УДК 378
Р.Х.Гильмеева, Е.В.Зеленкова
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассматривается интеграционная основа, связанная со спецификой взаимодействия профессиональных и гуманитарных дисциплин в процессе обучения музыканта в вузе, обусловливающей формирование педагогической компетентности. Раскрываются особенности компетентностно-ориентированного интеграционного процесса, способствующего реализации ФГОС ВПО третьего поколения в современных условиях.
Ключевые слова: интеграционная основа, специфика взаимодействия профессиональных и гуманитарных дисциплин в обучении музыканта, педагогическая компетентность.
R.Kh.Gil'meeva, E.V.Zelenkova the Formation of music teacher pedagogical competence based on
integration of professional and humanitarian preparation
The article considers the integration base, associated with specifics of integration professional and humanitarian musician's training at high school determines the formation of pedagogical competence. It shows how features of compete for cause and integration process of music teacher open. They promote realization of the third generation of FSES HPE in the modern conditions.
Key words: integration based, specifies of integration professional and humanitarian musician's training, pedagogical competence.
Современная социокультурная ситуация предопределяет необходимость формирования педагогической компетентности музыканта, обладающего личностно-профессиональными качествами, способствующими самореализации музыканта-педагога в исторически сложившихся условиях. Модернизация в сфере музыкального образования актуализирует потребность в формировании личности музыканта-педагога как человека высокой духовной культуры, способного к сохранению художественно-творческих традиций и готового к постоянному поиску инновационных моделей и технологий развития современного музыкального искусства. Компетентностный подход является в настоящее время основополагающим для раскрытия разнообразных аспектов творческого развития личности музыканта-педагога. Необходимо также подчеркнуть взаимодействие компетентностного подхода с такими подходами как культурологический, личностно ориентированный, акмеологический, на которые также опирается наше исследование.
В связи с модернизацией отечественного образования, разработкой и внедрением в учебный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, направленных на «расширение академических свобод высших учебных заведений» [1, с.4], актуализируется потребность в дальнейшем изучении проблемы формирования педагогической компетентности музыканта. Компетентностный подход определяет основные цели и задачи образования. Концептуальные идеи компетентностного подхода связаны с модернизацией высшего музыкального образования и нацелены на дальнейшее изучение специфики творческого обучения студентов музыкального вуза, обусловливающей формирование педагогической компетентности. Поэтому в настоящее время особенно актуальным является исследование проблемы формирования педагогической компетентности студентов, выступающей в виде одного из основных результатов обучения в музыкальном вузе [1, 2, 4]. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения разработаны требования к освоению результатов образовательного процесса в виде общекультурных и профессиональных компетенций. В раздел профессиональных компетенций музыканта включены, помимо исполнительских, также и педагогические компетенции.
Рассматривая проблему интеграционных процессов в образовании, следует подчеркнуть, что понятие «педагогическая интеграция» раскрывается как «процесс развития компонентов педагогической системы, ведущих к усилению целостности и появлению качественно новых свойств в данной интегрированной системе» [5, с.24]. Образовательная среда музыкального вуза в большой степени способствует созданию атмосферы творческой увлеченности музыкой и профессией, благодаря которой и осуществляется продвижение по ступеням профессионального мастерства. Модернизация системы музыкального образования предполагает поиск нешаблонных путей, нестандартного решения задач художественно-твор-ческой подготовки.
Интеграция профессиональных и гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов музыкального вуза способствует:
- формированию мировоззренческих и ценностно-смысловых установок высокообразованного человека культуры;
- формированию художественно-эстетического сознания;
- формированию методологической культуры;
- раскрытию фундаментальной основы общенаучной психолого-педагогической подготовки;
- индивидуально-творческому развитию в процессе специализированной профессиональной подготовки.
