Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий'

Модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектно-ориентированные технологии / опережающая подготовка / методическая деятельность / модель обучения / готовность педагога / применение субъектно-ориентированных технологий / subject-oriented technologies / advanced training / methodological activities / teaching model / teacher readiness / application of subject-oriented technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Анна Николаевна

Статья посвящена исследованию вопросов подготовки студентов педагогического вуза к применению в дальнейшей профессиональной деятельности субъектно-ориентированных технологий. Выделяются теоретические аспекты субъектно-ориентированных технологий, приводятся взгляды современных ученых на феномен субъектно-ориентированного обучения. Определяются педагогические условия и особенности подготовки будущих педагогов к применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности. Обозначенные условия и особенности раскрываются в структуре модели подготовки студентов, уникальность которой связанна с учетом непрерывной профессиональной деятельности и выделенных педагогических условий, способствующих более эффективному осознанному применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности педагога. Содержание модели раскрывается на уровне теоретического обучения, практического обучения и личностного развития, каждый из которых рассматривается на уровнях базовой подготовки и будущей творческой деятельности, возникаю-щей в реальной трудовой практике будущего педагога. По итогам исследования делаются выводы о перспективах апробации разработанной модели и необходимости её уточнения с учетом опыта практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for preparing pedagogical university students to use subject-oriented technologies

The article is devoted to the study of issues of preparing pedagogical university students for the use of subject-oriented technologies in their further professional activities. The theoretical aspects of subject-oriented technologies are highlighted and the views of modern scientists on the phenomenon of subject-oriented learning are presented. The pedagogical conditions and features of preparing future teachers to use the subject-oriented technologies in professional activities are determined. The indicated conditions and features are revealed in the structure of the student training model, the uniqueness of which is associ-ated with taking into account continuous professional activity and selected pedagogical conditions that contribute to a more effective conscious use of subject-oriented technologies in the professional activity of a teacher. The content of the model is revealed at the level of theoretical training, practical training and personal development, each of which is considered at the levels of basic training and future creative activity that arises in the real work practice of the future teacher. Conclusions are drawn about the prospects for testing the developed model and the necessity to refine it, taking into account the experience of practical implementation.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 135-143 --- ♦ ----

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_135

Анна Николаевна Миронова г. Ярославль

Модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-

ориентированных технологий

Статья посвящена исследованию вопросов подготовки студентов педагогического вуза к применению в дальнейшей профессиональной деятельности субъектно-ориентированных технологий. Выделяются теоретические аспекты субъектно-ориентированных технологий, приводятся взгляды современных ученых на феномен субъектно-ориентированного обучения. Определяются педагогические условия и особенности подготовки будущих педагогов к применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности. Обозначенные условия и особенности раскрываются в структуре модели подготовки студентов, уникальность которой связанна с учетом непрерывной профессиональной деятельности и выделенных педагогических условий, способствующих более эффективному осознанному применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности педагога. Содержание модели раскрывается на уровне теоретического обучения, практического обучения и личностного развития, каждый из которых рассматривается на уровнях базовой подготовки и будущей творческой деятельности, возникающей в реальной трудовой практике будущего педагога. По итогам исследования делаются выводы о перспективах апробации разработанной модели и необходимости её уточнения с учетом опыта практической реализации.

Ключевые слова: субъектно-ориентированные технологии, опережающая подготовка, методическая деятельность, модель обучения, готовность педагога, применение субъектно-ориентированных технологий.

Anna Nikolaevna Mironova

Yaroslavl

Model for preparing pedagogical university students to use subject-oriented technologies

The article is devoted to the study of issues of preparing pedagogical university students for the use of subject-oriented technologies in their further professional activities. The theoretical aspects of subject-oriented technologies are highlighted and the views of modern scientists on the phenomenon of subject-oriented learning are presented. The pedagogical conditions and features of preparing future teachers to use the subject-oriented technologies in professional activities are determined. The indicated conditions and features are revealed in the structure of the student training model, the uniqueness of which is associated with taking into account continuous professional activity and selected pedagogical conditions that contribute to a more effective conscious use of subject-oriented technologies in the professional activity of a teacher. The content of the model is revealed at the level of theoretical training, practical training and personal development, each of which is considered at the levels of basic training and future creative activity that arises in the real work practice of the future teacher. Conclusions are drawn about the prospects for testing the developed model and the necessity to refine it, taking into account the experience of practical implementation.

