Научная статья на тему 'О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ'

О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PROFESSIONAL STANDARD / TUTOR OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / REFLECTION / REFLEXIVE ABILITIES / PEDAGOGICAL REFLECTION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEDAGOGICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Тахмина Мирзали Кызы

В статье проанализированы требования к знаниям и умениям будущих воспитателей ДОУ, отраженные в профессиональном стандарте педагога. Рассмотрены профессиональные качества воспитателя, необходимые для соответствия профессиональному стандарту. Раскрыто значение рефлексии и рефлексивных способностей в развитии личностных и профессиональных качеств будущих воспитателей ДОУ. Предложены пути организации учебных занятий студентов будущих воспитателей ДОУ в рамках педагогических курсов на основе рефлексивного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Тахмина Мирзали Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEED OF FORMATION OF REFLEXIVE ABILITIES OF FUTURE TUTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

In article the author analyzed the requirements to knowledge and abilities of future tutors of preschool educational institution reflected in the professional standard of the teacher, considered the professional qualities of the tutor necessary for compliance to the professional standard, revealed value of a reflection and reflexive abilities in development of personal and professional qualities of future tutors of preschool educational institution and offered ways of the organization of studies of students future tutors of preschool educational institution within pedagogical courses on the basis of reflexive approach.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ»

УДК 378.147

doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-2-118-122

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Алиева Тахмина Мирзали кызы

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», Россия, г. Тамбов, е-mail: [email protected]

В статье проанализированы требования к знаниям и умениям будущих воспитателей ДОУ, отраженные в профессиональном стандарте педагога. Рассмотрены профессиональные качества воспитателя, необходимые для соответствия профессиональному стандарту. Раскрыто значение рефлексии и рефлексивных способностей в развитии личностных и профессиональных качеств будущих воспитателей ДОУ. Предложены пути организации учебных занятий студентов - будущих воспитателей ДОУ в рамках педагогических курсов на основе рефлексивного подхода.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, воспитатель ДОУ, рефлексия, рефлексивные способности, педагогическая рефлексия, вуз, педагогические дисциплины

С момента вступления в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» (1 сентября 2013), дошкольное образование закрепляется в качестве отдельного уровня общего образования. Это говорит о том, что высокие требования к уровню профессионализма, компетентности воспитателя ДОУ закреплены законодательно. Весомое значение имеет также факт принятия таких документов, как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Профессиональный стандарт педагога. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы дошкольного образования: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, финансовые и к предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными.

Согласно Профессиональному стандарту, педагог ДОУ должен обладать следующими умениями и знаниями:

- уметь организовывать и владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, предметной, по-знавате льно-исследовате льской);

- уметь использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированное™ у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

- уметь применять и знать методы физического, личностного и познавательного раз-

вития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;

- уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

знать специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- знать основные психологические подходы: культурно-исторический, личностный и деятельностный;

- знать основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

- знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте и особенности становления и развития детских деятельностей;

- знать современные тенденции развития дошкольного образования [1].

Для того, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта, воспитатель ДОУ должен обладать следующими профессиональными качествами:

- эмпатия - умение тонко чувствовать ребенка, сопереживать ему, сострадать, поддерживать;

- педагогический оптимизм - умение вдохновлять ребенка, умение видеть в воспитаннике хорошее, вселять веру в собственные силы, быть жизнерадостным;

- педагогический такт - это умение воспитателя соблюдать оптимальный баланс во всей своей деятельности, знать всему меру и границы правил приличия;

- культура профессионального общения - умение устанавливать или выстраивать конструктивные взаимоотношения со всеми участниками педагогического процесса, обладать высоким культурным уровнем;

- авторитетность - умение завоевать доверие и признательность родителей, детей и коллег.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для выполнения специфической профессиональной деятельности - воспитание детей дошкольного возраста, педагог ДОУ должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами, которые должны закладываться еще с вузовских времен. Период обучения в вузе совпадает с юношеским периодом, а это, как известно, время формирования самосознания личности, самоопределения человека.

