Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСКАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ'

ПАРТНЕРСКАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ПОСТАВЩИКИ / КОНКУРЕНТЫ / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СРЕДА / КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОЛЛАБОРАЦИИ / АУТСОРСИНГ / АВС-АНАЛИЗ / RFM-АНАЛИЗ / XYZ-АНАЛИЗ / СРЕДНЕГОДОВОЙ ПАРТНЕРСКИЙ ОБОРОТ / ПЛОТНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / CONSUMER ENVIRONMENT / SUPPLIERS / INFRASTRUCTURE ENVIRONMENT / COOPERATION-NETWORK / COLLABORATION / ABC ANALYSIS / RFM ANALYSIS / XYZ ANALYSIS / AVERAGE ANNUAL PARTNER TURNOVER / INTERACTION DENSITY / STANDARD DEVIATION / COEFFICIENT OF VARIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Светлана Ивановна

В статье рассматривается функционирование компании через призму ее взаимоотношений с различными бизнес-партнерами, влияющими на построение системы кооперационно-сетевых организационных взаимодействий. С целью их совершенствования предлагается подход к оценке и анализу качества партнерской среды по составляющим субъектным категориям на основе определения таких показателей, как: структура и плотность партнерских взаимодействий, партнерская нагрузка на единицу партнера, а также построение модели партнерских взаимодействий и их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partners' environment in the system of cooperation and network interactions, and methods of its evaluation

The article discusses the functioning of the company through the prism of its relationships with various business partners that affect the construction of a system of cooperation-network organizational interactions. In order to improve them, we propose an approach to assessing and analyzing the quality of the partnership environment by constituent subject categories, based on the definition of such indicators as the structure and density of partner interactions, partner load per partner unit, as well as building a model of partnership interactions and their classification.

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСКАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г.

^_-I

партнерская среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, способы ее оценки

Новикова С.И. 1

1 Сибирский федеральный университет, Торгово-экономический институт, Красноярск, Россия АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается функционирование компании через призму ее взаимоотношений с различными бизнес-партнерами, влияющими на построение системы кооперационно-сетевых организационных взаимодействий. С целью их совершенствования предлагается подход к оценке и анализу качества партнерской среды по составляющим субъектным категориям на основе определения таких показателей, как: структура и плотность партнерских взаимодействий, партнерская нагрузка на единицу партнера, а также построение модели партнерских взаимодействий и их классификация.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: покупательская среда, поставщики, конкуренты, инфраструктурная среда, кооперационно-сетевые взаимодействия, коллаборации, аутсорсинг, АВС-анализ, RFM-анализ, XYZ-анализ, среднегодовой партнерский оборот, плотность взаимодействий, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации

partners' environment in the system of cooperation and network interactions, and methods of its evaluation

Novikova S.I. 1

1 Siberian Federal University, Trade and economic Institute, Russia

введение

В продолжение рассмотрения методов комплексной оценки функциональных элементов среды кооперационно-сетевых взаимодействий организаций в данной статье описываются способы оценки среды партнерского взаимодействия с учетом функциональных особенностей партнеров.

Среда партнерского взаимодействия в системе кооперационно-сетевых взаимодействий занимает одно из центральных мест. Эффективное сетевое партнерство позволяет снизить локальные организационные расходы за счет кооперирования ресурсов, инноваций, реализации совместных проектов и коллабораций. Актуальность исследования системы взаимодействий бизнес-партнеров и определение методов оценки ее качества позволяет получить информацию, обеспечивающую понимание уровня эффективности этих взаимодействий и их влияние

на функционирование кооперационно-сетевой системы в целом с целью определения путей ее совершенствования.

Цель данной статьи - определить возможную модель исследования и оценки партнерской среды в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, предполагающей расчет показателей, отражающих уровень качества взаимодействий исследуемой организации с ее рыночными партнерами, такими как: поставщики, покупатели, инфраструктурные субъекты. Полученные результаты кумулятивных оценок в дальнейшем можно использовать для комплексного БШОТ-анализа кооперационно-сетевой системы в целом и получения информации, определяющей способы повышения эффективности ее функционирования.

Научная новизна изложенного материала заключается в разработке метода исследования и оценке кооперационно-сетевых партнерских взаимодействий путем: построения модели взаимодействий; систематизации и дифференцирования элементов среды по категориям и видам партнеров; определения оценочных показателей, таких как потенциальный и фактический объемы взаимодействий; плотность взаимодействий и степень доверия; партнерская нагрузка; определение и соотношение долей количества партнеров и объемов взаимодействий.