Keywords: subject-oriented technologies, advanced training, methodological activities, teaching model, teacher readiness, application of subject-oriented technologies.

Введение. Эффективная модернизация отечественной системы образования невозможна без подготовки готовых к инновационным преобразованиям педагогических работников. Учитывая возрастающие требования к деятельности педагога, связанные с активной цифровизацией образования, возникают объективные вызовы по совершенствованию содержания и условий подготовки будущих педагогов в системе высшего образования. Одной из актуальных на современном этапе задач становится задача обеспечения готовности будущих педагогов к применению субъектно-ориентированных технологий обучения, реализация которых поддерживает

компетентностную парадигму трансформации института образования и определяет перспективы опережающей подготовки. Иными словами, субъектно-ориентированные технологии

обучения, ввиду их сфокусированности на обучающегося, как главного субъекта образования, обеспечивают дополнительные

возможности в достижении эффективных результатов обучения, которые согласуются с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, личными целями и стремлениями субъектов образования. Так, субъектно-ориентированное обучение

рассматривается нами в качестве способа повышения результатов образования за счет принятия во внимание актуальных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей обучающегося в качестве высшей ценности.

Вместе с тем, воссоздание субъектно-ориентированного обучения в практике профессиональной деятельности будущего педагога невозможно без обеспечения готовности к применению субъектно-ориентированных технологий. Возникает противоречие между необходимостью обеспечить рост качества обучения за счет применения субъектно-ориентированных технологий и отсутствием комплексной готовности будущих педагогов к применению данных технологий в собственной

профессиональной деятельности. Названное противоречие обуславливает проблему отсутствия системности, фрагментированного и противоречивого применения субъектно-ориентированных технологий в деятельности педагога, что противоречит принципам целостности и комплексности. Учитывая все вышеизложенное, актуальной становится задача раскрытия педагогических условий и особенностей подготовки студентов

педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности.

Цель исследования - разработать модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий.

Исследовательская часть. Вызовы опережающей профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях субъектно-ориентированного образования приобретают особую значимость и одновременно противоречивость. Несмотря на то, что достаточно много научных работ посвящено изучению проблем профессиональной подготовки, общепринятого подхода к её определению нет. В психолого-педагогической литературе под термином «профессиональная подготовка» общепринято понимать «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для самостоятельной

профессиональной деятельности» [13]. Значение понятия «профессиональная подготовка» напрямую связано со спецификой решения задач в конкретной профессиональной области.

Как пишут С.А. Писарева и А.П. Тряпицына, современная университетская подготовка будущих педагогов нуждается в проработке общеприменительных подходов к обучению с фокусом на достижение единого гарантированного результата и сохранение условий непрерывного образования [10]. Непрерывность педагогического образования достигается благодаря взаимодействию компонентов образовательной системы, которая поддерживает связь системы образовательных услуг и обеспечивает преемственность образовательных программ. Так, в настоящее время в педагогическом вузе основу подготовки студентов к профессиональной деятельности составляет разработанный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО 3++), где зафиксирован ряд компетенций, как регламентированные требования к подготовке выпускников [14]. В то же время каждый студент неповторим и имеет личный субъектный опыт. В связи с этим профессиональная подготовка будущих педагогов эффективна только в том случае, если ориентирована на практическую деятельность студентов, а знания являются значимыми.

Реализация непрерывного педагогического образования предполагает постоянное творческое развитие и самосовершенствование, обучение личности на протяжении всей жизни, включая процессы определения целей, выбора и применения методов достижения

профессиональных и личных целей [5].

Несколько иная точка зрения прослеживается в работе М.Н. Певзнера, П.А. Петрякова и Ш.А. Глебовича, которые, хотя не отрицают потребность в создании единых и эффективных подходов к подготовке будущих педагогов, указывают на необходимость включения творческого компонента в их деятельность, что связывается с готовностью реализовывать профессиональные функции в условиях динамично изменяющейся среды. Авторы считают, что многообразие современных информационных и педагогических технологий, академическая свобода, активная методическая деятельность в профессиональной среде в комплексе стимулируют формирование выходящих за рамки общих подходов стилей и способов реализации профессиональной деятельности [11]. Соглашаясь с позицией авторов, отметим, что подготовка будущих педагогов к дальнейшей профессиональной деятельности не может приобрести полностью регламентированный характер, поскольку эффективная реализация педагогом функций обучения, воспитания и развития невозможна без адаптации под субъектов образования, их способности, интересы и т. д. Иными словами, педагог должен обладать как базовыми (едиными) профессиональными компетенциями, так и опытом, полученным непосредственно в ходе профессиональной деятельности, что будет стимулировать успешность реализации профессиональных функций.

