Научная статья на тему 'Реализация управленческой функции как части коммуникативной культуры дистантного преподавания при обучении иностранному языку'

Реализация управленческой функции как части коммуникативной культуры дистантного преподавания при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНТНЫЙ ПЕДАГОГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADMINISTRATIVE FUNCTION / COMMUNICATIVE CULTURE / DISTANT TEACHER / DISTANCE LEARNING / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригода М. В.

В настоящее время дистанционному обучению уделяют достаточно внимания, поскольку это и современно, и перспективно. Однако, функции педагога, направляющего и, в конечном счете обеспечивающего данный процесс, рассмотрены недостаточно. В частности функции управленческого характера. Данную функцию мы считаем одной из главных, более того, ведущей. В статье показано, насколько важен сам процесс управления обучением, особенно обучением на расстоянии. Роль педагога в этом случае значительна, поскольку, считаем даже самостоятельная работа студентов без систематического управления не дает должных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригода М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now much attention is given to distance learning as it is both modern, and perspective. However, functions of the teacher who direct and, in general, provide the whole process, are considered insufficiently, in particular functions of administrative character. We find this function as one of the main things, moreover, the leading one. The article shows the importance of teaching management especially in distance learning which is very significant now. The role of the teacher in this case is considerable, as, we are sure that even independent work of students without regular management doesn't give results.

Текст научной работы на тему «Реализация управленческой функции как части коммуникативной культуры дистантного преподавания при обучении иностранному языку»

*УДК 378.046.4

РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ КАК ЧАСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИСТАНТНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

М.В. Пригода

В настоящее время дистанционному обучению уделяют достаточно внимания, поскольку это и современно, и перспективно. Однако, функции педагога, направляющего и, в конечном счете обеспечивающего данный процесс, рассмотрены недостаточно. В частности функции управленческого характера. Данную функцию мы считаем одной из главных, более того, ведущей. В статье показано, насколько важен сам процесс управления обучением, особенно обучением на расстоянии. Роль педагога в этом случае значительна, поскольку, считаем даже самостоятельная работа студентов без систематического управления не дает должных резуньтатов.

Ключевые слова: управленческая функция, коммуникативная культура, дистантный педагог, дистанционное обучение, педагогическая компетентность

Педагогическая наука быстро реагирует на запросы общества, которое не обходится без инновационных технологий. В настоящее время дистанционное обучение не только желательно, но даже предпочтительно многими образовательными учреждениями. Социально-экономические условия определяют потребность общества в педагогах, которые успешно справляются со стрессами, умеют рефлектировать собственную педагогическую деятельность, работают с учащимися любого возраста и социальнопсихологического статуса, осуществляют личностное и профессиональное самосовершенствование, повышают свою конкурентоспособность. В связи с этим управленческая деятельность и проблема подготовки к ней учителя представляют новое направление профессионального обучения. На сегодняшний день учитель - это далеко не только предметник. Благодаря появлению новых технологий в дистанционном обучении учитель освободился от многих видов работы, занимающей большое количество времени в пользу творческой деятельности. Однако информационно-коммуникативные технологии серьезно изменили методику личностноориентированного обучения. Урок на сегодняшний день - это не единственная форма организации учебного процесса. Сейчас делаются серьезные акценты на организацию проектной деятельности, на самостоятельную и внеаудиторную деятельность, как высшую форму учебной деятельности.

Появление и распространение дистанционного обучения изменило традиционную модель взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще имеют место и в обучении дистанционном (то есть присутствует учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). Появились новые субъекты учебного процесса с новыми функциями: дистантный учитель, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор, локальный координатор, авторы- разработчики учебных материалов. Разные роли могут выполняться одними и теми же специалистами, например, дистантный педагог может быть разработчиком курса, а локальным координатором - сам обучающийся. К дистанционному образованию в настоящее время подходят по-разному. Из всей проанализированной нами научной литературы следует выделить два больших направления, каждое из которых наделено собственным педагогическим смыслом.

Первый, как отмечают A.B. Хуторской и Е.С. Полат, достаточно распространен сегодня. В данном случае под дистанционным обучением подразумевается обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация. К сожалению, учащиеся не приобретают личный опыт, да и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется [5].

При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций [там же]. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования, продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога "виртуальные доски" с графикой и т.п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения данного типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика.

