Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности'

Модель подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / TRAINING OF DESIGNERS / ART AND DESIGN ACTIVITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING MODEL / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзина Екатерина Викторовна

В статье представлено описание модели подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности в образовательном процессе высшей школы, рассматривается ее структурное содержание, педагогические условия реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PREPARATION OF FUTURE DESIGNERS FOR ARTISTIC AND DESIGN ACTIVITIES

The article describes the model of training future designers for artistic and project activities in the educational process of higher education, examines its structural content, pedagogical conditions of implementation.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности»

медицинской сестры. Сострадание требует от медицинского работника выполнения конкретных действий, обеспечивающих облегчение страданий пациентов [11].

Чуткость. Чуткость правомерно трактовать в качестве внимательности медицинской сестры к больным, способности понимать и чувствовать все переживания пациентов, оказывать им необходимую профессиональную помощь, которая способствует смягчению страданий от болезни, устранению причин, вызвавших болезнь и дальнейшему выздоровлению больных. Чуткость каждого медицинского работника среднего звена является не только нравственным качеством его личности, но и энергией, побуждающей специалиста к творческому поиску в диагностике и лечении, часто требующего от медицинской сестры должной самоотверженности и самопожертвования. В чуткости медицинской сестры таится и значительная лечебная сила, ускоряющая положительные влияния различных мер лечебного характера на выздоровление пациентов [11].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия медицинской сестры априори должна быть ориентирована на гуманистические ценности, а гуманистическая сущность обозначенной профессии проявляется в специфической эмоционально-чувственной основе собственно профессиональных и межличностных отношений медицинского работника со своими пациентами.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - 50 -е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 363 с.

2. Бастракова Е.Г. Профессиональное самопознание как условие профессионального становления медицинской сестры (опыт экспериментального исследования) // Человек и Вселенная. 2003. - №8 (29). -С. 15-24

3. Клушина Н.П. Аксиологические основы работы с молодежью. Ставрополь, СКФУ, 2014 - 126 с.

4. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения / Педагогика 2016, № 5, С. 65-71

5. Лифшиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 152 с.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб.: Питер, 2014. - 116 с.

7. Мурашова, Л.А. Общение с пациентами: влияние эмоциональных барьеров и коммуникативной агрессивности у медработников на эффективность общения / Л.А. Мурашова // Перспективы науки. - Тамбов, 2010. - № 3(05). - С. 33-37.

8. Помазанова Е.В., Клушина Н.П. Индивидуально-творческий подход и его методологическое значение в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер/ Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№1(74). - С. 221-222

9. Силкина Т.В. Формирование социального статуса медицинской сестры: Дис. канд. социол. наук. -Волгоград, 2002. - 136 с.

10. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. - 561 с.

11. Олехнович Л.С. Сестра и пациент: культура общения и поведения // Медицинские знания. - 2010. -№ 1. - С. 2-3.

12. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Ставрополь: Издательство СКСИ, 2007. - 634 с.

Педагогика

УДК [378:7.05-051].001.57

ассистент кафедры изобразительного искусства,

методики преподавания и дизайна Гадзина Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлено описание модели подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности в образовательном процессе высшей школы, рассматривается ее структурное содержание, педагогические условия реализации.

Ключевые слова: подготовка дизайнеров, художественно-проектная деятельность, педагогические условия, модель подготовки, высшая школа.

Annotation. The article describes the model of training future designers for artistic and project activities in the educational process of higher education, examines its structural content, pedagogical conditions of implementation. Keyword: training of designers, art and design activities, pedagogical conditions, training model, high school.

Введение. В условиях современного социального и культурного развития общества формируются новые требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров, что находит отражение в законодательно-нормативной базе Российской Федерации. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритеты подготовки высокообразованной, высококвалифицированной, мобильной личности.

Учебный процесс подготовки будущих дизайнеров в образовательном процессе высшей школы представляет собой систему специфического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в котором обучающийся занимает активную позицию творческого сотрудничества. В процессе художественно-проектной деятельности происходит становление дизайнера, приобретаются индивидуальные черты творчества, навыки саморазвития и самооценки.

