Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышов С.В.

В статье обосновывается значимость патриотического воспитания в системе школьного иноязычного образования, рассматриваются компоненты модели патриотического воспитания средствами иноязычной культуры (целевой, содержательный, деятельностный и оценочный), дано описание методического инструментария реализации представленной модели патриотического воспитания на уроках иностранного языка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONTENT OF SCHOOL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article substantiates the importance of the patriotic education in the system of the school foreign language education. It reveals the components of the model of the patriotic education by means of the foreign language culture (target, content, activity and evaluation), describes the methodological tools for implementing the presented model of the patriotic education in foreign lessons at school.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научно - методическое обеспечение

образовательного процесса

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. ЧЕРНЫШОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков НИРО, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ (Москва) Chemish25 @yandex. ru

В статье обосновывается значимость патриотического воспитания в системе школьного иноязычного образования, рассматриваются компоненты модели патриотического воспитания средствами иноязычной культуры (целевой, содержательный, деятель-ностный и оценочный), дано описание методического инструментария реализации представленной модели патриотического воспитания на уроках иностранного языка в школе.

The article substantiates the importance of the patriotic education in the system of the school foreign language education. It reveals the components of the model of the patriotic education by means of the foreign language culture (target, content, activity and evaluation), describes the methodological tools for implementing the presented model of the patriotic education in foreign lessons at school.

Ключевые слова: школьное иноязычное образование, иноязычная культура, патриотизм, национально-культурная идентичность, патриотическое воспитание средствами иностранного языка

Key words: school foreign language education, foreign language culture, patriotism, national and cultural identity, patriotic education by means of foreign language

Современная отечественная методика обучения иностранным языкам базируется на концепции коммуникативного иноязычного образования, разработанной выдающимся ученым Е. И. Пас-

совым. Данная концепция находит отражение во всех компонентах методической системы (в целях и содержании обучения, принципах, методах и приемах обучения, средствах и упражнениях, контроле на

уроках иностранного языка). Она лежит в основе проектирования подавляющего большинства отечественных УМК по иностранному языку для общеобразовательных школ, определяя их направленность на освоение учащимися иноязычной культуры во взаимосвязи с родной культурой.

Центральным понятием данной концепции выступает термин «иноязычное образование», которое рассматривается автором в тесной взаимосвязи с термином «иноязычная культура».

По мнению Е. И. Пассова, иноязычное образование представляет собой «процесс передачи иноязычной культуры» [6, с. 34]. Сама же иноязычная культура есть «та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном, развивающем, воспитательном и учебном аспектах» [5, с. 61—62].

Таким образом, в концепции коммуникативного иноязычного образования Е. И. Пассова иноязычное образование реализуется в многомерном пространстве культуры, которое раскрывается перед учащимися в таких процессах, как познание, развитие, воспитание и учение.

Указанная концепция в полной мере согласуется с общепринятыми педагогическими представлениями об образовании, закрепленными в нормативно-правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает понятие «образование» как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,

удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [13].

В определенной степени концепция Е. И. Пассова расширяет нормативное представление об образовании, не только указывая на значимость его обучающей, развивающей и воспитательной функций, но и подчеркивая огромное влияние познавательной функции образования на становление личности учащегося.

Следует отметить, что сама идея отождествления образования и культуры не является новой в педагогической и методической науках. Так, философ и педагог С. И. Гессен целью образования рассматривал «приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [2, с. 213]. Согласно педагогическим воззрениям ученого, именно образование как культура ведет человека к свободе.

Вопросам соизучения языка и культуры посвящены многочисленные труды таких известных в России и за рубежом ученых-методистов, как И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова и др.

В работах указанных авторов целью иноязычного образования выступает не набор определенных знаний, навыков и умений или, следуя компетентностному подходу, набор компетенций, а личность духовная (homo moralis) с определенной системой духовно-нравственных ценностей [6; 7; 9; 14]. Если принять во внимание, что содержание иноязычного образования направлено на подготовку учащихся к межличностному взаимодействию с представителями разных лингвокультурных социумов средствами одного или нескольких иностранных языков, то такую личность следует называть «поликультурная языковая личность» [8; 15].

