Научная статья на тему 'Формирование языковой компетенции учащихся старшего профиля обучения (на материале темы "Путешествие")'

Формирование языковой компетенции учащихся старшего профиля обучения (на материале темы "Путешествие") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LANGUAGE COMPETENCE / SPEECH ACTIVITY / ENGLISH LANGUAGE TEACHING / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна, Гудиева Хава Кураевна

В данной статье рассматривается процесс формирования языковой компетенции на уроках английского языка. Авторы уточняют содержание языковой компетенции для учащихся старшего профиля обучения, рассматривают стратегии и этапы ее формирования. Выявляется наиболее эффективный виды деятельности при формировании языковой компетенции на материале темы «Путешествие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна, Гудиева Хава Кураевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE COMPETENCE FORMATION WITH SENIOR PROFILE PUPILS (BASED ON THE MATERIAL OF THE THEME OF "TRAVELLING")

The process of formation of language competence at the lessons of the English language is the subject of the article. The authors specifies the content of language competence for senior students; consider the strategies and stages of its formation. The most effective types of activities in the formation of language competence on the material of the theme "Travelling" are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование языковой компетенции учащихся старшего профиля обучения (на материале темы "Путешествие")»

Разработанная нами программа «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» опиралась на современные технологии.

Содержательный компонент программы подготовки студента-будущего педагога строился по алгоритму: «ознакомиться - изучить - освоить - интерпретировать - разработать - внедрить».

Максимальная активность студентов достигается практико- ориентированными заданиями, приближёнными к их учебно-профессиональным интересам.

Результатами реализации программы «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» стали создание проектов студентов по организации преемственности математического образования, обеспечивающих реализацию идеологии и нормативного содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; актуальный уровень профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов начальной и основной школы, диагностируемая профессиональная готовность в области реализации преемственности математического образования обучающихся в начальной и основной школе.

Выводы. Анализ результатов внедрения представленной программы свидетельствует о том, что будущий педагог, реализующий основную образовательную программу в рамках внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, должен знать основные психологические и педагогические концепции, содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; уметь оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать методы повышения эффективности его развития; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе, реализовывать в своей деятельности функции управления, осуществлять профессиональную рефлексию, использовать частные методики, анализировать программы, учебно-методические комплексы и дидактические материалы; владеть педагогическими, информационными и коммуникационными технологиями, навыками профессиональной коммуникации, умением решать профессиональные проблемы и пр. При этом компетентность будущего учителя в реализации преемственности образования в начальной и основной школе проявляется в наличии профессионально-значимых личностных качеств, которые неотделимы от организации учебной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Александрова Л.А. О преемственности в обучении математике между начальной и основной школой / Л.А. Александрова // Математика в школе. - 2013. - № 10. - С. 16-21.

2. Кондаков А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А.М. Кондаков // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 3-5.

3. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности / О.Е. Курлыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4. - С. 34-41.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.

5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544.

6. Словарь-справочник по педагогике / авт.сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.Н. Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 21-26.

Педагогика

УДК 372.881.1

доктор педагогических наук, профессор Мещерякова Елена Владиленовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); магистрант 2 курса Гудиева Хава Кураевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ»)

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования языковой компетенции на уроках английского языка. Авторы уточняют содержание языковой компетенции для учащихся старшего профиля обучения, рассматривают стратегии и этапы ее формирования. Выявляется наиболее эффективный виды деятельности при формировании языковой компетенции на материале темы «Путешествие».

Ключевые слова: языковая компетенция; речевая деятельность; обучение английскому языку; иноязычная коммуникация; коммуникативная компетенция.

Annotation. The process of formation of language competence at the lessons of the English language is the subject of the article. The authors specifies the content of language competence for senior students; consider the strategies and stages of its formation. The most effective types of activities in the formation of language competence on the material of the theme "Travelling" are revealed.

Keywords: language competence; speech activity; English language teaching; foreign language communication; communicative competence.

Введение. Ведущей целью в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе является формирование способности к иноязычному общению на иностранном языке. Этой цели соответствует формирование у учащихся коммуникативной компетенции, в которую входит ряд

составляющих ее компетенций: лингвистическая или языковая, речевая, социокультурная, социальная и стратегическая. Как мы видим одной из ведущих компетенций является языковая, которая с одной стороны является тщательно исследованной, как в России (А.Л.Бердичевским, М.В.Исламовой, В.В.Сафоновой, И.Л.Пересторониной, Е.В.Тихомировым, Л.Л.Федоровой и др.), так и за рубежом (L.F. Bachman, M.Canale, S.Moirand, S.Savignon, J.A.Van Ek и др.). Однако с другой стороны, практика свидетельствует, что учителя школ и учащиеся отмечают недостаточный уровень сформированности языковой компетенции, что требует дальнейшего ее изучения.

