Новикова С. И.1
1 Сибирский федеральный университет, Торгово-экономический институт, Красноярск, Россия
Информационная открытость — фактор эффективности организации в условиях кооперационно-сетевой среды
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Новикова С. И. Информационная открытость — фактор эффективности организации в условиях кооперационно-сетевой среды // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 2. — С. 497-512. Сок 10.18334/се.15.2.111749
АННОТАЦИЯ:
О
В статье рассматривается подход к повышению эффективности информа-
ционно-коммуникационной системы организации в условиях коопераци-
>
онно-сетевой среды посредством повышения информационной открытости (прозрачности) на основе расширения партнерского доверия между субъектами кооперационной сети и развития сетевого аутсорсинга. Приводится классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети. Предлагается методика расчета мультипликатора эффективности информационной открытости (транспарентности).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, информация, кооперационно-сетевые взаимодействия, аутсорсинг, информационные технологии, эффективность, информационная открытость (транспарентность)
ОБ АВТОРАХ_
Новикова Светлана Ивановна, аспирант кафедры «Торговое дело и маркетинг» ([email protected])
издательство
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Novikova S. I.1
1 Siberian Federal University, Trade and economic Institute, Russia
OÏ IN
o>
Ю
o>
<J\
Information transparency as a factor of the organization's efficiency in a cooperative network environment
CITE AS:_
Novikova S. I. (2021) Informatsionnaya otkrytost — faktor effektivnosti organizatsii v usloviyakh kooperatsionno-setevoy sredy [Information transparency as a factor of the organization's efficiency in a cooperative network environment]. Kreativnaya ekonomika. 15. (2). — 497-512. doi: 10.18334/ce.15.2.111749
ABSTRACT:_
The author of the article discusses an approach to improving the efficiency of the organization's information and communication system in a cooperative network environment, by increasing information transparency based on expanding partner trust between the subjects of a cooperative network and the development of network outsourcing. A classification of information by functionality and degree of transparency in a cooperative network is given. A method for calculating the multiplier of the effectiveness of information transparency is proposed.
KEYWORDS: communication, information, cooperation and network interactions, outsourcing, information technology, efficiency, information transparency
JEL Classification: L86, O33, M21
Received: 14.02.2021 / Published: 28.02.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Novikova S. I. ([email protected])
Введение
Нарастающий поток информации, пронизывающий предпринимательскую среду в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий, определяет актуальность влияния информационной открытости сетевых организаций на повышение их эффективности [7, 8, 14] (Konovаlenko, Konovalenko, Shved, 2015; Kravets, 2015; Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019).
Цель данной статьи — отразить современный подход к смысловой направленности информационной открытости
(транспарентности) и определить ее влияние на эффективность организационной системы в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий; определить роль сетевого аутсорсинга в повышении транспарентной эффективности в качестве координатора информационных и прочих инновационных технологий.
Научная новизна изложенного материала заключается в определении и анализе влияния информационной открытости (транспарентности) на эффективность организационной системы в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий путем расчета мультипликатора информационной транспарентности.
Авторская гипотеза состоит в предположении важности фактора информационной открытости и его влияния на эффективность кооперационно-сетевых организаций в условиях информационно-цифровой экономики.
Информационно-коммуникационная система в условиях кооперационно-сетевой среды организаций
Кооперационно-сетевая система представляет собой сложную структуру взаимодействий входящих в нее субъектов. В условиях информационно-цифровой экономики эффективность организационных взаимодействий в условиях кооперационной сети, прежде всего, определяется качеством информационно-коммуникационной системы (ИС). Далее на рисунке 1 представлена
>ч
Е о с о
и
ш .>
'+->
го ш
Рисунок 1. Информационно-коммуникационная система в кооперационно-сетевых
взаимодействиях
Источник: составлено автором.
<n
модель информационно-коммуникационной системы [6, 11, 16] (Egorichev, Malyarchuk, Semenova, 2016; Merets, 2016; Novikova, 2020).
Функционирование информационно-коммуникационной среды осуществляется следующим образом: весь накопленный информационный потенциал микросреды передается в макросреду, обрабатывается ею и в виде новой информации передается обратно элементам микросреды, таким образом, происходит информационный кругооборот, включающий четыре основные стадии: производство, распределение, обмен и потребление информации как экономической категории в двух ее формах — ресурса и товара [14, 17, 22] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Novikova, 2020; Jerome Kanter, 1984).
