Научная статья на тему 'Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов как фактор повышения эффективности учебного процесса'

Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов как фактор повышения эффективности учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3315
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / СОДЕРЖАНИЕ / ФУНКЦИЯ / МАНЕРА И ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИОРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Илона Анатольевна, Редлих Сергей Михайлович

В статье рассматривается педагогическое общение как многоплановый социально-психологический процесс, выделены его характеристики и функции, а также педагогическое взаимодействие как систематическая, постоянная реализация коммуникативных действий преподавателя и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов как фактор повышения эффективности учебного процесса»

7. Александрова, Ю. В. Методики диагностики взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. [Текст] / Ю. В. Александрова. Методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 96 с.

8. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий. [Текст] / В. В. Шапарь. - Ростов на Дону: Феникс, 2005, — 768 с.

УДК 378.147.02

И. А. Галкина, С. М. Редлих

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных рассмотрению особенностей педагогической деятельности. Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип отношений, которые предполагают взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Участвуя в совместной деятельности (учебной деятельности в том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений.

Важным средством такого взаимодействия выступает общение, необходимость которого обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в учебной деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективе; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям; в-третьих, необходимостью человека в удовлетворении контактных потребностей. Опыт свидетельствует, что уровень профессионализма современного специалиста во многом определяется не столько технической подготовленностью, сколько умением общаться и взаимодействовать, т. е, личностными качествами. Для того, чтобы человеку овладеть наукой и искусством общения и взаимодействия ему необходимы знания закономерностей и механизмов процесса общения, его структуры и форм эффективного общения и взаимодействия и уяснить их место в сложной системе взаимоотношений.

Педагогическое общение, с нашей точки зрения, - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контакта между преподавателем и студентом, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Психологическая задача процесса педагогического общения заключается в адаптации механизмов взаимодействия человека (будущего специалиста) с социальной системой через совокупность социально-психологических связей, в которые он тесно вписан и благодаря которым становится личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью. Весь мир построен на взаимном действии - взаимодействии и все его составляющие осуществляют влияние друг на друга.

В психологии выделяют три функции общения: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека. Для нас важна интерактивная функция общения, т. е. организация взаимодействия. Педагогическое взаимодействие - это личностный контакт воспитателя и воспитанника (или

\ и и и ^ ЧУ

воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, тогда, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других участников.

В ходе исследования нами выявлено, что педагогическое общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и интенсивностью. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

— передача от человека к человеку знаний. Преподаватель рассказывает студентам о цели и задачах обучения. Кроме того, знания передаются и путем общения преподавателя со студентами;

- восприятие и понимание другого человека, с которым общаются, В процессе восприятия фиксируются внешний вид человека, его манера говорить, особенности поведения. В результате этого формируется представление общающихся друг о друге, достигается понимание состояния человека, вступившего в общение;

- управление групповой деятельностью студентов, например на занятиях по иностранному языку. Общение реализуется в данном случае в виде команд, подсказок, сигналов преподавателя и т. п.;

— осуществление межличностных отношений.

В соответствии с содержанием общения выделены следующие функции педагогического общения: познавательная (передача студентам знаний и умений); экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния студентов); регулятивная (воздействие на студентов с целью изменения или сохранения их поведения, активности, состояния, отношений друг к Другу); социального контроля (регламентирование поведения и деятельности студентов с помощью групповых и социальных норм, путем использования позитивных — одобрение, похвала — или негативных — неодобрение, порицание - санкций); социализации (формирование у студентов умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Непосредственное межличностное общение характеризуется с двух сторон — внешней и внутренней. Внешняя сторона общения — это реально наблюдаемое поведение общающихся, выражающееся в форме речевых или не речевых обращений. По количеству, направленности и содержанию обращений можно узнать, как происходит контактирование одногруппников, кто с кем общается, как часто и кто «выпадает» из общегруппового контакта, какая информация (деловая, эмоциональная) преобладает и т. д.

Внутренняя сторона общения скрыта от глаз наблюдателя, так как он отражает особенности субъективного восприятия студентами и преподавателем ситуации общения, эмоциональные реакции в связи с реальными или ожидаемыми контактами, мотивы и цели контактирования, психологический эффект общения (изменение взглядов на некоторые события, изменение мотивов, состояния и т. п.).

