Научная статья на тему 'Модель обучения грамматике английского языка в рамках компетентностного подхода'

Модель обучения грамматике английского языка в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / концепция конструктивистского согласования / универсальная компетенция обучающихся / competency-based approach / concept of constructive alignment / universal competence of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Николаевна Иванова, Татьяна Евгеньевна Клец

Дается описание процесса обучения грамматическим явлениям английского языка в системе языковой подготовки в вузе, в ходе которого происходит отбор оптимальных способов и средств эффективного достижения образовательных целей, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции как одной из универсальных компетенций обучающихся. По мнению авторов, организация процесса обучения английскому языку в соответствии с концепцией конструктивистского согласования дает возможность за счет использования активных технологий включить каждого обучающегося в учебную деятельность, способствуя развитию у студентов когнитивных способностей более высокого уровня и приобретению навыков самостоятельного конструирования предметных знаний. Предложенная модель обучения грамматике на основе данной концепции отвечает современным требованиям компетентностного подхода, так как формирует у обучающихся готовность к эффективному межличностному взаимодействию и продуктивной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталия Николаевна Иванова, Татьяна Евгеньевна Клец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of teaching English grammar within the framework of a competence-based approach

The article describes the process of teaching grammatical phenomena of the English language in the system of language training at a university, during which the selection of optimal ways and means of effectively achieving educational goals related to the formation of foreign language communicative competence as one of the universal competencies of students takes place. According to the authors, organizing the process of teaching English in accordance with the concept of constructivist coordination makes it possible, through the use of active technologies, to include each student in educational activities, promoting the development of higher-level cognitive abilities in students and the acquisition of skills in independent construction of subject knowledge. The proposed model of teaching grammar based on this concept meets the modern requirements of the competency-based approach, as it forms students’ readiness for effective interpersonal interaction and productive professional activity.

Текст научной работы на тему «Модель обучения грамматике английского языка в рамках компетентностного подхода»

Научная статья

УДК 378.147.227; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-91-94

EDN: https://elibrary.ru/YPSCSQ

NIION: 2018-0077-1/24-431

MOSURED: 77/27-024-2024-01-630

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Модель обучения грамматике английского языка в рамках компетентностного подхода

Наталия Николаевна Иванова1, Татьяна Евгеньевна Клец2

1 Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний России (Псковский филиал),

Псков, Россия, nataliya.ivanova.73@list.ru

2 Псковский государственный университет, Псков, Россия, kte63@yandex.ru

Аннотация. Дается описание процесса обучения грамматическим явлениям английского языка в системе языковой подготовки в вузе, в ходе которого происходит отбор оптимальных способов и средств эффективного достижения образовательных целей, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции как одной из универсальных компетенций обучающихся. По мнению авторов, организация процесса обучения английскому языку в соответствии с концепцией конструктивистского согласования дает возможность за счет использования активных технологий включить каждого обучающегося в учебную деятельность, способствуя развитию у студентов когнитивных способностей более высокого уровня и приобретению навыков самостоятельного конструирования предметных знаний. Предложенная модель обучения грамматике на основе данной концепции отвечает современным требованиям компетентностного подхода, так как формирует у обучающихся готовность к эффективному межличностному взаимодействию и продуктивной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, концепция конструктивистского согласования, универсальная компетенция обучающихся

Для цитирования: Иванова Н. Н., Клец Т. Е. Модель обучения грамматике английского языка в рамках компетентностного подхода II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 91-94. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2024-1-91-94. EDN: YPSCSQ.

Original article

A model ofteaching English grammar within the framework of a competence-based approach

Natalia N. Ivanova1, Tatyana E. Klets2

1 St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service ofRussia (Pskov branch), Pskov, Russia,

nataliya.ivanova.73@list.ru

2 Pskov State University, Pskov, Russia, kte63@yandex.ru

Abstract. The article describes the process of teaching grammatical phenomena of the English language in the system of language training at a university, during which the selection of optimal ways and means of effectively achieving educational goals related to the formation of foreign language communicative competence as one of the universal competencies of students takes place. According to the authors, organizing the process of teaching English in accordance with the concept of constructivist coordination makes it possible, through the use of active technologies, to include each student in educational activities, promoting the development of higher-level cognitive abilities in students and the acquisition of skills in independent construction of subject knowledge. The proposed model of teaching grammar based on this concept meets the modern requirements of the competency-based approach, as it forms students' readiness for effective interpersonal interaction and productive professional activity.

Keywords: competency-based approach, concept of constructive alignment, universal competence of students

For citation: Ivanova N. N., Klets Т. E. A model of teaching English grammar within the framework of a competence-based approach II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):91-94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-1-91-94. EDN: YPSCSQ.

