Научная статья
УДК 37.062.3+378.046.4
Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-4-17-147-159
ББ№ У8КРКС
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
Зоя Ивановна Лаврентьева1^, Олеся Алексеевна Лаврентьева2
1 Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.
2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск
1Ы53@таП.тн, https://orcid.org/0000-0001-9428-497X 21оа23@таЛ.гц, https://orcid.org/0000-0002-2070-1504
Аннотация. Целью исследования является определение теоретических идей подготовки тьюторов к персонализированной работе с магистрантами. Задачами исследования выступают: обоснование актуальности персонализации обучения магистрантов на современном этапе развития образования; представление целевого, методологического, функционального и содержательного блоков модели подготовки тьюторов, обеспечивающей персонализацию обучения магистрантов; разработка основных направлений научно-методического сопровождения реализации модели подготовки тьюторов. В статье раскрыты предпосылки персонализации образования магистрантов в российских вузах, определены особенности деятельности тьюторов по поддержке и сопровождению персонализации обучения в магистратуре. На основе личностно-ориентированного и системного методологических подходов разработана авторская модель подготовки тьюторов к работе с магистрантами. На пропедевтическом этапе решается задача обучения тьюторов технологиям мотивации магистрантов к персонализации образования. На базовом этапе тьюторская подготовка ориентирована на усвоение знаний и технологий педагогической поддержки и сопровождения магистрантов в процессе решения индивидуальных образовательных задач. Содержание итогового этапа подготовки тьюторов связано с усвоением технологий формирования у магистрантов личной ответственности за результаты обучения и научно-исследовательской деятельности. Модель определяет подготовку тьюторов к работе не только с магистрантами, но и с преподавателями и работодателями. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложена идея ориентированности деятельности тьютора, как члена профессорско-преподавательского состава вуза, на персонализацию обучения магистров, то есть на обеспечение личных образовательных потребностей обучающихся в ма-
© Лаврентьева З. И., Лаврентьева О. А., 2022
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
147
гистратуре. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены основные направления научно-методического сопровождения процесса подготовки тьюторов к работе с магистрантами на принципах персонализации образования. В заключении отмечено, что персонализация обеспечивает личностную ценность образования.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования; магистратура; тьюторство; персонализация образования; модель подготовки тьюторов; содержание подготовки тьюторов; научно-методическое сопровождение
Исследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ, в рамках государственного задания № 073-03-2022-037
Для цитирования: Лаврентьева З. И., Лаврентьева О. А. Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 147-159. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-147-159. https://elibrary.ru/yskpkc.
Original article
The model of training tutors to ensure the personalization of undergraduates' training
Zoya I. Lavrentieva1H, Olesya A. Lavrentieva2
:Doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogy and psychology, institute of history, humanitarian and social education, Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk.
2Candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology, institute of history, humanitarian and social education, Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9428-497X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2070-1504
Abstract. The purpose of the study is to determine the theoretical ideas of preparing tutors for personalized work with undergraduates. The objectives of the research are substantiation of the relevance of the personalization of undergraduates' training at the current stage of education development; presentation of the target, methodological, functional and content blocks of the tutor training model, providing personalization of undergraduates' training; development of the main directions of scientific and methodological support for the implementation of the tutor training model. The article reveals the prerequisites for the personalization of undergraduates' education in Russian universities, defines the features of the activities of tutors to support and support the personalization of master's degree studies. Being based on personality-oriented and systematic methodological approaches, the author's model of training tutors to work with undergraduates has been developed. At the propaedeutic stage, the task of teaching tutors technologies to motivate undergraduates to personalize education is solved. At the basic stage, the tutoring training is focusing on the assimilation of knowledge and technolo-
148
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
gies of pedagogical support and support of undergraduates in the process of solving individual educational tasks.
The content of the final stage of the training of tutors is connecting with the assimilation of technologies for the formation of personal responsibility for the results of training and research activities among undergraduates. The model determines the preparation of tutors to work not only with undergraduates, but also with teachers and employers. The theoretical significance of the research lies in the fact that the idea of orientation of the tutor's activity, as a member of the teaching staff of the university, to the personalization of the training of masters, i.e. to ensure the personal educational needs of students in the master's program, is proposed. The practical significance of the research lies in the fact that the main directions of scientific and methodological support of the process of preparing tutors to work with undergraduates on the principles of education personalization are proposed. In conclusion, it is noted that personalization provides the personal value of education.
