Научная статья на тему 'Выставочная деятельность в системе подготовки будущего дизайнера: из опыта работы в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»'

Выставочная деятельность в системе подготовки будущего дизайнера: из опыта работы в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ДИЗАЙНЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСТАВКА / САМОВЫРАЖЕНИЕ / EXHIBITION ACTIVITY / TRAINING / FUTURE DESIGNER / EDUCATIONAL PROCESS / EXHIBITION / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ченских Анастасия Дмитриевна

В статье рассматривается опыт профессиональной подготовки в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) средствами выставочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ченских Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibition activities within the training system of the future designer (by work experience of SBIVE IR ICAT&RC)

The article deals with the experience of training in State Budgetary Institution of Vocational Education of the Irkutsk Region “Irkutsk College of Automobile Transport and Road Construction” with a specialization in “Design” by means of exhibition activities.

Текст научной работы на тему «Выставочная деятельность в системе подготовки будущего дизайнера: из опыта работы в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.014 ББК 85.31 Ч-435

А. Д. Ченских Иркутск, Россия

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ГБПОУ НО «ИКАТ и ДС»

В статье рассматривается опыт профессиональной подготовки в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) средствами выставочной деятельности.

Ключевые слова: выставочная деятельность, СПО, профессиональная подготовка, будущий дизайнер, образовательный процесс, выставка, самовыражение.

A. D. Chenskih Irkutsk, Russia

EXHIBITION ACTIVITIES WITHIN THE TRAINING SYSTEM OF THE

FUTURE DESIGNER (BY WORK EXPERIENCE OF SBIVE IR ICAT&RC)

The article deals with the experience of training in State Budgetary Institution of Vocational Education of the Irkutsk Region "Irkutsk College of Automobile Transport and Road Construction" with a specialization in "Design" by means of exhibition activities.

Key words: exhibition activity, training, the future designer, the educational process, exhibition, self-expression.

© Ченских А. Д., 2016

Стратегическая цель образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации, в создании культуры XXI века, заключается в формировании полноценной творческой личности, способной приумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности. Будущий дизайнер должен быть конкурентоспособным и востребованным на современном рынке труда, следовательно, гармонично и всесторонне развитой личностью. Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере обусловливают необходимость нового подхода к оценке профессионального уровня подготовки будущих дизайнеров. Они предусматривают развитие у студентов творческого мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, самоопределению что, в свою очередь, служит признаком высокого профессионального мастерства, что будет способствовать успешной самореализации будущего дизайнера и решению профессионально-творческих задач. Для этого необходимо преодолеть имеющиеся в настоящее время противоречия между возрастающими требованиями к качеству профессиональной подготовки студентов - будущих дизайнеров - и недостаточным вниманием к процессу развития нестандартного образного мышления, позволяющего в процессе обучения и дальнейшей практической деятельности формировать проектные замыслы, моделировать художественный образ дизайн-среды, художественное мышление.

Художественное мышление, с одной стороны, как деятельность, а с другой, как профессиональное качество будущих дизайнеров, требует учета двух аспектов его функционирования: процессуального (развитие, целенаправленность к результату через действия) и личностного (приобретаемые личностью устойчивые психические свойства).

Организация процесса формирования профессионального художественного мышления студентов обеспечивается благодаря учету важнейших дидактических принципов.

Повышение эффективности формирования профессионального художественного мышления возможно при соблюдении комплекса теоретических и

эмпирических методов, касающихся как организации учебно-воспитательного процесса, так и изменения его содержательной основы. К первым относятся метод анализа и синтеза, теоретическое моделирование, обобщение передового педагогического опыта. Ко вторым - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка результатов, анализ учебно-методической документации.

Большое значение для успешного формирования профессионального художественного мышления имеет реализация принципов организации образовательного процесса, в которой, наряду с общеизвестными дидактическими, присутствуют принципы, отражающие специфику деятельности будущих дизайнеров:

• концептуальность;

• креативность;

• творческое единение педагогов и обучающихся;

• синтез и научно-обоснованный набор возможных решений дизайн-проекта;

• перенос сведений и умений из одной области знаний или деятельности в другую и их нестереотипная рекомбинация;

• поэтапная последовательная организация проектных действий и др.

Воплощение данных принципов на деле подразумевает интенсификацию

учебного процесса за счет комплексного охвата всех видов работы студента, начиная с первого курса. Условия повышения эффективности формирования художественного мышления у студентов, будущих дизайнеров, включают расширение спектра различных видов их деятельности (учебная, выставочная, концертно-исполнительская, культурно-массовая, художественно-эстетическая).

Выставочная деятельность студентов в нашем колледже является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) средствами выставочной деятельности. Это - целенаправленное, систематическое воздействие с целью формирования творчески ак-

тивной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Привлечение студентов к участию в выставках - это особый вид педагогической деятельности, дополняющий основной образовательный процесс и отличающийся от основных традиционных методов преподавания обязательных дисциплин. Участие студентов в выставках и конкурсах укрепляет имидж колледжа, повышает престиж специальности 072501 Дизайн (по отраслям) средствами выставочной деятельности и помогает выявить профессионализм и мастерство участников. Следует отметить большое влияние, которое оказывает выставочная деятельность на формирование студентов как будущих специалистов. Участие в выставках положительно отражается на профессиональном будущем студентов, делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, при устройстве на работу.

Когда выпускник колледжа приходит устраиваться на работу дизайнером, имея при себе дипломы участника выставок, то работодатель часто считает молодого специалиста лучше подготовленным, и он имеет преимущества перед другими претендентами на эту должность.

