Научная статья на тему 'Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса'

Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ / ЗАКУПКА / КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОСТАВЩИК / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА / JOINT PURCHASES / PURCHASE / COOPERATION / COOPERATIVE-NETWORK INTERACTIONS / SUPPLIER / ELECTRONIC PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананина Римма Фанавиевна, Куимов Василий Васильевич

Исследуется кооперационно-сетевое взаимодействие «совместные покупки», раскрывается его сущность, выявляется взаимосвязь между кооперацией и сетью, а также определяется структура кооперационно-сетевых взаимодействий. Статья будет полезной как практикующим специалистам, так и исследователям сетей и торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joint purchases as a type of cooperative-network interactions between consumers and business

The paper studies cooperative-network interaction "joint purchases”. We reveal its nature and show interconnection between cooperation and network. We define the structure of cooperative-network interactions. The article will be useful to experts and researches of networks and trade.

Текст научной работы на тему «Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 18 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса

Ананина Р.Ф.1, Куимов В.В. 1

Исследуется кооперационно-сетевое взаимодействие «совместные покупки», раскрывается его сущность, выявляется взаимосвязь между кооперацией и сетью, а также определяется структура кооперационно-сетевых взаимодействий. Статья будет полезной как практикующим специалистам, так и исследователям сетей и торговли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: совместные покупки, закупка, кооперация, кооперационно-сетевые взаимодействия, поставщик, электронная площадка

Joint purchases as a type of cooperative-network interactions between consumers and business

Ananina R.F.1, Kuimov V.V. 1

1 Siberian Federal University, Russia

мещение ориентиров в сторону электронной торговли и сферы

услуг обусловлено историческим переходом различных сторон жизни общества в виртуальные пространства. Благодаря быстрому развитию информационных технологий, многие сферы деятельности человека теперь осуществляются на электронных площадках, в том числе и коммерция, создавая условия для появления и существования новых видов кооперации. В этой связи является весьма актуальным исследование кооперационно-сетевых взаимодействий на базах электронных площадок по виду «совместные покупки».

Целью исследования выступает выявление особенностей данного вида кооперационно-сетевых взаимодействий с определением проблемного поля и направлений по их совершенствованию. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение ряда задач:

1. Определить сущность понятия «совместные покупки» через обзор мнений современных ученых, а затем дать собственное толкование.

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия АННОТАЦИЯ:

введение

2. Выявить сущность «совместных покупок» через призму кооперационно-сетевых взаимодействий и определить их особенности.

3. Проанализировать закономерности и тенденции развития «совместных покупок», реализуемых на электронных площадках Красноярского края.

Таким образом, объектом исследования являются электронные площадки Красноярского края, работающие в «совместных покупках». Поскольку данный объект исследования представляется как совокупность динамичных процессов, то основными методами, наиболее приемлемыми к использованию, являлись: корреляционный анализ, наблюдение, частотный анализ.

Толчком к появлению «совместных покупок» стало развитие виртуальных форумов по интересам с середины 2000-х годов в нашей стране и с начала 1990-х годов за рубежом: когда люди стали объединяться в различные сообщества в Интернете [3, с. 76] (Mayorova-Scheglova, 2016). Таким образом, появился сегмент виртуальных продавцов и покупателей, готовых продавать и приобретать товары через Интернет. Следовательно, данный вид кооперационно-сетевых взаимодействий является весьма новым не только для торговли как таковой, но и для научной среды, так как существует ограниченное число его толкований в литературных источниках [1, 3] (^^т^у, ^^т^уа, 2016; Mayorova-Scheglova, 2016), которое позволило сформулировать собственное определение: совместные покупки - это современный вид виртуальной кооперации, основанный на сетевом взаимодействии лиц, объединенных в группу для достижения экономической выгоды и/или удовлетворения своих потребностей в товарах.

Сущность «совместных покупок» с позиций кооперационно-сетевого подхода заключается в следующем:

ABSTRACT:_

The paper studies cooperative-network interaction "joint purchases". We reveal its nature and show interconnection between cooperation and network. We define the structure of cooperative-network interactions. The article will be useful to experts and researches of networks and trade.