Исследования системы организационных взаимодействий и возможность оценки их качества интересует многих ученых и бизнес-практиков. Так, современные подходы к исследованию системы партнерских взаимодействий в аспекте коопераци-

ABSTRACT:_

The article discusses the functioning of the company through the prism of its relationships with various business partners that affect the construction of a system of cooperation-network organizational interactions. In order to improve them, we propose an approach to assessing and analyzing the quality of the partnership environment by constituent subject categories, based on the definition of such indicators as the structure and density of partner interactions, partner load per partner unit, as well as building a model of partnership interactions and their classification.

KEYWORDS: consumer environment, suppliers, infrastructure environment, cooperation-network, collaboration, ABC analysis, RFM analysis, XYZ analysis, average annual partner turnover, interaction density, standard deviation, coefficient of variation

JEL Classification: C10, 111, M21

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Novikova S.I. (nsikrs0yandex.ru)

CITATION:

Received: 04.12.2019 / Published: 30.12.2019

Novikova S.I. (2019) Partnerskaya sreda v sisteme kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy, sposoby ee otsenki [Partners' environment in the system of cooperation and network interactions, and methods of its evaluation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 463-480. doi: 10.18334/epp.9.4.41459

онной сети отражены в работах таких ученых, как: Шерешева М.Ю., Смородинская Н.В., Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В., Волошин А.В, Поспелов Д.А., а также зарубежных исследователей: Аоки Масахико, Гэри Беккер, К. Кристенсен, А.А. Уолтерс и др.

В рамках указанной темы исследования в данной статье отражается гипотеза возможного метода оценки качества партнерской среды, результаты которой могут применяться в проведении общего SWOT-анализа среды кооперационно-сетевых взаимодействий в целом, а также для определения влияния партнерских взаимодействий на эффективность деятельности исследуемой организации.

классификация среды партнерского взаимодействия

Основными особенностями формирования кооперационно-сетевой партнерской среды являются следующие: наличие единой цели, добровольность взаимодействий и независимость партнеров, полилидерство (наличие нескольких лидеров), интеграция и кооперация [4, 22] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019).

Субъекты рассматриваемой подсистемы более разнообразны по своим характеристикам в отличие от конкурентной среды, поэтому необходимо учитывать особенности каждой категории и группы партнеров.

Всю совокупность партнеров можно разделить на три основные категории: покупатели, поставщики и инфраструктурные партнеры.

Третья категория в свою очередь включает рыночных партнеров в таких сферах, как: маркетинг, финансы, бизнес-партнеры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), образование, средства массовой информации (СМИ), общественные организации, органы государственного контроля и поддержки [15, 16] (Suslova, 2009; Suslova, 2019).

Среда партнерского взаимодействия частично может формироваться из субъектов конкурентной среды, когда между конкурентами устанавливаются партнерские (кол-лаборационные) соглашения. Также из элементов внутренней организационной функциональной среды, когда инфраструктурные функциональные подразделения, обслуживающие основные виды деятельности предприятия, выделяются в самостоятельные партнерские субъекты и оказывают аутсорсинговые услуги, в том числе различным партнерским и конкурентным структурам. Такими услугами могут быть: консалтинговые, эккаунтинговые, кадровые, логистические, коммунально-хозяйственные, инфор-

ОБ АВТОРЕ:_

Новикова Светлана Ивановна, аспирант кафедры «Торговое дело и маркетинг» (nsikrs0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Новикова С.И. Партнерская среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, способы ее оценки // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 463-480. doi: 10.18334/ерр.9.4.41459

мационно-коммуникационные, сервисно-технические и пр. [4, 10] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Novikova, 2019).