Сетевая коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой информационной общности, определяющей степень взаимопонимания между участниками, предполагающую необходимость обратной связи, взаимного наложения личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии с целью повышения эффективности функционирования как отдельных экономических субъектов, так и общей системы их взаимодействий [14, 19] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Suslova et al., 2018).
Уровень развития и качества информационно-коммуникационной системы кооперационно-сетевой среды определяет уровень информационно-коммуникационных процессов сетевых организаций. Обмен информацией встроен во все виды взаимодействий рыночных субъектов и определяет их связующие процессы. Таким образом, эффективность кооперационно-сетевых взаимодействий напрямую зависит от качества информационно-коммуникационных процессов и их открытости (прозрачности) [1, 15] (Bodnar, 2015; Novikova, 2019).
В целях определения зависимости эффективности организации от уровня ее информационной открытости в условиях кооперационно-сетевой среды автором были проведены соответствующие исследования, результаты которых представлены далее1.
На основе проведенных исследований определена классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети, таблица 1.
Исследование проводилось методом опроса с помощью анкетирования, экспертами выступили топ-менеджеры и ведущие специалисты 20 организаций сферы услуг, действующих в Красноярском крае, объединенных кооперационно-сетевыми взаимодействиями, в качестве данных использовались гипотетические оценки экспертов на основе личного опыта.
Таблица 1
Классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети
№ пп Виды организационной информации Функционал Степень важности (3 — высокая, 2 -средняя, 1 — низкая) Степень открытости, %
1 Стратегическая Долгосрочное целевое развитие 3 10%
2 Тактическая Краткосрочное целевое развитие 3 5%
3 Операционная Текущее целевое развитие 3 1%
4 Коммерческая Рост сбыта и прибыли 3 5%
5 Кооперационно-сетевая (средовая) Состояние и развитие кооперационной сети (бизнес-среды) 3 10%
6 Нормативная внутренняя Внутриорганизационные нормы и правила 2 10%
7 Нормативная внешняя Нормативно-законодательная 2 100%
8 Маркетинговая Развитие рынка 2 30%
9 Научно-техническая Развитие и применение достижений науки и техники 2 20%
10 Социальная Социальный уровень населения 1 60%
11 Экологическая Состояние окружающей среды 1 50%
12 Познавательная Расширяет информационную базу 1 70%
Средневзвешенное значение 23%
Источник: составлено автором.
Проведенное исследование показало, что организационная информация в исследуемой кооперационной сети по средневзвешенному показателю открыта только на 23%, причем особенно низкую степень открытости имеет внутренняя информация — 7% (средневзвешенный показатель по пунктам 1-6), что, по мнению экспертов, снижает эффективность организационного и кооперационно-сетевого развития, соответственно, ограничивает мобильность бизнес-процессов.
cn
ГМ СЛ ID
cn cn
i/i l/l
Рисунок 2. Доля информационной открытости организации в зависимости от объема выручки
Источник: составлено автором.
Также из проведенного исследования выявлено, что чем меньше организация, тем меньшей степенью открытости обладает ее информационная система (рис. 2).
Основной составляющей коммуникационного процесса является информация, представляющая собой систему знаний, являющуюся приоритетным объектом современных исследований в рамках когнитивной науки (когни-тологии) и социальной экономики [10, 21] (Liss, Kovalchuk, 2018; Craig, 1999).
Знание — это высшая форма материи, цель развития которой — истинное познание картины мира. Доминантой Закона является то, что Знание — это живая субстанция, которая должна развиваться. Из этого понятия следует: если знанием не делиться, то оно умирает, так как не находит дальнейшего развития. На основании этой информационной особенности и закономерности можно сделать вывод относительно эффективности и совершенствования информационной системы организации и ее окружающей среды, определяющей влияние уровня информационной открытости/закрытости на успешность стратегического развития организационной и кооперационно-сетевой среды. Таким образом, информационная закрытость ведет к умиранию организации как открытой живой системы, а как известно, современные принципы организационной политики конфиденциальности нацелены на максимизацию инфор-
мационной закрытости, что неизбежно может привести организации и их кооперационно-сетевые среды к серьезным проблемам стратегического развития, особенно в условиях растущей информационной динамичности [5, 18, 21, 23] (Anopchenko et al., 2018; Novikova, 2020; Craig, 1999).