Keywords: higher school institution, master's degree, tutoring, personalization of education, model of training of tutors, content of training of tutors, scientific and methodological support.
The study was carried out within the framework of the project "Development of scientific and methodological support for the training of class teachers and curators of student groups in the context of introducing the education program", which is being implemented with financial support from the Ministry of Education of the Russian Federation, within the framework of state task No. 073-03-2022-037
For citation. Lavrentieva Z. I., Lavrentieva O. A. The model of training tutors to ensure the personalization of undergraduates' training. Social and political researches. 2022;4(17).147-159. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-147-159. https://elibrary.ru/yskpkc.
Введение
Магистратура в нашей стране, развиваясь на традициях российского высшего образования, получила ряд специфических характеристик. Прежде всего, она в большинстве случаев самими будущими магистрантами воспринимается ни как очередная ступень углубления специализации профессиональной подготовки после бакалавриата, а как процесс обновления личностно значимых профессиональных знаний.
Особенно ярко данная тенденция проявляется, когда в магистратуру поступают абитуриенты с дипломом специалитета и большим стажем
работы по специальности. В магистратуру идут за «перезагрузкой», переосмыслением, приобретением инновационных профессиональных компетенций. Магистранты настроены на получение знаний, приближенных к самым передовым научным открытиям, к опережающим технологиям собственной производственной деятельности.
К своеобразию магистратур в российских вузах можно отнести небольшой количественный состав студенческих групп. Ориентация вузов на открытие магистерских программ, обеспечивающих широкий выбор для абитуриентов, часто
149
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
приводит к тому, что при низких квотах набора группы по направлениям магистерских программ состоят из 10-15 человек. Занятия в поточных аудиториях практически отсутствуют, образовательный процесс направлен на востребованные магистрантами групповые и индивидуальные формы обучения. Кроме того, в российских магистратурах существует целевой набор по заказу работодателей, многие магистерские программы реализуются на инновационных производственных базах. Образование магистрантов в данном случае начинает носить ярко выраженную личную заинтересованность и индивидуализированный характер.
Наконец, требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к квалификации руководителей магистерских программ по критериям наличия научных достижений, участия в научных конференциях, публикационной активности в ведущих научных журналах и профессиональной компетентности стали основанием ориентации абитуриентов при выборе магистерской программы на имя научного руководителя и группы преподавателей, объединенных в целостные научные школы. Это, в свою очередь, ведет к необходимости выстраивания не только деловых, но и межличностных отношений между студентами и преподавателями.
Индивидуальная направленность профессионального и межличностного общения становится неотъемлемой частью образования.
В целом, обобщенный образ современной российской магистратуры приводит к выводу, что обучение в ней ярко персонализировано.
Если научную персонализацию обеспечивает руководитель магистерской программы, то, по нашему мнению, организационно-
педагогическую персонализацию может помочь реализовать тьютор. Противоречие состоит в том, что высшие учебные заведения, нуждающиеся в обеспечении персонализа-ции обучения магистрантов, не всегда готовы вводить ставки тьюторов в профессорско-преподавательский состав. Там, где тьюторство получило признание, не хватает научно обоснованных моделей подготовки специалистов к реализации данного вида профессиональной деятельности. Указанные противоречия позволяют сформулировать актуальную научную проблему: какие теоретические идеи необходимо заложить в модель подготовки тьюторов к персонализированной работе с магистрантами, чтобы она стала востребованной в образовательных организациях высшего образования. Решение данной проблемы составляет цель нашей статьи.
Методы исследования
Разработка модели подготовки тьюторов к обеспечению персона-лизации обучения магистрантов будет строиться на личностно-ориентированном и системном методологических подходах. Лич-ностно-ориентированный подход [Бондаревкая, 2000; Сериков, 2018; Якиманская, 2013] позволяет
150
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
направить наше исследование на индивидуализацию образования, персонализацию выбора образовательного маршрута, осмысление субъективного опыта обучения. Системный подход [Русакова, 2021; Кузьмина, 2018; Новикова, 2010] обеспечивает подготовку тьюторов на основе выделения обязательных компонентов обучения и закономерностей их взаимодействия; позволяет сосредоточиться на механизмах персонализации образовательного процесса; акцентирует внимание на вопросах управления системой образования на личностном уровне.