В концепции коммуникативного иноязычного образования Е. И. Пассова иноязычное образование реализуется в многомерном пространстве культуры, которое раскрывается перед учащимися в таких процессах, как познание, развитие, воспитание и учение.

Овладение иноязычной культурой — это всегда компаративный процесс, реализуемый на стыке по крайней мере двух культур (родной и иноязычной), ведущий к формированию национально-культурной идентичности учащегося.

Именно поликультурная языковая личность учащегося рассматривается сегодня как стратегическая цель иноязычного образования в образовательных организациях различного уровня [16].

В рамках коммуникативной концепции иноязычного образования Е. И. Пассовым впервые была высказана мысль о том, что освоение чужой культуры должно повышать статус учащегося как субъекта родной культуры [5].

Овладение иноязычной культурой — это всегда компаративный процесс, реализуемый на стыке по крайней мере двух культур (родной и иноязычной), ведущий к формированию национально-культурной идентичности учащегося.

Иноязычное образование, осуществляемое в четырехмерном пространстве иноязычной культуры на компаративной основе, в значительной мере обеспечивает формирование духовно-нравственных ценностей родной культуры в структуре личности ребенка.

Все вышесказанное подводит нас к формулировке цели исследования — описать модель патриотического воспитания в содержании школьного иноязычного образования, раскрыв методические механизмы планирования, организации и оценки данного процесса.

Методологическую базу исследования составили такие теоретические методы, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, моделирование. В изложении результатов исследования мы опирались на концепцию коммуникативного иноязычного образования Е. И. Пас-сова, методические модели соизучения языка и культуры, представленные в работах В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева, В. П. Фурмановой, а также на теории, раскрывающие сущность коммуникативного, межкультурного и когнитивного подходов в обучении иностранным языкам (И. Л. Бим,

Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, В. Г. Костомаров, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, А. Н. Шамов и др.).

В профессиональном методическом сообществе концепт «патриотизм» имеет неоднозначную трактовку. Многие полагают, что данный концепт представляет собой «дань моде» и для результата иноязычного образования не несет в себе никакой смысловой нагрузки. В связи с этим считаем необходимым дать отдельное пояснение относительно его существенной роли в становлении поликультурной личности школьника на уроках иностранного языка.

Умозрительно концепт «патриотизм» действительно раскрывается в таких словосочетаниях, как «любовь к Родине», «любовь к Отчизне», «любовь к родному краю» и т. п. Но если углубиться в лингвистический и исторический анализ данного концепта, то можно увидеть более широкую область его экспликации [3].

По мнению лингвистов, концепт «патриотизм» представляет собой «полисемантическое, ментальное образование, имеющее проблемный характер ввиду явного несоответствия между имеющимся понятийным объемом, зафиксированным лексикографическими источниками, и реалиями нашего времени» [4, с. 109].

Концепт «патриотизм» раскрывает отношение и принятие личностью более широкого круга общечеловеческих и национальных (российских) нравственно-культурных ценностей, среди которых можно выделить:

3 чувство долга и ответственности перед самим собой, семьей, обществом и государством;

3 ценности традиционной семьи;

3 уважение к родителям и людям пожилого возраста;

3 экологическую культуру;

3 уважение к людям разных вероисповеданий и национальностей;

3 следование российскому закону и правопорядку;

3 мужество;

3 свободолюбие;

3 веру в Бога и др.

Соответственно, даже беглое рассмотрение современного смыслового наполнения концепта «патриотизм» выводит нас на более широкий круг качеств личности ребенка, подлежащих формированию в процессе иноязычного образования средствами иноязычной культуры. По сути, вся система воспитания в содержании образования (и иноязычного образования как его части) должна иметь патриотическую направленность для национально-культурной самоидентификации учащегося как представителя российской культуры и российского народа.

