Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИИ КАК РЕСУРСА'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИИ КАК РЕСУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕСУРСЫ С ПРИРАСТАЮЩЕЙ ЦЕННОСТЬЮ / КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПОЛЕЗНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАТРАТ / COMMUNICATION / INFORMATION / RESOURCES WITH INCREASING VALUE / COOPERATIVE-NETWORK INTERACTIONS OF ORGANIZATIONS / USEFULNESS OF INFORMATION / EFFECTIVENESS OF INFORMATION COSTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новикова Светлана Ивановна

Рассматриваются характеристики и особенности современных тенденций развития информационной и коммуникационной среды организации. Приводится пример модели современного коммуникационного процесса, непрерывно функционирующего в транзакционном формате. Отражается специфика характеристик информации как нового ресурса с прирастающей ценностью. Предлагается методика оценки полезности и ценности информации, эффективности информационных затрат, а также результаты ее апробации на примере исследования организаций малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF MODERN COMMUNICATION AND INFORMATION SYSTEMS, EVALUATION OF THE USEFULNESS AND EFFECTIVENESS OF INFORMATION AS A RESOURCE

The characteristics and features of modern trends in the development of the information and communication environment of the organization are considered. An example of the modern communication process model that continuously operates in a transactional format is given. The specificity of information characteristics as a new resource with growing value is reflected. A technique for assessing the usefulness and value of information, the effectiveness of information costs, as well as the results of its testing on the example of the small and medium-sized businesses research is proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИИ КАК РЕСУРСА»

вопросы инновационной экономики

>

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса

Новикова С.И. 1

1 Сибирский федеральный университет, Торгово-экономический институт, Красноярск, Россия АННОТАЦИЯ:

Рассматриваются характеристики и особенности современных тенденций развития информационной и коммуникационной среды организации. Приводится пример модели современного коммуникационного процесса, непрерывно функционирующего в транзакционном формате. Отражается специфика характеристик информации как нового ресурса с прирастающей ценностью. Предлагается методика оценки полезности и ценности информации, эффективности информационных затрат, а также результаты ее апробации на примере исследования организаций малого и среднего бизнеса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, информация, ресурсы с прирастающей ценностью, кооперационно-сетевые взаимодействия организаций, полезность информации, эффективность информационных затрат.

The particularities of modern communication and information systems, evaluation of the usefulness and effectiveness of information as a resource

Novikova S.I. 1

1 Siberian Federal University, Trade and economic Institute, Russia

введение

Коммуникация как процесс передачи информации формирует мир знаний, определяющий общее мышление и поведение человеческого социума. Информация представляет собой саморазвивающийся ресурс с растущей приоритетностью и ценностью, источником которого выступает мыслящее общество. При этом развитие информационного ресурса более продуктивно не в локальных, а в открытых организационных системах формата кооперационно-сетевого взаимодействия элементов бизнес-экосистем. Осознание роли, параметров и характеристик информационно-коммуникационной среды требует научного подхода в силу вызовов общественного и научно-технического развития. Информационная составляющая определяет новые тренды в формировании структуры экономических систем, организационных моделей бизнесов, стратегических и тактических решений хозяйствующих субъектов.

Успешное достижение целей предприятия напрямую зависит от правильно организованного информационно-коммуникационного процесса. Обмен информацией встроен во все виды деятельности организации и ее кооперационно-сетевые взаимодействия с другими бизнес-структурами. Информация при этом является важнейшим из наиболее ценных ресурсов, а в условиях ее накопления и развития роль этого нематериального актива стремительно растет. Качество информации напрямую зависит от способов ее передачи, формирующих информационно-коммуникационную среду, проблемы исследования которой актуализируются для бизнес-систем. В частности, в связи с ростом информационных массивов растут и информационные затраты организаций, в связи с чем увеличивается потребность в определении их эффективности.

Научная новизна изложенного материала заключается в систематизации особенностей современных характеристик информации; отображении специфики коммуникационной модели в транзакционном формате; определении полезности и эффективности информации как ресурса.

