Механизм развития конкурентных преимуществ туристической дестинации
Дудецкий Дмитрий Юрьевич
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития конкурентных преимуществ туристической дестинации. Автором анализируется современное состояние отраслей сферы услуг, являющихся лидерами по объёмам потребления, в том числе туристической сферы, отличающейся ярко выраженной тенденцией увеличения ее доли в ВВП. Представлены результаты опроса предприятий сферы услуг, оценивается индекс предпринимательской уверенности в этой сфере. Делается вывод о том, что насыщение туристического рынка предложениями и стабилизация спроса способствовали росту конкуренции в этой сфере, а также то, что большинство проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия гостиничного сервиса и турсектора в России, являются прямым следствием неустойчивости их хозяйственной деятельности в условиях рыночного ведения хозяйства и внешней нестабильности (экономической, финансовой, политической, правовой), а именно: низкий уровень развития менеджмента; нехватка оборотных средств и, как следствие, низкая устойчивость хозяйственной деятельности и низкая рентабельность, невозможность работы за счет реинвестирования прибыли; перерасход ресурсов; накапливание задолженностей; невысокое освоение предприятиями маркетинга; проблемы методического обеспечения деятельности; отсутствие стимулов для инвестирования и кредитования туристического сектора. Автор отмечает, что одной из негативных особенностей конкуренции в туризме является ценовое демпингование, которое приводит к потере прибыли. Развитию регионального туризма в России мешает неразвитость инфраструктуры и низкий уровень узнаваемости туристических объектов за пределами региона и его ближайших соседей, в частности: 1) налоги и высокие тарифы на транспорт; 2) неразвитость транспортной инфраструктуры; 3) низкое качество предоставляемых услуг; 4) рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов; недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России; дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений; отсутствие бренда региона. Подробнее автор останавливается на оценке состояние исследуемой отрасли в Пермском крае, в котором отсутствует сформированный туристический кластер и крупный инвестиционный проект, готовый к включению в федеральную программу по туризму, а также недостаточное государственное финансирование в Пермском крае туристической отрасли. Приводятся условия, оказывающие благотворное влияние на формирование конкурентных преимуществ туристической дестинации, и осуществлено подразделение преимуществ дестинации на сравнительные преимущества, полученные дестинацией вследствие ее природно-географического расположения (первичные), и вторичные, полученные в результате развития человеческого капитала и интеллекта, а также ряд вспомогательных показателей конкурентоспособности туристической дестинации. Предложена модель для интегральной оценки конкурентоспособности туристической дестинации (КТД) и варианты решения проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ туристической дестинации Пермского края. К числу механизмов управления формированием конкурентных преимуществ туристической дестинации относится развитие механизма государственно-частного партнерства, следовательно, формирование системы соответствующих региональных институтов для создания методологического, методического и нормативно-правового обеспечения развития ГЧП в туризме. Делается вывод о том, что туристическая дестинация Пермского края обладает уникальным
туристическо-рекреационными, культурно-историческими и лечебно-оздоровительными ресурсами, может стать одним из лидеров туризма Поволжского федерального округа.
Ключевые слова: туристическая дестинация, сфера услуг, Пермский край, государственно-частное партнерство, интегральная оценка конкурентоспособности, бренд региона.
В современных развитых экономиках именно в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляющая доля занятых. В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг постоянно растёт.
При анализе структуры можно выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объёмам потребления. Это - коммунальные услуги - 32,5 % от общего объема потребления услуг в 2011 г., транспортные услуги - 11,8 % и услуги связи - 19,4 % соответственно. Такое распределение объясняется тем, что данные виды услуг относятся к жизненно важным и практически не предоставляются населению на бесплатной основе.
Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли туристического сектора в ВВП.
Относительная стабилизация экономики страны благоприятно отразилась и на развитии туристической сферы: наметились тенденции к увеличению предложения и появлению новых видов туристических продуктов, совершенствованию их качества и в итоге к повышению спроса на туристические услуги и изменению его конъюнктуры.
Доля туристического сектора в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 6,5 % [1]. Исследование, проведенное «Oxford Economics», показало, что в России сектор туризма и путешествий в 2011 г. внес в ВВП 3,4 трлн рублей (106 млрд долл.), что превышает вклад автомобилестроения и химического производства [там же].
Анализ статистических данных свидетельствует о более быстром развитии сферы туризма, по сравнению с экономикой страны в целом. Рост активности в сфере туризма населения страны носит стабильный характер. Такому положению способствовала активизация инвестиционной деятельности в данной сфере в 2000-2012 годах.
