Научная статья на тему 'Модель подготовки дистанционного педагога к фальсифицирующему общению со студентами в вузе средствами иностранного языка'

Модель подготовки дистанционного педагога к фальсифицирующему общению со студентами в вузе средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДИСТАНТНЫЙ ПЕДАГОГ / ФАСИЛИТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MODEL''S / DELIVERY MODELS / PROMISING DIRECTIONS / NCLUSION OF FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригода М. В.

В статье предлагается модель подготовки дистантного педагога к фасилитирующему общению на примере иностранного языка. Среди преимуществ этой системы выделены упорядочивание и представление его в наглядной форме, отображение. Среди недостатков на первом месте отмечен тот фактор, что никакая даже самая точная модель не дает полного представления об изучаемом объекте. Одним из перспективных направлений в этой области является создание комплекса моделей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PREPARATION OF DISTANTNOGO OF THE TEACHER TO FASILITIRUYUSHCHEM TO COMMUNICATION WITH STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE

The paper proposes a model for the teacher in preparation to facilitate distance learning and the communication of foreign language instruction. Among the benefits of such a model include organizing and presenting lesson components in a visual form which broadens and enhances student interest and retention and allowing the immediate response of reflective feedback in teacher-student interaction

Текст научной работы на тему «Модель подготовки дистанционного педагога к фальсифицирующему общению со студентами в вузе средствами иностранного языка»

УДК 378.046.7

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ДИСТАНТНОГО ПЕДАГОГА К ФАСИЛИТИРУЮЩЕМУ ОБЩЕНИЮ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

М.В. Пригода

В статье предлагается модель подготовки дистантного педагога к фасилитирующему общению на примере иностранного языка. Среди преимуществ этой системы выделены упорядочивание и представление его в наглядной форме, отображение. Среди недостатков на первом месте отмечен тот фактор, что никакая даже самая точная модель не дает полного представления об изучаемом объекте. Одним из перспективных направлений в этой области является создание комплекса моделей.

Ключевые слова: модель, дистантный педагог, фасилитирующее обучение, дистанционное обучение, коммуникативная компетентность, управленческий потенциал.

Педагогическое общение - это высокоорганизованный образовательный процесс, для которого требуется коммуникативная подготовка студентов. Перед педагогом, начинающим работать дистанционно, возникают дополнительные трудности, связанные с нюансами, присущими только дистанционному обучению. На первое место выходят такие качества педагога, как культура речи, техника речи, психологическая подготовка, организаторские способности. В дистанционном обучении не настолько значимы такие показатели как авторитет и имидж педагога. Он-лайн урок не может быть спонтанным, он должен быть хорошо организованным, поэтому, прежде всего преподаватель выступает в позиции организатора.

На наш взгляд, наиболее успешным является преподавание, характеризующееся фасилитативной направленностью. Фасилитация (от англ. Facililate- облегчать, содействовать)- это своеобразный тип лидерства, который основан на совместной коммуникации преподавателя и учащегося. Дистантный педагог - фасилитатор, это, прежде, всего координатор, который помогает учащимся в достижении целей. При этом он не вмешивается в групповые обсуждения и не навязывает свое мнение. Здесь преподаватель выступает больше в роли помощника, давая возможность учащимся самостоятельно делать вывод исходя из многообразия точек зрения, использовать свой творческий потенциал, приобретать новый опыт.

В качестве инновационной модели развития коммуникативного и управленческого потенциала правомерно использовать средства иностранного языка как фактор, определяющий коммуникативное воздействие в процессе подготовки будущих учителей к дистанционному обучению.

В основе модели лежит слияние двух компонентов: инновационного подхода и предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом программы подготовки специалиста среднего профессионального образования. Это позволяет рассмотреть подготовку студентов к дистанцинному обучению по-новому.

В качестве метода разработки подготовке учителя к общению на фасилитативной основе средствами иностранного языка нами выбрано моделирование.

Модель - это «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта»[1].

Владение методикой моделирования необходимо для решения психолого-педагогических задач, таких как: проектирование учебного материала для его упорядочивания и представления в наглядной форме. Навыки моделирования позволяют изучать различные стороны учебно-воспитательного процесса. Моделирование выступает в роли средства познания готовности учителя к дистанционному обучению, а также способа обобщения учебного материала.

Для того, чтобы создать модель подготовки учителя, необходимо следовать нескольким этапам, а именно: входить в процесс и выбирать методологические основы для исследования, ставить задачи моделирования, конструктировать модель с учетом измерения характеристик объекта, применять модель в педагогическом эксперименте.

В основе разработанной нами комплексной модели лежит синтез нескольких подходов:

1. Личностно-ориентированный подход, сформулированный к середине 90-х гг. XX в., разрабатывался как субъектно-ориентированная организация и управление учебной деятельностью. На сегодняшний день это направление обучения известно науке под термином

«личностно-ориентированный», а наиболее распространенная его трактовка сводится к пониманию личностного и деятельностного компонентов в единстве, совокупности [2]. Он включает в себя такие виды обучения, как разноуровневое обучение (ориентация на тот уровень сложности, который доступен для каждого учащегося), дифференцированное обучение (организация учебного процесса исходя из наличия у них каких-либо общих качеств, значимых для процесса обучения), субъектное обучение (учет личных особенностей ученика, его характера, типа темперамента).

2. Структурно-фунциональный подход, который базируется на взаимосвязи функции и структуры в процессе развития педагогической системы. Этот подход характеризуется учетом взаимосвязи функций и структуры объектов. В условиях реализации гуманистической парадигмы учитель является начальным звеном общения (Л. Ф. Спирин, С. Я. Ромашина).

