УДК 378. 4
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-167-179
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
И. А. Маланов1, Е. В. Мирошниченко2, Н. И. Шмонина2
1 Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ
2 Братский государственный университет, Братск
Рассматривается проблема разработки и внедрения модели обучения людей третьего возраста, направленная на развитие их социальной компетентности. Проблема обучения людей третьего возраста является актуальной и решается в работах отечественных и зарубежных исследований с позиций формирования и развития определенных компетенций в условиях непрерывного образования. Обучение людей третьего возраста - это процесс, основанный на фундаментальных положениях андрагогики, герогогики, осуществляемый с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей обучающихся, направленный на раскрытие потенциальных возможностей, адаптацию, социализацию и самоактуализацию людей после выхода на пенсию и прекращения профессиональной деятельности, что формирует у них социальную компетентность, а также позволяет выработать эффективные стратегии адаптивного поведения и научиться жить в условиях неопределенности. Методологической основой указанного процесса являются личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический подходы. Настоящее исследование построено в рамках компетентностного подхода, ориентированного на освоение универсальных компетенций, к числу которых относится социальная компетентность. Разработанная и внедренная в образовательный процесс Высшей народной школы модель построена на андрагогических и геронтологических принципах и включает в себя четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, организационный, результативный. Особое место в модели отведено программе развития социальной компетентности. Представленная модель предполагает реализацию в процессе обучения таких психолого-педагогических условий, которые оказывают влияние на эффективность процесса развития социальной компетентности у людей третьего возраста. Внедренная модель обучения показала свою действенность в развитии социальной компетентности людей третьего возраста и способствовала социально-психологической адаптации, социализации и самоактуализации людей третьего возраста в современных динамично развивающихся условиях.
Ключевые слова: методологическая основа обучения людей третьего возраста, компетентностный подход, компетенция, компетентность, непрерывное образование, Высшая народная школа, обучение людей третьего возраста, социальная компетентность.
Люди третьего возраста в условиях происходящих социально-экономических преобразований, стремительного роста объема знаний, внедрения информационных технологий в повседневную жизнь особенно нуждаются в помощи государства в получении современных знаний по всем аспектам их жизнедеятельности в четкой и понятной форме. Именно образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения [1].
Проблема обучения в пожилом возрасте является предметом изучения в работах О. В. Архиповой [2], М. В. Ермолаевой [3], Т. М. Кононыгиной, О. В. Красновой [4] и др., а
в работах С. В. Белова [5], А. О. Будариной, Д. А. Ильиной и др. обращено внимание на формирование и развитие в процессе обучения людей пожилого возраста определенных компетенций, необходимых для адаптации и социализации в современном обществе.
Постановкой проблемы образования пожилых людей в России занимались М. Э. Елютина, М. В. Ермолаева, О. В. Краснова, Т. М. Кононыгина и др. В работах С. Г. Вершлов-ского, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, Ю. Н. Кулюткина, Н. Н. Лобановой, В. Г. Онушкина, Г. С. Сухобской и др. сделан акцент на теорию непрерывного образования. Интерес представляют труды, посвященные изучению особенностей развития в пожилом возрасте (А. Г. Асмолов, И. Г. Беленькая, Е. А. Сорокоумова, Е. В. Щанина, Р. С. Яцемирская и др.).
Люди третьего возраста - это пожилые люди, которые завершили свой профессиональный путь, но продолжают проявлять социальную активность во всех сферах жизни общества, чувствуют себя свободными и независимыми. Третий возраст - это новый период жизни человека после выхода на пенсию и прекращения профессиональной деятельности, характеризующийся продолжением активного образа жизни для раскрытия своего потенциала и возможностей. Это период с высоким образовательным потенциалом.
Обучение людей третьего возраста - это процесс, основанный на фундаментальных положениях андрагогики, герогогики, осуществляемый с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей обучающихся, направленный на раскрытие потенциальных возможностей, адаптацию, социализацию и самоактуализацию людей после выхода на пенсию и прекращения профессиональной деятельности, что формирует у них социальную компетентность, а также позволяет выработать эффективные стратегии адаптивного поведения и научиться жить в условиях неопределенности [6, 7].
Изучив сущность понятия «третий возраст» в психолого-педагогической науке, особенности развития социальной компетентности людей третьего возраста в современных условиях, а также особенности обучения пожилых людей, считаем необходимым представить схематическое описание модели обучения людей третьего возраста по развитию их социальной компетентности. Основной задачей моделирования процесса обучения является поиск наиболее эффективного и теоретически обоснованного пути движения обучающихся к поставленной цели.