В России рост доли турсектора в ВВП происходит намного быстрее, по сравнению с другими секторами экономики. В следующие 10 лет ежегодный рост турсектора будет в среднем достигать 4 %, что интенсивнее темпов роста всей экономики. Сектор туризма и путешествий является значимым источником экспортной прибыли для России. Так, в 2011 г. туристический экспорт суммарно достиг 517,2 млрд рублей (или 16 млрд долл.). Это
составляет 30 % от всех экспортируемых услуг и 3 % от всего экспорта, включая товары и услуги.
К позитивным результатам опроса предприятий сферы услуг можно отнести снижение темпов роста цен на услуги. Среди отрицательных факторов выделяется ухудшение финансового состояния организаций, выразившееся в снижении объема полученной прибыли [7].
Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг в октябре - декабре 2012 г. снизился на 5 процентных пунктов до значения +5 % [3]. Число предприятий (организаций) в сфере услуг, выполнявших исследования и разработки, изменилось за последние годы незначительно и составило 3 250 [там же].
В начале 90-х гг. появляющиеся в большом количестве турфирмы практически не испытывали конкуренции, так как они, в основном, занимались выездным туризмом, спрос на который был чрезвычайно велик. Насыщение туристического рынка предложениями и стабилизация спроса способствовали росту конкуренции.
С 1 июня 2007 г. в России введены экономические барьеры вхождения на туроператорский рынок в виде обязательного финансового обеспечения туроператоров. В связи с особой социальной значимостью туризма финансовые гарантии туроператоров должны обеспечиваться с высокой степенью надежности.
В настоящее время учет турагентских компаний в добровольном порядке ведет только Российский союз туриндустрии (РСТ). Данные по регионам с наибольшим количеством турфирм представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количество турфирм по регионам [6].
Регион Количество турфирм, Темпы
зарегистрированных на сайте РСТ прироста, %
январь 2011 г. ноябрь 2011 г.
Москва и Московская область 2 006 2 402 20
Санкт-Петербург и Ленинградская область 474 599 26
Екатеринбург и Свердловская область 319 392 23
Нижний Новгород 202 239 18
Пермь и Пермский край 216 251 16
Самара 195 215 10
Казань 160 189 18
Омск 137 151 10
Челябинск и Челябинская область 136 170 25
Уфа 135 152 13
Волгоград и Волгоградская область 133 147 11
Новосибирск и Новосибирская область 132 168 27
Красноярск и Красноярский край 125 153 22
Тольятти 125 141 13
Саратов и Саратовская область 119 132 11
Иркутск и Иркутская область 109 136 25
Краснодар и Краснодарский край 107 134 25
Киров и Кировская область 100 118 18
Кемерово и Кемеровская область 98 135 38
Ярославль и Ярославская область 97 109 12
Архангельск и Архангельская область 93 107 15
Ижевск 90 103 14
Калининград и Калининградская область 81 91 12
Ростов-на-Дону 84 103 23
Большинство проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время предприятия гостиничного сервиса и турсектора в России, являются прямым следствием неустойчивости их хозяйственной деятельности в условиях рыночного ведения хозяйства и внешней нестабильности (экономической, финансовой, политической, правовой). В настоящий момент довольно большое количество турфирм испытывают сложности в своей работе. Низкий уровень развития менеджмента привел к отсутствию прозрачности хозяйственной деятельности; нехватке оборотных средств и, как следствие, низкой устойчивости хозяйственной деятельности и низкой рентабельности, невозможности работы за счет реинвестирования прибыли; перерасходам ресурсов; накапливанию задолженностей и т. д. К числу причин недостаточного уровня капитализации предприятий относятся в том числе невысокое освоение предприятиями маркетинга; проблемы методического обеспечения деятельности и многое другое.
В условиях, когда финансово-хозяйственная деятельность не ориентирована на улучшение рыночных показателей предприятий турсектора, повышение их конкурентоспособности и, в первую очередь, конкурентоспособности туристского продукта не представляют никакого интереса для частного капитала. В результате инвесторы не имеют стимулов для инвестирования и кредитования данного сектора, что и приводит к хронической нехватке финансовых ресурсов в сфере туризма.