В соответствии с современными требованиями ФГОС ВПО музыкант-педагог должен осваивать культуру социальных отношений, быть готовым к демонстрации коммуникативных компетенций, направленных на активное участие в культурном процессе, созидании культурных ценностей. Также большое значение имеют компетенции в области теории и истории мирового и отечественного музыкального искусства. Особенно важно
осмысление и анализ культурно-исторической эволюции художественных стилей, готовность применять на практике музыкально-профессиональные знания. Общекультурные компетенции заключаются в способности анализировать явления музыкального искусства в их сопряжении с широким кругом художественных явлений в различных сферах культуры и искусства в соответствии с контекстом эпохи. Компетенции в сфере педагогической деятельности заключаются в способности и готовности музыканта-педагога к творческой исполнительской, музыкально-педагогической, научно-методической деятельности. Приобретая опыт самостоятельной профессиональной работы, музыкант-педагог должен овладевать рядом компетенций, таких как: готовность к применению методов изучения и музыкально-педагогического анализа музыкального материала, а также осуществлению творческого взаимодействия с учеником, нацеленного на развитие способности выстраивать музыкальную форму, постигать музыкальную драматургию во всех стилистических и жанровых особенностях в процессе решения художественно-творческих задач.
В соответствии с задачами исследования нами определены сущность, содержание и структура педагогической компетентности студентов музыкального вуза, представленных как интеграционная целостность общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций студентов музыкального вуза. Исследование междисциплинарного взаимодействия общенаучных, гуманитарных, психолого-педагогических, музыкально-теоретических знаний и исполнительских навыков позволяет раскрывать педагогические аспекты обучения музыканта, диалектически взаимосвязанные с художественно-творческой спецификой деятельности музыкантов разных специальностей, сочетающей высокопрофессиональное мастерство с широким кругозором во всех областях культуры. Поэтапное формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза предполагает последовательное решение поставленных задач.
Личностно-профессиональное становление - это сложный, многоуровневый, динамичный процесс, связанный с изменением свойств и качеств личности. Этот процесс имеет длительный характер непрерывного развития и в связи с этим происходит переход одного уровня развития в другой, то есть выделяются этапы данного процесса.
_Таблица 1
I этап. Профессиональная адаптация
Цель: Становление общей культуры профессиональной деятельности. Освоение общекультурных компетенций, базовых навыков в процессе интеграции профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Задачи: Развитие мотивации к педагогической деятельности. Формирование интереса к профессиональному педагогическому общению, творческому саморазвитию в педагогической деятельности. Овладение основами музыкальной педагогики.
Содержание: Художественно-эстетические, музыкально-теоретические знания. Профессиональные умения и навыки. Многоуровневая фундаментализация содержания образования.
Уровень: Репродуктивный и частично-поисковый. Применение усвоенных знаний умений и навыков по образцу.
II этап. Педагогическая направленность
Цель: Освоение и применение общекультурных и межпредметных компетенций. Становление профессиональной культуры как индикатора уровня педагогической компетентности.
Задачи: Формирование профессионально значимых качеств, развитие профессионального мышления. Освоение современных инновационных педагогических технологий и специализированных методик музыкального образования.
Содержание: Философско-методологические, музыкально-теоретические и профессионально-педагогические знания. Освоение профессиональных педагогических компетенций на основе интеграции профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Уровень: Проблемно-поисковый, эвристический. Формирование умения постановки проблемы и поиска пути решения музыкально-педагогической задачи.
III этап. Творческое педагогическое самоопределение
Цель: Освоение и применение общекультурных и педагогических компетенций. Формирование педагогической компетентности как актуализация владения компетенциями.
Задачи: Формирование готовности к применению различных видов компетентности, составляющих структуру педагогической компетентности музыканта. Овладение опытом деятельности в сфере музыкальной педагогики.
Содержание: Проектирование содержания образовательного процесса на основе междисциплинарной интеграции.
Уровень: Продуктивный, творческий. Умение актуализировать компетентности в новых педагогических ситуациях и находить нестандартные решения возникающих проблем.
Первый этап мы рассматриваем как этап профессиональной адаптации (см. таблицу1). На этом этапе осуществляется общекультурное развитие личности студента музыкального вуза, происходит освоение
общекультурных компетенций. Большую роль в этом процессе играют предметы гуманитарного цикла: история культуры и искусства, отечественная история, а также история отечественной и зарубежной музыки. Большое значение мы придаем творческой деятельности студентов в курсах специальных дисциплин, в процессе которой, благодаря индивидуальной форме занятий, осуществляется формирование не только общекультурных компетенций, но и профессиональных, включающих как исполнительские, так и педагогические компетенции музыканта-педагога. В нашем исследовании рассматриваются технологии творческого обучения, направленные на раскрытие творческого потенциала личности музыканта. В сфере музыкального образования одним из наиболее перспективных направлений может быть разработка диалоговых технологий. Диалоговые технологии способствуют формированию человека культуры на основе изучения культурного многообразия в ракурсе диалога культур. В рамках музыкально-профессионального образования эти идеи служат фундаментом для разработки учебных программ разных специальных курсов, включающих как изучение музыкальных произведений мировой и отечественной классики, так и национально-региональный компонент современного музыкального репертуара.