В составе партнерской среды можно выделить 14 основных субъектных групп партнеров, перечень, характеристики и виды взаимодействий которых представлены далее в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика элементов среды партнерского взаимодействия

Группы партнеров Характеристика Партнерская группа Вид взаимодействий Степень влияния на финансовый результат*

Целевые сегменты потребителей Потребители - лица, приобретающее и использующее продукцию в личных целях [1, 18] (Kotler, 1990) Покупатели Коммерческий А

Сбытовые партнеры Покупатели (оптовые и розничные посредники); торговые агенты [1, 18] (Kotler, 1990) Покупатели Коммерческий А

Производст-венно-техно-логические партнеры Производители и изготовители базового сырья, материалов, техники (агрегатов, машин и оборудования ), комплементарных товаров [8, 17] (Matvienko, Saramkova, 2019; Usenko, 2015) Поставщики Операционный А

Поставщики ТМЦ Поставщики (вендоры) активов (продукция, основные и оборотные, материальные и нематериальные активы) [9, 15] (Novikova, 2018; Suslova, 2009) Поставщики Операционный А

Транспорт-но-логи-стические партнеры Транспортные и складские организации, логистические компании [15] (Suslova, 2009) Поставщики Логистический А

Аутсорсинг Деловые, консалтинговые, информационно-технологические, прочие организации бизнес-услуг [1, 9] (Novikova, 2018) Поставщики Бизнес-услуги А

Маркетинговые партнеры Маркетинговые и рекламные компании [14] (Suslova, 2018) Инфраструктура Коммерческий В

Финансово-кредитные, страховые учреждения Банки, лизинговые, инвестиционные и страховые компании [1, 5] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2018) Инфраструктура Финансовый В

Окончание табл.1

1 2 3 4 5

Бизнес-партнеры (в т.ч. конкуренты) Это субъекты, которые вступают в коллаборационные взаимодействия - процесс сотрудничества и совместной деятельности в какой-либо сфере для достижения общих целей, обмена знаниями, достижения согласия (консенсуса), реализации совместных проектов [5,15] (Кштоу, БивЫа, БИсИегЬепко, 2018; БивЫа, 2009) Инфраструктура Конкурентно-коллабораци-онный В

Научно-исследовательские партнеры Научно-исследовательские институты, бизнес- и техно-инкубаторы [4, 5] (Кштоу, Бивкп/а, БИсИегЬепко, 2019; Кштоу, Бивкма, БИсИегЬепко, 2018 Инфраструктура Научно-новаторский В

Образовательные учреждения Учебные учреждения (школы, лицеи, колледжи, вузы), центры подготовки и переподготовки кадров [5] (Кштоу, Бив1оуа, БИсИегЬепко, 2018) Инфраструктура Кадровый, персональный С

Органы государственного контроля и поддержки Государственные органы и учреждения: фонды, статистика, инспекции, правоохранительные, административные, бизнес-инкубаторы,учреждения поддержки бизнеса и пр. [1, 5] (Кштоу, Бивкп/а, БИсИегЬепко, 2018) Инфраструктура Фискальный, правовой, контролирующий, трансфертный С

Социально-общественные организации Негосударственные пенсионные, социальные фонды, некоммерческие, спортивные, религиозные организации [1, 15] (Бивкп/а, 2009) Инфраструктура Социальный С

Средства массовой информации Телевидение, радио, печатные издания Инфраструктура Информационный С

* А-высокая, В-средняя, С-низкая. Источник: составлено автором.

Каждую часть партнерской среды можно исследовать отдельно как в ширину, так и в глубину по составляющим параметрам и влияющим на них факторам. Так, например, целевая потребительская среда характеризуется двумя параметрами - комплексным показателем восприимчивости цены и комплексным показателем ожидаемого качества продукции [13, 14] (Sidorin, 2013; Suslova, 2018).

468 .ЮиМАЬ ОР EC0N0MiCSp ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с!оЬег-йесетЬег)

Рисунок 1. Модель кооперационно-сетевых партнерских взаимодействий Источник: составлено автором.

Производственно-технологические и маркетинговые партнеры зависят от объемов и частоты заказов на поставки сырья, материалов и бизнес-услуг. Взаимодействия с кредитными организациями будут зависеть от финансовой устойчивости заемщика, его деловой активности гудвилла и прочих финансовых показателей.

На развитие коллаборационных взаимодействий влияет наличие инвестиционного наукоемкого проектного потенциала партнеров и их деловая репутация.

Далее приводится вариант модели кооперационно-сетевых партнерских взаимодействий (рис. 1).

Методические подходы к оценке качества партнерской среды

В результате проводимых локальных исследований партнерских сред необходимо сделать общий комплексный анализ с учетом средовых взаимодействий. При анализе необходимо учитывать не только личные связи одной организации с ее партнерами, но и взаимосвязи партнеров между собой, которые также оказывают влияние на всю систему партнерских взаимодействий, при этом оценочным показателем может

выступать коэффициент партнерских взаимодействий (Ratio partnership (Rp)), определяющий их плотность и, как следствие, степень доверия.

