Научная статья на тему 'Модель оптимизации хозяйственной деятельности ООО "Вент-Екб"'

Модель оптимизации хозяйственной деятельности ООО "Вент-Екб" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
FINDING THE OPTIMAL SOLUTION OF THIS PROBLEM WAS CARRIED OUT USING THE "SOLVER" FEATURE IN MS ECXEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелешкина И.И.

В статье автором предложено решение задачи увеличения общей прибыли предприятия за счет повышения затрат на рекламу. Проведена дифференциация затрат на рекламу в связи с сезонным характером продаваемых конкретной фирмой товаров. Также, в рамках статьи решены проблемы, касающиеся выбора наиболее приемлемой цены на вводимый товар в ассортимент ООО «Вент-Екб» с целью получения большей прибыли, и решен вопрос об установке кондиционеров, осуществляемой ООО «Вент-Екб». Поиск оптимального решения указанной задачи осуществлялся с помощью функции «Поиск решения» в MS Ecxel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации хозяйственной деятельности ООО "Вент-Екб"»

УДК 330.42 Экономические науки

Мелешкина И.И., студентка 1 курса кафедры «Бизнес-информатика» Уральский государственный экономический университет Россия, г. Екатеринбург

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «ВЕНТ-ЕКБ»

Аннотация. В статье автором предложено решение задачи увеличения общей прибыли предприятия за счет повышения затрат на рекламу. Проведена дифференциация затрат на рекламу в связи с сезонным характером продаваемых конкретной фирмой товаров. Также, в рамках статьи решены проблемы, касающиеся выбора наиболее приемлемой цены на вводимый товар в ассортимент ООО «Вент-Екб» с целью получения большей прибыли, и решен вопрос об установке кондиционеров, осуществляемой ООО «Вент-Екб». Поиск оптимального решения указанной задачи осуществлялся с помощью функции «Поиск решения» в MS Ecxel.

Ключевые слова: метод оптимизации, оптимизация, хозяйственная деятельность.

Annotation: In the article the author provides a solution to the problem of increasing the total profits of the enterprise due to higher advertising costs. The differentiation of advertising costs in connection with the seasonal nature of the goods sold by a particular company. Also, under article addressed issues relating to the choice of the most appropriate prices for goods introduced into the range of "Holod" in order to obtain greater profits, and resolved the issue of the installation of air conditioners, carried out "Holod" LLC.

Keywords: Finding the optimal solution of this problem was carried out using the "Solver" feature in MS Ecxel.

Коммерциализация современной жизни предполагает принятие оптимальных управленческих решений. Оптимизация может быть достигнута только при постановке математического моделирования всех экономических и социальных

систем. Оптимизация в модели заключается в максимизации или минимизации какой-либо целевой функции при условии выполнения различных ограничений. Например, предприятию нужно получить максимум прибыли при ограниченных временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсах. Многие расчеты могут быть выполнены в оптимизационной программе «Поиск решения», встроенной в MS Excel.

Как было сказано выше, хозяйственная деятельность ООО «Вент-Екб» связана с продажей кондиционеров. Объемы продаж данного товара находятся в зависимости от сезона. Исходя из анализа продаж, было установлено, что максимальный коэффициент сезонности (максимальное количество продаж) приходится на 3 квартал - 1,4; близок к этому значению коэффициент сезонности во втором квартале - 1,2. Минимальный коэффициент сезонности (минимальное количество продаж) приходится на 4 квартал - 0,5. Изначальные затраты на рекламу в каждом квартале запланированы в сумме 10 000 рублей. Затраты на персонал запланированы в следующем графике (рис. 1) :

1 квартал - 30 000 рублей;

2 квартал - 36 000 рублей;

3 квартал - 36 000 рублей;

4 квартал - 30 000 рублей.

Известна цена изделия. Средняя цена кондиционера - 5 000 рублей.