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка подлежит реализации на всех образовательных уровнях. На данный аспект воспитания в содержании иноязычного образования ориентируют ФГОС для общеобразовательной школы. Так, «портрет выпускника начальной школы» представлен в виде следующих значимых характеристик, формируемых в процессе патриотического воспитания младшего школьника:

3 любящий свой народ, край, Родину;

3 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3 готовый самостоятельно действовать и отвечать за собственные поступки перед семьей и обществом;

3 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение;

3 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [10].

Во ФГОС основного общего образования в качестве личностных результатов образования учащихся основной школы выделены такие характеристики, как:

3 любовь к своему краю и Отечеству;

3 уважение к российскому многонациональному народу, русскому языку, российской культуре и духовным традициям;

3 принятие и следование закону и правопорядку, здоровому образу жизни;

3 ответственность за свои поступки, окружающую среду и др. [11].

Во ФГОС среднего общего образования ко всем перечисленным выше характеристикам учащихся средней школы добавлены такие качества старшеклассника, как:

3 мотивированность на творчество и инновационную деятельность;

3 креативность;

3 готовность к конструктивному диалогу и самообразованию на протяжении всей своей жизни [12].

Процесс патриотического воспитания на уроках иностранного языка в школе носит опосредованный характер. Во-первых, являясь частью иноязычного образования, патриотическое воспитание интегрируется в общую систему школьного воспитания и только на интегративной основе способно обеспечить достижение воспитательных целей. Во-вторых, на уроках иностранного языка патриотическое воспитание неотделимо от процессов обучения, развития и познания и реализуется исключительно при помощи языкового и речевого инструментария.

Чтобы обеспечить результативность процесса патриотического воспитания на уроках иностранного языка, преподавателю необходимо грамотно ставить цели, отбирать содержание обучения, использовать приемы, упражнения, организационные формы образовательного процесса.

В модели патриотического воспитания школьников средствами иноязычной культуры мы выделили четыре компонента:

3 целевой;

3 содержательный;

3 технологический;

3 оценочный.

В рамках целевого компонента учитель формулирует цели патриотического воспитания средствами иноязычной культуры на год, полугодие, четверть, относя-

Чтобы обеспечить результативность процесса патриотического воспитания на уроках иностранного языка, преподавателю необходимо грамотно ставить цели, отбирать содержание обучения, использовать приемы, упражнения, организационные формы образовательного процесса.

Воспитательные цели и задачи в рамках учебного предмета «Иностранный язык» должны согласовываться с целями и задачами воспитания учащихся, поставленными на уровне всей школы.

щиеся к конкретной теме УМК по иностранному языку или конкретному уроку.

Наблюдение за профессионально-педагогической деятельностью преподавателей иностранного языка и квазипрофесиональ-ной деятельностью студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов и педагогов поверхностно подходят к постановке воспитательных задач урока, а долгосрочные воспитательные цели не ставят совсем. Содержание технологических карт и конспектов уроков, материалы тематического планирования демонстрируют формальное отношение учителей иностранного языка к воспитательным целям и задачам, что значительно сужает содержание иноязычного образования и не способствует в полной мере достижению стратегической цели иноязычного образования, которое заключается в формировании поликультурной языковой личности.

Воспитательная цель на год, полугодие, четверть или в рамках тематического блока формулируется учителем иностранного языка исходя прежде всего из:

3 тем, текстов, ситуаций, языкового и речевого материала, включаемых в содержание УМК по иностранному языку;

3 требований к личностным результатам школьного образования, отраженным в соответствующих ФГОС на том или ином образовательном уровне;

3 рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых школой.

Создание рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы предусмотрено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в который в 2020 году были внесены соответствующие изменения [13].

