ФОРМИРОВАНИЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ЧИР-ПЕРФОМАНС
с учетом уровня общей и специальной физической подготовленности
УДК/UDC 796.413.418
Поступила в редакцию 27.05.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Тимофеева1 Кандидат педагогических наук, доцент О.О. Фадина2 Е.А. Куницына1
1 Российский университет дружбы народов, Москва
2 Омский государственный технический университет, Омск
CHEERLEADING TEAM FORMATION BASED ON GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL FITNESS LEVELS
PhD, Associate Professor O.V. Timofeeva1 PhD, Associate Professor O.O. Fadina2 E.A. Kunitsyna1
1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
2 Omsk State Technical University, Omsk
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования заключалась в анализе начального уровня общей и специальной физической подготовленности студенток и их распределении по номинациям направления чир-перфоманс: группа чир-фристайл, группа чир-джаз и группа чир-хип-хоп.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студентки Российского университета дружбы народов физико-математического и филологического факультетов, поступившие на первый курс. На основе устного опроса на контрольное практическое занятие были приглашены только те студентки, которые до поступления в высшее учебное заведение занимались различными видами танцев, гимнастикой, акробатикой или хореографией.
Результаты исследования и выводы. Из 100% (п=320) пришедших на практическое контрольное занятие справились с контрольными тестами только 29% (п=90). Данные студентки были зачислены в сборную команду по черлидингу направления чир-перфоманс. Анализ общей и специальной физической подготовленности студенток, поступивших в сборную команду РУДН по черлидингу направления перфоманс, стал основой для их распределения по трем номинациям: чир-фристайл, чир-джаз и чир-хип-хоп. Таким образом, из 100% (п=90) набранных в сборную команду студенток количественный состав участников в одной номинации составил 33% (п=30), из них 80% (п=24) вошли в основной состав команды и 20% (п=6) студенток составили резерв команды. При рассмотрении общей физической подготовленности студенток по трем номинациям можно констатировать неоднородный уровень общей подготовленности, что связано с разносторонней спортивной или танцевальной деятельностью до поступления в вуз. Также было установлено, что специальная физическая подготовленность студенток групп чир-фристайл и чир-джаз не имеет достоверных различий, так как эти номинации составили студентки, ранее занимавшиеся гимнастикой или классическими танцами.
Ключевые слова: черлидинг, студенты, общая и специальная физическая подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to identify the initial levels of the general and special physical fitness of female students and form a cheerleading picked team in the "Performance Cheer" divisions: Cheer Freestyle Pom, Cheer Jazz, and Cheer Hip Hop.
Methods and structure of the study. The study involved the first-year female students of People's Friendship University of Russia (Department of Mathematics and Physics and Department of Philology). Based on the interview results, a control training session was conducted with the involvement of those female students who, prior to entering the university, had been engaged in various dance styles and different types of gymnastics, acrobatics or choreography. Results and conclusions. Only 29% (n=320) of those involved in the control training session (n=90) passed the tests. These female students were taken on the cheerleading team in the "Performance Cheer" discipline. The assessment of their general and special physical fitness levels became the basis for their distribution by three groups: Cheer Freestyle Pom, Cheer Jazz, and Cheer Hip Hop. Thus, out of 100% (n=90) of the female students recruited for the national team, 33% (n=30) were comprised of the women of one group, 80% (n=24) formed the first team, and 20% (n=6) - the reserve one. The general physical fitness levels of the female students of all three divisions turned out to be heterogeneous, which was associated with the versatile sports or dance activities performed before entering the university. It was also found that the special physical fitness levels of the female students of the Cheer Freestyle Pom and Cheer Jazz teams did not differ statistically significantly, as these divisions consisted of the female students who used to practice gymnastics or classical dance. As opposed to the Cheer Hip Hop team, these dance styles had some significant differences resulting from their specificity.
Keywords: cheerleading, female students, general and special physical fitness.
Введение. Черлидинг является популярным видом спорта и в среде студенческой молодежи, что подтверждает включение данного вида в спартакиаду вузов, которая привлекает большое количество студентов и проходит на высоком уровне [2, 3].