Авторская гипотеза сформирована в отношении влияния качества информационно-коммуникационных процессов организаций на эффективность их кооперационно-сетевых взаимодействий с другими предприятиями и бизнес-структурами.

Характеристика современных информационно-коммуникационных систем

Научные изыскания в сфере коммуникации и информации свое активное развитие получили с середины прошлого века. Исследовательские границы в этой области

ABSTRACT:_

The characteristics and features of modern trends in the development of the information and communication environment of the organization are considered. An example of the modern communication process model that continuously operates in a transactional format is given. The specificity of information characteristics as a new resource with growing value is reflected. A technique for assessing the usefulness and value of information, the effectiveness of information costs, as well as the results of its testing on the example of the small and medium-sized businesses research is proposed.

KEYWORDS: communication, information, resources with increasing value, cooperative-network interactions of organizations, usefulness of information, effectiveness of information costs

JEL Classification: L86, M15, 032, 033 Received: 24.01.2020 / Published: 31.01.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Novikova S.I. (nsikrs0yandex.ru)

CITATION:_

Novikova S.I. (2020) Osobennosti sovremennyh kommunikatsionno-informatsionnyh sistem, otsenka poleznosti i effektivnosti informatsii kak resursa [The particularities of modern communication and information systems, evaluation of the usefulness and effectiveness of information as a resource]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 497-510. doi: 10.18334/vinec.10.1.100435

постоянно расширяются. Весомый вклад в развитие теорий коммуникаций в экономике внесли следующие ученые: Шеннон К., Уивер У., Майнер Д., Кастлер Г., Льюис Ф., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Роберт К., Эйкен Д., Гавр Д., Тэн А., Крейг Р., Луман Н., Ванги Б., Путилин А.Б., Коваленко М.Ю., Таратухина Ю.В., Якупов П.В., Глотина И.М., Гарифуллин Б.М., Корогодин В.И., Рунов А.В., Куимов В.В. и другие.

С развитием информационных технологий обновляются и направления исследований коммуникационных процессов в экономике, формирующихся под воздействием современных вызовов научно-технического прогресса. К таким направлениям относятся: коммуникационная цифровизация и автоматизация, развитие массовых и организационных коммуникаций, искусственного интеллекта, а также появление новых типов коммуникационных барьеров и рисков.

Новые тенденции развития современных организационных коммуникационно-информационных систем формируют специфические характеристики информации, в числе которых:

• формирование и признание международной системы стандартов качества информационных технологий;

• появление единицы измерения количества информации - бит (bit; от англ. binary digit - двоичное число) и производных от бита - единиц, обозначаемых, согласно ГОСТ 8.417-2002, как «Кбайт», «Мбайт», «Гбайт» и т. д. [24, 25];

• правовая защита информационной конфиденциальности, собственности и авторства;

• рост ресурсной приоритетности информации как нематериального актива; [8, 10] (Kravets, 2015; Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019);

• проявление информации как уникального неограниченного самопроизводного ресурса, являющегося новым фактором производства, дополняющего и формирующего два других основных - труда и капитала;

• рост информационного оборота и развитие системности;

• развитие нового информационного формата - электронного, цифрового, сетевого [23, 27];

• повышение информационной партисипативности и коллаборационности (кол-лаборационная фильтрация) [5] (Demchenko, Shcherbenko, 2012);

• снижение роли промышленного шпионажа за счет прозрачности и центра-лизованности коммуникационных процессов через развитие сетевых цент-

ОБ АВТОРЕ:_

Новикова Светлана Ивановна, аспирант кафедры «Торговое дело и маркетинг» (nsikrs0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Новикова С.И. Особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 497-510. doi: 10.18334/vinec.10.1.100435

ров информационно-технического (ИТ) аутсорсинга [13, 17] (Merets, 2016; Saltanaeva, 2018);

• развитие информационно-коммуникационной культуры общества [3, 4] (Danilova, 2016);

• рост стоимости коммуникационных процессов: получения, обработки, фильтрации, передачи, хранения, обеспечения конфиденциальности и адресности информации [2, 11] (Garifullin, Zyabrikov, 2019; Leshchukova, 2016);

