Обоснование программы обучения людей «третьего» возраста в Высшей народной школе
Шмонина Наталья Ивановна
старший преподаватель, базовая кафедра истории, педагогики и психологии, Братский государственный университет, [email protected]
В данной статье обращено внимание на проблемы людей «третьего» возраст - это ухудшение состояние здоровья, определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, изменение социального статуса в обществе и семье, уменьшение количества выполняемых ролей и др. Поэтому важнейшая задача современного общества - это создание условий для дальнейшей самореализации людей «третьего» возраста.. Наряду с организацией творческой и досуговой деятельности пожилых людей, необходимо создавать условия для организации их общественно-полезной деятельности, а также есть необходимость в создании условий для обучения, в результате которого пожилые люди могут удовлетворить одну из главных потребностей - потребность в познании. Цель нашей работы -разработка программы обучения людей «третьего» возраста. Программа направлена на дальнейшее развитие личности пожилого человека и удовлетворению основных потребностей, а также способствует развитию культурной, правовой, социальной, психологической и технологической компетентностей. Определена основная цель работы с людьми «третьего» возраста в Высшей народной школы - это создание условий для адаптации, социализации и самореализации людей третьего возраста к современным условиям жизни. Концептуальной основой программы является идея повышения самореализации, адаптации и социализации людей третьего возраста посредством их включения в соцально-активную деятельность в ходе обучения в Высшей народной школе. Ключевые слова: высшая народная школа; люди «третьего возраста»; демографическое старение населения; основные проблемы людей «третьего» возраста; особенности обучение людей «третьего» возраста; цель, задачи, принципы обучения людей «третьего» возраста.
о
п ^
СО
сч
01
Анализ проблем людей «третьего» возраста показал, что на сегодняшний день отношение к людям данной возрастной группы со стороны государства и общества изменилось. Но в то же время нерешенными остаются множество вопросов, касающихся адаптации к современным быстро меняющимся условиям жизни.
Люди «третьего» возраста - социально-демографическая группа населения, численность которой постоянно растет. По мере старения люди данной категории сталкиваются с множеством проблем: ухудшается состояние здоровья, происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, изменяется социальный статус в обществе, семье, уменьшается количество выполняемых ролей и т.д.
Когда человек выходит на пенсию, когда перестает заниматься профессиональной деятельностью, то начинает ощущать свою «ненужность», свое маргинальное положение в обществе и в своих глазах теряет свою значимость. У него занижается самооценка, он теряет целевые ориентиры на будущее, и очень часто направлен, только лишь, на «доживание». Людям «третьего» возраста не хватает общения, им необходимо чувствовать свою полезность и причастность, чтобы оставаться активными субъектами жизнедеятельности.
Поэтому важнейшая задача современного общества - это создание условий для дальнейшей самореализации людей «третьего» возраста, которые завершили свой профессиональный путь.
Мы сегодня вправе говорить о том, что наряду с организацией творческой и досуговой деятельности пожилых людей, необходимо создавать условия для организации их общественно-полезной деятельности (передача опыта молодым поколениям, волонтерская деятельность), но также есть необходимость в создании условий для обучения, в результате которого пожилые люди могут удовлетворить одну из главных потребностей (по А. Маслоу) - потребность в познании, а также потребность в самоактуализации.
Лозунг «Образование - через всю жизнь» - сегодня актуален как никогда. Образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого
возраста, включая период старения. Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой - способствует удовлетворению потребности в новой информации [1].
Для человека «третьего» возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно способствовать психологической устойчивости. Таким образом, «образование пожилых - это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пенсионного возраста» [1].
Поэтому целью нашей работы и стала разработка программы обучения людей «третьего» возраста. Разработанная нами программа учитывает в первую очередь психологические особенности людей «третьего» возраста, их потребности и особенности обучения. Программа направлена на дальнейшее развитие личности пожилого человека и удовлетворению основных потребностей, а также способствует развитию культурной, правовой, социальной, психологической и технологической компетентностей.
Программа обучения в Высшей народной школе дает возможность людям «третьего» возраста получить определенный уровень знаний, умений и навыков, обрести уверенность в своих силах и реализовать потенциал физических, интеллектуальных ресурсов и свободного времени.
Занятия представляют собой лекции, базирующиеся на устной передаче знаний и восприятии этих знаний слушателями; семинары, которые основываются на дополнительном рассмотрении участниками группы отдельных проблем, затронутых на лекции; практикумы, предполагающие использование полученных знаний; экскурсии, направленные на расширение представлений об изучаемом предмете; творческие встречи, направленные на актуализацию творческих способностей пожилых людей.
Использование различных методов работы, таких как демонстрация, дискуссия, объяснение, игровые методы и просмотр видеоматериала помогут слушателям в полном объеме освоить материал и применить его в дальнейшем в практике.
