УДК 378
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА
Р.Х.Гильмеева, Е.В.Зеленкова
В статье раскрывается проблема формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Интеграционные процессы обусловливают формирование педагогической компетентности, способствуют усилению педагогической направленности подготовки студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Ключевые слова: Междисциплинарная интеграция, педагогическая компетентность, музыкально-профессиональное образование.
Модернизация системы высшего образования в сфере музыкального искусства направлена на решение сложных задач реализации компетентностно-ориентированных оснований современного процесса педагогической подготовки студентов. Компетентностная парадигма, с позиции которой разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, нацеливает на представление результатов образовательного процесса в музыкальном вузе в виде системы общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций музыканта. Поэтому исследование формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции способствует решению задач усиления педагогической направленности обучения в музыкальном вузе.
В разработанной нами авторской концепции основополагающей идеей является раскрытие специфики формирования профессиональных и личностных качеств как интегративной целостности музыканта-педагога. Особенностью концепции является раскрытие специфики междисциплинарной
интеграции на основе индивидуально-творческого обучения студентов музыкального вуза.
Компетентностный подход определяет основные цели и задачи профессиональной подготовки. Поэтому в настоящее время особенно актуальным является исследование проблемы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, выступающей в виде одного из основных результатов профессиональной подготовки в музыкальном вузе. Успешному осуществлению педагогической деятельности должна предшествовать целенаправленная профессиональная подготовка, основанная на интеграции гуманитарных, профессионально-педагогических и специальных дисциплин.
Анализ теоретических и методологических подходов позволяет определить основные концептуальные идеи диссертационного исследования, связанные с раскрытием проблемы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза как целостного художественно-творческого и педагогического процесса. Теоретические основы базируются на принципах преемственности и непрерывности музыкально-профессионального образования, междисциплинарной интеграции, гуманитарной,
профессионально-педагогической и специальной подготовки, индивидуально-творческого подхода к каждому студенту, а также педагогической направленности подготовки музыканта. Одним из наиболее значимых подходов, составляющих методологическую основу для разработки концептуальных идей, является интегративный подход, который «направлен на реализацию субъект-субъектного взаимодействия и выполняет системообразующую функцию между участниками образовательного процесса» [7, с.10].
Процесс художественно-творческих занятий, основанный на междисциплинарной интеграции в консерватории, обеспечивает высокий уровень педагогической компетентности музыканта посредством создания педагогических условий, нацеленных на формирование личностно-
профессиональных качеств музыканта-педагога как преемника художественных традиций и созидателя культурных ценностей.
Междисциплинарная интеграция процесса обучения студентов музыкального вуза многоаспектна, она состоит из инвариантных и вариативных компонентов, то есть из общекультурной и специальной педагогической подготовки. В содержании обучения музыканта-педагога мы рассматриваем инвариантную составляющую, являющуюся основой подготовки всех музыкантов, и вариативную часть, связанную с профилем специальной деятельности музыканта. Инвариантная составляющая структуры профессиональной подготовки музыканта-педагога связана с фундаментализацией подготовки, заключающейся в приобретении фундаментальных теоретических знаний в области методологии музыкально-педагогической деятельности, эрудиции в области гуманитарных и профессиональных дисциплин, глубины познаний в различных областях теории и истории музыкального искусства. Инвариантный компонент - это также педагогический аспект подготовки музыканта. Состоит педагогическая подготовка из курсов педагогики, психологии, методики и педагогической практики, на базе которых складывается система интегрированных психолого-педагогических компетенций, обусловливающих формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза.