Изменения, происходящие в условиях развивающегося общества, в системах образования коснулись и Российской Федерации. Россия, подписав болонскую декларацию и войдя во всеобщее образовательное пространство, расширила масштабы межкультурных связей. В этих условиях, большое значение уделяется факторам коммуникабельности, деятельному и активному творчеству, создаются условия для конкуренции, социальная и профессиональная мобильность обретает широкий размах. Поэтому мы планируем в рамках данной статьи рассмотреть проблему формирования языковой компетенции соответственно с целями и ситуациями общения в условиях иноязычной культуры в рамках сферы деятельности общения в процессе путешествий

Изложение основного материала статьи. Термины «компетентность» и «компетенция», которые попали в русский язык в качестве заимствования из английского, часто встречаются в научной литературе. Эти два определения заключают в себе социальные, мотивационные, поведенческие и этические аспекты, в связи с чем мы можем уверено полагать, что их содержательная сторона шире, нежели у понятий «знание», «умение», «способность» или «навык». Эти два термина дифференцируются многими учеными, среди которых Хуторской А.В., Равен Д.Ж., Маркова А.К., и другие.

По Хуторскому А.В. компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств индивида (навыков, знаний, способов деятельности умений), задаваемых по отношению к определенному ряду предметов и процессов, и необходимых для продуктивной и эффективной деятельности по отношению к ним, а компетентность - это те или иные личные умения и способности индивида, а также опыт [7, с. 120].

Умение решать возникающие проблемы с помощью личного опыта, применять полученные знания и навыки и есть компетенция. Рассматривая термин «компетенция» более широко, то можно сказать, что она:

• объединяет в себе знания, умения и способности индивида успешно осуществлять ту или иную деятельность;

• является конкретным набором умений, который определяет качество выполняемой работы;

• характеристика индивида, образующаяся из навыков, способностей и форма поведения, влияющих на функционирование деятельности.

Таким образом, компетенция служит нормой, в зависимости от выбранной сферы деятельности, которая помогает качественно и продуктивно осуществлять конкретную профессиональную деятельность [7, с. 45].

В методике обучения иностранным языкам термин «языковая компетенции» достаточно молодой и появился только в 20 веке. Такие известные ученые, как А.А. Миролюбов, Н. Хомский, С. Савиньон, Л.Н. Черноватый, Е.И. Пассов, Д. Хаймс, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим и другие посвятили много трудов в попытке определить проблемы языковой компетенции. Термин «языковая компетенция» можно определить как «общая наука об идеальном говорящем и слушающем» [5, с. 73]; «знание единиц слова и известных формальных правил, с помощью которых единицы слова объединяются в значимые словосочетания. Языковая компетенция включает в себя лексические, грамматические, семантические, фонологические, орфографические и орфоэпические компетенции» [4]; «относительно их уровня следует знать систему информации об изучаемом языке: фонетику, лексику, состав слова и составление слова, морфологию, синтаксис простых и сложных предложений, стилистические основы текста. Если у ученика сложится понятие об изучаемом языке, и он сможет использовать эту систему, он станет обладать языковой компетенцией» [1, с. 311].

На основании всего сказанного можно заключить, что языковая компетенция - это знание системы понятий грамматики языка, а значит, при помощи грамотного пользования данным умением перед человеком открывается возможность строить безграничное количество верных выражений. Н. Хомский считает, что диалог между компетентными говорящими и сгущающими, которые в состоянии составлять выражения по определенному образцу и осознавать как это делается, может быть бесконечен, если они понимают смысл сказанного [6, с. 65].

Определения Хомского и ученого из США Д. Хаймса отличаются некоторыми тонкостями. По Д. Хаймсу языковая компетенция - это «правила использования, без которых польза от грамматических правил отсутствует» [9, с. 278]. Особая психологическая система, включающая в себя речевой опыт повседневного общения, не говоря уже о сведениях об изучаемом языке в процессе обучения и ощущениях языка.

На основании анализа развития термина «языковая компетенция» в сегодняшнем методе преподавания и обучения ему можно дать следующее определение: набор знаний о языке, которые позволяют вступать в коммуникацию в соответствии с правилами и нормой языка, на котором происходит коммуникация.

Таким способом также развиваются языковые способности учеников. Данные знания заложены в грамматику, которая благодаря возможности изменять первоначальные конструкции и структуру предложений, помогают выяснить происхождение языка.

Основной задачей ученика выступает правильное пользование иностранным языком в качестве инструмента общения. При овладении языковой компетенцией ученик формирует свой словарный запас, для облегчения формирования которого часто делают специальную подборку лексики на основе принципа частотности [11, с. 113-117] и ситуативности [12].

