Ананина Р.Ф. 1, Куимов В.В. 1
1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях и разработка механизма совершенствования
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Модель организации совместных закупок как ^ формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях и разработка механизма совершенствования // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. -№ 12. - С. 4725-4734. Сот 10.18334/се.15.12.1 13855
С
АННОТАЦИЯ: 8
АННОТАЦИЯ:
и
В статье представлены результаты апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок как формы услуг, в результате чего была спроектирована модель, учитывающая структурные элементы, входящие в экосистему платформенных отношений. Автором были развиты теоретические положения организации совместных закупок: представлены собственные определения и уточнения, а также введены в оборот самостоятельные научные дефиниции. Моделирование организации совместных закупок являлось основой при разработке авторского механизма совершенствования, способствующего развитию методологических положений исследуемого вопроса.
ФИНАНСИРОВАНИЕ:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242916.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индустрия 4.0, механизм совершенствования, совместные закупки, торгово-экономические отношения, услуги, цифровая трансформация, экосистемы, электронная платформа
издательство
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
ОБ АВТОРАХ_
Ананина Римма Фанавиевна, ассистент кафедры торгового дела и маркетинга ([email protected])
Куимов Василий Васильевич, профессор кафедры торгового дела и маркетинга Сибирского федерального университета, доктор экономических наук ([email protected])
- 4725 -
Ananina R.F. 1, Kuimov V.V. 1
1 Siberian Federal University, Russia
<n
IN
o>
lO
o>
Ol
CITE AS:_
Ananina R.F., Kuimov V.V. (2021 ) Model organizatsii sovmestnyh zakupok kak formy uslug v kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviyakh i razrabot-ka mekhanizma sovershenstvovaniya [Joint purchases model as a form of services in cooperative-network interactions and development of an improvement mechanism]. Kreativnaya ekonomika. 15. (12). - 4725-4734. doi: 10.18334/ce.15.12.1 13855
ABSTRACT:_
The results of testing the author's algorithm for evaluating joint purchases as a form of services are presented. As a result, a model that takes into account the structural elements included in the ecosystem of platform relations was designed. The authors have developed the theoretical provisions of the joint purchases organization. Authors' definitions and clarifications are given, as well as independent scientific definitions are put into circulation. Modeling of joint purchases was the basis for the development of the authors' improvement mechanism, contributing to the development of methodological provisions of the issue under study. ACKNOWLEDGMENTS:
The research was carried out with the financial support of the RFBR, the Government of the Krasnoyarsk Territory and the Krasnoyarsk Regional Science Foundation within the framework of scientific project No. 20-410-242916.
KEYWORDS: Industry 4.0, improvement mechanism, joint purchases, trade and economic relations, services, digital transformation, ecosystems, electronic platform
JEL Classification: M11, M21, O31, L81, L86
Received: 20.1 1.2021 / Published: 25.12.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ananina R.F. ([email protected])
Joint purchases model as a form of services in cooperative-network interactions and development of an improvement mechanism
- 4726 -
Введение
Пандемия как драйв-фактор ознаменовала все больший рост электронной коммерции, особенно в части развития дистанционной купли-продажи товаров с помощью различных платформенных инструментов и приложений. Понижение роли классических посреднических отношений, повышение прозрачности торгово-экономических операций, увеличение скорости товарного сбыта от производителя к конечному потребителю - реальность, обусловленная действием четвертой промышленной революции.
Тенденции Индустрии 4.0 проявляются в развитии сложных экосистем, действующих в банковской сфере, государственных и муниципальных услугах, доставке еды и товаров, передвижении и др. Услуги оказываются в режиме реального времени, мгновенно оплачиваясь и документально подтверждаясь [6-9] (Za.kh.arov, Тго/тоу, ¥то1оу а1., 2019; КовИп, Бгтгхоувкауа, 2019; Polyakov, 2019; Fedorova, Syrovatkina, 2019) в условиях различных экосистем.
Классическая схема товарного обращения «деньги - товар - деньги'» трансформировалась под действием цифровых технологий, исключая обширные посреднические связи: производители работают в условиях электронных платформ, выкладывая товар на цифровую витрину собственного производства, где покупатели выбирают и приобретают его.
В таких экономико-цифровых отношениях посредником выступает не розничный магазин, а электронная платформа или куратор кооперационного сообщества потребителей.
Потребители, объединяясь, формируют кооперационное сообщество в условиях электронной платформы, на которой организатор выступает посредником за комиссионное вознаграждение, оказывая услуги по информационному сопровождению при выборе и передаче товаров. Такая форма услуг трактуется нами как совместные закупки, организованные в кооперационно-сетевых взаимодействиях.