• рост информационной эффективности за счет повышения качества генерирования информации, ее релевантности и прагматичности, мобильности и открытости [8, 19] (Kravets, 2015; Shapiro, 2017);

• рост объемов информационных массивов (Big Data) [24, 25];

• возникновение проблем увеличения нерелевантной информации (информационного мусора, фейковой информации, прочих информационных помех);

• создание и развитие нового информационного источника - искусственного интеллекта [26];

• развитие современных коммуникационных и информационно-технологических компетенций, в том числе построения и функционирования современных электронных коммуникационных систем, программных продуктов, языков программирования и пр. [25, 26];

• континуальная система преобразования информации, формирующейся на основе непрерывных сред (физических полей), выполняющих операцию пространственно-временного функционального преобразования информационных сигналов [17] (Saltanaeva, 2018);

• повышение роли обратной информационной связи в коммуникационно-сетевых процессах;

• повышение информационной кумулятивности за счет сетевых коммуникаций, определяющей для данных небольшого объема свойства достаточно полно отображать действительность, что повышает информационную эффективность и ценность;

• рост затрат на коммуникационно-информационную систему, соответственно -рост потребности в их оптимизации и упорядоченности [25];

• повышение потребности в приоритете развития внешней централизации, координации и контроля информационно-коммуникационной системы;

• рост коммуникационной согласованности, снижение коммуникационных конфликтов и хаоса [10, 15] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Novikova, 2018);

• ускоренный моральный износ информационно-технических и программных средств.

Коммуникации в современном сообществе являются основой жизнедеятельности каждого индивида, социума и организации, способствуют интерактивности системы государственного управления, бизнеса и общества, повышая эффективность их вза-

Рисунок 1. Модель транзакционного коммуникационного процесса Источник: составлено автором с использованием [1, 14, 23] (Bodnar, 2015; Meskon, Albert,

Khedouri, 2004).

имодействий. В свою очередь, ценность информационно-коммуникационного процесс 1 определяется степенью эффективности и полезности для его субъектов [5,19, 22] (Demchenko, Shcherbenko, И012; Shaoiro, 2017).

Процесс информационного обмена отличается большей сложностью за счет увеличивающихся объемов информации, скорости и каналов ее передачи, сложности кодировки и декодировки, работы с потоками обратной связи. Далее на рисунке 1 приводится модель современного коммуникационногопроцесса, непрерывно функци о-нирующего в транзакционном формате, где отправитель информации одновременно выступает получателем другой информации н т.д.

Такой информационнрш масштаб усиливарт нагрузку на коммуникаторов и име-ющиеся в их распоряжении мобильные средства, обязывая их активно обрабатывать многочисленные информационные потоки, что может негативно отражаться на качестве работы с информацией.

Развитие информационных технологий не тольковносит положительный вклад в совершенствование коммуникационно-информационной системы, но и влечет за соб ой проявление всевозможных рискоо, вызывающих определенные ресурсные издержки борьбы с и нформационн ыми помехами, снижающими качество и релевантность информации. В их числе: информационные перегрузки, программно-технические сбои и вирусы, ложные сведения и прочие факторы, искажающие истинный первоначнльный информационный смысл. Возникновение понсбного рода ирнблем в современных коммуникационных процессах вынуждает организации нести дополнительные затраты на их решение с целью повышения эффективности коммуникаций и работы с информацией.!! связи с этим растут потребности в разработке и совершенствовании методов оценки полезности и качества информации, автоматизации таких процессов [12, 27, 29] (Liss, 2018).

В данной ртботе предложена методика оценки полезности, эффективности затрат на внлучение информации и работу с ней.

Определение полезности и эффективности информации как ресурса

Для определения эффективности коммуникации целесообразно использовать понятие информационной полезности IU (informational utility), отраженной в ее целевой прагматичности и релевантности. Полезность информации для ее обладателя определяется уровнем эффективности получения им определенных благ с минимальными рисками или потерями имеющихся у него ограниченных ресурсов, таких как материальные, финансовые, временные и прочие ресурсы. Таким образом, ценность информации определяет уровень эффективности функционирования и развития ее обладателя. В связи с чем информация как носитель определенных знаний является человеческим и организационным ресурсом, имеющим свою ценность и полезность.