Далее предлагается методика оценки качества партнерской среды кооперационно-сетевых взаимодействий.

Основными ориентирами для оценки выступают следующие:

• Частота и объем потенциальных и фактических взаимодействий, что определяет их плотность, а значит и степень доверия между партнерами.

• Значимость или вес оцениваемого субъекта как партнера для организации через определение его доли в общих взаимодействиях.

• Деловая репутация (гудвилл) партнера.

• Доля влияния партнера на прибыль и управленческие решения.

В результате анализа партнерских взаимодействий на основании средних оценок можно получить общий показатель качества партнерской среды, определяющий уровень ее надежности, устойчивости и эффективности развития, который также можно применить для проведения последующего средового SWOT-анализа [9, 14, 17] (Novikova, 2018; Suslova, 2018; Usenko, 2015).

Алгоритм оценки среды партнерского взаимодействия состоит из следующих этапов:

• Оценка покупательской среды (целевые партнеры).

• Оценка среды поставщиков активов, товарно-материальных ценностей, работ, услуг (операционные партнеры).

• Оценка инфраструктурных партнеров.

• Оценка общего показателя партнерских взаимодействий.

Погрупповая и сводная оценка партнерской среды осуществляется с помощью: сравнительного анализа потенциально возможных и фактических объемов взаимодействий; определения плотности взаимодействий (Rp); определения доли взаимодействий по их объемам и численности партнеров; определения партнерской нагрузки на единицу партнера в денежном выражении (среднегодовой партнерский оборот).

Оценка проводится по представленным ниже формулам:

Rpij =Уфц/Упц*100%, при (i=1*n), (j=1*m),

где: Rpij - плотность взаимодействий (степень доверия); Уп^ - потенциальный объем взаимодействий в год, млн руб.; Уф^ - фактический объем взаимодействий в год с учетом рекламаций, млн руб.; n - число категорий партнеров; m - число групп партнеров.

Средний показатель плотности партнерского взаимодействия по категориям и группам партнеров можно рассчитать по формуле;

Rp.ср=ZУфij / ЕУпч*100%.

Анализ партнерской среды можно дополнить ABC-анализом - методом, позволяющим ранжировать партнеров по степени их важности с учетом объемов, длитель-

ности периодов взаимодействий, других параметров, влияющих на общий результат и степень партнерского доверия. В основе АВС-анализа лежит принцип Парето, на основе которого примерно 20% всех партнеров дают 80% оборота взаимодействий и 20% партнерских взаимодействий обеспечивают 80% оборота.

ABC-анализ кооперационно-сетевых партнеров осуществляется путем деления их на три категории внутри каждой партнерской группы:

• категория А - наиболее значимые партнеры - 20%, обеспечивают 80% оборота или объема взаимодействий;

• категория В — средний уровень значимости - 30%, обеспечивают 15% оборота;

• категория С - наименее значимые - 50%, обеспечивают 5% оборота.

При проведении АВС-анализа строится график зависимости совокупного эффекта от количества на него влияющих элементов (факторов). По результатам анализа анализируемые позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В предлагаемой оценке партнерской среды ABC-анализ применяется с целью отслеживания объемов партнерских взаимодействий по определенным позициям, точкам взаимодействий и частоты обращений к той или иной позиции, а также для ранжирования партнеров по количеству и/или объему реализованных ими заказов [3, 19, 21, 24] (Bruskin, 2012; Fisher, 2008).

АВС-анализ по покупательской среде можно дополнить RFM-анализом, позволяющим сегментировать клиентов по лояльности, разделив их на три группы:

• Recency (давность) - давность сделки; чем меньше времени прошло с момента последней активности клиента, тем больше вероятность, что он повторит действие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Frequency (частота) - количество сделок; чем больше каких-либо действий совершит клиент, тем больше вероятность того, что он его повторит в будущем;

• Monetary (деньги) - сумма сделок; чем больше денег было потрачено, тем больше вероятность того, что он сделает заказ [25].

Анализ среды поставщиков можно дополнить XYZ-анализом, позволяющим классифицировать ресурсы компании в зависимости от объемов и характера их потребления в течение определенного временного периода (цикла) с учетом сезонности производства и сбыта продукции. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах [19, 26] (Fisher, 2008):

Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов.

Сортировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации.

Распределение по категориям X, Y, Z.

