Научная статья на тему 'Оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход'

Оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход Текст научной статьи по специальности «Организация и управление»

CC BY
71
10
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ / СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ / MODEL / NETWORKING INTERACTIONS / BUSINESS NETWORK / JOINT PURCHASES

Аннотация научной статьи по организации и управлению, автор научной работы — Ананина Римма Фанавиевна, Куимов Василий Васильевич

В статье представлено исследование кооперационно-сетевых взаимодействий по виду «совместные покупки» через системный подход, который заключается в выявлении причин, обуславливающих величину различных параметров и их влияние на весь процесс взаимодействия.

Похожие темы научных работ по организации и управлению , автор научной работы — Ананина Римма Фанавиевна, Куимов Василий Васильевич,

Assessment of networking interactions through a systems approach

The article presents the study of networking interactions by type "joint purchases" through a systematic approach to identifying the reasons behind different parameter values and their impact on the entire process of interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^ издательство

Креативная экономика

оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход

Ананина Р.Ф.1, Куимов В.В. 1

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлено исследование кооперационно-сетевых взаимодействий по виду «совместные покупки» через системный подход, который заключается в выявлении причин, обуславливающих величину различных параметров и их влияние на весь процесс взаимодействия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель, кооперационно-сетевые взаимодействия, предпринимательская сеть, совместные покупки

Assessment of networking interactions through a systems approach

Ananina R.F.1, Kuimov V.V.1

1 Siberian Federal University, Russia

введение

В последние десятилетия экономика, трансформируясь в условиях прогрессивного роста информационных потоков и инновационных явлений, все полнее приобретает сетевой вид, построенный на основе кооперации части ресурсов, которыми располагают субъекты сети. Практически любой экономический субъект действует в современном мире не как единичный актор, а как часть взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов деятельности. Как в теории, так и практике реального управления все чаще любая бизнес-единица рассматривается не как независимая, единолично принимающая решения и получающая результат от предпринимательской деятельности, а как один из входящих в кооперационно-сетевые взаимодействия субъектов рынка, признающих общность целей, готовность к кооперации ресурсов, при сохранении организационной и юридической самостоятельности и инициативы по достижению своих целей, устанавливающих и согласовывающих свои действия и получающих через это конечный результат. В этой связи использование лучших практик кооперационно-сетевых взаимодействий бизнеса является одинаково актуальным для крупных, средних и малых игроков рынка. Именно возможности достижения новых результатов для бизнеса через его кооперационно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сетевое взаимодействие создает условия для неценовой конкуренции, возможностей расширения и укрепления позиций на рынке, повышения конкурентоспособности. Одновременно эти проблемы остаются еще малоизученными, в их изучении превалируют описательные методы анализа, слабые позиции по расчету и прогнозированию. В данной статье проводится исследование возможностей описания некоторых показателей кооперационно-сетевых взаимодействий с использованием математического аппарата и формирования базовых показателей, характеризующих это сложное явление.

В целях комплексного подхода исследование кооперационно-сетевых взаимодействий проводится через системный подход для выявления причинно-следственных связей данных процессов. В нашей предыдущей статье мы анализировали кооперационно-сетевые взаимодействия форума совместных покупок и показали, что даже в таком относительно простом бизнес-процессе проявляются разные уровни кооперационно-сетевого взаимодействия, различающиеся степенью и прочностью связей, использованием соответствующих механизмов, гарантирующих достижение конечного результата для разных участников и др.

Установка причин и следствий внутри процессов взаимодействий являлась и остается целью нашего анализа. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение ряда задач:

1) выявление значений показателей по каждому виду взаимодействий;

2) сопоставление полученных значений и их характеристика внутри сети;

3) оценка эффективности взаимодействий с учетом выявленных показателей.

Методологической основой исследования послужили положения системного,

сравнительного и корреляционного анализа с использованием средств программы «Deductor».

