Научная статья на тему 'Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза'

Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2196
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / MODERN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В.П., Шибаева Л.М.

В статье рассмотрены подходы организации эффективного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов. В идеале, отношения между всеми участниками образовательного процесса в современном вузе должны быть равноправными, основанными на гуманистических принципах взаимоуважения и взаиморазвития преподавателей и студентов. Интересные и разнообразные формы взаимодействия между преподавателями и студентами реализуются при смешанном обучении, когда используются традиционные и инновационные образовательные технологии, в том числе инфокоммуникативные технологии, а также технологии взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников и, прежде всего, преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT FORMS OF INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENTS IN THE MODERN UNIVERSITY

The article considers approaches of effective pedagogical interaction between teachers and students. Ideally, the relations between all participants of the educational process in a modern university should be equal, based on humanistic principles of mutual respect and mutual development of teachers and students. Interesting and diverse forms of interaction between teachers and students are realized in mixed learning, when using traditional and innovative educational technologies, including information and communication technologies, as well as technologies of interaction in the conditions of distance learning. The effectiveness of pedagogical interaction to a certain extent depends on the consciousness and activity of its participants and, above all, teachers.

Текст научной работы на тему «Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза»

УДК 378

Shibaev V.P., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Shibaeva L.M., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

EFFICIENT FORMS OF INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENTS IN THE MODERN UNIVERSITY. The article considers approaches of effective pedagogical interaction between teachers and students. Ideally, the relations between all participants of the educational process in a modern university should be equal, based on humanistic principles of mutual respect and mutual development of teachers and students. Interesting and diverse forms of interaction between teachers and students are realized in mixed learning, when using traditional and innovative educational technologies, including information and communication technologies, as well as technologies of interaction in the conditions of distance learning. The effectiveness of pedagogical interaction to a certain extent depends on the consciousness and activity of its participants and, above all, teachers.

Key word: teachers, students, pedagogical interaction, modern university.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье рассмотрены подходы организации эффективного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов. В идеале, отношения между всеми участниками образовательного процесса в современном вузе должны быть равноправными, основанными на гуманистических принципах взаимоуважения и взаиморазвития преподавателей и студентов. Интересные и разнообразные формы взаимодействия между преподавателями и студентами реализуются при смешанном обучении, когда используются традиционные и инновационные образовательные технологии, в том числе инфокоммуника-тивные технологии, а также технологии взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников и, прежде всего, преподавателей.

Ключевые слова: преподаватели, студенты, педагогическое взаимодействие, современный вуз.

Качество образовательного процесса в вузе во многом определяется характером взаимодействия педагога и студентов. От этого зависят уровень подготовки будущего специалиста, успешность его профессиональной деятельности, а также успешность профессиональной самореализации педагога высшей школы. Тем самым теоретическая разработка проблем повышения эффективности самого процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе приобретает особую значимость.

Образовательный процесс как взаимодействие представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон. Особое значение приобретает этика делового общения. На сегодняшний день продуктивно организованный образовательный процесс подразумевает высокий уровень педагогического общения между педагогом и обучающимся. Основой обеспечения качества образования на современном этапе можно считать взаимоотношения участников образовательного процесса.

Характер взаимоотношений в современном вузе во многом зависит от ряда условий:

- традиций вуза;

- характера ориентированности педагогического коллектива (прежде всего, имеется в виду, какая направленность у большинства преподавателей - на студента или на себя?);

- от личностных и профессиональных качеств преподавателей;

- от индивидуальных особенностей студентов, сформиро-ванности их культуры.

В идеале, отношения между всеми участниками образовательного процесса в современном вузе должны быть равноправными, основанными на гуманистических принципах взаимоуважения и взаиморазвития преподавателей и студентов.

Ценность для любой образовательной организации представляет умение работать в команде, соблюдать интересы вуза и поддерживать имидж образовательной организации в целом и каждого участника образовательного процесса в честности [1; 2].

Важным условием эффективности образовательного процесса в вузе является отсутствие ситуаций унижения личности, проявлений дискриминации по половому, религиозному или национальному признаку.

Сплоченность и соучастие участников образовательного процесса, позволяет быстро, с низкими затратами решать возникающие проблемы, что повышает конкурентоспособность об-

разовательной организации и её привлекательность в образовательном пространстве.

Педагогическое взаимодействие - это процесс проявления индивидуальных способов действий и общения преподавателя и студентов, направленных друг на друга, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении, отношениях участников педагогического процесса, а также их личностное развитие [3].

Как отмечают М.В. Старцев и И.А. Шаршов [3], процесс взаимодействия преподавателей и студентов будет эффективней, если:

- будут созданы установки преподавателей на значимость компонентов общения и взаимоотношений со студентами;

- будет увеличено в образовательном процессе количество обоюдозначимых видов работ, создающих общее поле взаимодействия [3].

Так, например, на Западе всё больше получает популярность так называемое смешанное обучение. По мнению специалистов, смешанное обучение обладает наибольшим потенциалом с точки зрения повышения качества образования и эффективности образовательного процесса, однако оно практически не используется в российских вузах, в отличие от вузов Европы и США.