Воспитательные цели и задачи в рамках учебного предмета «Иностранный язык»

должны согласовываться с целями и задачами воспитания учащихся, поставленными на уровне всей школы, что обеспечивает системность, межпредметность и целостность реализации рассматриваемого процесса в содержании иноязычного образования.

Приведем пример постановки воспитательных целей при работе с УМК «Английский в фокусе» для 10-го класса авторов О. В. Афанасьевой, Д. Дули, О. Е. По-доляко, В. Эванс.

Данный УМК разделен на восемь больших модулей, посвященных следующим темам: «Strong ties», «Living & Spending», «Schooldays & Work», «Earth alert!», «Holidays», «Food & Health», «Let's have fun» и «Technology». В свою очередь каждый модуль подразделяется на четыре основных раздела, направленных на развитие отдельных языковых навыков (grammar in use) и речевых умений (Reading skills, Listening & Speaking skills, Writing skills). Также в УМК включены два дополнительных раздела Culture corner и Going green, нацеленных на развитие социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и их экологической культуры [1].

Анализ тем, ситуаций, языкового и речевого материала в УМК «Английский в фокусе» для 10-го класса позволяет выделить на рассматриваемой ступени обучения основные целевые ориентиры патриотического воспитания в содержании иноязычного образования, направленные на формирование:

3 бережного и уважительного отношения к природе мира, страны, края, города («The recycling loop», «Clean air at home», «The loggerhead sea turtle», «Tropical Rainforests», «Siberian tiger», «Alternative energy» в разделе «Going Green», полностью четвертый модуль «Earth alert!»);

3 чувства гордости за великое прошлое Российского государства («Peter the Great», «Russian star in star trek», «Anton Pavlovich Chekhov», «Russian river cruise»);

3 адекватного отношения к любым формам дискриминации («Put an end to discrimination»);

3 здорового образа жизни («Great British sporting events», «Our handy food and health tips», «Crash diets»);

3 ответственности перед собой и семьей («How responsible are you with your money?»);

3 уважительного отношения к своей культуре и культурам других народов («Beautiful Nepal», «Siberia», «A perfect day for a carnival», «Take a trip along the Thames», «A night for all Scots»).

Важно отметить, что, в отличие от целей, задачи патриотического воспитания на каждом из уроков иностранного языка должны формулироваться максимально конкретно и не ограничиваться общими формулировками, такими как «формирование и развитие патриотических чувств, любви к Родине» и т. д.

Так, например, при овладении иноязычной речевой деятельностью на основе текста об А. П. Чехове в содержании указанного выше УМК воспитательная задача может быть сформулирована следующим образом: «формирование стремления к лаконичному изложению мысли на разных языках на основе образцов литературного творчества русских писателей (на примере знакомства с творчеством А. П. Чехова)».

Достижение результатов патриотического воспитания в иноязычном образовании обеспечивается не только при использовании тем, ситуаций и текстов, предлагаемых авторами рабочего УМК по иностранному языку, но также при помощи языкового и речевого материала, который педагог отбирает исходя из принципа индивидуализации обучения. А это в свою очередь предполагает, что педагог будет учитывать как личностные характеристики обучающихся (психологический уровень индивидуализации), так и их национальную, расовую и культурную принадлежность (национально-культурный уровень индивидуализации).

Так, на территории Нижегородской области достижение целей патриотического воспитания в аспекте формирования чувства гордости за великое прошлое Российского государства обеспечивается через такие действующие региональные проекты в иноязычном школьном образовании, как «Чудо света — 800», «Ожившие полотна».

Немаловажное значение в достижении планируемых результатов патриотического воспитания на уроках иностранного языка имеет включение в содержание обучения краеведческих тем и текстов, раскрывающих культурно-историческое значение родного города, села, деревни и рассказывающих о жизни выдающихся земляков.