Предпринимательская, или межорганизационная, сеть при исследовании электронных платформ методом наблюдения и анализа (с охватом в две платформы)

ABSTRACT:_

The article presents the study of networking interactions by type "joint purchases" through a systematic approach to identifying the reasons behind different parameter values and their impact on the entire process of interaction.

KEYWORDS: Model, networking interactions, business network, joint purchases

JEL Classification: L26, LSI, M31 Received: 03.11.2017 / Published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ananina R.F. (anriani880yandex.ru)

CITATION:_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ananina R.F., Kuimov V.V. (2017) Otsenka kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy cherez sistemnyy podkhod [Assessment of networking interactions through a systems approach]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4117-4124. doi: 10.18334/rp.18.24.38606

понимается как объединение предприятий, имеющее узлы (участники) и дуги, представляющие связи между узлами. Представим сущность объекта исследования «Форум совместных покупок» (вид кооперации - совместные покупки) как пример кооперационно-сетевого взаимодействия, действующего по принципам, выявленным Дж. Липнеком и Дж. Стэмпсом на рисунке 1.

Единой целью для всех участников взаимодействия будет продажа товаров и получение прибыли, при этом каждый участник обладает независимостью, поскольку имеет определенную организационно-правовую форму; присутствует несколько лидеров, которые ведут разделы форума по товарным направлениям через интегрированные уровни [6].

Рисунок 1. Структура площадки совместных покупок Источник составлено на основе [2] (Кштоу, Кштоу, Пто1еп1$еуа, 2017).

ОБ АВТОРАХ:_

Ананина Римма Фанавиевна, аспирант кафедры торгового дела и маркетинга (anriani880yandex.ru)

Куимод Василий Васильевич, профессор кафедры торгового дела и маркетинга, додтор экономических наук

(kuimov19450mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Оценка кооперационно-сетевых взаимодействий через системный подход // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4117-4124. doi: 10.18334/гр.18.24.38606

Как показал анализ электронной платформы «Форум совместных покупок», размещаемое на ее ресурсе кооперационно-сетевое взаимодействие включает взаимодействие со 117 предприятиями через посредников, которые могут сотрудничать между собой в проведении определенных закупок или объединять несколько процессов продажи в один. Например, проведение закупки товаров одним посредником сразу у нескольких поставщиков и производителей для увеличения ассортимента и величины товарооборота.

Частотный анализ показал, что на рассматриваемом рынке продовольственных товаров наиболее часто представлено от 1 до 17 товарных групп, что свидетельствует об узких товарных матрицах предприятий-сети. Дополнительно было выявлено, что предприятия, реализующие схожий ассортимент, имеют количество покупателей от 25 до 906.

Сравнение параметров «выручка» (П1), «количество совместных покупок» (П2), «объем организационных сборов» (П3), «количество покупателей» (П4), «количество товарных групп» (П5) позволило составить матрицу парной корреляции (табл. 1).

По данным таблицы 1 видно, что для признаков «количество совместных покупок» (П2) и «количество покупателей» (П4) существует сильная прямая взаимосвязь, так как коэффициент корреляции равен 0,82. Аналогичным образом можно сказать о признаках «выручка» (П1) и «количество совместных покупок» (П2), так как коэффициент корреляции равен 0,6.

Анализ парной корреляции также показал, что между признаками «объем организационных сборов» (П3) и «количество товарных групп» (П5) существует отрицательная зависимость, так как коэффициент корреляции равен -0,0065, т.е. при увеличении одного показателя значение другого уменьшается. Аналогичным образом можно сказать и о признаках «выручка» (П1) и «объем организационных сборов» (П3), так как коэффициент корреляции равен -0,03.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты дают основание для вывода о том, что процесс покупок происходит быстрее там, где присутствует динамичность осуществления (чем больше проводится покупок, тем больше присоединяется покупателей), широкий ассорти-

Таблица 1

Матрица парной корреляции

П1 П2 пз П4 П5

П1 1 0,605548 -0,03425 0,421973 0,241451

П2 0,605548 1 -0,13293 0,820126 0,257886

П3 -0,03425 -0,13293 1 0,157534 -0,0065

П4 0,421973 0,820126 0,157534 1 0,319295

П5 0,241451 0,257886 -0,0065 0,319295 1

Источник: [1] (Ananina, Kuimov, 2017).

