Научная статья на тему 'Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ "Школа № 1505 “Преображенская”": по пути традиций и новые "точки отсчёта"'

Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ "Школа № 1505 “Преображенская”": по пути традиций и новые "точки отсчёта" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / DESIGN ACTIVITY / PROJECT / RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкина Ирина Юрьевна

Организация исследовательской деятельности школьников является одним из условий реализации современного образовательного стандарта. В статье предлагается вариант организации проектной и исследовательской деятельности учащихся основной и старшей школы в контексте формирования исследовательских компетенций. Опыт представлен в образовательном пространстве ГБОУ «Школа № 1505 “Преображенская”» г. Москвы и имеет положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing project and research activities in "School 1505 “Preobrajenskaya”": traditions and new “points of reference”

Themanagement of students' research activities is necessary to fulfill the Modern Educational Standard. This paper is devoted to the concrete model of organizing students' project and research activities in middle and senior school in terms of gaining research competencies. This experience is presented in “School 1505 “Preobrajenskaya”, Moscow and has positive results.

Текст научной работы на тему «Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ "Школа № 1505 “Преображенская”": по пути традиций и новые "точки отсчёта"»

Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"»: по пути традиций и новые «точки отсчета»__

Савкина Ирина Юрьевна

Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"»: по пути традиций и новые «точки отсчета»

Managing project and research activities in «School 1505 "Preobrajenskaya"»: traditions and new "points of reference"

Аннотация. Организация исследовательской деятельности школьников является одним из условий реализации современного образовательного стандарта. В статье предлагается вариант организации проектной и исследовательской деятельности учащихся основной и старшей школы в контексте формирования исследовательских компетенций. Опыт представлен в образовательном пространстве ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"» г. Москвы и имеет положительные результаты. Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников, проект, проектная деятельность, модель.

Abstract. Themanagement of students' research activities is necessary to fulfill the Modern Educational Standard. This paper is devoted to the concrete model of organizing students' project and research activities in middle and senior school in terms of gaining research competencies. This experience is presented in "School 1505 "Preobrajenskaya", Moscow and has positive results. Key words: design activity, project, research activity of schoolchildren, model.

Для ГБОУ Школы № 1505 «Преображенская» проектная и исследовательская деятельность учащихся разных образовательных ступеней стала уже многолетней традицией. Ежегодно администрация и педагогический коллектив школы стараются решать задачи на опережение, ставить себе стратегические и тактические цели в этой сфере деятельности.

В новых условиях развития модернизация сложившейся системы проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников позволяет ответить на новые «вызовы времени»: национальных стандартов, международных стандартов (IB), «массовой школы».

Савкина

Ирина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы, координатор проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"», Москва

e-mail: isav64@mail.ru Irina Yu.

Savkina,

Ph.D. in Pedagogy, associate professor, teacher of the Russian language and literature, school project and research coordinator in the Moscow state budgetary organization of general education «School 1505 "Preobrajenskaya"», Moscow

Индивидуальный проект в старшей школе

Г

ШКОЛА

1з0о

L J

Сегодня наше учреждение - это крупный, сложный по своей структуре образовательный организм. Ряд школ, имевших ранее статус самостоятельных юридических лиц, а ныне функционирующих в составе единого образовательного пространства - ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"» - на протяжении ряда лет имели значительный опыт проектной деятельности обучающихся. Сегодня коллеги, педагоги разных зданий школы, начали поступательное движение навстречу друг другу в формировании единой идеологии проектно-иссле-довательской деятельности: фактически мы заново обдумываем прошлые достижения, оцениваем наработки, преодолеваем трудности, ибо слепое калькирование процессов, даже весьма успешных, невозможно. Процесс создания единой среды, максимально способствующей освоению технологий проектной и учебно-исследовательской деятельности всеми школьниками уже прошел несколько стадий: погружение в проблему, анализ имеющегося опыта, инициирование и проектирование двух векторов развития модели (проектной деятельности в начальной и основной школе и учебно-исследовательской деятельности в старшей школе). За прошедшие годы (успешное формирование системы учебных исследований началось в гимназии с 1993 года) сложилась модель исследовательской деятельности, включающая три важных элемента:

- публичная и открытая «лаборатория» («мастерская») работы с учащимися на сайте «Общественный портал» (http:// gym1505.ru/). Разработана и продолжает улучшаться единая система поэтапной оценки и рефлексии проектирования и исследовательской деятельности школьников, а также единые для всех учащихся критерии ее успешности. В перспективе должна быть достигнута возможность оценки сильных и слабых сторон различных рефератов, дипломов по единой шкале компетентности;

- внутренняя и внешняя экспертизы для проверки валид-ности результатов работы;

- выстраивание специально организованной коммуникации детей и взрослых (педагогов, экспертов, родителей) вокруг проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Мы с уверенностью констатируем, что в новых условиях развития школы постепенно формируется единая детско-взрослая общность (творческая среда), способствующая обмену опытом между учениками начальной, основной и старшей школы как в ходе разработки проекта или учебного исследования, так и в формате презентации полученных результатов (публичные защиты (традиционные пленарные и стендовые), конкурсы, конференции, семинары и «круглые столы» с участием самих ребят и т.п.). От класса к классу ученики осваивают необходимые исследовательские навыки, овладевают базовыми исследовательскими компетенциями (Таблица 1.):

Савкина Ирина Юрьевна

Таблица 1. Освоение по классам базовых исследовательских компетенций

5-6 класс источник > информация В рамках соответствующей методологии выделять единицы информации

7 класс гипотеза > обоснование В рамках соответствующей методологии обосновывать или опровергать поставленную гипотезу

8 класс ход исследования < текст ход исследования < выводы Умение излагать мысли в форме связного научного текста; умение делать выводы на основании некоторой информации

9 класс вопрос < ответ из литературы < выводы Находить в тексте информацию, подтверждающую или опровергающую поставленную гипотезу

10 класс вопрос < сбор данных < проверка гипотезы < текст Собирать данные, обрабатывать их и на их основании опровергать или подтверждать гипотезу

При этом навыки и умения можно разделить на предметные и метапредметные (Таблица 2.).

Таблица 2. Разделение умений и навыков на предметные и метапредметные

Предметные (в рамках соответствующей методологии)

5-6 класс Выделять единицы информации из различных источников

7-8 класс Обосновывать/опровергать гипотезы

9 класс Использовать соответствующую терминологию

10 класс Собирать данные и обрабатывать их

Метапредметные

7 класс Обосновывать и опровергать гипотезы (индукция - дедукция)

8 класс Делать выводы, излагать мысли в виде связного текста

9 класс Искать и обрабатывать информацию по данной теме

Цель проектной деятельности в ГБОУ «Школа № 1505» -формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.

Формирование этой технологии проходит несколько этапов: начинается знакомство с проектной деятельностью в начальной школе, затем в основной школе в 5-м классе при освоении трех спецкурсов (длительность каждого составляет один триместр), которые выбираются учащимися самостоятельно.

Основная работа ведется в 6-8 классах, где создаются среднесрочные проекты в течение первого полугодия, финал работы - «Фестиваль проектов», на котором ребята представляют на защитах продукты групповых (для 6-7 классов) и индивидуальных (для 8-х классов) проектов. Сформированные умения и освоенные технологии являются базой для дальнейшей учебно-исследовательской деятельности в 9-м и 10-м классах.