Перечень барьеров, оказавших, по мнению участников опроса, существенное негативное давление на бизнес, носит весьма устойчивый характер. В тройке лидеров неизменно присутствовали финансовые и спросовые ограничения: «существующий уровень налогообложения», «недостаток финансовых средств», «недостаточный спрос на оказываемые услуги», «большая отчетная нагрузка на предприятия», «недобросовестная конкуренция со стороны других организаций», «недостаток квалифицированного персонала». В настоящее время одной из негативных особенностей конкуренции в туризме является ценовое демпингование, которое приводит к потере прибыли. Это характерно для туроператоров, работающих на массовых направлениях, которые с целью завоевания рынка необоснованно снижают цены на туристские продукты.
Согласно опросу [5], развитию туризма в регионах России мешает неразвитость инфраструктуры и низкий уровень узнаваемости туристических объектов за пределами региона и его ближайших соседей. Инфраструктурные проблемы, пожалуй, в наибольшей степени волнуют регионы, получившие статус туристско-рекреационных экономических зон, в частности Краснодарский край, Республику Бурятия, Иркутскую область и Республику Алтай. Правда, если в Краснодарском крае проблема заключается скорее в изношенности коммуникаций и работе на предельных мощностях, то в Сибири коммуникаций зачастую и не существует. В числе других преград для развития оказались следующие проблемы: 1) налоги и высокие тарифы на транспорт (в результате стоимость турпродукта получается высокой); 2) транспортная инфраструктура (Саратовской, Тульской, Кировской области, Алтайского края и др.); 3) низкое качество предоставляемых услуг и др.
Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма показали, что большинство туроператоров на первое место ставят следующие причины, препятствующие его развитию: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов; недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России; дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений [8].
Следует отметить, что отношение к туризму у региональных властей изменилось: туризм стал для многих фактором экономического и социального развития, в половине субъектов Федерации приняты программы развития туризма.
Краснодарский край остается главным курортом для россиян. С начала года его посетили 11,7 млн отдыхающих. Прирост составил 1 %. Активно востребован экскурсионно-познавательный туризм в Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца.
В 2011 г. в Россию въехало почти 25 млн иностранцев из 222 стран, в том числе 2,3 млн туристов [2].
Согласно рейтингу, в 40 регионах России пятерка регионов-лидеров выглядит так: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Калининград, Карелия. Москва вырвалась вперед во многом благодаря деловому туризму. Краснодарский край - самый популярный морской курорт России, он ассоциируется с центром пляжного отдыха. Реки и озера Карелии традиционно привлекают любителей активных маршрутов. Санкт-Петербург и Калининград занимают свою нишу в сфере культурно-познавательного туризма.
По данным российского рейтинга, следом за лидирующей пятеркой идут Ярославская область, Татарстан, Мурманская область и Хабаровский край. С небольшим отрывом - Новгородская и Псковская области, Подмосковье. Нижегородский регион занимает 14-ю позицию среди российских туристов. Как несложно заметить, это регионы, привлекающие историческим наследием (но почему-то почти не упомянуты города Золотого кольца) либо «экзотикой» и возможностями активного отдыха. Казань активно позиционируется как третья российская столица, принимающая своих гостей на соответствующем - столичном - уровне. Всерьез взялись за развитие инфраструктуры в Краснодарском крае - именно это позволит удержать отдыхающих, делающих выбор между курортами Турции и Черноморским побережьем России. На этом фоне Пермский край отстает в сфере развития туризма.
Критерий выбора в пользу того или иного региона - транспортная доступность. И многим российским регионам, настроенным на привлечение туристов, предстоит решить вопросы транспортного сообщения. Это отметили, к примеру, представители Бурятии: там активно развиваются экстремальный и оздоровительный туризм, проблемными зонами остаются сообщение и пока еще недостаточное продвижение бренда республики.
О том, насколько важен бренд региона, профессионалы турбизнеса говорят сегодня все чаще. В качестве примеров приводятся, в частности, Уэльс, который закрепил за собой бренд «гольф-курорт», и городок Мышкин в российской глубинке, где удачно обыгрывается «мышиная» тема. Отсутствие же бренда региона размывает суть туристического предложения. Сейчас PR того или иного места как «лучшего» и «уникального» уже недостаточно. Вообще, по мнению экспертов, заниматься туристическим маркетингом должны специальные организации, поскольку это требует сфокусированного внимания. А в качестве способов просвещения потребителя рекомендовано как использование возможностей печатных и электронных СМИ, так и пока менее распространенное у нас создание контакт-центров и офисов туристической информации.
С целью повышения конкурентоспособности российской туристической отрасли принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 [10]. Программа направлена на решение таких отраслевых проблем, как высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов, отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, невысокое качество подготовки отраслевых кадров, и, соответственно, предоставляемых услуг.