мент (параметр «количество товарных групп»). Следует отметить, что такие тенденции характерны для половины предприятий, которые осуществляют реализацию без посредников и задержек поставки, при этом имеют статус домохозяйств и субъектов малого предпринимательства [1] (Ananina, Kuimov, 2017).

Для формирования более наглядного представления о процессах внутри кооперационно-сетевого взаимодействия оценим размерность и плотность сети через ряд показателей, используемых А.С. Лосевым в его статье [3] (Losev,2017):

1. Размерность сети (n) - показатель, характеризующий число посредников, из которых состоит сеть.

2. Плотность связи сети (p) - отношение фактических связей в сети факт (n факт) к максимально возможному числу связей между всеми ее элементами:

п£" = кт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V - —• (1)

г п(п-1)

3. Ранг сети - длина общей многоступенчатой связи, в которой один элемент сети связан с другими элементами: n 'n-il

R = Щ (2)

где L(a-b) - число связей в кратчайшей цепочке между посредниками а и Ь.

Число посредников в данной сети примерно составляет n = 117. У одного посредника в среднем по 5 связей. Число фактических связей в сети Пфакт = 23 (117/5). Тогда плотность связи сети (p):

V

23

117(117 — 1}

=0,0017.

Ранг сети (Я) через кратчайшее число между посредниками (2):

Таким образом, представим сводную таблицу 2, составленную на основе проведенных расчетов.

Таблица 2

сводная таблица с данными для расчетов размерности сетей

показатели / наименование сети клуб успешных приобретений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число посредников (п) 117

Число связей или договоров у одного посредника 5

Число фактических связей Пфакт 23

Плотность связи сети (р) 0,0017

Число связей в кратчайшей цепочке 1_ 2

Ранг сети (Р 2

Источник: [3] (Losev, 2017).

Далее проводим регрессионный анализ на основе трех моделей черных ящиков с использованием программы «Deductor».

Модель 1. Построим модель зависимости для наиболее коррелируемых параметров «количество совместных покупок» (П2) и «количество покупателей» (П4). Модель такой зависимости (1 вход - 1 выход) представлена на рисунке 2.

Для этого в «мастере обработки» программы «Deductor» запустим обработчик «линейная регрессия» и выберем в качестве входного параметра «количество совместных покупок» (K), а в качестве выходного - «количество покупателей» (k). После обработки получим следующее уравнение:

к=10,218+49,2391К.

Коэффициент детерминации, позволяющий оценивать качество регрессии равен 0,6760. Такой коэффициент позволяет считать модель приемлемой. Следовательно, параметр «количество совместных покупок» влияет на величину параметра «количество покупателей», что подтверждается данными корреляционного анализа.

Модель 2. Продолжим анализ на тройке следующих параметров: «выручка» (r), «количество покупателей», «количество товарных групп», считая в качестве выходного параметра «количество покупателей» (рис. 3).

После обработки получим следующее уравнение с коэффициентом детерминации Rj =0,2277:

k=346,95+23,095K-9,975r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ полученных показателей показывает, что данная модель не может использоваться в анализе процессов взаимосвязи этих трех параметров («выручка» (r), «количество покупателей», «количество товарных групп», считая в качестве выходного параметра «количество покупателей»), так как коэффициент детерминации имеет низкое значение и взаимосвязь этих параметров неочевидна.

Модель 3. Произведем анализ по четырем параметрам: «выручка» (r), «количество покупателей» (к), «количество товарных групп» (К), «количество совместных покупок» (ш).

Коэффициент детерминации для данной модели J =0,6917: k=-39,19+52,81K-3,95r+11,63m.

Полученные данные подтверждают, что эти четыре параметра (выручка» (r), «количество покупателей» (к), «количество товарных групп» (К), «количество совместных покупок» (m)) детерминированы между собой и представленные параметры оказывают влияние на параметр «количество покупателей».

