ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147
Т. Б. Гребенюк, И. Г. Булан
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются различные подходы к пониманию сути педагогического взаимодействия и его моделированию; предлагается авторская модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения в современном вузе.
This article deals with different approaches to understanding the essence of and modelling pedagogical interaction. The authors propose a model of pedagogical interaction between the teacher and students in distance learning at a modern university.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, модель педагогического взаимодействия.
Key words: pedagogical interaction, model of pedagogical interaction.
Известно, что дистанционное обучение предполагает специально организованный процесс самостоятельной учебно-познавательной работы студента, не изолированной от контактов с преподавателями и другими студентами. Один из аспектов исследуемой нами проблемы заключается в выяснении сути взаимодействия участников дистанционного процесса обучения, направленного на становление опыта проектной деятельности студентов. Чтобы построить модель педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, обратимся, прежде всего, к содержанию понятия «педагогическое взаимодействие».
Педагогическое взаимодействие как проблема теории и практики давно привлекает внимание ученых. Ей посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов (И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, B. А. Сластенин, В. Турмонд (V. Thurmond) с соавторами [11] и др.), в которых исследователи выясняют сущность педагогического взаимодействия, его функции, структуру, этапы, способы организации и др.
Само понятие «взаимодействие» (в философском смысле, психологическом и пр.) отражает взаимосвязи, влияние и взаимовлияние, переходы, изменения, развитие тех или иных объектов в результате их взаимного воздействия. Так как все в мире взаимообусловлено, любой объект, явление, состояние могут быть поняты исключительно через свое взаимодействие с другими объектами той же системы. Таким образом, взаимодействие представляет собой основу любой системы, в том числе образовательной.
7
© Гребенюк Т. Б., Булан И. Г., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 7—14.
По мнению В. Я. Ляудис [6, с. 37], взаимодействие может рассматриваться как совместная деятельность обучающего и обучаемых, в ходе которой реализуются сотрудничество и диалог, что необходимо как для становления личности студента, так и для развития преподавателя. В. Я. Ляудис утверждает, что без соразвития преподаватель не может реализоваться ни как профессионал, ни как личность. Такие известные исследователи, как Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и М. И. Станкин, в свою очередь указывают, что основными характерными чертами взаимодействия являются взаимное сотрудничество, гуманные межличностные отношения, эффективное общение (взаимодействие), эффективные субъект-субъектные отношения, возможность конструктивного разрешения конфликтов, а также сотворчество.
Известный отечественный психолог И. А. Зимняя считает, что взаимодействие способствует активности, осознанности, целенаправленности взаимных действий обеих сторон учебного процесса. Эти стороны выступают в позиции его субъектов, и их согласованные действия ре-зультируются и предпосылаются психическим состоянием контакта [3, с. 82].
Раскрывая содержание понятия «педагогическое взаимодействие», И. А. Зимняя приходит к выводу, что педагогическое взаимодействие — это многоаспектный процесс [3, с. 25], включающий в себя такие виды взаимодействия, как воспитательное, социально-педагогическое и дидактическое. Педагогическое взаимодействие во всех случаях представляет собой специально организованный процесс, направленный на решение поставленных образовательных задач.
По мнению современного исследователя Е. В. Коротаевой, педагогическое взаимодействие следует понимать как детерминированную образовательной ситуацией особую связь субъектов и объектов образовательного процесса, основанную на «событийно-информативном, ор-ганизационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве» и ведущую к количественным и/или качественным изменениям организации педагогического процесса [4].
Мы разделяем мнение В. А. Сластенина о том, что педагогическое взаимодействие — это преднамеренный контакт (длительный или временный) обучающего и обучаемых, приводящий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности и взаимоотношениях [7]. Данная трактовка педагогического взаимодействия близка нам в силу того, что понятие «опыт», входящее в проблему нашего исследования, отражает в аспекте своего становления именно изменения в личностных характеристиках человека как субъекта образовательного процесса.
Важнейшие характеристики взаимодействия могут проявляться различным образом — в зависимости от тех условий и ситуаций, в которых происходит взаимодействие участников педагогического процесса, — что дает нам возможность говорить о множестве разнообразных типов взаимодействия, в том числе в дистанционном режиме.
Так, В. Турмонд, К. Вамбах, Г. Р. Коннорс и Б. Б. Фрей [11] считают, что существуют четыре типа педагогического взаимодействия в усло-
8
виях дистанционного обучения: обучающийся — содержание учебного курса; студент — студент; студент — преподаватель; учащийся — интерфейс. Ниже представим краткие характеристики этих типов.
Тип взаимодействия «обучающийся — содержание учебного курса» включает в себя взаимодействие студентов с контентом, представленным в онлайн-курсах. Эффективность этого взаимодействия, как правило, зависит от таких факторов, как ясность содержания, время и среда. На эффективность взаимодействия «студент — студент» влияют четыре типа коллегиального поведения, необходимого в условиях дистанционного обучения: 1) участие; 2) ответ; 3) обеспечение эффективной обратной связи; 4) короткий, целенаправленный обмен сообщениями [11].