Организация совместных закупок является многоуровневым процессом, но при этом осуществляется в условиях одноранговой экономики. В этой связи представляются актуальными ее оценка и разработка механизма совершенствования ввиду отсутствия комплексных подходов к исследованию в научной среде.
- 4727 -
«л гч
Ol
от
(Л 1Л
Методологические аспекты исследования
При исследовании совместных закупок разрабатывался и апробировался авторский алгоритм оценки их организации на основе поэтапного комплексного изучения с помощью общенаучных и специальных методов - наблюдения, сравнения, сопоставления, корреляционно-регрессионного анализа, моделирования [2] (Ananina, Kuimov, 2019).
Применение комплексного подхода обусловлено необходимостью учета факторов влияния, а также возможностью ориентации на функционально-средовое пространство при организации совместных закупок.
Наряду с комплексным подходом учитывался функционально-средовой, предполагающий исследование функций управления, этапов организации, взаимодействующих элементов в сети и кооперационных сообществах.
В результате разработки авторского алгоритма были развиты теоретические положения организации совместных закупок, подтверждающие необходимость учета принципов открытости и контактирования, которые влияют на общий сетевой эффект с элементами синергии.
Принципы открытости и контактирования анализировались в системе функций управления - планирования, мотивации, организации, контроля, что способствовало определению нежелательных явлений при организации совместных закупок в структуре кооперационно-сетевых взаимодействий и выявлению причинно-следственных связей.
Набор причинно-следственных связей позволил сформировать модели черных ящиков, демонстрирующих входные и выходные параметры с математическими зависимостями.
Представленные результаты были получены в ходе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок, который позволил сформировать модель со структурными элементами.
Базовые понятия и модель организации совместных закупок
Исследование мнений ученых о происхождении экономики совместного потребления и цифровых экосистем позволило выделить различия в терминологическом аппарате [10-12] (Hamari, Sjöklint, Ukkonen, 2016; Zervas, Proserpio, Byers, 2017; ZhangLu, Sha Sha Fang, 2013).
Различие в терминологическом аппарате исследования при применении дефиниций «покупки» и «закупки» обусловлено тем, что употребление последних является более корректным, так как отражает всю сущность изучаемой формы услуг.
- 4728 -
Закупка предполагает сбыт продукции производителем, при котором организатор электронной платформы предварительно оформляет единую заявку, сформированную по выборам потребителей платформы, объединившихся в кооперационное сообщество.
Таким образом, совместные закупки - это форма услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях, генерируемых различными участниками экономических отношений на взаимовыгодной основе посредством предприятия, управляющего электронной платформой [3] (Лштш, Kuimov, 2020).
На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, учитывающая базовые характеристики ее структуры (рис. 1).
Общественная потребность: необходимость сбыта и приобретения разнообразною ассортимента товаров бесконтактным путем с соблюдением социального дистанцирования для всех участников кооперациоппо-сетевых взаимодействий
Кооперационно-сетевое взаимодействие
КООПЕРАЦИЯ СЕТЬ
Оптовые поставщики Производители Потребители Службы доставки Организаторы Центры раздачи товаров
11111 1
Услуга при организации совместных закупок
11редложение актуального наличия товаров и ориентация объемов сбыта на потребности управляющего звена кооперационно-сетевых взаимодействий Формирование спроса на товары и возможность их обмена Индивидуаль ная доставка товаров Обслуживание потребителей и работа с предпочтениями Хранение товаров до востребования, заказанных через электронную систему
>ч
Е о с о
и
ш .>
'+->
го ш
Прорывная инновации при реализации экономнко-цифровых отношений
Электронная платформа как базис коопсрационно-сстсвых взаимодействий
Особенности организации
Наличие единой цели, заключающейся в эффективном взаимодействии
Действие контрактных отношений
Автономия у каждой стороны взаимодействий
Интегрированные уровни организации
Лидеры во главе взаимодействующих сторон
Рисунок 1. Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
- 4729 -
ISSN 1994-6929
Внешняя среда: предпосылки организации |
Совместное потребление Распространенность торговых сетей Нормативно-правовое обеспечение Финансовый капитал Переход опыта форумных объединений в кооперационно-сетевые взаимодействия Социальное дистанцирование Информационно-телекоммуникационные технологии
Миссия: генерация услуг совместных закупок, обеспечивающих взаимодействие между производителями / оптовыми поставщиками и потребителями в условиях
электронной платформы
Цель: повышение открытости организации совместных закупок при дистанционном заказе товаров
Задачи:
