УДК 378.1 ББК Ч 448.00
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Никитина Галина Викторовна,
аспирант, кафедра педагогики и социального образования, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева; 626150, Тюменская область, г. Тобольск, 4 мкр-н, д. 36, кв. 82; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности; компоненты подготовки; социальная практика.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик. Обосновывается модель подготовки, которая включает: цель, подходы и принципы, мотивационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный компоненты, этапы, педагогические условия, факторы и результат.
Nikitina Galina Viktorovna,
Post-graduate Student, Chair of Pedagogy and Social Education, Tobolsk State Social-Pedagogical Academy n.a. D.I. Mendeleev, Tobolsk.
MODEL OF TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY BY MEANS OF SOCIAL PRACTICES
KEY WORDS: model of training students for professional and pedagogical activity, components of training, social practice.
ABSTRACT. The article presents the theoretical basis of training students for professional and pedagogical activity by means of social practices. The author proves the model of training to be effective which includes purpose, approaches and principles, motivational component, substantial and procedural component, criteria and estimated component, stages, pedagogical conditions, factors and result.
тельности, а во-вторых, особенности совре-
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
менных студентов педагогических вузов.
государстве, поставили перед учителем новые задачи. Так, в содержание профессионально-педагогической деятельности современного учителя наряду с традиционными функциями входят и так называемые новые функции, т. е. функции, направленные на себя, и функции, направленные вовне (5). К двум последним группам функций, в частности, относятся: формирование готовности к коллегиальной, партнерской деятельности; непосредственная связь с представителями различных социальных структур, институтов власти, СМИ; поиск действенных связей с родителями и др. Для успешного выполнения отмеченных функций профессиональнопедагогической деятельности будущим педагогам ещё во время их обучения в вузе необходимо сформировать социально значимые качества личности, компетенцию социального взаимодействия. Проблема обостряется в связи с тем, что, по свидетельству ученых (4), современные студенты педагогических вузов недостаточно социализированы и адаптированы в обществе, у них наблюдается недостаточный уровень сформированно-сти социальной активности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования системы подготовки будущих педагогов, учитывающего, во-первых, социальный контекст профессионально-педагогической дея-
С нашей точки зрения, решение обозначенной проблемы заключается в модернизации процесса подготовки студентов педагогических вузов путем включения студентов в социальные практики. Под социальной практикой мы понимаем социально значимую деятельность студентов, направленную на решение социальных проблем с целью формирования компетенции социального взаимодействия. Данная деятельность основана на взаимодействии студентов с социально-образовательными учреждениями и организациями с применением элементов технологии социального проектирования.
Результаты теоретического анализа, изучение методической литературы, данные констатирующего эксперимента позволили построить гипотетическую модель подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик.
При разработке данной модели подготовки мы опирались на определение модели как «мысленно представляемой или материально реализованной системы, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» (6, с. 78). Таким образом, мо-
© Никитина Г. В. , 2013
дель подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик представляет собой описательный аналог процесса подготовки студентов педагогических вузов, где «в формализованных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены её важнейшие характеристики» (2, с. 122).
При построении модели подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик мы опирались на сочетание системного, компетент-ностного и социально-гуманитарного подходов, а также принципов аксиологичности и социальной активности студентов.
Системный подход позволяет изучать процесс подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности как систему личностно-профессионального развития будущего педагога, а подготовку студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности в качестве элемента данной системы.
Компетентностный подход к определению и анализу профессиональных компетентностей педагогов, отражающих готовность к профессионально-педагогической деятельности, позволил также нам осуществить подготовку студентов педагогических вузов непосредственно в деятельности (в нашем случае в социально значимой деятельности - социальной практике) и индивидуализировать подготовку студентов.
Социально-гуманитарный подход к подготовке будущих педагогов дает основание рассматривать образовательный процесс в педагогическом вузе через призму гуманитарных технологий, а содержание профессионально-педагогической деятельности - через содержание социально-педагогических задач и социально-ролевого репертуара педагога (1).