В качестве методологической основы процесса обучения людей третьего возраста выступили: личностно ориентированный (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. И. Слободчи-ков, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман И. С. Якиманская и др.), деятельностный (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Дистервег, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), компетентностный (В. В. Байденко, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, А. И. Субетто, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов и др.), аксиологический (Б. М. Бим-Бад, Б. С. Брушлинский, Б. И. Додонов, В. А. Сластенин, П. Г. Щедровицкий и др.) подходы.
Личностно ориентированный подход рассматривает личность как субъект деятельности. В условиях Высшей народной школы данный подход реализуется через изучение потребностей, способностей, мотивов, индивидуально-личностных особенностей обучаемых, что учитывается при разработке тематики занятий, методов и форм их проведения. В качестве результата обучения выступает развитие универсальных способностей личности [8].
Сущность деятельностного подхода к обучению людей третьего возраста состоит в осуществлении различных видов деятельности для решения жизненно важных вопросов, возникающих у обучающихся и имеющих для них личностный смысл, а также влияющих на их развитие и существование. Здесь учение рассматривается как самостоятельная деятельность, имеющая собственные мотивы, цели, процесс, средства и способы ее преобразования.
Компетентностный подход ориентирован не на сумму знаний, а на освоение обучающимися универсальных компетенций, которые им будут необходимы при решении жизненно важных ситуаций. Применительно к обучению людей «третьего» возраста данный подход будет сориентирован на деятельностном содержании образования. В данном контексте можно говорить о том, что «компетентный пожилой человек» - это человек, который способен брать на себя ответственность при решении любых жизненных проблем, может обучаться на протяжении всей жизни, проявляет автономность и самостоятельность [9].
Аксиологический подход ориентирует процесс обучения на учет ценностно-смысловых, внутренних состояний и переживаний обучающегося. В результате происходит безотлагательное применение усвоенного программного материала [10].
Разрабатывая модель обучения людей третьего возраста, мы ориентировались на анд-рагогическую модель обучения [11], которая включает в себя следующие принципы: ведущей роли обучающегося в процессе обучения; самореализации, самостоятельности и самоуправления обучающегося; учета жизненного опыта как источника обучения; целесообразности процесса обучения; безотлагательного применения полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; учета временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов, влияющих на организацию учебной деятельности и процесса обучения людей третьего возраста; организации совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. Андрагогическая модель сориентирована на взрослых обучающихся, которые либо переучиваются, проходят переквалификацию, либо хотят повысить свою профессиональную квалификацию. По отношению к пожилым людям, которые в последние годы также становятся субъектами образовательного процесса, эта модель также применима. Но в обучении людей третьего возраста есть и другие особенности, которые необходимо учитывать. Поэтому можно сказать, что эффективная организация процесса обучения людей третьего возраста должна учитывать основные принципы геронтообразования, которое стало очень актуальным в связи с изменением социального статуса пожилых людей в современном обществе.
Проведенный анализ научной литературы позволяет представить модель обучения людей третьего возраста (рисунок). Данная модель отображает причинно-следственные связи между четырьмя основными блоками [12]:
1. Целевой блок представлен целью, задачами и принципами процесса развития социальной компетентности людей третьего возраста. В данной модели это развитие социальной компетентности людей третьего возраста для социально-психологической адаптации, социализации и самореализации людей данной возрастной категории к современным условиям жизни.
Данная цель конкретизируется в задачах, включающих:
- выявление социально-психологических особенностей и потребностей людей третьего возраста;
- определение содержания программы развития социальной компетентности людей третьего возраста;
- разработка организационных форм и методов обучения;
- разработка системы мониторинга результатов обучения.
В ходе работы над моделью развития социальной компетентности людей третьего возраста в процессе обучения мы опирались на принципы благополучного старения, актуализации духовных потребностей, субъект-субъектного взаимодействия, индивидуально-личностного характера педагогической поддержки, самостоятельности, опоры на опыт, а также инновационности, элективности и рефлексивности.