беспрепятственный вход организаторов в деятельность кооперационно-сетевых взаимодействий опубликование документов о конфиденциальности персональных данных и данных по организационно-правовой форме предприятия поиск производителей и оптовых поставщиков, стремящихся участвовать в организации совместных закупок формирование видов обратной связи с потребителями повышение узнаваемости кооперационно-сетевых взаимодействий среди производителей продовольственных товаров, находящихся па территории Красноярского края
Свойства совместных закупок как формы услуг Принципы Функции Методы Инструменты
Обмениваемость, совместность Гибкость управления, согласованность, контактирование, независимость, открытость, поливариаптпость, целенаправленность, пиЛпптшчятшя Планирование, организация, мотивация, контроль Обобщение, синтез, сравнительно-аналитический метод, экономико- статистические методы, математическое моделирование, метод Применение политики о данных пользователей, действие пользовательских соглашений и систем обслуживания, программ защиты потребителей, форм обратной связи, работа с производителями и поставщиками
п
—5
го
ш <'
ГО m
Г) О
<
О
NJ О NJ
Рисунок 2. Механизм совершенствования организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
Совместные закупки как форма услуг трансформируются в экосистему, которая состоит из кооперационно-сетевых элементов (потребители, производители или оптовые поставщики, службы доставки, организаторы платформы, центры выдачи товаров, сотрудники управляющей организации), обладающих автономностью участия, и реализуют торгово-экономические отношения в своем виде деятельности.
Нами было введено авторское определение: организация совместных закупок - объединение акторов, участвующих при дистанционном заказе товаров в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий, функционирующих внутри электронной платформы и оказывающих услуги по его сопровождению [3] (Лштш, Kuimov, 2020).
Таким образом, модель организации совместных закупок спроектирована с интеграцией участников кооперационно-сетевых взаимодействий, описывает возможные к оказанию услуги, а также включает особенности функционирования организации, управляющей электронной платформой. 8
Структура механизма совершенствования организации совместных закупок
Структура механизма и особенности его разработки представлены в источниках с позиций различных подходов [1, 5, 7] (Лктш, Gribanov, 2019; Eleneva, Лndreev, Твгт Yuytszyao, 2019; Ко$Ш, Berezovskaya, 2019). На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, а также определены нежелательные явления - средний показатель открытости у одного из исследуемых объектов, отсутствие анонсированной миссии и задач функционирования, а также методологической базы к изучению данного вопроса.
В связи с этим механизм организации совместных закупок был разработан на основе применения функционально-средового и комплексного подходов, состоящих в изучении влияющих факторов внешней и внутренней среды, авторского алгоритма оценки, и обозначил миссию, цель, задачи, свойства услуг, принципы, функции, методы и инструменты (рис. 2).
Разработка авторского механизма совершенствования была направлена на возможное устранение нежелательных явлений в деятельности акторов совместных закупок, а также организации, управляющей электронной платформой, что свидетельствует об универсальном характере его применения.
- 4731 -
от гч от ю
от от
1Л 1Л
Заключение
Отличительными характеристиками совместных закупок как формы услуг являются:
1) быстрый рост при присоединении новых участников экономических отношений;
2) отсутствие единого акцента на одном виде деятельности;
3) стремление к переходу основных процессов в обществе в цифровой формат.
Форум совместных закупок создается по модели прорывных инноваций, где изменением паттерна потребительского поведения становится заказ товаров через электронные каталоги с помощью организаторов. С течением времени происходит рост и присоединение новых структурных элементов (центров раздачи товаров, производителей и поставщиков, служб доставки), что приводит к цифровой трансформации - все взаимодействующие элементы образуют экосистему с предпринимательской средой.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аленина К.А., Грибанов Ю.И. Развитие механизма формирования компе-тентностного потенциала управления с использованием возможностей се-тевизации и цифровизации социально-экономических систем // Креативная экономика. - 2019. - № 3. - с. 517-522. - аок 10.18334/се.13.3.39963 .
2. Ананина Р.Ф.. Куимов В.В. Методика оценки совместных закупок продовольственных товаров // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 3(104). -с. 997-1001.
3. Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Организация совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях. - М.: Первое экономическое издательство, 2020. - 244 с.
4. Днепров М.Ю., Михайлюк О.В. Цифровая экономика как новая экономическая категория // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. -с. 1279-1294. - ао1: 10.18334Мпес. 9.4.41249 .
5. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н., Цзинь Юйцзяо Разработка подхода к обеспечению эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в условиях сетевых структур // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - с. 1371-1378. -ао1: 10.18334/гр.20.5.40651 .
6. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г. и др. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. -с. 1341-1356. - ао1: 10.18334Мпес. 9.4.41283 .
- 4732 -
7. Костин К.Б., Березовская А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - с. 455-480. - doi: 10.18334/eo.9.2.40511 .
8. Поляков Р.К. Эволюция транснациональных компаний: перспективы в эпоху «сетевой глобализации» // Вопросы инновационной экономики. - 2019. -№ 1. - с. 37-54. - doi: 10.18334/vinec. 9.1.39737 .
9. Федорова О.И., Сыроваткина Т.Н. Сеть как форма взаимодействия субъектов экономики // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - с. 1353-1362. -doi: 10.18334/eo.9.2.40737 .
10. Hamari J., Sjoklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2016. - № 9. - p. 2047-2059. - doi: 10.1002/asi.23552.
11. Zervas G., Proserpio D., Byers W. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry // Journal of Marketing Research. -2017. - № 5. - p. 687-705.
12. Zhang Lu F., Sha Sha Fang Joint Purchase Service System Research Based on User Needs // Applied Mechanics and Materials. - 2013. - p. 1823-1826. - doi: 10.4028/ www.scientific.net/AMM.423-426.1823.
REFERENCES:
Alenina K.A., Gribanov Yu.I. (2019). Razvitie mekhanizma formirovaniya kom-petentnostnogo potentsiala upravleniya s ispolzovaniem vozmozhnostey sete-vizatsii i tsifrovizatsii sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Development of the mechanism for the formation of the competence management capacity using the possibilities of networking and digitalization of socio-economic systems]. Creative economy. 13 (3). 517-522. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.3.39963 .
Ananina R.F., Kuimov V.V. (2020). Organizatsiya sovmestnyh zakupok kak formy uslug v kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviyakh [Organization of joint purchases as a form of services in cooperative and network interactions] M.: Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo. (in Russian).
Ananina R.F.. Kuimov V.V. (2019). Metodika otsenki sovmestnyh zakupok pro-dovolstvennyh tovarov [The method of evaluation of joint purchases of food products]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3(104)). 997-1001. (in Russian).
Dneprov M.Yu., Mikhaylyuk O.V. (2019). Tsifrovaya ekonomika kak novaya eko-nomicheskaya kategoriya [Digital economy as a new economic category]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1279-1294. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 9.4.41249 .
- 4733 -
<n
IN
o> 10
o>
<J\
l/l
Eleneva Yu.Ya., Andreev V.N., Tszin Yuytszyao (2019). Razrabotka podkhoda k obespecheniyu effektivnosti investitsionnyhproektov, realizuemyh v usloviyakh setevyh struktur [Development of an approach to ensure the effectiveness of investment projects implemented in the conditions of network structures]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1371-1378. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.5.40651 .
Fedorova O.I., Syrovatkina T.N. (2019). Set kak forma vzaimodeystviya subektov ekonomiki [Network as a form of interaction of economic agents]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1353-1362. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.9.2.40737 .
Hamari J., Sjoklint M., Ukkonen A. (2016). The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption Journal of the Association for Information Science and Technology. 67 (9). 2047-2059. doi: 10.1002/ asi.23552.
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2019). Sovremennye tekhnologii tsifrovoy ekonomiki kak drayver rosta mirovogo rynka tovarov i uslug [Modern technologies of the digital economy as a driver of growth in the world market of goods and services]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 455-480. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40511 .
Polyakov R.K. (2019). Evolyutsiya transnatsionalnyh kompaniy: perspektivy v epokhu «setevoy globalizatsii» [The evolution of multinationals: perspectives in the era of «network globalization»]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (1). 37-54. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 9.1.39737 .
Zakharov V.Ya., Trofimov O.V., Frolov V.G. i dr. (2019). Mekhanizmy integrat-sii i kooperatsii slozhnyh ekonomicheskikh sistem v sootvetstvii s kontseptsiey «Industriya 4.0» [Mechanisms of integration and cooperation of complex economic systems in accordance with the concept of Industry 4.0]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1341-1356. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec. 9.4.41283 .
Zervas G., Proserpio D., Byers W. (2017). The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry Journal of Marketing Research. (5). 687-705.
Zhang Lu F., Sha Sha Fang (2013). Joint Purchase Service System Research Based on User Needs Applied Mechanics and Materials. 423 1823-1826. doi: 10.4028/ www.scientific.net/AMM.423-426.1823.
- 4734 -