Опираясь на результаты изучения указанных подходов и принципов, мы спроектировали модель подготовки студентов педагогических вузов к профессиональнопедагогической деятельности средствами социальных практик, которая включает в себя следующие компоненты: цель, подходы и принципы, мотивационный компонент, содержательно-процессуальный компонент, критериально-оценочный компо-
нент, этапы, педагогические условия, факторы и результат (см. рис. 1).
Подготовка студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик, рассматривается в единстве и взаимосвязи всех компонентов.
Целью является подготовка студентов педагогических вузов к профессиональнопедагогической деятельности средствами социальных практик.
Мотивационный компонент модели подготовки отражает: устойчивые мотивы к профессионально-педагогической деятельности (интерес к профессии, мотивы увлеченности общением); профессионально значимые социальные качества (общительность, доброжелательность, уважение к людям, тактичность, инициативность); способности личности (коммуникабельность, толерантность, креативность).
Содержательно-процессуальный компонент модели представлен содержанием подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик, а также механизмом реализации социальных практик.
Изучение теории отбора содержания образования, сформировавшейся в педагогической науке (М. А. Данилов, В. В. Краев-ский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин и др.), позволило нам в содержании подготовки студентов к профессиональнопедагогической деятельности выделить следующие составляющие:
- освоение содержания знаний об особенностях профессионально-педагогической деятельности на современном этапе развития науки и практики, а также знаний о технологиях социального взаимодействия в профессионально-педагогической деятельности;
- овладение системой теоретических и практических умений для организации социальных аспектов профессиональнопедагогической деятельности (или освоение опыта социального взаимодействия в профессиональной среде);
- овладение опыта творческой деятельности по решению социально ориентированных проблем в профессионально-педагогической деятельности;
- овладение опытом эмоциональноценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2013. № 3
Цель: подготовка студентов педвуза к профессиональнопедагогической деятельности средствами социальных практик
---------------------—О------------------------------------
Подходы: системный, компетентностньш. социально-гуманитарный. Принципы: аксиологичности, развития социальной активности
I
і
-
9
ї~
І>
/Ориентировочный •
Пози аБ ательн о - Этапы действенный
Моделирующий
ЗЕ
►Рефлексивный
Результат: готовность к профессионально-педагогической деятельности
Рис. 1. Модель подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных
практик
о
о
Внутренние Факторы Внешние
Таким образом, подготовка студентов педагогических вузов к профессиональнопедагогической деятельности в рамках разрабатываемой модели требует дополнения ее содержания следующими компонентами.
Первый компонент. При наличии возможности расширения учебного плана, следует ввести спецкурс «Технологии социального взаимодействия в профессиональной деятельности современного педагога», обеспечивающий теоретическую и практическую подготовку к применению технологий социального взаимодействия в профессионально-педагогической деятельности. В том случае, если такое недопустимо, необходимо при изучении курса «Педагогика» акцентировать внимание на социальном аспекте профессиональной деятельности педагога; расширить содержание раздела «Педагогические технологии», в частности, темами «Технология социального проектирования» и «Технология волонтерской деятельности».
Второй компонент. Социальная практика, обеспечивающая практическую подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности. Разработанная нами программа социальной практики ориентирована на приобретение студентами опыта социального взаимодействия в профессиональной среде; приобщение студентов к профессиональной деятельности; формирование и развитие социально значимых качеств личности, компетенции социального взаимодействия; овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, а также на успешную социальную адаптацию студентов.
Социальная практика в нашем понимании включает такие виды (направления) социально значимой деятельности: активистская, профессионально-ролевая и социально-проектная - что образует основу ее триединой структуры. Под активистской деятельностью понимается инициативная деятельность, имеющая социально значимый характер и по характеру сравнимая с волонтерской деятельностью. Профессионально-ролевая деятельность означает деятельность по освоению социально-профессионального репертуара. Под социальнопроектной деятельностью понимается деятельность по разработке и реализации социальных проектов.