В настоящий момент Пермский край не входит в список подобных регионов, где можно говорить о сформированном туристическом кластере и наличии крупного инвестиционного проекта, готового к включению в федеральную программу по туризму. Существуют разрозненные проекты, которые, как правило, находятся на уровне идей или описания. В связи с этим для исправления данной ситуации необходимы усилия региональных властей по созданию необходимых условий для появления и реализации такого проекта.
К числу необходимых условий для развития туризма в регионе относится формирование конкурентных преимуществ, первостепенными целями которого являются: увеличение конкурентоспособности туристического продукта за счет рационального использования ресурсной базы, развития новых видов туризма и др.; сокращение затрат и улучшение качества туристических услуг, в том числе за счет внедрения механизмов интеграции; повышение занятости населения; мотивация интересов хозяйствующих субъектов и т. д.
Условиями, оказывающими благотворное влияние на формирование конкурентных преимуществ туристической дестинации, являются обеспечение сбалансированного развития туристической индустрии; рост объемов инвестиций в основной капитал отрасли; повышение уровня инновационности производственного процесса; оптимизация экономических процессов в отрасли и повышение степени их координированности и интегрированности; повышение внутреннего и внешнего спроса на туристическую продукцию и услуги дестинации и др.
Соответственно, под конкурентными преимуществами туристической дестинации целесообразно понимать значение показателя оценки анализируемой дестинации, сопоставляемое с интегральной оценкой дестинации-лидера. В качестве дестинации-лидера следует использовать дестинацию, которая имеет наилучшие показатели в конкурентной борьбе.
Мы подразделяем преимущества дестинации на сравнительные преимущества, полученные дестинацией вследствие ее природно-географического расположения (первичные), и вторичные, полученные в результате развития человеческого капитала и интеллекта, последние управляемы, являются ничем не ограниченными по своей природе и динамичными. В процессе анализа конкурентоспособности туристической дестинации необходимо исходить из ограниченного количества факторов, которые характеризуют конкурентное лидерство конкретной дестинации. Количество вспомогательных показателей конкурентоспособности туристической дестинации:
1) должно обеспечивать полноценную, корректную и актуальную информацию, необходимую для такой оценки;
2) не должно превышать допустимые нормы. Представляется, оценку конкурентоспособности туристических дестинаций возможно проводить с использованием значений показателей от нуля до единицы. Система показателей конкурентоспособности туристической дестинации, структурированная по существующим конкурентным преимуществам, характеристике средств производства и численности населения дестинации, может быть представлена в виде ряда взаимосвязанных критериев (таблица 2).
Таблица 2 - Критерии конкурентоспособности туристической дестинации
Критерии ресурсного потенциала
Критерии эффективности
Критерии конкурентных преимуществ
Численность экономически активного населения, тыс. чел.
Производство ВРП на единицу экономически активного
населения, тыс. руб./чел.
Стоимость основных фондов на единицу экономически
активного населения, тыс. руб.
Среднесписочная численность работников туристской отрасли, тыс. чел.
Производство ВДС, созданной в отрасли на единицу занятого населения, тыс. руб./чел.
Коэффициент годности
основных фондов, %
Уровень износа
основных
фондов в отрасли, млн. руб.
Производство ВРП по отношению к величине износа основных фондов, руб.
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал отрасли
Количество предприятий туриндустрии, тыс.
Производство валовой
добавленной стоимости,
созданной в отрасли на стоимость основных фондов, руб.
Уровень официально
зарегистрированных работников отрасли, %
Затраты на развитие туристической дестинации, включая затраты на образование и НИОКР млн руб.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работающего в отрасли, руб.
Удельный вес занятых на предприятиях в сфере туризма в
общей численности населения, %
Примечание. Составлено автором.
На практике для целей повышения эффективности управления формированием конкурентных преимуществ может возникнуть необходимость в оценке конкурентоспособности отдельных территорий (кластеров) или муниципальных образований. В таком случае целесообразно применять оценки критичности отдельных территорий. В рамках такого анализа необходимо исследовать конкурентные сегменты отрасли и результативность управленческой деятельности местных органов власти, направленной на формирование конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность туристической дестинации необходимо рассматривать с использованием модели жизненного цикла дестинации с учетом конкурентного профиля на каждом из этих этапов. А.Р. Сафиуллин в рамках задачи управления конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне предлагает использовать три этапа (фазы) управления конкурентными преимуществами:
Данные этапы дополнены Н.С. Морозовой этапами построения желаемого (идеального) конкурентного профиля дестинации с учетом ее жизненного цикла, оценки затрат на достижение желаемого и реально достижимого конкурентного профиля и разработки проекта формирования реально достижимого конкурентного профиля.