Одним из направлений черлидинга является танцевальное направление чир-перфоманс, для участия в котором необходимо выполнить три групповых композиции: группа чир-
фристайл, группа чир-джаз и группа чир-хип-хоп. Композиция характеризуется синхронностью выполнения всеми участниками команды как отдельных спортивно-танцевальных элементов, так и танцевальной композиции в целом [1]. Данные требования к групповой технике исполнения танцевально-гимнастических элементов обязывают всех участниц спортивной команды стремиться к однородному уровню специальной и физической подготовленности, что при наборе сборной
команды по черлидингу является определяющим фактором. Поэтому учет данных параметров при наборе спортивной команды по черлидингу будет способствовать эффективному командному совершенствованию синхронности выполнения композиций направления чир-перфоманс.
Цель исследования - провести анализ начального уровня общей и специальной физической подготовленности студенток при формировании сборной команды направления чир-перфоманс.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на кафедре физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов (РУДН). В связи с тем, что участие в соревнованиях подразумевает наличие определенного уровня общей и специальной физической подготовленности, для учебно-тренировочных занятий в сборную команду вуза по черлидингу привлекаются студентки, которые до поступления в высшее учебное заведение занимались различными видами танцев, гимнастикой, акробатикой или хореографией. С целью выявления таких студенток был проведен устный опрос девушек, поступивших на первый курс физико-математического и филологического факультетов. После чего на практическое контрольное занятие были приглашены только те студентки, которые констатировали, что до поступления в вуз продолжительное время занимались гимнастикой и танцами различной направленности. Уровень общей и специальной физической подготовленности студенток, приглашенных на практическое контрольное занятие, определялось с помощью тестовых упражнений (см. таблицу). Тесты для определения специальной физической подготовленности были составлены на основе основных базовых элементов черлидинга.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате устного опроса из 100 % (п=810) опрошенных студенток только 40 % (п=320) указали, что до поступления в вуз продолжительное время занимались различными гимнастическими или танцевальными видами спорта.
При анализе результатов тестирования общей и специальной выносливости студенток были получены следующие результаты. Из 100 %о (п=320) пришедших на практическое контрольное занятие справились с контрольными тестами только 29 %о (п=90). Данные студентки и были зачислены в сборную команду по черлидингу направления чир-перфоманс. Таким образом, из 100 % (п=90) набранных в сборную команду студенток количественный состав участников в одной номинации
составил 33 % (п=30), из них 80 % (п=24) вошли в основной состав команды и 20 % (п=6) студенток составили резерв команды. Также анализ общей и специальной физической подготовленности студенток, зачисленных в сборную команду РУДН по черлидингу направления перфоманс, стал основой для распределения студенток по трем номинациям: чир-фристайл, чир-джаз и чир-хип-хоп (см. рисунок). Также было установлено, что для участия в номинации чир-фристайл больше подходят студентки, которые ранее занимались спортивной гимнастикой или акробатикой, номинацию чир-джаз рекомендовано формировать из девушек, ранее занимавшихся художественной гимнастикой. К сожалению, нам не удалось набрать полный состав с соответствующей подготовкой, поэтому группы данных номинаций были дополнены студентками, имеющими опыт выступлений в классическом танце. Номинацию чир-хип-хоп составили студентки, которые ранее занимались различными направлениями хип-хопа или «уличными танцами», что полностью соответствовало данной дисциплине.
