Актуализация проблемы изучения педагогических условий обучения людей третьего возраста в Высшей народной школе
Шмонина Наталья Ивановна
старший преподаватель, Базовая кафедра истории, педагогики и психологии, Братский государственный университет, Ыа1а!уа[email protected]
В данной статье обращено внимание на одну из основных проблем человечества в XXI веке - это демографическое старение общества. В связи с прогрессирующим старением населения России возникает немало социально-экономических и политических проблем: пожилые люди теряют конкурентоспособность на рынке труда, обостряются кадровые процессы, ощущается недостаток трудовых ресурсов, особенно в сфере обслуживания и высококвалифицированного производства, но и сами пожилые люди чувствуют свою ненужность в современном обществе. Именно поэтому в статье затронута тема адаптации и социализации людей старшего поколения к современным условиям жизни в условиях обучения в Высшей народной школе. Затронуты проблемы, с которыми сталкиваются люди «третьего» возраста. Определены основные цели и задачи работы в направлении изучения проблемы обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе. Описаны этапы проведения экспериментальной работы в данном направлении. Выделены педагогические условия обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе. Ключевые слова: высшая народная школа, люди «третьего возраста», демографическое старение населения, обучение, совместная деятельность, педагогические условия обучения, социально-психологические особенности, психофизиологические особенности.
СО
О
сч
В связи с прогрессирующим старением населения России возникает немало социально-экономических и политических проблем: пожилые люди теряют конкурентоспособность на рынке труда, обостряются кадровые процессы, ощущается недостаток трудовых ресурсов, особенно в сфере обслуживания и высококвалифицированного производства. Накопленный жизненный опыт и высокий уровень образования остаются невостребованными, имеют место проблемы взаимоотношений людей старших возрастов с молодежью, возрастает нагрузка на работающих граждан по содержанию лиц пенсионного возраста. При этом люди старших поколений являются самыми активными избирателями, тем самым оказывая немалое влияние на результаты выборов [6].
Но все же в настоящее время меняются представления о старости. Все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе, и за счет внутреннего саморазвития самого человека. В связи с этим старость как период развития имеет будущее, достойна гуманного к себе отношения, не снисхождения, а уважения и восхищения [1].
Так как назрела необходимость более пристального изучения особенностей жизни и особенностей взаимодействия с современным миром пожилых людей, в обиходе многих исследователей, кто занимается данной проблематикой, появилось понятие «третий возраст». Понятие «третий возраст» является довольно новым в нашей стране, но становящееся с каждым годом всё более актуальным. Это понятие означает не просто «выход на пенсию» и пассивное ожидание социальной помощи от государства и/или смерти. Под «третьим возрастом» понимается «период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию. «Третий возраст» - это период свободной и активной жизни, открывающийся с выходом на пенсию. «Третий возраст» может стать для человека и «возрастом счастья», при условии, что человек посредством самодисциплины, воли, труда и упорства найдёт свой индивидуальный метод, благодаря которому можно на долгие годы сохранить здоровье, физическую активность и удовольствие от жизни [4].
Сегодня правомерно ставится вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного (непрерывного) образования применительно к пожилым людям. [5].
В настоящее время перед современным обществом стоит задача не только создать условия, для достойной жизни пожилых граждан, но и помочь им установить гармоничные отношения с социальным окружением, значительно расширить возможности социальной коммуникации, и социальной активности [3]. Поэтому особое значение в работе с данной группой приобретает психолого-педагогический компонент, заключающийся в формировании у пожилых людей нового социального опыта, позитивной мотивации и активизации их жизненных сил для решения своих проблем.
На сегодняшний день существуют различные методики повышения уровня психической активности пожилых людей. Однако данный процесс в большинстве случаев протекает бессистемно, отсутствует единая методологическая база, ее научное сопровождение, в недостаточной степени выработаны общие методологические и методические подходы в работе с пожилыми людьми для образовательных учреждений. За пределами научных интересов исследователей остается изучение потребностей в образовании старшей возрастной группы, динамика мотивации, изучение и разработка соответствующих методов и методик [2].
Решение данных задач возможно в рамках психолого-педагогической работы с данной группой путем внедрения в практику таких образовательных учреждений эффективных форм и методов комплексной поддержки пожилых людей. Обучение, специально организованное для пожилых людей может служить компенсирующей моделью их адаптации к новым условиям жизнидеятельности. Участие в различных образовательных мероприятиях поможет им находить пути выхода из различных жизненных затруднений, в личностной организации времени жизни и деятельности; обрести адекватное понимание себя, других людей и общества в целом; найти новые ориентиры в быстро меняющейся современной жизни [2].
В научной литературе, представителями различных научных школ, уже предпринимались попытки изучения феномена старости, положения пожилых в обществе. Также сделан значительный вклад в осмысление природы старения, развития геронтологии, геронтопсихологии и геронтосоцио-логии, большой вклад в развитие которых внесли и российские исследователи. Однако главной проблемой остается неопределенность методологии исследований, связанных с отсутствием единой научной теории старения.
Разработанность проблемы образования пожилых людей и управления этим процессом в России находится пока в начальной стадии. Имеются отдельные публикации, освещающие теорию и практику обучения людей третьего возраста, его особенности, специфические формы и методы. Анализ научной литературы показывает, что проблемы управления процессами
образования в пожилом возрасте являются малоизученными.
Поэтому мы считаем, что данная тема исследования является актуальной в образовательной практике и существует необходимость дальнейшего изучения проблемы обучения людей «третьего» возраста, а также структурирования теоретического материала.
