УДК 338.48
DOI: 10.12737/19548
модель обеспечения организаций туриндустрии высококвалифицированными кадрами 1
Сысова Елена Леонидовна, ст. преподаватель кафедры рекреации и туризма, [email protected], ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема качественной подготовки высококвалифицированных специалистов для туриндустрии. Представлена модель формирования профессиональных компетенций специалистов. Показаны основные проблемы отечественной системы подготовки кадров для турин-дустрии по программам дополнительного профессионального образования. Приводится информация о зарубежном опыте организации подготовки кадров туристской сферы деятельности. Статья посвящена рассмотрению методики поэтапного решения сложившихся проблем подготовки кадров для туриндустрии России. В работе использована методика теории ограничения систем (ТОС) Э. Гол-дратта, построенная на логических рассуждениях и дающая ответы на три главных вопроса управления улучшающими преобразованиями: 1) что ограничивает развитие (улучшение); 2) на что должно быть направлено изменение ограничения, его полное устранение, расширение ограничивающих границ и пр.; 3) как осуществить данное изменение. В статье показан алгоритм выстраивания логических схем, названных Э. Голдраттом «Дерево текущей реальности» (ДТР) и «Дерево будущей реальности» (ДБР). Анализируя полученные древовидные схемы, автор приходит к выводу, что наибольшим фактором, сдерживающим развитие отечественной туриндустрии, является несоответствие программ обучения потребностям туристских организаций, что может быть устранено посредством совместной работы образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и дополнительного профессионального образования с профессиональными союзами, ассоциациями и прочими объединениями организаций туристской сферы. Это заключение подкрепляется выводами, основанными на анализе и обобщении опыта подготовки профессионалов туристской сферы деятельности за рубежом. Обосновывается необходимость кластерного подхода к организации подготовки кадров, включающей сотрудничество организаций высшего и дополнительного профессионального образования с профессиональным туристским сообществом.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, качество образования, компетенции, кластерный подход, теория ограничения систем
Введение
Резкое изменение геополитической обстановки, по сути, является началом нового этапа развития туристской индустрии в России. В ситуации, когда потенциальные клиенты массово опасаются доверять организацию своего отдыха туристским компаниям, не могут или не хотят покупать турпродукты, а туроператоры вынуждено сокращают свой сформированный многолетней практикой перечень предложений, старые подходы к организации работы неэффективны. Нужны новые решения. В этих условиях на новый уровень актуализации выходят требования к кадрам организаций туриндустрии [1, с. 95—100; 2, с. 162]. Нужны специалисты, знающие не только рынок
туруслуг, но и обладающие компетенциями по прогнозированию спроса и проектированию новых турпродуктов, имеющие представления о современных способах анализа рынка и способных к быстрому адаптивному развитию.
Постановка задачи
Для определения направления работы по обеспечению организаций туристской сферы деятельности России кадрами, способными вывести отрасль из кризисного состояния, необходимо провести исследования по следующим направлениям.
1. Выявление основных проблем системы подготовки кадров для туриндустрии России.
1 Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма»
Условные обозначения:
рыночные факторы изменяющиеся параметры базовые факторы преобразований
Рис. 1. Модель формирования профессиональных компетенций (разработано автором)
2. Исследование опыта зарубежных стран и сопоставление с отечественной ситуацией.
3. Определение основного сдерживающего фактора (ограничения) системы подготовки кадров для отечественной сферы туризма.
4. Разработка модели для принятия решения как ограничивающий фактор может быть преодолен или максимально использован.
Результаты
Система подготовки кадров для туристских организаций в России состоит из элементов среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих формирование базовых профессиональных компетенций, и организаций, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования (ДПО), отвечающих за развитие и формирование новых профессиональных компетенций кадров. Такая система, безусловно, подвержена влиянию общих тенденций развития технологий, в том числе технологий образовательного процесса. Динамическая модель формирования профессиональных компетенций специалистов представлена на рис. 1.
Отечественная система подготовки кадров туриндустрии сегодня не удовлетворяет ни руководителей туристских организаций, ни организаторов обучения, ни обучающихся. Субъекты процесса подготовки кадров отмечают преобладание теоретического содержания обучения над прикладным, практическим, использование устаревших методов обучения, формальность
и часто бессистемность подготовки, привлечение преимущественно преподавателей-теоретиков. Эта ситуация усугубляется тем, что контроль качества обучения, подготовки кадров не имеет ясной и понятной системы [5, с. 55—60; 7, с. 97-103].