А В с D Е F

1 2 3 4 5 6 7 В 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Период 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

Сезонность 0.7 1.2 1.4 0.5

Число продаж 1083 796 929 332 3139

Выручка, от реализации 5 416 433,68р. 3 979 420,66р. 4 642 657,44р. 1 658 091,94р. 15696604

Затраты на. сбыт 4 116489,59р. 3 024 359,70р. 3 528 419,65р. 1 260 149,88р. 11929419

Валовая прибыль 1 299 944,08р. 955 060,96р. 1 114 237,78р. 397 942,07р. 3767185

Персонал 30 000,00р. 36 000,00р. 36 000,00р. 30 000,00р. 132000

Реклама 10 000,00р. 10 000,00р. 10 000,00р. 10 000,00р. 40000

Косвенные затраты Ш 465,05р. 596 913,10р. 696 398,62р. 248 713,79р. 2354491

Суммарные затраты S52 465,05р. 642 913,10р. 742 398,62р. 288 713,79р. 2526491

Произв. прибыль 447 479,03р. 312 147,86р. 371 839,17р. 109 228,27р. 1240694

Норм а прибыли 8,26% 7,84% 8,01% 6,59%

Пена изделия 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р.

1S 19 Затраты на. изделие 3 Ё00,00р. 3 800,00р. 3 Е00,00р. 3 800,00р.

1

Рисунок 1 - Анализ продаж

Число продаж = 35 х коэффициент сезонности х (затраты на рекламу + 3000) х

0,4

Поиск решения поможет определить необходимость увеличения рекламного бюджета или его перераспределения с учетом сезонной поправки.

Вычислим расходы на рекламу в 1 квартале с целью увеличения прибыли. (рис. 2,3)

Параметры поиска решения

Оптимизировать целевую функцию:

5Б$И

т

До: гф) Максимум О Минимум © Значения: Изменяя ячейки переменных:

$В$10|

В соответствии с ограничениями:

* Добавить

Изменить

Удалить

Сбросить

- Загрузить/сохранить

Поиск решения нелинейных задач методом ОПГ

Параметры

|У] Сделать переменные без ограничений неотрицательными

Выберите метод решения:

Метод решения

Для гладких нелинейных задач используйте поиск решения нелинейных задач методом ОПГ, для линейных задач - поиск решения линейных задач симплекс-методом, а для негладких задач - эволюционный поиск решения.

Справка

Найти решение

Закрыть

Запуск поиска решений. Рисунок 2,3 - Поиск значений

Результаты поиска решения

Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены. Отчеты

Результаты

©Сохранить найденное решение \ Устойчивость

П р едел ы

О Восстановить исходные значения

П Вернуться в диалоговое окно параметров □ Отчеты со

ОК

Отмена

Сохранить сценарий..

Решение найдено. Бее ограничения и условия оптимальности выполнены.

Если используется модуль ОПГ,то найдено по крайней глере локально оптимальное решение. Если используется модуль поиска решений линейным задач симплекс-методом, то найдено глобально оптимальное решение.

Найденное решение выглядит следующим образом (рис. 4):

А В С D Е F

1 Период 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

1 Сезонность 0.7 1,2 1.4 0.5

3

4 Число продаж 6589 1857 2167 774 1

5 Выручка от реализации 32 942 903Л 2р. 9 285 314,87р. 10 832 867,35р. 3 868 881,20р. 5692

6 Затраты на сбыт 25 036 606,37р. 7 056 839,30р. 8 232 979,19р. 2 940 349,71р. 4326

7 Валовая прибыль 7 906 296,75р. 2 228 475,57р. 2 599 888,16р. 928 531,49р. 1366

а

9 Персонал 30 000,00р. 36 000,00р. 36 000,00р. 30 ООО,00р. 13

10 Реклама 1 182 944,73р. 10 000,00р. 10 000,00р. 10 000,00р. 121

11 Косвенные затраты 4 941 435,47р. 1 392 797,23р. 1 624 930,10р. 580 332,18р. 853

12 Суммарные затраты 6 154 380,20р. 1 438 797,23р. 1 670 930.10р. 620 332,18р. 988

13

14 Произв. прибыль 1 751 916,55р. 789 678,34р. 928 958,06р. 308 199,31р. 377

15 Норма прибыли 5.32% 8.50°/» 8.58% 7,97%

16

17 Пена изделия 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р.

13 Затраты на изделие 3 800,00р. 3 800,00р. 3 800,00р. 3 800,00р.