© Иванова H. H., Клец Т. E., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

91

В настоящее время профессиональная подготовка специалистов в вузе основывается на компетентност-ном подходе, акцентирующем внимание на результате образования, который представлен совокупностью универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Компетентностный подход ориентирован на формирование профессиональных навыков и умений будущего специалиста, а также развитие его социальных и личностных качеств, необходимых для успешной реализации межличностной и профессиональной коммуникации.

Исследованиями ученых, занимающихся вопросам компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, Н. Хомский, А. В. Хуторской и др.) [1; 4; 5; 6], установлено, что приоритетная ориентация системы образования на компетентност-ную модель подготовки специалиста соответствует потребностям современного общества, поскольку повышает качество обучения и способствует готовности личности к решению разного рода проблем. Таким образом, одним из основных постулатов компетентностного подхода на сегодняшний день является усиление личностной направленности образования, т. е. смещение фокуса внимания на обучающегося: его интересы и потребности, его деятельность в процессе обучения, т. е. создание обучающей среды, в которой студент самостоятельно исследует и строит свое знание.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1011, целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является формирование у обучающихся универсальной компетенции, выражающейся в способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языке(ах). Содержательной основой данной компетенции выступают базовые ключевые навыки и умения, а именно, способность обобщать и систематизировать знания, уметь работать с различными источниками информации, организовывать свой собственный образовательный процесс, развивать навыки критического и творческого мышления и др. Коммуникативная составляющая указанной универсальной компетенции выражается в способности грамотно и ясно строит монологическую и диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения, совершенствовании навыков публичного выступления и полемического общения, установления контактов, в проявлении умений работать в коллективе, сотрудничать, разрешать конфликты [2].

Очевидно, что определение иноязычной коммуникативной компетенции в качестве цели и результата обучения по дисциплине «Иностранный язык» предполагает поиск новых методов и технологий организации образовательного процесса. Например, в современной практике высшего образования большую популярность получила концепция конструктивист-

ского согласования (СА-концепция - «Constructive alignment system»), разработанная Дж. Биггсом. Согласно принципам конструктивизма, процесс обучения ориентирован на обучающегося, что подразумевает переход от передачи готовых знаний к конструированию студентами собственных смыслов и знаний [7].

По нашему мнению, модель преподавания, базирующаяся на концепции конструктивистского согласования, коррелирует с задачами языковой подготовки в вузе, поскольку строится на широком использовании активных методов обучения, способствует техноло-гизации образовательного процесса и позволяет сократить имеющиеся различия в стилях обучения и результатах деятельности у различных групп студентов. В данной модели роль преподавателя на аудиторном занятии является второстепенной и заключается в создании ситуаций и контекста, максимально приближенных к условиям реальной коммуникации [3].

В данной работе мы предлагаем опробованную нами модель процесса обучения грамматике английского языка, организованного в соответствии с концепцией конструктивистского согласования, на примере плана учебного занятия при объяснении темы «The Present Perfect Tense» для обучающихся с уровнем владения английским языком В1 - Low Intermediate. Рассмотрим основные этапы данного практического занятия.

На этапе планирования практического занятия по английскому языку при отборе грамматического материала особое внимание уделяется уровню языковой подготовки обучающихся, целям и результатам обучения, изложенным в образовательном стандарте по направлению подготовки, а также учету интересов обучающихся.

Следует отметить, что, обучая грамматике, мы используем интеграционные методы и приемы, позволяющие совмещать процесс обучения различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию, письму, что способствует интенсификации процесса обучения.

Целью 1-го этапа практического занятия (5 мин) -Warming up (Разминка) - является создание языковой среды, например, при использовании беседы «small talk» о событиях дня или различных игровых заданий на повторение пройденного материала.

2 этап - Introduction (Введение) - связан с сообщением обучающимся коммуникативной цели данного занятия, т. е. конкретного результата, который обучающиеся достигнут в конце занятия. Например, Today you'll learn how to ask and tell your friends about the news.

3 этап - Presentation (Презентация), занимающий 10-15 минут, представлен ознакомлением обучающимися с новым видео, аудио, графическим или текстовым контентом, содержащим грамматическую форму Present Perfect. Например, обучающимся предлагается ознакомиться с письмом и ответить в малых группах на 3 вопроса по содержанию письма с последующим обсуждением и исправлением допущенных ошибок.

Далее, на примере предложения I have been to Mexico при демонстрации слайдов с фотографиями преподаватель поясняет значение всего предложения, делясь мыслями вслух: I have been to Mexico. = I said that I went to Mexico and now I am back. I didn't say when I went there because it's not important. The fact that I was in Mexico is more important than the time. I think the trip to Mexico is a very important fact in my life. And I came back and now I am here again. So, I use "have been" instead of "was" when I talk about the past action that has an important connection to the present. This past action has effects (result) in the present: a lot of photos, souvenirs, and a great experience in life. С опорой на наглядность (схемы, рисунки и таблицы) студенты анализируют формулу времени, ее использование в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях, при этом акцент делается на самостоятельность суждений обучающихся. Выполняется серия подстановочных и трансформационных упражнений для закрепления грамматической структуры.