При сравнительном анализе общей физической подготовленности студенток, отобранных для участия в сборной команде по черлидингу направления чир-перфоманс по трем номинациям, были получены следующие результаты (см. таблицу). После проведения контрольных тестов по общей физической подготовленности можно констатировать, что студентки всех трех номинаций продемонстрировали неравномерный уровень общей подготовленности. Так, в беге на 100 м группа чир-джаз показала результат на 2,6 % (р<0,05) лучше, чем группа чир-фристайл, также и результат группы чир-хип-хоп был выше на 3,6 % (р<0,05), чем у группы чир-фристайл. При
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Распределение перфоманс
93,3
63,3
60
I с/г 1х/г акробатика разн виды танцев
студенток по номинациям в направлении чир-
40 ■
16,7
^010 0И0 6,7 0^ 0
фристайл джаз хип-хоп
Общая и специальная физическая подготовленность студенток трех номинаций направления чир-перфоманс
Контрольные тесты Фристайл X ± т п=30 Джаз X ± т п=30 Хип-хоп X ± т п=30 р1 р2 рз
Общая физическая подготовленность
Бег на 100 м 15.5±0,2 15.9±0,1 16.0±0,1 <0.05 <0.05 >0.05
Бег на 500 м 2.20±0,1 2.20±0,1 2.18±0,1 >0.05 >0.05 >0.05
Прыжок в длину с места 183±1,1 178±1,1 177±1,2 <0.01 <0.001 >0.05
Отжимание 1 мин 42±0,7 38±0,7 37±0,7 <0.001 <0.001 >0.05
Сед из положения лёжа на спине 1 мин 48±1,1 46±0,1 46±0,8 >0.05 >0.05 >0.05
Гибкость 22,9±0,9 20,2±0,7 16,6±0,1 <0.05 <0.001 <0.05
Специальная физическая подготовленность
Шпагаты 4.5±0,1 4.5±0,1 3.7±0,2 >0.05 <0.001 <0.001
Махи ногами 4.7±0,1 4.7±0,1 3.9±0,2 >0.05 <0.001 <0.001
Серия пируэтов 3.6±0,2 3.6±0,2 2.5±0,1 >0.05 <0.001 <0.001
Серия прыжков 3.4±0,2 3.3±0,2 2.6±0,1 >0.05 <0.01 <0.01
Акробатические элементы 3.2±0,2 3.2±0,2 2.7±0,1 >0.05 >0.05 <0.01
Примечание: р1 - достоверность средних величин между группами фристайл и джаз; р2 - достоверность средних величин между группами фристайл и хип-хоп; р3 - достоверность средних величин между группами джаз и хип-хоп.
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
сравнении результатов в беге на 500 м достоверных различий между группами трех номинаций выявлено не было.
При выполнении прыжка в длину с места были получены достоверные различия между группами чир-фристайл и чир-джаз на 2,8 % (р<0,01), а между группами чир-фристайл и чир-хип-хоп - на 3,4 % (р<0,001). Кроме того, были получены достоверные отличия в результате теста «Сгибание рук в упоре» (отжимание) между группами чир-фристайл-чир-джаз и чир-фристайл-чир-хип-хоп на 11 %о (р<0,001) и 13 %о (р<0,001) соответственно. Достоверные отличия констатировались при выполнении теста на гибкость во всех трех рассматриваемых группах: группа чир-фристайл выполнила данный тест на 13 0% (р<0,05) лучше, чем группа чир-джаз, и на 34 0% (р<0,001) лучше, чем группа чир-хип-хоп, группа чир-джаз также выполнила тест на 22 % (р<0,05) лучше, чем группа чир-хип-хоп.
При рассмотрении результатов всех контрольных тестов по специальной физической подготовленности можно констатировать, что группы чир-фристайл и чир-джаз достоверно отличались от группы чир-хип-хоп. Так, группы чир-фристайл и чир-джаз выполнили лучше, чем группа чир-хип-хоп, такие тесты, как: шпагаты, поочередные махи ногами, серии пируэтов и прыжков, на 22 0% (р<0,001), 21 0% (р<0,001), 44 0% (р<0,001) и 310 (р<0,01) соответственно. При выполнении акробатических элементов достоверные отличия были констатированы только между группами чир-джаз и чир-хип-хоп, что соответствовало 19 0 (р<0,01).
Вывод. Анализ общей и специальной физической подготовленности способствовал распределению студенток сборной по черлидингу направления перфоманс по трем номинациям: группа чир-фристайл, группа чир-джаз и груп-
па чир-хип-хоп. При рассмотрении общей физической подготовленности студенток по трем номинация можно констатировать неоднородный уровень общей подготовленности, что связано с разносторонней спортивной и танцевальной деятельностью до поступления в вуз. Также было установлено, что специальная физическая подготовленность номинаций групп чир-фристайл и чир-джаз не имеет достоверных различий. При сравнении данных номинаций с группой чир-хип-хоп были выявлены достоверные различия, что связано со спецификой данных танцевальных направлений.