Индивидуальный проект в старшей школе

Уроки РПП (курс «Развитие познавательных процессов») и спецкурсы в 5-м классе помогают ознакомиться с азами проектной деятельности: формированием группы по интересам, умением сформулировать общую цель, распределить задачи в группе и т.д. Работая в малых группах (по 3-5 человек), учащиеся выполняют мини-проекты и создают различные продукты: модели, макеты, игры, викторины, сценарии мини-спектаклей и т.п.

Координатор проектной деятельности (в каждом школьном здании он свой), опытные консультанты и психологическая служба школы проводят ряд семинаров, как для учителей, так и для учеников и их родителей.

Рассмотрим более подробно, как происходит подготовка к «Фестивалю проектов». По сути, такой фестиваль являет собой показ, смотр достижений, которому предшествует длительный подготовительный этап.

Началом работы над любым проектом является формирование проектной группы и выбор темы проекта. В большинстве случаев учащиеся сами находят и формулируют тему проекта, но иногда и преподаватели могут предложить несколько тем на выбор учащимся или скорректировать тему, предложенную ими.

Как не ошибиться, чтобы проект был успешным? Каждый конкретный ученик 6, 7 или 8 класса способен хорошо представлять, что лично ему может быть интересно при реализации избранного им проекта. Но проект в основной школе предполагает командную работу, в этом ее принципиальное отличие от работы старшеклассников над индивидуальным проектом. Иначе говоря, личный интерес каждого отдельно взятого ученика должен «пересечься» с интересами других участников. Здесь, безусловно, многое зависит от правильного выбора и формулировки темы проекта. При определении выбора темы очень важно, чтобы каждый участник учитывал и осознавал ее актуальность в научном и практическом плане, не менее важно, чтобы по выбираемой теме было понимание проблемы, соответствующее наличие источников и литературы. Тема должна предоставить возможность каждому члену проектной команды проявить себя в качествах и исследователя, и созидателя-разработчика.

Приходится констатировать, что мы еще на этапе защиты темы неоднократно убеждаемся, что увидеть «пространство темы» могут не все проектанты. Не все понимают, что проект обязательно должен быть практико-ориентированным. Задаем вопрос: «Как проект будет реализован, где, кем?» - и начинается мучительный поиск ответов. А ведь с этого вопроса, вернее, с ответа на него, и должны начинать размышление над проектом его участники.

Как же узнать, какая тема будет актуальной и востребованной, и как определить, с чем команда действительно сможет справиться и при этом не ошибиться в выборе? Формулирование проблемы состоит в сжатом определении ситуации, которая

Савкина Ирина Юрьевна

требует каких-либо действий или изменений. Название проекта (его тема) должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, проектантами может быть дана расшифровка названия (если это потребуется). Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, приглашать принять участие в решении проблемы. Еще одна «зона риска» - не все ребята могут описать, почему возникла необходимость выполнения именно такого проекта, за который они взялись, так как им не до конца было ясно, какие обстоятельства побудили всех членов команды к разработке проекта. Согласованность при определении темы - залог успеха. Отметим, что опыт демонстрирует следующее: учащиеся, которые реализуют общешкольные проекты, в большинстве осознают, что их проблема должна быть значимой для нашей школы (примером могут служить проекты «Летопись 1505», «Творчество в жизни шестиклассников», «Диагностика адаптации пятиклассников к обучению по гимназической программе» и др.).

Наши проекты демонстрируют, что часто выбор самого консультанта, его предпочтения в тематике выходят за пределы конкретного предмета. Так, например, наши опытные педагоги-консультанты, ведущие блок естественнонаучных дисциплин, выбирали с ребятами абсолютно «гуманитарные» проекты, связанные с социальной, исторической проблематикой, а географы, математики работают над проектами культурологическими, творческими.

Консультант (учитель) в этой схеме взаимодействий выполняет роль тьютора, сопровождая проект. Руководитель проекта (ученик) - координирует работу проектной группы. Проектная деятельность решает две задачи: научить детей взаимодействию в группе, а также сформировать элементы будущей исследовательской деятельности (научить ставить вопросы и искать на них ответы).

Но главное требование к любому проекту в нашей школе -его продуктоориентированность. Продукт проекта должен быть востребованным, хотя бы в рамках одного из школьных зданий ГБОУ Школы № 1505 «Преображенская».

Для того чтобы проект был успешен, важно правильно сформировать команду, в которой оптимально используется потенциал каждого участника, создается общая положительная энергетика проектной деятельности, так называемое «проектное единство».

Приходится констатировать, что зачастую ребята формируют проектные команды интуитивно, по принципу «мы дружим, а это означает, что нам будет легко и интересно вместе создавать проект». Это суждение в корне неверно. Поэтому, к сожалению, сформировавшиеся на первом этапе группы не всегда доходят до финишной прямой - этапа защиты. Хорошо, если разногласия, возникающие в группе, не приводят к острым конфликтам и разрешаются миролюбиво. Хорошо, когда эти

Индивидуальный проект в старшей школе

разногласия могут разрешить самостоятельно сами ученики. А если в процесс включаются другие участники: педагоги, родители? Остаются не только невыполненные задачи, не достигается поставленная цель работы, но и взаимные разочарования. Важно уже в самом начале правильно определиться как с выбором руководителя - лидера команды, так и с составом участников. Группа должна обладать следующими существенными признаками: внутренней организацией, групповыми ценностями, на основе которых формируется чувство единства и создается общественное мнение; собственным принципом обособления, отличающим ее от других команд; воздействием на поведение членов команды общими целями и задачами деятельности; стремлением к устойчивости благодаря слаженному алгоритму отношений, возникающих между всеми участниками группы в ходе решения общих задач; закреплением определенных традиций группы. Когда команда слажена, то продолжает работать на протяжении ряда лет.

Консультант - координатор жизненных циклов проекта. Важно, чтобы круг интересов группы и консультанта совпадали. Большинство проектов в школе № 1505 инициируются с учетом этого требования. Некоторые проекты курируют творческие коллективы консультантов. В основном групповое консультирование осуществляется в прикладных проектах, посвященных традициям празднования рождественских и новогодних праздников, сценариям праздников для школы.

Не стоит забывать, что консультировать группы - большая ответственность, которая ложится на плечи педагога. Она требует максимальной отдачи части его ресурсов (временных, интеллектуальных, психологических). И это - помимо основной урочной деятельности. Поэтому нам видится, что максимально педагог может принять к себе на консультирование не более пяти проектов.

Также важно помнить, что формулировка темы, ее уточнение - процесс обоюдный (педагог-ученики). Консультант может сам предложить обучающимся «поле деятельности». Группа «фокусирует» тему, соотносит с потенциалом ее участников, личной заинтересованностью каждого, в том числе - и консультанта проекта. Но и сами проектанты могут, заранее обсудив свой предметный интерес, обратиться с инициативой по теме либо к куратору, либо к координатору проектной деятельности.

Если команда формируется с учетом таких ролей, то и распределение функций и обязанностей ее участников, взаимодействие команды в ходе реализации замысла проекта наиболее успешно, среди участников не будет пассивных наблюдателей, «плывущих по течению».