Рис . Модель обучения людей третьего возраста, направленная на развитие социальной компетентности 2. Содержательный блок. Данный блок представляет общее содержание программы, обеспечивающее развитие социальной компетентности людей третьего возраста, которая будет способствовать их социально-психологической адаптации, социализации, самоактуа-
лизации. Программа представлена пятью модулями, которые направлены на развитие компетенций, входящих в содержание социальной компетентности людей третьего возраста и которые учитывают интересы и потребности людей данной возрастной категории. Эти модули в целостном педагогическом процессе реализуются с учетом принципов геронто-об-разования.
Модуль «Краеведение и культура» направлен на развитие общекультурных компетенций людей третьего возраста, которые способствуют удовлетворению потребности расширить свой кругозор в области истории города, области, страны и культуры, а также передать свой накопленный опыт и знания молодому поколению. Ведь сегодняшние обучающиеся Высшей народной школы были когда-то у истоков строительства нашего города.
Модуль «Активное долголетие» обеспечивает удовлетворение потребности людей третьего возраста в развитии компетенции в области здоровья (духовное, физическое, психическое, социальное здоровье) и здорового образа жизни. Пожилые люди сталкиваются с изменениями своего психофизиологического состояния, поэтому тематика данного модуля очень востребована и актуальна.
Модуль «Основы психолого-педагогических знаний» обеспечивает углубление знаний, умений, навыков, компетенции в области психологии и педагогики. Тематика модуля направлена на познание себя и других, принятие своего сегодняшнего статуса и социальных ролей, установление конструктивных взаимоотношений с молодым поколением, развитие позитивного мышления.
Модуль «Информационные технологии» направлен на развитие технологической компетенции, т. е. как пользоваться современными гаджетами, какие у них есть возможности, особенно для взаимодействия с социумом, а также для расширения своего кругозора и участия в различных проектах.
Модуль «Социально-правовые знания» направлен на повышение компетенции в области социально-правовых гарантий со стороны государства. Пожилые люди представляют самую беззащитную и социально уязвимую часть населения. Они, как правило, не имеют достаточных представлений в данных вопросах, тем более законодательство очень изменчиво. Их неосведомленностью пользуются как сами социальные институты, так и мошенники. Данный модуль также будет способствовать повышению правовой культуры людей третьего возраста.
3. Организационный блок. Данный блок предполагает создание и описание организационных моментов образовательного процесса Высшей народной школы. В психолого-педагогической литературе выделено три модели образования, интеграция которых призвана обеспечить эффективность реализации личностного потенциала человека в современных динамично развивающихся условиях жизнедеятельности (глобализации, акселерации, информатизации и др.), которые создают высокую степень неопределенности состояния социальной системы [13]. К ним относятся формальная, неформальная и информальная модели образования. В настоящем исследовании при организации обучения людей третьего возраста, направленного на развитие социальной компетентности, использованы элементы каждой модели, которые обеспечили эффективность вхождения обучающихся в современный социум.
В данной модели формальная образовательная деятельность обучающихся делится на три этапа: вводный, основной, заключительный. Вводный этап предполагает проведение тестирования, анкетирования и опроса с целью изучения исходного уровня развития социальной компетентности, социально-психологической адаптации, социализации и самоактуализации, а также выявление основных потребностей обучающихся. После первичной ди-
агностики проводятся занятия, направленные на самопознание и установление позитивного психологического климата в коллективе.
На основном этапе реализуется содержательная часть программы. Разработанная программа учитывает в первую очередь социально-психологические особенности людей третьего возраста их потребности, особенности обучения и направлена на дальнейшее развитие личности пожилого человека.
Программа обучения в Высшей народной школе дает возможность людям третьего возраста получить определенный уровень знаний, умений, навыков и компетенций, обрести уверенность в своих силах и реализовать потенциал физических, интеллектуальных, образовательных ресурсов и свободного времени.
Основная часть программы разработана в соответствии с запросами и потребностями и, ориентируясь на изменения в обществе, может корректироваться. Занятия представляют собой лекции, базирующиеся на устной передаче знаний и восприятии этих знаний слушателями; семинары, которые основываются на дополнительном рассмотрении участниками группы отдельных проблем, затронутых на лекции; практикумы, предполагающие использование полученных знаний; экскурсии, направленные на расширение представлений об изучаемом предмете; творческие встречи, направленные на актуализацию творческих способностей пожилых людей [14].
В процессе обучения используются: традиционные лекции с обязательным применением ИКТ-технологий, проблемные лекции, лекции-конференции, бинарные лекции, лекции-семинары и др.; семинарские занятия, на которых углубляются и систематизируются полученные на лекциях знания, умения, навыки и компетенции; практические занятия (тестирование, игры и др.); тренинговые занятия; конференции. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы обучения; активные, интерактивные и наглядные методы обучения.