Графическое представление результатов анализа.

Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза, значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10%.

Категория Y - ресурсы характеризуются средним уровнем точности прогнозирова-

ния тенденций потребности в них, например, с учетом сезонных колебаний производства, значение коэффициента вариации - от 10 до 25%.

Категория Ъ - потребление ресурсов нерегулярно, точность прогнозирования невысокая, значение коэффициента вариации - более 25%.

Далее приводится пример оценки партнерской среды.

Оценка покупательской среды (целевые партнеры).

Покупательская среда включает три основные категории покупателей: покупатели-посредники товарно-материальных ценностей, покупатели-потребители товарно-материальных ценностей и покупатели-клиенты (потребители услуг). В свою очередь потребительская среда - это совокупность активных и потенциальных потребителей. Далее приводится пример оценки покупательской среды (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

оценка покупательской среды

категория потенци- Факти- плотность доля в кол-во доля парт-

партнера альный ческий взаимо- общих вза- партнеров, количества нерская

объем вза- объем вза- деиствии имодейст- ед. партне- нагрузка

имодейст- имодейст- (степень вия,% ров,% на ед.

вий в год, вий в год доверия) партнера,

млн руб. с учетом (рпвП,% млн руб.

Ш) реклама-

ций, млн

руб. №фП

Клиент гр.А 700 490 70 77 78 18 6,28

Клиент гр.В 170 104 61 16 127 29 0,82

Клиент гр.С 80 43 54 7 228 53 0,19

ИТОГО 950 637 67 100 433 100 1,47

Источник: составлено автором.

Анализируя результаты оценки покупательской среды, видно, что реализованный объем взаимодействий с клиентами с учетом рекламаций за год в стоимостном выражении отстает от потенциально возможного на 33%, тем самым определяя, что плотность взаимодействий или коэффициент доверия можно считать равными 67%, или примерно 0,7. Данный коэффициент превышает значение 0,5, которое можно считать пороговым, тем самым показывая хорошие результаты партнерских взаимодействий с покупателями. Понятно, что получить 100%-й результат достаточно сложно, тем самым, чем выше будет этот показатель, тем лучше. Акцентируя внимание на показателе взаимодействий с партнерами первой категории - категории «А», видно, что коэффициент составляет 0,7, это также является хорошим показателем взаимодействий [11, 12] (Popov, Kasyanov, Savchenko, 2007).

Рисунок 2. Соотношение долей количества покупателей и объемов взаимо действий с ними

Источник: составлено автором.

2. Оценка среды поставщиков активов , товарно-материальных ценностей, работ, услуг (операционные партнеры) (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3

Оценка средб! поставщиков

Категория партнера Потенциальный объем взаимодействий в год, млн руб. (Vnil Фактический объем взаимодействий в год с учетом рекламаций, млн руб. (Уф!) плотность взаимодействий (степень доверия) (РпвЦ,% Доля в общих взаимо-дейст-вия,% кол-во партнеров, ед. Доля количества партне-ров,% партнерская нагрузка на ед. партнера, млн руб.

Поставщик гр.А 380 315 83 79 22 14 14,34

Поставщик гр.В 74 54 сз 14 53 33 1,02

Поставщик гр.С 43 28 66 87 54 0,33

ИТОГО 497 398 80 100 162 100 2,46

Источник: составлено автором.

Анализ среды поставщиков показывает, что плотность партнерского взаимодействия (степень доверия) осуществляется на 80% от потенциально возможного, что также является высоким показателем качества взаимодействий с поставщиками, отражает их устойчивость. Уровень взаимодействий с партнерами категории «А», превышает крлтический пор ог 0,5 и равен коэффициенту 0,83.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 3. Соотношение долей количества поставщиков и объемов взаимодействий с ними

Источник: соспавлено автором.

3. Оценка инфраструктурою партнеров.

Проанализировав покупательской среду и среду поставщиков, необходимо сделать оценочный анализ партнеров, составляющих инфраструктурную среду - совокупность взаимосвязанных обслуживпющим структур, обеспечивающих функционирование производственной (операционной) деятельности, являющейся основой в кооперационно-сетевой оираслевой системе [5, О5] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 20188; Suslova, 2009).

Анализ инТрнструктбрсой Аартнпрской среды представлен в таблице 4 ипа рисунке 4.