Именно поэтому в контексте применения субъектно-ориентированных технологий

обучения мы видим необходимым разделять базовые аспекты подготовки будущих улучшений, происходящих в ходе профессиональной деятельности педагога, связанных с накоплением опыта, выработкой собственного педагогического стиля и эффективными стратегиями обучения.

Переходя к вопросу применения субъектно-ориентированных технологий в деятельности будущего педагога, подчеркнем, что общая субъектно-ориентированная технология,

разработанная Л.В. Байбородовой, направлена на развитие у учащихся способности принимать самостоятельные решения на каждом этапе образовательного процесса, основываясь на своих потребностях, интересах и возможностях. Кроме того, при реализации субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе необходимо учитывать и применять индивидуализированные формы, средства,

методы, инструменты, практики для индивидуализации образования через образовательную среду и активное взаимодействие с обучающимися.

Как пишут Л.В. Байбородова и соавторы, феномен субъектно-ориентированных технологий в современном образовании остается практически неисследованным и неразработанным, в связи с чем предлагается понимание субъектно-ориентированного обучения как

индивидуализированной среды с осознанием всеми субъектами образования (обучающиеся, педагоги, родители) собственных планов в получении образования [2]. Учитывая актуальность парадигмы непрерывного образования, субъектно-ориентированные

технологии обучения в целом вписываются в контекст построения индивидуальных образовательных маршрутов, с предоставлением субъектам образования возможности

самостоятельно определять путь, цели, задачи и действия, необходимые для обучения.

Исходя из представленных суждений, позиция педагога в образовательном процессе при применении субъектно-ориентированных

технологий будет видоизменятся с традиционной (педагог - субъект; обучающиеся - объект) в сторону инновационной, предполагающей реализацию тьюторских функций сопровождения обучающегося, как активного субъекта обучения. Построение партнерского типа взаимодействия в процессе обучения и воспитания позволяет обучающимся стать активными участниками взаимодействия с педагогами и другими учениками. Так, по мнению Т.А. Ольховой, О.М. Осияновой и В.Л. Темкиной, в современно организованном высшем профессиональном образовании субъектно-ориентированные

технологии воспроизводятся на уровне естественного возникновения субъектно-ориентированных ситуаций, которые создаются педагогическим работником для решения поставленных педагогических задач на занятии или во внеурочной деятельности [10]. Соответствующим образом готовность применять субъектно-ориентированные технологии в будущей профессиональной деятельности педагога связывается с готовностью создавать необходимые условия, ситуации, обладать определенным стилем взаимодействия с обучающимися, обеспечивающим высокий уровень субъектной активности. Необходимо понимать, что эффективное формирование готовности будущих педагогов к использованию субъектно-ориентированных технологий может быть достигнуто только при построении обучения в вузе, как целостной системы.

Вместе с тем, обеспечение готовности педагога к воссозданию условий применения субъектно-ориентированных технологий

неразрывно связано с пересмотром

деятельностных, структурных и результативных компонентов обучения, о чем пишет О.А. Милинис. Автор в своем исследовании предлагает собственное видение модели педагогической технологии субъектно-ориентированного подхода, ориентированной на студентов - будущих педагогов, которая включает в себя три вышеобозначенных компонента [7]. На наш взгляд, раскрытие модели подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий должно происходить первично на уровне базовых компонентов готовности, которые будут служить индикатором успешной подготовки будущих педагогов к применению субъектно-ориентированных технологий. В числе таких компонентов нами видятся теоретическая подготовка, практическая подготовка,

методическая подготовка и личностное развитие, каждый из которых связывается с субъектно-ориентированной направленностью образования.