Педагоги отмечают «новые зоны риска». Самым непривычным и сложным оказалось для них понятие «конечный продукт проекта». Если раньше в проектной деятельности

Савкина Ирина Юрьевна

(не урочной) принимали участие только мотивированные ребята, то теперь педагоги должны заинтересовать и раскрыть таланты каждого ученика.

После 4-го класса часть ребят ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"» продолжают обучение по гимназической программе, а остальные - по общеобразовательной. В этом случае мы сталкиваемся с типичными проблемами среднестатистического ученика общеобразовательного класса. В проектной деятельности в классах, в которых реализуется общеобразовательная программа, наиболее актуальными явились предполагаемые виды конечных продуктов, о которых говорится в общешкольном Положении о проектной деятельности. Например, создание атласа, карты, макета, модели, видеофильма, мультимедийного продукта, выставки, газеты, журнала, книги, статьи, рассказа, иллюстрации, игры, коллекции, костюма, музыкального или художественного произведения, сценария, проекта оформления или макета кабинета, учебного пособия, справочника, постановки (спектакль, сценка), праздника, экскурсии и т.д.

Коллеги сегодня оказались не совсем готовы стопроцентно использовать отработанную многими годами схему организации проектной группы, когда руководителем группы является один из учеников, остальные - участниками проекта.

Самым главным «камнем преткновения» в этом случае явились родители учеников-проектантов. Они, по опыту начальной школы, хотят активно участвовать в проектной деятельности ребенка, определять состав группы, распределять в ней роли, работать над конечным продуктом и т.д.

Поэтому педагоги активно стали работать именно с родительской общественностью, акцентируя необходимость и важность самостоятельной работы учащихся.

Также мы не получили положительного результата от общего сбора учащихся - руководителей проекта. Ребята оказались пока что не готовыми воспринимать общую информацию и вычленять для себя главное.

Поэтому рабочей схемой в школе стала индивидуальная работа с каждой проектной группой, включая педагога-консультанта.

Фиксация основных этапов деятельности каждой проектной группы происходит на сайте школы. После формирования группы и выбора темы проекта группа заводит свою страницу на сайте в разделе «Проекты». Прокомментируем очень кратко. Портфолио выполняет несколько функций. Это рекламная площадка проекта. Это отчетная площадка проекта в целом и каждого проектанта в частности. Это отражение стратегии и тактики проекта.

Каждая проектная группа заполняет основные данные о проекте: название темы, выбирается эмблема, формулируется его проблема, цель и задачи. Также фиксируется состав

Индивидуальный проект в старшей школе

ковиип НЛШЬЙ иколы

РРЕОбраженская 1 505

ПРИЛОЖЕНИЕ

-"*чх" Ь А Л П РОЕКТНАЯЛШГОРА^КА^^ | "ГО »1

ЙЧ !? — ммн

иОСТУШШШЕ В ИНОСТРАНаЫЁВУЗЫ >—г:- V :-

о / г. \—

СЛМОПРЕЗЁНТЛЦШ!-ДАР ШШ ИСКУССТВО?

проектной группы, график работы, продукты проекта (основные и промежуточные), источники информации. В разделе «Отзывы» фиксируются комментарии консультанта, а также прикрепляется отзыв о продукте от эксперта проекта.

Участники проекта оформляют (в обязательном порядке) пояснительную записку, которая становится опорой при защите, предъявляется рецензенту. Пояснительная записка к продукту проекта должна включать в себя следующие пункты:

1. Общая информация: тема проекта, состав проектной группы и ее руководитель, консультант проекта.

2. Подробное описание продукта проекта (в любом формате на выбор проектной группы).

Рецензент оценивает продукт по следующим критериям:

• полнота реализации проектного замысла;

• социальная /практическая/теоретическая значимость;

• эксплуатационные качества;

• транслируемость;

• инновационность.

3. Предназначение продукта (здесь может быть предложен как один, так и несколько вариантов практического применения продукта проекта), результаты его апробации.

4. Критерии, по которым, по мнению группы, необходимо оценивать качество предъявленного продукта.

Объем пояснительной записки не ограничивается, она должна быть выложена не позднее 20 декабря в электронном портфолио проекта, в разделе «Список продуктов проекта». При этом можно передать эксперту (рецензенту) отпечатанный вариант пояснительной записки или его электронную версию.

Портфолио проектов для педагогов-консультантов явилось еще одной своеобразной палочкой-выручалочкой. В свободном доступе портфолио находится архив проектов прошлых лет. Это очень важно и для учителей, курирующих проекты, и для самих ребят, которые начали работать по обновленной модели организации проектной деятельности. Важным стало и то обстоятельство, что все заинтересованные лица (включая родителей проектантов) в любой момент могут просмотреть, на каком этапе находится выполнение проекта, т.к. все промежуточные результаты тоже выкладываются на портал.

Итог первого, подготовительного этапа работы над проектом - защита темы. В состав приемной комиссии входят педагоги и учащиеся 9-х классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап - практический, на котором создается итоговый продукт.

Промежуточным продуктом является создание рекламы продукта. Кроме традиционной бумажной рекламы учащиеся создают и альтернативную рекламу (видеоролики, ростовую рекламу, анимацию), которая знакомит с их продуктом. Реклама

Савкина Ирина Юрьевна

проекта вызывает до сих пор в нашей школе оживленные дискуссии. От прямого вопроса «Нужна ли?» до размышлений на предмет «Что должно включать в себя рекламирование проекта?». Постараемся сформулировать свою позицию: убеждены, что реклама проекта необходима. В ней обязательно должен рекламироваться достигнутый проектантами результат (т.е. продукт проекта). Как это делать? Следует ли заменить традиционные бумажные версии рекламных плакатов на электронный формат (медиа-теле-презентаций)? Уверены, что должны сосуществовать и развиваться разные типы рекламы. Цель рекламирования - продемонстрировать определенной целевой аудитории сам продукт, определить последующее будущее для этого продукта.

Альтернативную рекламу не следует рассматривать только как вариант «проката видеороликов», это и реклама в нашем любимом общешкольном электронном журнале «PREOбраженская 1505», и в социальных сетях. Обсуждается идея «Общешкольного Дня рекламы проекта», который можно проводить отдельно для 6-х, для 7-х и для 8-х классов, но в ходе такого дня ребята могут наглядно сагитировать всех заинтересованных в их теме, провести интерактивные презентации (мастер-классы, мини-шоу, панельные дискуссии и т.д.). Предлагается рассмотреть такие варианты, как шоу-ивент (для проектов, которые предполагают постановку на сцене), использовать видео-гид для проектов в стиле документального фильма.

Большинство плакатов - рисунки с информацией о дате, месте, времени защиты. Рекламный плакат - это своего рода «витрина» проекта, и в ней все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее авторов, которую они приобрели в процессе этой работы. Умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Мы предположили, что для наших проектантов будет полезным цикл тренингов, семинаров по созданию рекламы проектов, где их будут обучать технологиям создания разных типов и форм рекламы, ее композиции, составлению качественных слоганов, которых пока еще почти нет среди наших рекламных продуктов.

Ранее при комплексном оценивании проектов мы использовали двадцатибалльную шкалу. Но со временем (с 2017 года) пришли к выводу, что требуется более детальная и при этом дифференцированная шкала (отдельно для проектов 6-7-х классов, отдельно - для 8-х). При этом сохранены общие критерии и для 6-7 классов, и для 8-х. Так появилась стобалльная шкала оценивания.