¿Анализ среды инфртсфуктурмых партсеров показал, чмо плотность ппртнерского взаимодействия (степень доверия) осуществляется на 65% от потенциально возможного, что является хорошим показателем качества взаимодействий. Также из анализа видно, что большую долю в общих инфраструктурных взаимодействиях составляют государственные органы и финансово-кредитные учреждения, 26% и 22% соответственно [11, 16] (Popov, Kasyanov, Savchenko, 2007; Suslova, 2019).

4. Оценка общего показателя партнерских взаимодействий.

Полученные итоговые данные по трем средовым партнерским группам заносим в общую таблицу и делаем сводный анализ оценки партнерской среды (табл. 5, рис. 5).

Сводный анализ партнерской среды определяет средний коэффициент взаимодействий, равный 0,71, что также превышает пороговое значение 0,5 и подтверждает хорошую атмосферу работы партнерской среды. При этом большая доля взаимодействий приходится на покупательской среду (57%), 36% - на среду поставщиков и только 7% - на инфраструктурных партнеров. Из приведенного анализа также видна парт-

Таблица 4

Оценка партнеров инфраструктурной среды

Категория партнера Потенциальный объем взаимодействий в год, млн руб. (Уп!| Фактический объем взаимодействий в год с учетом рекламаций, млн руб. (Уф!| плотность взаимодействий (степень доверия) (Рпв!|,% Доля в общих взаимо-дейст-вия,% кол-во партнеров, ед. Доля количества партне-ров,% партнерская нагрузка на ед. партнера, млн руб.

Маркетинг 25 14 57 17 13 14 1,10

Финансы 30 18 60 22 7 8 2,57

Бизнес-партнеры 14 9 67 12 16 18 0,59

НИОКР 12 8 65 10 6 7 1,30

Образование 6 5 85 6 11 12 0,46

СМИ 5 4 77 5 14 15 0,28

Общественные организации 3 2 70 3 12 13 0,18

Государственные органы 30 21 70 26 12 13 1,75

ИТОГО 125 81 65 100 91 100 0,90

Источник: составлено автором.

30% 20% 10% 0%

22%

14°%

17%

1

18%

15%

12% 12% 12% 10%

13% 13%

26%

3%

8% 7% 6% 5%

0> ОС

Ж

Ж

СУ ^

J-

Доля количества партнеров

I Доля в общих взаимодействиях

£

Рисунок 4. Соотношение долей количества партнеров инфраструктурной среды и объемов

взаимодействи й с ними Источник: составлено автором.

нерская нагрузка, выраженная в среднегодовой денежной сумме взаимодействий на одного партнера, в приведенном примере она составила 1,63 млн руб., этот показатель можно считать, как среднегодовой партнерский оборот [3, 11] (Bruskin, 2012; Popov, Kasyanov, Savchenko, 2007).

Таблица 5

сводный показатель партнерского взаимодействия

категория партнера потенциальный объем взаимодействий в год, млн руб. Фактический объем взаимодействий в год с учетом рекламаций, млн руб. плотность взаимодействий (степень доверия) (рпвДо доля в общих взаимо-дейст-вия,% кол-во партнеров, ед. доля количества партне-ров,% партнерская нагрузка на ед. партнера, млн руб.

Клиенты (гр.А) 950 637 67 57 433 63 1,47

Поставщики (гр.В) 497 398 80 36 162 24 2,46

Инфраструктурные партнеры (гр.С) 125 81 65 7 91 13 0,90

ИТОГО 1 572 1 116 71 100 686 100 1,63

Источник: составлено автором.

■ Доля количества партнеров

■ Доля в общих взаимодейст виях

Плотность взаимодейст вий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5. Соотношение долей количества партнеров и объемов взаимодействий с ними

Источник: составлено автором.

заключение

Управление взаимоотношениями с партнерами - это подход к управлению взаи-мод ействием компании с текущими и потенциальными клиентами, поставщиками, партнерами инфраструктурной среды. Он использует анализ данных об истории парт-

нерских взаимодействий с компанией, чтобы улучшить деловые текущие и стратегические отношения с ними, уделяя особое внимание удержанию надежных партнеров, особенно клиентов, и в конечном итоге обеспечивая рост продаж и прибыли [6, 20] (Lyasnikov, 2015; Flyaysher, 2012).

Предложенная методика оценки партнерской среды позволяет наглядно оценить положение оцениваемого предприятия относительно его партнеров в кооперационной сети, провести дальнейший SWOT-анализ, выявить слабые стороны с целью их сглаживания и повышения конкурентных позиций в кооперационной сети и на отраслевом рынке.

