Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧИРЛИДИНГУ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК РУДН'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧИРЛИДИНГУ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК РУДН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИРЛИДИНГ / СБОРНАЯ КОМАНДА / МОДЕЛЬ / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева О.В., Размахова С.Ю., Кривенков А.А.

Проблема совершенствования физического воспитания в вузе направлена на развитие и совершенствование новых направлений, согласно мотивации и физической подготовленности студенческой молодежи. В данной статье рассмотрено и обосновано построение комплексной педагогической модели подготовки сборной команды по чирлидингу направления перформанс для студентов, ранее профессионально занимавшихся гимнастическими и танцевальными видами двигательной активности. Средствами подготовки стали базовые элементы чирлидинга на основе которых составлялись танцевально-гимнастические композиции чирлидинга направления перформанс. Результатом данной спортивной деятельности стало участие студенток в спартакиаде вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева О.В., Размахова С.Ю., Кривенков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OFPREPARATION OF THE NATIONAL CHEERLEADING TEAM IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE STUDENTS OF RUDN UNIVERSITY

The problem of improving the physical education at the university is aimed at the development and improvement of the new directions, according to the motivation and physical fitness of students. This article discusses and substantiates the construction of the comprehensive pedagogical model for the preparation of the national cheerleading team in the performance direction for students who previously professionally engaged in gymnastic and dance types of motor activity. The means of preparation were the basic elements of cheerleading, on the basis of which dance and gymnastic compositions of cheerleading of the performance direction were compiled. The result of this sports activity was the participation of female students in the Spartakiad of universities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧИРЛИДИНГУ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК РУДН»

Н.А. Рагозина, А.Б. Новиков // Спортивный психолог. - 2021. - № 3 (60). - С. 4-8.

6. Сытник, Г.В. Практико-ориентированный подход в привлечении студентов и сотрудников вузов в реализации комплекса ГТО / Г.В. Сытник, Н. А. Рагозина // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. - 2021. - № 53. - С. 116-121.

REFERENCES

1. State Duma of the Russian Federation (20120), "On education in the Russian Federation", Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861 ad4c9d9696ee0c3e e7a/ (accessed 06.08.2022).

2. Novikov, A., Ragozina, N. and Sytnik G. (2021), "Constitutional and legal foundations of the nation's health improvement: aspects of medicine, physical culture and sports", Sport, man, health of the X International Congress dedicated to the 125th anniversary of the establishment of the Lesgaft National University, St. Petersburg, St. Petersburg, pp. 351-354.

3. Ragozina, N. (2021), "On the balance of a healthy mind and a healthy body", Sport, man, health of the X International Congress dedicated to the 125th anniversary of the establishment of Lesgaft National University, St. Petersburg, St. Petersburg, pp. 360-362.

4. Ragozina, N. and Sytnik, G. (2022), Formation of skills and competencies of a healthy lifestyle among the younger generation, educational and methodological guide for bachelors studying in the areas of training of the UGSN 38.00.00, Skifiya-print, St. Petersburg.

5. Sytnik, G., Ashkinazi, S., Ragozina, N. and Novikov, A. (2021), "The GTO complex in the formation of motivation for physical culture and a healthy lifestyle among university students (for the 90th anniversary of the GTO complex)", Sports psychologist, No. 3 (60), рр. 4-8.

6. Sytnik, G. and Ragozina, N. (2021), "Practice-oriented approach in attracting students and university staff in the implementation of the GTO complex", Sports and pedagogical education, online edition, No. 53, рр. 116-121.