Таким образом, целью нашего научного исследования явилось изучение педагогических условий обучения людей третьего возраста в Высшей народной школе (ВНШ). Мы предполагали, что специально разработанная программа обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе, ориентированная на учет особенностей, потребностей и возможностей людей «третьего» возраста будет способствовать адаптации и социализации (самореализации) данной категории граждан к новым современным условиям жизнедеятельности.
В контексте научно-исследовательской работы нами был проведен анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; определено место Высшей народной школы как социального института развития людей в зрелом возрасте; уточнена суть понятия «люди третьего возраста»; рассмотрена история становления обучения людей «третьего» возраста в России и за рубежом; выявлены особенности структурирования содержания образования людей «третьего» возраста; изучены основные педагогические условия обучения людей третьего возраста в условиях Высшей народной школы. Также разработана Программа обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе, как важнейшее условие образования взрослых, с учетом возрастных и личностных особенностей, индивидуальных потребностей и потенциальных возможностей людей «третьего» возраста.
В качестве педагогических условий в Программе выделены: социально-психологические особенности людей «третьего» возраста (возраст, образование, социальный статус, семейное положение, профессиональный опыт); психофизиологические особенности (эмоциональный фон, ощущения и восприятие, внимание, память, острота слуха и зрения, познавательная активность, состояние здоровья); развитие адаптационных способностей к новым современным условиям жизни в различных областях: отношение и общение; социальные контакты и связи; область жизнедеятельности; пользование техническими средствами коммуникации и т.п., что способствовало бы успешной адаптации и социализации (самореализации) людей третьего возраста в новых современных условиях жизни и деятельности.
Проведено эмпирическое исследование на предмет изучения педагогических условий обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе.
В качестве педагогических условий обучения людей «третьего» возраста выделены: приоритет-
ность совместной деятельности; использование жизненного опыта, как социального, так и профессионального; определение роли педагога (преподавателя) в образовательном процессе взрослых; тематическая специализация образовательного процесса в группе людей «третьего» возраста (по интересам, потребностям, способностям, направленности и т.п.)
Определены категории и показатели результативности и успешности обучения людей «третьего возраста»; даны характеристики педагогическим условиям образования взрослых в Высшей народной школе.
Научно-исследовательская работа была организована в три этапа: на первом этапе (2015 г.) была изучена специальная научная литература для систематизации знаний о состоянии обозначенной проблемы; на втором этапе (2016 г.), по результатам пилотажного исследования, была разработана Программа обучения людей «третьего» возраста в ВНШ; на третьем этапе (2015-2017 гг.) разработанная нами программа внедрялась в образовательный процесс ВНШ г. Братска; на четвертом заключительном этапе (2018 г.) проведена оценка эффективности реализованной обучающей программы для людей «третьего» возраста.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3. -С. 99-104.
2. Архипова О.В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных условиях. Автореф. дис. .канд. псих, наук. - Москва: МПСУ, 2011. 20 с.
3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход. Дис. .д. психол. наук. М., 2010. - 484 с.
4. Качество жизни населения «третьего возраста» в уральском федеральном округе. [Электронный ресурс]. // иРЬ: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/34314/1/urrr_2015_ 144.pdf) (дата обращения 24.01.2016).
5. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С 34-59.
6. Кононыгина Т.М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 248-273.
Actualization of the problem of studying the pedagogical conditions of teaching people of the third age in the Higher People's School Shmonina N.I.
Bratsky state university
This article focuses on one of the main problems of mankind in the 21st century - the demographic aging of society. In connection with the progressive aging of the Russian population, many socio-economic and political problems arise: older people lose competitiveness in the labor market, staffing processes are strained, there is a lack of manpower resources, especially in the service sector and highly skilled production, but older people themselves feel modern society. That is why the article touches upon the topic of adaptation and socialization of people of the older generation to the modern conditions of life in the conditions of training in the Higher People's School. The problems encountered by people of the "third" age are touched upon. The main goals and tasks of the work in the direction of studying the problem of teaching people of the "third" age in the Higher People's School have been determined. The stages of carrying out experimental work in this direction are described. The pedagogical conditions for training people of the "third" age in the Higher People's School are singled out. Key words: higher folk school, people of the "third age", demographic aging of the population, teaching, joint activities, pedagogical conditions of education, social and psychological characteristics, psychophysiological features. References
1. Antsyferova L.I. New stages of late life: time of warm fall or se-
vere winter?//Psychological magazine. - 1994. - T. 15. - No. 3. - Page 99-104.
2. Arkhipova O.V. Training as a condition of successful adaptation
of elderly people in stationary conditions. Avtoref. yew.канд. loony, sciences. - Moscow: MPSU, 2011. 20 pages.
3. Yermolaeva M.V. Psychology and pedagogical escort of the eld-
erly person: subject approach. YewA психол. sciences. M, 2010. - 484 pages.
4. Quality of life of the population of "the third age" in Ural federal
federal district. [Electronic resource].//URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34314/1/urrr_2015_144.pdf) (date of the address 1/24/2016).
5. Krasnova O.V., Martsinkovskaya T. D. Features of social and
psychological adaptation at late age//Psychology of a maturity and aging. - 1998. - No. 3. - From 34-59.
6. Kononygina T.M. Gerontoobrazovaniye: towards to requirements
elderly//Continuous education in political and economic contexts / Otv. edition G.A. Klyucharev. M.: IS RAS, 2008. Page 248-273.
CO ^
О
СЧ