Традиционные формы обеспечивают логически завершенное, научно обоснованное, последовательное и систематизированное изложение темы, при необходимости иллюстрированное наглядностью. Традиционная лекция хорошо сочетается с другими видами учебных занятий, служит основой для углубления и систематизации знаний. Особенностью современной лекции является деятельностная основа, которая предполагает не механическое сочетание деятельности преподавателя и обучающегося, а прежде всего их взаимодействие в совместном учебном процессе. Поэтому в работе с людьми третьего возраста традиционные занятия интегрируются с нетрадиционными и активными формами и методами обучения. Обучающимся очень нравятся диалоговые формы проведения занятий. У каждого из них имеется пример из жизненного опыта к любой тематике, они охотно вступают в диалог и с удовольствием рассуждают о рассматриваемой проблематике. Лекции-конференции (семинары) по заранее заданной тематике также активизируют опыт пожилых людей, так как основаны на биографическом методе. Тематика таких занятий затрагивает значимые события их жизни (личной или профессиональной), а также события, происходящие в регионе, в котором они проживают. Так, очень интересно проходят лекции-конференции (семинары), посвященные Дню города. Обучающиеся рассказывают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при строительстве ГЭС и самого города, о победах, которые мотивировали на дальнейшие подвиги, а также, что поддерживало их активность все это время. Также активно проходят занятия, посвященные различным праздникам и др. Очень часто проводятся бинарные лекции, на которых два специалиста представляют различные точки зрения, что неизменно приводит к организованной дискуссии, вследствие чего происходит активное усвоение материала.
Для достижения высокой результативности по всем модулям программы осуществляется тесное взаимодействие со специалистами заинтересованных организаций (медицинские работники, инспектор ДПС, участковый, сотрудники МЧС, педагоги и психологи, краеведы и историки и др.).
В рамках реализации неформальной образовательной деятельности в модели организуются кружки по интересам (пение, рукоделие, чтение литературы и др.), которые удовлетворяют потребность людей третьего возраста не только в развитии компетенций, но и в общении, принадлежности к социальной группе, а также в расширении социальных ролей. На праздничных мероприятиях проводятся различные конкурсы, которые имеют дидактический эффект и соответствуют тематике праздника. Волонтерство обеспечивает приобщение людей третьего возраста к социально значимой деятельности. Такой вид образования интегрирует пожилых людей в социум, способствует межпоколенческому взаимодействию, повышает их самооценку, значимость, расширяет круг общения, оказывает позитивное влияние на эмоциональный фон настроения и др. Так, пожилые люди участвуют в концертах, приглашаются в различные образовательные учреждения на праздники, где являются активными участниками, передают свой опыт рукоделия, кулинарии и др.
В данной модели развитие психических процессов людей третьего возраста также происходит в рамках информальной образовательной деятельности, т. е. спонтанно, в сопутствующей деятельности при посещении театров, музеев, концертов, экскурсий, выставок и др. Слушатели ВНШ посещают библиотеки, музеи, концертные залы, что способствует расширению их мировоззрения, углублению и расширению знаний по истории города, области, страны, повышению культурной компетентности, осознанию новых ценностей и др. Участие людей третьего возраста в конкурсах, выставках, концертах способствует их включенности в активную социальную жизнь, что формирует новый облик старости: активной, деятельной, наполненной жизненной энергией, оптимизмом и новым смыслом.
При разработке занятий учитываются возрастные и психофизиологические особенности слушателей Высшей народной школы, а также их адаптивные возможности. На каждом занятии задействован жизненный и профессиональный опыт людей третьего возраста, что способствует актуализации прошлого опыта как нужного и важного пласта знаний, умений, навыков и компетенций для передачи молодым поколениям.
Все занятия в ВНШ позволяют с пользой проводить свободное время, дают возможность общаться, обмениваться мнениями, обсуждать актуальные вопросы, делиться своими знаниями, расширять круг общения и интересов людей «третьего» возраста, а также помогают адекватно реагировать на происходящее в общественной и культурной жизни изменения; подготавливают к использованию новых возможностей, предоставляемых постоянно обновляющейся жизнью; избежать очевидных, традиционных решений, выдвинуть нестандартные, неординарные идеи; удовлетворять одну из основных человеческих потребностей - потребность в самореализации [14].