В условиях дистанционного обучения тип взаимодействия «студент — преподаватель» предполагает обратную связь при помощи электронных средств, таких как чат, обсуждения или сообщения по электронной почте. Взаимодействие «учащийся — интерфейс» связано с компьютерными технологиями, и основные переменные этого типа взаимодействия включают в себя: опыт работы с компьютером; представления студентов о технологиях; доступ к образовательным технологиям [11].
Наряду с педагогическим взаимодействием в теорию педагогики введено тесно связанное с ним понятие «учебное взаимодействие». Под последним И. А. Зимняя понимает процесс передачи знаний от обучающего к обучаемым, а также контроль результатов обучения. В последние годы схема учебного взаимодействия на основе такой важной его характеристики, как активность всех участников процесса, трактуется как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие 61-62, где S1 — учитель (преподаватель) и 62 — ученик (студент) образуют совокупный субъект который характеризуется общностью целей и задач этого взаимодействия. Образующаяся в результате такой трактовки схема учебного взаимодействия, следовательно, представляет собой сложное многоярусное образование, прочность которого зависит, в частности, от установления психологического контакта между всеми участниками этого взаимодействия [3, с. 74].
При дистанционной форме обучения, отмечает А. Е. Соловьев, характер учебного взаимодействия меняется через следующие параметры: интерактивность (скорость) взаимодействия; интенсивность (частота); коммуникативное взаимодействие (усилена знаковая составляющая учебной информации, изменяется личностная составляющая) [8].
Концептуально обоснованная модель педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, по мнению Н. Е. Брим, должна иметь следующий содержательно-компонентный состав: «создание образовательной ситуации и принятие в нее обучаемого; педагогическая пресуппозиция; культура оценивания ошибок; педагогическое содействие; развитие рефлексии учебного взаимодействия» [1, с. 7]. Автором была построена схема структуры учебного взаимодействия (рис. 1).
9
10
Рис. 1. Структура учебного взаимодействия (в модификации А. Н. Утехиной)
В диссертации Н. Е. Крючковой, посвященной проблеме формирования эффективного взаимодействия между учителем и учащимися, отмечается, что «для регулирования взаимодействия между учителем и учащимися следует предусмотреть специальные формы и методические приемы работы, направленные на формирование данного взаимодействия в процессе обучения» [5, с. 4]; например, это могут быть диалогическое общение, игры, интерактивный характер предлагаемых учащимся заданий, которые требуют сотрудничества, взаимопомощи, установления контакта с партнером, постоянного поддержания общения; учет возрастных особенностей школьников; ориентация на равно-партнерские отношения на основе открытости, естественности, доверия, принятия всех возможных ответов учащихся [5].
В исследовании И. В. Хитровой «Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза» представлена авторская теоретическая модель педагогического взаимодействия, направленного на развитие культуры межличностных отношений (КМлО) студентов. Модель включает: 1) определение и признаки педагогического взаимодействия, 2) педагогические условия его реализации [9].
Педагогическое взаимодействие является личностно значимым способом реализации межличностных и деятельностных контактов обучаемого (студента) и преподавателя (при обязательной реализации направляющей роли последнего), в ходе и в результате чего посредством создания комплекса педагогических условий реализуется осознанное, интенсивное и продуктивное развитие КМлО студентов. Признаками педагогического взаимодействия, которое способствует этому развитию, можно назвать следующие: гуманное межличностное взаимодействие, субъект-субъектные взаимоотношения, диалогическое общение, сотрудничество [9].
Наиболее интересной для нас можно назвать проблему исследования Е. Л. Гавриловой [2], которая считает необходимым создать динамическую модель взаимодействия преподавателя и студента в системе открытого дистанционного профессионального образования. Целостность этой системы проявляется в единстве и взаимном влиянии трех ее важнейших составляющих — совместной деятельности, общения и взаимного воздействия, — а динамичность отражается в изменении содержания каждого из элементов педагогического взаимодействия, равно как и взаимодействия в целом, по мере реализации базовых форм деятельности обучающихся. Автор отмечает, что в деятельности преподавателя должны доминировать функции организации, управления и проектирования совместной деятельности, мотивации и передачи информации. В то же время его ведущие функции включают также контроль и коррекцию самостоятельной деятельности обучаемых. В частности, это функции организации рефлексии их деятельности и ее результатов, помощи и поддержки (консультирование), контроля и оценки учебной работы студентов [2].
Проведенный анализ литературных источников показал, что в настоящее время не существует общепризнанной модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, в частности преподавателя и студентов, в условиях дистанционного обучения. В связи с этим мы обратились к практическому опыту организации взаимодействия субъектов электронного дистанционного обучения, описанному профессором М. А. Чошановым [10]. Он представляет возможный вариант организации взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой в условиях Техасского университета (Эль Пасо, штат Техас, США).