Иными словами, готовность педагогов к субъектно-ориентированному обучению

выстраивается с упором на первичное формирование базового компонента

педагогической деятельности (базовая теоретическая, практическая и методическая подготовка в вузе - гносеологический и практический компоненты подготовки) с последующим обогащением личного опыта применения субъектно-ориентированных

технологий и его влиянием на содержательные аспекты будущей деятельности (аксиологический компонент). Так, нами видится следующая структура модели подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий:

- Целевой блок. Целью модели является обеспечение готовности будущего педагога к применению субъектно-ориентированных

технологий в профессиональной деятельности. Реализация перечисленной цели связывается со следующими задачами: 1) Обеспечить базовую теоретическую подготовку (формирование общих педагогических профессиональных компетенций); 2) Обеспечить изучение теории применения субъектно-ориентированных технологий

(например, в рамках дисциплины «Педагогические технологии»; 3) Обеспечить освоение практики применения субъектно-ориентированных

технологий в профессиональной деятельности. Достаточно схожие задачи, отражающие содержательную сторону формирования готовности применять субъектно-

ориентированные технологии обучения представлены в работе Л.В. Байбородовой, С.В. Дандановой, А.Н. Мироновой [1].

Отметим, что названные цель и задачи в целом коррелируются с государственным заказом на опережающую подготовку инновационных педагогических кадров, демонстрирующих

готовность к реализации субъектно-ориентированного обучения.

- Теоретико-методологический блок. Данный блок модели включает в себя три ключевые категории:

1. Принципы - предполагается воспроизводство принципов деятельности, системности, непрерывности, гибкости, субъектной ориентированности и гибкости.

2. Методологические подходы -субъектно-ориентированный подход, деятельностный подход, системный и аксиологический подходы. Согласно этим подходам, подготовка студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся были активными участниками образовательного процесса, осваивая данные технологии в практической деятельности, могли осознанно анализировать и при необходимости корректировать результаты своей деятельности. Именно эти умения определяют самостоятельность, активность, осмысленность, формирование адекватной самооценки, повышению мотивации к своей профессиональной деятельности.

3. Педагогические условия - являются наименее исследованной категорией формирования готовности будущего педагога к применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности. В структуре педагогических условий нами выделяются следующие общие условия:

- учет личностно-профессиональных целей педагогической деятельности и формирующегося стиля;

- формирование ценностно-смысловых ориентаций к применению субъектно-ориентированных технологий;

- реализация сопровождения с фокусом на обогащение практического опыта применения субъектно-ориентированных технологий;

- стимулирование высокой субъектной активности будущего педагога;

- применение в практике обучения субъектно-ориентированных образовательных ситуаций;

- создание естественных условий и хода образовательного процесса с принятием субъектности в качестве высшей ценности;

- организация научной, исследовательской, проектной и методической деятельности с фокусом на субъектно-ориентированные технологии.

Особенностями перечисленных условий становится фокус на субъектно-ориентированное обучение, как высшую ценность современного образования, с приданием особого значения самостоятельному осознанию будущим педагогом ценности и идеи субъектно-ориентированного обучения, постепенному переходу к активному применению субъектно-ориентированных

технологий в собственной деятельности. Подобные условия не вступают в противоречие с субъектно-ориентированным подходом и при этом позволяют погружать будущего педагога в идеи субъектно-ориентированного обучения.

- Процессуальный блок. В рамках данного блока предполагается раскрытие процесса применения субъектно-ориентированной технологии обучения в профессиональной деятельности педагога. Опираясь на ранее упомянутое исследование Л.В. Байбородовой, С.В. Дандановой, А.Н. Мироновой выделим процесс применения субъектно-ориентированной технологии обучения на занятии, в рамках воспитательной деятельности и во внеурочной деятельности (Рис. 1):

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 135-143 --- ♦ -

Самоанализ

Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло робнться положительных результатов и почему?», '<Что мне мешало оыгь оолее успешным н почему?;! н др.

Рис. 1. Процесс применения субъектно-ориентированной технологии обучения [1].

Самодиагнос m ика

Осознание сеся: з Как он я?к -:<Что я знаю?». с:Что и умею?», и наоборот: (■:Чего не знаю'?>;. -:(Чего не умею?» и т. п.

