Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза'

Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Зеленкова Е. В.

В статье раскрывается проблема формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Интеграционные процессы обусловливают формирование педагогической компетентности, способствуют усилению педагогической направленности подготовки студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза»

УДК 378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

Р.Х.Гильмеева, Е.В.Зеленкова

В статье раскрывается проблема формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Интеграционные процессы обусловливают формирование педагогической компетентности, способствуют усилению педагогической направленности подготовки студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Ключевые слова: Междисциплинарная интеграция, педагогическая компетентность, музыкально-профессиональное образование.

Модернизация системы высшего образования в сфере музыкального искусства направлена на решение сложных задач реализации компетентностно-ориентированных оснований современного процесса педагогической подготовки студентов. Компетентностная парадигма, с позиции которой разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, нацеливает на представление результатов образовательного процесса в музыкальном вузе в виде системы общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций музыканта. Поэтому исследование формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции способствует решению задач усиления педагогической направленности обучения в музыкальном вузе.

В разработанной нами авторской концепции основополагающей идеей является раскрытие специфики формирования профессиональных и личностных качеств как интегративной целостности музыканта-педагога. Особенностью концепции является раскрытие специфики междисциплинарной

интеграции на основе индивидуально-творческого обучения студентов музыкального вуза.

Компетентностный подход определяет основные цели и задачи профессиональной подготовки. Поэтому в настоящее время особенно актуальным является исследование проблемы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, выступающей в виде одного из основных результатов профессиональной подготовки в музыкальном вузе. Успешному осуществлению педагогической деятельности должна предшествовать целенаправленная профессиональная подготовка, основанная на интеграции гуманитарных, профессионально-педагогических и специальных дисциплин.

Анализ теоретических и методологических подходов позволяет определить основные концептуальные идеи диссертационного исследования, связанные с раскрытием проблемы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза как целостного художественно-творческого и педагогического процесса. Теоретические основы базируются на принципах преемственности и непрерывности музыкально-профессионального образования, междисциплинарной интеграции, гуманитарной,

профессионально-педагогической и специальной подготовки, индивидуально-творческого подхода к каждому студенту, а также педагогической направленности подготовки музыканта. Одним из наиболее значимых подходов, составляющих методологическую основу для разработки концептуальных идей, является интегративный подход, который «направлен на реализацию субъект-субъектного взаимодействия и выполняет системообразующую функцию между участниками образовательного процесса» [7, с.10].

Процесс художественно-творческих занятий, основанный на междисциплинарной интеграции в консерватории, обеспечивает высокий уровень педагогической компетентности музыканта посредством создания педагогических условий, нацеленных на формирование личностно-

профессиональных качеств музыканта-педагога как преемника художественных традиций и созидателя культурных ценностей.

Междисциплинарная интеграция процесса обучения студентов музыкального вуза многоаспектна, она состоит из инвариантных и вариативных компонентов, то есть из общекультурной и специальной педагогической подготовки. В содержании обучения музыканта-педагога мы рассматриваем инвариантную составляющую, являющуюся основой подготовки всех музыкантов, и вариативную часть, связанную с профилем специальной деятельности музыканта. Инвариантная составляющая структуры профессиональной подготовки музыканта-педагога связана с фундаментализацией подготовки, заключающейся в приобретении фундаментальных теоретических знаний в области методологии музыкально-педагогической деятельности, эрудиции в области гуманитарных и профессиональных дисциплин, глубины познаний в различных областях теории и истории музыкального искусства. Инвариантный компонент - это также педагогический аспект подготовки музыканта. Состоит педагогическая подготовка из курсов педагогики, психологии, методики и педагогической практики, на базе которых складывается система интегрированных психолого-педагогических компетенций, обусловливающих формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза.