Метод разработки модели - теоретическое обоснование отбора научных категорий, отражающих современные взгляды на тьюторство в образовательной организации высшего образования и персонали-зацию образования магистрантов.
Персонализация образования -это развитие личностного потенциала обучающегося за счет его активности в выборе целей, ценностей, содержания и траектории обучения [Асмолов, 2021; Грачев, 2005; Bentley, 2004]. В самом широком смысле слова, персонализация выступает в качестве процесса «обналичивания» обучения [Савина, 2020, с. 84]. Принципиальным требованием персонализации образования выступает формирование у обучающегося уверенности в себе, своих силах и возможностях [Miliband, 2004; Van, 2020]. Lorraine D. Smith указывает на важность академического наставничества в процессе реализа-
ции индивидуальных запросов обучающихся [Lorraine D. Smith, 2014].
Тьюторство в контексте персо-нализации образования - это профессиональная педагогическая деятельность, направленная на мотивирование авторской уникальности обучения, на формирование субъектного отношения студентов к процессу обучения, на решение индивидуальных образовательных задач обучающихся [Байбородова, 2020; Ковалева, 2020; Joachim, 2021].
Осуществление персонализации образования происходит посредством реализации следующих функций тьютора:
- аксиологической, мировоззренческой, образовательной, коммуникативной, управленческой [Ерофеева, 2011], что составляет методологическое поле деятельности тьютора;
- контрольно-диагностической, проектировочной, информационно-содержательной, рефлексивной, технологической, мотивационной, консультационной [Бендова, 2007], очерчивающих организационно-деятельностное поле тьюторства;
- патронажно-управленческой, информационно-аналитической, личностно-коммуникативной [Ан-кудинова, 2021], представляющих собой эмоциональное поле взаимодействия тьютора и обучающегося.
В качестве специфических функций тьюторства в магистратуре Е. А. Солодова, П. П. Ефимов называют: установка на самообразовательную деятельность обуча-
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
151
ющегося; готовность всегда оказать как информационную, так и психологическую поддержку; ориентация на исследовательскую деятельность магистранта [Солодова, 2013].
Содержание деятельности тьютора в магистратуре достаточно широко представлено в научных исследованиях [Абдуллаев, 2021; Савельев, 2013; Лаврентьева, 2013] и в обобщенном виде может быть определено как единство педагогической поддержки, направленной на развитие автономности и самостоятельности магистранта в решении личностно-значимых образовательных задач; педагогического сопровождения, обеспечивающего реализацию индивидуальных образовательных программ; фасилита-ции, обращенной к культурному, профессиональному и личностному самоопределению магистранта. Предметом взаимодействия тьютора и магистранта выступает персо-нализация учебной, научно-исследовательской и развивающей деятельности студентов. Отличительной чертой, в сравнении с преподавательской деятельностью, является сосредоточенность на выполнении магистрантом самостоятельной учебной, научной и развивающей деятельности. При организации контактов магистрантов с преподавателями тьютор выполняет роль посредника, доверительного лица, уполномоченного по решению организационных вопросов.
Итак, тьюторство в магистратуре представляет собой сложное социальное явление, педагогическая
профессиональная сущность которого заключается в мотивировании, стимулировании, сопровождении и рефлексии индивидуальных запросов студентов и персонализации образовательного процесса.
Результаты исследования
Анализ источников [Байбородва, 2020; Анкудинова, 2021] позволяет говорить о том, что в некоторых образовательных организациях высшего образования происходит целенаправленная подготовка специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность тьютора. В нашем университете тьюторами работают начинающие преподаватели кафедр. Нередко они сами прошли обучение в магистратуре и изнутри знают нюансы обучения в студенческих группах магистрантов. Вместе с тем, получая новый статус тьютора, они так или иначе нуждаются в профессиональном обучении. Предлагаем следующую модель подготовки тьюторов для работы с магистрантами в контексте персонализации образования (см. рис. 1).
Ядром модели является целевая установка на персонализацию образования магистрантов. Пониманию данной цели может способствовать выделение в отдельный блок подготовки тьюторов пропедевтического этапа. Пропедевтическую подготовку можно начинать в апреле-мае, когда идет распределение нагрузки преподавателей и утверждение тьюторов магистерских программ.