Идеальная коммуникационная модель (по мнению исследователей в этой сфере Шеннона К. и Уивера У.) имеет место быть тогда, когда объем полезности информации в сообщении отправителя (UIX) равен объему полезности информации, получаемой адресатом (UI2):

UI1= UI2.

Это равенство (по Шеннону К. и Уиверу У.) определяет цель совершенствования коммуникационного процесса на разных уровнях проблемы, характерных для данной модели: техническая, семантическая и эффективности [24, 25, 29, 30]. Это позволяет определить коэффициент качества отдельного коммуникационного процесса и в целом коммуникационной среды в системе кооперационно-сетевых взаимодействий рыночных субъектов. Так, по мнению вышеуказанных исследователей, качество коммуникационного процесса зависит от качества фильтрации, кодирования, канала передачи информации и ее декодирования, при котором коэффициент информационной энтропии (рассеивания или потерь) - IL (information loss) передаваемой информации, точнее, ее смысла, будет минимальным.

Корогодин В.И. предложил методику расчета ценности информации (IU) где определил, что в случае, если достижение цели выполнимо с некоторой вероятностью, можно применить меру ценности(целесо образности) информации, которая изменяется от 0 до 1 (или 100%).

_ Р-р

IU= -,

1-р

где: р - вероятность достижения цели без использования информации; Р - вероятность достижения цели с помощью полученной информации.

В соответствии с логикой показателя, если вероятность достижения цели с использованием полученной информации уменьшилась, ценность информации - отрицательная, а сама информация является дезинформацией [31].

На основании приведенных подходов (модель Шеннона К. и Уивера У., расчет ценности информации Корогодина В.И.) автором предложена система показателей оценки эффективности информационных затрат (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки эффективность информационных затрат

Показатель Формула Обозначения

Коэффициент информационной релевантности,% KIR = RI/TI RI - релевантная информация; TI - общая информация;

Коэффициент информационных потерь (энтропии),% IK — м R KIR - коэффициент информа-ционной реле-вантности,%

Релевантные информационные затраты, руб. RIC = TIC х KIR TIC - общие информационные затраты

Коэффициент информационной полезности,% К|и = (P-p)/(1-p) р - вероятность достижения цели без использования информации, Р - вероятность достижения цели с помощью полученной информации

Информационная полезность, руб. IU = RIC * KIU RIC - релевантные информационные затраты, руб. KIU - коэффициент информационной полез-ности,%

Эффективность информационных затрат,% EIC = IU/TIC IU - информационная полезность, руб. TIC - общие информационные затраты

Источник: составлено автором с использованием [24, 25, 30, 31].

Таблица 2

Расчет эффективности информационных затрат

Показатель Формула Обозначения

Коэффициент информационной релевантности^ KIR = RI/TI RI - 28 Гб; TI - 150 Гб; KIR - 19%

Коэффициент информационных потерь,% IR KI и _i kIL - 81%

Релевантные информационные затраты, руб. RIC = TIC х KIR TIC - 170000 руб.; RIC - 31733 руб.

Коэффициент информационной полезности,% KIU = (P-p)/(1-p) р - 10%; Р - 70%; KIU - 67%

Информационная полезность, руб. IU = RIC* KIU IU - 21156 руб.

Эффективность информационных затрат,% EIC = IU/TIC EIC - 12%

Источник: рассчитано автором с использованием [24, 25, 30, 31].

Проведенные автором исследования информационно-коммуникационной среды предприятий бизнес-среды Красноярского края позволяют обобщить данные оценки эффективности информационных затрат по разработанной методике как в отношении отдельной организации (табл. 2), так и сложившегося кооперационно-сетевого объединения (сети самостоятельных партнеров, участвующих в бизнес-взаимодействии, соответственно, вида, целей и задач деятельности) (табл. 3).

Расчет эффективности информационных затрат конкретного предприятия из перечня исследуемых бизнес-субъектов составил 12%. Методика предполагает, что чем выше этот показатель, тем рациональнее распределение ресурсов при работе с информацией.