Для того чтобы языковая компетенция считалась успешно сформированной, необходимо овладение ее видами, т.е. выполнить следующие действия:

• выявить проблему, которая препятствует формированию языковой компетенции;

• разобрать структуру языковой компетенции;

• определить уровень сформированности языковой компетенции у учащихся;

• разработать методы и приемы, которые помогут формировать языковую компетенцию;

• проверка результативности названных условий формирования языковой компетенции.

Данный процесс проходит в несколько этапов. На первом этапе необходимо определить уровень владения языком. На следующем - подготовить материал по обучению иностранному языку. На заключительном этапе успешные результаты исследования применяются на практическом пользовании.

Построение языковой компетенции - важная составляющая овладения языком, потому что именно она отвечает за умение применять слова, с их разнообразными формами, синтаксические построения в соответствии с нормами литературного языка, способность использовать синонимические средства языка и др. Языковую компетенцию можно отнести к психологическому процессу, который формируется благодаря опыту общения и обучения языку.

Сегодня на процессе формирования языковой компетенции акцентируется большое внимание, связанной с тем, что именно языковая компетенция может способствовать развитию активной социальной личности. Успешное овладение способами обучения языку обеспечивается достаточным уровнем языковой компетентности. При помощи языковой компетенции человек может вступать в эффективную межкультурную коммуникацию, адекватно воспринимать речь собеседника, анализировать ее и реагировать соответствующем социальному контексту образом. Языковая компетенция нередко выступает набором определенных навыков, необходимых для осуществления коммуникации между людьми, помимо понимании ее как учебной дисциплины. В ее основе находится способность к грамматике и лингвистическая категория на врожденном уровне. Методика языка, благодаря быстрому развитию и языковой компетенции в лингвистической науке, дополнилась рядом новых терминов и получила условия создания теории, необходимой для обучения иностранным языкам. Главной задачей изучения и обучения иностранному языку является формирования языковой компетенции.

При ее сформированности ученик должен уметь выполнять следующие функции:

• свободно владеть языком;

• вступать в коммуникация при помощи средств информационных технологий;

• разбираться и принимать многообразие мировой культуры.

Поскольку одной из главных способностей к языку считается знание языка и возможность его оценки, для развития языка необходимо знать языковую систему, научиться основным речевым нормам, успешно применять языковые средства. Основные задачи и цели изучения английского языка как неродного достаточно многоаспектны, а четкое и ясное их определение возможно с введением языковой компетенции в науку обучения, ее практику и теорию.

Основными задачами изучения английского языка будут:

• овладеть информацией о строении и функционировании английского языка, данными о языке англичан, их культуре, народном творчестве, литературе, обычаях и традициях;

• овладеть богатствами языка, развить коммуникативную компетенцию, состоящую из знаний всех норм литературного языка и правописания;

• овладеть видами речевой практики в разных коммуникативных ситуациях;

• развить коммуникативную компетенцию, отвечающую за личностное совершенствование ученика и образование коммуникативной культуры;

• сформировать компетенцию культуроведения (овладеть знаниями о своде знаний о культуре английского народа в контексте мировой культуры, о культурных стереотипах вербального поведения, ознакомиться с компонентами национально-культурного значения и единицами языка, понимать значение и роль языка в жизни народа и личности).

Для изучения иностранного языка необходима связь теории с практикой в процессе изучения языка, которая способствуют повышению уровня широкого использования слова, и творческий подход к способности имитации и речи, который объясняется тем, что язык выступает творческим инструментом передачи мыслей, чувств, эмоций. Решить проблему с имитацией и словотворчеством можно, по мнению Л.П. Федоренко, если «говорить, подражая окружающим людям» [7, с. 155], а по мнению Е.В. Мещеряковой через создание ситуаций, приближающих к общению в естественных условиях [2, с. 27].

Языковая компетенция является своего рода сводом знаний о языке, навыков, владение которыми позволяет общаться на иностранном языке, в соответствии с его нормами, в различных сферах деятельности, а также способствует формированию языковых навыков учеников. Отношение к языковой компетенции, как к сложной системе способностей к управлению языковым материалом в различных ситуациях, дает возможность ее защиты как психологической системы, включающей в себя практику устной речи и знания о языке.

Рассмотрим, как это происходило на примере нашей опытной работы по формированию языковой компетенции у учащихся 5 лицея г. Волгограда в 7-8 классе. Тема «Путешествие» выступает эффективным способом мотивировать учащихся использовать английский язык как инструмент для общения различных культур и цивилизаций между собой. В ходе такого общения учащийся, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а другой - выступает представителем культуры родной страны. Применяя тему «Путешествие» учитель способствует расширению знаний ученика об окружающем мире, проявлению интереса к произведениям мировой художественной литературы, желанию использовать полученные знания и творческие способности на других уроках (информатика, география, МХК).