KEYWORDS: joint purchases, purchase, cooperation, cooperative-network interactions, supplier, electronic platform

JEL Classification: L80, L81 Received: 22.08.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ananina R.F. (anriani880yandex.ru)

CITATION:_

Ananina R.F., Kuimov V.V. (2017) Sovmestnye pokupki kak vid kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy potrebiteley i biznesa [Joint purchases as a type of cooperative-network interactions between consumers and business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (18). - 2665-2676. doi: 10.18334/rp.18.18.38286

1. Предприниматель анонсирует продажу определенной группы товаров на сайте через специальный раздел, выдвигая ее условия, ранее согласованные с оптовым поставщиком или производителем (сумма минимальной партии, условия доставки, время прибытия товара и т.д.), таким образом инициируя формирование сетевой кооперации заинтересованных субъектов (покупателей).

2. Покупатели в качестве зарегистрированных пользователей выбирают товары из представленной закупки, а когда партия полностью собирается - оплачивают товар и процент за продажу (организационный сбор от 13 до 20%), таким образом формируя кооперационно-сетевое взаимодействие под конкретный проект, и кооперируют ресурсы (финансы и готовность к покупке).

3. Организатор закупки (предприниматель или предприятие), используя данные сформированной сети по количеству участников, ассортименту их персональных заказов и кооперированные ресурсы (деньги), обеспечивает реализацию первого этапа: оплачивает выставленный счет средствами покупателей, которые выбрали товар.

4. Когда партия товара прибывает в пункт назначения для предпринимателя, он расформировывает ее на отдельные заказы покупателей и отправляет в специальные центры раздачи, с владельцами которых так же формируется совместная сеть взаимодействия на основе договора или устной договоренности. Участники закупки забирают свои товары в тех центрах раздачи, которые для них удобны (рис. 1).

Таким образом, в «совместной покупке» проявляются два уровня сетевой кооперации: а) кооперационно-сетевое взаимодействие между организатором (продавцом) и каждым отдельным покупателем; б) между продавцом и собственниками центров раздачи. Одновременно сами покупатели не являются пассивными наблюдателями -они обмениваются информацией между собой по поводу данного процесса и ассортимента, цены товара.

Взаимодействие между продавцом и оптовым звеном или производителем в основном выстраивается на рыночной основе, т.е. в этом звене действует обычный рынок, где выгода для оптового звена или производителя - реализация товара и получение средств, для предпринимателя - это получение организационного сбора за посреднические услуги, а выгода для покупателя - это приобретение товаров по ценам ниже розничных.

ОБ АВТОРАХ:_

Ананина Римма Фанавиевна, аспирант кафедры торгового дела и маркетинга (anriani880yandex.ru) Куимов Василий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры торгового дела и маркетинга (kuimov19450mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ананина РФ., Куимов В.В. Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 18. - С. 2665-2676. doi: 10.18334/гр.18.18.38286

Производитель, поставщик

Л

I 1

Организатор (продавец, посредник)

О

1 -ый уровень

>

Электронная площадка

I 1

Участник (покупатель)

Центры раздачи

О О

2-ой уровень

3-ий уровень

У

Рисунок 1. Сущность совместной покупки Источник: [2, с. 23].

Часто при «совместной покупке» формируется более сложная модель кооперационно-сетевого взаимодействия, при которой одиу из ее чренов (продавец ) организует поставку необходимого ассортимента товаров с разных оптовых звеньев или нескольких производителей. Здесь могут быть как временные заказы (рынок), так и долгосрочное взаимодействие на основе договоров или уст ных договоренностей (с еть). Такой вариант позволяет иметь широкий ассортимент, высокие объемы постав ок и на этой основе получать значительные скидки от поставщиков. Таким образом, здесь также формируется один из уровней взаимодействия. Следовательно, здесь главным импульсом к развитию коопероцион но-сотевого взгимодействия является экономический и/или предпринимательский интерес: покупатели стремятся приобрести товар по оптовым ценам, а поставщики - продать больше товара и получить доход в виде организационного сбора.