Контактная информация: galya2828@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2022

УДК 796.06

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧИРЛИДИНГУ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК РУДН

Ольга Владимировна Тимофеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов, Москва; Светлана Юрьевна Размахова, кандидат биологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва; Алексей Александрович Кривенков, инструктор по физической культуре, Российский университет дружбы народов, Москва

Аннотация

Проблема совершенствования физического воспитания в вузе направлена на развитие и совершенствование новых направлений, согласно мотивации и физической подготовленности студенческой молодежи. В данной статье рассмотрено и обосновано построение комплексной педагогической модели подготовки сборной команды по чирлидингу направления перформанс для студентов, ранее профессионально занимавшихся гимнастическими и танцевальными видами двигательной активности. Средствами подготовки стали базовые элементы чирлидинга на основе которых составлялись танцевально-гимнастические композиции чирлидинга направления перформанс. Результатом данной спортивной деятельности стало участие студенток в спартакиаде вузов.

Ключевые слова: чирлидинг, сборная команда, модель, студентки, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p355-360

MODEL OF PREPARATION OF THE NATIONAL CHEERLEADING TEAM IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE STUDENTS OF RUDN UNIVERSITY

Olga Vladimirovna Timofeeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, RUDN University, Moscow; Svetlana Yuryevna Razmakhova, the candidate of biological sciences, docent, Moscow City University; Alexey Aleksandrovich Krivenkov, physical education instructor,

RUDN University, Moscow

Abstract

The problem of improving the physical education at the university is aimed at the development and improvement of the new directions, according to the motivation and physical fitness of students. This article discusses and substantiates the construction of the comprehensive pedagogical model for the preparation of the national cheerleading team in the performance direction for students who previously professionally engaged in gymnastic and dance types of motor activity. The means of preparation were the basic elements of cheerleading, on the basis of which dance and gymnastic compositions of cheerleading of the performance direction were compiled. The result of this sports activity was the participation of female students in the Spartakiad of universities.

Keywords: cheerleading, national team, model, female students, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Новые направления, охватившие все сферы российского общества, не оставили без внимания и проблему совершенствования системы физического воспитания в вузе. Модернизация физического воспитания в вузе направлена на понимания тенденций развития физической культуры, которые должны учитывать вопросы современного развития, позволяющие определить перспективные новые направления сложившейся системы. Поиск образовательных путей ориентирован на подготовку здоровых, социально и профессионально компетентных, творчески активных, толерантных и ответственных личностей выпускников, которые должны обладать мобильностью, способностью к сотрудничеству и развитым чувством ответственности [5, 6].

В связи с вышесказанным, учитывая мотивацию студенческой молодежи, в физическое воспитание не только вводятся разнообразные новые формы учебных занятий, но и открываются сборные команды, направленные на студенческую молодежь, которая до поступления в вуз профессионально занималась спортивной деятельностью. Результатом тренировочной деятельности в сборных командах является участие студентов в спартакиаде вузов [4, 9].

Чирлидинг - востребованный, развивающийся, молодой и массовый танцевально-гимнастический вид спорта. В среде студенческой молодежи данный вид пользуется большой популярностью. Одним из направлений чирлидинга является чир перформанс, это танцевальное направление для участия, в котором необходимо выполнить три групповых композиции: чир-фристайл группа, чир-джаз группа и чир-хип-хоп группа. Отличительной особенностью данного направления является выступление команд численностью от 16 до 24 спортсменок в каждой композиции [10, 11]. В процессе занятий чирлидингом студентки соприкасаются с искусством танца, что развивает творческие способности занимающихся, воспитывает ощущения красоты движений, положительно влияет на эмоциональное состояние занимающихся, восстанавливает умственную работоспособность. Участие в соревновательной деятельности способствует хорошему настроению, повышению коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе [4].

Для успешного выступления сборных команд важно методически грамотное, систематическое построение тренировочного процесса, что позволит максимально улучшить готовность студентов к предстоящим соревнованиям, для чего используются разнообразные методы, направленные на повышение тренировочного процесса [3, 8].

Метод моделирования, в последнее время широко используется в научных исследованиях в области педагогики и является одним из методов научного познания. По мне-

нию многих авторов в научных исследованиях последние годы, выполненных с использованием данного метода, приведены убедительные доказательства его эффективности в теории и методике физического воспитания [1, 2].