Рисунок 4 - Анализ продаж с найденным решением.

В соответствии с этим решением, при затратах на рекламу 1 182 944,73 рублей максимальная прибыль за первый квартал составит 1 751 916,55 рублей.

=нг

I Н |

тпг

;rosoft Excel 14.0 Отчет о результатах Лист: [Книга2]Лист1 Отчет создан: 17.06.2016 23:57:38

Результат: Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены. Модуль поиска решения

Модуль: Поиск решения нелинейных задач методом ОПГ Время решения: 0,016 секунд. Число итераций: 3 Число подзадач: О Параметры поиска решения

Максимальное время Без пределов. Число итераций Без пределов. Precision 0,000001, Использовать автоматическое масштабирование Сходимость 0,0001, Размер совокупности 100, Случайное начальное значение 0, Правые производные. Обязательные границы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальное число подзадач Без пределов. Максимальное число целочисленных решений Без пределов. Целочисленное отклонение 1%, Считать неотрицательными Ячейка целевой функции (Максимум)

Ячейка Имя Исходное значение Окончательное значение

$ В$ 14 П роизв. п ри был ь 1 ква ртал 447 479,03 р. 1 751 916,55р.

Ячейки переменных

Ячейка Имя Исходное значение Окончательное значение Целочисленное

$В$10 Реклама 1 квартал 10 000,00р. 1 182 944,73р. Продолжить

Рисунок 5 - Отчет по результатам.

Согласно отчету по результатам, увеличение расходов на рекламу с 10 000 рублей до 1 182 944, 73 рублей, возможно увеличение прибыли с 447 479,03 рублей до 1 751 916,55 рублей. Таким образом, в рекламу придется вложить на 1 172 944, 73 рубля больше, чтобы увеличилась прибыль на 1 304 437, 52 рубля.(рис. 5)

Выполним аналогичные действия для поиска оптимального решения для 2 квартала.

Согласно отчету по результатам, увеличение расходов на рекламу во 2 квартале с 10 000 рублей до 2 909 079, 68 рублей, возможно увеличение прибыли с 789 678,34 рублей до 4 335 116, 89 рублей.

Рассчитаем аналогично и для 3 квартала.

Согласно отчету по результатам, увеличение расходов на рекламу в 3 квартале с 10 000 рублей до 3 762 142,84 рублей, возможно увеличение прибыли с 928 958, 06 рублей до 5 614 708 рублей.

И, наконец, произведем расчеты для 4 квартала.

Согласно отчету по результатам, увеличение расходов на рекламу в 4 квартале с 10 000 рублей 673 889, 25рублей, возможно увеличение прибыли с 308 199, 31 рубля до 988 333, 81 рубля (рис. 6).

л А В С D Е F

1 Период 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Всего

г Сезонность 0=7 1,2 1,4 0,5

3

4 Число продаж 6589 16178 20917 3760 47445

5 Выручка от реализации 32 942 903,12р. 80 891 072,97р. 104 587 231,47р. 18 802 478,45р. 237223686

б Затраты на сбыт 25 036 606:37р. 61 477 215,46р. 79 486 295,91р. 14 289 883,62р. 180290001

7 Валовая прибыль 7 906 296,75р. 19413 857,51р. 25 100 935,55р. 4 512 594,83р. 56933685

S

9 Персонал 30 000,00р. 36 000,00р. 36 000,00р. 30 ООО,00р. 132000

10 Реклама 1 182 944,73р. 2 909 079,68р. 3 762 142,84р. 673 889,25р. 8528056

11 Косвенные затраты 4 941 435=47р. 12 133 660,95р. 15 688 084,72р. 2 820 371,77р. 35583553

12 Суммарные затраты 6 154 380,20р. 15 078 740,62р. 19 486 227,56р. 3 524 261,02р. 44243609

13

14 Произв. прибыль 1 751 916,55р. 4 335 116,89р. 5 614 708,00р. 988 333,81р. 12690075

15 Норма прибыли 5,32% 5,36% 5,37% 5,26%

16

17 Цена изделия 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р. 5 000,00р.

1S Затраты на изделие 3 800,00р. 3 800,00р. 3 800,00р. 3 800,00р.