Преобразования в системе высшего образования произошли и на уровне профессиональной подготовки студентов, которые требуют использования инновационных методик и технологий в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс профессиональных образовательных учреждений на основе компетентностного подхода не исключает возможности применения рефлексивно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в вузе и формирование рефлексивных способностей воспитателей ДОУ в данном процессе.

Воспитатель ДОУ должен быть тонким психологом, проницательным человеком, он должен знать подходы к людям совершенно разных характеров, обладать высоким самоконтролем, поскольку в своей работе воспитатель соприкасается с огромным количеством людей - это и дети, и родители, и коллеги, и другие участники педагогического процесса. Воспитатель должен уметь поставить себя на

место другого человека, тонко чувствовать проблемные и конфликтные ситуации и уметь их предупредить, сглаживать, правильно решать, что самое важное, проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы. Все эти способности, умения, качества будущие воспитатели должны сознательно развивать в себе с помощью рефлексирования.

Рефлексия (от позднелат. геАехю - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [2]. А. А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога (в нашем случае воспитателя) входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности [3, с. 12].

С. С. Кашлев рассматривает педагогическую рефлексию как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего саморазвития, развития и причин этого. Педагогическая рефлексия предполагает, по мнению автора, взаимооценку, взаимоотображение участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития детей и наоборот [4, с. 107].

Рефлексивные способности позволяют человеку абстрагироваться от себя и от всего происходящего, быть как бы вне всего, что позволяет увидеть проблему со стороны. В этот момент, как говорил В. Г. Белинский: «...человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем» [цит. по. 5, с. 35].

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексирующий воспитатель - это активный, увлеченный, заинтересованный своим делом педагог. Поскольку рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью, то воспитатель ДОУ на основе полученных выводов корректирует последующую свою деятельность, деятельность своих воспитанников для того, чтобы получить

лучшие результаты. Рефлексируя, анализируя свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, будущие воспитатели ДОУ познают себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, учатся контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.

О высоком уровне развития рефлексивных способностей воспитателя ДОУ свидетельствует обладание широкой эрудицией, педагогической интуицией, обладание высокоразвитым интеллектом, высоким уровнем нравственной культуры, владение новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, гибкость мышления, творческий подход к своей деятельности, потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Следует отметить, что воспитатель, выходя в реальную педагогическую практику, попадает в ситуацию перманентной неопределенности. Теория предписывает учитывать исходное состояние обученности и воспитанности учащихся, но не указывает, как это можно сделать на практике. В рамках собственно практической работы будущему воспитателю трудно достаточно точно определить, что именно усваивается воспитанниками, каков результат этого усвоения, к какой модели деятельности следует стремиться [6].

В этих условиях как раз особое значение приобретает педагогическая рефлексия будущего воспитателя ДОУ, его способность наиболее полно и адекватно отразить педагогическую действительность в своем сознании, оценить педагогическую ситуацию и свое место в этом процессе, принять обоснованное решение.

Развитие педагогической рефлексии возможно и необходимо в рамках педагогического вуза на различных курсах как педагогического, так и психологического профиля.

Общее умение рефлексировать представляется в виде совокупности отдельных умений, в частности:

- умение контролировать свои действия, в том числе и интеллектуальные;

- умение отслеживать логику развития своей мысли (суждения);

умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, то есть видеть противоречие;

умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации;

- умение вставать на позиции разных «наблюдателей» [7].

Овладение будущим воспитателем дошкольного образования педагогической рефлексией предполагает становление у него своеобразной гуманистической ориентировки, включающей поиск смысла своей профессии, выбор профессиональной позиции.

Процесс развития педагогической рефлексии в вузе - это многоуровневый, многомерный процесс, своего рода технолого-педагогическая система, основывающаяся на технолого-коммуникативном взаимодействии всех участников учебной деятельности, диагностике результатов процесса развития. Все это помогает студентам осмысливать свою будущую практическую деятельность, проводить постоянный анализ и самоанализ, формировать адекватное понимание и регулирование в последующем своей педагогической деятельности и деятельности воспитанников.