Изложение основного материала статьи. Е.А. Филонова констатирует, что любая деятельность, в том числе и учебная, зависит от условий, в которых она протекает [1, с. 69]. Подготовка к художественно-проектной деятельности также нуждается в организации, прежде всего, в создании педагогических условий.

Так, В.И. Андреев полагает, что педагогические условия представляют собой итог «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [2, с. 94].

Н.М. Борытко определяет педагогические условия как «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом.» [3, с. 63].

Как «совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса», понимает термин Е.А. Ганин [4, с. 10].

Изложение основного материала статьи. Тенденции развития отечественного дизайн-образования и характер формирования современного социума требуют поиска более эффективных путей подготовки компетентных, квалифицированных специалистов, способных к творческому развитию и самостановлению. В связи с этим подготовка будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности рассматривается как активный процесс формирования профессионала, соответствующего запросу современного общества. Художественно-проектная деятельность представляет собой процесс созидания комфортной окружающей среды и характеризуется мировоззрением и социальными задачами, ориентированными на постоянно изменяющуюся среду общества.

На базе системы подготовки будущих дизайнеров на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн [5] и профессионального стандарта графического дизайнера [6] были выделены педагогические условия формирования готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности: мотивация будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности; практико-ориентированная направленность подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности; реализация комплекса учебных заданий профессионально направленных дисциплин, направленного на формирование креативности будущих дизайнеров.

Остановимся более детально на описании педагогических условий. Первое условие - мотивация будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности. Мотив является одним из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее элементарное определение мотива в контексте этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». То-есть неосознаваемое желание к достижению результата.

Данное условие направлено на постепенное нарастание мотивации к учению от неустойчивой до глубоко осознанной, а потому особенно действенной, вовлечение обучающихся в процесс формирования индивидуальной шкалы достижений. Отдается предпочтение развитию не столько внешней мотивации, направленной не на содержание деятельности, а на внешние обстоятельства, сколько мотивации внутренней, базовой. Это стремление получать знания, овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; быть грамотным человеком, полезным обществу, заработать одобрение старших, добиться успеха, престижа.

Положительное отношение и мотивация к обучению создается двумя методами. Первый направлен на создание положительного отношения к деятельности, которое достигается формированием положительных эмоций в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности. Второй метод создания положительного сознательного отношения к деятельности содержит понимание смысла деятельности, ее личной и общественной значимости.

Второе условие - практико-ориентированная направленность подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности - подразумевает обеспечение знаний, умений и навыков, которые бы способствовали формированию профессионального опыта обучающихся, значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, художественно-проектной культуры обучающихся, которые способны воспринимать и верно оценивать красоту окружающей среды, искусства, формируемых эстетических вкусов, к развитию чувственности к прекрасному в поведении, работе, коллективной деятельности, творчестве [8, с. 99]. В нашем исследовании установлены такие категории, как готовность будущих дизайнеров к конкретной деятельности, объективная самооценка, эстетический вкус, эстетическое сознание.

В процессе подготовки будущих дизайнеров система профессиональных знаний является основой интеграции разноаспектных отраслей и способствует формированию принципиально новых идей, так как решение проектных задач невозможно без взаимосвязи многих методов и средств исследования, без глубокого взаимопроникновения теоретических и практических уровней художественно-проектной деятельности [9, с. 91]. Этот процесс ориентирован на введение будущих дизайнеров в профессиональную деятельность на этапе обучения, на развитие и саморазвитие личности, что является одним из основных требований профессионального стандарта графического дизайнера.

Третье условие - реализация комплекса учебных заданий профессионально направленных дисциплин, направленного на формирование креативности будущих дизайнеров.

Активизация познавательной деятельности обучающихся в сфере художественного проектирования способствует не только видению перспектив профессионального труда, но и формированию нового отношения к окружающей среде, развивающего потребность в ее художественном преобразовании согласно требованиям современности. От дизайнера зависит оригинальность результата, нестандартность решения, прорывная новизна.

Креативность принадлежит к высокопрофессиональным навыкам и, как любой высокопрофессиональный навык, он тренируем. Его суть заключается в специальной технологии организации творческого процесса. По своему содержанию технология предполагает такое решение проектных задач, которое выходит за рамки определенного рода стереотипов.