В подтверждение вышесказанного можно привести цитаты великого А. С. Пушкина: «Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом» [25] (Pushkin, 2017).
Далее на графике отражены варианты организационной эффективности с учетом уровня информационной открытости и приведена модель эффекта информационной открытости £, влияющей на критическую эффективность организации. Чем выше уровень информационной открытости, тем выше и устойчивее уровень организационной эффективности (рис. 3).
80%
60%
40%
20%
0%
У = f(x)
2 3 4 5
стадии жизненного цикла организации (ЖЦО)
-20% -
Уровень информационной открытости (вар. 1), % п(х) Уровень эффективности организации (вар. 1), % (д(х)) ^^ Уровень информационной открытости (вар. 2), % т(х) ^^ Уровень эффективности организации (вар. 2), % Шх))
Рисунок 3. Варианты эффективности организации с учетом уровня информационной открытости и жизненного цикла Примечание:
Стадии жизненного цикла организации (ЖЦО): выход на рынок, активный рост (1-2); замедление роста (2-3); стабилизация (3-4); спад деловой активности (4-5); сокращение деятельности, выход с рынка (5-6). Источник: составлено автором.
>ч
Е о с о
и
ш .>
'+->
го ш
M
N
6
£ = / / (х) йх - (х) йх /(х) = т (х); g (х) = п(х),
где:
£ — эффект информационной открытости;
п (х) — функция уровня информационной открытости (вар. 1), %; g (х) — функция уровня эффективности организации (вар. 1), %; т (х) — функция уровня информационной открытости (вар. 2), %; / (х) — функция уровня эффективности организации (вар. 2), %. Точки А, В, С, Б при (х; у) — критические точки эффективности. Точки М и N — вершины функций, отражающие максимальный уровень эффективности при данном уровне информационной открытости, где: точки М и N при (х0; у0);
Ь2 - 4ас
X° 2a ; Уо 4a
В подтверждение вышесказанного целесообразно проанализировать влияние информационной открытости на уровень организационной эффективности путем определения соответствующего мультипликатора эффективности информационной открытости (Multiplier of efficiency information transparency (MEIT)), представляющего коэффициент изменения выручки (dP) от изменения доли информационной открытости (dkIT). Алгоритм расчета мультипликатора следующий:
1) изменение выручки за определенный период относительно базового периода (dP.):
dPt = Ptf / Pt0 ,
где:
dPi — коэффициент изменения выручки за период i; Pti — текущая выручка, за период i, у.е.; Pt0 — выручка, за базовый период, у.е.;
2) доля (коэффициент) информационной открытости определяется отношением открытой (транспарентной) информации к общему объему информации (kIT):
kIT = TI/I,
где:
I — объем информации общий, Тб;
TI — объем открытой (транспарентной) информации, Тб.;
3) изменение доли информационной транспарентности определяется разностью коэффициентов информационной открытости за определенный и базовый периоды (С1Т):
С1Т. = кШ. — кШп,
I I и'
к!ТЬ1 — коэффициент информационной открытости за период 1;
к1Т0 — коэффициент информационной открытости за базовый период;
4) мультипликатор эффективности информационной транспарентности определяется отношением изменений выручки к изменениям доли информационной транспарентности (МЕ1Т):
МЕШ = СР; / С1Т.
На основании данных, полученных экспертным путем, расчетные показатели изменения доли информационной открытости (транспарентности)
с
(С1Т.) и мультипликатор эффективности информационной транспарентности (МЕ1Т.) отражены далее на графике, который также отражает прямую зависимость организационной эффективности от уровня информационной открытости (рис. 4).
Рисунок 4. Зависимость эффективности организации от уровня ее информационной транспарентности Источник: составлено автором.
<n
Анализ динамики коэффициентов мультипликатора эффективности информационной транспарентности (МЕ1Т;) показывает, что на начальном этапе мультипликатор по информационной открытости отражает низкую эластичность с дальнейшим ее повышением с течением времени и роста объемов деятельности организации. Эластичность мультипликатора означает, что незначительный прирост информационной открытости, заключающийся в партнерских взаимодействиях, основанных на росте доверия, приводит к более значительному повышению эффективности организации, особенно в аспекте генерации новых идей, реализации инновационных проектов, технологий, материалов, методов управления. Описанный процесс информационной транспарентности более успешно будет протекать в рамках не отдельной локальной организационной системы, а в более широких ее границах, определяемых кооперационно-сетевыми взаимодействиями с сетевыми партнерами [2, 8, 9, 16] (Garifullin, Zyabrikov, 2019; Kravets, 2015; Leshchukova, 2016; Novikova, 2020).