Описанный метод оценки позволяет сравнить потенциально возможный и фактический объем партнерских взаимодействий как по отдельным категориям партнеров, так и по среде в целом, определяя тем самым дополнительные возможности для расширения взаимодействий, а значит и роста прибыли.

Также при анализе учитываются взаимодействия не только с целевыми и операционными партнерами, но и с партнерами, образующими среду инфраструктуры, в которую входят и конкурирующие организации, с которыми устанавливаются кол-лаборационные взаимодействия. Также в оценочную совокупность попадают и аут-сорсинговые партнеры, частично сформированные из внутренней функциональной среды организации, выделившиеся в самостоятельные организации бизнес-услуг.

Партнерские взаимодействия, в том числе с конкурентами, обеспечивают эффективность функционирования организации не за счет ее локальной конкурентоспособности, определяющей степень превосходства над производителями аналогичной продукции, а за счет устойчивости партнерских взаимосвязей и доверительных отношений, формирующих надежную бизнес-среду кооперационной сети [2, 10] (Bek, 2014; Novikova, 2019).

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребите-

лей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_305/.

2. Бек М. А. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. / коллект.

моногр. - М.:, 2014. - 296 c.

3. Брускин С.Н. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем. - М.: Инфра-М,

2012. - 320 c.

4. Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В. Кооперационно-сетевые взаимодействия

как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов. / монография. - НИЦ ИНФРА-М, 2019.

5. Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В. Организация коммерческой деятель-

ности в инфраструктуре рынка. / Учебник,Сер. Высшее образование: Бакалавриат (СФУ). - М.:, 2018.

6. Лясников Н.В. Стратегический менеджмент. - М.: КноРус, 2015. - 256 c.

7. Матвиенко О.И., Сарамкова К.А., Суслова Ю.Ю., Волошин А.В. Теоретические под-

ходы к определению сущности предпринимательских сетей и сетевого взаимодействия // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 7. - c. 738-742.

8. Матвиенко О.И., Сарамкова К.А. Управление сетевым взаимодействием предпри-

ятий торговли // Региональные рынки потребительских товаров: качество, эколо-гичность, ответственность бизнеса сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под общ. ред. Ю.Ю. Сусловой. 2019. - c. 576-585.

9. Новикова С.И. Применение системного подхода к исследованию кооперационно-

сетевых взаимодействий организаций и оценка их качества // Российское предпринимательство. - 2018. - № 10. - c. 3103-3118. - doi: 10.18334/rp.19.10.39443.

10. Новикова С.И. Оценка внутренней и конкурентной среды организации в рамках функционально-средового подхода кооперационно-сетевых взаимодействий методом бенчмаркинга // Креативная экономика. - 2019. - № 9. - c. 1749-1766. - doi: 10.18334/ce.13.9.40989.

11. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте. / учеб. пособие. - М. КНОРУС, 2007.

12. Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ/[Электронный ресурс] : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 17-18 мая 2019 г. / Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т ; отв. за вып. Ю. Ю. Суслова. - Электрон. текстовые дан. (pdf, 32 Мб). - Красноярск : СФУ, 2019

13. Сидорин А.В. Модель потребительской среды в анализе и прогнозировании конкурентоспособности инновационной продукции // ИГУПИТ Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 1.

14. Суслова Ю. Ю. Маркетинг. / учеб. пособие. - Красноярск : СФУ, 2018. - 372-377 c.

15. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура: теория, методология, проблемы развития. / автореферат диссертации. - Красноярск : Б., 2009. - 31 c.

16. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура: организационно-практический аспект. / Сер. Научная мысль. - М.:, 2019.

17. Усенко Л.Н. Бизнес-анализ деятельности организации. / Учебник. - М.: Альфа-М, 2015. - 512 c.

18. Филип Котлер Основы маркетинга. - М.:, 1990.

19. Фишер А. Методы выделения групп в ABC-XYZ анализе // Журнал «Логистика и Управление». - 2008. - № 1.

20. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ: Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2012. - 541 c.