Второй этап формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза мы рассматриваем как этап педагогической направленности. На этом этапе в процессе овладения опытом педагогической деятельности осуществляется дальнейшее развитие профессионального мышления музыканта-педагога. Формирование педагогических компетенций является важной задачей в курсах педагогики и музыкальной психологии, методики. Большую роль играет педагогическая практика, посредством которой студенты музыкального вуза приобретают необходимый опыт педагогической деятельности, во многом определяющий педагогическую направленность в выборе будущей профессиональной деятельности, почти для каждого музыканта связанной как с исполнительством, так и педагогикой в различных областях музыкального образования.
Третий этап формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза рассматривается нами как этап творческого педагогического самоопределения. На этом этапе осуществляется систематизация общекультурных и педагогических компетенций музыканта. В процессе междисциплинарной интеграции эффективным может быть применение технологии модульно-компетентностного обучения. Данная технология может способствовать созданию педагогических условий для осознанного, заинтересованного и глубокого погружения в разностороннее изучение явлений музыкального искусства. Модульно-компетентностная технология позволяет осуществлять междисциплинарные связи, так как задача формирования компетенций решается посредством интегрированных структур различного вида гуманитарных и музыкально-профессиональных знаний.
Использование модульно-компетентной технологии обучения требует обновления и дальнейшей разработки учебно-методического обеспечения разных курсов. Это и новые рабочие программы на основе модулей, и учебно-методические пособия, и методические разработки по конкретным проблемам форми-рования специальных компетенций музыканта. В настоящее время разрабатываются рабочие программы для студентов разного профиля, включающие национально-региональный компонент учебного репертуара. Данные программы позволяют формировать такие компетенции как толерантность, знание специфики национальных музыкальных школ, понимание взаимовлияния и взаимообусловленности развития мировой и национальной музыкальной культуры. Особенно большое значение владение этими компетенциями приобретает в условиях региона, объединяющего разнообразные этнокультурные традиции. Практическая реализация учебных программ основана на составлении модулей, обеспечивающих дости-жение цели формирования профессиональных педагогических компетенций музыканта.
Реализация компетентностно-ориентированного музыкального образования предполагает применение инновационных технологий, форм и методов обучения в высшей школе, что нацеливает на разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения на основе междисциплинарной интеграции [3]. Для выявления эффективности интегративных возможностей применяемых нами методов и технологий мы рассмотрели закономерности и специфику художественно-творческого процесса подготовки. Интеграция гуманитарных, профессионально-педагогических и специальных дисциплин осуществляется благодаря способности творческого мышления к быстрому обобщению предшествующих знаний и опыта путем пластичного, гибкого переноса в новые условия посредством симультирования, сжатия информации, что дает возможность создания единого, целостного комплекса профессиональных педагогических компетенций.
С целью достижения более высокой результативности формирования педагогической компетентности музыкантов-педагогов на основе междисциплинарной интеграции нами был разработан спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». Разработанный нами спецкурс включает три учебных модуля. Первый модуль носит теоретический характер и призван систематизировать знания, полученные студентами-музыкантами на занятиях по дисциплинам гуманитарного и профессионального циклов. Второй практико-ориентированный модуль связан с применением в педагогической практике современных технологий педагогики художественного творчества, нацеленных на формирование профессиональных педагогических компетенций музыканта-педагога. Третий интегративно-целостный модуль направлен на формирование исследовательской компетентности музыканта-педагога. В сфере музыкального образования интегративные процессы играют очень важную роль в формировании целостного музыкального мышления. Применение технологий интегративного обучения позволяет соединить теоретические знания и музыкально-исполнительские навыки студента.
