Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧЕРЛИДИНГУ НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧЕРЛИДИНГУ НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHEERLEADING / TEAM FORMATION / CONTROL TESTS / TECHNICAL FITNESS / ЧЕРЛИДИНГ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева О.В., Дугблей А.Д., Мальченко А.Д.

Цель исследования - сформировать сборную команду по черлидингу дисциплины «Перфоманс» на основе контроля базовых элементов. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студентки Российского университета дружбы народов (РУДН) всех факультетов, поступившие на первый курс. Цель данного исследования заключалась в формировании сборной команды по черлидингу дисциплины «Перфоманс» на основе контроля базовых элементов, для чего было проведено анкетирование студенток, поступивших на первый курс. Затем студентки, указавшие в анкете, что до поступления в вуз профессионально занимались гимнастикой или танцами, были приглашены на практическое занятие. Далее на основе анализа научно-методической литературы и базовых оцененных элементов, используемых в соревновательных композициях черлидинга дисциплины «Перфоманс», были определены семь контрольных тестов, выполнение которых оценивалось по пятибалльной шкале. Результаты исследования и выводы. Использование контрольных тестов позволило сформировать сборную команду и констатировать, что студентки, прошедшие отбор в сборную команду, имели разный уровень технической подготовленности в связи с различной спортивной и танцевальной деятельностью до поступления в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Cheerleading Team Based on Basic Element Control

Objective of the study was to form a cheerleading picked team in the "Performance Cheer" discipline based on control over the basic elements. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the first-year female students of the Peoples' Friendship University of Russia (all faculties). The study objective was to form a cheerleading picked team in the discipline "Performance Cheer" based on control over the basic elements, for which purpose a questionnaire survey was conducted among the female students who had entered the first year of study. Those girls, who had indicated that they were professionally engaged in either gymnastics or dancing, were invited to practicals. Further on, based on the analysis of scientific and methodological literature and evaluation of the basic elements used in the competitive compositions in the "Performance Cheer" discipline, we singled out seven control tests, which execution was assessed on a 5-point scale. Results of the study. The control tests made it possible to form the picked team and proved that the female students qualified for the picked team had different levels of technical fitness due to various sports and dance activities they had been engaged in before entering the university. Conclusion. The use of control tests in the training process enabled to plan and control individual and team technical fitness, which resulted in the statistically significant changes in all the test rates.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО ЧЕРЛИДИНГУ НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

формирование сворной команды по черлидингу на основе контроля вазовых элементов

УДК/UDC 796.413.418

Поступила в редакцию 17.09.2019 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Тимофеева1 Кандидат педагогических наук А.Д. Дугблей1 Доцент А.Д. Мальченко1 А.А. Сопарев1

1 Российский университет дружбы народов, Москва

FORMATION OF CHEERLEADING TEAM BASED ON BASIC ELEMENT CONTROL

PhD, Associate Professor O.V. Timofeeva1 PhD A.D. Dugbley1

Associate Professor A.D. Malchenko1 A.A. Soparev1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Информация для связи с автором: olgtimofeeva@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - сформировать сборную команду по черлидингу дисциплины «Перфоманс» на основе контроля базовых элементов. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студентки Российского университета дружбы народов (РУДН) всех факультетов, поступившие на первый курс. Цель данного исследования заключалась в формировании сборной команды по черлидингу дисциплины «Пер-фоманс» на основе контроля базовых элементов, для чего было проведено анкетирование студенток, поступивших на первый курс. Затем студентки, указавшие в анкете, что до поступления в вуз профессионально занимались гимнастикой или танцами, были приглашены на практическое занятие. Далее на основе анализа научно-методической литературы и базовых оцененных элементов, используемых в соревновательных композициях черлидин-га дисциплины «Перфоманс», были определены семь контрольных тестов, выполнение которых оценивалось по пятибалльной шкале. Результаты исследования и выводы. Использование контрольных тестов позволило сформировать сборную команду и констатировать, что студентки, прошедшие отбор в сборную команду, имели разный уровень технической подготовленности в связи с различной спортивной и танцевальной деятельностью до поступления в вуз.

Ключевые слова: черлидинг, формирование команды, контрольные тесты, техническая подготовленность.

