского Севера и Кавказа, западной или восточной Украины) и т. п.

Безусловно, что национальная и расовая принадлежность, вероисповедание и географическое окружение оказывают влияние на формирование социального интеллекта, однако еще большее значение имеет общность культурных и (или) досуговых предпочтений в типичной возрастной среде. В случае принадлежности личности к определенной субкультуре, представляется достаточно проблематичной переориентация ценностных установок, культурных интересов, нормативных характеристик поведения и деятельности, отношений.

Социальные факторы оказывают значительное влияние на формирование социального интеллекта и включают в себя референтные группы, семью, роли и статусы конкретной личности.

Референтные группы оказывают особенно сильное влияние на деятельность и поведение личности. Их называют членскими коллективами, которые оказывают прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на отношения и поведение человека. К ним относятся: семья, друзья, студенческая группа - это первичные коллективы. Кроме того, человек принадлежит в ряду вторичных коллективов: в нашем случае это - творческо-исполнительские коллективы.

Референтные группы оказывают влияние на людей разными путями: индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образом жизни; группа воздействует на отношения индивида и его представления о самом себе; группа подталкивает индивида к конформизму. На формирование социального интеллекта важное влияние оказывает, несомненно, вовлеченность личности в художественно-исполнительские, творческие объединения, сплоченность и общность интересов участников.

Роли и статусы характеризуют человека как члена различных социальных групп. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от человека окружающие. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества.

Актуальной задачей выступает в нашем исследовании расширение спектра социальных ролей в вузе и повышение их статусного уровня (актуализация значимости в различных сферах деятельности, моральное стимулирование, широта практического применения и т. п.)

Личностные факторы оказывают заметное влияние на формирование социального интеллекта и включают в себя пол и возраст, тип личности и представление о самом себе.

Проведенный анализ выделения факторов, способствующих формированию социального интеллекта, позволяет нам, таким образом, говорить о двух группах факторов: факторах внешней среды (общекультурных и социальных) и факторах внутренней среды (личностных).

Идея развития, обеспечивающего возникновение нового качественного состояния личности, детерминирует цели формирования социального интеллекта как динамичное явление, изменяющееся под воздействием внешних и внутренних факторов.

Модель поэтапного формирования социального интеллекта проявляется на следующих уровнях: целевом (цель, задачи); содержательном (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и осуществления эмоционально-ценностных отношений); операционально-деятельностном (этапная:

^£^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ^£^^=

[социальное восприятие, социальное знание, поведенческая гибкость] реализация интегрированных занятий, моделирования, творческих заданий, педагогических ситуаций, тренингов и результативном (рефлексивно-оценочным) (результат в соответствии с критериями уровня его сформированности).

Целевой уровень модели поэтапного формирования социального интеллекта является наиболее значимым, так как детерминирует содержание интеллектуального образования и интеллектуального воспитания и их процессуальную сторону.

Модель формирования социального интеллекта старших дошкольников ориентируется на стратегическую цель: создание условий, способствующих проявлению и востребованности элементов социального интеллекта в образовательном процессе вуза, что обеспечит интеллектуальное развитие личности, формирование творческой направленности и будет способствовать становлению их коммуникативных способностей.

Исходя из целей, предполагающих гармонизацию объективных требований к будущим воспитателям ДОУ и личностного саморазвивающе-гося начала, содержание предлагаемой нами модели включает в себя содержание социального интеллекта (аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий) и содержание процесса формирования искомого новообразования (знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений).

В контексте нашего исследования социальный интеллект - это система установок, интересов, вкусов, которые находят свое выражение в поведении студентов.

Таким образом, основу содержания процесса формирования социального интеллекта составляет универсальная формула педагогического процесса «потребность - переживание - осмысление -действие» и принцип чувственно-эмоционального восприятия, а его структуру - знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений.

Процессуально-управленческий уровень в

рассматриваемой модели представлен последовательным, поэтапным процессом формирования социального интеллекта. Функцией данного компонента является построение педагогического процесса в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.

Формирование социального интеллекта является педагогическим процессом. Отличительной особенностью педагогического процесса является разница фиксируемых состояний в начале и в

конце педагогического воздействия на конкретную личность.

Динамика процесса отражается нами в модели поэтапного формирования социального интеллекта и имеет место при соблюдении следующих его этапов: социального восприятия, социального знания, поведенческой гибкости.

Первый этап - социальное восприятие (позитивный образ «Я» будущих воспитателей ДОУ). Второй этап - социальное знание (творческая самореализация). Третий этап - поведенческая гибкость (удовлетворенность студента своим положением в группе).