Эффективность выявленных нами педагогических условий подтверждается результатами проведенного в ходе исследования эксперимента. В области музыкальной педагогики есть универсальные дисциплины, охватывающие обучение музыкантов разного профиля. Это, во-первых, дисциплины гуманитарного цикла, а, во-вторых, курсы специальной подготовки музыкантов. В рамках этих дисциплин нами осуществляется рассмотрение влияния выделенных и разработанных нами педагогических условий эффективности формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Поэтому в процессе проведения формирующего эксперимента нами осуществлялось наблюдение за динамикой формирования общекультурных и специальных профессиональных педагогических компетенций. Сравнение уровней сформированности компетенций у студентов экспериментальной и контрольной группы показывает, что студенты экспериментальной группы достигают более высоких результатов в применении разнообразных способов творческой работы с новым музыкальным материалом и намного эффективнее используют имеющиеся гуманитарные и музыкально-теоретические знания. Включение студента в контекст будущей педагогической деятельности осуществлялось посредством использования интегративного подхода, объединяющего исполнительскую и педагогическую направленность подготовки. Для достижения все более высокого уровня педагогической компетентности создавались определенные условия педагогического содействия, обеспечивающего осознанное продвижение студента по ступеням профессиональной оснащенности.
С целью практической реализации результатов исследования нами разработано и внедрено учебно-методическое сопровождение формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, включающее учебно-методические пособия, получившие Гриф УМО РФ. Полученные результаты экспериментального исследования подтверждены положительной динамикой эффективности формирования педагогической компетентности музыканта в процессе интеграции профессиональных, связанных с художественно-творческой спецификой, и гуманитарных дисциплин в музыкальном вузе, осуществляемой с учетом выделенных и разработанных нами педагогических условий.
Высокий уровень педагогической компетентности музыканта-педагога, сформированный на основе междисциплинарной интеграции в музыкальном вузе, способствует непрерывному самосовершенствованию и устремлению к достижению вершин педагогического мастерства во всех сферах творческой музыкально-педагогической деятельности.
Литература
1.Байденко, В. И. Новые стандарты высшего образования : методологические аспекты / В.И.Байденко / / Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - С. 4-9.
2.Гильмеева, Р.Х. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Р.Х.Гильмеева, Л.А.Волович, Л.П. Тихонова, Л.Ю.Мухаметзянова и [др.] // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 75-90.
З.Зеленкова, Е. В. Компетентностно-ориентированное музыкальное образование: пути реализации / Е.В. Зеленкова // «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» : Материалы IV Международной научно-практической конференции. - СПб : Изд-во Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2011. - С. 5662.
4.Ибрагимов, Г. И. Теория обучения : учебное пособие / Под ред. Г. И. Ибрагимова. [Е. М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 383 с.
5.Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: коллективная монография / под ред. Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI век», 2013. - 356 с.
1. Bajdenko, V. I. Novye standarty vysshego obrazovanija : metodologicheskie aspekty / V.I.Bajdenko // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2007. - № 5. - S. 4-9.
2. Gil'meeva, R.H. Formirovanie kljuchevyh professional'nyh kompetencij studentov srednego professional'nogo obrazovanija V processe prepodavanija gumanitarnyh disciplin / R.H.Gil'meeva, L.A.Volovich, L.P. Tihonova, LJu.Muhametzjanova i [Л\] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2009. - № 1. - S. 75-90.
3. Zelenkova, Е. V. Kompetentnostno-orientirovannoe muzykal'noe obrazovanie: puti realizacii / Е^. Zelenkova // «Modernizacija vysshego muzykal'nogo obrazovanija i realizacija principov Bolonskogo processa V Rossii, stranah SNG i Evropy» : Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - SPb : Izd-vo Sankt-Peterburgskoj gos. konservatorii im. N. А. Rimskogo-Korsakova, 2011. - S. 56-62.
4. Ibragimov, G. I. Teorija obuchenija : uchebnoe posobie / Pod red. G. I. Ibragimova. [Е. М. Ibragimova, Т. М. Andrianova]. - М.: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2011. - 383 s.
5. Integracionnye processy V sovremennom professional'nom obrazovanii: kollektivnaja monograflja / pod red. G.V.Muhametzjanovoj. - К^ап': Izd-vo «РеЛа1'^е1^ HHI vek», 2013. - 356 s.