Рисунок 6 - Итоговая таблица.

Отдел менеджмента ООО «Вент-Екб» не учел коэффициент сезонности, поэтому распределение бюджета на рекламу было равным в каждом месяце. Мы предлагаем модель, оптимизирует расходы на рекламу.

В каждом квартале расходы на рекламу рассчитаны таким образом, чтобы вложенные средства на рекламу были существенно меньше, чем общее увеличение прибыли организации.

Для увеличения прибыли менеджеры ООО «Вент-Екб» планируют ввести новый товар, а именно небольшие вентиляторы. Этот товар является наиболее ходовым, и не привязан настолько к сезону, насколько в зависимости от сезона находятся кондиционеры. Наша задача построить и проанализировать зависимость оптимального выпуска от цены и издержек.

Известно, что себестоимость вентилятора - 400 рублей.

Менеджерами проведен опрос: «Какую максимальную цену Вы готовы заплатить за этот товар?». Опрос дал следующие результаты: 510, 500, 560, 600, 580, 480, 500, 500, 650, 550

Опрашиваемые назвали 9 разных значений (рис. 7).

Цена Кол-во

510 1

500 3

560 1

600 1

580 1

480 1

650 1

550 1

Рисунок 7 - Результаты опрашиваемых. Рассчитаем спрос на товар при каждой цене (рис. 8).

Цена Кол-во Спрос

510 1 10

500 3 9

560 1 6

600 1 5

580 1 4

480 1 3

650 1 2

550 1 1

Рисунок 8 - Спрос в зависимости от цены. Построим график зависимости спроса от цены (рис. 9).

Рисунок 9 - График зависимости спроса от цены.

Рассчитаем прибыль от продажи товара для каждой цены, как при указанной в условии себестоимости, так и при условии, что себестоимость товара будет расти (пусть с шагом - 15 руб.). Формула, для расчета прибыли:

ПРИБЫЛЬ = (ЦЕНА - СЕБЕСТОИМОСТЬ)*СПРОС.

Это даст нам возможность определить сочетание «оптимальный выпуск» -«оптимальная цена» для каждого значения издержек на продажу товара (рис.10).

Себестоимость

400 415 430 445 460 475 500 515

Цена Кол-во Спрос Прибыль Прибыль Прибыль Прибыж Прибыль Прибыль Прибыль Прибыль

480 1 10 800 650 500 350 200 50 -200 -350

500 3 9 900 765 630 495 360 225 0 -135

510 6 660 570 480 390 300 210 60 -30

550 5 750 525 450 375 250 175

560 4 640 580 520 460 400 340 240 180

580 3 540 495 450 405 360 315 240 195

600 2 400 370 340 310 280 250 200 170

650 1 250 235 220 205 190 175 150 135

Таблица 10 - Таблица себестоимости.

Очевидно, что оптимальной для продавца ценой, приносящей ему максимум прибыли, будет:

- при себестоимости 400 р. - 500 р./шт., в таком случае прибыль составит 900 р., товар доступен 33% покупателей из опрошенных (3 из 10 человек);

- при себестоимости 415 р. - аналогично, 500 р. Прибыль снижается.

- при себестоимости 430 рублей также - 500 р. Прибыль составит уже 630 р.

- далее, при себестоимости 445 р. - 550 р./шт., в таком случае прибыль составит 525 рублей и т.д.

Итак, на данный момент вентиляторы стоит продавать по 500 рублей за штуку. Это принесет наибольшую прибыль ООО «Вент-Екб».

ООО «Вент-Екб» помимо продажи электротехники занимается установкой кондиционеров А, В и С по желанию клиента за определенную сумму, а именно -300 рублей. В этих целях в штате числятся мастера, занимающиеся установкой этого оборудования. При установке каждого кондиционера необходимо потратить время на проверку его работы, установку удерживающей конструкции и закрепление кондиционера. Мастера тратят различное время на установку кондиционеров. Используя имеющиеся данные, определим ассортимент продаваемого товара, максимизирующий прибыль ООО «Вент-Екб» в следующем месяце (рис. 11).