Инвариантным компонентом являются также занятия в курсах философских, эстетических и культурологических дисциплин, направленных на формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических ценностных установок музыкантов разного профиля. Это является фундаментальной основой специальной подготовки, которая носит диверсификационный характер, что связано со специальностью будущего музыканта-педагога, а также зависит от его индивидуально-творческого потенциала. Важную роль играет художественно-эстетический компонент подготовки, обусловливающий эмоционально-ценностное отношение к музыкально-педагогической деятельности. Интеграция профессионально-
педагогических и гуманитарных дисциплин музыканта дает возможность формировать культуру педагогического мышления, овладевать приемами педагогического общения и воздействия, а также методами, формами и средствами педагогической деятельности. Использование всего спектра междисциплинарной интеграции позволяет применять современные педагогические технологии, создающие базу для выбора вариативной составляющей в курсах специальных дисциплин.
Специальная подготовка является многовариантной и предполагает необходимость овладения методологической культурой, глубиной научно-методического анализа, а также знание и использование различных педагогических технологий. Интеграция гуманитарных и музыкально-теоретических знаний и умений в процессе учебно-исполнительской деятельности в классе позволяет создавать оптимальные условия для формирования педагогической компетентности музыкантов разных специальностей и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности музыканта-педагога. Фундаментальной основой служит индивидуально-творческий отбор учебного материала, оптимально сочетающий социокультурное обеспечение содержания подготовки с теоретико-методическим аспектом.
Расширение культурного кругозора становится еще одним важным фактором, влияющим на духовное обогащение музыканта, формирование культуры личности, становление компетентного и конкурентоспособного профессионала. Изучение взаимопроникновения и взаимовлияния мировых и национальных культурно-художественных ценностей способствует всестороннему раскрытию духовно-творческого потенциала личности музыканта. Тем самым решается важная задача формирования целостного и масштабного мышления музыканта-педагога. Опора на учебный репертуар, в который, наряду с мировой классикой, включаются музыкальные произведения выдающихся отечественных композиторов, а также сочинения современных композиторов, представляющих различные национальные школы, дает
возможность формировать компетентного музыканта-педагога, обладающего большим культурным диапазоном и воспринимающего всю полноту историко-культурных процессов во всем их стилистическом и жанровом многообразии.
Междисциплинарная интеграция обусловливает появление нового качественного образования личности музыканта-педагога, связанного с формированием творческого профессионального мышления. Актуальность интеграции музыкально-теоретических знаний и исполнительских навыков обусловлена необходимостью формирования целостного восприятия у студентов всей системы профессиональных знаний и умений. Интеграционные процессы охватывают в настоящее время все сферы человеческой деятельности. Взаимопроникновение различных областей профессиональных знаний обогащает все виды деятельности, а также способствует появлению новых смежных форм как научного, так и художественно-образного познания мира. Целью интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, формирование человека-творца, обладающего полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности. Различные формы познания рождаются на стыке и взаимодействии смежных областей человеческой деятельности. Необходимо отметить, что «новая педагогическая теория должна вырастать из знаний о человеке и мире, передовых философских концепций» [1, с.38], поэтому именно междисциплинарная интеграция способствует совершенствованию образовательного процесса.
Сфера музыкальной педагогики в настоящее время ориентирована на воспитание гармоничной личности, сочетающей высокопрофессиональное мастерство с широким кругозором во всех областях культуры. Способность к восприятию и интеграции в своем сознании разноплановых знаний, умений, опыта творческой деятельности проявляется во многом благодаря эмоциональному переживанию, объединяющему во внутреннем ощущении разные пласты изучаемых и воспринимаемых явлений. Междисциплинарные творческие задания в курсах различных дисциплин, который позволяет
систематизировать и обобщать разрозненные знания, полученные на разных занятиях.
Выявление потенциальных возможностей личности, их диагностирование и прогнозирование на этой основе путей и способов индивидуально-творческого обучения служит необходимым фундаментом эффективного формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Интегративный подход в педагогике способствует гармоничному развитию личности. Важным фактором, обусловливающим интеграцию человека как личности, является модель мира, сформированная система культурных и духовных ценностей.