Например, в Дивеевской средней общеобразовательной школе (с. Дивеево Нижегородской области) регулярно проводится конкурс на иностранном языке «Моя семья в истории страны» (организаторы: учитель истории В. С. Корпушова, учителя иностранного языка Г. П. Юдина и Е. А. Ленькова), а также различного рода мероприятия на английском языке на тему «Духовное наследие преподобного Серафима Саровского» (организатор — учитель иностранного языка Г. П. Юдина), герои-ко-патриотические чтения, которые осуществляются на межпредметной основе преподавателями истории, иностранных языков и литературы.

Содержательный компонент модели патриотического воспитания в иноязычном образовании имеет четко очерченный требованиями ФГОС для общеобразовательных школ и содержанием примерных программ по иностранному языку вектор развития духовно-нравственной сферы школьника средствами иноязычной культуры — от уважения и принятия ценностей семьи, выражения любви и сопереживания ближайшему окружению к уважению и принятию ценностей российского много-

Немаловажное значение в достижении планируемых результатов патриотического воспитания на уроках иностранного языка имеет включение в содержание обучения краеведческих тем и текстов.

Преподаватель иностранного языка имеет возможность оценить динамику развития духовно-нравственной сферы ребенка через его суждения на иностранном языке, эмоции и поведение, то есть через продукты его практической деятельности.

национального государства и народов, его населяющих.

Если следовать обозначенному вектору, то при обучении младших школьников иностранному языку патриотическое воспитание осуществляется на текстах о семье, домашних животных, посредством заданий описать свой дом, рассказать о героях русских сказок и мультфильмов и др.

В основной школе патриотическое воспитание в содержании иноязычного образования расширяет свои границы за счет добавления текстов экологической тематики, обращения к произведениям русских и зарубежных писателей.

В старшей школе патриотическое направление иноязычного образования продолжают тексты, знакомящие учащихся с основами государственности в разных странах, культурно-историческими и политико-экономическими аспектами жизни разных народов.

Технологический компонент модели патриотического воспитания школьников в содержании иноязычного образования предполагает разнообразие организационных форм образовательного процесса (урок-беседа, урок-дискуссия, урок-экскурсия, внеурочные мероприятия, проводимые в форме факультативов, кружков, литературных вечеров, конкурсов и др.), а также реализацию разнообразных образовательных технологий, способствующих пат_ риотическому воспитанию школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее значимыми в воспитательном аспекте для иноязычного образования можно назвать технологию обучения в сотрудничестве, проектную методику, эмотивную технологию, информационно-коммуникационные технологии.

Продуктом реализации указанных технологий на уроках иностранного языка (в аспекте патриотического воспитания) могут выступать:

3 ведение электронного краеведческого журнала или газеты;

3 написание сочинений о родной стране, крае, городе;

3 обсуждения разнообразных экскурсий и музеев;

3 разработка планов по изменению экологической ситуации в городе, селе, деревне и т. д.

Наибольшую сложность в представленной модели патриотического воспитания школьников в содержании иноязычного образования представляет собой оценочный компонент.

Мы уже отметили выше, что результативность патриотического воспитания школьника зависит не столько от содержания иноязычного образования, сколько от правильно выстроенной воспитательной системы в школе в целом.

Преподаватель иностранного языка имеет возможность оценить динамику развития духовно-нравственной сферы ребенка через его суждения на иностранном языке, эмоции и поведение, то есть через продукты его практической деятельности, которые (и здесь это следует отметить) далеко не всегда связаны с иноязычной речевой деятельностью. Например, знакомство на иностранном языке с подвигами нашего народа в Великой Отечественной войне может сопровождаться постоянным уходом за могилой неизвестного солдата; обсуждение экологических проблем — осуществляться на фоне регулярно проводимых школой мероприятий по сбору мусора, посадке деревьев и др.

Основываясь на желании и интересе, которые проявляют учащиеся к таким видам практической деятельности при обсуждении на иностранном языке важности и значимости подобного рода мероприятий, учитель оценивает результат патриотического воспитания школьников в содержании иноязычного образования.