В этой связи следует отметить основные преимущества и недостатки совместных покупок нля экономики в целом (танл. 1 ).

Тождество между преимуществами и недостатками обусловлено сравнительно недолгим существованием данного вида кооперации, а также отсутствием арбитражных споров.

Весомым преимуществом совместных покупок перед другими видами кооперации является возможность приобретения товара с минимальной надбавкой (особенно для продукции легкой промышленности, где торговая надбавка зачастую составляет от 50 до 200%), что побуждает покупателей объединяться для достижения своей экономической выгоды.

Таблица 1

преимущества и недостатки совместных покупок как вида кооперационно-сетевых взаимодействий в экономике

№ п/п преимущества недостатки

1 Коллективный маркетинг - выбор товаров и присоединение к процессу при возможности коллективного обсуждения в Интернете. При коллективном маркетинге имеется возможность приобретения товара, в настоящее время незначимого, на основе «импульсной покупки».

2 Возможность покупки товаров по более низким ценам при широком его выборе Упущенная выгода для производителей, осуществляющих расходы на фирменный стиль и рекламное сопровождение товаров.

3 Быстрая и дешевая доставка. Отсутствие необходимости покупателю выезжать для выбора товара. Появление и действие элементов теневой экономики: отсутствие уплаты налогов с организационных сборов (незарегистрированные доходы и предпринимательская деятельность) в части закупок.

4 Получение товаров вблизи дома в центрах раздач. Отсутствие возможности обмена и возврата товаров.

5 Покупка товаров, не выходя из дома. Отсутствие судебной практики и прямых законодательных документов, регулирующих деятельность организаторов совместных покупок.

Источник: составлено авторами.

Особенно влиятельным недостатком следует считать упущенную выгоду для производителей, так как зачастую их многомиллионные расходы на фирменный стиль и рекламу «работают» на организаторов совместных покупок, не принимающих во внимание стандарты обслуживания, возвраты, этику и т.д.

Выявленная сущность, особенности, преимущества и недостатки характерны для всех «совместных покупок», независимо от территории распространения. Поэтому возникает необходимость выявить и проанализировать частные тенденции развития данного вида кооперационно-сетевых взаимодействий для определения проблемного поля функционирования и направлений по его устранению. В связи с чем были проанализированы электронные площадки (только по группе «продукты питания»), работающие по «совместным покупкам» на территории Красноярского края («ор1'№еаг», «24-ок»). Анализ данного вида кооперационно-сетевых взаимодействий проводился в несколько этапов:

Первичный анализ самого процесса покупок. Методом статистического наблюдения было выявлено, что на электронных площадках закупки проводят посредники от 70 предприятий с периодичностью раз в месяц. При этом частотный анализ показал, что на рассматриваемом рынке продовольственных товаров наиболее часто представлено от 1 до 17 товарных групп, что свидетельствует об узких товарных матрицах предприятий.

Дополнительно было выявлено, что предприятия, реализующие схожий ассортимент, имеют количество покупателей от 25 до 906.

Сравнение параметров «выручка» (П1), «количество сп» (П2), «объем организационных сборов» (П3), «количество покупателей» (П4), «количество товарных групп» (П5) позволило составить матрицу парной корреляции (табл. 2).

По данным таблицы 2 видно, что для признаков «количество сп» (П2) и «количество покупателей» (П4) существует сильная прямая взаимосвязь, так как коэффициент корреляции равен 0,82. Аналогичным образом можно сказать о признаках «выручка» (П1) и «количество сп» (П2), так как коэффициент корреляции равен 0,6.

Анализ парной корреляции также показал, что между признаками «объем организационных сборов» (П3) и «количество товарных групп» (П5) существует отрицательная зависимость, так как коэффициент корреляции равен -0,0065, т.е. при увеличении одного показателя значение другого уменьшается. Аналогичным образом можно сказать и о признаках «выручка» (П1) и «объем организационных сборов» (П3), так как коэффициент корреляции равен -0,03.