Литература
1. Зинченко И.А. Управление тренировочным процессом на основе моделирования показателей физической подготовленности спортсменов-черлидеров специализированного этапа подготовки / И.А. Зинченко, Л.С. Луценко, А.А. Боляк // Слобожанский научно-спортивный вестник. - Харьков: ХДАФК, 2010. - № 2. - С. 52-55.
2. Тимофеева О.В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования физкультурно-показательных выступлений: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Тимофеева. - М., 2010. - 150 с.
References
1. Zinchenko I.A., Lutsenko L.S., Bolyak A.A. Upravlenie trenirovochnyim protsessom na osnove modelirovaniya pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti sportsmenov-cherliderov spetsializirovannogo etapa podgotovki [Management of the training process on the basis of modeling indicators of physical fitness of the athletes-cheerleaders of the specialized training stage]. Slobozans'kij naukovo-sportivnij visnik. Kharkiv: Kharkiv State Academy of Physical Culture publ., 2010. No. 2. pp. 52-55.
2. Timofeeva O.V. Povyshenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentok na osnove ispolzovaniya fizkulturno-pokazatelnykh vystupleniy. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Effectivization of physical education of female students basis on use of sports exhibition performances]. PhD diss.. Moscow, 2010. 150 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ
Кандидат педагогических наук, доцент М.Л. Штода1
Кандидат технических наук, доцент М.Н. Есаулов1
1Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Москва
УДК/UDC 796.412:793.796/799
Ключевые слова: средства хореографии, классический танец, фитнес-аэробика, начальный этап подготовки.
Введение. Фитнес-аэробику в настоящее время выделили в самостоятельный вид спорта, что актуализировало поиск новых решений во всех видах подготовленности: физической, технической, хореографической.
Цель исследования - обосновать средства хореографии, основанные на элементах классического танца, в структуре тренировочного занятия по фитнес-аэробике.
Методика и организация исследований. В ходе исследования разработан комплекс упражнений, включающий в себя элементы классического танца с учетом обязательных движений соревновательной композиции фитнес-аэробики. На тренировочных занятиях использовались следующие элементы классического танца: plie, battements, ronds de jam^ par terre, grand battements tendu. Как только спортсмены, научились выполнять хореографические элементы у станка, в этой же последовательности исполнение элементов было перенесено на середину зала. Каждый элемент классического танца спортсмены выполняли в сочетании с основными позициями рук.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный комплекс имел стандартную структуру тренировочного занятия и включал в себя три части: подготовительную,
CHOREOGRAPHIC TOOLS AT BEGINNER TRAINING STAGE IN FITNESS AEROBICS
PhD, Associate Professor M.L. Shtoda1 PhD, Associate Professor M.N. Esaulov1 1National Research Nuclear University MEPhI, Moscow
Поступила в редакцию 06.11.2020 г.
основную и заключительную. В начале тренировочного занятия в подготовительной части использовались разнообразные упражнения разогревающего характера, шаги фитнес-аэробики низкой интенсивности, то есть те, которые выполняются без отрыва ноги от пола, такие как приставные, переменные и скрестные. В подготовительной части спортсмены выполняли элементы хореографии у станка [1]. Основная часть включала базовые шаги высокой интенсивности и соревновательные элементы фитнес-аэробики, а также элементы хореографии в середине зала. Заключительная часть - подведение итогов тренировочного занятия, упражнения и игры на растягивание, расслабление и внимание, элементы por de bras.
Вывод. В процессе построения тренировочных занятий в фитнес-аэробике рекомендуется использовать средства хореографии на основе классического танца, особенно это актуально для спортсменов детского возраста.
Литература
1. Пармузина Ю.В. Хореографическая подготовка в техно-эстетических видах спорта: учебно-метод. пособие по избранному виду спорта для студентов физкультурных вузов / Ю.В. Пармузина, Е.П. Прописнова, Е.П. Горбанева, Н.В. Пармузина - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2019. - 55 с.
Информация для связи с автором: [email protected]