152
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
Теории и технологии реализации функций
t t t
• Мотивирование на • Участие в • Стимулирование
индивидуализацию профессиональных научных интересов
конкурсах
• Педагогическая • Педагогическое • Фасилитация
поддержка сопровождение
t t i
Направления деятельности тьютора
С магистрантами С работодателями С преподавателями
• Изучение • Разработка • Координация
индивидуальных информационно- взаимодеиствия с
запросов маркетинговых магистрантами
• Организация материалов • Решение
тьюториалов • Подготовка проблемных
• Создание групп в договоров ситуаций
социальных сетях • Привлечение к • Организация
для оперативного оценке качества обратной связи
управления образования
Рис. 1. Модель подготовки тьюторов для работы с магистрантами в контексте персонализации образования
В содержание обучения следует включить знакомство с учебными планами, рабочими программами, заданиями для самостоятельной работы и банком оценочных средств, чтобы тьюторы смогли увидеть возможности создания индивидуальных маршрутов обучения и предложить будущим магистрантам выстаивать личную стратегию обучения.
В программу обучения на пропедевтическом этапе также целесо-
образно ввести занятия, связанные с рекламной компанией (включение тьюторов в разработку лендинг пейджа, рекламных буклетов, видеороликов, экскурсий по специально оборудованным учебным аудиториям и т. п.). Это, в свою очередь, может помочь тьютору понять, какие задумки вложены в магистерскую программу научным руководителем, какую миссию выполняет магистерская программа,
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
153
какие она открывает возможности для развития современных профессиональных компетенций, каким способом можно осуществлять индивидуальный маневр внутри учебного плана при решении личностно значимых образовательных задач отдельно взятого магистранта.
Полезно включить в программу пропедевтического этапа практику по получению тьюторами профессиональных навыков и связать ее с приемной компанией. Тьюторы на практике знакомятся с технологиями общения с работодателями, подписавшими согласие на целевую подготовку магистрантов; участвуют в собеседовании с абитуриентами при подаче документов, чтобы понять, с какими запросами люди идут в магистратуру.
Знакомство с методами анализа личных дел зачисленных магистрантов поможет тьютору еще до начала занятий определить векторы индивидуального обучения.
На базовом этапе обучения, задачей которого выступает формирование у тьюторов профессиональных компетенций для выполнения функций и направлений сопровождения образования магистрантов, необходимо познакомить слушателей курсов с теорией и технологиями мотивирования обучающихся на ценность персонализа-ции, методами актуализации личностных образовательных запросов, приемами активизации самостоятельной работы магистрантов.
Следовательно, осуществляется не просто обучение тьюторов методам и технологиям работы со студентами, а ведется целенаправленный
отбор организационно-педагогических средств, позволяющих решить целевую установку на персона-лизацию образования магистрантов.
В качестве технологий можно предложить мотивационные тьюто-риалы, образовательные стратегические сессии, картирование, портфо-лио, модерирование обмена смыслами обучения, коуч-тренинги, супер-визорство. Данные технологии направлены на то, чтобы тьютор мог на начальном этапе обучения магистрантов помочь им осознать личностные смыслы магистерского образования и показать, каким образом учебные дисциплины содействуют достижению персонального профессионального развития.
В связи с тем, что персонализа-ция образования в магистратуре сосредоточена, прежде всего, в области научно-исследовательской деятельности, в программу подготовки тьюторов необходимо включить знакомство с теорией и технологиями стимулирования научных интересов студентов. Тьюторов следует научить создавать информационно-стимулирующие продукты: онлайн сообщества в социальных сетях, ссылки на научные события в образовательной организации и стране, посты выступлений ведущих ученых, информационные ресурсы библиотек, перечень поисковых систем научных публикаций (cyberleninka, elibrary, академия-гугл). Для каждой магистерской программы тьюторы могут подбирать интересные сведения о научных конференциях, публикациях, защитах диссертаций, чтобы пока-
154
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
зать магистрантам, на какие плечи ученых они могут опереться при подготовке своей научно-квалификационной работы и какие научные школы обеспечат им инновационное решение проблемы исследования.
