Научная статья на тему 'Особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ'

Особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ДОУ) / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурик Мария Ивановна

В статье рассматриваются особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ. Выявлена специфика и дано определение социально-педагогического проектирования, выделены основные направления педагогического проектирования. Обоснованы требования к использованию метода проектов в деятельности воспитателя ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN IN THE ACTIVITIES OF PEI

The article considers the special features of the use of socio-pedagogical design in the activities of the PEI. Specifics and the definition of socio-pedagogical design, highlighted the main directions of pedagogical design. Justified requirements for the use of the project in the activities of the teacher PEI.

Текст научной работы на тему «Особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ»

Вестник Университетам» 10, 2014

УДК 372.32

М.И. Мазурик ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования социально-педагогического проектирования в деятельности ДОУ. Выявлена специфика и дано определение социально-педагогического проектирования, выделены основные направления педагогического проектирования. Обоснованы требования к использованию метода проектов в деятельности воспитателя ДОУ.

Ключевые слова: образование, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), проект, проектирование, социально-педагогическое проектирование.

Mariya Mazurik FEATURES OF THE USE OF SOCIO-PEDAGOGICAL

DESIGN IN THE ACTIVITIES OF PEI

Annotation. The article considers the special features of the use of socio-pedagogical design in the activities of the PEI. Specifics and the definition of socio-pedagogical design, highlighted the main directions ofpedagogical design. Justified requirements for the use of the project in the activities of the teacher PEI.

Keywords: education, preschool educational institution, project, design, socio-pedagogical design.

Масштабная реорганизация всех уровней образования, включая дошкольное звено, делает актуальным модернизацию и совершенствование педагогической деятельности учреждений образования и адаптацию всей системы образования к условиям рыночной экономики [1].

Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования [2]. Ключевым звеном, в котором максимально сконцентрированы проблемы дошкольного образования, являются дошкольные образовательные учреждения. Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены Министерством образования и науки РФ в приказе № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования », Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также введенным с 1 января 2014 г. в действие Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].

Модернизация дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции как необходимого условия повышения качества дошкольного образования. Это обусловлено рядом причин:

- стремительными изменениями, происходящими в социуме, стране на рубеже XX-XXI вв.;

- постановкой обществом перед системой образования цели: воспитание инициативной, активной, самостоятельной, мобильной и образованной личности, готовой к саморазвитию и творческому поиску в течение жизни;

- потребностью педагогов к инновационной деятельности, поиску собственных вариантов построения педагогического процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов;

- поиску педагогами активных методов образования детей;

- стремлением педагогов дошкольных учреждений к обновлению и равноправной интеграции с последующими ступенями образования;

- появлением значительного числа исследований, посвященных изучению экспериментальной, поисковой деятельности детей, возможностей использования методов проблемного обучения в дошкольном образовании и др.

© Мазурик М.И., 2014

При этом задачи повышения качества и модернизации дошкольного образования предполагают:

- проектирование инновационных видов ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;

- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;

- новые формы взаимодействия с детьми и их родителями как равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и узлов и предшествует непосредственному их изготовлению. Проектирование имеет свой специфический язык и включает выполнение определенных мыслительных и организационных процедур. Это сближает проектирование и научное познание, проектирование и исследование [5]. По мнению О.В. Моревой, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образования и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально-педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально-педагогических задач [7].

И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой-Сибирской приводятся следующие определения понятия «педагогический проект»:

- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;

- разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени их осуществления участниками и условий, необходимых для эффективности всей системы действий [5].

Невозможно охватить все реально существующие варианты проектирования, однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления.

1. Проектирование и создание проектов в интенсивных формах (оргдеятельностные, инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы и т.д.).

2. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участника -ми, где процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации.

В обоих случаях специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования. В связи с этим современные ДОУ обращаются к идеям преобразования образовательного пространства, социально-педагогического проектирования инновационных форм дошкольного образования, индивидуального воспитательно-образовательного маршрута ребенка, повышения компетентности родителей и развития педагогического коллектива как уникальной педагогической системы. Основные требования к использованию метода проектов в педагогической практике ДОУ представлены на рисунке [5].

Вестник Университета№ 10, 2014

Рис. Требования к использованию метода проектов в деятельности ДОУ

Целесообразность использования проектной деятельности в деятельности ДОУ заключается в следующем:

- способствует выработке исследовательских умений;

- способствует развитию креативности и логического мышления;

- является одним из методов развивающего обучения и самообразования;

- объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;

- является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;

- повышает компетентность педагога;

- повышает качество образовательного процесса;

- предполагает стимулирование работы членов проектной группы.

Социально-педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Именно в этом поле и будет самоопределяться педагог. Логика деятельности воспитателя и детей в поэтапной реализации проектной деятельности в ДОУ представлена в таблице.

Таблица

Логика деятельности воспитателя и детей в поэтапной реализации проектной деятельности в ДОУ

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап формулирует проблему (цель); вхождение в проблему;

Целеполагание определение продукта проекта; вживание в игровую ситуацию;

введение детей в игровую, сю- принятие задач проектной деятельности;

жетную ситуацию; дополнение задач проекта

формулировка задач в соответст-

вии с возрастом детей

2 этап помогает в решении задач; объединение детей в рабочие микрогруппы;

Разработка плана помогает спланировать деятель- распределение функций;

проекта ность; привлечение родителей к совместной проектной

организует деятельность вместе с деятельности

детьми

3 этап оказывает практическую дозиро- формирование специфических знаний, умений,

Выполнение проекта ванную помощь детям по необ- навыков, опыта детей к окружающему и выпол-

ходимости; няемому проекту;

направляет, контролирует осуще- формирование опыта творческой деятельности

ствление проекта детей в проекте; участие родителей в работе над элементами проекта

4 этап готовит вместе с детьми презен- подготовка продукта совместной деятельности к

Подведение итогов, тацию проекта; презентации;

презентация резуль- осуществляет с детьми презента- представление продукта проекта совместно со

татов проекта цию выполненного проекта взрослым; участие родителей в презентации проекта

Таким образом, современный воспитатель ДОУ должен владеть знаниями и умениями социально-педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.).

4. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Колесникова. - М., 2008.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2005.

6. Морева О.В. Педагогическое проектирование: концептуальные основания и практика реализации. В 2-х ч. Часть 1 / О.В. Морева. - Тюмень, 2005.

7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.