Полученные результаты послужили основой для вывода о том, что процесс покупок происходит быстрее там, где присутствует динамичность осуществления (чем больше проводится покупок, тем больше присоединяется покупателей), широкий ассортимент (параметр «количество товарных групп»). Следует отметить, что такие тенденции характерны для половины предприятий, которые осуществляют реализацию без посредников и задержек поставки, при этом имеют статус домохозяйств и субъектов малого предпринимательства.

Анализ всей системы организации кооперации. Методом наблюдения было выявлено, что совместные покупки как вид кооперации не возможен без наличия сетевых элементов (рис. 2).

Центры раздачи товаров - это пункты выдачи товаров, которые зачастую являются самостоятельными торговыми предприятиями со своим ассортиментом. Таким образом, работа с определенной электронной площадкой по совместным покупкам является дополнительным видом деятельности, который следует рассматривать как

Таблица 2

Матрица парной корреляции

П1 П2 пз П4 П5

П1 1 0,605548 -0,03425 0,421973 0,241451

П2 0,605548 1 -0,13293 0,820126 0,257886

П3 -0,03425 -0,13293 1 0,157534 -0,0065

П4 0,421973 0,820126 0,157534 1 0,319295

П5 0,241451 0,257886 -0,0065 0,319295 1

Источник: составлено авторами

Рисунок 2. Элементы сетевых взаимодействий в совместных покупках Источник: составлено авторами.

кооперацию в структуре сети, так как происходит использование ресурсов партнера для достижения общих целей [4, с. 71].

Организатор (предприниматель) может осуществлять несколько закупок для покупателей у разных поставщиков или объединять их в один процесс закупки, тем самым формируя предпринимательскую сеть. Отрицательным моментом этого элемента сетевого взаимодействия является то, что зачастую п°едприятия-поставщики не инфпрмированы о своем объединении в одном процессе продажи.

Владельцы электронной площадки, как правило, стремятся вовлечь в общее информационное про стран ство процесса продажп всех учаатников с памощью доступных социальных мепсенджеров и сетей: УК, Тг^адгат, У1Ьег, Текигат и т.д. Данные ресурсы позволяют размещать прямые ссылки на актуальные закупки путем ежедневного обновления товарных позиций. Следовательно, происходит постоянное формированиа е модернизация всей сеое взоимодействий на территории, ключовыми «якорями» которой в большинстве своем становятся города (рис. 3).

Как видно из рисунка 3, кооперация является источником развития сети: сначала предприятие-инициатор формирует оболочку электронной площадки, затем объединяет на ней организаторов закупок (предпринимателей, предприятия), привлекает

Рисунок 3. Структура кооперационно-сетевого взаимодействия по виду «совместные покупки» в

городах региона Источник: составлено авторами.

покупателей, развивает сеть центров раздачи в краевом центре и городах. Так реализуется кооперационно-сетевое взаимодействие в «совместных покупках». Существуют и другие примеры, свидетельствующие о том, что сеть «рождает» кооперацию: например, сети, торгующие преимущественно продовольственными товарами, вовлекают в общий процесс продажи и другие предприятия, объединяясь с ними и расширяя тем самым ассортимент на своих территориях.

По нашему мнению, переход предприятия к сетевой форме работы обусловлен совокупностью следующих преимуществ для участников:

1. Наличие автономии: каждый субъект сети, если он является сторонним предприятием, не лишается своей организационно-правовой и хозяйственной самостоятельности.

2. Действие особых отношений среди всех субъектов сети: они могут быть закреплены как через договор, так и с помощью фиксации в иных нормативно-правовых документах (коллективные соглашения, уставы, корпоративные кодексы и т.п., устные договоренности).

3. Возможность объединять усилия там, где это необходимо, что подразумевает кооперативные виды взаимодействий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Появление различных видов кооперации ресурсов на добровольных началах, способствующих охвату более широкого объема целевого сегмента.

Таким образом, кооперационно-сетевое взаимодействие «совместные покупки» полностью соответствует принципам для предпринимательских сетей, которые обозначили Дж. Липнек и Дж. Стэмпс: единые цели, независимые члены, добровольная связанность, наличие нескольких лидеров, интегрированные уровни [6].

