Научная статья на тему 'Инновационная парадигма развития современного сетевого ритейла'

Инновационная парадигма развития современного сетевого ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ИННОВАЦИИ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Мамсирова Аминат Абубекировна

В статье постулируется важнейшее значение инновационной деятельности в системе факторов обеспечения конкурентоспособности и устойчивости торговых сетей. В данном аспекте рассмотрены различные направления реализации инновационных процессов в торговых организациях лидера отечественного ритейла X5 Retail Group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PARADIGM OF DEVELOPMENT OF MODERN NETWORKING RETAIL

The paper considers the importance of innovation activity in the system of factors ensuring competitiveness and stability of trade networks. The authors reveal various directions of realization of innovative processes in trade organizations of the leader of domestic retail X5 Retail Group.

Текст научной работы на тему «Инновационная парадигма развития современного сетевого ритейла»

Захарова Е. Н., Мамсирова А. А.

ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА

2.2. ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА

Захарова Елена Николаевна, д-р экон. наук, профессор

Место работы: Адыгейский государственный университет (Майкоп)

zahar-e@yandex.ru

Мамсирова Аминат Абубекировна, аспирант

Место учебы: Адыгейский государственный университет (Майкоп)

Aminat.mamsirova@gmail.com

Аннотация: в статье постулируется важнейшее значение инновационной деятельности в системе факторов обеспечения конкурентоспособности и устойчивости торговых сетей. В данном аспекте рассмотрены различные направления реализации инновационных процессов в торговых организациях лидера отечественного ритейла X5 Retail Group.

Ключевые слова: ритейл, торговые сети, инновации, клиентоориентированный подход, программы лояльности, информационные технологии.

INNOVATIVE PARADIGM OF DEVELOPMENT OF MODERN NETWORKING RETAIL

Zakharova Elena N., Doctor of Economics, Professor Work place: Adyghe State University (Maikop)

zahar-e@yandex.ru

Mamsirova Aminat A., Post-Graduate Student Study place: Adyghe State University (Maikop)

Aminat.mamsirova@gmail.com

Annotation: the paper considers the importance of innovation activity in the system of factors ensuring competitiveness and stability of trade networks. The authors reveal various directions of realization of innovative processes in trade organizations of the leader of domestic retail X5 Retail Group.

Keywords: retail, retail chains, innovations, customer-oriented approach, loyalty programs, information technologies.

Современный сетевой ритейл представляет собой быст-роразвивающийся высокотехнологичный сегмент сервисной сферы, сопоставимый по уровню использования инновационных технологий с телекоммуникационным и банковским секторам. Успешность и устойчивость функционирования любого ритейлера определяется умением адаптировать его ценностное предложение к постоянно изменяющимся запросам покупателей и трансформирующейся рыночной среде, что обуславливает необходимость гибкого изменения бизнес-процессов.

В данном контексте можно указать на ключевую роль клиен-тоориентированного подхода в процессе реализации инновационных разработок крупнейших торговых сетей в настоящее время, которые ориентированы на достижение следующих целевых ориентиров [1]:

- трансформация потребителя в активного участника взаимодействия с ритейлером;

- обеспечение максимальной прозрачности товарного предложения для потребителя;

- поиск способов обеспечения удовлетворения клиента процессом совершения покупки;

- учет повышенного внимания, уделяемого покупателем затратам, времени и важности совершения покупки;

- обеспечение постоянного воздействия на все органы чувств клиента; наделение торговой площадки свойствами места возникновения новых контактов и обмена креативными идеями.

В этой связи все ведущие фигуранты отечественного сетевого ритейла активно разрабатывают и внедряют инновационные технологии, в частности, связанные с автоматизацией ключевых бизнес-процессов. Однако в данном направлении они значительно уступают своим зарубежным коллегам в сфере сетевого ритейла, основные приоритеты инновационного развития которого можно проследить по направленности создания стартапов, разрабатывающим решения для указанной сферы (рисунок 1). Отметим, что течение 2014-16 годов мировые инвестиции в retail-стартапы составили более 2,3 млрд. долларов при наличии тенденции к расширению технологического разнообразия стартапов, решения которых могут быть использованы в сфере ритейла [2].

Во все большей степени при этом привычные для электронной торговли способы привлечения покупателей постепенно внедряются в деятельности большинства торговых сетей. К примеру, в рамках интернет-торговли уже давно получили распространение инструменты индивидуализации клиента и его потребностей, выявления его социально-демографических характеристик. В сетевых магазинах выполнять такую работу могут системы распознавания, роботы-промоутеры, инструменты поддержания лояльности. Удобные системы ориентации в больших торговых центрах - еще одна перспективная область реализации инновационных разработок в инфотехно-логической сфере.