В личном саморазвитии студентов происходят изменения, предполагающие возникновение устойчивой ориентации на «обратную связь», прежде всего, с собой; развиваются умения прогнозировать возможные собственные затруднения, систематизировать свои результаты, моделировать свою учебную деятельность с учетом накопленного (пусть пока небольшого) рефлексивного опыта. В результате этого студенты активнее участвуют в работе на семинарско-практических занятиях, конкурсах, в работе проблемных групп, научно-практических конференциях и т. д.

Рефлексивные способности будущих воспитателей ДОУ могут быть сформированы следующими путями:

1) через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технологии» и другие;

2) через модуль по формированию рефлексивных умений будущих воспитателей, представленный как самостоятельный спецпрактикум, вследствии чего у студентов развивается интерес к будущей профессии, педагогическая направленность, т. е. педагогические дисциплины выполняют роль фундамента, на

основе которого будущие воспитатели формируют профессиональные умения и навыки при изучении специальных дисциплин.

Сегодня перед вузами страны стоит важная задача - предоставление на рынок труда специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Для воспитателей ДОУ особое значение имеет уровень рефлексивной компетентности. Именно рефлексивная компетентность является тем орудием, с помощью которого возможно достигнуть высокого уровня мастерства и профессионализма.

Литература

1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: введен в действие с 1 января 2015 г. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=155553;fld=134;dst=1000000001,0;rn d=0.8277246303929906

2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., СПб., 1997.

3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004.

4. Кашлев С. С. Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011. №1. С. 105-115.

5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.

6. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб., 2002.

7. Биктагирова Г. Ф. О необходимости развития педагогической рефлексии будущего педагога-

психолога // Вестник ТГГПУ. 2009. № 2-3 (17-18). С. 32-37.

References

1. Professional'nyj standart pedagoga [Elek-tronnyj resurs]: vveden v dejstviye s 1 yanvarya 2015 g. [Professional standard of the teacher: put in force since January 1, 2015] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base=LAW;n=155553;fld=134;dst=1000000 001,0;rnd=0.8277246303929906

2. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Big encyclopedic dictionary] / pod red. А. M. Prokhorova. M., SPb., 1997.

3. Bizyaeva А. А. Psikhologiya dumayushche-go uchitelya: pedagogicheskaya refleksiya [Psychology of the thinking teacher: pedagogical reflection]. Pskov, 2004.

4. Kashlev S. S. Organizatsiya refleksivnoj deyatel'nosti uchastnikov protsessa ekologicheskogo obrazovaniya [Organization of reflexive activity of participants of process of ecological education] // Vestnik MGGU im. M. А. Sholokhova. Sotsial'no-ekologicheskiye tekhnologii [Social and ecological technologies]. 2011. №1. S. 105-115.

5. Karpov А. V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. M., 2004.

6. Kulyutkin Yu. N., Mushtavinskaya I. V. Ob-razovatel'nye tekhnologii i pedagogicheskaya refleksiya [Educational technologies and pedagogical reflection]. SPb., 2002.

7. Biktagirova G. F. O neobkhodimosti razvitiya pedagogicheskoj refleksii budushchego pedagoga-psikhologa [About need of development of a pedagogical reflection of future educational psychologist] // Vestnik TGGPU. 2009. № 2-3 (17-18). P. 32-37.

* * *

ABOUT NEED OF FORMATION OF REFLEXIVE ABILITIES OF FUTURE TUTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Alieva Takhmina Mirzali kyzy MBPEI «Kindergarten of «Ivushka», Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

In article the author analyzed the requirements to knowledge and abilities of future tutors of preschool educational institution reflected in the professional standard of the teacher, considered the professional qualities of the tutor necessary for compliance to the professional standard, revealed value of a reflection and reflexive abilities in development of personal and professional qualities of future tutors of preschool educational institution and offered ways of the organization of studies of students - future tutors of preschool educational institution within pedagogical courses on the basis of reflexive approach.

Key words: professional standard, tutor of preschool educational institution, reflection, reflexive abilities, pedagogical reflection, higher education institution, pedagogical disciplines

Об авторе:

Алиева Тахмина Мирзали кызы, младший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов About the author:

Alieva Takhmina Mirzali kyzy, Junior Tutor of Municipal Budget Preschool Educational Institution «Kindergarten «Ivushka», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.