Немаловажную роль играет умение тьютора включить магистрантов в социальное проектирование, участие в профессиональных конкурсах и грантах. Необходимо привлечь к обучению тьюторов специалистов фандрайзингового отдела, которые могут информировать об актуальных грантах для магистрантов, в том числе и стипендиальном гранте фонда Владимира Потанина. Особенно важно стимулировать к участию в инициативной научно-исследо-
вательской деятельности магистрантов в возрасте до 35-ти лет с целью закрепления в науке молодых людей.
С целью создания благоприятного эмоционального климата получения образования следует знакомить тьюторов с такими технологиями как тренинги личностного роста, арт-терапии, индивидуальное консультирование, развитие эмоционального интеллекта.
Нельзя сбрасывать со счетов традиционные праздники вручения зачеток, студенческих медиан, дней рождений и ярких событий группы. Фотоотчеты о событиях тоже могут стать стимулом личной активности и укрепления персонализации студенческой жизни.
Итоговый этап подготовки тьюторов целесообразно проводить в период выхода магистрантов на оформление результатов научно-исследовательской работы. Необходимо научить
тьюторов удерживать в поле внимания магистрантов учебный процесс, когда закончились теоретические и практические занятия в группе.
Полезными педагогическими приемами могут быть: еженедельные онлайн промежуточные отчеты о научно-исследовательской работе, практикумы по техническому оформлению текста диссертации, консультации по выполнению формальных требований к содержанию диссертации, сбор необходимых для итоговой аттестации материалов (сведения о публикациях, акты внедрения результатов исследования, отзывы работодателей).
Задача данного этапа подготовки тьюторов - научить их актуализировать личную ответственность магистрантов за результаты выбранных персонализированных целей обучения.
Важную часть модели подготовки тьюторов составляет блок научно-методического сопровождения. Естественно, необходимо сформировать команду преподавателей, готовых и способных организовать целенаправленную подготовку тьюторов. В состав таких команд могут войти руководители магистерских программ, с участием которых выросло ни одно поколение тьюторов; сами опытные тьюторы, имеющие академические степени и склонность к исследовательской деятельности в данной теме, приглашенные специалисты, авторитет которых хорошо известен в стране.
Необходимо утвердить и разместить в системе 18 рабочие программы дисциплин, чтобы они бы-
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
155
ли доступны в личных кабинетах обучающихся. Кроме того, следует подобрать и разместить на сайте курсов повышения квалификации методические материалы для самостоятельного знакомства с практической деятельностью тьюторов в отечественных и зарубежных вузах.
С целью уточнения определенных вопросов тьюторы в течение всего периода обучения должны иметь доступ к записям лекций ведущих преподавателей, к подкастам вебинаров и отдельных практических занятий.
Важно для накопления методических материалов организовывать обмен опытом, проводить суперви-зорство, обсуждать проблемные вопросы. В качестве методического сопровождения может выступать набор нормативно-правовых документов, разработанных отделом менеджмента качества.
Необходимо на сайте выкладывать решения, принятые на оперативных встречах тьюторов с руководителями подразделений образовательной организации высшего образования, заведующими выпускающих кафедр, специалистами учебного отдела. Обязательно нужно создать условия для обратной связи с тьюторами, чтобы можно было быстро реагировать на возникающие проблемы, связанные с развитием
индивидуальных запросов магистрантов.
Заключение
Обучение тьюторов для работы с магистрантами - это живой и постоянно меняющийся процесс. В его основе лежат методологические подходы, отвечающие всеобщим требования магистерского образования, ориентированного на индивидуальные запросы и высокий уровень самостоятельности обучающихся. Вместе с тем подготовка тьюторов должна отражать вновь возникающие, актуальные социальные и профессиональные запросы. В настоящее время безусловным запросом магистерского образования является обновление теоретических знаний и овладение на их основе инновационными профессиональными технологиями. Это, в свою очередь, на первый план выдвигает персонализацию образования, глубокое понимание студентами личной ценности обучения в магистратуре. Предложенная нами модель подготовки тьютора, ориентированная на поддержку и сопровождение персона-лизации образования магистрантов, направлена на повышение качества образования в магистратуре и укрепление личной ценности получения степени магистра.
Библиографический список
1. Абдуллаев Д. А. Развитие самоорганизации студентов и магистрантов средствами дистанционного тьюторского сопровождения / Д. А. Абдуллаев, Э. Р. Гузуева, Р. А. Кучмезов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. С. 4-7.