Инвариантным компонентом являются также занятия в курсах философских, эстетических и культурологических дисциплин, направленных на формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических ценностных установок музыкантов разного профиля. Это является фундаментальной основой специальной подготовки, которая носит диверсификационный характер, что связано со специальностью будущего музыканта-педагога, а также зависит от его индивидуально-творческого потенциала. Важную роль играет художественно-эстетический компонент подготовки, обусловливающий эмоционально-ценностное отношение к музыкально-педагогической деятельности. Интеграция профессионально-

педагогических и гуманитарных дисциплин музыканта дает возможность формировать культуру педагогического мышления, овладевать приемами педагогического общения и воздействия, а также методами, формами и средствами педагогической деятельности. Использование всего спектра междисциплинарной интеграции позволяет применять современные педагогические технологии, создающие базу для выбора вариативной составляющей в курсах специальных дисциплин.

Специальная подготовка является многовариантной и предполагает необходимость овладения методологической культурой, глубиной научно-методического анализа, а также знание и использование различных педагогических технологий. Интеграция гуманитарных и музыкально-теоретических знаний и умений в процессе учебно-исполнительской деятельности в классе позволяет создавать оптимальные условия для формирования педагогической компетентности музыкантов разных специальностей и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности музыканта-педагога. Фундаментальной основой служит индивидуально-творческий отбор учебного материала, оптимально сочетающий социокультурное обеспечение содержания подготовки с теоретико-методическим аспектом.

Расширение культурного кругозора становится еще одним важным фактором, влияющим на духовное обогащение музыканта, формирование культуры личности, становление компетентного и конкурентоспособного профессионала. Изучение взаимопроникновения и взаимовлияния мировых и национальных культурно-художественных ценностей способствует всестороннему раскрытию духовно-творческого потенциала личности музыканта. Тем самым решается важная задача формирования целостного и масштабного мышления музыканта-педагога. Опора на учебный репертуар, в который, наряду с мировой классикой, включаются музыкальные произведения выдающихся отечественных композиторов, а также сочинения современных композиторов, представляющих различные национальные школы, дает

возможность формировать компетентного музыканта-педагога, обладающего большим культурным диапазоном и воспринимающего всю полноту историко-культурных процессов во всем их стилистическом и жанровом многообразии.

Междисциплинарная интеграция обусловливает появление нового качественного образования личности музыканта-педагога, связанного с формированием творческого профессионального мышления. Актуальность интеграции музыкально-теоретических знаний и исполнительских навыков обусловлена необходимостью формирования целостного восприятия у студентов всей системы профессиональных знаний и умений. Интеграционные процессы охватывают в настоящее время все сферы человеческой деятельности. Взаимопроникновение различных областей профессиональных знаний обогащает все виды деятельности, а также способствует появлению новых смежных форм как научного, так и художественно-образного познания мира. Целью интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, формирование человека-творца, обладающего полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности. Различные формы познания рождаются на стыке и взаимодействии смежных областей человеческой деятельности. Необходимо отметить, что «новая педагогическая теория должна вырастать из знаний о человеке и мире, передовых философских концепций» [1, с.38], поэтому именно междисциплинарная интеграция способствует совершенствованию образовательного процесса.

Сфера музыкальной педагогики в настоящее время ориентирована на воспитание гармоничной личности, сочетающей высокопрофессиональное мастерство с широким кругозором во всех областях культуры. Способность к восприятию и интеграции в своем сознании разноплановых знаний, умений, опыта творческой деятельности проявляется во многом благодаря эмоциональному переживанию, объединяющему во внутреннем ощущении разные пласты изучаемых и воспринимаемых явлений. Междисциплинарные творческие задания в курсах различных дисциплин, который позволяет

систематизировать и обобщать разрозненные знания, полученные на разных занятиях.

Выявление потенциальных возможностей личности, их диагностирование и прогнозирование на этой основе путей и способов индивидуально-творческого обучения служит необходимым фундаментом эффективного формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Интегративный подход в педагогике способствует гармоничному развитию личности. Важным фактором, обусловливающим интеграцию человека как личности, является модель мира, сформированная система культурных и духовных ценностей.