4. Результативный блок предполагает осуществление анализа результатов обучения в ВНШ. Определение результативности процесса обучения становится возможным на основе определения уровня развития социальной компетентности, которая будет способствовать социально-психологической адаптации, социализации и самоактуализации людей третьего возраста. Результативный блок состоит из следующих компонентов: диагностического и рефлексивного. Диагностический компонент модели определяет процедуру диагностики социально-психологических характеристик, образовательных потребностей, особенностей социально-психологической адаптации и социализации людей третьего возраста, уровня самоактуализации, уровня развития социальной компетентности, выбор методов и
методик диагностики, интерпретацию и анализ полученных данных в ходе эксперимента. Данный этап позволяет получить сведения о динамике развития социальной компетентности людей третьего возраста в процессе обучения на разных уровнях: когнитивном, аффективном, деятельностном и ценностном. Рефлексивный компонент предусматривает оценку результативности и эффективности внедрения программы обучения людей третьего возраста, направленной на развитие социальной компетентности, а также на адаптацию, социализацию и самоактуализацию как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся, внесение необходимых изменений в содержание программы. Рефлексивный компонент представляет собой интегрирующее звено в структуре разработанной модели. Данный компонент затрагивает не только личностный уровень обучающихся в Высшей народной школе, но и уровень межличностного взаимодействия между обучающимися и преподавателями.
На этапе рефлексии обучающимся были предложены карты самооценки уровня развития компетенций, которые направлены на изучение уровня развития дифференцированных компетенций, входящих в содержание социальной компетентности людей третьего возраста, а также проведено стандартизированное интервью «Удовлетворенность слушателей обучением в ВНШ, которое позволило оценить, насколько слушатели ВНШ были удовлетворены обучением и какой эмоциональный отклик получили. В результате проведенного интервью были получены следующие отклики (представлены некоторые из них):
Д. И. «Очень понравились занятия, которые проходили всегда в интересной форме, информация носила познавательный характер, подавалась легко, доступно. Большое спасибо студентам, оказывающим помощь при работе с компьютерами, при выполнении тестов. В целом отмечаю доброжелательность, искренность, доброту всех участников мероприятий».
В. А. «Полезная информация предлагалась на занятиях. Особенно понравились занятия по компьютерной грамотности. Нашел друзей, с которыми не общался много лет, через социальные сети. Теперь есть возможность узнать об их жизни и здоровье. Легче стало пользоваться бытовой техникой».
М. П. «Очень понравились занятия, на которых особое внимание было уделено культуре, искусству, истории родного края. Посещение выставочного зала, Братского драмтеа-тра, городского музея позволило быть в курсе новых направлений в искусстве и культуре. Общение со слушателями дало возможность открыть в себе новые способности и возможности».
Т. А. «Приглашенные для бесед сотрудники медицинских учреждений давали информацию доступно, рассказывали о рисках, связанных с неправильным применением медикаментов, неправильным питанием, малоподвижным образом жизни. Это позволило пересмотреть отношение к своему здоровью и здоровью близких. С другими слушателями организовали клуб скандинавской ходьбы. Теперь появилась возможность общаться с близкими по духу людьми вне занятий в школе».
Большинство обучающихся положительно оценили педагогический процесс в ВНШ Они с удовольствием посещают занятия и мероприятия программы, включаются в обсуждение тематического плана на следующий учебный год. Дают рекомендации, направленные на повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Представленная модель предполагает реализацию в процессе обучения таких психолого-педагогических условий, которые оказывают влияние на эффективность процесса развития социальной компетентности у людей третьего возраста. Под педагогическими условиями мы будем понимать внешние обстоятельства, оказывающие влияние на протекание педагогического процесса, предполагающего достижения определенного результата. Важ-
но отметить, что данные обстоятельства конструируются педагогом и являются способами педагогического взаимодействия.
В качестве важнейшего педагогического условия в данной работе рассматривается внедрение программы, направленной на развитие социальной компетентности людей третьего возраста в условиях Высшей народной школы. Психологическими условиями являются личностные особенности, которые побуждают к познавательной деятельности и активности обучающихся ВНТТТ Для эффективной реализации данной модели необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических условий: учет психофизиологических особенностей; ориентация на интересы и когнитивные потребности пожилых людей; учет региональных особенностей (многонациональная среда, «сибирский характер», суровый климат, неблагоприятная экологическая среда); субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса; ориентация на самоактуализацию личности пожилого человека; задействование жизненного и профессионального опыта; организация занятий на основе геронтологических принципов, создание образовательной среды (пространства) (выставки, фестивали, встречи, семинары, экскурсии, конференции и др.).