Все это способствует укреплению ресурсной базы, достижению новых рыночных позиций, повышению экономической и управленческой эффективности, а самое главное - кооперационно-сетевое взаимодействие формируется на добровольных началах, поддерживаемых предпринимательской инициативой.

Наличие такого кооперационно-сетевого взаимодействия позволяет предположить о начале формирования кластера, имеющего синергетические черты и включающего следующие характеристики, по мнению Штернберга и Лиценбергера: пространственная концентрация фирм, сотрудничество между фирмами и сотрудничество между фирмами и учреждениями [7, с. 767] (Sternberg, Litzenberger, 2004). При этом последняя характеристика в совместных покупках не развита, так как действует ряд недостатков, отмеченных выше (появление теневой торговли).

Как отмечает Аллан О'Коннор, ключевыми факторами развития сети являются: географическая близость; наличие межфирменных сетей, основанных на знаниях и совместных инновациях; институциональные связи между фирмами, научно-исследовательскими учреждениями, финансовыми учреждениями и государственными центрами поддержки [5, с. 122]. В этой связи превращение «совместных покупок» в полноценный кластер, действующий на территории, возможен только при устранении существующих недостатков через взаимодействие с государством:

1. Начало официального декларирования доходов организаторов.

2. Работа с субъектами малого предпринимательства, размещающимися на электронной площадке, по их поддержке и сопровождению.

3. Появление единого документа, регулирующего деятельность предприятий-инициаторов и организаторов, действующих на электронных площадках по данному виду кооперации.

Данные мероприятия позволят систематизировать всю деятельность электронных площадок в соответствии с действующим законодательством без ущерба для крупных производителей и с выгодой для субъектов малого предпринимательства.

Заключение

Таким образом, появление и развитие кооперационно-сетевого взаимодействия «совместные покупки» - это новый этап эволюции торговли, при котором весь процесс обслуживания, продажи и расчетов осуществляется через электронные каналы связи и площадки, с активным кооперированием различных ресурсов, что приносит значительный эффект всем его участникам.

ИСТОЧНИКИ:

1. Колесников А.В., Колесникова А.В. «Совместная покупка»: понятие и отличитель-

ные особенности // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2016. - с. 255-258.

2. Куимов В.В., Смоленцева Л.Т., Куимов А.О. Сетевые структуры бизнеса. Взаимодействия на основе оказания взаимных услуг // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2017. - № 6. - с. 22-27.

3. Майорова-Щеглова С.Н. Совместные покупки как новая экономическая практи-

ка родительского сообщества // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 2. - с. 76-83.

4. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: Монография /

М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова [и др.]; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - С. 71

5. Integrating innovation: South Australian Entrepreneurship Systems and Strategies /

Editors G. Roos, A. O'Connor. - University of Adelaide Press, 2015. - P. 122-124

6. Lipnack J., Stamps J. Virtual teams // Reaching Across Space, Time, and Organizations

with Technology. - New York: John Wiley & Sons

7. Sternberg R., Litzenberger T. Regional clusters in Germany - Their geography and their

relevance for entrepreneurial activities // European Planning Studies. - 2004. - № 6. - p. 767-791.

REFERENCES:

Kolesnikov A.V., Kolesnikova A.V. (2016). «Sovmestnaya pokupka»: ponyatie i otlichitelnye osobennosti ["Joint purchase": concept and features] Modern problems of economic development of enterprises, industries, complexes, territories. 255-258. (in Russian).

Kuimov V.V., Smolentseva L.T., Kuimov A.O. (2017). Setevye struktury biznesa. Vzaimodeystviya na osnove okazaniya vzaimnyh uslug [Network business structures. Interactions on the basis of mutual services].The strategy of the enterprise in the context of increasing its competitiveness. (6). 22-27. (in Russian).

Mayorova-Scheglova S.N. (2016). Sovmestnye pokupki kak novaya ekonomicheskaya praktika roditelskogo soobschestva [Joint purchases as a new economic practice among parents' community]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. (2). 76-83. (in Russian).

Sternberg R., Litzenberger T. (2004). Regional clusters in Germany - Their geography and their relevance for entrepreneurial activities European Planning Studies. 12 (6). 767-791.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.