Развитие конкурентных преимуществ Пермского края должно стать не только региональной и общегосударственной целью с учетом особенностей социально-экономического развития региона и его ресурсного потенциала. В данном направлении важная по значению роль отводится неисчерпаемым и наиболее высокорентабельным ресурсам.
Конкурентоспособность туристической дестинации можно оценить на основании трех основных показателей: уровня качества жизни, оптимальности использования туристическо-рекреационного потенциала, инвестиционного потенциала дестинации, дифференцировав их на конкурентные слабости (+) и конкурентные преимущества (-) по отношению к другим дестинациям.
Интегральную оценку конкурентоспособности туристической дестинации (КТД) можно описать следующей моделью:
конфигурация конкурентного профиля; анализ конкурентных позиций;
разработка и подготовка к реализации программы стратегии развития конкурентных преимуществ [9].
ктд = x k++k■
) <0
где КТД - показатель интегральной оценки конкурентоспособности туристической дестинации; к - анализируемые показатели конкурентных преимуществ; п - количество
показателей конкурентоспособности; у - значение показателя (абсолютное или относительное выражение); ] - дестинация (/ = х - сравниваемая дестинация; ] = 0 -анализируемая дестинация).
В современной хозяйственной практике регионов необходимость воздействия государства на рыночную экономику в сочетании с развитием самоактивности рынка становится все более очевидной. Только государство способно преодолеть так называемые «провалы рынка» и ввести экономические процессы в русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования.
Необходимость в государственном регулировании в условиях рыночного хозяйства возникает в тех сферах и отраслях экономики, которые напрямую связаны с благосостоянием населения страны, с удовлетворением его повседневных потребностей, включая туризм.
Так, одной из причин отставания Пермского края в развитии туризма является недостаточное государственное финансирование в Пермском крае туристической отрасли. Финансирование краевой целевой программы 2008-2012 гг. было осуществлено на 39 % (50,92 млн рублей) от планируемой суммы 129,54 млн рублей. Решение проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ туристической дестинации Пермского края невозможно без финансовой поддержки государства, источником которого выступают бюджетные и внебюджетные поступления.
Регулирующая деятельность органов власти и управления субъекта Федерации, а также органов самоуправления обеспечивается посредством принятия организационно-управленческих, экономических и правовых решений, направленных на обеспечение повышения конкурентоспособности туристического продукта дестинации и ее экономического роста.
Государственное регулирование туризма должно быть направлено, в первую очередь, на достижение следующих целей:
1) содействие формированию и развитию рынка туристических услуг;
2) ускорение процессов перехода отрасли на более высокие организационно-управленческий и технологический уровни и повышение качества предоставляемых туристических услуг;
3) гармонизация интересов, с одной стороны, различных видов туризма, с другой -населения и бизнеса, вступивших с переходом к рынку в отношения конфликтного характера.
Механизм формирования конкурентных преимуществ дестинации должен быть направлен на максимальный рост конкурентоспособности туристического продукта и
удовлетворение потребностей населения за счет оптимизации структуры распределения ресурсов в туристической индустрии в дестинации, подходящей их объему и структуре общественных потребностей (рисунок 1).
В механизме выделено структурное взаимодействие функциональных составляющих (блок прогнозирования, планирования, организации, мониторинга, анализа и контроля), которое позволяет совершенствовать взаимосвязь системных элементов при условии усиления позитивных воздействий внешних и внутренних факторов.
Целеполагание
Принятие управленческих решений
Регулиро вание
Координация
обеспечивает управление
многоступенчатой системой, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов и регулярно проводимого мониторинга (на региональном уровне)
Методы формирования и развитию конкурентных преимуществ
Предложения по формированию конкурентного профиля
Эффективное использование ресурсного потенциала
Внутренние
факторы (микросреда)
Рост показателей конкуренто способности
Повышение качества территориальной политики в сфере формирования и развития конкурентных преимуществ дестинации
Прогнозирование
Анализ имеющейся информации и подготовку прогнозных сценариев (заключения) развития конкурентных преимуществ региона в будущем
Планирование
Целенаправленный процесс
формирования конкурентных преимуществ дестинации, состоящей на основе его конкурентного потенциала, включающего мероприятия по разработке стратегии развития туризма и оценке затрат на достижение желаемого конкурентного профиля
Организация
обеспечивает создание многоступенчатой системы,
состоящей из стратегических, тактических и оперативных целей и регулярно проводимого мониторинга
Планирование
и контроль р аци онального использования природно-ресурсного и социально-экономи ческого потенциалов
Внешние факторы (макросреда)
Контроль
выполнение мероприятий по учету различных видов ресурсов, оценка эффективности затрат
Мониторинг
сбор информации о конкурентных преимуществах дестинации, прогноз их динамики под влиянием внешних и внутренних факторов
Анализ
Методика анализа конкурентных преимуществ дестинации с учетом ее жизненного цикла
Рисунок 1 - Механизм формирования и развития конкурентных преимуществ туристической дестинации
Источник: составлено автором.