- уметь адаптировать учебные материалы, использовать онлайновые инструменты (такие как чистая доска, опросы, разделение приложений). Необходимо принять во внимание, что средняя продолжительность дистанционного урока не более часа, поэтому преподаватель должен так использовать материал, чтобы он мог обеспечить целостность курса;

- уделять значительное внимание готовности к окончанию курса: подготовить тестовые материалы, продиагностировать все соединения, решить проблемы с межсетевыми экранами.

Дистантному педагогу необходимо подходить к процессу творчески, использовать все возможности, предоставляемые программным обеспечением.

Такие образовательные технологии, как технологии проведения дискуссий и модерации, проектные технологии, кейс-технологии способствуют развитию у дистантных педагогов таких качеств, как способность вести дебаты, отстаивать свою точку зрения, воспринимать обоснованную критику, находить несколько вариантов решения, оценивать выбранное решение.

При создании дистанционного курса необходимо отталкиваться от таких дидактических принципов, как принцип мировоззренческой направленности, научности, доступности, практической речевой направленности обучения. Можно сказать, что они выражают динамику процесса обучения. С одной стороны можно обосновать воздействие на познавательную деятельность учащихся, опираясь на эти принципы, а с другой стороны, можно оценить качество той или иной концепции обучения. Современные технические средства помогают дистантному педагогу обеспечить программу работы обучаемых над содержанием учебного материала, сочетание функций обучения и воспитания, усиливать возможность контроля и самоконтроля за ходом и результатами процесса усвоения знаний, помогать в реализации идей дифференцированного обучения.

Для успешной работы дистантного педагога с учащимися ему необходимо так построить работу,

чтобы:

- создать у учащихся внутреннюю мотивацию к учению за счет полного осознания ими цели и содержания предложенных им учебных задач

- помогать перерабатывать информацию предложенных дидактических материалов (знание-мысль) -организовывать процессы закрепления и совершенствования приобретенных знаний, умений и

навыков в реальных ситуациях общения

- создавать новые ситуации, требующие применения приобретенных знаний, умений и навыков -проводить проверку качества усвоения знаний и анализ достижений обучаемых.

Подготовка педагогов для новой школы определяется сочетанием трех составляющих -

подготовка в избранной предметной области, психолого-педагогическая и методическая подготовка [2]. А.М. Кондаков выделяет следующие характеристики будущего учителя :

-патриот, осознающий свою причастность к судьбе России;

- носитель традиционных ценностей России и гражданского общества;

- личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивируемая к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;

- профессионал, владеющий содержанием избранной научной области умеющий эффективно использовать его в образовательной деятельности;

- педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации;

- личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными технологиями [1]. Современный учитель должен быть готов к организации различных типов усвоения и,

соответственно, к выполнению различных видов педагогической деятельности. На первое место выходит дистанционная форма обучения, а её реализация, в свою очередь, требует повышения коммуникативной компетентности учителя, то есть собственный опыт, приобретенный при поддержке мастера. Педагогическая компетентность- саморазвитие специалиста в профессиональной среде. Учителю необходимо прекрасно ориентироваться в предмете, владеть самим собой, знать свои возможности и потенциал, заниматься своим профессиональным и личностным совершенствованием, так как он является посредником между областью культуры и человеком.

В организации образовательного процесса на расстоянии, меняется функция дистантного педагога. В настоящее время необходимо специально готовить педагога к осуществлению управленческой деятельности. Об этом говорят такие исследователи, как Л.Д. Андреева, А.И. Нижников, Г.К. Паринова, С.В. Фролова. Кроме этого И.Б. Сенновский указывает и на то, что немаловажно сформировать у педагогов коммуникативную культуру, так как это является одной из ведущих задач

современной ШКОЛЫ И методических служб всех уровней [4]. Появились исследования, ВЫЯВЛЯЮ! пути формирования знаний и умений, составляющих содержание управленческой культуры педагога: управление профессиональной карьерой учителя (М.В. Александрова);. формирование индивидуального имиджа педагога (A.A. Калюжный); культуры управленческого общения (A.M. Баскакова); формирование умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности (Н.П. Попова) и другие.

Культура управленческого общения оказывает влияние на функционирование управленческой деятельности в различных сферах педагогического взаимодействия. Усиление значения культурного фактора в решении современных проблем коммуникации постоянно растёт, поскольку культурные регуляторы становятся системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе. Основа данной культуры -методологическая, в которую входит принцип взаимопонимания. Умение использовать существующую культуру в целях управления является показателем культуры управления, и наоборот.

Таким образом, актуальность рассматриваемой нами проблемы управленческой культуры дистантного педагога определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между следующими факторами:

- инновационными требованиями к управленческой деятельности педагогов и недостаточным практико-ориентированным уровнем коммуникативной управленческих знаний и умений молодых дистантных педагогов.