Реализация модели поэтапного формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ будет оптимальной, если сопровождается систематическим мониторингом статуса студента, созданием условий для развития его личности.

Завершенность педагогического процесса обуславливается правильным выбором способа организации управления им. Возможность управления процессом формирования социального интеллекта старших дошкольников будет обеспечена при выполнении следующих требований: указание и конкретизация цели управления; установление исходного состояния социального интеллекта, в частности, изучение исходного уровня социального интеллекта, изучение их индивидуальных особенностей; определение программы действий; обеспечение систематической обратной связи (итоговая и поэтапная организация оценки и контроля); обеспечение переработки информации; (анализ ситуации, коррекция ситуации); итоговый анализ и оценка.

Систематизирующим аспектом модели поэтапного формирования социального интеллекта выступает результативный (рефлексивно-оценочный) уровень, который мы осмысливаем как меру отражения целостности модели, обеспечивающую ее существование; методологический инструментарий управления качеством процесса формирования социального интеллекта; средство, с помощью которого осуществляется выбор стратегии формирования социального интеллекта; основание для оценки реального уровня личностных достижений будущих воспитателей ДОУ

Результативность процесса формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ зависит от соблюдения определенных педагогических условий: внешней среды (социальнопедагогических), условий внутренней среды (организационно-педагогических) и личностных (педагогических).

Таблица 1.

Структурная модель поэтапного формирования социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ

в процессе вузовского обучения

О

Б

Щ

Е

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

Н

Ы

Е

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

Ы

Е

Ф

А Л

К И

Т Ч

О Н

Р О

Ы С

Т

Н

Ы

Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: проявление и востребованность элементов социального интеллекта в образовательном процессе вуза

Т

Закономерности:

организация воспитания через активность, учет потребностей и интересов, культуросообразная

деятельность, уважение и доброжелательность, ориентация на ценности и ценностные отношения.

Принципы:

-личностно-ориентированного обучения

- деятельностного подхода

- системности

- проблемных ситуаций

- наглядного создание условий, способствующих моделирования

- практического экспериментирования

- продуктивного взаимодействия

- учета индивидуальных особенностей

- учет модальностей обучения

содержание

Знания Способы деятельности Опыт творческой деятельности Опыт осуществления эмоциональноценностных отношений

Этапы:

1. социальное восприятие; Студенческая

социум 2. социальное знание; группа в вузе

3. поведенческая гибкость.

Средства традиционного обучения

Интегрированные занятия, дидактические игры, моделирование, творческие задания, тренинги, педагогические ситуации Диалоговые методы и культурно-диа Процесс социализации логовые приемы

Критерии результативности

Позитивный об- Творческая самореали- Удовлетворенность студента

раз «Я» зация своим положением в группе

Результат

С

о

ц

и

а

л

ь

н

о

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

е

О

р

г У

а С

н Л

и

з О

а В

ц И

и Я

о

н

н

о

п

е

д

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

и

е

^£^^^ЁДАГОШКАППСПХОЛОГП^\£^^^

Конечный результат, который мы предполагаем получить от внедрения разработанной нами теоретической модели поэтапного формирования социального интеллекта, - повышение уровня сформированности социального интеллекта у студентов.

Динамика развития социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ связана с реализацией специально организованного процесса обучения, ориентированного на развитие структурных компо-

нентов интеллекта в процессе решения профессиональных ситуаций.

Таким образом, модель определяет цель формирования социального интеллекта студентов, которая конкретизируется в системе задач, принципах, содержании, критериях, показателях и уровнях сфор-мированности социального интеллекта будущих воспитателей ДОУ в процессе вузовского обучения.

E.V. KUKANOVA

THE MODEL OF PHASE-FORMATION OF SOCIAL INTELLIGENCE OF FUTURE EDUCATORS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The article presents a model of the formation of social intelligence offuture teachers to the children’s educational institution. The purpose of the model is specified in the system of objectives, principles, scope, criteria, indicators and levels of the formation of social intelligence offuture educators of the DOW in the process of higher education. Social intelligence is characterized by the following features: perception and understanding of the professional problems it seems in two major categories - constructivism and empowerment; type of control in areas of common activity - the factors of external environment; the structure of interpersonal relations is described by three factors: aggressive egoism, friendly infantilism, authoritarian altruism.

Key words: social intellect, model, structure, components, social perception, and social knowledge, behavioral flexibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.