Далее автор предлагает концептуальные подходы к стратегическому развитию информационной системы организаций в условиях кооперационно-сетевой среды:
■ приоритет человеческого потенциала — как источника и генератора новой информации и идей;
■ информационная безопасность, основанная на эффективной системе оценки рисков, обеспечивающая устойчивость и целенаправленное развитие кооперационно-сетевой и организационной систем;
■ инновационность — отбор продуктивной релевантной информации как инструментов, направленных на эффективное решение проблем, реализуется путем внедрения умных инноваций;
■ информационная прозрачность, релевантность и правдивость;
■ информационная эффективность, результативность и гибкость;
■ информационное сотрудничество и партнерство на основе координации, интеграции и коллабораций в формате аутсорсинга [3, 4, 7, 12, 13] (Glotina, 2019; Danilova, Fedorova, Zdrestova-Zakharenkova, 2016; Konovalenko, Konovalenko, Shved, 2015; Pavlova, Kashaeva, 2017; Saltanaeva, Eshelioglu, 2018).
В дополнение сказанного также можно отметить, что применительно к кооперационно-сетевым системам можно провести параллель того, что информационные потоки, пронизывающие все сферы организационных сетей, образуют информационные энергетические волны, вызывающие определенные импульсы, влияющие на появление различных событий в коопера-
ционной сети. Эффективность возникающих сетевых явлений будет иметь место тогда, когда причинные информационно-волновые процессы будут происходить по определенному алгоритму, благоприятному для каждого участника сети, позволяющему иметь возможность на основании понимания причинно-следственных связей предсказывать возможные события с максимальной точностью, что позволит значительно снизить будущие организационно-сетевые риски. При этом роль информационного координатора могут взять на себя профессиональные сетевые аутсорсинговые центры, ориентированные на развитие современных информационных технологий, позволяющих без риска решить проблему перехода к информационной транспарентности в условиях кооперационно-сетевой среды [12, 15, 24] {Pavlova, Kashaeva, 2017; Novikova, 2019; Kiseleva, Iskadzhyan, 2017).
Заключение
и
Качество и эффективность функционирования информационно-коммуникационной сетевой среды, основанные на информационной открытости сетевых организаций, напрямую определяют эффективность среды кооперационно-сетевых взаимодействий в целом.
При этом основным коммуникационным барьером до сих пор является неготовность руководителей организаций обеспечить открытость своей информационно-коммуникационной системы в рамках внутренней и внешней среды и интегрировать ее в общесетевую информационно-коммуникационную систему. Тенденции развития кооперационно-сетевых организационных систем способствуют повышению открытости, релевантности и эффективности деловой информации на основе развития коммуникационной бизнес-культуры и партнерского доверия.
Решение проблем информационной открытости позволит сгладить коммуникационный барьер, вызванный различиями в масштабах и территориях бизнеса. Как показывает практика, малым предприятиям сложно взаимодействовать с крупными предприятиями, а также значительно удаленными друг от друга [16, 18] (Novikova, 2020).
Проведенный анализ влияния информационной транспарентности сетевых организаций позволил определить современные коммуникационные барьеры и пути их снижения путем развития сетевого аутсорсинга информационно-технологических и коммуникационных услуг в условиях среды кооперационно-сетевых взаимодействий, отвечающих современным вызовам развития деловой среды и общества в условиях информационно-технологических инноваций [2, 10] (Оап/иШп, Zyabrikov, 2019; Ы$$, Kovalch.uk, 2018).
Journal of Creative Economy ■ Vol. 15, Num. 2, 2021 ИСТОЧНИКИ:
Боднар А. В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2015. — № 4. — с. 131-139. — doi: 10.14529/em090418.
Гарифуллин Б. М., Зябриков В. В. Моделирование процесса цифровой трансформации фирмы // Креативная экономика. — 2019. — № 10. — с. 1957-1972. — doi: 10.18334/ce.13.10.41187.