Обращаясь к зарубежному опыту, несмотря на существенные различия в структурах профессионального образования, следует отметить, что для большинства развитых стран характерны:
- направленность на удовлетворение потребностей граждан в актуализации и приобретении новых общекультурных, профессиональных, научно-исследовательских компетенциях, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда современных динамично развивающихся экономик;
- выстраивание большинством развитых государств системы актуализации и приобретения новых компетенций гражданами на протяжении всей жизни;
- интеграция процессов общего профессионального и дополнительного профессионального образования;
- рост вариативности программ дополнительного профессионального образования.
Эти установки и ориентиры определяют создание широкого спектра вариативных программ обучения, ориентированных на разработанные национальные стандарты — системы квалификаций и каталоги квалификационных стандартов и методологий, разработанные Всемирной
Таблица 1
Построение ДТР
Порядковый номер шага построения ДТР Содержание шага
1-й Определение зоны контроля и сферы влияния.
2-й Составление списка нежелательных явлений (НЯ) для наиболее актуальной для лица, принимающего решение (ЛПР) проблемы.
3-й Нахождение связей между НЯ, дополнение промежуточными и (или) пропущенными логическими звеньями - выстраивание ДТР сверху вниз.
4-й Проверка связей, правильности и полноты построения ДТР, поиск логических горизонтальных связей.
5-й Определение ключевых проблем (КП) и истинных проблем (ИП) (к ним нет входящих стрелок (рис. 2), и они являются причиной не менее 70% НЯ).
6-й Пересмотр НЯ - исключение НЯ, не связанных с КП и (или) ИП.
7-й Определение зоны влияния и зоны контроля.
8-й Анализ ДТР.
туристской организацией (ВТО) под названием «Качество туристского образования (Tourism Education Quality — TEDEQAL)». Стоит отметить и сформированные, например, в европейских странах тесные связи рынка труда и образовательных организаций посредством стажировок и практик. Значительное место в практике профессиональной подготовки кадров в передовых странах занимают современные технологии и специализированные программные продукты. Процесс образовательной деятельности координируется общественными институтами. В европейских странах, к примеру, таким координатором выступает Совет по вопросам образования, который был создан при ВТО.
Общественные институты осуществляют контроль качества подготовки специалистов посредством сертификации образовательных программ, аттестационных процедур верификации приобретаемых профессиональных квалификаций гражданами, а также аккредитации образовательных организаций.
Ориентируясь на современные теории решения сложных проблем, в частности теорию ограничения систем Элияху Голдратта (Theory of Constraints, Eliyahu Goldratt), для решения сложившихся проблем подготовки кадров для тур-индустрии России необходимо сосредоточиться на устранении наиболее значимого ограничения, наиболее «слабом месте», препятствующем, сдерживающем реализацию всего потенциала туристской сферы.
Выявление и устранение ограничения по теории ограничения систем (ТОС) предполагает поэтапное решение следующих задач.
Первый этап: идентификация — определение ограничений системы. На этом этапе осуществляется процесс логического мышления, инструментом которого может быть методика построения дерева текущей реальности (ДТР) и (или) диаграмма разрешения конфликтов (ДРК).
Второй этап: принятие решения — определение того, как ограничивающий фактор может быть преодолен или максимально использован. Процесс логического мышления может быть отражен в построении схемы дерева будущей реальности (ДБР).
Третий этап: организация процесса преодоления или максимального использования ограничивающего фактора. Этот этап включает следующие действия:
• логическое построение схемы, позволяющее выявить возможные препятствия и пути их преодоления на основе дерева перехода (ДП);
• на основе причинно-следственной логики определение последовательных деталей, указаний, позволяющих достичь цель, составление плана преобразований (ППР);
• календарный и (или) сетевой графики.
Четвертый этап: преобразование, включающее
в себя организацию процесса преобразования, мотивацию исполнителей, контроль и оценку промежуточных результатов.
Пятый этап: инициация нового преобразования. Этот этап возможен после достижения поставленных целей, т. е. снятия основного сдерживающего фактора. В таком случае необходимо возвращение к первому этапу и начало новых изменений по наиболее значимому на текущий момент времени ограничивающему фактору.