На первом этапе - защите темы - мы используем следующие критерии:

Индивидуальный проект в старшей школе

Критерии оценки I этапа

Критерий Балл

6 класс (тах=20 баллов) 7 класс (тах=20 баллов) 8 класс (тах=20 баллов)

Формулировка проблемы (противоречия, нерешенного вопроса, трудности) 0 - отсутствует; 1 - содержит логические или фактические ошибки (например, указано, что какого-то продукта не существует, тогда как он есть, или давно решенная проблема заявляется как нерешенная); 2 - адекватное возрасту описание проблемы 0 - отсутствует; 1 - содержит логические или фактические ошибки (например, указано, что какого-то продукта не существует, тогда как он есть, или давно решенная проблема заявляется как нерешенная); 2 - адекватное возрасту описание проблемы; 3 - описание разных способов решения проблемы и выбор одного из них 0 - отсутствует или проблема субъективна; 1 - содержит логические или фактические ошибки (например, указано, что какого-то продукта не существует, тогда как он есть, или давно решенная проблема заявляется как нерешенная); 2 - адекватное возрасту описание проблемы; 3 - описание разных способов решения проблемы и выбор одного из них

Цель проекта 0 - отсутствует или не связана с решением поставленной проблемы; 1 - сформулирована неточно или неполно; 2 - полно и точно сформулирована 0 - отсутствует или не связана с решением поставленной проблемы; 1 - сформулирована неточно или неполно; 2 - полно и точно сформулирована 0 - отсутствует или не связана с решением поставленной проблемы; 1 - сформулирована неточно или неполно; 2 - полно и точно сформулирована

Определение формата продукта 0 - отсутствует; 1 - формат продукта назван, но нет понимания его специфики (например, при формате «буклет» проектанты не могут объяснить, чем он отличается от брошюры); 2 - формат продукта назван, точно описан 0 - отсутствует; 1 - формат продукта назван, но нет понимания его специфики (например, при формате «буклет» проектанты не могут объяснить, чем он отличается от брошюры); 2 - формат продукта назван, точно описан 0 - отсутствует; 1 - формат продукта назван, но нет понимания его специфики (например, при формате «буклет» проектанты не могут объяснить, чем он отличается от брошюры); 2 - формат назван, точно описан, но нет представления о процессе его создания; 3 - формат назван, описан, проектант владеет технологией создания или ее аналогом

Задачи проекта 0 - отсутствуют или не способствуют достижению цели; 1 - вместо задач озвучены способы их реализации (пойти в библиотеку, поискать в интернете); 2 - задачи описаны неполно; 3 - полный список задач 0 - отсутствуют или не способствуют достижению цели; 1 - вместо задач озвучены способы их реализации (пойти в библиотеку, поискать в интернете); 2 - задачи описаны неполно; 3 - полный список задач 0 - отсутствуют или не способствуют достижению цели; 1 - вместо задач озвучены способы их реализации (пойти в библиотеку, поискать в интернете); 2 - задачи описаны неполно; 3 - полный список задач

Оценка наличия необходимых ресурсов и способов получения отсутствующих или недостающих 0 - отсутствует; 1 - сделана попытка оценки ресурсов и описания способов их получения 0 - отсутствует; 1 - сделана попытка оценки ресурсов и описания способов их получения 0 - отсутствует; 1 - сделана попытка оценки ресурсов и описания способов их получения; 2 - четко описаны все категории необходимых ресурсов и способы их получения при необходимости

Савкина Ирина Юрьевна

Продолжение таблицы «Критерии оценки I этапа»

Критерий Балл

6 класс (max=20 баллов) 7 класс (max=20 баллов) 8 класс (max=20 баллов)

Составление примерного плана работы 0 - плана нет; 1 - план есть, но он не реалистичен или не точно соответствует плану этапов «Фестиваля проектов» и общешкольному плану проектной деятельности; 2 - реалистичный и соответствующий плану этапов «Фестиваля проектов» план 0 - плана нет; 1 - план есть, но он не реалистичен или не точно соответствует плану этапов «Фестиваля проектов» и общешкольному плану проектной деятельности; 2 - реалистичный и соответствующий плану этапов «Фестиваля проектов» план 0 - плана нет; 1 - план есть, но он не реалистичен или не точно соответствует плану этапов «Фестиваля проектов» и общешкольному плану проектной деятельности; 2 - реалистичный и соответствующий плану этапов «Фестиваля проектов» план

Распределение заданий в группе 0 - отсутствует; 1 - не каждый участник группы может описать свои задачи и примерные сроки; 2 - каждый участник группы может описать свои задачи и примерные сроки 0 - отсутствует; 1 - не каждый участник группы может описать свои задачи и примерные сроки; 2 - каждый участник группы может описать свои задачи и примерные сроки

Собственные критерии оценивания продукта проекта 0 - отсутствует; 1 - критерий не имеет числового выражения (выполним - не выполним); 2 - критерий привязан к пятибалльной шкале, но не позволяет измерить результат (мы выполним на «отлично», если все будет сделано); 3 - критерий измеряем и привязан к шкале отметок 0 - отсутствует; 1 - критерий не имеет числового выражения (выполним - не выполним); 2 - критерий привязан к пятибалльной шкале, но не позволяет измерить результат (мы выполним на «отлично», если все будет сделано); 3 - критерий измеряем и привязан к шкале отметок 0 - отсутствует; 1 - критерий не имеет числового выражения (выполним - не выполним); 2 - критерий привязан к пятибалльной шкале, но не позволяет измерить результат (мы выполним на «отлично», если все будет сделано); 3 - критерий измеряем и привязан к шкале отметок

Ведение электронного портфолио 0 - отсутствует или заполнено менее 50% необходимого; 1 - заполнено от 50 до 75% необходимого; 2 - все требования выполнены 0 - отсутствует или заполнено не все; 1 - все требования выполнены 0 - отсутствует или заполнено не все; 1 - все требования выполнены

Предметная специфика (актуальность, особенности работы,личная инициатива, т.д.) 0-1 балл по рекомендации консультанта 0-1 балл по рекомендации консультанта 0-1 балл по рекомендации консультанта

Индивидуальный проект в старшей школе

Второй этап - работа группы с консультантом. Поэтому данный этап оценивает именно он.