Опытная работа происходила в три этапа. В конце 9 классе на первом этапе работа преимущественно была нацелена на формирование лексических навыков, как необходимой составляющей языковой компетенции. Учащиеся выполняли ряд заданий по расширению их словарного запаса в этой сфере, читали и обсуждали простейшие тексты.

На втором этапе в начале 10 класса мы повторяли изученную лексику и учащиеся выполняли задания условно-речевого характера. Более приближенные к реальной коммуникации.

На третьем этапе с середины 10 класса учащиеся создавали свои кейсы, посвященные проблемам путешествий, переносили уже приобретенные навыки и умения в другие ситуации.

Нами были использованы 3 группы стратегий. Первая группа была нацелена на овладение языковым материалом: поиск и маркирование лексики, структуры в тексте, составление ассоциограмм, подбор слов по тематическому принципу, изготовление картотеки слов, нахождение языковых закономерностей, сопоставление сходных явлений в английском и русском языках и т.д. Во вторую группу нами были включены стратегии корректного использования уже изученного языкового материала: анализ структуры дискурса, реакция на заданный вопрос, умение сформулировать необходимый вопрос, понимание основной

идеи аутентичного текста, поиск ключевой информации в аутентичном тексте и т.д. В третью группы нами были включены стратегии на использование уже изученного материала в новых ситуациях общения: подбор информации на предложенных сайтах, составление диалогов, направленных на решение имеющейся проблемы, развитие способности к современному решению проблем и т.д.

Проведенная нами опытная работа позволяет сделать следующие методические рекомендации. Для формирования языковой компетенции у учащихся старшего профиля обучения с помощью применения темы «Путешествие» мы считаем целесообразным чаще прибегать к заданиям, которые не только позволят закрепить грамматику и лексику по теме, но и повысят интерес учеников к изучению иностранного языка, к культуре языка изучаемого народа, т.е. будут способствовать непосредственному формированию языковой компетенции. В качестве примера мы предлагаем следующие задания, используемые нами:

1. Развитие речевого навыка «Говорение» - Let's talk about travelling! Have you ever been abroad? Where would you like to spend your holidays?

2. Развитие речевого навыка «Чтение» - Read about the native countries of your pan-friends. What are their customs and traditions?

3. Развитие речевого навыка «Аудирование» - Listen the interview of Hugh Jackman. Where is he from? What does he miss the most about his hometown? What are the differences between his native country and the one he is staying at?

4. Развитие речевого навыка «Письмо» - Write an essay about the country you want to visit.

Выводы. Таким образом, как показывает анализ значения понятия языковой компетенции, оно означает свод языковых знаний и навыков, которые дают широкие возможности использования языка в различных областях деятельности в соответствии с нормами изучаемого языка и способствуют развитию языковых способностей у учащихся старших классов. Использование темы «Путешествие» способствует развитию интереса и желания вступать в коммуникацию с представителями различных культур и цивилизаций, что является неотъемлемой частью и одной из самых главных целей в формировании языковой коммуникации и позволяет развить коммуникативную компетенцию в целом.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.

2. Мещерякова Е.В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве при обучении иностранным языкам // Педагогические и методические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков: Сборник научных статей, посвященных памяти Г.К. Левицкой, Волгоградский государственный педагогический университете, 2002. С. 26 - 38.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Гл. 1 // Департамент по языковой политике, Совет Европы. Страсбург: Совет Европы, 2004, 259 с.

4. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

5. Современные языки: Изучение, преподавание, оценка: общеевропейские компетенции владения иностранным языком [Текст]. - Страсбург, 1996. - 144 с.

6. Хомский Н. «Язык и мышление» Изд. МГУ, - М. 1972.

7. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. / под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.

8. Федоренко Л.П, Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. - Курск, 1994. - 206 с.

9. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J.B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293

10. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K. Advanced English Manual: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Волгоград-Москва, 2003. Том. 1. - С. 5 - 7.

11. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K., Kakicheva J.V. Advanced English: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Москва, 2011. - С. 15 - 112.

Педагогика

УДК:378

старший преподаватель Мзокова Лиана Асламбековна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В статье представлены основные направления работы по подготовке студентов к формированию метапредметных результатов у выпускников начальной школы. В контексте нашего исследования акцент делается на условия необходимые для студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование. В данной работе приводится анализ результатов опытно-экспериментального исследования по подготовке будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста, которое проводилось в образовательных организациях РСО-Алания в течение 2015-2018 гг.

Ключевые слова: метапредметные компетенции, дидактическая модель, метапредметное содержание обучения, универсальные учебные действия, критерии сформированности компетенций, подготовка студентов.

Annоtation. The article presents the main directions of work on preparing students for the formation of metasubject results in primary school graduates. In the context of our study, the emphasis is on the conditions necessary for students studying in the direction of Teacher education. This paper presents an analysis of the results of experimental research on the preparation of future primary school teachers to the formation of metasubject

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.