УДК 378.14 Рябинина Наталия Павловна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Ryabinina Natalia Pavlovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Department of Education Science and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University
INTEGRATIVE TUTORIAL MODEL AT A TEACHERS’ TRAINING UNIVERSITY
Аннотация:
В статье представлена интегративная модель тьюторского сопровождения образования магистрантов педагогического вуза. Модель учитывает специфику деятельности тьютора, интегрирующую виды деятельности магистрантов: образовательную, научно-исследовательскую, волонтерскую, а также их социальнопрофессиональную адаптацию.
Ключевые слова:
подготовка тьюторов, интегративная модель, сопровождение формирования субъектной позиции магистранта, технологии индивидуализации образовательного процесса.
Summary:
The paper represents an integrative tutorial model applied in a teachers’ training university. The model takes account of the tutor’s specific activities integrating following students’ activities: learning, researching, volunteering, as well as the students’ social and vocational adaptation.
Keywords:
tutors’ training, integrative model, students’ support in forming their subjective position, methodology of personalization of educational process.
Одним из следствий подписания Россией Болонского соглашения и присоединения к европейскому образовательному пространству стало активное развитие кросс-культурной коммуникации, в том числе в сфере образования, что повлекло за собой внедрение в отечественную систему образования отдельных процессов, которые в зарубежной школе давно стали традиционными, в нашем же образовании они рассматриваются как инновационные. Примером может служить институт тьюторства, распространенный во многих странах Евросоюза.
Использование зарубежного опыта тьюторства в высшей школе может способствовать решению столь актуальной для общества задачи развития человеческого капитала, прежде всего, за счет развития индивидуальных возможностей и способностей личности будущих педагогов, затем, за счет развития таковых способностей у учащейся молодежи с помощью учителя, подготовленного к осуществлению этого процесса.
В рамках данной статьи мы рассматриваем феномен тьюторства применительно к сопровождению образования студентов магистратуры в педагогическом вузе на примере Челябинского государственного педагогического университета (далее - ЧГПУ). В ЧГПУ на базе нескольких факультетов осуществляется подготовка тьюторов для систем дошкольного, среднего и коррекционного образования. Накопленный опыт работы магистратуры позволяет нам остановиться на отдельных аспектах подготовки тьюторов на примере работы магистратуры факультета коррекционной педагогики по следующим программам: «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (обучение по программе началось в 2009 г.), «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (обучение по программе началось в 2011 г.).
В процессе реализации данных программ нами совместно с доцентами Е.А. Василенко и В.А. Савельевым была предложена интегративная модель тьюторского сопровождения образования студентов педвуза. Поясним использование термина «интегративная» по отношению к предлагаемой модели. В понимании интеграции мы придерживаемся подхода, согласно которому понятие педагогической интеграции связывается с характером взаимоотношений и взаимодействий между целым и его частями [1, с. 65]. Признавая за целым приоритетную роль, данная парадигма интеграции не отрицает взаимодействия целого и его частей, целое представляется как «живой развивающийся организм, управляющий своими частями, которым одновременно присущи как определенная специализация, так и функциональная зависимость», при этом «характер этой специализации задается целым, а не взаимодействием частей его» [2].
Придерживаясь данного понимания интеграции, отметим органическую взаимосвязь в модели целого, под которым выступает тьюторское сопровождение образования магистрантов
и его составных частей - сопровождение формирования субъектной позиции магистранта, сопровождение его социально-психологической адаптации, сопровождение развития его профессиональных намерений. Кроме того, в процессе сопровождения тьютор интегрирует в единое пространство деятельности и различные виды деятельности магистранта, а именно: учебную, профессиональную, научно-исследовательскую, волонтерскую. Из перечисленных видов деятельности учебная и научно-исследовательская предусмотрены выполнением учебного плана по направлению подготовки. В силу того, что магистрантами являются выпускники специалите-та, они осуществляют одновременно профессиональную деятельность в качестве педагогов-дефектологов в системе специального (коррекционного) образования города. Выбор волонтерской деятельности обусловлен спецификой профессии - работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в которой традиционно присутствуют данные позиции, а также, в какой-то мере, традициями волонтерской деятельности, сложившейся на факультете.