Обозначенные направления социально значимой деятельности являются видами социальной практики студентов, что позволяет вариативно осуществить организацию социальной практики.
Структура социальной практики положена в основу механизма реализации соци-
альных практик студентов педагогических вузов, который представляет собой описание поэтапного содержания деятельности педагогических вузов, студентов и стажи-ровочных площадок в процессе реализации социальных практик.
Механизм реализации социальных практик студентов педагогических вузов в контексте их подготовки к профессионально-педагогической деятельности опирается на следующие принципы.
1. Интеграция формального и неформального подходов к организации социальных практик. Данный принцип предполагает, с одной стороны, обязательное участие студентов в социально значимой деятельности, т. к. социальная практика являя-ется формой учебной деятельности студентов, осуществляемой во внеаудиторное время. С другой стороны, социальная практика в значительной степени актуализирует участие студентов в добровольной социально значимой деятельности.
2. Вариативность и инвариантность. Программа социальной практики предполагает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть программы состоит из определенного минимума заданий, обязательного для выполнения студентами. Вариативная часть предусматривает участие студентов в форме добровольчества в дополнительных подпрограммах социальной практики, социальных мероприятиях вуза и его социальных партнеров и т. д.
3. Принцип самостоятельного выбора, гарантирующий каждому студенту, осваивавшему программу социальной практики, право выбора проекта, подпрограмм-мы, мероприятия, акции или отказа от участия в силу невозможности или нежелания самореализации в конкретном направлении. В соответствии с данным принципом студенту предоставляется возможность выбора индивидуальной программы социальной практики, выбора стажировочной площадки и т. п.
4. Принцип успешности, реализация которого во время участия в социальной практике помогает достижегать студентам личностной (внутренней) и профессионально-педагогической (внешней) успешности. Достижение успешности мы связываем с приобретением позитивного субъектного опыта в процессе участия в социальной практике.
Критериально-оценочный компонент представляет собой синтез критериев и показателей, определяющих уровни сформиро-ванности готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности, а также ожидаемые результаты. Критерий
социально-личностного развития включает мотивы профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимые социальные качества и способности личности, эмоциональные и волевые свойства студента, а также степень проявления им социальной активности. Профессиональный критерий включает знания, умения, компетентности и социально-профессиональный репертуар педагога.
Результатом подготовки студентов педагогических вузов к профессиональнопедагогической деятельности средствами социальных практик выступает готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности. Готовность в данном случае понимается нами как сформировавшееся в процессе целенаправленной подготовки, целостное структурное образование личности, ядро которого составляют мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Рассмотренные выше критерии и показатели позволили нам выделить три уровня сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности: критический, потенциальный и оптимальный. При этом каждый компонент готовности (мотивационный, когнитивный, деятельностный) рассматривается в разной степени развития.
Реализация разработанной модели подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик, с нашей точки зрения, должна осуществляться поэтапно. Опираясь на идею выделения этапов подготовки студентов
Н. Г. Миловановой (3), мы выделили следующие этапы подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик: ориентировочный, познавательно-действенный, моделирующий и рефлексивный.
Ориентировочный этап (1 курс) предусматривает выявление уровня социальной активности, социальной адаптации и социа-лизированности, уровня развития социально-значимых личностных качеств студентов. В первой части ориентировочного этапа (1 семестр) считаем целесообразным активизировать деятельность куратора, применяя такие формы, как педагогические экскурсии и рейды в социально-образовательные учреждения; социальные и благотворительные акции. А во второй части ориентировочного этапа (2 семестр) предусматривается реализации инвариантной части активистской социальной практики. После завершения официальных сроков активистской социальной практики студенты продолжают освоение данного вида социальной практики за
счет ее вариативной части (добровольного участия), повышая уровень вовлеченности в деятельность.
Данный этап подготовки должен подвести студентов к осознанию социальной значимости профессионально-педагогической деятельности в первую очередь за счет актуализации знаний о социальной сущности профессионально-педагогической деятельности, полученных при изучении раздела педагогики «Введение в педагогическую деятельность» в социальной практике.