3. Андрагогический подход, характеризующийся мотивацией педагога на обучение, немедленное использование теоретических знаний на практике [4].

4. Компетентностный подход. В нашем исследовании этот подход позволяет выделить коммуникативную компетентность, которая является приоритетной составляющей при формировании коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога.

5. Интегративный подход, предполагающий формирование целостной профессионально-педагогической направленности будущего дистантного педагога, а также направленный на использование знаний по общим и профилирующим предметам.

Модель включает в себя этапы подготовки, которые, подобны « шагам» продвижения к цели- формированию готовности дистатного педагога к фасилитирующему общению в сфере дистанционного образования. Функционирование модели происходит следующим образом:

Блок 1. Мотивационно-организационная подструктура. Данный блок включает в себя соответствие компонентов процесса обучения целям педагогической деятельности. Главным результатом является готовность и умение учителя самому проектировать цели обучения и согласовывать их с интересами учащихся. Мотивационно-когнитивный компонент структуры стимулирует развитие коммуникативной культуры педагога, необходимой для продуктивного общения. Деятельностно - стимулирующий компонент способствует формированию у студентов оптимального педагогического общения, а также развитию коммуникативных умений. Ещё одним компонентом структуры является оценочно-корригирующий элемент, включающий в себя активизацию приобретенных знаний, контроль достигнутых результатов, анализ и корректировку своей работы. Этому способствует инициирование ситуаций, моделирующих коммуникативную составляющую педагогической деятельности. Данная структура подготовки педагога к дистантному обучению сжата и удобна для практического применения, а также отражает все компоненты учебной деятельности.

Блок 2. Содержательная подструктура

В содержательную подструктуру входят 2 компонента, представленные практическими занятиями по иностранному (английскому) языку, спецкурсом «Подготовка будущего дистанционного педагога к фасилитирующему общению с учащимися средствами иностранного языка» (в рамках методики преподавания иностранного языка).

Блок 3 Технология.

Данный блок включает в себя решение задач по отбору и реализации методов. Здесь активизируются деятельностно-ориентированные ресурсы учебного процесса. Педагоги осваивают технологии, характерные для дистанционного обучения. В них входят такие формы проведения занятий как лекция (видео, аудио, слайд-лекция, консультация (индивидуальная, групповая, аудио, e-mail и т.д.)), семинар (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция), лабораторно-практические занятия, проект (групповой, индивидуальный, исследовательский, творческий, информационный), индивидуальные (домашние) задания (эссе, реферат, задачи и т.д.), игры, ситуационные задачи (кейс-стади), учебная научно-исследовательская деятельность (УНИР), экскурсии, учебное портфолио [4].

В результате появляется готовность педагога использовать такие стратегии обучения, где проявляется гибкость, творчество и мастерство. Одним из вариантов включения студентов в сферу профессиональных коммуникаций является проведение обучающих (учебных) игр, микропреподавание, психолого-педагогический практикум, психологический тренинг, интерактивное взаимодействие с использованием интернет-технологий.

Блок 4. Практическая деятельность

На данном этапе происходит апробация результатов индивидуальной модели

педагогического поведения, в частности, коммуникативного. Здесь действует правило «балансировки», согласно которому жизненен только тот коллектив, где все суммарные человеческие отличия сбалансированы всеми человеческими совпадениями. Отсюда следует, что необходимо выравнивать межличностные и межинтересные расстояния, чтобы участники образовательного процесса относились друг к другу как равноправные партнеры учебной деятельности [5]. Функция учителя здесь заключается в стимулировании роста потенциала каждого студента, включении студентов в систему профессиональных коммуникаций, а также постоянном коммуникативном обеспечении учебного процесса.

Блок 5 . Результат: готовность к ФО.

Данный блок является итоговым. Здесь проводится коррекция содержательной и технологической наполненности курса. Результатом данного блока является готовность будущего педагога по трем компонентам - мотивационному (положительная внутренняя мотивация), теоретическому (знания), практическому (умения). Проявляется также проектное мышление педагога в критическом осмыслении результатов собственной деятельности, в умении проектировать перспективы дальнейшего самообразования, самосовершенствования и саморазвития.

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы обучающей модели подготовки дистантного педагога к фасилитирующему общению. Только четко спланированная модель, в которой деятельность педагога направлена на сотрудничество, будет успешной. Однако, не следуют забывать о том, что никакая модель не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие в каждом конкретном случае. Необходимы дальнейшие исследования по разработке и изучению форм и методов максимально точной модели, которые бы синтезировали теоретические знания педагогики, психологии, а также других смежных наук для создания комплекса моделей по подготовке дистантного педагога.

The paper proposes a model for the teacher in preparation to facilitate distance learning and the communication of foreign language instruction. Among the benefits of such a model include organizing and presenting lesson components in a visual form which broadens and enhances student interest and retention and allowing the immediate response of reflective feedback in teacher-student interaction.

Noted among the model's shortcomings include the inherent fact that no model can provide a complete and overall inclusion of features of the studied object. However, one of the more promising directions in this field is the creation of complex instructional delivery models.

Список литературы

1. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.: Мир, 1996.С. 26.

3. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

4. Андреев А.А. Основы интернет-обучения. Электронный УМК на CD. М.: МФТА, 2008

5. П.С. Таранов. Приемы влияния на людей. М.:Фаир-Пресс, 2003.608с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.