А В С Р Е Р Й Н 1

1 2

Модель А В С Ресурс рабочего времен;

3 Проверка, ч 0.3 0.2 0.4

4 Установка, ч 4 3 5

5 6 Закрепление, ч 1 1 2

Удельная прибыль, руб. 300 300 300 Затрачено Ресурс рабочего времени

7 8 Проверка, ч 0

Установка, ч 0

9 10 Закрепление, ч 0

11 Прибыль 0

12 х1 х2 хЗ

13 Произведенное кол-во

1 я

Рисунок 11- Ассортимент товара максимизирующий прибыль. Осуществляем поиск решения (рис. 12).

Рисунок 12 - Поиск решений. Получим следующие отчеты (рис. 13, 14).

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

I

J

h

Microsoft Excel 14.0 Отчет о результатах Лист: [Файл для статьи.х1&х]КейсЗ Отчет создан: 18.06.201610:57:38

Результат: Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены. Модуль поиска решения

Модуль: Поиск решения линейных задач симплекс-методом Время решения: 0,015 секунд. Число итераций: 2 Число подзадач: 0 Параметры поиска решения

Максимальное время Без пределов. Число итераций Без пределов. Precision 0,000001

Максимальное число подзадач Без пределов. Максимальное число целочисленных решений Без пределов. Целочисленное отклонение 1%, Считать неотрицательными

Ячейка целевой функции (Максимум)

Ячейка

Имя

Исходное значение Окончательное значение

$Н$11 Прибыль Затрачено

1=1

Ячейки переменных

Ячейка Имя Исходное значение Окончательное значение Целочисленное

$В$13 Произведенное кол-во xl 0 0 Продолжить

$С$13 Произведенное кол-во х2 0 66,66666667 Продолжить

$D$13 Произведенное кол-во хЗ 0 0 Продолжить

Рисунок 13 - Отчеты по результатам.

Ml

icrosoft Excel 14.0 Отчет об устойчивости Лист: [Файл для статьи.х1ьх]КейсЗ Отчет создан: 18.06.201610:57:58

Ячейки переменных

Окончательное Приведенн. Целевая функция Допустимое Допустимое

Ячейка Имя Значение Стоимость Коэффициент Увеличение Уменьшение

$В$13 Произведенное кол-во xl 0 -100 300 100 1Е+30

$С$13 Произведенное кол-во х2 66,66666667 0 300 1Е+30 75

$D$13 Произведенное кол-во хЗ 0 -200 300 200 1Е+30

граничения

Окончательное Тень Ограничение Допустимое Допустимое

Ячейка Имя Значение Цена Правая сторона Увеличение Уменьшение

$Н$7 Проверка, ч Затрачено 13,33333333 0 150 1Е+30 136,6666667

$1-1 $8 Установка, ч Затрачено 200 100 200 700 200

$Н$9 Закрепление,ч Затрачено 66,66666667 0 300 1Е+30 233,3333333

Рисунок 14 - Отчеты по результатам.

Список используемых источников

1. Абрамов Ю.А. Оперативное управление производством. - М.: Знание, 2011.

2. Авдеенко В.Н. Производственный потенциал предприятия. - М.: Знание, 2013.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2011.

4. Бегичева С.В., Назаров Д.М. Экономическая герменевтика. - Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 2 (52). С. 1827.

5. Берлянд Е.П. Экономико-математические модели и методы решения некоторых задач планирования и управления. - Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2009.

6. Назаров А.Д., Благинин В.А. Электронное правительство России: понятие и сущность [Текст]. - Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 615-619.

7. Назаров А.Д. Digital marketing или как эффективно использовать инструменты для привлечения клиентов на веб-ресурс. - BI-технологии в оптимизации бизнес-процессов // Материалы международной научно-практической очно-заочной конференции "BI-технологии в оптимизации бизнес-процессов". 2015. С. 78-81.

8. Назаров Д.М. Фундаментальные основы имплицитности в системе экономического развития организации. - Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 7-14.

9. Назаров Д.М., Фесенко Я.Д., Назаров А.Д., Технология интеллектуального анализа лояльности (на примере абитуриента вуза) [Текст]. - BI-технологии в оптимизации бизнес-процессов // Материалы международной научно-практической очно-заочной конференции "BI-технологии в оптимизации бизнес-процессов". 2013. С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.