В трудах ученых - исследователей проблем системы образования раскрываются закономерности и принципы интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалиста [2; 3; 6; 7]. Основная идея заключается в раскрытии гуманитарного и социокультурного потенциала личности, интегрирующего разные начала формирования личности путем передачи и взаимообогащения функций, интеграции различных уровней знания. Проявление закономерности образования новых свойств целого, которое не сводится к сумме составляющих его элементов, означает, что посредством интеграции появляется новое целостное образование -педагогическая компетентность, позволяющая музыканту-педагогу быть конкурентоспособным в различных сферах деятельности современного социокультурного пространства. Определяя данное понятие, следует подчеркнуть, что «...педагогическая компетентность представляет собой интегративное образование, в котором соединяются знания, опыт деятельности и личностные качества педагога, обеспечивающие высокую результативность труда и его способность эффективно решать задачи практической деятельности» [1, с .51].

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО можно выделить несколько основных видов компетенций музыканта-педагога. Наиболее значимыми являются ценностно-смысловые ориентации в мире культуры, искусства,

сформированность межкультурной компетентности, социальная мобильность и готовность к профессиональному саморазвитию. Большую роль играет овладение информационной компетентностью. Музыкальная информатика помогает ориентироваться в потоке современной музыкальной жизни и дает средства для поиска и отбора наиболее значимой и духовно наполненной информации. В сфере музыкально-педагогической деятельности большое значение приобретают такие компетенции, как способность заинтересовать, увлечь ученика, показать наиболее рациональный путь к раскрытию художественного замысла, артистично и образно помогать находить нестандартное исполнительское решение, критически оценивать и анализировать своеобразие интерпретации. Педагогическая компетентность проявляется в творческом применении разнообразных способов деятельности музыканта-педагога в нестандартных ситуациях, требующих креативности и мастерства. Педагогическая компетентность студентов музыкального вуза рассматривается нами как сложное, многоуровневое образование. В структуру педагогической компетентности мы включили ряд компонентов, определяющих интегративную целостность музыканта-педагога, обусловленную интеграцией педагогического опыта и высокого уровня исполнительского мастерства. Такой «сплав» теоретических основ педагогического творчества и свободного владения инструментом позволяет осуществлять педагогическую деятельность на высоком творческом уровне [4].

Для достижения высокого уровня сформированности педагогической компетентности необходимы определенные этапы профессионального развития. Поэтому мы рассматриваем разработку и реализацию поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции как важное педагогическое условие. Этапами формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов, с нашей точки зрения, являются:

1) этап профессиональной адаптации, связанный с созданием творческой атмосферы, обусловленной взаимодействием и сотрудничеством педагога и

обучающегося, а также организацией подготовки музыканта-педагога как процесса творческой деятельности;

2) этап педагогической направленности, предполагающий интеграцию гуманитарных, профессионально-педагогических и специальных дисциплин, обусловливающую формирование общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций;

3) этап творческого педагогического самоопределения, направленный на приобретение опыта деятельности в разных сферах музыкального образования как основы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза.

Нами представлено поэтапное формирование ряда общекультурных и профессиональных педагогических компетенций. Определены и даны характеристики уровней достижения педагогической компетентности. Для определения уровня и оценки педагогической компетентности музыканта нами разработаны критерии и показатели. В качестве критериев мы выделили: художественно-эстетический, эмоционально-ценностный, когнитивный, индивидуально-творческий, операционально-деятельностный.

С целью усиления педагогической направленности обучения в музыкальном вузе и результативности формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов нами был разработан спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». Данный спецкурс призван дополнить имеющуюся в учебных планах консерватории педагогическую подготовку студентов-музыкантов и представляет собой разработанную в соответствии с системой компетенций ФГОС ВПО по направлению подготовки «Музыкальное искусство» инновационную методику, способствующую реализации задач компетентностно-ориентированного музыкального образования.