Анализ формирования конкурентных преимуществ дестинации подразумевает:
- определение особо значимых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность дестинации;
- разработка предложений по формированию конкурентного профиля;
- разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ дестинации;
- разработка методов управления формированием конкурентных преимуществ дестинации.
Предложения по формированию конкурентного профиля охватывают:
1) рациональное использование регионального ресурсного потенциала и потенциала отрасли;
2) рост показателей конкурентоспособности туристической отрасли за счет эффективного управления имеющимися ресурсами дестинации и образования условий для развития инноваций в отрасли;
3) повышение экономического и законодательного качества региональной политики; формирование и развитие институтов, необходимых для развития туризма и повышения конкурентоспособности дестинации;
4) рост эффективности хозяйственной деятельности туристических предприятий за счет взаимодействия и интеграции субъектов туристического рынка, уменьшения барьеров и ограничений, создание туристических кластеров и зон предпринимательства. Это предполагает реализацию системы мер, направленных на расширение практики кооперации и конкуренции, включая механизмы экспертизы поступающих предложений по использованию новых технологических и управленческих решений, расширения практики кооперационного взаимодействия с научными и технико-внедренческими организациями, организациями инновационной инфраструктуры, прежде всего в рамках инновационных кластеров.
Обеспечение развития туризма обусловлено разработкой эффективной региональной политики, направленной на формирование конкурентных преимуществ, которую можно представить в виде комплекса мероприятий, охватывающих социальную, экономическую, экологическую и политическую сферы (см. таблицу 3).
Методы управления формированием конкурентных преимуществ туристической дестинации включают:
1) разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование туристической и инвестиционной деятельности;
2) разработку и утверждение программных документов, объединяющих основные цели, задачи, механизмы, методы и направления стратегического развития туризма и межтерриториального сотрудничества в данной сфере, содержащих мероприятия по повышению конкурентоспособности туристического продукта дестинации;
3) планирование и контроль рационального использования социально-экономического и туристическо-рекреационного потенциала дестинации путем
согласования государственной и территориальной политики; совершенствования методов мониторинга, анализа и контроля и др.
Таблица 3 - Мероприятия по формированию конкурентных преимуществ туристической дестинации
Социальная сфера Экономическая сфера
- совершенствование системы трудоустройства населения за счет уменьшения безработицы и осуществления переподготовки кадров, а также создание инфраструктуры развития малого бизнеса; - увеличение минимального размера заработной платы во всех отраслевых системах на основе совершенствования систем оплаты труда; - повышение качества предоставления образовательных услуг; - повышение качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения; - развитие инфраструктуры отдыха и развлечений; - рациональное использование историко-культурного и природного потенциала края с целью развития туристского комплекса; - повышение уровня социальной активности населения в сфере туризма; - обеспечение ценовой доступности для широких масс населения края туристскими и оздоровительными услугами; - развитие общественного сектора потребительского рынка. - повышение качества услуг, предлагаемых в области туризма и гостиничного бизнеса; - расширение спектра гостиничных и туристических услуг; - создание новых видов конкурентоспособных туристских услуг; - развитие сектора с помощью инновационных технологий; - совершенствование финансовой, гостиничной, транспортно-коммуникационной инфраструктуры, инфраструктуры общественного питания, вспомогательной инфраструктуры, полностью удовлетворяющей потребности края; - продвижение турпродукции региональных производителей на внутренний и внешний рынок; - развитие и совершенствование сферы розничной торговли; - увеличение и контроль за эффективностью работы организаций жилищно-коммунального хозяйства; - повышение инвестиционной привлекательности края; - сбалансированное распределение рекреационной нагрузки на разные территории.