Для достижения высокой результативности по всем модулям программы осуществляется тесное взаимодействие со специалистами заинтересованных организаций (медицинские работники, инспектор ДПС, участковый, сотрудники МЧС, педагоги и психологи, краеведы и историки и др.).
Диагностика интересов, когнитивных потребностей людей «третьего» возраста, осуществляемая до начала занятий в «Высшую народную школу», что позволяет согласовать возможности учреждения и запросы обучающихся для выбора опти-
мальной образовательной стратегии, стиля и характера обучения в рамках отдельного модуля.
Цель программы: создание условий для адаптации, социализации и самореализации людей третьего возраста к современным условиям жизни.
Концептуальной основой программы является идея повышения самореализации, адаптации и социализации людей третьего возраста посредством их включения в соцально-активную деятельность в ходе обучения в Высшей народной школе.
Задачи программы:
1. Дать представление об основах медицинских знаний, здоровом образе жизни.
2. Научить применять эти знания для повышения качества жизни.
3. Актуализировать знания об истории и культуре.
4. Сформировать определенный уровень компьютерной грамотности.
5. Повысить уровень психологической грамотности.
6. Повысить уровень социально-правовой грамотности.
В качестве основных принципов, заложенных в программу, выделены:
- принцип равенства;
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип опоры на опыт;
- принцип инновационности;
- принцип рефлексивности
- принцип здоровьесбережения и др.
Для реализации поставленных задач в программе предусмотрены следующие направления работы (модули):
- краеведение и культура;
- активное долголетие;
- основы психолого-педагогических знаний;
- информационно технологии;
- социально-правовые знания.
Слушатели ВНШ посещают библиотеки, музеи, концертные залы, что способствует расширение кругозора граждан пожилого возраста, способствует пополнению знаний об истории родного края, осмыслению культурных традиций, ценностей. Участие граждан пожилого возраста в различных конкурсах, выставках, концертах как процесса включения в активную социальную жизнь формирует новый облик старости: активной, деятельной, наполненной жизненной энергией, оптимизмом и новым смыслом.
При разработке занятий учитываются возрастные и психофизиологические особенности слушателей Высшей народной школы, а также их адаптивные возможности. На каждом занятии задействован жизненный и профессиональный опыт людей «третьего» возраста, что способствует актуализации прошлого опыта как нужного и важного пласта знаний, умений, навыков и компетенций для передачи молодым поколениям.
Все занятия в ВНШ позволяют с пользой проводить свободное время, дают возможность общаться, обмениваться мнениями, обсуждать акту-
альные вопросы, делиться своими знаниями, расширять круг общения и интересов людей «третьего» возраста, а так же помогают: адекватно реагировать на происходящее в общественной и культурной жизни изменения; подготавливают к использованию новых возможностей, предоставляемых постоянно обновляющейся жизнью; избежать очевидных, традиционных решений, выдвинуть нестандартные, неординарные идеи; удовлетворять одну из основных человеческих потребностей - потребность в самореализации.
Эффективность внедренной нами программы нами оценивалась по таким критериям как: уровень усвоенных знаний и умений; степень удовлетворенности участием в программе; уровень самоактуализации личности до и после включения в программу.
Литература
1. Агапова О. Образование пожилых людей в российском сообществе: к постановке проблемы // Образование пожилых людей: перспективы для общества и человека. Материалы Международной конференции. Москва, 21-25 ноября 2000 г. - СПб, 2000. - С. 53 - 62.
Justification of the training program people of the «third» age in the Higher People's School
Shmonina N.I.
Bratsk State University
This article focuses on the problems of people of the "third" age - a deterioration in the state of health, a certain reorientation of vital interests, needs, changes in social status in society and the family, a reduction in the number of roles performed, etc. Therefore, the most important task of modern society - this is the creation of conditions for the further self-realization of people of the "third" age. Along with organizing the creative and leisure activities of the elderly, it is necessary to create conditions for the organization of their socially useful th activity, and also there is a need for creation of conditions for training, as a result of which older people can satisfy one of the main needs - the need for cognition. The purpose of our work is the development of a program for training people of the "third" age. The program is aimed at further developing the personality of an elderly person and meeting basic needs, and also contributes to the development of cultural, legal, social, psychological and technological competencies. The main goal of working with people of the "third" age in the Higher People's School was defined: creating conditions for the adaptation, socialization and self-realization of people of the third age to the modern conditions of life. The conceptual basis of the program is the idea of increasing self-realization, adaptation and socialization of people of the third age through their inclusion in socially active activities during the training in the Higher People's School.
Key words: the highest public school; people of the «third age»; demographic aging of the population; the main problems of people of the «third» age; features training people of the «third» age; purpose, objectives, principles of teaching people of the «third» age.
References
1. Agapova O. Education of elderly people in the Russian community: to statement of a problem//Education of elderly people: prospects for society and the person. Materials of the International conference. Moscow, on November 21-25, 2000 -SPb, 2000. - Page 53 - 62.
CO
0
СЧ
CM
01