Создавая модель обучения людей третьего возраста по развитию их социальной компетентности, мы ориентировались на принципы герогогики. Разработанная модель задействует их образовательный и личностный потенциал за счет включения известных жизненных стратегий, поступков, а также истолкования актуальных проблем настоящего путем обращения к воспоминаниям, впечатлениям прошлого, к жизненному опыту. Использование биографических элементов в обучении (обращение к прошлому опыту) будет способствовать тому, чтобы пожилой человек адекватно мог сориентироваться в настоящем и с уверенностью смотрел в будущее.
Являясь строителями Братской ГЭС и такого промышленного гиганта, как город Братск, они готовы поделиться своим опытом и мудростью с молодым поколением, показать пример патриотизма и самоотверженности, поэтому организуется совместное обучение различных поколений или взаимообучение, в процессе которого участники образовательного процесса взаимодействуют и учатся друг у друга. Каждый из обучающихся имеет определенные заслуги перед городом, богатую трудовую биографию, поэтому использование для проведения занятий рассказа о прошедшей их жизни обеспечивает самоидентичность, анализ субъективных представлений о социуме, передачу социального опыта. Осмысление собственной биографии как управляемый образовательный процесс во взаимодействии, диалоге с другими людьми может способствовать снятию изоляции, явиться источником ресурсов для конструирования будущего. Изучая жизненные ситуации, сравнивая, сопоставляя, человек на практике приобщается к общечеловеческим ценностям [15].
Представленная модель описывает процесс повышения уровня социальной компетентности людей третьего возраста, что предполагает организацию обучения не только для расширения знаний, а также для самоопределения, продуктивной деятельности пожилых людей в общественных формированиях, проектах. Обучение может происходить в виде обмена социальным опытом, индивидуальными жизненными стратегиями для поиска разрешения проблем.
Основное отличие пожилого учащегося в том, что он сам является инициатором учебы, мотивирован на получение новых востребованных знаний, сам выбирает содержание и способы достижения цели, поэтому в процессе исходной диагностики определяются их основные образовательные потребности и выявляются проблемные области, с которыми им
необходимо справиться в ближайшее время, чтобы не быть исключенными из реальности. Являясь уже состоявшейся личностью, пожилой человек должен меняться, чтобы остаться включенным в современную социальную среду, т. е. должен согласовать Я-концепцию, самооценку, притязания со своими возможностями и требованиями социума. Данная модель может стать действенным механизмом эффективного развития социальной компетентности людей третьего возраста.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
1. Развитие социальной компетентности людей третьего возраста будет способствовать их адаптации, социализации, а также самоактуализации.
2. Эффективность обучения людей третьего возраста будет обеспечена реализацией психолого-педагогических условий в образовательном процессе в ВНШ.
3. Внедренная модель обучения показала свою действенность в развитии социальной компетентности людей третьего возраста и способствовала социально-психологической адаптации, социализации и самоактуализации людей третьего возраста в современных динамично развивающихся условиях.
4. Модель обучения людей третьего возраста, направленная на развитие их социальной компетентности, является универсальной для реализации непрерывного образования.
Список литературы
1. Бильданова В. Р. Социально-психологический портрет студента института третьего возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 258-265.
2. Архипова О. В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МПСУ, 2011. 20 с.
3. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 484 с.
4. Краснова О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96-106.
5. Белов С. В. Формирование информационной грамотности у людей третьего возраста: дис. ... канд. пед. наук. Н/Новгород, 2015. 217 с.
6. Глуханюк Н. С., Сергеева Т. Б. Психология позднего возраста: результаты исследований. Екатеринбург, 2017. 126 с.
7. Гордина О. В., Гордин А. И. Непрерывное образование как фактор социализации людей третьего возраста // КПЖ. 2015. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-faktor-sotsializatsii-lyudey-tretiego-vozrasta (дата обращения: 27.01.2020).
8. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2-6.
9. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Материалы XV Всерос. научно-метод. конф. «Проблемы качества образования». М., 2005. Кн. 2. С. 5-26.
10. Маланов И. А., Шмонина Н. И. Особенности моделирования процесса обучения людей «третьего» возраста // Труды Братского гос. ун-та: Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. С. 87-92.
11. Кононыгина Т. М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 248-273.