Проведенные расчеты детерминации отдельных параметров кооперационно-сетевого взаимодействия внутри сети совместных закупок показали, что первая и третья модель «черного ящика» имеют высокие коэффициенты детерминации, что свидетельствует о сравнимости представленных параметров.

г

Рисунок 3. Модель «черного ящика» (2 вход;! - 1 выход) Источник: [4].

К

Риоунок 4. Модель «черного ящика» (3 входа - 1 выгаод) Источник: [4].

Заключению

Представленныий анализ кооперационно-сетевырх взаимодействий анализируемой сети позволил систематинировать и выииявить показатели, влияющие друг на друга в структуре данной сети. Расчеты проводились как по всей сети в целом для определения ее плотности, так и для отдельного раздела деятельности по группе продовольственных товаров.

Результаты корреляционногои регрессионного анализа показали зави симость между параметрами «количество совместных покупок», «количество покупателей», «выручка»», «количество товарныкх групп». На основе проведенных расчетов видно, что в анализируемом кооперационно-сетевом взаимодействии на величину выручки в структуре сети прямое влияние имеют параметры «количество покупателей» и «количество товарных групп», при этом по последнему параметру наметилась тенденция увеличения числа позиций при одновременном снижении величины стоимости одного товара. В целях достижения качественных результатов дальнейшего развития этого кооперационно-сетевого взаимодействия, как показали расчеты, целесообразно сделать вывод о расширении ассортимента внутри одной закупки силами посредника, что ведет к увеличению числа привлекаемых предприятий.

Использованная в представленном анализе методология анализа показателей кооперационно-сетевого взаимодействия, как показали расчеты и дальнейшая их интерпретация, по мнению авторов, достаточно универсальна и может быть адаптирована к деятельности любой сети через оценку сложившихся в сети параметров для выявления причинно-следственных связей и их корректировки.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействий потребителей и бизнеса // Российское предпринимательство. -

2017. - № 18. - с. 2665-2676. - doi: 10.18334/rp.18.18.38286.

2. Куимов В.В., Куимов А.О., Смоленцева Л.Т. Сетевые структуры бизнеса.

Взаимодействия на основе оказания взаимных услуг // Стратегия предприятия в

контексте повышения его конкурентоспособности. - 2017. - № 6. - с. 22-27.

3. Лосев А.С. Оценки предпринимательских сетей регионального уровня // Вестник

ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - с. 195-205.

4. Определение черного ящика. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%

8F%D1%89%D0%B8%D0%BA.

5. Шерешева М.Ю., Бек М.А., Бек Н.Н., Бузулукова Е.В. Методология исследования

сетевых форм организации бизнеса. / Коллективная монография; под науч. ред. М.

Ю. Шерешевой. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - 448 с.

6. Lipnack J. & Stamps J. Virtual teams. In: Reaching Across Space, Time, and Organizations

with Technology, John Wiley & Sons, New York.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES:

Ananina R.F., Kuimov V.V. (2017). Sovmestnye pokupki kak vid kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy potrebiteley i biznesa [Joint purchases as a type of cooperative-network interactions between consumers and business]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (18). 2665-2676. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.18.38286.

Kuimov V.V., Kuimov A.O., Smolentseva L.T. (2017). Setevye struktury biznesa. Vzaimodeystviya na osnove okazaniya vzaimnyh uslug [Network business structures. Interactions based on mutual services]. The strategy of the enterprise in the context of increasing its competitiveness. (6). 22-27. (in Russian).

Losev A.S. (2017). Otsenki predprinimatelskikh setey regionalnogo urovnya [Assessment of entrepreneurial networks of regional level]. Vestnik PNIPU. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (2). 195-205. (in Russian).

Sheresheva M.Yu., Bek M.A., Bek N.N., Buzulukova E.V. (2014). Metodologiya issledovaniya setevyh form organizatsii biznesa [Methodology of research of network forms of business organization] Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki. (in Russian).