Исходя из рисунка 1, подчеркнем, что овладение процессом применения субъектно-ориентированной технологии осуществляется в ходе нескольких этапов профессионального развития педагога - теоретическая подготовка, практическая подготовка, обогащение

практического опыта, профессиональная деятельность, непрерывное совершенствование, в течение каждого из которых происходит укрепление ценностей, идей, смыслов и практики реализации субъектно-ориентированных

технологий в профессиональной деятельности педагога. Стоит понимать, что в вузе необходимо выстроить образовательный процесс с использованием данных технологий на занятиях, во внеучебной деятельности. В профессиональном образовательном учреждении становится необходимым переход от традиционных образовательных технологий к субъектно-ориентированным. На занятиях с использованием современных педагогических технологий должна быть такая система организации, когда каждый учащийся, учитывая свои способности, умения, интересы, возможности и уже имеющийся опыт, самостоятельно ставит цели, строит план своей деятельности на уроке, выбирает уровень заданий, методы и формы работы на занятии, анализирует результаты урока, производит самооценку (взаимооценку), определяет домашнее задание.

- Содержательный блок. Данный блок модели предполагает реализацию ранее обозначенных задач обеспечения готовности будущего педагога к применению субъектно-ориентированных технологий в

профессиональной деятельности. Нами предполагается разделение содержания подготовки на следующие составляющие:

1. Теоретическая подготовка. Процесс теоретического обучения, направленный на обеспечение готовности применять субъектно-ориентированные технологии, связывается с реализацией нескольких направлений подготовки: Во-первых, общая профессионально-педагогическая подготовка, имеющая единый характер, которая раскрывается на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов, требований к программам педагогического образования, позволяющих формировать универсальные педагогические компетенции [12].

Во-вторых, специальная подготовка к применению субъектно-ориентированных

технологий в профессиональной деятельности, разворачивающаяся на базе психолого-педагогических дисциплин (например, таких, как «Педагогика», «Педагогические технологии», «Индивидуализация образовательного процесса» и др.), так и в условиях прочих дисциплин профессионального цикла. Стоит отметить, что освоение субъектно-ориентированных

технологий возможно при проведении занятий по различным дисциплинам. Подготовка студентов к использованию общей субъектно-

ориентированной технологии и к разработке частных субъектно-ориентированных технологий будет успешной, если содержание осваивается в процессе изучения дисциплин, в период практики и во внеучебной деятельности. Подготовка и

использование субъектно -ориентированных технологий предусматривает изучение концептуальных идей, ценностно-смысловых ориентиров в современном обучении и воспитании школьников, овладение способами индивидуализации образовательного процесса, логикой общей субъектно-ориентированной технологии, методическими приёмами и техниками на каждом этапе своей деятельности, проектирование частных субъектно-

ориентированных технологий, понимание трудностей и проблем, которые могут возникать при реализации данных технологий.

В-третьих, непрерывное образование (в том числе самообразование) будущего педагога, охватывающее как процесс обучения, так и послевузовский период (продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и др.; дальнейшее применение полученных знаний в профессиональной практической деятельности при работе в образовательных учреждениях).

Отметим, что в рамках обозначенных направлений значимая роль отводится именно непрерывному образованию, которое, как верно замечает Е.В. Науемова-Колчеданцева, реализуется в форме постоянного сопровождения, участия в научной, проектной, методической и исследовательской деятельности, охватывая все составляющие профессионального развития [9].

2. Практическая подготовка.

Аналогичным образом реализуется на нескольких уровнях:

Во-первых, практический компонент обучения в теоретической подготовке. Предполагает использование специальных средств, форм и методов обучения, обеспечивающих отработку умений и навыков, поддерживающих формирование

профессиональных компетенций в процессе обучения (кейс-метод, проблемное обучение, проектные технологии и др.).

Необходимо организовать занятия таким образом, чтобы студенты занимали активную позицию и включались в различные виды профессиональной деятельности, где акцент делается на освоение теоретических положений, определяющих ценностно-смысловые основы субъектно-ориентированной технологии, ее использование в процессе обучения при проведении занятий, организации различных видов практик, в воспитательной деятельности. Как правило, на первом и втором курсе обучения подготовка предполагает активизацию субъектной позиции студентов, в первую очередь, с целью развития учебно-профессиональных и

рефлексивных навыков будущих педагогов за счет использования субъектно-ориентированных

технологий при преподавании дисциплин и организации внеучебной деятельности. На последующих курсах подготовка будущих педагогов к использованию субъектно-

ориентированных технологий осуществляется путем самостоятельного выполнения

профессиональных функций в рамках проведения занятий при изучении педагогических дисциплин, учебных педагогических практик, и внеучебной деятельности.

