Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / подготовка будущих учителей / педагогическая забота / проявление / профессиональная деятельность. / model / training of future teachers / pedagogical care / manifestation / professional activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володин Владимир Владимирович, Лукина Елена Юрьевна

в статье представлена и теоретически обоснована модель подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности. Авторами описан процесс подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в виде логически последовательной системы компонентов – целевого, организационного, процессуального и оценочно-результативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володин Владимир Владимирович, Лукина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO SHOW PEDAGOGICAL CARE IN THE COURSE OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

he article presents and theoretically substantiates the model of training future teachers to display pedagogical care in the process of their professional activity. The authors describe the process of preparing future teachers for the manifestation of pedagogical care in the form of a logically consistent system of components – target, organizational, procedural, and evaluative-effective.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 377

Володин Владимир Владимирович Volodin Vladimir Vladimirovich

Аспирант, преподаватель кафедры педагогики Postgraduate student, teacher of the Department of Pedagogy Благовещенский государственный педагогический университет Blagoveshchensk State Pedagogical University Лукина Елена Юрьевна Lukina Elena Yuryevna доцент кафедры педагогики Associate Professor of the Department of Pedagogy Благовещенский государственный педагогический университет Blagoveshchensk State Pedagogical University

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MODEL OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO SHOW PEDAGOGICAL CARE IN THE COURSE OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация: в статье представлена и теоретически обоснована модель подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности. Авторами описан процесс подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в виде логически последовательной системы компонентов - целевого, организационного, процессуального и оценочно-результативного.

Abstract: he article presents and theoretically substantiates the model of training future teachers to display pedagogical care in the process of their professional activity. The authors describe the process of preparing future teachers for the manifestation of pedagogical care in the form of a logically consistent system of components - target, organizational, procedural, and evaluative-effective.

Ключевые слова: модель, подготовка будущих учителей, педагогическая забота, проявление, профессиональная деятельность.

Key words: model, training of future teachers, pedagogical care, manifestation, professional activity.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Перед современным специалистом педагогического профиля стоит важная

задача - организовать в процессе своей профессиональной деятельности

взаимодействие, которое способствовало бы становлению у молодого поколения

субъектности, выражающейся в деятельностном отношении к себе и к

окружающему миру. В ходе теоретического исследования нами было

установлено, что такое взаимодействие может интерпретироваться как

педагогическая забота, представляющая собой возникающее в педагогическом

взаимодействии целостное, активное, сознательное и избирательное отношение,

в основе которого лежит понимание и сопереживание педагогом актуальных

потребностей, личностных особенностей и субъектного опыта воспитанника, а

также содействие его благополучию и становлению его субъектности. В основе

педагогической заботы лежит помощь ребенку в поиске смысла своего

существования, а также стимулирование его личностного саморазвития на

основе рефлексивной оценки происходящих событий.

Учитель, проявляющий заботу о ребенке, должен быть компетентен в её

осуществлении. Однако, проблема подготовки будущих учителей к проявлению

педагогической заботы еще не была предметом специального изучения в

педагогической науке. Актуальность исследования, таким образом, обусловлена,

во-первых, необходимостью разработки концептуальных основ подготовки

будущих учителей к проявлению педагогической заботы, способствующей

становлению субъектности воспитанника, и вместе с тем разрешающей

экзистенциальные проблемы, возникающие из самого факта его существования;

во-вторых, отсутствием методических разработок по проблеме подготовки

будущих учителей к проявлению педагогической заботы в рамках

образовательного процесса в вузе.

Цель представленного в статье исследования - теоретически обосновать

модель подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в

процессе их профессиональной деятельности.

Педагогический процесс подготовки будущих учителей к проявлению

педагогической заботы определяется нами как организация преподавателем

целенаправленного, гуманистически ориентированного взаимодействия со студентами, в ходе и результате которого будущие учителя овладевают теоретическими знаниями о сущности и механизмах педагогической заботы, а также практическим опытом её осуществления.

Системный подход позволил представить процесс подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в виде логически последовательной системы компонентов - целевого, организационного, процессуального и оценочно-результативного (рис. 1).

Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей к проявлению

педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности

189

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Целевой компонент модели включает в себя основную цель подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы - формирование готовности будущего учителя к проявлению педагогической заботы в процессе профессиональной деятельности. Цель обусловлена, прежде всего, социальным заказом, то есть потребностью общества в компетентных специалистах в области образования, способных организовать, в процессе своей профессиональной деятельности, такое субъект-субъектное взаимодействие, которое способствовало бы актуализации у молодого поколения потребности и механизмов самопознания, самосовершенствования и самоопределения, а также Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, в которых отражены требования к личности современного компетентного педагога [7].

Организационный компонент включает в себя педагогические условия подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы, а именно: актуализацию субъектного опыта будущих учителей в процессе профессиональной деятельности; расширение и углубление представлений о сущности педагогической заботы и формирование навыков её осуществления как одной из стратегий профессиональной деятельности; практическое включение будущих учителей в предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

Процессуальный компонент модели предполагает особенности процесса подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы. Прежде всего, стоит упомянуть факторы, оказывающие влияние на эффективнность данного процесса. Изучение педагогической литературы [2; 4; 5] позволил рассмотреть образовательную среду вуза в качестве стимула к поиску новых личностно-профессиональных смыслов, к освоению будущими учителями гуманитарных идеалов и ценностей, социально значимой информации и технологии деятельности в различных сферах социокультурного бытия (политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и др.). Эта идея позволила нам определить образовательную среду вуза как важный фактор

XI Международная научно-практическая конференция эффективности процесса подготовки будущих учителей к проявлению

педагогической заботы в процессе их профессиональной детальности.

Образовательный процесс педагогического вуза предполагает, прежде всего, непрерывное взаимодействие преподавателей и обучающихся, которое непосредственно влияет на формирование системы ценностей будущего учителя и обогащение его профессионального опыта [1; 3]. В связи с этим, взаимодействие преподавателя и студентов также было определено нами как важный фактор подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности.

Принципиальное значение для усвоения будущими учителями статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде, выступает характер общения в студенческой группе. Нравственный характер общения обучающихся между собой не только стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями, но и способствует формированию субъектного опыта саморазвития, субъект-субъектных, этических отношений, актуализирует развитие ценностного миро-и самоотношения [6; 8]. Таким образом, гуманистический характер общения обучающихся между собой был выделен нами в качестве важного фактора подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности.

Действенность выявленных факторов определяется наличием обозначенных выше педагогических условий.

Непосредственно процесс подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности предполагает личностную, личностно-профессиональную виды подготовки, а также практическое включение студентов в социальное и предметное содержание профессиональной деятельности.

Личностная подготовка направлена на формирование субъектности у будущих учителей, позитивного самоотношения, эмпатии, убежденности в ценности личности, что осуществляется посредством спецкурса

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» «Педагогическая забота и личность учителя». Программа спецкурса включает в себя 36 часов (1 з.е.), низ них: 8 часов лекционных занятий, 10 часов практических занятий с элементами психологического тренинга и 18 часов самостоятельной работы.

Личностно-профессиональная подготовка направлена на расширение представлений о сущности педагогической заботы; формирование навыков проявления педагогической заботы; расширение представлений о путях и средствах личностно-профессионального саморазвития; формирование навыков личностно-профессионального саморазвития. Личностно-профессиональная подготовка реализуется посредством спецкурса «Педагогическая забота и её проявление в школе», программа которого включает в себя 36 часов (1 з.е.), низ них: 8 часов лекционных занятий, 10 часов практических занятий и 18 часов самостоятельной работы. Кроме этого, с целью личностно-профессиональной подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы, осуществляется их включение в мероприятия, включающие элементы будущей профессиональной деятельности.

Важным элементом подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы практическое включение студентов в социальное и предметное содержание профессиональной деятельности. Прежде всего, это волонтерская деятельность, предполагающая заботливое отношение к субъектам взаимодействия, организация культурно-массовых мероприятий (непосредственно процесс подготовки), взаимодействие в рамках студенческого самоуправления.

Оценочно-результативный компонент модели включает в себя, прежде всего, систему критериев и показателей уровня готовности будущих учителей к проявлению педагогической заботы, а также результат этой подготовки.