Манера общения имеет большое значение для воспитания студен' I ' / и I/ ЧУ М ЧУ

тов. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивым, взволнованный и т. п.), поведение преподавателя (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений), даже расстояние между преподавателем и студентами может сказать многое. Например, зарубежные психологи выявили, что между общающимися могу т быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная, и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, преподаватель может добиваться дополнительного воздействия на студента, гак как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.

Педагогическое взаимодействие — это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий преподавателя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны обучающегося (В. Я. Ляудис) [4], воздействие и на самого обучающегося, причем вызванная реакция детерминирует в свою очередь реакцию воздействующего. Среди

взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект - субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект - объект - субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на его основе людьми друг друга. Коммуникация в контексте некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях. В связи с этим мы считаем, что гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Результаты исследования А. Л. Бусыгиной, позволили сделать вывод о том, что сегодня ведущим становится организационно-коммуникативный компонент педагогического взаимодействия, задачей которого является воспитание у студентов интегративного мышления через организацию взаимосвязи между различными направлениями знания [1]. Исходным положением в анализе особенностей организационно-коммуникативного компонента в деятельности преподавателя высшей школы является то, что этот компонент имеет общие черты, как в научной, так и в педагогической деятельности, что делает возможным их благоприятное взаимодействие.

Проведенный анализ показал, что общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов, особенно такого качества как коллективизм.

Основная функция вуза - формирование личности специалиста. Этой цели подчинено общение и взаимодействие преподавателей и студентов. Особенность процесса обучения студентов в вузе заключается в его деятельном развивающем характере. Важными становятся не только усвоенные в вузе знаний, но и способов усвоения, мышления и учебной деятельности как прообраз а буду щей профессиональной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. Достичь этого можно только при условии демократических методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами и осуществления процесса обучения по схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни и профессиональной деятельности».

Как известно, категория субъекта является центральной как на общефилософском, общенаучном, так и чисто практическом уровнях. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.

А. В. Духавнева рассматривает шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:

- конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

- организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

- коммуникативно - стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

- информационно - обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

- эмоционально - корригирующая - реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;

- контрольно - оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой [2].

Таким образом, педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом наряду с предметно-практической деятельностью является одними из главных факторов развития личности. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса обучения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - студент», а межличностное взаимодействие, в результате которого возникает диалог.

Для практической реализации вышеизложенных теоретических положений нами разработана технология организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Проведенный анализ различных понятий позволяет сфор-

мулировать общее определение педагогической технологии и применить его для достижения цели и решения задач нашего исследования.

Нами под педагогической технологией понимается комплексная, интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, гарантированный результат, содержательные информационно-предметные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Технология организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе, по нашему мнению, должна строиться на основе ряда практико ориентированных методических положений:

- деятельностного подхода к освоению иностранного языка, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на организацию этого усвоения, образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательных и творческих потенций человека. Особенность этого подхода состоит в его направленности на сознательное использование иноязычной компетенции и умений применять ее в самоорганизации получения профессии;

- подхода к освоению иностранного языка на основе: индивидуализации и дифференциации; выбора студентом форм и средств собственной лингвистической активности сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям в сфере будущей профессиональной деятельности;

- подхода к освоению иностранного языка на основе саморазвития и самореализации, сообразно задаткам к определенному виду деятельности.

В нашем исследовании под технологией организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку мы понимаем организованный процесс двухсторонней активности, передачи (преподаватель) и приобретения (студент) знаний, умений и навыков, формирования личностных качеств будущего специалиста, путем использования набора педагогических методов и приемов, способствующих профессионально ориентированной подготовке студентов, развитию интереса к иноязычной культуре.

Адекватность и приоритет педагогического взаимодействия в вузе определяют такие факторы, как соответствие новым задачам воспитания и образования и современным тенденциям развития общества, а также доминирование партнерства среди других форм диалогического взаимодействия. С точки зрения деятельности и тех ролей, которые преподаватель и студент в ней играют, на современном этапе вузовского образования заслуживают внимания такие формы взаимодействия, как персонифицированное посредничество, тьюторство, консультирование.

Большое значение посреднической роли педагога придают Г. К Зайцев и В. П. Зинченко, они отмечают, что «педагог - посредник между учащимся и

учебным предметом, наукой» [3, с. 32]. По их мнению, посредник как транслятор программы, стандарта образования, учебника может превращаться в актера, разыгрывающего институализированное знание, персонифицирующего его и обрамляющего жизненным контекстом. Персонифицированное посредничество существенно увеличивает коэффициент доверия к педагогу и к тому, что он сообщает.