Модель (от лат. «modulus» - мера, образец) - любой образ (изображение, чертеж, план и т. п.) какого-либо процесса [7]. Под моделью принято понимать искусственно построенный образец в виде схемы, физических конструкций, который отражает и воспроизводит структуру, свойства, взаимосвязи между элементами данного объекта [2, 7].

В связи с вышесказанным, необходимо обоснование и понимание структуры процесса подготовки студенческих команд с позиции теории и методики спортивной тренировки, так как тренировочный процесс сборной команды по чирлидингу в вузах обладает своей спецификой.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать педагогическую комплексную модель подготовки сборной команды по чирлидингу направления перформанс.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка педагогической комплексной модели подготовки сборной команды по чирлидингу базировалась на анализе опыта занятий гимнастическими видами, танцами, хореографией (Е.Н. Коростелева 2016, С.А. Носкова 2010, О.В. Тимофеева 2020, Т.И. Эпп, 2016); на основных принципах физического воспитания студентов и на результатах собственного анкетирования. Для того чтоб сформировать сборную команду по чирли-дингу, нами было проведено анкетирование 560 студенток, разных факультетов, поступивших на первый курс. В анкете задавались вопросы о спортивной и танцевальной деятельности студенток до поступления в вуз и желании заниматься в сборной команде по чирлидингу. Результаты анкетного опроса показали, что 41% (n=230) опрашиваемых студенток изъявил желание испробовать возможности в сборной команде по чирлидингу, 28% (n=126) указали, что занимались до поступления в вуз гимнастикой или танцами и были приглашены на финальный практический отбор в сборную команду по чирлидингу, по результатам которого было отобрано лишь 9% (n=50). В связи с тем, что тренировочная деятельность сборной команды по чирлидингу направлена на участие в соревнованиях, в сборную команду в первую очередь зачисляются те студентки, которые до поступления в вуз профессионально занимались спортивной и танцевальной деятельностью.

Таким образом, сборную команду составляют девушки, ранее занимавшиеся различными видами танцев и гимнастики, следовательно, имеют разную физическую и техническую подготовленность, а также специфику движений, что усложняет процесс подготовки соревновательных композиций [8, 9]. Следовательно, модель подготовки сборной команды по чирлидингу была ориентирована на систематическую тренировочную деятельность, которая будет способствовать поддержанию равной физической, функциональной и технической подготовленности студенток, синхронности группового исполнения всеми участниками команды.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Модель подготовки сборной команды по чирлидингу представлена тремя блоками (рисунок). Содержание учебно-тренировочного процесса представлено первым блоком подготовки студенток сборной команды по чирлидингу, данный блок состоял из форм, методов, принципов и средств обучения. Второй блок модели включал пять этапов: 1-й информационно-диагностический этап (сентябрь), благодаря которому были выявлены студентки, раннее занимавшиеся гимнастической или танцевальной деятельностью с должным уровнем физической, функциональной и технической подготовленности, способные тренироваться в сборной команде по чирлидингу; 2-й образовательно-тренировочный этап проводился в первом (октябрь-декабрь) и втором семестрах (февраль-май). Практический раздел состоял из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

С1 =0

I

N I

а

N и

£

а а:

I

а

а

и Л,

«в а

а: ^

а «

и а

а

РЧ

¡у

а: £

Рн

ы и ы

Рч

И

ЗАДАЧИ: подготовка физически крепких с гармоничным развитием физических и духовных сил черлидера: воспитанна социально-активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем

БЛОК 1: содержание учебно-греннровочного процесса сборной команды

формы обучения

поточной, интервальной, круговой, комбинации связок, танцевально-аэробной, классического экзерсиса

методы обучения

расчлененного упражнения, целостного упражнения, стандартно-повторный

принципы обучения ▼

системности, преемственности, вариативности, постепенности, сознательности

средства подготов. Т

базовые элементы, средства ОФП. СФП, технической и

психологической подготовки

и нф ормационн о-диагностический

БЛОК 2: этапы подготовки сборной команды по черлидингу

т

ооразовагельно-тренир овочный

контрольно-коррец ионный

итогово-ггвезентагивный

индивидуальп о-с амос юятель ный

г*

БЛОК 3: Организационно-педагогические условия реализации подготовки сборной команды