Критерии оценки II этапа (оценивается консультантом)

Критерии

Балл - 6 класс

Балл - 7 класс

Балл - 8 класс

Самостоятельность (уровень самостоятельной работы,пла-нирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственно-го участия)

10-7 - группа выполняет задачи соответственно распределению, каждый участник знает свои задачи и сроки их выполнения, группа собирается (реально или дистанционно) для совместной работы. Роль родителей - организационная; 6-4 - задачи выполняются хаотически, сроки задач не ставятся или не соблюдаются. Роль родителей -вспомогательная, они принимают участие в решении содержательных задач. Группа собирается только в присутствии консультанта; 3-0 - в действительности задачи не распределены, группа выполняет только то, что задает консультант. Роль родителей - активные участники группы

5-4 - группа выполняет задачи соответственно распределению, каждый участник знает свои задачи и сроки их выполнения, группа собирается (реально или дистанционно) для совместной работы. Роль родителей - организационная; 3-2 - задачи выполняются хаотически, сроки задач не ставятся или не соблюдаются. Роль родителей - вспомогательная, они принимают участие в решении содержательных задач. Группа собирается только в присутствии консультанта; 1-0 - в действительности задачи не распределены, группа выполняет только то, что задает консультант. Роль родителей - активные участники группы

5-4 - участник выполняет задачи соответственно плану, знает общий ход сроки их выполнения. Роль родителей - организационная; 3-2 - задачи выполняются хаотически, сроки задач не ставятся или не соблюдаются. Роль родителей - вспомогательная, они принимают участие в решении содержательных задач; 1-0 - в действительности задачи по времени не распределены. Роль родителей -активные участники группы

Работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа)

5 - поиск информации в музеях, полевые исследования, выезды, результаты лабораторных работ; обработка: анализ данных, сопоставление; 4 - поиск: библиотеки; обработка: синтез нескольких источников;

3 - поиск: специальные интернет-ресурсы, обработка: обобщение;

2 - поиск: достоверные интернет-ресурсы; обработка: пересказ;

1 - поиск: интернет-ресурсы; обработка: сокращение; 0 - поиск: не фиксировался, проверить невозможно; информация скопирована

5 - поиск информации в музеях, полевые исследования, выезды, результаты лабораторных работ; обработка: анализ данных, сопоставление; 4 - поиск: библиотеки; обработка: синтез нескольких источников;

3 - поиск: специальные интернет-ресурсы, обработка: обобщение;

2 - поиск: достоверные интернет-ресурсы; обработка: пересказ;

1 - поиск: интернет-ресурсы; обработка: сокращение; 0 - поиск: не фиксировался, проверить невозможно; информация скопирована

5 - поиск информации в музеях, полевые исследования, выезды, результаты лабораторных работ; обработка: анализ данных, сопоставление; 4 - поиск: библиотеки; обработка: синтез нескольких источников;

3 - поиск: специальные интернет-ресурсы, обработка: обобщение;

2 - поиск: достоверные интернет-ресурсы; обработка: пересказ;

1 - поиск: интернет-ресурсы; обработка: сокращение; 0 - поиск: не фиксировался, проверить невозможно; информация скопирована

Савкина Ирина Юрьевна

Продолжение таблицы «Критерии оценки II этапа»

Критерии Балл - 6 класс Балл - 7 класс Балл - 8 класс

Взаимодействие внутри группы 6-5 - регулярные встречи (очно или в интернете), общение участников без руководителя, конфликтов нет, взаимоподдержка; 4-3 - конфликты есть, но решаются, нет графика встреч, они нерегулярны, каждый выполняет свои задачи, не соотносясь с остальными членами группы; 2-0 - конфликты подавляются, но не решаются, нет представления о работе друг друга, в процессе работы меняются роли, авторитет руководителя оспаривается 6-5 - регулярные встречи (очно или в интернете), общение участников без руководителя, конфликтов нет, взаимоподдержка; 4-3 - конфликты есть, но решаются, нет графика встреч, они нерегулярны, каждый выполняет свои задачи, не соотносясь с остальными членами группы; 2-0 - конфликты подавляются, но не решаются, нет представления о работе друг друга, в процессе работы меняются роли, авторитет руководителя оспаривается

Взаимодействие с консультантом 3 - регулярное общение, активное обсуждение, коррекция работы с учетом замечаний; 2 - регулярные отчеты; 1 - нерегулярные встречи; 0 - отсутствие общения с консультантом 2 - регулярное общение, активное обсуждение, коррекция работы с учетом замечаний; 1 - только отчеты о работе; 0 - отсутствие общения с консультантом 2 - регулярное общение, активное обсуждение, коррекция работы с учетом замечаний; 1 - только отчеты о работе; 0 - отсутствие общения с консультантом

Time management (оптимизация плана работы, соотнесение его с реальными ресурсами) 5 - вся работа проведена по изначальному плану, или сроки корректировались заранее; 4 - план корректировался после сбоев по времени; 3 - изменялся срок одного или нескольких этапов, остальные задачи не перераспределялись; 2 - сроки не отслеживались, но работа выполнена в рамках; 1 - работа выполнена в последний момент; 0 - работа не выполнена 5 - вся работа проведена по изначальному плану, или сроки корректировались заранее; 4 - план корректировался после сбоев по времени; 3 - изменялся срок одного или нескольких этапов, остальные задачи не перераспределялись; 2 - сроки не отслеживались, но работа выполнена в рамках; 1 - работа выполнена в последний момент; 0 - работа не выполнена 5 - вся работа проведена по изначальному плану, или сроки корректировались заранее; 4 - план корректировался после сбоев по времени; 3 - изменялся срок одного или нескольких этапов, остальные задачи не перераспределялись; 2 - сроки не отслеживались, но работа выполнена в рамках; 1 - работа выполнена в последний момент; 0 - работа не выполнена

Ведение документации (портфолио и/или дневник проекта) 3 - полное и своевременное заполнение; 2 - заполнено все, но в последний момент; 1 - заполнено не все; 0 - документация не ведется 1 - портфолио заполнено; 0 - не заполнено или заполнено частично 2 - дневник оформлен, есть дополнительные вклейки, индивидуальный дизайн, отражает процесс работы; 1 - в дневнике заполнены только необходимые графы, индивидуальности нет, процесс работы не отражен; 0 - дневник заполнен не до конца

Индивидуальный проект в старшей школе

Продолжение таблицы «Критерии оценки II этапа»

Критерии Балл - 6 класс Балл - 7 класс Балл - 8 класс

Бонус (личная вовлеченность, взаимодействие с другими группами или участниками, интеграция областей знаний, реклама и т.п.) 8 6 6

На третьем этапе на каждый продукт проектная группа получает отзыв независимого эксперта (рецензента).

Критерии оценки III этапа (экспертизы)

Критерии Балл - 6 класс Балл - 7-8 классы

Полнота реализации проектного замысла (уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены, соответствие назначению, есть возможная сфера использования) 4 - максимум; 3 - цель в целом достигнута, задачи в целом решены, но есть небольшие огрехи, чего-то не хватило - какого-то элемента задачи либо практики; 2 - цель не достигнута, выполнена половина задач на приемлемом уровне; 1 - цель не достигнута, выполнена только одна задача, на формальном уровне/попытка выполнить задачи 7 - максимум; 6-5 - цель в целом достигнута, задачи в целом решены, но есть небольшие огрехи, чего-то не хватило - какого-то элемента задачи либо практики; 4-3 - цель не достигнута, выполнена половина задач на приемлемом уровне; 2-1 - цель не достигнута, выполнена только одна задача, на формальном уровне/попытка выполнить задачи

Социальная/практическая/ теоретическая значимость (продукт помогает решению проблемы проекта) 4 - максимум, есть успешная апробация продукта; 3 - продукт в целом может помочь решению проблемы, при условии небольшой доработки; 2 - продукт может помочь решить проблему, но лишь в какой-то ее части; 1 - продукт создан, но по какой-либо причине не может способствовать решению проблемы (нет практики, апробации) 5 - максимум, есть успешная апробация продукта; 4 - продукт в целом может помочь решению проблемы, при условии небольшой доработки; 3-2 - продукт может помочь решить проблему, но лишь в какой-то ее части; 1 - продукт создан, но по какой-либо причине не может способствовать решению проблемы (нет практики, апробации)