Целью модели является обеспечение сопровождения подготовки магистранта к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности. Центром модели являются жизненные смыслы магистранта, его профессиональные интересы и опыт его деятельности в разных ее видах. Результатом выступают компетенции по видам деятельности и профессиональная адаптация субъектов образования. Условиями - открытая образовательная среда, включающая ресурсы факультета, ресурсы образовательного учреждения, ресурсы общественных объединений. Средствами являются деятельность магистрантов в лабораториях, научных кружках, индивидуальная образовательная программа и консультации тьютора.
Этапами сопровождения являются: мониторинг сформированности и уровня развития жизненных смыслов магистранта, его профессиональных интересов и предшествующего опыта его деятельности; выявление ресурсов как субъекта образования, так и средовых; разработка и организация сопровождения в процессе реализации индивидуальной образовательной программы магистранта, основанной на принципе со-бытийности [3, с. 6-14]; организация сопровождения научно-исследовательской деятельности магистранта в процессе выполнения магистерской диссертации.
Помощь в разработке и освоении индивидуальной образовательной траектории является одной из задач и функций тьюторского сопровождения. Индивидуальная образовательная программа, несомненно, напрямую связана в условиях российского высшего образования с выполнением как соответствующего стандарта, так и учебного плана по направлению подготовки.
Разделяя точку зрения Т.М. Ковалевой и соавторов на предметное и деятельностное содержание образования [4], отметим, что первая часть программы, несомненно, относится к предметному содержанию образования, является обязательной для магистранта и маловариативной с точки зрения возможности выбора.
Интерес для нашего исследования представляет вторая часть индивидуальной образовательной программы - деятельностное содержание образования, которое и становится полем взаимодействия тьютора и магистранта. При отборе данного содержания тьютор и магистрант основываются на принципах субъектности, со-бытийности и принципе смыслоориентированно-сти, раскрытых нами ранее [5].
Принцип субъектности раскрывается в отношении к каждому участнику образовательного процесса как субъекту деятельности, обладающему или потенциально способному к овладению умениями и процессами, необходимыми в его профессиональной деятельности. Акценты делаются на осознание внутренних и внешних ресурсов, на саморазвитие, на формирование ответственного отношения к своей деятельности и ее результату.
Со-бытие затрагивает сущность ценностных и смысложизненных ориентиров магистранта, заставляет пересмотреть и переоценить сформированные взгляды на жизнь. При этом значимой становится роль тьютора, наставника, помогающего выйти за пределы сложившихся стереотипов в понимании и оценке ситуации.
Принцип смыслоориентированности направлен на развитие индивидуальной системы смыслов магистрантов и реализуется благодаря диалогичности, открытости образовательной среды при обучении будущих тьюторов, что дает возможность магистранту активно вступать в контакт с индивидуальной системой смыслов других людей - преподавателей, студентов спе-циалитета и бакалавриата.
Примером опоры на данные принципы в отборе содержания образования магистрантов выступает сопровождение тьютором их научно-исследовательской деятельности. Соединяется предметное содержание дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология педагогического исследования», «Организация научного исследования» с одной стороны, с другой стороны - деятельностное содержание - освоение индивидуальной образовательной тра-
ектории, связанной с одним из направлений научного поиска в конкретном разделе коррекционной педагогики, например, логопедии или сурдопедагогики. В качестве педагогической технологии выступают индивидуализации тьюторского сопровождения в педвузе, например, «цепочки научного наставничества», включающие взаимодействие тьютора и магистранта на основе общности научных интересов, что позволяет организовать это взаимодействие с учетом индивидуальных интересов, мотивов и уровня подготовки магистранта, его жизненных и профессиональных смыслов, в реальном пространстве со-бытия и совместной деятельности в конкретной научной области.
Таким образом, предложенная интегративная модель, направленная на организацию сопровождения образования студентов уровня магистратуры, является одним из возможных вариантов осуществления тьюториала в подготовке будущего педагога с учетом специфики образовательного процесса в высшей школе.
Ссылки:
1. Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски-педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1995. Вып. 1.
2. Там же. С. 67.
3. Слободчиков В.И. Онтология со-бытийности в образовании // Событийность в образовании и педагогической деятельности. 2010. Вып. 1 (43).
4. Там же. С. 77.
5. Рябинина Н.П., Василенко Е.А., Савельев В.А. Основные принципы отбора содержания образования в подготовке тьюторов // European Applied Sciences: европейский научный журнал. 2013. Вып. 11.