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

Необходимо отметить, что значительную роль в активизации инновационной деятельности отечественных торговых сетей играет Центр технологий для ритейла, созданный в 1Т-кластере Фонда «Сколково», который начал работу в 2015 году с целью налаживания взаимодействия стартапов создающих технологии для ритейла, с крупными компаниями, функционирующими в данной сфере. В настоящее время в рамках Центр технологий для ритейла осуществляют свою деятельности более полусотни стартапов различной направленности. К числу реализуемых ими проектов можно отметить разработку программ лояльности, персональных предложений и средств коммуникации, трекинг посетителей, развитие систем мобильных платежей, создание «умных» полок, анализирующих поведение покупателей, платформ для повышения эффективности рекламы, автономных погрузчиков, торговых технологий дополненной реальности и многое другое.

Аналитика и маркетинг

Финансирование покупок POS

Платежные пласфермы I 0paywdrl« @P0YNT ' ''jtI,.'

| rtmjumt: ГГКЕПОКРД7 W.L-Кп"' i ■ ■ ■

I--------I ■ Hctohhhk:C3

Рисунок 1. Основные направления развития стартапов, осуществляющих инновационные разработки для сферы ритейла [3]. В качестве конкретного примера практических инновационных решений можно представить разработанный в 2016 году резидентом вышеназванного Центра компанией Intelligence Retail автоматизированный сервис по распознаванию товаров на полке, позволяющий осуществлять комплексную аналитику из мест продаж в онлайн-режиме, измеряя параметры состояния выкладки товаров, долю полки, наличие продукции различных производителей, соответствие стандартам выкладки. Данное инновационное решение базируется на технологии компьютерного зрения Image Recognition. Система позволяет

полевому сотруднику компании сделать фотографию полки и в течение десяти секунд получить необходимую информацию, исключая сбор информации вручную и значительно сокращая время, необходимое для принятия оптимальных решений.

Лидирующие позиции на отечественном рынке сетевого ритейла в контексте внедрения инновационных разработок различного профиля, несомненно, принадлежат X5 Retail Group, вырвавшейся в 2017 году на позиции ключевого игрока данного рынка в условиях все более ужесточающейся конкуренции. Данное обстоятельство предполагает необходимость рассмотрения различных аспектов инновационной деятельности данной группы, во многом позволившие ей опередить своих конкурентов.

В частности, осенью 2016 года компания запустила онлайн-сервис по заказу грузовых перевозок GoCargo, через который в настоящее время обеспечивается доставка более 20% заказов Х5 Retail Group. В том же году была внедрена геоинформационная система, позволяющая на основе методологии Big Data автоматически прогнозировать потенциальную выручку магазина в определенном месте. Отметим, что на информационные технологии компания тратит порядка 10% совокупного объема капитальных затрат [4].

Несколько лет назад X5 Retail Group совместно с ОАО «РОС-НАНО» и ОАО «РТИ» реализовала проект «Перекресток. Магазин Будущего», результатом которого явилось создание торгового объекта, соединившего в себе инновационные технологические решения в области обслуживания покупателей. Торговая площадь пилотного магазина составила 234 м2, а ассортимент превысил 5300 позиций. Его важнейшая особенность заключалась в обеспечении совершенно нового подхода к организации покупок, не требующего наличия обслуживающего персонала. Представленная в «Магазине Будущего» продукция в рамках реализации технологии RFID была промаркирована радиометками с уникальными идентификаторами. Использование инструментов автоматической идентификации товаров обеспечивает отслеживание их движения, контроль срока годности, мгновенное получение данных о количестве продукции конкретного вида на полках, а также предотвращение поступления контрафакта. Благодаря использованию специальной маркировки, информация о приобретенной продукции сканируется непосредственно из корзин покупателей, на основе чего мгновенно формируется электронный чек.

Покупатель, поместив корзину с приобретенными продуктами в специализированный сканер-отсек, получает на экране терминала информацию о выбранных товарах и общую сумму своей покупке, которую затем оплачивает на специальном терминале с помощью наличных средств, кредитных карт либо используя бесконтактные технологии [5].