Во-вторых, практический компонент обучения - практики, стажировки, сетевое партнерство. Подобная практическая подготовка предполагает погружение обучающегося в реальные условия педагогической деятельности, обогащение практического опыта при прохождении специальных практик, в ходе которых будущий педагог отрабатывает применение субъектно-ориентированных

технологий. Это могут быть практики в образовательных учреждениях, либо отработка навыков реализации субъектно-ориентированных технологий в своей студенческой группе в рамках обучения в университете. Также большим потенциалом обладает педагогическое вожатская практика в детском оздоровительном лагере, где студенты работают в качестве вожатых и применяют субъектно-ориентированные

технологии при работе с детьми.

3. Методическая подготовка. Методическая подготовка в таком случае рассматривается как значимый фактор деятельности педагога, обеспечивающий повышение качества обучения, стимулирующий непрерывное профессиональное развитие, обмен опытом, в ходе которых особое внимание уделяется субъектно-ориентированной технологии. Важнейшей составляющей данного направления является непрерывное сопровождение (наставничество), которое осуществляется в стенах конкретной образовательной организации и предполагает эффективный обмен, накопление и укрепление педагогического знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Личностное развитие. Данной составляющей уделяется особое внимание в контексте обеспечения готовности педагога. В качестве ндикаторов личностного развития можно выделить:

- развитие деятельностного компонента и стремление применять субъектно-ориентированные технологии по личной инициативе, ввиду осознания ценности и идей субъектно-ориентированного подхода к образованию;

- развитие коммуникативного компонента, который является основанием для обеспечения готовности педагога эффективно взаимодействовать с обучающимися, коллегами, организовывать сотрудничество в процессе обучения. Важной составляющей коммуникативного компонента видится эмоциональный интеллект, который, по мнению О.В. Гукаленко, определяет перспективы

повышения качества образования за счет понимания педагогом состояния, готовности и особенностей обучающегося, его намерений и др. [4];

- развитие рефлексии, которая становится фактором непрерывного профессионального развития и совершенствования условий обучения, с фокусом на стимулирование рефлексии как педагога, так и обучающихся (саморефлексия, совместная рефлексия);

- развитие когнитивного компонента, который отражает готовность к критическому мышлению, реализации творчества, организации креативного обучения, формулирования проблемно-ориентированных ситуаций и др.;

- развитие организационно-управленческого компонента, связанного с организацией обучения, воспитания и развития обучающихся [3] и последующим управлением эффективностью данных функций [6], когда образовательный процесс рассматривается через призму управленческих компетенций педагога (способность организовать субъектно-ориентированное обучение, создавать условия, влиять на образовательную среду).

На практике все вышеобозначенные компоненты личностного развития выступают единым конструктом, который определяет общую эффективность и результативность применения субъектно-ориентированной технологии в профессиональной деятельности, выступая индикаторами готовности студентами к их реализации.

- Контрольно-оценочный блок. В соответствии с поставленными целями, процессом и содержанием формирования готовности будущего педагога к применению субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности, выделим, что результатом становится понимание педагогом сущности, идей, принципов, особенностей, основных условий, шагов, необходимых для применения субъектно-ориентированной технологии обучения в профессиональной деятельности педагога и их последующая успешная реализация в своей профессиональной деятельности.

Также контрольно-оценочный блок представлен критериями и показателями готовности будущих педагогов к использованию субъектно-ориентированных технологий. Кратко представим характеристику критериев и показателей готовности, которые прошли экспертную оценку:

- мотивационный - потребность студента в формировании субъектной позиции обучающихся, в использовании субъектно-ориентированных технологий, стремление к освоению данных технологий и др.;

- когнитивный - знания студента о сущности, идеях, содержании этапов общей

субъектно-ориентированной технологии, типах взаимодействия; знание частных субъектно-ориентированных технологий и др.;

- деятельностно-практический - умение приобщать обучающихся к самостоятельной постановке целей на занятии, планированию ими своей деятельности, сопровождение обучающихся в ситуациях выбора при принятии самостоятельных решений, владение способами организации партнерского типа взаимодействия; умение применять знания о субъектно-ориентированных технологиях, определять эффективность используемых технологий в профессиональной деятельности и др.;

- субъектная позиция студента - умение анализировать собственную деятельность, принимать самостоятельные решения и обосновывать собственные подходы к решению профессиональных задач, адекватно оценивать свои достижения и др. [8].