В модели подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности в образовательном процессе ВУЗа основным результатом предполагается совершенствование системы дизайн-образования; формирование профессиональных навыков художественного проектирования в образовательном процессе высшей школы, что соответствует социальному заказу общества.

Под социальным заказом понимаются интересы сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе обучения: непосредственно обучающихся и государства в виде Государственного заказа, содержание

которого определяется нормативными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом и профессиональным стандартом графического дизайнера.

Опираясь на системный подход, в структуре готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности выделили ряд взаимосвязанных компонентов: мотивационный (мотив как конституирующий признак деятельности), гностический (знания и умения как основа познавательной деятельности) и результативно-рефлексивный (самоанализ и самооценка).

Основой модели является новое содержание дизайнерского образования, направленное на формирование умений дизайн-проектирования как средства воздействия на субъект, образованное на системном подходе.

Цель мотивационного компонента - определить готовность обучающихся к художественно-проектной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин «Пропедевтика», «Макетирование», «Проектирование».

Стимулирование мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В периоды экономических и социальных кризисов развития общества возникают новые мотивы, ценностные ориентации, потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности [9, с. 26].

В формировании мотивационного компонента значительное место отводится сфере решаемых задач: развитие мотивации к увеличению уровня профессиональной грамотности, знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам, креативности как качественной характеристики профессионального мышления дизайнера (умение увидеть проблему; взглянуть на нее с разных сторон; гибкость как умение отказаться от усвоенной точки зрения и понять новую; оригинальность, отход от шаблона; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; к конкретизации или синтезу; ощущение точной организации идей; возможность перенести творческие возможности с одного «материала» на другой).

Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые располагаются в ядре личной познавательной деятельности. Компонент влияет на активность жизненной позиции, на формирование мировоззрения, отражающегося на стабильности системы отношений к окружающей действительности и самому себе. Немаловажны и общекультурные знания [2, с. 88].

Высокоразвитые гностические способности характеризуются нестандартностью в способах усвоения принципов саморазвития и самоконтроля, скоростью и творческим отношением к научным методам исследования проблемы с целью принятия целесообразных решений. Знания и умения, которые способствуют развитию собственной познавательной деятельности, становятся значительной составляющей гностического компонента.

В гностический компонент включены: система знаний о сущности, структуре, функциях художественного проектирования; знание методов и приемов процесса художественного проектирования и их самоанализ с точки зрения их эффективности - неэффективности; креативность; высокий интеллект [9, с. 15].

Решение поставленных задач гностического компонента требовало от обучающихся проявления осознанной инициативы в учебной деятельности, которое определялось проектной деятельностью, в форме проблемных ситуаций. Проектная деятельность проявлялась в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. При формировании гностического компонента использовались следующие принципы: последовательности, наглядности, творческой активности и самостоятельности, креативности, интеграции технического и художественного образования. Комплексное применение этих принципов позволяет рассматривать их как единство противоположностей и избежать эклектичности их восприятия.

Принцип последовательности воплощается в нашем исследовании посредством последовательной системы авторских творческих работ и проектов обучающихся. Способность воображения является условием и формой творчества и восприятия. Результатом становится художественный проект [9, с. 50].

Таким образом, механизмом, реализующим развитие и становление профессиональных качеств дизайнеров в процессе обучения и становится художественный проект. Подчиняясь обусловленным планирующим органам, проект выступает как элемент системы управления учебным процессом.

Принцип наглядности представляет собой процессы анализа самостоятельных частей художественного объекта и их синтеза в объемном моделировании. Суть этого принципа состоит в том, что форма художественного проекта органически связана с содержанием и определяется им, а содержание проявляется лишь в определенной форме.

Противопоставление содержания и формы характерно, прежде всего, для этапа творчества, т.е. для их взаимного, обоюдного становления, когда дизайнер осмысливает то, что хочет выразить в проекте и ищет для этого адекватные средства [8, с. 209]. В законченном же художественном объекте форма и содержание непременно должны составлять неразрывное, находящееся в гармонии единство, чему способствует объемное моделирование и визуализация.

