Вестник Университетам» 10, 2014
УДК 372.32
М.И. Мазурик ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ. Выявлена специфика и дано определение социально-педагогического проектирования, выделены основные направления педагогического проектирования. Обоснованы требования к использованию метода проектов в деятельности воспитателя ДОУ.
Ключевые слова: образование, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), проект, проектирование, социально-педагогическое проектирование.
Mariya Mazurik FEATURES OF THE USE OF SOCIO-PEDAGOGICAL
DESIGN IN THE ACTIVITIES OF PEI
Annotation. The article considers the special features of the use of socio-pedagogical design in the activities of the PEI. Specifics and the definition of socio-pedagogical design, highlighted the main directions ofpedagogical design. Justified requirements for the use of the project in the activities of the teacher PEI.
Keywords: education, preschool educational institution, project, design, socio-pedagogical design.
Масштабная реорганизация всех уровней образования, включая дошкольное звено, делает актуальным модернизацию и совершенствование педагогической деятельности учреждений образования и адаптацию всей системы образования к условиям рыночной экономики [1].
Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования [2]. Ключевым звеном, в котором максимально сконцентрированы проблемы дошкольного образования, являются дошкольные образовательные учреждения. Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены Министерством образования и науки РФ в приказе № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования », Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также введенным с 1 января 2014 г. в действие Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].
Модернизация дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции как необходимого условия повышения качества дошкольного образования. Это обусловлено рядом причин:
- стремительными изменениями, происходящими в социуме, стране на рубеже XX-XXI вв.;
- постановкой обществом перед системой образования цели: воспитание инициативной, активной, самостоятельной, мобильной и образованной личности, готовой к саморазвитию и творческому поиску в течение жизни;
- потребностью педагогов к инновационной деятельности, поиску собственных вариантов построения педагогического процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов;
- поиску педагогами активных методов образования детей;
- стремлением педагогов дошкольных учреждений к обновлению и равноправной интеграции с последующими ступенями образования;
- появлением значительного числа исследований, посвященных изучению экспериментальной, поисковой деятельности детей, возможностей использования методов проблемного обучения в дошкольном образовании и др.
© Мазурик М.И., 2014
При этом задачи повышения качества и модернизации дошкольного образования предполагают:
- проектирование инновационных видов ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;
- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;
- новые формы взаимодействия с детьми и их родителями как равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и узлов и предшествует непосредственному их изготовлению. Проектирование имеет свой специфический язык и включает выполнение определенных мыслительных и организационных процедур. Это сближает проектирование и научное познание, проектирование и исследование [5]. По мнению О.В. Моревой, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образования и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально-педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально-педагогических задач [7].
И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой-Сибирской приводятся следующие определения понятия «педагогический проект»:
- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
- разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени их осуществления участниками и условий, необходимых для эффективности всей системы действий [5].
Невозможно охватить все реально существующие варианты проектирования, однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления.
1. Проектирование и создание проектов в интенсивных формах (оргдеятельностные, инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы и т.д.).
2. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участника -ми, где процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации.
В обоих случаях специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования. В связи с этим современные ДОУ обращаются к идеям преобразования образовательного пространства, социально-педагогического проектирования инновационных форм дошкольного образования, индивидуального воспитательно-образовательного маршрута ребенка, повышения компетентности родителей и развития педагогического коллектива как уникальной педагогической системы. Основные требования к использованию метода проектов в педагогической практике ДОУ представлены на рисунке [5].
Вестник Университета№ 10, 2014
Рис. Требования к использованию метода проектов в деятельности ДОУ
Целесообразность использования проектной деятельности в деятельности ДОУ заключается в следующем:
- способствует выработке исследовательских умений;
- способствует развитию креативности и логического мышления;
- является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
- объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;
- является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
- повышает компетентность педагога;
- повышает качество образовательного процесса;
- предполагает стимулирование работы членов проектной группы.
Социально-педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Именно в этом поле и будет самоопределяться педагог. Логика деятельности воспитателя и детей в поэтапной реализации проектной деятельности в ДОУ представлена в таблице.
Таблица
Логика деятельности воспитателя и детей в поэтапной реализации проектной деятельности в ДОУ
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап формулирует проблему (цель); вхождение в проблему;
Целеполагание определение продукта проекта; вживание в игровую ситуацию;
введение детей в игровую, сю- принятие задач проектной деятельности;
жетную ситуацию; дополнение задач проекта
формулировка задач в соответст-
вии с возрастом детей
2 этап помогает в решении задач; объединение детей в рабочие микрогруппы;
Разработка плана помогает спланировать деятель- распределение функций;
проекта ность; привлечение родителей к совместной проектной
организует деятельность вместе с деятельности
детьми
3 этап оказывает практическую дозиро- формирование специфических знаний, умений,
Выполнение проекта ванную помощь детям по необ- навыков, опыта детей к окружающему и выпол-
ходимости; няемому проекту;
направляет, контролирует осуще- формирование опыта творческой деятельности
ствление проекта детей в проекте; участие родителей в работе над элементами проекта
4 этап готовит вместе с детьми презен- подготовка продукта совместной деятельности к
Подведение итогов, тацию проекта; презентации;
презентация резуль- осуществляет с детьми презента- представление продукта проекта совместно со
татов проекта цию выполненного проекта взрослым; участие родителей в презентации проекта
Таким образом, современный воспитатель ДОУ должен владеть знаниями и умениями социально-педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.).
4. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Колесникова. - М., 2008.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2005.
6. Морева О.В. Педагогическое проектирование: концептуальные основания и практика реализации. В 2-х ч. Часть 1 / О.В. Морева. - Тюмень, 2005.
7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.