21. Barbara Pawelek, Jozef Pociecha, Mateusz Baryla, ABC Analysis in Corporate Bankruptcy Prediction/ Abstracts of the IFCS Conference, p 17, Tokyo,Japan,2017

22. Kuimov V.V., Suslova Yu.Yu., Shcherbenko E.V., Yushkova L.V., Voloshin A.V., Kononova V. Cooperative -networking interactions as a resource for the regional food market development В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. C. 1664-1668

23. Johnson H. Relevance Regained: From Top-Down Control to Bottom-Up. / Empowerment. The Free Press. - New York, 1992.

24. Jones T. C. and Dugdale D. The ABC Bandwagon and the Juggernaut of Modernity/ Accounting, Organizations and Society, 2002, pp.121-163

25. Https://ru.wikipedia.org/wiki/RFM-анализ

26. Https://ru.wikipedia.org/wiki/XYZ-анализ

REFERENCES:

Bek M. A. (2014). Metodologiya issledovaniya setevyh form organizatsii biznesa [The methodology of the study of network forms of business organization] (in Russian). Bruskin S.N. (2012). Intellektualnyy analiz dinamiki biznes-sistem [Intellectual analysis

of the dynamics of business systems] (in Russian). Filip Kotler (1990). Osnovy marketinga [Principles of marketing] (in Russian). Fisher A. (2008). Metody vydeleniya grupp v ABC-XYZ analize [Methods of groups allocation in the ABC-XYZ analysis]. Zhurnal «Logistika i Upravlenie». (1). (in Russian).

Flyaysher K. (2012). Strategicheskiy i konkurentnyy analiz: Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese [Strategic and competitive analysis: Methods and tools for competitive analysis in the business] (in Russian). Johnson H. (1992). Relevance Regained: From Top-Down Control to Bottom-Up Kuimov V.V., Suslova Yu.Yu., Scherbenko E.V. (2018). Organizatsiya kommercheskoy deyatelnosti v infrastrukture rynka [Organization of commercial activity in the market infrastructure] (in Russian). Kuimov V.V., Suslova Yu.Yu., Scherbenko E.V. (2019). Kooperatsionno-setevye vzaimodeystviya kak resurs samoorganizatsii i dostizheniya kachestvennyh rezultatov [Cooperative-network interaction as a resource of self-organization and achievement of quality results] (in Russian). Lyasnikov N.V. (2015). Strategicheskiy menedzhment [Strategic management] (in Russian).

Matvienko O.I., Saramkova K.A. (2019). Upravlenie setevym vzaimodeystviem predpriyatiy torgovli [Managing the network interaction between the trade enterprises] Regional markets consumer goods. 576-585. (in Russian).

Matvienko O.I., Saramkova K.A., Suslova Yu.Yu., Voloshin A.V. (2018). Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu sushchnosti predprinimatelskikh setey i setevogo vzaimodeystviya [A review of theoretical approaches to determining the nature of entrepreneurial networks and networking]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7). 738-742. (in Russian).

Novikova S.I. (2018). Primenenie sistemnogopodkhoda k issledovaniyu kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy organizatsiy i otsenka ikh kachestva [Application of the system approach to the study of cooperative-network interactions of organizations and evaluation of their quality]. Russian Journal of Entrepreneurship. (10). 31033118. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.10.39443.

Novikova S.I. (2019). Otsenka vnutrenney i konkurentnoy sredy organizatsii v ramkakh funktsionalno-sredovogo podkhoda kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy metodom benchmarkinga [Evaluation of the internal and competitive environment of the organization within the framework of the functional-environmental approach of cooperation-network interactions using the benchmarking method]. Creative economy. (9). 1749-1766. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.9.40989.

Popov V.N., Kasyanov V.S., Savchenko I.P. (2007). Sistemnyy analiz v menedzhmente [System analysis in management] (in Russian).

Sidorin A.V. (2013). Model potrebitelskoy sredy v analize i prognozirovanii konkurentosposobnosti innovatsionnoy produktsii [Model consumer environment in the analysis and forecasting of competitiveness of innovative products]. IGUPIT Internet-zhurnal «Naukovedenie». (1). (in Russian).

Suslova Yu. Yu. (2018). Marketing [Marketing] (in Russian).

Suslova Yu.Yu. (2009). Rynochnaya infrastruktura: teoriya, metodologiya, problemy razvitiya [Market infrastructure: theory, methodology, problems of development] (in Russian).

Suslova Yu.Yu. (2019). Rynochnaya infrastruktura: organizatsionno-prakticheskiy aspekt [Market infrastructure: the organizational-practical aspect] (in Russian).

Usenko L.N. (2015). Biznes-analiz deyatelnosti organizatsii [A business analysis of the organization] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.