2. Анкудинова Н. Г. Анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронно-информационной образовательной среды // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. №2. С. 63-68.
156
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
3. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. №3. С. 75-82.
4. Байбородова Л. В. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования / Л. В. Байбородова, М. П. Кривунь. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 229 с.
5. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону : Булат, 2000. 351 с.
6. Брендова Л. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 82-88.
7. Грачев В. В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности // Акмеология. 2005. № 2. С. 11-17.
8. Ерофеева Н. Е. Функции тьюторства в инновационной образовательной среде вуза / Н. Е. Ерофеева, Т. Б. Серебровская // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 3. С. 3-6.
9. Ковалева Т. М. Технология развития критического мышления в тьюторской деятельности / Т. М. Ковалева, Э. В. Хачатрян // Педагогика. 2020. № 5. С. 66-72.
10. Кузьмина Н. В. Методы исследования образовательных систем : монография / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова ; под ред. Н. М. Жаринова. Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 164 с.
11. Лаврентьева О. А. Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов // Сибирский педагогический журнал. 2013. №6. С. 171-174.
12. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. Москва : Наука, 2010. 336 с.
13. Русакова С. С. Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики в педагогических исследованиях / С. С. Русакова, Н. В. Шувалова, Д. Е. Гайнуллин // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. С. 315-319.
14. Савельев В. А. Тьюторское сопровождение в профессионально-педагогическом образовании на уровне магистратуры // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. №12. С. 89-96.
15. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, №4. С. 82-90.
16. Сериков В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. №2. С. 11-18.
17. Солодова Е. А. Об актуальности тьюторства в современном образовании / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №30 1. С. 190-198.
18. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования : монография. Москва : БИНОМ, 2013. 222 с.
19. Bentley T. Personalised learning: creating the ingredients for system and society wide change / Incorporated Association of Registered Teachers of Victoria, 2004. P. 157-160.
20. Joachim G. Piepenburg Lukas Fervers. Do students need more information to leave the beaten paths? The impact of a counseling intervention on high school students' choice of major Accepted: 28 September 2021. Higher Education. 2022. Р. 321-341.
21. Miliband D. Personalized Learning: Building a New Relationship with schools. 2004. URL: http //www/dfes/gov.uk/speeches cfm speech id=95. (Дата обращения: 13.08.2022).
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
157
22. Smith Lorraine D. The overall picture from literature was that mentoring is difficult to define for specific contexts and is link to many positive outcomes for mentors and mentees. 2014. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Academic-mentoring-and-how-it-can-support-learning-Smith. (Дата обращения: 16.08.2022).
23. Van H., Meeuwisse M., Hofman W. A head start in higher education: The effect of a transition intervention on interaction, sense of belonging, and academic performance. Studies in Higher Education, 2020. № 45(4). Р. 862-877.
Reference list
1. Abdullaev D. A. Razvitie samoorganizacii studentov i magistrantov sredstvami distancionnogo tjutorskogo soprovozhdenija = Development of self-organization of students and undergraduates by means of remote tutoring support / D. A. Abdullaev, Je. R. Guzueva, R. A. Kuchmezov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. №71-4. S. 4-7.
2. Ankudinova N. G. Analiz funkcij tjutorskogo soprovozhdenija nepreryvnogo obrazovanija vzroslyh v uslovijah jelektronno-informacionnoj obrazovatel'noj sredy = Analysis of the functions of tutoring support for adult continuing education in electronic information educational environment // Vestnik JuUrGU. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2021. №2. S. 63-68.
3. Asmolov A. G. Personalizacija obrazovanija i antropologija budushhego = Personalization of education and anthropology of the future // Narodnoe obrazovanie. 2021. №3. S. 75-82.
4. Bajborodova L.V. Professional'naja podgotovka tjutorov dlja sfery obrazovanija = Training of tutors for education / L. V. Bajborodova, M. P. Krivun'. Moskva ; Berlin : Direkt-Media, 2020. 229 s.
5. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija = Theory and practice of person-oriented education. Rostov-na-Donu : Bulat, 2000. 351 s.
6. Brendova L. Funkcii tjutora v seti ODPO = Functions of the tutor in the ODPO network // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 12. S. 82-88.