Экологическая сфера Политическая сфера
- сохранение и рациональное использование почвенного покрова; - разработка методики по региональному планированию, землепользованию с учетом нормативов по охране окружающей среды; - повышение уровня образования и культуры населения региона в сфере экологических знаний; - анализ минерально-сырьевого потенциала края и его рациональное использование; - разработка эффективного механизма охраны водных объектов; - уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет использования безотходных технологий и технологического перевооружения хозяйственного комплекса; - рационализация деятельности на особо охраняемых природных территориях. - сохранение целостности социально-экономического, законодательного пространства, обеспечения военно-экономических и политических интересов на территории края; - формирование системы региональной политики за эффективным использованием природных ресурсов и сохранением среды обитания человека на территории края; - совершенствование процессов финансирования национальных туристских проектов; - совершенствование контроля за эффективным расходованием бюджетных средств; - рост доли частного капитала в региональных и муниципальных проектах.
Примечание. Составлено автором.
К числу механизмов управления формированием конкурентных преимуществ туристической дестинации можно отнести развитие механизма государственно-частного партнерства.
Стимулирование кооперации и конкуренции тесно сопряжено с активизацией партнерских отношений и интеграцией потенциала хозяйствующих субъектов по двум основным направлениям: развитие государственно-частного сотрудничества (ГЧП) и развитие взаимодействия разномасштабных субъектов общества и бизнеса, науки и бизнеса. Следовательно, институциональная среда должна включать компоненты, позволяющие создать условия для реализации указанных направлений партнерства и сотрудничества. Частный бизнес призван играть значительную роль в софинансировании
инфраструктурных проектов дестинации. Практика свидетельствует, что его успешное участие предполагает разработку адекватных организационных и экономических механизмов сотрудничества [12].
Развитие ГЧП возможно посредством обособления функционального сегмента, который характеризуется как регулирующей ролью государства, так и «вынужденным» тесным взаимодействием институтов государства и турбизнеса на партнерских началах. Как показывает анализ мирового опыта, такое сотрудничество в сфере туризма является высокорезультативным. ГЧП традиционно строится на опыте и знаниях каждого партнера, направлено на удовлетворение определенных публичных интересов социально-экономического развития, обеспечивается посредством адекватного распределения: ресурсов, рисков, а также прав и обязанностей [11]. При определении ГЧП традиционно рассматривают два основных аспекта: 1) финансовый, то есть каким образом государственный и частный секторы финансово вовлечены в механизм ГЧП; 2) организационный, то есть как организованы взаимоотношения государства и частного сектора в ГЧП. Таким образом, можно утверждать, что ГЧП - это совокупность политического принципа, организационно-правовой формы и экономической сущности долгосрочных отношений между государством и частным бизнесом в исследуемой сфере. Системное использование принципов ГЧП позволит сформировать объективную фундаментальную основу для повышения конкурентоспособности туристической дестинации.
Три основные потребности, которые мотивируют правительства вступать в ГЧП в секторе инфраструктуры следующие: привлечение частных инвестиций в основной капитал (зачастую, чтобы дополнить государственные ресурсы или высвободить их для других государственных потребностей); использование имеющихся ресурсов более эффективно; реформирование секторов посредством перераспределения ролей, стимулов и подотчетности.
Одной из важных современных тенденций развития ГЧП в инновационной сфере является переход от мегапроектов федерального уровня к проектам региональным, к интеграции потенциала органов власти территорий и бизнес-структур для решения задачи модернизации мезоэкономики. При этом на федеральном уровне значительное количество институтов развития взаимодействия государства и бизнеса уже создано. Однако институты развития федерального уровня чаще всего не приспособлены для поддержки проектов развития на региональном уровне. Следовательно, необходимо формирование системы соответствующих региональных институтов для создания методологического, методического и нормативно-правового обеспечения развития ГЧП в туризме.
Существует ряд институциональных ограничений, снятие которых позволит интенсифицировать процесс межсекторного сотрудничества и повысить результативность ГЧП в сфере туризма. Речь идет, в частности, о незавершенности формирования нормативно-правового поля взаимодействия государства и бизнеса; недостаточном количестве технологий в сфере распределения пакета правомочий собственника; неразвитости механизмов принятия решений о выборе партнеров, форм реализации и технологий управления партнерскими проектами и др.
Рассматривая возможные направления развития взаимодействия разномасштабных субъектов науки и турбизнеса, стоит отметить, что сотрудничество предприятий и организаций туриндустрии позволяет сочетать специализацию и кооперацию для повышения конкурентоспособности туристического продукта дестинации, а также обладает рядом организационных и управленческих достоинств, достигаемых в результате интеграции потенциала субъектов туристического рынка. Причем особую роль играет сотрудничество именно разномасштабных субъектов науки и бизнеса (малых, средних и крупных предприятий).