Глотина И. М. Организационно-экономический механизм противодействия информационным угрозам // Креативная экономика. — 2019. — № 11. — с. 2227-2236. — doi: 10.18334/ce.13.11.41292.
Данилова А. С., Федорова О. М., Здрестова-Захаренкова С. В. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2016. — № 2(53). — с. 42-47.
Анопченко Т. Ю. и др. Деловые коммуникации. / Учебное пособие. — М.: КноРус, 2018. — 244 с.
Егоричев В. А., Малярчук П. И., Семенова Н. К. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций // Молодой ученый. — 2016. — № 10(114). — с. 686-688.
Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. Основы интегрированных коммуникаций. — М.: Юрайт, 2015. — 486 c.
Кравец М. А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 9. — с. 5662. — doi: 10.17308/meps.2015.9/1291.
Лещукова И. В. Эффективность коммуникаций в организации // Инновационная наука. — 2016. — № 12-3. — с. 139-141.
10. Лисс Э. М., Ковальчук А. С. Деловые коммуникации. — М.: Дашков и Ко, 2018. — 342 с.
11. Мерец А. Л. Защита информации на предприятии при обмене данными с контрагентами // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 6-1(12). — с. 877-882.
12. Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Коммуникативные барьеры в сфере управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2017. — № 2. — с. 175-180. — doi: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-175-180.
13. Салтанаева Е. А., Эшелиоглу Р. И. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях // Аллея науки. — 2018. — № 2(18). — с. 330-333.
14. Куимов В. В., Суслова Ю. Ю., Щербенко Е. В. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных резуль-
татов. / Монография. Сер. Научная мысль (СФУ). — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 225 с.
15. Новикова С. И. Построение кооперационно-сетевых взаимодействий в формате цифровых технологий // Теория и практика коммерческой деятельности: Материалы XIX Международной научно-практической конференции, электронное издание. Красноярск, 2019. — с. 482-484.
16. Новикова С. И. Особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — № 1. — с. 497-510. — 10.18334Мпес.10.1.100435.
17. Новикова С. И. Информационно-коммуникационная среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, современные особенности // Теория и практика коммерческой деятельности: XX Международная научно-практическая
конференция. 2020.
О
ских системах // Информационное общество, цифровая экономика и информационная безопасность: МГУ. II международная научно-практическая конфе-
1S. Новикова С. И. Информация как основной ресурс в современных экономиче-
ренция для студентов и молодых ученых. 2020.
19. Суслова Ю. Ю. и др. Маркетинг. / Учебное пособие. — Красноярск: СФУ, 201S. — 377 c.
20. Шапиро С. А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. — М.: ГроссМедиа, 2017. — 336 c.
21. Craig R. T. Communication Theory as a Field., 1999. — 34-39 p.
22. Jerome Kanter Management Information Systems. / 3rd ed. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, INC., 19S4. — 44S p.
23. Информация. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Информация.
24. Киселева И. А., Искаджян С. О. Информационные риски: методы оценки и анализа // ИТпортал. — 2017. — № 2(14). — с. 10.
25. Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург. Pushkin.niv.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-07S.htm.
26. Wood J. T. Interpersonal Communication: Everyday Ezicounters. — Rel. Lib, 2003. — 349 p.
REFERENCES:
Anopchenko T.Yu. i dr. (201S). Delovye kommunikatsii [Business communications] M.: KnoRus. (in Russian).
Ш
<n
IN
o>
lO
o>
Ol
l/l l/>
Bodnar A. V. (2015). Algoritm funktsionirovaniya informatsionno-kommunikat-sionnogo mekhanizma predpriyatiya [The algorithm of functioning of the information and communications mechanism of the enterprise]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (4). 131-139. (in Russian). doi: 10.14529/em090418.
Craig R. T. (1999). Communication Theory as a Field Rel.Lib.
Danilova A. S., Fedorova O. M., Zdrestova-Zakharenkova S. V. (2016). Razvitie korporativnoy kultury posredstvom effektivnyh kommunikatsiy organizatsii [Corporate culture development by means of efficient communications organization]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of north-caucasus federal university). (2(53)). 42-47. (in Russian).
Egorichev V. A., Malyarchuk P. I., Semenova N. K. (2016). Sistemnyypodkhod v issle-dovanii organizatsionnyh kommunikatsiy [A systematic approach in the study of organizational communications]. The young scientist. (10(114)). 686-688. (in Russian).