7. Grachev V.V. Personalizacija obrazovanija kak otvet na global'nye vyzovy sovremennosti = Personalization of education as a response to the global challenges of our time // Akmeologija. 2005. № 2. S. 11-17.
8. Erofeeva N. E. Funkcii t'jutorstva v innovacionnoj obrazovatel'noj srede vuza = Tutoring functions in the innovative educational environment of the university / N. E. Erofeeva, T. B. Serebrovskaja // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2011. № 3. S. 3-6.
9. Kovaleva T. M. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija v tjutorskoj dejatel'nosti = Technology for the development of critical thinking in tutoring activities / T. M. Kovaleva, Je. V. Hachatrjan // Pedagogika. 2020. № 5. S. 66-72.
10. Kuz'mina N. V. Metody issledovanija obrazovatel'nyh sistem = Educational systems research methods: monografja / N. V. Kuz'mina, E. N. Zharinova ; pod red. N. M. Zharinova. Sankt-Peterburg : NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2018. 164 s.
11. Lavrent'eva O. A. Vospitatel'nyj potencial t'jutorskogo soprovozhdenija magistrantov = Educational potential of student support for undergraduates // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. №6. S. 171-174.
158
З. И. Лаврентьева, О. А. Лаврентьева
12. Pedagogika vospitanija: izbrannye pedagogicheskie trudy = Pedagogy of education: selected pedagogical works / pod red. N. L. Selivanovoj, A. V. Mudrika ; sost. E. I. Sokolova. Moskva : Nauka, 2010. 336 s.
13. Rusakova S. S. Sistemnyj podhod kak napravlenie metodologii nauchnogo poznanija i social'noj praktiki v pedagogicheskih issledovanijah = Systematic approach as the direction of the methodology of scientific knowledge and social practice in pedagogical research / S. S. Rusakova, N. V. Shuvalova, D. E. Gajnullin // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. №71-2. S. 315-319.
14. Savel'ev V. A. Tjutorskoe soprovozhdenie v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii na urovne magistratury = Tutor support in vocational and pedagogical education at the master's level // Vestnik JuUrGGPU. 2013. №12. S. 89-96.
15. Savina N. V. Metodologicheskie osnovy personalizacii obrazovanija = Methodological basis of education personalization // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2020. T.14, №4. S. 82-90.
16. Serikov V. V. Opyt nauchno-pedagogicheskoj shkoly lichnostno-razvivajushhego obrazovanija = Experience of the scientific and pedagogical school of personal and developmental education // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2018. №2. S. 11-18.
17. Solodova E. A. Ob aktual'nosti tjutorstva v sovremennom obrazovanii = On the relevance of tutoring in modern education / E. A. Solodova, P. P. Efimov // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2013. №30-1. S. 190-198.
18. Jakimanskaja I. S. Osnovy lichnostno-orientirovannogo obrazovanija = Fundamentals of personal-oriented education: monografija. Moskva : BINOM, 2013. 222 s.
19. Bentley T. Personalised learning: creating the ingredients for system and society wide change / Incorporated Association of Registered Teachers of Victoria, 2004. P. 157-160.
20. Joachim G. Piepenburg Lukas Fervers. Do students need more information to leave the beaten paths? The impact of a counseling intervention on high school students' choice of major Accepted: 28 September 2021. Higher Education. 2022. R. 321-341.
21. Miliband D. Personalized Learning: Building a New Relationship with schools. 2004. URL: http //www/dfes/gov.uk/speeches cfm speech id=95. (Data obrashhenija: 13.08.2022).
22. Smith Lorraine D. The overall picture from literature was that mentoring is difficult to define for specific contexts and is link to many positive outcomes for mentors and mentees. 2014. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Academic-mentoring-and-how-it-can-support-learning-Smith. (Data obrashhenija: 16.08.2022).
23. Van H., Meeuwisse M., Hofman W. A head start in higher education: The effect of a transition intervention on interaction, sense of belonging, and academic per-formance. Studies in Higher Education, 2020. № 45(4). R. 862-877.
Статья поступила в редакцию 25.09.2022; одобрена после рецензирования 23.10.2022; принята к публикации 24.11.2022.
The article was submitted on 25.09.2022; approved after reviewing 23.10.2022; accepted for publication on 24.11.2022
Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов
159