Эксплуатационные качества (удобство, простота и безопасность использования, наличие сопровождающей документации - инструкции, профессионализм исполнения) 5 - максимум; 4 - использовать удобно, просто, безопасно, продукт высокого качества, но нет данных об опыте его использования; 3 - использовать удобно, просто, безопасно, хорошего качества, нет данных об опыте его использования; 2 - использовать сложно, есть инструкция, нет данных об опыте его использования; 1 - использовать неудобно, нет инструкции 8 - максимум; 7-6 - использовать удобно, просто, безопасно, продукт высокого качества, но нет данных об опыте его использования; 5-4 - использовать удобно, просто, безопасно, хорошего качества, нет данных об опыте его использования; 3-2 - использовать сложно, есть инструкция, нет данных об опыте его использования; 1 - использовать неудобно, нет инструкции

Савкина Ирина Юрьевна

Продолжение таблицы «Критерии оценки III этапа»

Критерии Балл - 6 класс Балл - 7-8 классы

Транслируемость (возможность использовать отчуждаемый продукт другими людьми) 3 - максимум; 2 - продукт можно использовать другим, но с обязательными пространными комментариями, инструкциями и т.д.; 1 - продукт крайне трудно, хотя и возможно использовать другим (техническая, практическая сторона вопроса) 5 - максимум; 3-4 - продукт можно использовать другим, но с обязательными пространными комментариями, инструкциями и т.д.; 1-2 - продукт крайне трудно, хотя и возможно использовать другим (техническая, практическая сторона вопроса)

Инновационность: новизна (ранее не существовал) или оригинальность (своеобразие, необычность) или уникальность (продукт единственный в своем роде, проявление индивидуальности исполнителя) 0-1 - на усмотрение эксперта 0-1 - на усмотрение эксперта

Продукт имеет пояснительную записку 3 - пояснительная записка характеризуется полнотой содержания, понятна, имеет структуру, не содержит грамматических ошибок; 2 - пояснительная записка характеризуется полнотой содержания, однако не оформлена должным образом (в т.ч. учитывается грамотность); 1 - пояснительная записка не полностью раскрывает качества продукта 3 - пояснительная записка характеризуется полнотой содержания, понятна, имеет структуру, не содержит грамматических ошибок; 2 - пояснительная записка характеризуется полнотой содержания, однако не оформлена должным образом (в т.ч. учитывается грамотность); 1 - пояснительная записка не полностью раскрывает качества продукта

Индивидуальный проект в старшей школе

На четвертом этапе, презентационном, оценивание проводится комиссией.

Критерии оценки IV этапа (защиты проекта)

Критерии 6-7 классы 8 класс (стендовая защита)

Презентабельность Оцениваются 0-1 следующее: 1. Внешний вид (академичность/креативность, соответствие теме и формату защиты). 2. Участие в выступлении. 3. Манера держать себя перед комиссией 4. Инициатива при ответах на вопросы (даже если не дали слово). 5. Стиль речи Оцениваются 0-1 следующее: 1. Внешний вид (академичность/креативность, соответствие теме и формату защиты). 2. Стиль речи. 3. Наличие стенда. 4. Заполнение стенда более чем на 75%. 5. Уникальность (креативность) оформления. 6. Использование дополнительной техники. 7. Общение с посетителями. 8. Доброжелательность. 9. Наличие продукта на стенде. 10. Возможность испытать продукт

Содержание Оценивается 0-1 следующее: 1. Описание процесса работы с указанием действующих лиц. 2. Указаны инструменты/методы работы, ресурсы. 3. Кратко описан продукт. 4. Наличие сопровождения (презентация, фильм, сценка и т.п.). 5. Рассказ об экспертизе и реакция на нее Оценивается 0-1 следующее: 1. Описание процесса работы с указанием действующих лиц. 2. Указаны инструменты/методы работы, ресурсы 3. Кратко описан продукт. 4. Наличие сопровождения (презентация, фильм, сценка и т.п.). 5. Рассказ об экспертизе и реакция на нее

Рефлексия 10-8 - участник отвечает на предложенные вопросы развернуто (2-4 фразы) и по теме. 7-5 - участник затрудняется с ответом, но может развернуто ответить на вопросы по своему выбору. 4-2 - односложные ответы вне зависимости от вопроса. 1-0 - проектант не может ответить или отвечает невпопад 10-8 - участник отвечает на предложенные вопросы развернуто (2-4 фразы) и по теме. 7-5 - участник затрудняется с ответом, но может развернуто ответить на вопросы по своему выбору. 4-2 - односложные ответы вне зависимости от вопроса. 1-0 - проектант не может ответить или отвечает невпопад

На защиту проекта традиционно приглашаются учащиеся 5-х классов, которые посещают минимум 2 проекта из разных предметных областей.

Полученные проектной группой на всех этапах баллы суммируются. Итоговая оценка за экзамен (защиту проекта) на основании набранного количества баллов выставляется согласно установленной стобалльной шкале с переводом в традиционную пятибалльную отметку.

Лучшие работы комиссия рекомендует для участия в дальнейших конкурсах муниципального и городского уровня. Кроме того, наиболее яркие и эффектные проекты мы показываем будущим пятиклассникам и их родителям на дне открытых дверей для абитуриентов, поступающих к нам в 5 класс.

Савкина Ирина Юрьевна

Мы ищем разные формы и методы преодоления возникающих трудностей. Например, в 5-х классах, обучающихся по общеобразовательной программе, введены 4 спецкурса, одной из задач которых является отработка умений и навыков, необходимых при создании проекта: поиск информации в тексте, умение обобщать, устанавливать соответствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы и т.д.

И, на наш взгляд, самым важным сейчас является для педагогов и учащихся активный обмен опытом работы в начальной и основной школе над проектами с учащимися. Это общий знаменатель, благодаря которому постепенно стираются границы между зданиями комплекса, доминантой становятся дружелюбные и гостеприимные мастер-классы, семинары по обмену опытом, открытые родительские собрания, конференции.

В нашей школе № 1505 старшие ученики все предыдущие годы писали рефераты и дипломы. Процедуры по ученическим исследованиям также прописаны детально в регламенте и в оценивании каждого этапа. Однако «автомобильные колеса имеют привычку стираться». Нам было необходимо оценить, какова преемственность между проектной деятельностью учащихся в начальной и основной школах с тем, что делают девятиклассники и десятиклассники. Потребовалось зафиксировать и проанализировать полученные за много лет результаты работы школьников в 9 и 10 классах, а также успешность предъявления работ учащихся 11-х классов на внешних конкурсах и конференциях, чтобы осознать валидность собственных критериев оценивания, адекватность организации и внутреннего содержательного наполнения процессов, связанных с учебно-исследовательской деятельностью. Особое место в модели УИД занимала летняя учебно-исследовательская практика (УИП) десятиклассников. Для многих учеников она должна была стать связующим звеном между обучением в школе и в дальнейшем -в выбранном учащимся вузе, а также самостоятельной деятельностью, позволяющей приобрести опыт применения полученных практических навыков и умений. В соответствии с современными требованиями ФГОС СОО умение проводить учебное исследование входит в число обязательных компетенций старшеклассников. Основное назначение такой практики, которую десятиклассники проходили в июне месяце по завершении основного учебного процесса, заключается в приобретении практических навыков самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности по углубленному изучению фундаментальных наук.