Отметим, что зарубежный опыт реализации технологии RFID позволяет утверждать об ее несомненной эффективности. Так, ее использование в рамках торговой сети Wall-Mart обеспечило снижение затрат на инвентаризацию почти на четверть, уменьшение объема запасов на 2%, увеличение объема продаж, по различным оценкам, от 2 до 15%, а также весьма существенное снижение потерь от краж. В свою очередь, в Metro Group, где технология RFID используется в системе товаропо-ставок, было обеспечено снижение времени, затрачиваемого на разгрузку транспортных средств, на 15%, времени, затрачиваемого на проверку соответствия товаров заказам - на 50%, а также значительное сокращение случаев отсутствия товаров на складе и претензий, связанных с доставкой товаров.

Ориентируясь, на формирование систем лояльности потребителей, в начале 2010-х годов X5 Retail Group и ОАО «МТС» запустили виртуальный оператор «Аллё», ориентированный на интеграцию с накопительной системой баллов для участвующих в программах лояльности покупателей сетей, входящих в группу. Потребители данной услуги смогли накапливать баллы, расходуемые при оплате услуг сотовой связи, с помощью совершения покупок.

Важнейшим направлением инновационного развития является стратегически ориентированный проект в области работы с большими данными Smart Data, в связи с чем компания активно поддерживает разработку инновационных проектов в областях анализа и использования данных, предсказательных

Захарова Е. Н., Мамсирова А. А.

ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА

моделей, прогнозирования, AI-моделей и алгоритмов расчетов. Также в центре внимания группы находятся видеоаналитика, разработки в области искусственного интеллекта для call-центров, проекты для динамической инвентаризации складов с помощью дронов, решения в сфере роботизации документооборота, разработки в области food blockchain и другие направления инновационной деятельности.

Осознавая необходимость реализации системного подхода к осуществлению инновационной деятельность, предполагающего необходимость объединения усилий по осуществлению исследований и разработок в рамках компании с потенциалом, имеющимся у научных и образовательных организаций, X5 Retail Group совместно с Фондом развития интернет-инициатив явилась инициатором создания специализированного акселератора для стартапов, работающих над инновационными проектами в сфере ритейла.

Акселератор, или, иными словами, «воронка инноваций» X5 Retail Group обеспечивает развитие инновационных проектов по нескольким направлениям, к важнейшим из которых можно отнести обеспечение экспертной поддержки от специалистов X5, возможность проведения тестирования разработок в подразделениях компании, проведение специализированных сессий с расширенным пулом экспертов. В итоге наиболее успешные проекты получают право претендовать на получение инвестиционной поддержки группы.

В обшей сложности, через «воронку инноваций» X5 в 20172018 годах прошли около 400 стартапов, около 150 из них были оценены, а 38 прошли пилотное тестирование в компании. Необходимо отметить, что X5 Retail Group в данном контексте развивает инновационные проекты самого разнообразного профиля, например, в сферах автоматизации и роботизации бизнес-процессов, логистики, HR, работы с недвижимостью и оборудованием.

Также группа в рамках реализации своей инновационной стратегии развивает взаимовыгодные отношения с высшими

учебными заведениями. Так, в 2016 году X5 Retail Group заключила оглашение о сотрудничестве с Томским государственным университетом, в рамках которого развиваются долгосрочные партнерские отношения сторон на основе интеграции образовательного, научно-исследовательского и инновационного потенциала с целью подготовки и переподготовки кадров, а также реализации проектов в рамках научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности.

Подобная мультинаправленность организация управления инновационной деятельности в рамках X5 Retail Group, предполагающая осуществление как собственных исследований и разработок, так и сотрудничество с другими заинтересованными акторами данного процесса, позволяет в наибольшей степени задействовать инновационный потенциал развития сферы сетевой торговли, что в значительной степени обусловливает обретение группой в отечественном секторе ритейл-торговли.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,83%.

Список литературы:

1. Валеева Ю.С. Сущность и классификация инноваций торговых сетей // Вестник Академии. - 2010, № 3. - С 39

2. ФРИИ и X5 Retail Droup запускают программу стратегического партнерства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.x5.ru /ru/PublishingImages/Pages/Media/News/free-i-x5-dlya-startaperov.pdf/

3. Менн А. Пять трендов для инноваций в ритейле [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/338743-pyat-trendov-dlya-innovaciy-v-riteyle.

4. X5 Retail Group инвестирует в стартапы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvc.ru/press-service/media-review /venture/98659.

5. Х5 Retail Group, РОСНАНО и РТИ открыли «Магазин будущего» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnano.com /about /press-centre/news/20121217-x5-retail-group-rosnano-rti-otkryli-magazin-buduschego.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.