При применении предлагаемого метода для предприятий, объединенных кооперационно-сетевыми взаимодействиями, возможен расчет средних величин эффективности информационных затрат в целом по бизнес-сети. В данном исследовании оценке подвергались разные сферы взаимодействий 50 бизнес-субъектов малого и среднего бизнеса Красноярского края, в том числе: внутриорганизационные, конкурентные, партнерские и взаимодействия с разного рода элементами внешней макросреды [5, 10, 15, 16, 20] (Бетскепко, БкскетЬепко, 2012; Кштоу, Бш1оуа, БкскетЬепко, 2019; Моу1коуа, 2018; Моу1коуа, 2019; Бкетвкеуа, 2016). Средние значения совокупности аналогичных показателей эффективности информационных затрат исследуемых организаций представлены в таблице 3 и на рисунке 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

средние показатели эффективности информационных затрат кооперационно-сетевой системы взаимодействий предприятий,%

среда кооперационно-сетевых взаимодействий микросреда макросреда

Сегменты среды кооперационно-сетевых взаимодействий Внутренняя Конкурентная Партнерская Внешняя

Средний показатель эффективности информационных затрат по сегмен-там,% 78% 34% 56% 14%

Средний показатель эффективности информационных затрат по средам,% 56% 14%

Общий средний показатель эффективности информационных затрат,% 46%

Источник: рассчитано автором с использованием [16, 20, 30, 31] (Ыоггкога, 2019; ($кет$кега, 2016).

Результаты расчетов показали, что наибольшей эффективностью характеризуется работа с внутриорганизационной информацией (78%), так как затраты на ее получение минимальны, а полезность применения для достижения целей максимальна. Аналогичный показатель по информации, получаемой в конкурентной и партнерской

Рисунок 2. Средние показатели эффективности информационных затрат по средам кооперационно-сетевой системы взаимодействия предприятий Источник: составлено автором.

среде, значительно ниже (34% и 56%),это связано с тем, что полезность такой информации для достижения оргасизационных целей высока, но при этом высок]/! и затраты на получение такого информационного ресурса. Что касается эффективности инфор-мационныхзатрат во внешнем макроэкономическом окружении(14%), то роль такой информации в достижении целей организации не характеризуется как целевая первостепенная, она больше имеет косвенный характер влияния. Частота информационных изменений в макросреде в краткосрочном периоде времени невысока, соответственно, текущие затраты на получение информации о них также невелики. Однако массив получаемой макроэкономической информации характеризуется высокой степенью информационной энтропии, что снижает общий показатель эффективности такой информации.

Для оценки информационной полезности также могут быть применены различные модели оценки ценности информации, в том числе такие как: аддитивная модель, анализ риска, порядковая шкала ценностей, решетка ценностей, в частности MLS-решетка (multilevel security) - решетка многоуровневой безопасности, используемая в государственных стандартах оценки информации [27, 31].

Заключение

На основании классификации современных особенностей информационно-коммуникационных процессов, протекающих как внутри организации, так и за ее пределами - в ее деловой среде, основанной на кооперационно-сетевых взаимодействиях, предложена методика расчета показателей полезности и ценности информации, влияющей в той или иной степени на достижение целей не только отдельной организации, но и на совокупность целей ее партнеров. Приведены результаты адаптации предло-

женного метода при оценке полезности и ценности деловой информации для организаций малого и среднего бизнеса, в ходе которой были получены как локальные, так и средние показатели эффективности информационных затрат в разрезе функциональных сред кооперационной сети.

В ходе проведенного исследования получены данные оценок, показывающие зависимость эффективности информационных затрат от степени релевантности получаемой информации, которая, в свою очередь, зависит от сферы ее получения. Чем дальше информационная сфера удалена от управленческого центра организации и чем она обширнее, тем менее релевантна ее информация и выше коэффициент информационной энтропии при коммуникациях. Соответственно, затраты на получение такой информации менее эффективны, но ее наличие, несмотря на потери, так же необходимо для достижения целей организаций, как и потребность во внутренней информации, которую необходимо своевременно адаптировать к внешней информационной системе. Так же, чем ближе информационный массив к организационному управленческому центру, тем выше его целевое значение и коммуникационная эффективность.