Annotation

Objective of the study was to form a national team for the cheerleading of the discipline "Performance" based on the control of basic elements. Methods and structure of research. The study involved students of Peoples' Friendship University of Russia (PFUR) of all faculties who entered the first year. The purpose of this study was to form a team for the cheerleading discipline "Performance" based on the control of basic elements, for which a questionnaire was conducted for students who entered the first year. Then students who indicated in the questionnaire that before entering the university they were professionally engaged in gymnastics or dancing, were invited to a practical lesson. Further, based on an analysis of the scientific and methodological literature and basic assessed elements used in competitive compositions of the cheerleading discipline "Performance", seven control tests were determined, the performance of which was evaluated on a five-point scale. Results of the study. The use of control tests allowed us to form a national team and state that students who were selected for the national team had a different level of technical preparedness in connection with various sports and dance activities before entering the university.

Conclusion. The use of control tests in the training process allowed us to plan and control individual and team technical readiness, as a result of which there were statistically significant changes in all the tests used during the study.

Keywords: cheerleading, team building, control tests, technical readiness.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. В последние годы черлидинг приобретает большую популярность, в связи с чем растет и число занимающихся данным видом спорта, что подтверждается включением черлидинга в спартакиаду вузов, выступая на которых команды различных вузов показывают очень высокие спортивные результаты [3]. Содержание соревновательной композиции основано на использовании обязательных базовых элементов, которые должны выполняться четко, синхронно с одной амплитудой всеми участниками команды, что обязывает стремиться к одному уровню владения техникой выполнения базовых элементов черлидинга [1, 2, 4]. Учитывая вышесказанное при наборе сборной команды особое внимание должно уделяться выполнению базовых элементов чер-лидинга, так как технически правильное четкое выполнение в дальнейшем будет влиять на результат командного выступления. Поэтому проблема формирования сборной команды по черлидингу на основе базовых элементов черлидинга, ис-

пользуемых в соревновательных композициях, является одной из наиболее актуальных задач.

Цель исследования - сформировать сборную команду по черлидингу дисциплины «Перфоманс» на основе контроля базовых элементов.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в РУДН на кафедре физического воспитания и спорта в течение двух учебных лет (2017/2019 уч. год). Изначально всем поступившим на первый курс студенткам были розданы анкеты, по результатам которых на практическое занятие были приглашены только те студентки, которые указали в анкете, что до поступления в вуз профессионально занимались гимнастикой или танцами. Далее на основе анализа научно-методической литературы и базовых оцененных элементов, используемых в соревновательных композициях черлидинга дисциплины «Перфоманс», были определены семь контрольных тестов, выполнение которых оценивалось по пя-

58 http://www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

Изменение техники выполнения базовых элементов сборной команды по черлидингу дисциплины «Перфоманс»

№ п/п Контрольные тесты Этап тестирования Оценки X ± m n = 40 р

1 2 3 4 5

% от числа выполнивших тест (n=40)