Был разработан локальный акт - Положение о летней учебно-исследовательской практике обучающихся 10-х классов, в котором нашли отражение основные позиции УИП. Так, в данном документе означено, что ключевой педагогический замысел практики заключается в том, чтобы объективно диагностировать

Индивидуальный проект в старшей школе

способность обучающихся 10-х классов к самостоятельной исследовательской деятельности по предмету и выявить:

- уровень владения навыками первичной исследовательской деятельности;

- наличие мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская практика - это образовательная деятельность по практическому освоению специальных предметных компетенций в рамках профильного обучения и универсальных учебных действий (получение и обработка информации, целеполагание, оценивание, прогнозирование, моделирование) и т.д. Учебно-исследовательская практика обучающихся 10-х классов является логическим продолжением формирования у них опыта теоретической (курс «Теория познания») и прикладной (написание дипломной работы) учебно-исследовательской деятельности. Итоговым результатом практики является формирование устойчивых компетенций обучающихся 10-х классов в выбранной области знаний, приобретение навыков индивидуальной работы и навыков работы в коллективе, а также создание продуктов исследовательской деятельности, имеющих значение не только для самого исследователя, но и для других людей. Ключевой продукт практики - самостоятельно проведенное корректное исследование. Имеется в виду, что в ходе данного исследования обучающийся сможет сформулировать тему, выдвинуть первоначальную гипотезу, проверить гипотезу, скорректировать (опровергнуть), обосновать свои выводы, представить результаты своего поиска. Эти позиции и апробировались впервые в июне 2015 года. Представленные и выполненные десятиклассниками на практике задания в целом были ориентированы на развитие ранее сформированных у них в ходе написания реферативных и дипломных работ учебных исследовательских умений (умение отбора и анализа признаков; умение обосновать собственное отношение к исследовательской культуре; умение прогнозировать и корректировать исследовательскую деятельность). Следовательно, летняя учебно-исследовательская практика на тот момент продемонстрировала, что в ходе нее реализуется деятельностный аспект исследовательской культуры старшеклассников. На тот момент мы предположили, что, во-первых, деятельность учащихся в ходе учебно-исследовательской практики следует определить как деятельность, направленную на изучение, решение отдельных локальных проблем, творческих и исследовательских микрозадач, в процессе которой происходит развитие личности десятиклассника, открытие нового знания в ходе самостоятельной работы.

Во-вторых, педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в ходе летней учебно-исследовательской практики эффективно и может влиять на личностное развитие обучающихся, если:

Савкина Ирина Юрьевна

- процесс УИП органично включен как одно из звеньев в целостную цепочку (систему) сопровождающей педагогической деятельности, включающей общее сопровождение исследовательской деятельности всех обучающихся на уроках по всем дисциплинам и индивидуальное сопровождение при построении и реализации индивидуальных траекторий исследовательской деятельности во внеурочное время;

- с 5 класса обеспечена организация познавательной деятельности обучающихся на учебном занятии любой формы на основе личностно-деятельностного подхода, методов проблемного обучения, системы исследовательских заданий (задачу создания и систематизации банка которых следует ставить перед каждым педагогом-предметником). Банк заданий должен содержать задания по организации познавательной деятельности школьников, материалы для организации разнообразной самостоятельной работы учащихся 5-11 классов на уроках (семинары, лабораторные работы, творческие индивидуальные и коллективные работы), способствующие формированию собственной исследовательской позиции, задания, направленные на формирование исследовательской культуры;

- реализована возможность построения обучающимися индивидуальных траекторий исследовательской деятельности на основе самостоятельного поиска и свободного выбора с учетом личностной избирательности;

- организовано обучение учащихся теоретическим и практическим основам проведения исследования (педагоги и учащиеся отмечают, что параллельно курсу «Теории познания» не менее важно введение в образовательный процесс практи-ко-ориентированного курса (практикума) «Основы исследовательской деятельности», в ходе которого будут отработаны необходимые в реализации учебных исследований навыки;

- осуществляется диагностика показателей личностного развития и исследовательских умений обучающихся, позволяющая выявить изменения, происходящие в результате осуществления исследовательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке модели практики мы руководствовались, прежде всего, идеей ее максимальной педагогизации. Для педагогической и дидактической поддержки практикантов на Общественном портале была открыта страничка «Рекомендации» в разделе «Исследования». Поскольку исследовательская практика 10-х классов диагностирует у учеников способность к самостоятельной исследовательской деятельности и поскольку в основном консультанты дистанционно работают с учениками, всем консультантам было предложено в помощь ребятам разместить на сайте «Общественный портал» рекомендации по проведению исследований, сгруппировав их по дисциплинам.

Вопросы, предложенные для рекомендаций:

1. Выбор темы (как найти тему для исследования?)

Индивидуальный проект в старшей школе

2. Постановка вопроса исследования (как сфокусировать тему?)

3. Выдвижение гипотез (какую работу нужно проделать, чтобы можно было выдвинуть адекватную гипотезу?)

4. Методы подтверждения/опровержения гипотез (в разных дисциплинах - разная методология).

На самом деле главным смысловым наполнением практики должны были стать не формальные результаты в виде написанных курсовых исследовательских работ и, соответственно, показателей некоего роста предметных навыков обучающихся, а те изменения, которые произошли с ними в ходе практики.

При этом мы отдавали себе отчет в том, что исследовательская работа учащегося не является главной прерогативой его деятельности. Более того, она не каждому подходит, поскольку для ее реализации необходимо обладать соответствующими гностическими способностями. Тем важнее оказались результаты, когда десятиклассники в рефлексивной форме оценивали свое участие в учебно-исследовательской практике. Изложенная концептуальная позиция лежит в основе целепо-лагания практики. Вместе с тем, следуя логике деятельностного подхода, мы должны хорошо понимать важность результативности работы, прежде всего, для самих школьников, поскольку именно результат формирует отношение и обеспечивает его. Из этого вытекает роль рефлексии, которая выступает не только важным завершающим этапом деятельности, но и как бы «пронизывает» всю работу. Для администрации и педагогов-консультантов эта работа в виде реакций, мнений практикантов, их самоанализа выступает важным источником для аналитической оценки проведенной работы. Даже принимая во внимание тот факт, что любая самооценка всегда носит субъективный характер, где нет смысла говорить о валидности метода исследования, отметим, что, вероятнее всего, рефлексия в подобном виде деятельности - наиболее адекватный метод психолого-педагогического анализа.

Обратимся к рефлексии как важнейшей составляющей всей работы (цель - выявление специфики развития представлений об исследовательской деятельности, уровня развития навыков и умений исследовательской деятельности). В ходе практики вырабатываются основы анализа и оценки собственной деятельности. В качестве рефлексии на этапе завершения написания работы десятиклассники оформляли краткий рефлексивный отчет в свободной форме. Им было предложено зафиксировать положительный и негативный опыт, полученный в ходе выполнения исследования, вычленить мотивы собственной деятельности в ходе практики, сформулировать выводы о том, что полезного, нового, лишнего, интересного, непонятного и т.д. каждому из них довелось испытать во время практики. В содержании рефлексивного отчета возможны были ответы

Савкина Ирина Юрьевна

на вопросы: какие задачи перед вами стояли? какие были выполнены, а какие нет, почему? достигнута ли цель практики? что узнали нового? что получилось или не получилось? почему? что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось? и т.п. Также в процессе УИП использовалась диагностическая карта процесса (которую заполняли и практиканты, и консультанты).