Условные обозначения: НЯ — нежелательное явление ИП — истинная причина КП — ключевая проблема ( ) — причина, следствие с^И^ — связь, логическое «И»
->- — причинно-следственная связь (начало — причина; острие указывает на следствие)
---► — зацикливание связи между следствием и причиной, усиливающее проблему
Рис. 2. ДТР организации, оказывающей услуги обучения по программам ДПО для туристской сферы (разработано автором)
Таблица 2
Построение ДБР
Порядковый номер шага построения ДТР Содержание шага
1-й Формулируем желаемые результаты: что может быть достигнуто при условии устранения главного ограничивающего фактора. Желаемые результаты записываем и располагаем примерно в том же порядке, что и соответствующие им нежелательные явления в ДТР.
2-й Идеи по устранению (расширению) ограничивающего фактора располагаем внизу.
3-й Определяем, какие условия необходимы для получения желаемых результатов и располагаем их между ЖР и идеями по устранению КП.
4-й На основе логических умозаключений выстраиваем связи снизу вверх. Дополняем ДБР задачами и позитивными циклами.
5-й Проводим проверку на наличие (возможность) нежелательных ветвей. Определяем негативные ветви ДБР - нежелательные проявления.
6-й Определяем и встраиваем в ДБР существующие факторы, обстоятельства (СР), а также промежуточные результаты (ПР).
7-й Определяем начало негативной ветви и нейтрализующего действия.
8-й Проверяем логику связей.
9-й Анализируем ДБР в целом.
Условные обозначения: ЖР — желаемый результат НУ— необходимое условие ПР — промежуточный результат НЯ — негативное явление
- результаты, условия
- связь, логическое «И»
- идеи, позволяющие изменить ситуацию
- причинно-следственная связь (начало — причина; острие указывает на следствие)
- зацикливание связи между следствием и причиной, усиливающее желаемый результат
- негативная ветвь
Рис. 3. ДБР организации, оказывающей услуги обучения по программам ДПО для туристской сферы (разработано автором)
Применяя эту методику выявления ограничивающих факторов [3, с. 444], построим дерево текущей реальности (ДТР) для организации, оказывающей услуги ДПО по программам обучения, ориентированных на туристскую сферу деятельности (см. таблицу 1).
Результат выстраивания логических связей в схематичную структуру — ДТР для предприятия, организовывающего обучение по программам ДПО для туристской сферы, представлен на рис. 2.
Как видим из ДТР (рис. 2), ключевой проблемой, сдерживающей развитие организации ДПО по программам обучения для туристской сферы, является несоответствие этих программ требованиям, интересам турфирм. «Дефицит
преподавателей-практиков» является ограничивающим фактором, но менее сильным по сравнению с проблемой структуры и содержания программ обучения. Недостаток преподавателей с опытом работы в организациях туристской сферы является причиной нежелательных явлений, но не ключевой на данный текущий момент жизнедеятельности организации ДПО. На преодолении дефицита преподавателей-практиков можно будет сосредоточить усилия после устранения первоочередной проблемы — решения вопросов качественного содержания программ обучения.
Для поиска и принятия решения того, как ограничивающий фактор может быть преодолен или максимально использован, перейдем ко
2 этапу и построим модель будущего — дерево будущей реальности (ДБР) (таблица 2).
ДБР для предприятия, организовывающего обучение по программам ДПО для туристской сферы, приведен на рис. 3.
Анализ полученной логической схемы ДБР (рис. 3) позволяет сделать однозначный вывод о необходимости совместной работы организаций, оказывающих услуги ДПО и турфирм, ассоциаций, союзов туриндустрии.
Построение подобных моделей для туристской индустрии, а также анализ и обобщение опыта подготовки профессионалов туристской сферы деятельности за рубежом показывает, что решение проблемы качественной подготовки кадров для туриндустрии может лежать в области совместной работы образовательных организаций общего и дополнительного профессионального образования с профессиональными союзами, ассоциациями и прочими объединениями организаций туристской сферы деятельности над формированием адаптивной системы
контроля качества подготовки кадров. Развитие профессионального саморегулирования в туристской сфере решает и другие вопросы сложившейся ситуации в туризме в России, в том числе проблемы, связанные с утратой доверия потребителей туристских услуг [4, с. 105—109].