- возникшими потребностями в новых управленческих кадрах, способных планировать и прогнозировать работу, адекватную социальной и педагогической реальности, владеющих культурой управления собой, коллективом, участия в управлении и низким уровнем управленческой культуры молодых учителей;

- возрастающей сложностью профессиональных функций дистантного педагога и отсутствием у дистантного педагога достаточного опыта по реализации управленческого потенциала.

Из сказанного следует, что необходимо разрешить выявленные противоречия и современные тенденции развития системы образования, проследить процесс формирования коммуникативной культуры педагога, необходимо раскрыть научно-теоретические основы формирования управленческой культуры, как базовой в коммуникативной культуре дистантного педагога и обосновать педагогические условия их формирования в вузе.

Процесс формирования управленческой культуры будет эффективным, если внедрить систему информационного обеспечения молодого учителя знаниями об управленческой культуре в современной школе; активно включить его в коммуникативную управленческую деятельность на различных уровнях образовательного управления (самоуправление (управление собой), управление классом, соуправление (участие в управлении школой)) с целью полной реализации его профессионального и личностного потенциала;

- разработать и апробировать технологию, включающую 3 компонента формирования управленческой культуры молодого дистантного педагога (когнитивный, аксиологический, деятельностно-практический) на принципах перманентности, преемственности, диалогизации, интерактивности, рефлексивности, персонализации;

- обеспечить интегрированное развитие взаимосвязанных компонентов формирования управленческой культуры учителя на основе использования интерактивных форм и методов обучения (тренингов саморазвития, ролевых и имитационных игр, проектных методов, дискуссий, полемики, рекламы, презентации, коллективных творческих дел, психорегулирующих тренировок и др.).

На сегодняшний день также возникла потребность в новом виде учителе: учителе-партнере, способном и готовом определить свою позицию по отношению к каждому ученику в зависимости от реального состояния уровня учебных возможностей ребенка, его психологического состояния;

- для одних он - «предметник», так как им от учителя достаточно помощи в постановке целей и проверке результатов;

- для других - «наставник», который отслеживает их работу, корректируя ее по промежуточным результатам при необходимости;

- для третьих - истинный «партнер», готовый в любую минуту для каждого создать ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития, чтобы на фасилитативной основе продвигать ребенка [3].

Названные позиции учителя-партнера могут ситуативно изменяться и по отношению к одному и тому же ученику: «партнер» в первые дни после длительного отсутствия обучаемого, учитель изменит свою позицию на «наставника» или «предметника» как только отпадет необходимость в постоянной педагогической поддержке (от фасилитации к взаимофасилитации, самофасилитации).

Конечно, такому учителю доступны и все остальные направления творческой деятельности: он может быть автором новых программ, методик и технологий. Может создавать и использовать учебные

юдули, компьютерные программы. Принципиальное отличие - одно: такой учитель практиче взаимодействует и осуществляет (в том числе на расстоянии) в режиме управления в каждую минуту урока, где основным предметом его управления является учебная ситуация.

Учитель должен соблюдать системность во всем: в организации классного пространства, рабочего места, чтобы организовать учебный процесс с минимальными затратами времени, например, быстро заменить задание ученику, обнаружившему свою несостоятельность, обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала или мотивировать успевающих учеников заданиями повышенной трудности. Это необходимо для того, чтобы постоянно быть постоянно свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа воздействия

Now much attention is given to distance learning as it is both modem, and perspective. However, functions of the teacher who direct and, in general, provide the whole process, are considered insufficiently, in particular functions of administrative character. We find this function as one of the main things, moreover, the leading one. The article shows the importance of teaching management especially in distance learning which is very significant now. The role of the teacher in this case is considerable, as, we are sure that even independent work of students without regular management doesn't give results.

The key words: administrative function, communicative culture, distant teacher, distance learning, pedagogical competence

Список литературы

1. Кондаков A.M. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовки учителя. М.- Педагогика, №5, 2010

2. Матросов В.Л. Новый учитель для новой российской школы. М.-Педагогика, №5, 2010

3. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. М.- Вита, 2010

4. Сенновский И.Б. Управление переводом общеобразовательной школы на модульную систему организации учебно-воспитательного процесса // Диссертация. М.- 1994.

5. ХУТОРСКОЙ А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос". -2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Об авторе

Пригода М.В. - аспирант Университета Российской Академии Образования, pq1710@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.