12. Маланов И. А., Шмонина Н. И. Компетентностный подход в обучении людей третьего возраста // Совершенствование качества образования: материалы XVI (XXXII) Всерос. научно-метод. конф.: в 2 ч. Братск: Изд-во БрГУ, 2019. Ч. 1. С. 243-246.
13. Черных А. Н. Технологии образования взрослых // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы 15-й Междунар. научно-практ. конф. СПб.: Экспресс, 2014. С. 234-239.
14. Шмонина Н. И. Обоснование программы обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 148-150.
15. Кононыгина Т. М. Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы: дис. ... канд. социол. наук. Орел, 2004. 240 с.
Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: [email protected]
Мирошниченко Евгения Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Братский государственный университет (ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709). E-mail: [email protected]
Шмонина Наталья Ивановна, старший преподаватель, Братский государственный университет (ул. Макаренко, 40, Братск, Россия, 665709). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-167-179
MODEL FOR TRAINING THIRD-AGED PEOPLE IN THE DEVELOPMENT OF THEIR SOCIAL COMPETENCE
I. A. Malanov1, E.V. Miroshnichenko2, N. I. Shmonina2
1 Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, Russian Federation
2 Bratsk State University, Bratsk, Russian Federation
This article discusses the problem of developing and implementing a model of third-age education aimed at developing their social competence. The issue of training people of third age is relevant and solved in the works of domestic and foreign research from the point of view of formation and development of certain competences in conditions of continuous education. The third age refers to the period after the termination of professional activity characterized by the continuation of an active lifestyle to reveal its potential and opportunities. Teaching people of third age is a process based on the fundamental provisions of andragogics, gerogogics, adapted to the individual, psychological and social characteristics of students. Aimed at the empowerment, adaptation, socialization and self-actualization of people after retirement and termination of their professional activities. Which forms their social competence, as well as enabling them to develop effective strategies of adaptive behavior and learn to live in conditions of uncertainty. The methodological basis of this process is the personality-oriented, activity-oriented, axiological approach. The present study is based on a competency-based approach to the development of universal competences, which include social competence. The model developed and introduced into the educational process of the Higher People's School is based on andragological and gerontological principles and includes four interrelated blocks: targeted, meaningful, organizational, and effective. A special place in the model is assigned to the program of social competence development. The programme consists of five modules that ensure the targeted development of all components of social competence. Third-age education is provided through formal and informal educational activities. The training process uses: traditional lectures with mandatory use of ICT technologies, problem lectures, conference lectures, binary lectures, seminar lectures, etc.; seminar lectures on which knowledge gained at lectures, abilities, skills and competences goes deep and systematized; practical exercises (testing, games, etc.); training occupations; conferences. The classes use individual and group forms of training; active, interactive, and visual learning methods. The program of training at
the higher public school gives the chance to people of the third age to receive a certain level of knowledge, abilities, skills and competences, to find confidence in their abilities and to realize the potential of physical, intellectual, educational resources and free time. The presented model implies realization of such psychological and pedagogical conditions in the course of education, which influence the effectiveness of the process of development of social competence in people of the third age. The implemented model of education has shown its effectiveness in the development of social competence of people of the third age and has contributed to socio-psychological adaptation, socialization and self-actualization of people of the third age in modern dynamically developing conditions.
Keywords: methodological basis of educating of people of the third age, competency-based approach, competeme, competency, continuous education, higher public school, educating ofpeople of the third age, social competence.
References
1. Bil'danova V. R. Sotsial'no-psikhologicheskiy portret studenta instituta tret'yego vozrasta [Socio-psychological portrait of a student of the institute of the third age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 54(5), pp. 258-265 (in Russian).
2. Arkhipova O. V Obucheniye kak usloviye uspeshnoy adaptatsii pozhilykh lyudey v statsionarnykh usloviyakh. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Education as a condition for the successful adaptation of older people in stationary conditions. Abstract of thesis of psychol. sci.]. Moscow, 2011. 20 p. (in Russian).
3. Ermolayeva M. V. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye pozhilogo cheloveka: sub'ektnyy podkhod. Dis. ... dokt. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical support of an elderly person: a subjective approach. Diss. doct. of psychol. sci.]. Moscow, 2010. 484 p. (in Russian).
4. Krasnova O. V. Sotsial'naya psikhologiya stareniya kak osnovnaya sostavlyayushchaya sotsial'noy gerontologii [Social psychology of aging as the main component of social gerontology]. Mir psikhologii, 1999, no 2, pp. 96106 (in Russian).