Выявление личностного потенциала будущих дизайнеров, творческого отношения к учебному процессу, инициативности и самостоятельности в управлении собственной художественно-проектной деятельностью является основной целью принципа творческой активности и самостоятельности. Преподаватель стимулирует вариативность проектных решений, творческий эксперимент, поощряет самостоятельность мышления, оставляет контролирующую функцию и ответственность за полученные результаты за самим обучающимся.

Умение находить новое нестандартное решение становится неотъемлемым качеством специалиста-дизайнера. Принцип креативности предполагает ориентацию на развитие творческих способностей методом поиска еще не встречавшихся им ранее способов решения проектных задач. Таким образом происходит формирование новых знаний, умений, навыков художественно-проектной деятельности на базе уже имеющихся.

Принцип интеграции технического и художественного образования обеспечивает обучающимся глубину и устойчивость полученных знаний, развитие и обогащение художественно-проектной деятельности в единстве изобразительного искусства, проектного творчества и теории дизайна. Использование принципа интеграции должно способствовать гармоничному развитию личности обучающегося и свободе в выборе собственной траектории обучения. Необходимость применения этого принципа продиктована сущностью понятия художественно-проектной деятельности дизайнера, включающей в себя утилитарное и эстетическое.

Результативно-рефлексивный компонент готовности будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности включает самоанализ и самооценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности проектирования должны соответствовать заданным целям и задачам.

Большую роль в формировании проектной деятельности играет постановка творческих задач, требующих нестандартного решения при заданных условиях. Все это дает основания для разработки алгоритма, обеспечивающего формирование комплекса методов, заданий и упражнений, направленных на интенсификацию проектирования в решении поставленных задач: способствовать освоению обучающимися деятельности дизайнера в проектной области; развивать познавательную активность обучающихся; воспитывать самостоятельность при решении проектных задач.

Становление специалиста возможно лишь в результате комплексности развития и профессиональной сферы, и личностного роста.

Выводы. Результаты экспериментального исследования дают основание утверждать, что реализация педагогических условий способствует тенденции роста по всем показателям формирования художественно-проектной деятельности. В ходе подготовки обучающиеся экспериментальной группы овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками художественно-проектной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин.

Сравнительный анализ результатов эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной модели и педагогических условий, обеспечивающих результативность подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективы дальнейшего исследования видим в разработке системы работы по обеспечению преемственности в подготовке к художественно-проектной деятельности обучающихся колледжей и будущих дизайнеров образовательных организаций высшего образования; учебно-методического сопровождения профессиональной подготовки будущих дизайнеров на платформе LMS Moodle.

Литература:

1. Филонова, Е.А. Психолого-педагогические условия организации учебного процесса в современной системе образования / Е.А. Филонова // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 67-75.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. -Казань: РИО КГУ, 1988. - 238 с.

3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

4. Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е.А. Ганин. - Режим доступа: // http://www.ito.su/2003/VII/Vn-0- 1673.html.

5. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203978/

6. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 января 2017 г. № 40н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/docs/profstandarts/view/870

7. Екатеринушкина, А.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций магистрантов дизайна / А.В. Екатеринушкина // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН. - 2018. - № 2 (75). - С. 224-233.

8. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики: учеб. пособие / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 225 с.

9. Мозгот, В.Г. Формирование художественного вкуса личности / В.Г. Мозгот. - Ростов н/Д.: РГУ, 1992. - 160 с.

10. Муртазина, С.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»: автореф. дис. . канд. пед. наук:/ С.А. Муртазина. - Казань, 2012. - 28 с.

11. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань: Издательство, 1972. - 365 с.

12. Иконников, А.Ф. Функция, форма, образ в архитектуре / А.Ф. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. - 240 с.

Педагогика

УДК: 371

старший преподаватель кафедры педагогики Газизова Татьяна Владиславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); профессор кафедры физического воспитания Лукин Юрий Леонидович

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье обозначена необходимость осмысления проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. In the article the necessity of comprehension of the problem of formation of communicative universal educational actions at lessons of physical culture in primary school is designated.

Keywords: communicative universal educational actions, Federal state educational standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.