Подготовка творческих конкурсных работ к участию в выставке является одним из видов внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) средствами выставочной деятельности в ГБПОУ ПО «ИКАТ и ДС», и проводится как самостоятельно, так и под руководством преподавателей. Внедрение такого вида самостоятельной внеаудиторной работы, как выставочная деятельность, позволяет студентам-дизайнерам совершенствовать полученные в колледже навыки в среде профессионального общения студентов и педагогов, накапливать необходимый практический опыт для дальнейшего становления в профессии, а также помогает оценивать свои навыки на конкурентной основе, что является стимулом к повышению своего профессионального уровня. Участие в выставках выявляет наиболее талантливых студентов, стимулирует их дальнейший рост. Кроме этого, участие в выставках - это одна из форм самовыражения студентов.

Несмотря на то, что «Дизайн» ещё относительно «молодая» специальность в колледже, участие студентов в выставках и конкурсах дизайна стало уже традицией.

Отличные результаты студенты показали, участвуя в областном конкурсе творческих работ «У мусора есть дом».

Предоставляемые на выставку-конкурс работы должны соответствовать требованиям:

— инновационность;

— художественно-образная выразительность;

— композиционная целостность;

— стилевая завершённость;

— использование современных технологий;

— новаторское применение материалов;

— художественная ценность экспоната / качество.

Условием конкурса было - создание функционального арт-объекта из бросовых материалов. Так же нужно было описать концепцию работы, придумать название. Студенты не только выполнили конкурсные работы, полностью соответствующие заявленным требованиям, но и проявили большую фантазию, креативность в придумывании названий к работам.

По итогам конкурса студенты были награждены дипломами.

Студенты участвуют и в очень серьёзных выставках наряду с профессионалами. В 2013 году преподаватели и студенты ГБПОУ ПО «ИКАТ и ДС» приняли активное участие в Международной выставке-конкурсе «Город+дизайн. Пространство жизни», которая проходила в Музее истории города. По словам председателя правления ПРО Союза дизайнеров России, доцента кафедры дизайна института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» Андрея Шолохова, это была уже четвёртая подобная выставка.

На этой выставке, которая проходила при поддержке Управления культуры г. Иркутска и регионального отделения Союза дизайнеров РФ, было представ-

лено более 500 художественных работ, арт-объектов и инсталляций.

Студенты ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» участвовали в выставке наряду со студентами двух кафедр ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» - дизайна и геммологи. Наряду со студентами: Иркутского педагогического университета, Московского архитектурного института (МАРХИ), воспитанниками Центра детского и юношеского творчества, архитектуры, дизайна ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» «Пирамида», учащимися ДХШ № 5 г. Иркутска, а также корейскими и китайскими студентами, сотрудниками дизайн-студий, архитектурных бюро и творческих мастерских.

По итогам выставки, работы студентов ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» Воробьёвой А., Король Т., Сафиной Е., Якубовского К. получили высокую оценку жюри и стимул для дальнейшего участия в творческих конкурсах различного уровня. Студенты были награждены не только дипломами, но и денежными премиями.

В конкурсной программе выставки в номинации «Дизайн среды» приняли участие так же и студенты-выпускники прошлых лет, предоставив свои дипломные проекты.

В течение двух лет (2014-2015 гг.) студенты под руководством преподавателей ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» подготовили работы и участвовали в областном конкурсе социального плаката «Здоровое поколение». Все участники -учащиеся III курса, были отмечены грамотами и благодарственными письмами. Проблема алкоголизма, наркомании, экологии стоит очень остро в обществе, поэтому работа над плакатами имела большое воспитательное значение. Участников заинтересовала тема конкурса, они творчески подошли к подготовке плакатов.

В конце 2015 года в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» в рамках выставки «Уютный дом. Новогодний подарок». Региональное отделение Союза дизайнеров РФ подготовило сюрприз жителям города - выставку, на которой были представлены календари разных форм. Мероприятие так и назвали - «Календарь».

Студенты ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС» Д. проявили большой интерес к данному мероприятию и приняли активное участие в выставке. По итогам выставки участники были награждены дипломами.

Стоит отметить, что во время участия в выставках, студенты имеют возможность повысить свой профессиональный уровень, посещая мастер-классы других участников, и получить вдохновение, изучая другие выставочные работы, как студентов, так и дизайнеров-профессионалов.

Таким образом, участие в выставках и конкурсах дизайнерских работ способствует развитию и реализации творческого потенциала будущих дизайнеров.

Для того чтобы реализация поставленных перед нами задач в осуществлении выставочной деятельности проходила успешно, мы опираемся на такие принципы воспитания, которые помогают студентам стать всесторонне развитой личностью, в их профессиональном становлении и жизненном самоопределении:

1. Принцип гуманизма, уважения к личности студента в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от преподавателя умения создать благоприятный психологический климат в проектной группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к обучающимся для достижения нужных результатов.

2. Принцип опоры на положительное в личности студента. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление обучающихся быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества преподавателя, его профессиональные умения.

3. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует умения формировать межличностные отношения.

4. Личностный подход. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Здесь надо знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия обучаемых, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными студентами. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы преподаватель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих студентов;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированных важных личностных качеств: образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Актуальным в современном профессиональном образовании является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала личности студентов, вовлечения их в творческую выставочную деятельность, развитие художественного мышления, которые, на наш взгляд, являются основой профессионального роста, развития и совершенствования будущего дизайнера.

Таким образом, синтез всех видов деятельности: учебной, выставочной, концертно-исполнительской, культурно-массовой, художественно-эстетической будущих дизайнеров регулирует осуществление процесса формирования их профессиональных компетенций в учебно-профессиональной деятельности. Активизация данных видов деятельности способствует мотивации сознательного профессионально-личностного развития и реализации собственных профессиональных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.