Тьюторство (тьютор от англ. «наставник», «руководитель группы студентов») заключается в том, чтобы помочь составить план самостоятельных занятий иностранным языком, подобрать литературу по интересующему вопросу, то есть помочь учиться, так как тьютор - гид, интерпретатор знаний, а не их хозяин. Тьюторы не только координируют учебный процесс, осуществляют промежуточный контроль, но и помогают студентам построить индивидуальные образовательные траектории. Внимательная поддержка индивидуального развития студента нацелена на помощь студенту в создании образа самого себя, а также осознания собственной уникальности, поэтому сопряжена с определенным педагогическим риском: необходимо точное и профессиональное направление в процессе обретения им средств дальнейшего саморазвития.

Консультирование - форма диалогического взаимодействия, обеспечивающая процесс сопровождения изменений студента, в ходе которого преподаватель ориентирует, направляет его самостоятельное движение от незнания к знанию, студент при этом хочет что-либо изменить и готов меняться сам. Консультирование есть важный элемент педагогической поддержки и обучаемых, и обучающих, в процессе которого преподаватель может выступать как консультант-автор, - эксперт, - фасилитатор.

Консультантов-авторов отличает: конкретность («осязаемость») содержания, его апробированность, знание педагогических реальностей. Консуль-тантов-экспертов («тренеров») характеризует глубокое знание собственного предмета, авторитетная позиция, что может быть важно для студента, желающего знать «как надо» и «как на самом деле». Консультант-фасилитатор помогает студенту меняться, разрабатывает совместно с ним стратегию, программу и тактику развития, ориентируясь на ценности рефлексии, собственного действия студента. Консультант-фасилитатор помогает не только выстраивать совместную деятельность, но и постепенно отстраняется, вверяя студента «самому себе».

Общим для всех указанных форм взаимодействия является принцип диалогичности как основа достижения целей развития личности и как педагогическая помощь, поддержка. Главной структурной задачей преподавателей становится ориентация на конкретного человека, а не на учебный план. Основное отличие педагогического взаимодействия - это неприемлемость авторитарной позиции, доминирования одной позиции над другой. В рамках педагогического взаимодействия как компромиссной формы реализуются

взаимоотношения равнозначных, демократически настроенных партнеров с равным, но разным участием в осуществлении деятельности, ведущей к их личностному развитию.

Целью организации педагогического взаимодействия на занятиях по иностранному языку в техническом вузе является повышение эффективности занятий, развитие интереса к усвоению профессионально ориен тированной лексики у студентов, содействие подготовке гармонично развитых специалистов. Организация педагогического взаимодействия в процессе формирования лингвистической компетентности студентов предполагает использование разнообразных средств, форм, методов обучения с учетом их личностных особенностей. Основным направлением работы преподавателя по обеспечению конструктивного и согласованного взаимодействия с обучаемыми должно стать развитие субъектной, активной и сознательной, т. е. личностной позиции студента в обучении.

Таким образом, процесс развития педагогического взаимодействия преподавателя и студентов происходит на основе: получения адекватного представления преподавателя о студентах и студентов о преподавателе (учета социально-психологических особенностей), что ведет к достижению полного взаимопонимания и доверия, четкому осознанию единства целей; установления личностных (эмоционально - положительных) отношений между преподавателем и студентами; четкого разграничения функций сотрудничающих сторон; предоставления самостоятельности студентам в постановке и решении личностных и познавательных целей и задач при равноправном участии преподавателя; выработки форм индивидуальной и коллективной ответственности; использовании совместно принятых решений и форм взаимной помощи в разнообразной значимой для студентов деятельности; развития воспитательных ситуаций в направлении актуализации и удовлетворения потребностей студентов.

Библиографический список

1. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / Под общ. ред. В. М. Матросова. - М.: Прометей, 1999. - 116 с.

2. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы): Концептуально-программный подход [Текст] / Под ред. Н. А. Селезнёвой, А. И, Субетто. - М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 200 с.

3. Зайцев, Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития [Текст] / Г. К. Зайцев, В. П. Зинченко // Валеология. - 1997. - № 2. - С. 31-35.

4. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / Под ред.

В. Я. Ляудиса. - М.: Изд-во МГУ, 1989, - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.