Организация взаимодействия всех участников процесса дистанционного обучения заключается в следующем: содержание учебной информации в виде текстов, видеозаписей школьных уроков, вопросов и заданий дробится так, чтобы каждый студент — будущий педагог мог прислать преподавателю результаты своей работы над отдельной небольшой частью изучаемого материала. Профессор комментирует работы студентов, приславших первыми свои результаты. Затем организует взаимодействие всех обучающихся друг с другом и включает в обсуждение результатов и свои комментарии. Все студенты также присылают свои комментарии друг другу, в которых содержится перечень замечаний, указаний на неточности и ошибки, оценки и предложения по улучшению выполнения задания. Поскольку профессор М. А. Чо-шанов занимается профессиональной подготовкой будущих учителей математики, то такое дистанционное взаимодействие представляется крайне необходимым для развития многих профессионально важных качеств педагога [10].
В рассматриваемом опыте М. А. Чошанова привлекает внимание несколько моментов, обусловленных спецификой дистанционного электронного обучения: во-первых, открытость преподавателя и студентов в письменном или устном (при использовании скайпа, видеоконсультации и пр.) высказывании. Это чрезвычайно важный аспект,
11
12
который позволяет осуществлять обмен опытом между всеми участниками педагогического процесса, что способствует развитию ценностной сферы личности, укреплению учебной и профессиональной позиции, развитию мотивации деятельности.
Во-вторых, организация такого взаимодействия с помощью интернет-ресурсов требует от преподавателя дополнительных сил и времени. Эта особенность пока носит негативный оттенок в связи с тем, что далеко не у каждого преподавателя найдется время на специальное взаимодействие с каждым студентом с помощью переписки по Интернету. Однако иначе подкрепление положительных мотивационных состояний, возникающих у студентов при выполнении заданий, невозможно. В этом профессор М. А. Чошанов убедился на своем опыте. В отношении времени и сил, затрачиваемых на организацию взаимодействия, у него сложилось следующее представление: достаточно получить несколько ответов от студентов, прокомментировать их, чтобы затем переходить к организации взаимодействия обучающихся друг с другом, следя за их высказываниями. Таким образом, интеракция получается оптимальной.
Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения схематично можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Схематичная модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения
Обобщая представленные выше взгляды ученых на понятие «педагогическое взаимодействие», на его обеспечение в процессе обучения, мы попытались сформулировать основные характерные признаки педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, направленного на формирование опыта проектной деятельности студентов.
1. Целевая направленность на формирование у студентов знаний и умений в области проектной деятельности, сотрудничества, культуры общения, учебной деятельности (особенно взаимоконтроля, взаимооценки).
2. Взаимное доверие в межличностных отношениях «преподаватель — студент» и «студент — студент».
3. Взаимопомощь студентов в совместной работе над проектами.
4. Организация и осуществление по определенному плану систематической связи преподавателя и студентов с помощью информационных технологий (электронная почта, чаты, блоги и др.).
5. Использование для формирования названных выше умений таких форм обучения, как учебный диалог, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимная психолого-педагогическая и методическая поддержка.
Таким образом, предложенная нами модель организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения, включающая в себя взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты (педагогическое и учебное взаимодействия, типы и алгоритмы взаимодействий), может быть реализована в современном вузе при выполнении ряда педагогических условий, важнейшими из которых выступают взаимный обмен опытом проектно-исследователь-ской деятельности, осмысленность и осознанность студентами своих действий, открытость и доверие.
13
Список литературы
1. Брим Н. Н. Формирование умений учебного взаимодействия у студентов в образовательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2007.
2. Гаврилова Е. Л. Модель педагогического взаимодействия в системе открытого дистанционного профессионального образования взрослых : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М., 2000.
4. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М., 2007.
5. Крючкова Н. Е. Формирование взаимодействия между учителем и учащимися на основе личностно-ориентированного подхода (на раннем этапе обучения английскому языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
6. Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
7. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. М., 1998.
8. Соловьев А. Е. О понимании текста в пространстве дистанционного образования // Взаимодействие в среде дистанционного обучения : сб. ст. URL: http://do.pstgu. ru/do/page97.htm#page5 (дата обращения: 15.08.2015).
9. Хитрова И. В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006.
10. Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. М., 2011.
14
11. Thurmond V.A., Wambach K., Connors H.R. et al. Evaluation of student satisfaction: Determining the impact of a Web-based environment by controlling for student characteristics / / The American Journal of Distance Education. 2002, № 16. Р. 169 — 189.
Об авторах
Татьяна Борисовна Гребенюк — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Ирина Геннадиевна Булан — магистрант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the authors
Prof. Tatyana Grebenyuk, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]
Irina Bulan, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]