Garifullin B. M., Zyabrikov V. V. (2019). Modelirovanie protsessa tsifrovoy trans-formatsii firmy [Modeling the process of the company's digital transformation]. Creative economy. 13 (10). 1957-1972. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.13.10.41187.
Glotina I. M. (2019). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm protivodey-stviya informatsionnym ugrozam [Organizational-economic mechanism to counter cyber threats]. Creative economy. 13 (11). 2227-2236. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.11.41292.
Jerome Kanter (1984). Management Information Systems Englewood Cliffs: Prentice-Hall, INC.
Kiseleva I. A., Iskadzhyan S. O. (2017). Informatsionnye riski: metody otsenki i analiza [Information risks: methods of estimation and analysis]. ITportal. (2(14)). 10. (in Russian).
Konovalenko V. A., Konovalenko M.Yu., Shved N. G. (2015). Osnovy integrirovan-nyh kommunikatsiy [Fundamentals of Integrated Communications] M.: Yurayt. (in Russian).
Kravets M. A. (2015). Otsenka effektivnosti razvitiya organizatsionnyh kommunikatsiy [Efficiency assessment of the development of the organization communications]. Modern economy: problems and solutions. (9). 56-62. (in Russian). doi: 10.17308/meps.2015.9/1291.
Kuimov V. V., Suslova Yu.Yu., Scherbenko E. V. (2019). Kooperatsionno-setevye vzai-modeystviya kak resurs samoorganizatsii i dostizheniya kachestvennyh rezulta-tov [Cooperative-network interactions as a resource for self-organization and achieving high-quality results] M.: NITs INFRA-M. (in Russian).
Leschukova I. V. (2016). Effektivnost kommunikatsiy v organizatsii [Effectiveness of communication in the organization]. Innovative science. (12-3). 139-141. (in Russian).
Liss E. M., Kovalchuk A. S. (2018). Delovye kommunikatsii [Business communications] M.: Dashkov i K°. (in Russian).
Merets A. L. (2016). Zashchita informatsii napredpriyatiipri obmene dannymi s kontragentami [Protection of information in the enterprise when exchanging data with counterparties]. Teoriya ipraktika sovremennoy nauki. (6-1(12)). 877-882. (in Russian).
Novikova S. I. (2019). Postroenie kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy v formate tsifrovyh tekhnologiy [Building cooperative and network interactions in the format of digital technologies] Theory and practice of commercial activity. 482-484. (in Russian).
Novikova S. I. (2020). Osobennosti sovremennyh kommunikatsionno-informat-sionnyh sistem, otsenka poleznosti i effektivnosti informatsii kak resursa [The particularities of modern communication and information systems, evaluation of the usefulness and effectiveness of information as a resource]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 497-510. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.10.1.100435.
Novikova S. I. (2020). Informatsionno-kommunikatsionnaya sreda v sisteme koop-eratsionno-setevyh vzaimodeystviy, sovremennye osobennosti [Information and communication environment in the system of cooperative and network interactions, modern features] Theory and practice of commercial activity. (in Russian).
Novikova S. I. (2020). Informatsiya kak osnovnoy resurs v sovremennyh ekonomi-cheskikh sistemakh [Information as the main resource in modern economic systems] Information society, digital economy and information security. (in Russian).
Pavlova L. G., Kashaeva E.Yu. (2017). Kommunikativnye barery v sfere upravleniya [Communicative barriers in the sphere of management]. Public and Municipal Administration. Scientific notes. (2). 175-180. (in Russian). doi: 10.22394/20791690-2017-1-2-175-180.
Saltanaeva E. A., Eshelioglu R. I. (2018). Metodika upravleniya informatsionnymi tekhnologiyami na predpriyatiyakh i v organizatsiyakh [Methods of information technology management in enterprises and organizations]. Alley of Science. 1 (2(18)). 330-333. (in Russian).
<n
IN
oi
lO
oi
Ol
l/l l/l
Shapiro S. A. (2017). Organizatsionnye kommunikatsii v tselyakh effektivnoy raboty kompanii [Organizational communications for the effective operation of the company] M.: GrossMedia. (in Russian).
Suslova Yu.Yu. i dr. (2018). Marketing [Marketing] Krasnoyarsk: SFU. (in Russian).
Wood J. T. (2003). Interpersonal Communication: Everyday Ezicounters