В трудах ученых - исследователей проблем системы образования раскрываются закономерности и принципы интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалиста [2; 3; 6; 7]. Основная идея заключается в раскрытии гуманитарного и социокультурного потенциала личности, интегрирующего разные начала формирования личности путем передачи и взаимообогащения функций, интеграции различных уровней знания. Проявление закономерности образования новых свойств целого, которое не сводится к сумме составляющих его элементов, означает, что посредством интеграции появляется новое целостное образование -педагогическая компетентность, позволяющая музыканту-педагогу быть конкурентоспособным в различных сферах деятельности современного социокультурного пространства. Определяя данное понятие, следует подчеркнуть, что «...педагогическая компетентность представляет собой интегративное образование, в котором соединяются знания, опыт деятельности и личностные качества педагога, обеспечивающие высокую результативность труда и его способность эффективно решать задачи практической деятельности» [1, с .51].
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО можно выделить несколько основных видов компетенций музыканта-педагога. Наиболее значимыми являются ценностно-смысловые ориентации в мире культуры, искусства,
сформированность межкультурной компетентности, социальная мобильность и готовность к профессиональному саморазвитию. Большую роль играет овладение информационной компетентностью. Музыкальная информатика помогает ориентироваться в потоке современной музыкальной жизни и дает средства для поиска и отбора наиболее значимой и духовно наполненной информации. В сфере музыкально-педагогической деятельности большое значение приобретают такие компетенции, как способность заинтересовать, увлечь ученика, показать наиболее рациональный путь к раскрытию художественного замысла, артистично и образно помогать находить нестандартное исполнительское решение, критически оценивать и анализировать своеобразие интерпретации. Педагогическая компетентность проявляется в творческом применении разнообразных способов деятельности музыканта-педагога в нестандартных ситуациях, требующих креативности и мастерства. Педагогическая компетентность студентов музыкального вуза рассматривается нами как сложное, многоуровневое образование. В структуру педагогической компетентности мы включили ряд компонентов, определяющих интегративную целостность музыканта-педагога, обусловленную интеграцией педагогического опыта и высокого уровня исполнительского мастерства. Такой «сплав» теоретических основ педагогического творчества и свободного владения инструментом позволяет осуществлять педагогическую деятельность на высоком творческом уровне [4].
Для достижения высокого уровня сформированности педагогической компетентности необходимы определенные этапы профессионального развития. Поэтому мы рассматриваем разработку и реализацию поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции как важное педагогическое условие. Этапами формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов, с нашей точки зрения, являются:
1) этап профессиональной адаптации, связанный с созданием творческой атмосферы, обусловленной взаимодействием и сотрудничеством педагога и
обучающегося, а также организацией подготовки музыканта-педагога как процесса творческой деятельности;
2) этап педагогической направленности, предполагающий интеграцию гуманитарных, профессионально-педагогических и специальных дисциплин, обусловливающую формирование общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций;
3) этап творческого педагогического самоопределения, направленный на приобретение опыта деятельности в разных сферах музыкального образования как основы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза.
Нами представлено поэтапное формирование ряда общекультурных и профессиональных педагогических компетенций. Определены и даны характеристики уровней достижения педагогической компетентности. Для определения уровня и оценки педагогической компетентности музыканта нами разработаны критерии и показатели. В качестве критериев мы выделили: художественно-эстетический, эмоционально-ценностный, когнитивный, индивидуально-творческий, операционально-деятельностный.
С целью усиления педагогической направленности обучения в музыкальном вузе и результативности формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов нами был разработан спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». Данный спецкурс призван дополнить имеющуюся в учебных планах консерватории педагогическую подготовку студентов-музыкантов и представляет собой разработанную в соответствии с системой компетенций ФГОС ВПО по направлению подготовки «Музыкальное искусство» инновационную методику, способствующую реализации задач компетентностно-ориентированного музыкального образования.