оптимальным численный состав

построение учеоно-тренировочных занятий с учетом физической, функциональной и технической чераидеров

Учебно-тренировочные занятия проводятся 3 раза в неделю

продолжительностью по 2 академических часа, с использованием хореографии, все элементы тренировочного процесса должны быть доступны и объединяться в определенную последовательность, так, чтобы каждый черлидер мог контролировать свой процесс, ставить новые цели и добиваться лучших результатов

наличие спортивного инвентаря

ъ

ежегодная диспансеризация

участие в массовых споргивнвк мероприятиях (фестивалях, показательных выступлениях)

создание олагоприятного-эмоционального фона

РЕЗУЛЬТАТ: участие в соревновательной деятельности

А

рц

Ы

№ Ы

о

-е-а

и

с «

к и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

и к

и к ч

и а

о

оо

т

На методико-практических занятиях осуществлялось составление, разучивание базовых упражнений, танцевальных частей будущих композиций чирлидинга направления перформанс. На учебно-тренировочных занятиях осуществлялось совершенствование и синхронизация двигательных действий, входящих в содержание танцевально-гимнастических композиций чирлидинга; 3-й контрольно-коррекционный этап, с помощью которого корректировалась и уравнивалась физическая, функциональная и техническая подготовленность, а также синхронизация соревновательных композиций чирлидинга, этап проводился в течение учебного года; 4-й итогово-презентативный этап (апрель-май) - предусматривал демонстрацию подготовленных к соревнованиям композиций и участие сборной команды по чирлидингу в спартакиаде вузов; 5-й этап - индивидуально самостоятельный (январь, июнь-август) - содержал индивидуально разработанные самостоятельные комплексы занятий, направленные на слабые качества физической, функциональной и технической подготовленности.

В третьем блоке представлены организационно-педагогические условия реализации подготовки сборной команды по чирлидингу, где основными направлениями были определены: построение учебных занятий с учетом индивидуальной подготовленности; создание благоприятного эмоционального фона, участие в массовых спортивных мероприятиях.

На протяжении всего тренировочного процесса осуществлялось взаимодействие тренера и участниц сборной команды, корректировалось составление композиций, выбирались музыкальные треки, обсуждались соревновательные костюмы. Итогом, всего тренировочного процесса слало участие в спартакиаде вузов, после соревнований все выступления были проанализированы и сделаны выводы на будущее, также были внесены корректировки в комплексную педагогическую модель подготовки сборной команды по чирлидингу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальным направлением в сфере физического воспитания можно считать разработку педагогических комплексных педагогических моделей, направленных на организацию тренировочного процесса сборных команд вузов. На основании данных научно-методической литературы, мотивации студенческой молодежи и практического опыта, разработана комплексная модель подготовки сборной команды по чирлидингу, включающая в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые способствуют поддержанию должного уровня физической и функциональной подготовленности, студентов ранее занимавшихся профессионально спортивной деятельностью. Таким образом, разработку комплексной педагогической модели можно считать актуальным направлением в сфере физического воспитания студенческой молодежи. Материалы исследования могут быть использованы в физическом воспитании студенток в любом вузе как специального, так и неспециального физкультурного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агалаков А.А. Некоторые особенности педагогического моделирования в определении категориального аппарата современной педагогики / А.А. Агалков // Научные аспекты современных исследований : сборник статей Международной научно-практической конференции - Уфа : Омега Сайнс, 2015. - С. 281-282.

2. Боровая О.Л. Качество моделирования определений категории «воспитание» в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. Л. Боровая // Инновационная наука. - 2015. - Т.2, №4. - С. 88-90.

3. Вержбицкий И.В. Применение педагогического тестирования в сфере спорта / И.В. Вержбицкий // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 219-223.