Диагностическая карта находится перед глазами консультанта и ученика, они вместе должны оценивать, что происходит, и строить планы своей деятельности. В процессе работы план при необходимости может и должен корректироваться.

Выполнение задачи по выбору актуальной темы оказалось сложным, поскольку для многих гимназистов-практикантов эта практика явилась первым опытом самостоятельной исследовательской работы. Практиканты отмечают в своих отчетах, что в ходе написания рефератов и дипломов они привыкли руководствоваться позицией педагога (консультанта, руководителя). Поэтому практически в 65% работ темы предлагались из года в год консультантами. И все же ориентиром при формулировании тем стали личные интересы практикантов. Поскольку проведение учебно-исследовательской работы сопровождается обязательными консультациями индивидуальных научных консультантов-тьюторов, то за каждым практикантом закреплялся консультант из числа педагогов, который в дальнейшем помогал сориентировать практикантов-исследователей в выборе направления, связать личные и предметные, научные интересы. Все это оформлялось в ходе первичного собеседования, оформлении плана-графика работы в целеполагании и задачах, которые помогают правильно сформулировать мысли и изложить их в электронном или печатном виде.

Анализ результатов учебно-исследовательской деятельности (УИД) обучающихся 9-х (защиты рефератов) и 10-х (защиты дипломов, опыт учебно-исследовательской практики) классов, рефлексивных отзывов научных руководителей и консультантов рефератов, дипломов, учебно-исследовательской практики, рефлексивных отчетов самих обучающихся-практикантов свидетельствует о том, что в настоящее время модель организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников нуждается в целом в определенной корректировке и с точки зрения организации, и с точки зрения содержательного наполнения. Осознание необходимости изменений становится основой для разработки новых подходов к организации процессов УИД.

Поэтому с 2019-2020 года в школе № 1505 будет запущен процесс трансформации модели организации исследовательской деятельности в 9-х и 10-х классах. Мы сочли возможным отказаться от контролирующей функции данной практики и использовать ее в качестве инструмента обучающего, констатирующего и обобщающего данные показателей развития исследовательской компетенции у учащихся, степень их готовности

Индивидуальный проект в старшей школе

к работе над исследовательским проектом или учебным исследованием в 10-м классе. Также решено изменить и сроки проведения УИП, перенеся акценты из 10-го в 9-й класс.

Принимая во внимание, что учащиеся инженерного, медицинского классов и классов Распределенного лицея ВШЭ ориентированы на разные предметные области, и у них, соответственно, разные показатели успешности достижения результата своих исследований, учитывая необходимость предоставить ученикам возможность выбора между исследовательским проектом и учебным исследованием, мы пришли к выводу, что унификация возможна только при простраивании общих организационных требований. К таковым мы отнесли следующие: типы работ, этапность предъявления учащимися текущей результативности (дедлайны предъявления результатов процесса в I полугодии - 15.10, 15.11, 15.12. Второе полугодие завершается в 9-м классе защитой работы до 20.02, а в 10-м классе -в разных направлениях по «плавающему» графику, начиная с февраля по май). Каждому учащемуся в 9 и 10 классе назначен консультант. Назначают консультантов и контролируют их деятельность с учащимися кураторы направлений: «Инженерный класс», «Медицинский класс», «Распределенный лицей». Все изменения, связанные со сменой темы, типа работы, консультанта, сроками защит и предоставления отчетности, осуществляет куратор соответствующего направления.

Все остальные показатели организации процесса исследовательской деятельности и содержательные критерии оценивания ее успешности зависят от направления, в рамках которого разрабатываются внутренние Положения об организации и проведении исследовательской деятельности обучающихся в 9-11 классах.

Так, например, в 9-х классах школы № 1505 со следующего года учащиеся будут писать разные по формам работы в соответствии с избранными ими профильными направлениями. Мы решили уйти от требования написания обязательного реферата, заменив его «веером» небольших по объему индивидуальных профильных исследовательских работ по профильным предметам. Опять же, в зависимости от требований, сформулированных внутри соответствующего направления, число написанных мини-исследований в объеме от 500 до 1500 слов, может колебаться от 1 до 3. Это может быть эссе, исследовательский отчет по результату проведенной опытно-лабораторной работы (с предъявлением расчетов, формул и пр.), прикладная программа, 3D-модель, математическая модель, макет. Важно, чтобы учащиеся (вне зависимости, «гуманитарии» они или «технари») умели ставить цель, формулировать гипотезу, доказывать ее или опровергать, пользоваться библиографией, анализировать источники, сопоставлять разные точки зрения. Главное обязательное условие для всех форм работ: ученик к

Савкина Ирина Юрьевна

декабрю предъявляет текст, содержащий описание результатов работы по теме. Фактически, пройдя путь от выбора темы до ее реализации в форме конечного письменного отчета по ней, ученик 9-го класса повторяет путь, который проходили наши десятиклассники в рамках летней практики. В этом случае практика встраивается в процесс обучения учащихся исследовательской деятельности, функция практики меняется на обучающую.

Во втором полугодии ученик выбирает интересующую его тему, используя опыт разработанных им в первом полугодии исследований, и с января по 20 февраля работает над данным исследованием, с последующей его очной защитой на школьной конференции, а затем имеет возможность предъявления на научно-практических конференциях различного уровня (в том числе -в профильных вузах своего направления). Учащиеся 9-10 классов, участвуя в различных мероприятиях такого рода, оцениваются рейтинговыми баллами, которые суммируются в течение всего года. Количество рейтинговых баллов влияет на получение учащимися определенных льгот в 9 и 10 классе, в том числе, в 10-м классе ученики имеют возможность определиться с форматом работы (согласно ФГОС - индивидуальным проектом): либо выполнять проект с элементами исследования, либо писать учебное исследование (дипломная работа). Они могут продолжить разработку темы, заявленной в 9-м классе, расширив, углубив ее, или могут сменить тему (как вариант - и тип работы при наличии рекомендации консультанта и необходимого «задела»). Дедлайны процесса одинаковы, совпадают с 9-м классом (только десятиклассники к 15.12 предъявляют промежуточный отчет, а не мини-исследование), значительные отличия по срокам мы предполагаем в предъявлении окончательного результата - защиты работы.

Долго шли в нашей школе дискуссии о том, кого все-таки необходимо обучать в первую очередь: ученика или учителя, осуществляющего консультирование ученика в ходе исследовательской деятельности? Сошлись во мнении: однозначно, педагога. Поэтому сейчас мы готовим специализированный курс подготовки педагога-консультанта, который планируем реализовать в сентябре - начале октября (ежегодно). Он будет не только и не столько теоретическим, сколько практически ориентированным. Учителям, планирующим руководить исследовательской деятельностью учеников девятых и десятых классов, будет предложено самим попробовать себя в качестве практикантов-исследователей, написать по итогам исследования отчет по установленным в соответствующем направлении требованиям.

Вывод очевиден. ФГОСы вводят учебное исследование в качестве необходимого образовательного компонента. Однако они не предлагают конкретного механизма его введения. Свой путь каждая образовательная организация намечает самостоятельно. «Все зависит от того, куда Вы хотите попасть» (Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»). СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.