Критерии и показатели сформулированы на основе компонентов готовности будущих учителей к проявлению педагогической заботы. Так, когнитивный компонент готовности будущего учителя к проявлению педагогический заботы выражается в сформированности у учителя

XI Международная научно-практическая конференция представлений о сущности педагогической заботы, а также в сформированности профессионально-педагогических понятий, характеризующих педагогическое субъект-субъектное взаимодействие, в основе которого лежит педагогическая забота. Таким образом, критериями выступают: понимание сущности педагогической заботы (полнота, глубина, осознанность,

дифференцированность «педагогической заботы» от других педагогических понятий), а также представления о профессионально-личностном саморазвитии (сформированность представлений о путях и средствах профессионально-личностного саморазвития, осознание необходимости профессионально-личностного саморазвития).

Эмоционально-ценностный компонент готовности будущего учителя к проявлению педагогический заботы представляет собой сформированность системы профессионально значимых ценностей учителя, а также высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоционально-ценностный компонент находит своё отражение в том, что заботящийся характеризуется позитивным самоотношением, ценностным отношением к личности ребенка. Таким образом, критерием является эмоционально-ценностное отношение к себе и к ребенку. Показателями критерия выступают: позитивное самоотношение; эмоциональная отзывчивость (эмпатия); убежденность в ценности личности ребенка; убежденность в значимости педагогической заботы, как для ребенка, так и для общества в целом.

Деятельно-практический компонент готовности в двух направлениях: во-первых, как сформированность умений и навыков организации педагогического взаимодействия, раскрывающего его субъектный и развивающий характер, а во-вторых, как навыки профессионально-личностного саморазвития педагога. Деятельно-практический компонент готовности будущего учителя к проявлению педагогической заботы проявляется в виде защиты педагогом ребенка от воздействия негативных внутренних и внешних факторов; защиты прав ребенка, обеспечивающих его свободу и достоинство; диагностики актуальных потребностей, целей, устремлений ребенка; содействия в осознании ребенком

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» своих потенциальных возможностей, а также их реализации в практической жизни; помощи в поиске и выстраивании им смысла жизни. При этом сам педагог должен находиться в постоянном процессе саморазвития. Нами особенно ярко подчеркивается значение практики заботы наставника о себе как необходимого условия проявления заботы о воспитаннике, и выражающейся в виде обращения, анализа и переработки своего субъектного опыта; рефлексии; познавательной и социальный активности по отношению к себе и окружающему миру. Таким образом, критериями являются: навыки профессионально -личностного саморазвития (проявление рефлексии; владение навыками профессионально-личностного саморазвития), проявление педагогической заботы в реальном поступке (ориентация на личностную модель взаимодействия; субъектность; элементы педагогической заботы).

Результатом вышеописанного педагогического процесса выступает сформированная готовность будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе профессиональной деятельности, которое мы определяем как психическое состояние, позволяющее целесообразно регулировать свою деятельность в процессе проявления педагогической заботы, при наличии совокупности знаний о сущности педагогической заботы и эмоциональной включенности, которые проявляются в поведенческой активности, в рефлексивном анализе своей деятельности.

Таким образом, педагогическими особенностями процесса подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности являются вовлечение будущих учителей в педагогическое взаимодействие, которое стимулирует их к накоплению положительного личностно-значимого опыта личностного саморазвития и субъект-субъектных отношений, а также насыщение педагогического пространства квазипрофессиональной деятельностью, моделирующую собственно профессиональную деятельность будущих учителей, где педагогическая забота выступает одной из её стратегий.

XI Международная научно-практическая конференция

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в организации экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Анциферова А.Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6). С. 144147.

2. Виттенбек В.К. Формирование социокультурной среды как условие реализации компетентностного подхода в вузе // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Часть 3. / Материалы IX Международной научной конференции / Отв. ред.: А.В. Семёнов, Ю.С. Руденко. М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте, 2013. С. 68-75.

3. Галкина И.А., Редлих С.М. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов как фактор повышения эффективности учебного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 13. С. 130-137.

4. Ерофеева М.А., Мироненкова О.Л. Образовательная среда вуза как фактор становления личности студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № 25. С. 134-140.

5. Ковыляев К.Н. Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности // Вестник Московского университет имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образование, ресурсы и психология. 2013. № 1 (2). С.53-58.

6. Мороз В.А., Антюшина Т.Ю. Межличностные отношения студентов, влияющие на процесс становления личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 735-739.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №2 1457 «Об

утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. 22 с. Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71209970/ (дата обращения 13.12.2020).

8. Черток Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Вып. 14. № 2-1. С. 180-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.