Таким образом, представленная в данной статье модель патриотического воспитания в содержании школьного иноязычного образования в методологиче-

ском и практическом аспектах способствует осуществлению процесса национально-культурной идентификации школьника системно, на интегративной основе.

Реализация данной модели в системе школьного образования позволит обеспечить соблюдение требований, предъявляемых языковой политикой Российской Фе-

дерации на современном этапе развития нашего государства, и удовлетворить социальную потребность российского многонационального народа в образовании всестороннее развитой личности, любящей, свою Отчизну и готовой достойно представлять Россию в рамках диалога культур.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Английский язык. 10 класс = Spotlight 10 : учебник для общеобразовательных учреждений / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева [и др.]. — 5-е издание. — Москва : Express Publishing: Просвещение, 2012. — 248 с. — (Англий-ский в фокусе). — ISBN 978-5-09-029135-4.

2. Гессен, С. И. Избранные сочинения /С. И. Гессен. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.— 814 с.

3. Мартынов, М. Ю. О концептуализации понятия «патриотизм» в исследованиях современного гражданского общества / М. Ю. Мартынов, А. И. Габеркорн // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2020. — № 57. — С. 236—243.

4. Мишина, Н. Е. Концепт «патриотизм» в русской лингвокультуре: смысловые противоречия и приращения / Н. Е. Мишина, В. Е. Мишина, В. Б. Крячко // Альманах современной науки и образования. — 2013. —

№ 8 (75). — С. 109—111.

5. Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) : методическое пособие для русистов / Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-86547-409-8.

6. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. — Москва : Просвещение, 2000. — URL: https://153nsk.ru/wp-content/uploads/2016/12/koncepcija.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

7. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам : монография / В. В. Сафонова. — Москва : Высшая школа, Амскорт интернэшнл, 1991. — 311 с.

8. Сысоев, П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / П. В. Сысоев. — Москва : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова. 2004. — 546 с.

9. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. — Москва : Слово/ Slovo, 2000. — 146 с. — ISBN 5-85050-240-8.

10. ФГОС начального общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. — URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 20.01.2021).

11. ФГОС основного общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. — URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 20.01.2021).

12. ФГОС среднего общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №413. — URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 20.01.2021).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017—2016 года. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.01.2021).

14. Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / В. П. Фурманова. — Москва, 1994. — 475 с.

15. Халяпина, Л. П. Формирование поликультурной языковой личности как цель обучения иностранным языкам в условиях глобализации общества /Л. П. Халяпина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 10 (78). — С. 230—236.

16. Чернышов, С. В. Стратегическая цель обучения иностранным языкам как социальный заказ информационного общества / С. В. Чернышов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 6. — С. 165—173.

ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

А. Н. ПРОНИНА,

доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры психологии и психофизиологии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, antipi-elena @yandex. ru

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление сформированное™ патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности. В теоретических подходах к заявленной автором проблеме есть указание на значимость воспитания патриотизма и этнической идентичности у подрастающего поколения, приводятся определения базовых понятий, таких как «патриотизм» и «этническая идентичность». Особое внимание в статье уделено описанию результатов диагностики патриотизма и этнической идентичности. Также проанализированы соотношения уровней патриотизма и этнической идентичности учащихся начальной школы.

The article presents a description of the results of experimental work aimed to identifying the formation of patriotism of junior schoolchildren with different levels of ethnic identity. In theoretical approaches to the problem the author states the importance of instilling patriotism and ethnic identity of younger generation and gives the definitions of the basic concepts of the research such as «patriotism» and «ethnic identity». Particular attention is paid to the description of the results of diagnostics of patriotism and ethnic identity of junior schoolchildren. The analysis of the ratio of the levels of patriotism and ethnic identity of junior schoolchildren is carried out.

Ключевые слова: патриотизм, этническая идентичность, младшие школьники

Key words: patriotism, ethnic identity, primary schoolchildren

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.