Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА'

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристический кластер / инновации / оценка конкурентоспособности / дестинация.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреславский С. О., Слабинский С. В.

В статье изучены условия формирования рынка туристических услуг, показаны модели в системе управления туристического бизнеса. Представлена система взвешенных показателей на основе обобщения отечественной и зарубежной теории и практики. Предложена и апробирована модель оценки конкурентоспособности туристического кластера региона, использование которой на практике позволит учитывать его специфику и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА»

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 02.04.2024).

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.04.2024).

© Бокша В.Р., 2024

УДК 338.242.2

Бреславский С.О.

магистрант 2 курса УрФУ, г. Екатеринбург, РФ Слабинский С.В. канд. экон. наук, доцент УрФУ, г. Екатеринбург, РФ

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА

Аннотация

В статье изучены условия формирования рынка туристических услуг, показаны модели в системе управления туристического бизнеса. Представлена система взвешенных показателей на основе обобщения отечественной и зарубежной теории и практики. Предложена и апробирована модель оценки конкурентоспособности туристического кластера региона, использование которой на практике позволит учитывать его специфику и особенности.

Ключевые слова

туристический кластер, инновации, оценка конкурентоспособности, дестинация.

На современном этапе туризм играет ключевую роль в экономическом развитии регионов, являясь мощным катализатором социального и культурного прогресса. Зарождение туристических кластеров стало неотъемлемой частью этого процесса, представляя собой комплексное объединение субъектов туристической индустрии с целью создания эффективной синергии и укрепления конкурентоспособности региона на глобальном рынке [3].

Эффективность туристского продукта, темпы его развития формируются инновационной активностью и созданием товаров «рыночной новизны», которые удовлетворяют абсолютно новую потребность, а также значительно расширяют число потенциальных пользователей [5].

Проведенное исследование доказывает, что для формирования рынка туристских услуг необходимо соблюдение следующих условий:

• формирование нового потребительского спроса на основе потребности человека в путешествии (природно-географические и социально-экономические условия);

• появление новых видов услуг на основе имеющегося природно-географического и культурно-исторического потенциала;

• готовность ряда компаний в удовлетворении сформировавшихся у населения потребностей в путешествии и увеличение их количества при обеспечении государством выгодных организационно-экономических условий.

Измерение конкурентоспособности туризма является сложной задачей. Конкурентоспособность -

это абстрактное понятие, не поддающееся непосредственному наблюдению и имеющее многомерный характер, который является результатом проявления совокупности факторов. Следовательно, показатель конкурентоспособности может быть субъективным и зависеть от подхода, цели и задач исследования, что делает возможным существование разнообразных моделей оценки конкурентоспособности [4].

Основные модели конкурентоспособности, которые используются в туристической индустрии: Портера, Крауча-Ритчи, Кима, Двайера-Кима [2]. Они являются наиболее значимыми и подходящими для рассмотрения, так как специалисты в туристическом бизнесе наиболее часто ссылаются именно на эти модели. Общая черта представленных моделей - это выделение взаимосвязанного набора элементов, влияющих на конкурентоспособность туризма. Тем самым признается, что конкурентоспособность является многомерным свойством, которое может быть охарактеризовано показателями как объективного, так и субъективного характера [1].

В процессе опроса специалистов в данной области был сделан вывод, что факторов конкурентоспособности в туристической индустрии очень много, все они влияют на конечный результат по-своему, но большинство из них имеют лишь поверхностный характер и рассматривать их в отдельности нет смысла. Поэтому, необходимо определить факторы, которые вносят наибольший вклад в формирование конкурентоспособности. Среди них можно выделить:

• Ценовой фактор (стоимость дороги и трат на сам отдых);

• Развитость региона (инфраструктура);

• Фактор развитости туристической индустрии;

• Природные и исторические факторы (природные, архитектурные, религиозные и т.д. достопримечательности прошлого);

• Фактор качества предоставления услуг (износ туристического фонда, отношение к туристам, обслуживание, технологичность);

• Фактор вовлеченности региональных властей (льготы, программы, поведение мероприятий, фестивалей и т.д.).

Исходя из полученных результатов, была разработана система взвешенных показателей с целью оценки конкурентоспособности туристических кластеров регионов РФ, где вес фактора варьируется от 0,2 до 0,8 в зависимости от степени влияния. Данная оценка необходима для установления уровня конкурентоспособности каждого региона относительно других и выявления слабых и сильных сторон каждого региона. Полученная информация будет применена при разработке рекомендательных инициатив по предложенной модели конкурентоспособности туристического кластера региона. Также используемые факторы в системе взвешенных показателей будут применяться во время разработки модели с целью определения наиболее эффективных направлений развития.

Для обобщенного применения представленной системы взвешенных показателей с целью оценки конкурентоспособности туристических кластеров регионов была разработана методика, применяемая при оценке уровня конкурентоспособности.

Методика оценивания:

1. Каждый изучаемый фактор оценивается от 0 до 100 баллов;

2. Баллы по каждому фактору умножаются на соответствующий весовой коэффициент;

3. Полученные результаты суммируются и выводится общий балл конкурентоспособности региона;

4. Чем больше баллов, тем выше значение конкурентоспособности по сравнению с другими регионами.