ИСТОЧНИКИ:

1. Боднар А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного

механизма предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 4. - с. 131 - 139.

2. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Моделирование процесса цифровой трансформа-

ции фирмы // Креативная экономика. - 2019. - № 10. - с. 1957-1972. - doi: 10.18334/ ce.13.10.41187.

3. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных ком-

муникаций организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2. - с. 42 - 47.

4. Деловые коммуникации. / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. - М.: КноРус, 2018. - 248 с.

5. Демченко С.К., Щербенко Е.В. Базовые категории предпринимательской деятель-

ности: новый взгляд // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22. - с. 71-76.

6. Егоричев В.А. Системный подход в исследовании организационных коммуника-

ций // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - с. 686 - 688.

7. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций. / В.А. Коноваленко,

М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. - М.: Юрайт, 2015. - 486 с.

8. Кравец М.А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций //

Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 9. - с. 56 - 62.

9. Куимов В.В. Смоленцева Л.Т., Щербенко Е.В. Экономика кооперационно-сетевых

взаимодействий и ресурсы ее развития // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2019. - № 8. - с. 259-265.

10. Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов. / под ред. Куимова В.В./ Монография/. - НИЦ ИНФРА-М, 2019.

11. Лещукова И.В. Эффективность коммуникаций в организации // Инновационная наука. - 2016. - № 12. - с. 139 - 141.

12. Лисс Э.М. Деловые коммуникации. / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 342 с.

13. Мерец А.Л. Защита информации на предприятии при обмене данными с контрагентами // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 6. - с. 877 - 882.

14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / 2-е изд. // М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури /. - М., Дело, 2004. - 800 с.

15. Новикова С.И. Применение системного подхода к исследованию кооперационно-сетевых взаимодействий организаций и оценка их качества // Российское предпринимательство. - 2018. - № 1.

16. Новикова С.И. Партнерская среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, способы ее оценки // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4.

17. Салтанаева Е.А. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях // Аллея науки. - 2018. - № 2. - с. 330 - 333.

18. Суслова Ю. Ю. Маркетинг. / учеб. пособие, Ю. Ю. Суслова [и др.] ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2018. - 377 с.

19. Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 336 с.

20. Шершева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. - М.: ВШЭ, 2016. - 344 с.

21. Щербенко Е.В. Целевые параметры развития отраслей пищевой промышленности // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2008. - № 321. - с. 116-122.

22. Craig, R. T. Communication Theory as a Field / R. T. Craig. - Rel.Lib, 1999. - Pp. 34-39. 13. Wood, J. T. Interpersonal Communication: Everyday Eziœunters / J. T. Wood. - Rel. Lib, 2003. - 349 p

23. Jerome Kanter, Management Information Systems, 3rd ed. (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1984). Reprinted by permission of the publisher

24. Https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-ot-lineynoy-k-mentalnoy-modeli-informatsii-v-innovatsionnom-protsesse/viewer

25. Https://cyberleninka.ru/article/n/klod-elvud-shennon-i-80-letie-otkrytiya-logicheskoy-teorii-diskretnyh-vychislitelnyh-i-upravlyayuschih-ustroystv/viewer

26. Https://cchgeu.ru/upload/iblock/888/funktsionalnaya-elektronika.pdf

27. Http://itportal.ru/science/economy/informatsionnye-riski-metody-otsenk/

28. Https://cyberleninka.ru/article/n/funktsiya-poleznosti-informatsii-i-ee-vliyanie-na-tsenu-informatsionnyh-produktov

29. Https://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-informatsionnogo-resursa-v-usloviyah-kvan-tovannosti-ekonomicheskogo-pros

30. Https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовая_модель_коммуникации_К._Шеннона_-_У._ Уивера

31. Https://ru.wikipedia.org/wiki/Ценность_информации

REFERENCES:

Delovye kommunikatsii [Business communications] (2018). (in Russian).