Познавательно-действенный этап (2 курс) можно охарактеризовать как этап освоения социально-профессионального репертуара педагога в процессе профессионально-ролевой социальной практики (инвариантная часть) и дальнейшего включения в социально значимую деятельность. После окончания профессионально-ролевой социальной практики студенты могут добровольно продолжить освоение различных социальных ролей педагога за счет вариативной части практики. При этом при желании студенты также продолжают участие в реализации вариативной части активистской социальной практики.
Также на этом этапе студенты изучают спецкурс «Технологии социального взаимодействия в профессиональной деятельности современного педагога». Данный спецкурс позволит актуализировать знания студентов о новых социальных функциях педагога, о технологиях социального взаимодействия, используемых в деятельности современного учителя. В рамках данного спецкурса студенты получат, в частности, знания о технологии социального проектирования, практическое применение которой будет осуществлено на следующем этапе.
Моделирующий этап (3 курс) предполагает разработку и реализацию самостоятельных социальных проектов в ходе социально-проектной социальной практики. Социальные проекты могут выполняться как в минигруппах, так и индивидуально. Также на данном этапе студенты в добровольной форме могут продолжить участие в активисткой и профессионально-ролевой социальных практиках.
Моделирующий этап характеризирует-ся присвоением компетентности социального взаимодействия.
Рефлексивный этап (4, 5 курсы). К завершающему этапу студенты уже социально активны и социально адаптированы в достаточной степени, их отличает осознанная и внутренняя включенность в социально значимую деятельность. Поэтому на данном этапе предполагается только участие студентов в различных видах социальной практики в добровольной форме, т. е. за
счет инвариантной части. На данном этапе происходит реализация компетентности социального взаимодействия. В конце рефлексивного этапа осуществляется оценка готовности студентов к профессиональнопедагогической деятельности согласно разработанным критериям и показателям.
Реализация модели подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик позволила достичь системного эффекта - становление социально активной личности выпускника педагогического вуза (социализированной в профессиональной среде личности), обладающего компетентностью социального взаимодействия, социально значимыми личностными качествами, мотивированного на профессионально-педагогическую деятельность.
Для эффективной реализации предложенной модели подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик необходимо соблюдение педагогических условий:
- включение студентов в социально значимую деятельность в период вузовской подготовки за счет использования ресурсов воспитательной и внеаудиторной деятельности педагогических вузов (функционирование студенческих волонтерских движений педагогической направленности, школ социального проектирования и т. п., проведение конкурсов студенческих социальных проектов, «Лучший соци-
альный инноватор» и т. д.) и ресурсов учебных и производственных практик студентов (включение заданий по проведению социальных минипроектов; заданий, предполагающих привлечение студентов к соку-раторству на период профессиональных проб школьников, социальных и социально-прецессионных практик школьников, заданий, предполагающих привлечение студентов в деятельность школьных волонтерских движений);
- приобретение студентами позитивного субъектного опыта в социальной практике.
Необходимо отметить, что на процесс подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик также оказывают влияние следующие факторы: внешние (условия малого города, наличие разветвленной сети социального партнерства педагогического вуза и т. п.) и внутренние (личностные особенности студентов, их интересы, уровень социализации и социальной адаптации студентов, наличие или отсутствие у них позитивного субъектного опыта участия в социально значимой деятельности и т. п.).
Итак, мы рассмотрели все компоненты предложенной модели, каждый из которых решает свою часть в процессе подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик, но только в единстве они могут сделать этот процесс результативным и эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колычева З. И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Левитес Д. Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях постдипломного образования педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: РАО ИОВ, 1998.
3. Милованова Н. Г. Система подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми в условиях современного социума : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
4. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 2 (76).
5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
6. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. Т. 2 (М-П) / Под ред. С. Я. Батышева. М. : Проф. образование, 1999.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Яркова.