Необходимость разработки данного спецкурса возникла в связи с задачами учебно-методического обеспечения современного процесса музыкального образования в вузе, связанными с переходом на компетентностно-

ориентированный ФГОС ВПО. Задачи спецкурса - анализ и систематизация системы общекультурных и профессионально-педагогических компетенций студентов музыкального вуза; включение в вариативную часть профессионального цикла изучения взаимосвязи мировой и отечественной национальной культуры на основе сравнительного анализа музыкальных произведений зарубежной, русской и татарской классики, а также сочинений современных композиторов; создание научно-исследовательских и творческих художественных проектов в виде выпускных теоретических работ и концертно-просветительских программ.

Следует особо подчеркнуть возможности применения технологии концентрированного обучения в изучении спецкурса «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». В применении технологии концентрированного обучения мы опираемся на идеи Г.И.Ибрагимова. Концентрированное обучение, по его определению, «это такая форма организации обучения, при которой в течение учебного дня и недели осуществляется сосредоточение энергии и рабочего времени учащихся на изучении одной или нескольких дисциплин» [5, с.101]. Поскольку данный спецкурс имеет достаточно ограниченный временной ресурс, именно использование технологии концентрированного обучения позволяет в сжатые сроки формировать необходимые компетенции, содействует достижению высокого уровня педагогической компетентности музыкантов разных специальностей.

Интеграция общепедагогических идей, содержащихся в научно-педагогических теориях с современными концепциями музыкальной педагогики и традиционными исполнительскими методиками преподавания различных специальных музыкальных курсов, может составлять основу для разработки педагогических технологий профессиональной подготовки творчески мыслящего педагога, работающего в системе музыкального образования.

Источники:

1. Гильмеева Р.Х. Профессиональная компетентность педагога. Монография. Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 199S. Зб8 с.

2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: Монография / под научной ред. Г.В.Мухаметзяновой. Авторский коллектив: Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. 13б с.

3. Дидактика профессиональной школы: Сборник научных статей / под ред. Г.И.Ибрагимова. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. 14б с.

4. Зеленкова Е.В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России, 2010. №11. С.149-154.

5. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: Монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. Зб4 с.

6. Ибрагимов Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г.И.Ибрагимова. [Е.М.Ибрагимова, Т.М.Андрианова]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 3S3 с.

У. Мухаметзянова Ф.Ш. Современные образовательные стратегии подготовки педагога для сферы начального и среднего профессионального образования (концептуальные идеи, понятия, требования ФГОС) / Ф.Ш.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. 54 с.

References:

1. Gil'meeva R.H. Professional'naya kompetentnost' pedagoga. Monografiya. Kazan': Izd-vo «Matbugat yorty'», 199S. Зб8 s.2. Gumanitarnaya obrazovannost' studentov v sisteme uchrejdeniy SPO-VPO: Monografiya / pod nauchnoy red. G.V.Muhametzyanovoy. Avtorskiy kollektiv: Volovich L.A., Gil'meeva R.H., Muhametzyanova L.YU., SHayhutdinova G.A. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2011. 13б s.

3. Didaktika professional'noy shkoly': Sbornik nauchny'h statey / pod red. G.I.Ibragimova. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2013. 14б s.

4. Zelenkova E.V. Kompetentnostny'y podhod v vy'sshem muzy'kal'no-professional'nom obrazovanii // Vy'sshee obrazovanie v Rossii, 2010. №11. S.149-154.

5. Ibragimov G.I. Koncentrirovannoe obuchenie: teoriya, istoriya, praktika: Monografiya. Kazan': Centr innovacionny'h tehnologiy, 2010. Зб4 s.

6. Ibragimov G.I. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie / Pod red. G.I.Ibragimova. [E.M.Ibragimova, T.M.Andrianova]. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2011. 3S3 s.

У. Muhametzyanova F.SH. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e strategii podgotovki pedagoga dlya sfery' nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya (konceptual'ny'e idei, ponyatiya, trebovaniya FGOS) / F.SH.Muhametzyanova, G.A.SHayhutdinova. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2013. 54 s.

Зарегистрирована: 07.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.