На последнем этапе презентации проводится проверка понимания нового материала в виде вопросо-от-ветных упражнений, например, на базе предложения I've already taken many photos: ¡.What is "I've"for? Is it a long or a short form? Make it a long form. 2. Did you take photos until now? 3. Is there any result in the present? 4. Is this past or present? 5. Change it into Past Simple. 6. Can we add the word "yesterday"?

4 этап занятия - Practise (Практика) - вовлекает обучающихся в. активную речевую деятельность при выполнении условно-речевых упражнений на основе нескольких мини-диалогов.

Этап выполнения речевых упражнений предполагает самостоятельное использование осваиваемой грамматической конструкции при составлении непроизвольного диалога с целью обсуждения с другом новостей или событий.

Завершающий 5 этап занятия посвящен саморефлексии студентов и оценке результатов работы и проводится в виде фронтального опроса группы. Обучающиеся составляют ряд предложений о новых знаниях с использованием форм Present Perfect. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается составить рассказы о том, что они и члены семьи успели сделать в течение дня с использованием изученного времени. Как показывает практика, представленная модель позволяет получить прочные знания и умения владения данной грамматической конструкцией.

Подводя итог, подчеркнем, что представленный обобщенно фрагмент практического занятия по грамматике может служить примером того, как за счет внедрения в образовательный процесс элементов технологий обучения в сотрудничестве, проблемного обучения и развития критического мышления фокус внимания в учебном процессе перемещается на деятельность обучающихся, заставляя их глубже анализировать предлагаемый учебный материал и самим конструировать свои знания по предмету, что отвечает концепции конструктивистского согласования

и современным требованиям компетентностного подхода к организации процесса иноязычного обучения в вузе.

Список источников

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Иванова, H. Н. К вопросу о формировании и развитии профессионально значимых компетенций обучающихся в рамках дисциплины «Английский язык» / H. Н. Иванова // Актуальные вопросы подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. Псков, 2021. С. 25-29.

3. Клец, Т. Е. Развитие иноязычных устно-речевых умений студентов на основе проблемного обучения / Т. Е. Клец // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы. Арзамас, 2020. С. 70-74.

4. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 21-26.

5. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хом-ский ; под общ. ред. В. А. Звегинцева. Серия переводов. М., 1972. Вып. 1. 233 с.

6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

7. Биггс, Дж. Преподавание для качественного обучения в университете / Дж. Биггс. 2-е изд. Букингем : Издательство Открытого университета ; Общество исследований высшего образования, 2003.

References

1. Zimnyaya I. A. Key competencies - a new paradigm for educational results // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42.

2. Ivanova N. N. On the issue of the formation and development of professionally significant competencies of students within the discipline "The English language" // Current issues of personnel training for the penal system. Pskov, 2021. P. 25-29.

3. Klets T. E. Development of foreign language oral speech skills of students based on problem-based learning // Modern trends in language education: experience, problems, prospects. Arzamas, 2020. P. 70-74.

4. Tatur Yu. Competence in the structure of the quality model of specialist training // Higher education today. 2004. No. 3. P. 21-26.

5. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax / under the general editorship of V. A. Zvegintseva. Series of translations. Issue 1. M., 1972. 233 p.

6. Khutorskoy A. V. Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education // People's education. 2003. No. 2. P. 58-64.

7. Biggs J. Teaching for quality learning at university. 2nd ed. Buskingham: Open University Press; Society for Research into Higher Education, 2003.

!СКИЕ НАУКИ 93

Информация об авторах

H. H. Иванова - доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат филологических наук, доцент;

Т. Е. Клец - старший преподаватель кафедры иностранных языков для нелингвистических направлений.

Information about the authors

N. N. Ivanova - Associate Professor of the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

T. E. Klets - Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages for non-linguistic areas.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 21.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 21.12.2023; acceptedforpublication01.02.2024.

Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление : учебник / Бастрыкин А. И. [и др.]. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 311 с.

ISBN: 978-5-238-02818-7

Цель учебника - показать основные элементы организационной культуры правоохранительных органов в их взаимодействии с внешней и внутренней средой. Комплексный подход к изучению явления организационной культуры правоохранительных органов позволяет рассматривать его как один из инструментов деятельности, направленной не только на достижение целей организационной системы правоохранительных органов, но и на поддержание ее стабильности, целостности. Это особенно актуально в современной практике управления правоохранительными органами. Круг вопросов, изложенных в учебнике, охватывает различные аспекты системы исследования организационной культуры правоохранительных органов, позволяющих читателю получить наиболее полную картину данного явления.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

СТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

УЧЕБНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.