Апробация научных результатов проводилась на примере туристического кластера Свердловской области. Свердловская область вошла в топ-10 наиболее популярных туристических регионов России: более 2,5 млн туристов посетили её за год. Объем платных туристических услуг на территории субъекта

превысил 11,6 млрд рублей. В Свердловской области принять туристов может 551 гостиница. Валовая добавленная стоимость туристской индустрии в экономики Свердловской области составила 77 623,9 млн. рублей. Рынок туризма в Свердловской области можно охарактеризовать как молодой с большими перспективами и потенциалом для роста.

Была проведена оценка уровня конкурентоспособности туристического кластера Свердловской области по системе взвешенных показателей. Для оценки были выбраны 10 дестинаций подходящих под критерии. Оценка проводилась на основе мнений трех экспертов туристического рынка. По итогам оценки туристический кластер Свердловской области занял 4 место в общем рейтинге среди оцениваемых туристических кластеров дестинаций. Низкие результаты в туристическом кластере Свердловской области показали факторы качества предоставления услуг и вовлеченности региональных властей. Более детальный анализ выявил особенности туристического кластера Свердловской области, а именно:

• Туристический кластер Свердловской области на данный момент развивается сразу в нескольких направлениях: культурно-развлекательный туризм, гастрономический туризм, деловой туризм, рекреационный туризм.

• Область богата природными ресурсами и историческими местами.

• Рынок туризма в Свердловской области является молодым с большими перспективами и потенциалом для роста.

• На данный момент у Свердловской области нет четкой стратегии по развитию туристического кластера.

• Сложное взаимодействие между региональными органами власти в туризме и бизнесом, частными лицами.

Таким образом, в ходе проведения научного исследования были получены следующие результаты:

На основе обобщения отечественной и зарубежной теории и практики, данных опроса систематизированы факторы конкурентоспособности по степени влияния на предпочтения целевой аудитории и показатели развития региона в туризме, разработана система взвешенных показателей.

Систематизированы модели в системе управления туристического бизнеса, определены их достоинства и недостатки. Предложена и апробирована модель оценки конкурентоспособности туристического кластера региона, использование которой на практике позволит учитывать его специфику и особенности.

По итогам апробации научных результатов были подготовлены рекомендации по повышению конкурентоспособности туристического кластера Свердловской области, среди которых необходимо выделить грантовую поддержку на реализацию проектов в туризме, программу «Региональный туристический кэшбек», реализацию проекта коммерческого туристического парка, разработку плана проведения ежегодного гастрофестиваля и многие другие. Все это позволит повысить уровень конкурентоспособности данного региона в сфере туризма.

Список использованной литературы:

1. Ильясова, А. Н. Модели и методы оценки конкурентоспособности субъекта туристского бизнеса / А. Н. Ильясова, Р. Р. Тимиргалеева // Наука и бизнес: пути развития. - 2021. - № 5(119). - С. 18-22.

2. Кадирова, М. М. Роль инноваций в развитии туризма / М. М. Кадирова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. - № 1. - С. 178-182.

3. Канаев, А. С. Цифровая трансформация как фактор управления развитием сферы туризма / А. С. Канаев, Н. Ф. Илларионова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. - 2023. -№ 3(57). - С. 41-46.

4. Макринова, Е. И. Управление развитием сферы туристских услуг на основе концепции маркетинга:

региональный аспект / Е. И. Макринова, Т. Ю. Иваницкая // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-4. - С. 795-799.

5. Чабанюк, О.В. Теоретико-методологические подходы к оценке социально-экономической эффективности инноваций в сфере туризма / О. В. Чабанюк // Вестник Академии знаний. - 2016. - № 17(2). - С. 35-43.

© Бреславский С.О., Слабинский С.В., 2024

УДК 371.69:004.3

Вардомацкая Е.Ю.,

ст. преподаватель кафедры «Математика и информационные технологии» Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»,

г. Витебск, Республика Беларусь

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ НА ОСНОВЕ МАТРИЦЫ БКГ

Аннотация

В статье проанализированы возможности использования методики анализа конкурентоспособности товаров и бизнес-единиц на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Ключевые слова

матрица БКГ, темп роста рынка, доля рынка, пузырьковая диаграмма, стратегические решения, макропрограммирование.

Цель исследования: определить приоритеты в развитии ассортимента продукции КУПП «Витебчанка» г. Витебска.

Метод исследования: матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Инструментарий: табличный процессор MS Excel.

Информационная база: данные по реализации продукции КУПП «Витебчанка» за 2023-2024 гг.

Задача исследования: на основании данных о реализации продукции КУПП «Витебчанка» г. Витебска за 2023-2024 гг. рассчитать показатели матрицы БКГ (темп роста рынка, доля рынка), построить пузырьковую диаграмму и сделать вывод о принадлежности каждого вида продукции к определенной категории.

Матрица БКГ с одной стороны, представляет собой методику расчета ключевых экономических показателей деятельности производственных структур, в другой стороны, является инструментом для анализа стратегии и планирования в системе продвижения продукта. Технология анализа на основе матрицы БКГ была разработана в 1970 году американским бизнесменом и предпринимателем Брюсом Хендерсоном для упрощения работы своей компании - Бостонской консалтинговой группы. В процессе работы над планом развития компании этот предприниматель предложил сокращать расходы на прибыльные направления, которые уже не требуют больших инвестиций, а освободившиеся средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.