Так, считаем, что сформированная структура модели подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий может выступить эффективным началом на пути к обобщению и систематизации практик обеспечения

инновационно-ориентированного и

опережающего развития будущих педагогов с их готовностью к дальнейшей профессиональной деятельности. Перспективы будущих

исследований связаны с обсуждением, апробацией и улучшением представленной модели под реалии современного высшего педагогического образования. Заключение. Таким образом, задача обеспечения готовности педагогов применять субъектно-ориентированные технологии в собственной профессиональной деятельности связана с освоением общих теоретических и прикладных основ её применения с последующим обогащением опыта профессиональной деятельности будущего педагога, непосредственным применением субъектно-ориентированных технологий в условиях реальной трудовой практики. Представленная модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий отличается уникальностью, связанной с включением в её структуру как традиционных образовательных компонентов, так и непрерывной профессиональной деятельности,

сформулированных педагогических условий, способствующих более эффективному

осознанному применению субъектно-

ориентированных технологий в профессиональной деятельности педагога. Модель подготовки студентов педагогического вуза к использованию субъектно-ориентированных технологий может быть использована преподавателями

профессионального образования при изучении дисциплин и прохождении педагогических

2024, no 1(61), pp. 135-143 ---- ♦ ---

практик, а также в системе повышения квалификации работников сферы образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Байбородова, Л.В. Подготовка студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий в педагогической деятельности / Л.В. Байбородова, С.В. Данданова, А.Н. Миронова. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2020. - Т. 15, № 4. - С. 44-55.

2. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, М.В. Груздев, Т.Н. Гущина. - Текст : непосредственный // Вестник НГПУ. - 2018. - № 5. - С. 7-21.

3. Байбородова, Л.В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности / Л.В. Байбородова. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - № 4. - С. 55-62.

4. Гукаленко, О.В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования / О.В. Гукаленко. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 33-42.

5. Золотарева, А.В. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования / А. В. Золотарева - Текст : непосредственный // Образование личности. - 2014. - № 3. - С. 18-26.

6. Клименко, И.С. Методические подходы к развитию у будущих педагогов навыков информационного управления образовательным процессом / И.С. Клименко. - Текст : непосредственный // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2022. - № 1 (34). - С. 146-151.

7. Милинис, О.А. Педагогическая технология субъектно ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов / О.А. Милинис. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 3 (6). - С. 96-103.

8. Миронова, А.Н. Освоение студентами бакалавриата субъектно ориентированных технологий / А.Н. Миронова -Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2022. - Т. 28, № 4. - С. 83-88.

9. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Сопровождение развития педагогов в контексте непрерывного образования / Е.В. Неумоева-Колчеданцева. - Текст : непосредственный // Известия ВГПУ. - 2022. - №10 (173). - С. 18-25.

10. Ольховая, Т.А. Субъектно-ориентированные технологии в контексте высшего профессионального образования / Т.А. Ольховая, О.М. Осиянова, В.Л. Темкина. - Текст : непосредственный // Вестник ОГУ. - 2019. - № 5 (223). - С. 62-68.

11. Певзнер, М.Н. Педагогическое образование в университете: от единого стандарта к методическому многообразию / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, А.Г. Ширин. - Текст : непосредственный // ЧиО. - 2022. - № 2 (71). - С. 142-154.

12. Писарева, С.А. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства / С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Сермя: Акмеология образования. Психология развития. - 2023. - № 3 (47). - С. 196-208.

13. Тарханова, И.Ю. Единое образовательное пространство подготовки педагогов: история и современность / И.Ю. Тарханова. - Текст : непосредственный // Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов : коллект. моногр. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. - С. 9-24.

14. Чередниченко, Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню / Г.А. Чередниченко. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 176.

15. Чуракова, А.В. Современные подходы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов на примере коммуникативно-регулятивного компонента / А.В. Чуракова. - Текст : непосредственный // Открытое образование. -2023. - № 2. - С. 27-35.

REFERENCES

1. Bajborodova L.V., Dandalova S.V., Mironova A.N. Podgotovka studentov k ispol'zovaniju sub#ektno-orientirovannyh tehnologij v pedagogicheskoj dejatel'nosti [Preparing students for the use of subject-oriented technologies in teaching]. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Transbaikal State University], 2020, vol. 15, no. 4, pp. 44-55.

2. Bajborodova L.V., Belkina V.N., Gruzdev M.V., Gushhina T.N. Kljuchevye idei sub#ektno-orientirovannoj tehnologii individualizacii obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze [Key ideas of subject-oriented technology of individualization of the educational process in a pedagogical university]. Vestnik NGPU [Bulletin of the NSPU], 2018, no. 5, pp. 7-21.