4. Чирлидинг как вид спорта / Н.В. Карнавская, И.В. Чернышева, Е.В. Егорычева, М.В. Шлемова // Международный студенческий научный вестник - 2016. - № 5 (2). - С. 301-301.

5. Коростелева, Е.Н. Чирлидинг как путь повышения мотивации к занятиям спортом студенческой молодежи / Е.Н. Коростелева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студенто в: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. - Казань : Фолиант, 2016. - С. 133-136.

6. Носкова С.А. Чирлидинг как инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в высшей школе / С.А. Носкова. - Москва : Московская гуманитарно-социальная академия, 2010. - 17 с.

7. Остапенко Т.Ю. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики / Т.Ю. Остапенко, А.С. Антонова // Образование и наука. -2019. - № 21 (5). - С. 112-129.

8. Тимофеева О.В. Формирование сборной команды чир-перформанс с учетом уровня общей и специальной физической подготовленности / О.В. Тимофеева, О.О. Фадина, Е.А. Куницына // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 108-110.

9. Тимофеева О.В. Формирование сборной команды по чирлидингу на основе контроля базовых элементов / О.В. Тимофеева, А.Д. Дугблей, А.Д. Мальченко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 58-59.

10. Эпп Т.И. Индивидуальная и командная техническая подготовленность спортсменов в чирлидинге / Т.И. Эпп, О.В. Тимофеева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. -№3(25). - С. 143-147.

11. Эпп Т.И. Согласованность двигательных действий в командных соревновательных композициях / Т.И. Эпп, Г.Н. Пшеничникова // Омский научный вестник. - 2013. - № 2 (116). - С. 241-244.

REFERENCES

1. Agalakov, A.A. (2015), "Some features of pedagogical modeling in the definition of the categorical apparatus of modern pedagogy", Scientific aspects of modern research, collection of statistics, International Scientific and Practical Conference, Omega Sciences, Ufa, pp. 281-282.

2. Borovaya, O.L. (2015), "The quality of modeling definitions of the category "education" in the structure of the formation of the culture of independent work of a teacher", Innovative Science, Vol. 2, No.4, pp. 88-90.

3. Verzhbitsky, I.V. (2011), "Application of pedagogical testing in the field of sports", Bulletin of the Adygea State University, Series 3: Pedagogy and psychology, No. 2, pp. 219-223.

4. Karnavskaya, N.V., Chernysheva, I.V., Egorycheva, E.V. and Shlemova, M.V. (2016), "Cheer-leading as a sport", International Student Scientific Bulletin, Vol. 2, No. 5, pp. 301-301.

5. Korosteleva, E.N. (2016), "Cheerleading as a way to increase motivation for sports among students", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of KNITU-KAI, Kazan, pp. 133-136.

6. Noskova, S.A. (2010), Cheerleading as an innovative sport in teaching physical culture in higher school, Humanitarian and Social Academy, Moscow.

7. Ostapenko, T.Y. and Antonova, A.S. (2019), "Pedagogical models of blended learning in higher education: generalization of the experience of Russian and foreign practice", Education and Science, Vol. 5, No. 21, pp. 112-129.

8. Timofeeva, O.V., Fadina, O.O. and Kunitsyna, E.A. (2020), "Formation of the national cheer performance team taking into account the level of general and special physical fitness", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 108-110.

9. Timofeeva, O.V., Dugbley, A.D. and Malchenko, A.D. (2020), "Formation of a national cheerleading team based on the control of basic elements", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 58-59.

10. Epp, T.I. and Timofeeva, O.V. (2016), "Individual and team technical readiness of athletes in cheerleading", Science of man: humanitarian studies, Vol. 25, No. 3, pp. 143-147.

11. Epp, T.I. and Pshenichnikova, G.N. (2013), "Consistency of motor actions in team competitive compositions", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 116, No. 2, pp. 241-244.

Контактная информация: vildvarg001@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.