Bodnar A.V. (2015). Algoritm funktsionirovaniya informatsionno-kommunikatsionnogo mekhanizma predpriyatiya [The algorithm of functioning of the information and communications mechanism of the enterprise]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (4). 131 - 139. (in Russian).

Danilova A.S. (2016). Razvitie korporativnoy kultury posredstvom effektivnyh kommunikatsiy organizatsii [Corporate culture development by means of efficient communications organization]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of north-caucasus federal university). (2). 42 - 47. (in Russian).

Demchenko S.K., Scherbenko E.V. (2012). Bazovye kategorii predprinimatelskoy deyatelnosti: novyy vzglyad [The Basic Categories of Business Activity: a New View]. Russian Journal of Entrepreneurship. (22). 71-76. (in Russian).

Egorichev V.A. (2016). Sistemnyy podkhod v issledovanii organizatsionnyh kommunikatsiy [A systematic approach to the study of organizational communication]. The young scientist. (10). 686 - 688. (in Russian).

Garifullin B.M., Zyabrikov V.V. (2019). Modelirovanieprotsessa tsifrovoy transformatsii firmy [Modeling the process of the company's digital transformation]. Creative economy. (10). 1957-1972. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.10.41187.

Konovalenko V.A. (2015). Osnovy integrirovannyh kommunikatsiy [Fundamentals of integrated communications] (in Russian).

Kravets M.A. (2015). Otsenka effektivnosti razvitiya organizatsionnyh kommunikatsiy [Efficiency assessment of the development of the organization communications]. Modern economy: problems and solutions. (9). 56 - 62. (in Russian).

Kuimov V.V. Smolentseva L.T., Scherbenko E.V. (2019). Ekonomika kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy i resursy ee razvitiya [Economy cooperative network interactions and resources for its development]. The strategy of the enterprise in the context of increasing its competitiveness. (8). 259-265. (in Russian).

Kuimov V.V., Suslova Yu.Yu., Scherbenko E.V. (2019). Kooperatsionno-setevye vzaimodeystviya kak resurs samoorganizatsii i dostizheniya kachestvennyh rezultatov [Cooperative-network interactions as a resource for self-organization and achieving quality results] (in Russian).

Leschukova I.V. (2016). Effektivnost kommunikatsiy v organizatsii [The effectiveness of communication in organizations]. Innovative science. (12). 139 - 141. (in Russian).

Liss E.M. (2018). Delovye kommunikatsii [Business communications] (in Russian).

Merets A.L. (2016). Zashchita informatsii na predpriyatii pri obmene dannymi s kontragentami [Information protection at the enterprise when exchanging data with contractors]. Teoriya ipraktika sovremennoy nauki. (6). 877 - 882. (in Russian).

Meskon M., Albert M., Khedouri F. (2004). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).

Novikova S.I. (2018). Primenenie sistemnogopodkhoda k issledovaniyu kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy organizatsiy i otsenka ikh kachestva [A systematic approach to the study of cooperative-network interactions of organizations and assessment of their quality]. Russian Journal of Entrepreneurship. (1). (in Russian).

Novikova S.I. (2019). Partnerskaya sreda v sisteme kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy, sposoby ee otsenki [Partner environment in the system of cooperative network interactions, methods of its evaluation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian).

Saltanaeva E.A. (2018). Metodika upravleniya informatsionnymi tekhnologiyami na predpriyatiyakh i v organizatsiyakh [Methodology of information technology management in enterprises and organizations]. Alley of Science. (2). 330 - 333. (in Russian).

Scherbenko E.V. (2008). Tselevye parametry razvitiya otrasley pishchevoy promyshlennosti [Target parameters of the food industry development]. Today and tomorrow of the Russian economy. (321). 116-122. (in Russian).

Shapiro S.A. (2017). Organizatsionnye kommunikatsii v tselyakh effektivnoy raboty kompanii [Organizational communications for effective operation of the company] (in Russian).

Shersheva M.Yu. (2016). Formy setevogo vzaimodeystviya kompaniy [Forms of network cooperation between companies] (in Russian).

Suslova Yu. Yu. (2018). Marketing [Marketing] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.