3. Bajborodova L.V. Podgotovka budushhih pedagogov k organizatorskoj dejatel'nosti [Preparing future teachers for organizational activities]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, no. 4, pp. 55-62.

4. Gukalenko O.V. Razvitie jemocional'nogo intellekta budushhih uchitelej kak instrument povyshenija kachestva vysshego pedagogicheskogo obrazovanija [Development of emotional intelligence of future teachers as a tool for improving the quality of higher pedagogical education]. Otechestvennaja izarubezhnajapedagogika [Domestic andforeignpedagogy], 2022, no. 6, pp. 33-42.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 135-143 -- ♦ ---

5. Zolotareva A.V. Modeli vzaimodejstviya obshchego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniya [Models of interaction of general, additional and professional education]. Obrazovanie lichnosti [Personality education], 2014, no.3, pp.1826.

6. Klimenko I.S. Metodicheskie podhody k razvitiju u budushhih pedagogov navykov informacionnogo upravlenija obrazovatel'nym processom [Methodological approaches to the development of future teachers' skills in information management of the educational process]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities studies], 2022, no. 1 (34), pp. 146-151.

7. Milinis O.A. Pedagogicheskaja tehnologija sub#ektno orientirovannogo podhoda k razvitiju kul'tury tvorcheskoj samorealizacii studentov-pedagogov [Pedagogical technology of a subject-oriented approach to the development of a culture of creative self-realization of student teachers]. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2012, no. 3 (6), pp. 96-103.

8. Mironova A.N. Osvoenie studentami bakalavriata sub"ektno orientirovannyh tekhnologij [Mastering of subject-oriented technologies by undergraduate students]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2022, vol. 28. no. 4, pp. 83-88.

9. Neumoeva-Kolchedanceva E.V. Soprovozhdenie razvitija pedagogov v kontekste nepreryvnogo obrazovanija [Supporting the development of teachers in the context of continuing education]. Izvestija VGPU [News of the Voronezh State Pedagogical University], 2022, no. 10 (173), pp. 18-25.

10. Ol'hovaja T.A., Osijanova O.M., Temkina V.L. Sub#ektno-orientirovannye tehnologii v kontekste vysshego professional'nogo obrazovanija [Subject-oriented technologies in the context of higher professional education]. Vestnik OGU [Bulletin of OSU], 2019, no. 5 (223), pp. 62-68.

11. Pevzner M.N., Petrjakov P.A., Shirin A.G. Pedagogicheskoe obrazovanie v universitete: ot edinogo standarta k metodicheskomu mnogoobraziju [Pedagogical education at the university: from a single standard to methodological diversity]. ChiO [ChiO], 2022, no. 2 (71), pp. 142-154.

12. Pisareva S.A., Trjapicyna A.P. Osobennosti sovremennogo universitetskogo obrazovanija budushhih pedagogov: problema edinstva i variativnosti obrazovatel'nogo prostranstva [Features of modern university education of future teachers: the problem of unity and variability of educational space]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Sermja: Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija [Izv. Sarat. University of Nov. ser. Ser. Acmeology of education. Developmental psychology], 2023, no. 3 (47), pp. 196208.

13. Tarkhanova I.Yu. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo podgotovki pedagogov: istoriya i sovremennost' [Unified educational space for teacher training: history and modernity]. Metodologiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva podgotovki pedagogov: kollektivnaya monografiya [Methodology of the unified educational space for teacher training: a collective monograph], Jaroslavl': RIO JaGPU, 2022, pp. 9-24.

14. Cherednichenko G.A. Rossijskaya molodezh' v sisteme obrazovaniya: ot urovnya k urovnyu [Russian youth in the education system: from level to level]. Voprosy obrazovaniya. [Education issues], 2017, no. 3, p. 176.

15. Churakova A.V. Sovremennye podhody ocenivanija universal'nyh kompetencij budushhih pedagogov na primere kommunikativno-reguljativnogo komponenta [Modern approaches to assessing the universal competencies of future teachers using the example of the communicative-regulatory component]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2023, no. 2, pp. 27-35.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.Н. Миронова, старший преподаватель кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия, e-mail: annamir20181@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.N. Mironova, Senior Lecturer, Department of Pedagogical Technologies, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: annamir20181@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.