Обучение по дисциплине в смешанной форме проводится как традиционно, в аудитории, так и с использованием технологий электронного обучения, в системе электронного обеспечения, а образовательный процесс, спроектированный и организованный в такой форме, сочетает в себе лучшие черты обоих подходов и, во многом, лишен их недостатков.

Одной из наиболее перспективных концепций смешанного обучения является Концепция Bring Your Own Device (BYOD) [4]. Суть концепции Bring Your Own Device сводится к тому, что студенты и преподаватели университета приносят с собой персональные электронные устройства (смартфоны, планшеты, нетбуки, ноутбуки), которыми можно пользоваться не только для развлечения и личных нужд, но и для учебной деятельности в аудитории и за её пределами.

Таким образом, у преподавателя появляется возможность организовать образовательный процесс с использованием технологий электронного обучения не только в компьютерном классе, но и в любой аудитории университета.

Используя собственные ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны, студенты и преподаватели университета могут пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и вне аудитории: на кафедре, в читальном зале, в кафе и т. д.

В России, в ведущих вузах созданы все условия для реализации данной концепции. Например, во всех учебных корпусах Северо-Кавказского федерального университета и Ставропольского государственного аграрного университета имеется беспроводной доступ к сети Интернет, и во время учебных занятий студенты могут изучать цифровые образовательные ресурсы, используя для этого свои собственные электронные устройства.

Интересные формы педагогического взаимодействия реализуются в условиях дистанционного обучения. Т.Б. Гребенюк и И.Г. Булан сформулировали основные характерные признаки педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения:

- Взаимное доверие в межличностных отношениях «преподаватель - студент» и «студент - студент».

- Взаимопомощь студентов в совместной работе над проектами.

- Организация и осуществление по определенному плану систематической связи преподавателя и студентов с помощью информационных технологий (электронная почта, чаты, блоги и др.).

Библиографический список

- Использование для формирования названных выше умений таких форм обучения, как учебный диалог, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимная психолого-педагогическая и методическая поддержка [5].

В то же время, как отмечает Л.Н. Макарова [6], субъекты образовательного процесса не всегда удовлетворены результатом их взаимодействия друг с другом. Одна из важных причин этого - в подчас существенных различиях ценностных ориентаций преподавателей и студентов:

- преподавателям, как правило, более важна деятельност-ная сторона взаимодействия,

- студенты больше обращают внимание на характер общения и взаимоотношений с преподавателем.

При этом преподаватели основное внимание в совершенствовании стиля взаимодействия уделяют деятельностным компонентам, оставляя без должного развития важные для студентов компоненты общения и взаимоотношений, такие как доверие, доброжелательность, сопричастность, терпимость, умение выслушать, диалогичность.

Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности.

1. Бадахова И.Т. Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 371 - 372.

2. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; 1 (19): 230 - 232.

3. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза. Социально-экономические явления и процессы. 2012; 11 (45): 350 - 354.

4. Образовательные технологии и электронное обучение. Available at: http://vvsu.ru/education/resources/e-learning

5. Гребенюк Т.Б., Булан И.Г. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015; 11: 7 - 14.

6. Макарова Л.Н., Старцев М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов. Социально-экономические явления и процессы. 2017; Т. 12, № 5: 210 - 216.

References

1. Badahova I.T. Organizaciya 'effektivnogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v usloviyah v obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 371 - 372.

2. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; 1 (19): 230 - 232.

3. Starcev M.V., Sharshov I.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov vuza. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. 2012; 11 (45): 350 - 354.

4. Obrazovatel'nye tehnologii i 'elektronnoe obuchenie. Available at: http://vvsu.ru/education/resources/e-learning

5. Grebenyuk T.B., Bulan I.G. Model' pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v usloviyah distancionnogo obucheniya. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2015; 11: 7 - 14.

6. Makarova L.N., Starcev M.V. Problemnye zony vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2017; T. 12, № 5: 210 - 216.

Статья поступила в редакцию 08.08.18

УДК 159

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia), E-mail: klinpsych@mail.ru

WAYS OF PREVENTING PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE MODERN SCHOOL. The article considers the factors causing pedagogical conflicts. The author concludes that the formation and maintenance of a favorable psychological climate in the educational institution is an effective means of reducing the conflict of each participant. Development of conflictological culture of the teacher is the most important task that must be addressed in the life of the educational organization. School teachers - psychologists play an important role in this process. New types of trainings, round tables, contributing to the formation of conflictological culture of teachers, improving the psychological climate in the team should be added to their arsenal every year.

Key words: pedagogical conflict, conflictological culture, conflict situation, favorable climate, aggressiveness, compromise.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

E-mail: klinpsych@mail.ru

ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются факторы, вызывающие педагогические конфликты. Автор делает вывод о том, что формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении является эффективным средством снижения конфликтности каждого его участника. Развитие конфликтологической культуры учителя является важнейшей задачей, которую нужно решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. Большую роль в этом процессе играют школьные педагоги - психологи. Их арсенал должен ежегодно пополняться новыми видами тренингов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.