1 Шпагаты 1 - 5 35 25 35 3,9±0,15 <0,05

2 - - 15 25 60 4,5±0,11

2 Поочередные махи ногами 1 - 5 20 35 40 4,1±0,14 <0,05

2 - - 15 15 70 4,6±0,11

3 Базовые движения рук 1 10 15 22 28 25 3,4±0,2 <0,05

2 - - 10 40 50 4,4±0,10

4 Блок обязательных «чир-прыжков» 1 30 38 10 12 10 2,4±0,2 <0,05

2 - 2 23 45 30 4,0±0,12

5 Блок обязательных «лип-прыжков» 1 5 25 26 22 20 3,3±0,18 <0,05

2 - - 20 42 38 4,2±0,11

6 Пируэты различной сложности 1 15 20 35 13 17 3,0±0,2 <0,05

2 - 5 37 25 33 3,9±0,14

7 Акробатические элементы 1 18 13 22 22 25 3,3±0,22 <0,05

2 - - 32 23 46 4,4±0,14

тибалльной шкале (см. таблицу). Оценки «5» и «4» баллов получали студентки с высоким уровнем подготовленности или выше среднего, оценка «3» балла соответствовала среднему уровню подготовленности и самые низкие оценки - «2» и «1» балла - получали студентки с уровнем подготовленности ниже среднего или очень низким. По результатам выполнения контрольных тестов в сборную команду вуза по черлидингу были зачислены студентки, показавшие лучшие результаты. Далее разработанные контрольные тесты использовались в учебно-тренировочном процессе в течение двух учебных лет, три раза в неделю, по два академических часа.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате отбора в сборную команду по черлидингу из 100 % (n=121) пришедших студенток первого курса были отобраны только 33 % (n=40) девушек, ранее занимавшихся смежными видами спортивной и танцевальной деятельностью и показавших лучшие результаты. Также было выявлено, что из 100 %о (n=40) студенток сборной команды МС оказалось только 7 % (n=3), КМС - 10 % (n=4), 20 % (n=8) студенток занимались ранее различными видами гимнастики и имели разряды от I взрослого и ниже. Большее количество из отобранных в сборную девушек - 53 % (n=21) - ранее профессионально занимались различными видами танцев и 10 % (n=4) до поступления в вуз профессионально занимались балетом. Таким образом, сборную команду по черлидин-гу составили студентки, ранее занимавшиеся гимнастикой, балетом и разнообразными видами танцев. Следовательно, при рассмотрении тестирования начальной технической подготовленности отобранных в сборную команду студенток первого курса на начальном этапе занятий можно констатировать неоднородный уровень технической подготовленности при выполнении контрольных тестов (см. таблицу). Затем на протяжении двух учебных лет в учебно-тренировочном процессе в основной части занятия для совершенствования технической подготовленности использовались разработанные контрольные тесты. При этом уделялось внимание индивидуальной и групповой корректировке ранее наработанной техники, темпа выполнения, амплитуды и четкости движений согласно требованиям и специфики черлидинга. В результате по истечении двух учебных лет занятий в сборной команде черлидига произошли достоверные изменения во всех рассматриваемых тестах. Таким образом, количество студенток, выполнивших тесты на очень высокую оценку при выполнении шпагатов и махов ногами, увеличилось на 25 % и 30 % соответственно. Техника базовых движений рук улучшилась на 25 %,

усовершенствовалась и техника выполнении чир- и лип-прыжков на 20 % и 18 % соответственно.

При выполнении пируэтов студентки увеличили показатель на 16 %, получив самый высокий балл, улучшились показатели в тесте акробатических элементов, что составило 21 %.

Вывод. Использование контрольных тестов способствовало формированию сборной команды по черлидингу дисциплины «Перфоманс», а также определению начального уровня технической подготовленности согласно требованиям и специфике черлидинга. Использование контрольных тестов в учебно-тренировочном процессе помогло правильно планировать и контролировать учебно-тренировочный процесс, что содействовало совершенствованию индивидуальной и групповой технической подготовленности базовых элементов черлидинга, в результате чего были получены статистически достоверные результаты по всем рассматриваемым тестам.

Литература

1. Бондаренкова И.А. Совершенствование техники работы с предметом в черлидинге на этапе специализированной базовой подготовки / И.А. Бондаренкова // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ, 2014. - № 2 (40). - С. 33-37.

2. Зинченко И.А. Совершенствование технической подготовки в черлидинге (работа с помпонами) / И.А. Зинченко // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ, 2009. - № 3. - С. 31-36.

3. Матюнина Н.В. Отношение студентов педагогического университета к спортивной деятельности / Н.В. Матюнина // Материалы XII Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019. - 348 с.

4. Эпп Т.И. Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге / Т. И. Эпп // Омский научный вестник. Серия: «Общество. История. Современность». - 2014. - № 2 (126). - С. 204-208.

References

1. Bondarenkova I.A. Sovershenstvovanie tehniki rabotyi s predmetom v cherlidinge na etape spetsializirovannoy bazovoy podgotovki [Actions to improve accessory exercise technique in cheerleading at specialized basic training stage]. Fizicheskoe vospitanie studentov. Kharkov: KhOONOKUKhGADI publ., 2014. no. 2 (40). pp. 3337.

2. Zinchenko I.A. Sovershenstvovanie tehnicheskoy podgotovki v cherlidinge (rabota s pomponami) [Actions to improve technical training in cheerleading (work with pompons)]. Fizicheskoe vospitanie studentov. Kharkov: KhOONOKUKhGADI publ., 2009. no 3. pp. 3136.

3. Matyunina N.V. Otnoshenie studentov pedagogicheskogo universiteta k sportivnoy deyatelnosti [Attitude of pedagogical university students to sports activities]. Proc. XII International res.practical conf. Omsk: OmSTU publ., 2019.348 p.

4. Epp T.I. Metodika sovershenstvovaniya soglasovannosti gruppovyih dvigatelnyih deystviy kvalifitsirovannyih sportsmenok v cherlidinge [Methodology to improve coordination of group motor actions of qualified cheerleaders]. Omskiy nauchny vestnik. Seriya: «Obschestvo. Istoriya. Sovremennost. 2014. no.2 (126). pp. 204208.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 59

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.