Как показал анализ, достаточно благоприятной институциональной среды взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в сфере туризма в России пока не сформировано. Те государственные инициативы, которые предпринимаются, ориентированы на поддержку какого-либо сегмента турбизнеса или взаимодействие государства и бизнеса, а не на создание условий для развития партнерских отношений между научными организациями, малыми, средними и крупными предприятиями. Потребность в институтах развития взаимодействия науки, малых, средних и крупных предприятий остается неудовлетворенной. Для решения данной задачи целесообразно использовать комплекс прямых и косвенных мер. В их числе: институционализация партнерских отношений в сфере туризма посредством их нормативно-правового регулирования, создание экспертных и дискуссионных площадок дестинации для поиска перспективных способов межфирменного сотрудничества; расширение деятельности институтов развития; создание специализированных баз данных; предоставление государственного финансирования и налоговых льгот предприятиям при условии партнерской разработки и реализации проектов развития (через обременение государственных заказов или конкурсное софинансирование проектов бизнеса) и т. д.
Система отношений между участниками создаваемых территориальных туристических кластеров требует отдельного институционального оформления и нормативного закрепления в виде положений о должном поведении участников
регионального социального партнерства и справедливого распределения доходов между основными участниками производственного процесса.
Туристическая дестинация Пермского края обладает уникальным туристическо-рекреационными, культурно-историческими и лечебно-оздоровительными ресурсами, может стать одним из лидеров туризма Поволжского федерального округа. Объединив усилия, направленные на развитие туризма в крае и повышение конкурентоспособности туристического продукта, туристическая дестинация Пермского края может претендовать на место лидера, обеспечив стабильные конкурентные преимущества и устойчивый экономический рост.
Список литературы
1. Борисов, П. Открытие экономистов: в России туризм вносит больший вклад в ВВП, чем автомобилестроение / П. Борисов. - 25.09.2012. - Электрон. текстовые дан. // Турпром : портал с турист. Лицом. - Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/18610/. - Загл. с экрана.
2. Егоршева, Нина. Отношение к туризму в регионах России изменилось / Н. Егоршева // RATA-news : ежеднев. электр. газ. Рос. союза туриндустрии. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6112012_1.stm. - Загл. с экрана.
3. Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ) в III квартале 2013 г. - М. : НИУ ВШЭ, 2013. - 13 с.
4. Индикаторы науки: 2013. - Электрон. текстовые дан. // Статистические сборники ВШЭ / Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». - Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/in2013. - Загл. с экрана.
5. Макатрова, Н. С. Что мешает развитию туризма в регионах России : продолжение обзора по итогам весен. турист. выставок в Москве: «Интурмаркет-2008» и «Mitt-2008» / Н. С. Макатрова, В. С. Блашенкова. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.concretica.ru/publications/single/article/6/39/. - Загл. с экрана.
6. Общероссийский генеральный реестр туристических агентств : [сайт]. - Режим доступа: http://reestr-ta.ru/?P=2.
7. Проскура, Д. В. Влияние региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг / Д. В. Проскура // Управление экономическими системами. Региональная экономика : электрон. науч. журн. - 2012. - № 4 (40).
8. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма. - Электрон. текстовые дан. // РАТА-новости : ежеднев. электрон. газ. Рос. союза туриндустрии. - 07.10.2005. - Режим доступа: http: //www.ratanews .ru. - Загл. с экрана.
9. Сафиуллин, А. Р. Методология управления конкурентными преимуществами на мезоуровне : монография / А. Р. Сафиуллин. - Казань : Изд-во КГУ. 2010. - 256 с.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 г. Москва «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» : вступ. в силу: 30 авг. 2011 г. -Электрон. текстовые дан. // Рос. газ. - 2011. - 23 авг. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/23/turizm-site-dok.html. - Загл. с экрана.
11. A Guidebook on public-private partnership in infrastructure. Economic and social commission Asia and the Pacific. UNESCAP. Bangkok, January 2011. - Electron text data. -
Mode of access: http://www.unescap.org/ttdw/common/TPT/PPP/text/ppp_guidebook.pdf. -Title from screen.
12. Vickerman R. Private financing of transport infrastructure: some UK experience / Centre for European, Regional and Transport Economics, The University of Kent at Canterbury, UK. - Electron text data. - Mode of access: http://www.pfingsttagung08.tuberlin.de/typo3/fileadmin/documents/infraday/2002/papers/vicker man-2002-private_financing_transport_infrastructure.pdf (date of access: 02.06.2012). - Title from screen.