Необходимость разработки данного спецкурса возникла в связи с задачами учебно-методического обеспечения современного процесса музыкального образования в вузе, связанными с переходом на компетентностно-
ориентированный ФГОС ВПО. Задачи спецкурса - анализ и систематизация системы общекультурных и профессионально-педагогических компетенций студентов музыкального вуза; включение в вариативную часть профессионального цикла изучения взаимосвязи мировой и отечественной национальной культуры на основе сравнительного анализа музыкальных произведений зарубежной, русской и татарской классики, а также сочинений современных композиторов; создание научно-исследовательских и творческих художественных проектов в виде выпускных теоретических работ и концертно-просветительских программ.
Следует особо подчеркнуть возможности применения технологии концентрированного обучения в изучении спецкурса «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». В применении технологии концентрированного обучения мы опираемся на идеи Г.И.Ибрагимова. Концентрированное обучение, по его определению, «это такая форма организации обучения, при которой в течение учебного дня и недели осуществляется сосредоточение энергии и рабочего времени учащихся на изучении одной или нескольких дисциплин» [5, с.101]. Поскольку данный спецкурс имеет достаточно ограниченный временной ресурс, именно использование технологии концентрированного обучения позволяет в сжатые сроки формировать необходимые компетенции, содействует достижению высокого уровня педагогической компетентности музыкантов разных специальностей.
Интеграция общепедагогических идей, содержащихся в научно-педагогических теориях с современными концепциями музыкальной педагогики и традиционными исполнительскими методиками преподавания различных специальных музыкальных курсов, может составлять основу для разработки педагогических технологий профессиональной подготовки творчески мыслящего педагога, работающего в системе музыкального образования.
Источники:
1. Гильмеева Р.Х. Профессиональная компетентность педагога. Монография. Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 199S. Зб8 с.
2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: Монография / под научной ред. Г.В.Мухаметзяновой. Авторский коллектив: Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. 13б с.
3. Дидактика профессиональной школы: Сборник научных статей / под ред. Г.И.Ибрагимова. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. 14б с.
4. Зеленкова Е.В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России, 2010. №11. С.149-154.
5. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: Монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. Зб4 с.
6. Ибрагимов Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г.И.Ибрагимова. [Е.М.Ибрагимова, Т.М.Андрианова]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 3S3 с.
У. Мухаметзянова Ф.Ш. Современные образовательные стратегии подготовки педагога для сферы начального и среднего профессионального образования (концептуальные идеи, понятия, требования ФГОС) / Ф.Ш.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2013. 54 с.
References:
1. Gil'meeva R.H. Professional'naya kompetentnost' pedagoga. Monografiya. Kazan': Izd-vo «Matbugat yorty'», 199S. Зб8 s.2. Gumanitarnaya obrazovannost' studentov v sisteme uchrejdeniy SPO-VPO: Monografiya / pod nauchnoy red. G.V.Muhametzyanovoy. Avtorskiy kollektiv: Volovich L.A., Gil'meeva R.H., Muhametzyanova L.YU., SHayhutdinova G.A. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2011. 13б s.
3. Didaktika professional'noy shkoly': Sbornik nauchny'h statey / pod red. G.I.Ibragimova. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2013. 14б s.
4. Zelenkova E.V. Kompetentnostny'y podhod v vy'sshem muzy'kal'no-professional'nom obrazovanii // Vy'sshee obrazovanie v Rossii, 2010. №11. S.149-154.
5. Ibragimov G.I. Koncentrirovannoe obuchenie: teoriya, istoriya, praktika: Monografiya. Kazan': Centr innovacionny'h tehnologiy, 2010. Зб4 s.
6. Ibragimov G.I. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie / Pod red. G.I.Ibragimova. [E.M.Ibragimova, T.M.Andrianova]. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2011. 3S3 s.
У. Muhametzyanova F.SH. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e strategii podgotovki pedagoga dlya sfery' nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya (konceptual'ny'e idei, ponyatiya, trebovaniya FGOS) / F.SH.Muhametzyanova, G.A.SHayhutdinova. Kazan': Izd-vo «Danis» IPP PO RAO, 2013. 54 s.
Зарегистрирована: 07.11.2013