5. Belov S. V. Formirovaniye informatsionnoy gramotnosti u lyudey tret'yego vozrasta. Dis. ... kand. ped. nauk [The formation of information literacy in people of the third age. Diss. cand. of ped. sci.]. N/Novgorod, 2015. 217 p. (in Russian).
6. Glukhanyuk N. S., Sergeyeva T. B. Psikhologiya pozdnego vozrasta: rezul'taty issledovaniy [Psychology of late age: research results]. Ekaterinburg, Izd-vo GOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. Un-t» Publ., 2077. 126 p. (in Russian).
7. Gordina O. V., Gordin A. I. Nepriryvnoye obrazovaniye kak faktor sotsializatsii lyudey tret'yego vozrazta [Continuing education as a factor in the socialization of people of the third age]. KPZH, 2015, no. 6-2 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nepreryvnoe-obrazovanie-kak-faktor-sotsializatsii-lyudey-tretiego-vozras-ta (accessed 27 June 2017).
8. Bondarevskaya E. V. Lichnostno oriyentirovannyy podkhod kak tekhnologiya modernizatsii obrazovaniya [A personality-oriented approach as a technology for the modernization of education]. Metodist, 2003, no. 2, pp. 2-6 (in Russian).
9. Zimnyaya I. A. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskiy aspekt) [Competency-based approach in education (methodological and theoretical aspect)]. Materialy XV Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Problemy kachestva obrazovaniya». Kn. 2 [Materials of the XV All-Russian scientific-methodical conference "Problems of the quality of education". Bool 2]. Moscow, 2005. Pp. 5-26 (in Russian).
10. Malanov I. A., Shmonina N. I. Osobennosti modelirovaniya protsessa obucheniya lyudey «tret'yego» vozrasta [Features of modeling the process of training people of «third» age]. Trudy Bratskogogosudarstvennogo universi-teta: Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Proceedings of Bratsk State University: Series: Humanities and Social Sciences]. 2019. Pp. 87-92 (in Russian).
11. Kononygina T. M. Gerontoobrazovaniye: navstrechu potrebnostyam pozhilykh [Herontism education: meeting the needs of the elderly]. Nepreryvnoye obrazovaniye v politicheskom i ekonomicheskom kontekstakh. Otv. red. G. A. Klyucharev [Continuing education in the political and economic contexts. Executive editor G. A. Klyucha-rev]. Moscow, 2008. Pp. 248-273 (in Russian).
12. Malanov I. A., Shmonina N. I. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii lyudey tret'yego vozrasta [Competency-based approach to teaching people of the third age]. Sovershenstvovaniye kachestva obrazovaniya: materialyXVI (XXXII) Vserossiiskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Improving the qual-ity of education: materials of the XVI (XXXII) All-Russian Scientific and Methodological Conference]. V 2 ch. Bratsk, Izd-vo BrGU Publ., 2019, ch. 1. Pp. 243-246 (in Russian).
13. Chernykh A. N. Tekhnologii obrazovaniya vzroslykh [Adult Education Technologies]. Problemy pedagogicheskoy innovatiki vprofessional'nom obrazovanii: materialy 15-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of Pedagogical Innovation in Vocational Education: Materials of the 15 th International Scientific and Practical Conference]. Saint Peterburg, Ekspress Publ., 2014. Pp. 234-239 (in Russian).
14. Shmonina N. I. Obosnovaniye programmy obucheniya lyudey «tret'yego» vozrasta v Vysshey narodnoy shkole [Justification of the training program for people of the "third" age at the Higher Public School]. Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye - Modern Pedagogical Education, 2018, no. 2, pp. 148-150 (in Russian).
15. Kononigina T. M. Upravleniyegerontoobrazovaniyem: stanovleniye, funktsionirovaniye, perspektivy. Dis.... kand. sotsiol. nauk [Management of geront education: formation, functioning, prospects. Diss. cand. of sociol. sci.]. Orel, 2004. 240 p. (in Russian).
Malanov I. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: [email protected]
Miroshnichenko E. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Pedagogics and Psychology, Bratsk State University (ul. Makarenko, 40, Bratsk, Russian Federation, 665709). E-mail: [email protected]
Shmonina N. I., Senior Lecturer, Bratsk State University (ul. Makarenko, 40, Bratsk, Russian Federation, 665709). E-mail: [email protected]