Выводы
Обеспечение туристских организаций России кадровым потенциалом может быть основано на кластерном подходе и координации работы через центры, которые возможно создать, например, при Российском союзе туриндустрии в рамках государственно-частного партнерства [6, с. 6—13]. Первым шагом в работе такого центра должна стать разработка стандартов качества профессиональной подготовки и развития кадров для туристской отрасли. Вполне вероятно, что ДПО будет одним из факторов результативного и быстрого выхода из сложившейся кризисной ситуации в туриндустрии и способствовать эффективному развитию важного сегмента экономики страны.
Литература
1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Особенности развития занятости населения в сфере услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1 (11). С. 95—100.
2. Безденежных Т.И. Формирование спроса на образовательные услуги с учетом потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах: монография. Калининград, 2010.
3. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 444 с.
4. Кулешов В.Н., Сахарчук Е.С. Как вернуть доверие к туротрасли? // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 105-109.
5. Пилявский В.Л., Смирнова И.А. Интеграция туристского образования России в европейское пространство: состояние и проблемы подготовки кадров для туриндустрии России // Вестник СГОУ. 2014. № 4. С. 55-60.
6. Шарафанова Е.Е., Федосенко Е.А. Прогнозирование экономического эффекта сотрудничества университетов и предпринимателей в рамках государственно-частного партнерства // Российский гуманитарный журнал. Т. 2. 2013. № 1. С. 6-13.
7. Шарафанова Е.Е., Метлюк В.В. Особенности формирования кадрового потенциала для сельского туризма в России // В сб.: Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. С. — Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики; под ред. Шарафановой Е.Е. 2012. С. 97-103.
pRoviDiNG model of TouRisM iNDusTRY oRGANizATioNs with highly qualified personnel
Sysova Elena Leonidovna, senior lecturer of the Department of recreation and tourism, [email protected], Saint-Petersburg state University of Economics, Saint-Petersburg, Russian Federation
The article describes the problem of qualitative training of highly qualified specialists for the tourism industry. It presents the model of formation of professional competence of specialists. There are also the basic problems of the domestic system of training personnel for the tourism industry on programs of additional professional education.
The author provides information about foreign experience of personnel training organization in tourism sphere of activity. The article is devoted to the methodology of stepwise solution of existing problems of personnel training for tourist industry in Russia. The study uses the methodology of theory of constraints system (TOC) by E. Goldratt, which is built on logical reasoning and providing answers to three main questions to the management of improving transformations: 1) what limits the development (improvement); 2) what needs to be sent to change limits, its complete elimination, expansion limiting boundaries and so on; 3) how to implement this change. The article shows the algorithm of building of logical circuits called E. Goldratt's «current reality tree» (CRT) and «future reality tree» (FRT). Analyzing the dendrogram, the author comes to the conclusion that the greatest factor of the local tourism development is the mismatch of curricula to the needs of tourism organizations that can be solved by joint work of the educational organizations of secondary professional and higher education and additional professional education with professional unions, associations and other unions of organizations in the tourism sphere. This conclusion is reinforced by findings based on the analysis and generalization of training professionals experience in tourism business abroad. The necessity of cluster approach to the organization of training, including the cooperation of organizations of higher and additional professional education with professional tourism community is proved.
Keywords: additional professional education, quality of education, competence, cluster approach, theory of constraints systems
References:
1. Bezdenezhnyh T.I., Sharafanova E.E. Osobennosti razvitija zanjatosti naselenija v sfere uslug [Peculiarities of development of employment in the service sector] // Teorija i praktika servisa: jekonomika, social'naja sfera, tehnologii [Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies]. 2012. № 1 (11). P. 95—100.
2. Bezdenezhnyh T.I. Formirovanie sprosa na obrazovatel'nye uslugi s uchetom potrebnosti regional'noj jekonomiki v kvali-ficirovannyh kadrah: monografija [Formation of demand for educational services tailored to the needs of the regional economy for skilled workers: monograph]. Kaliningrad, 2010.
3. Detmer U. Teorija ogranichenij Goldratta: Sistemnyj podhod k nepreryvnomu sovershenstvovaniju [Theory of constraints by Goldratt: Systematic approach to continuous improvement]. Translation from English. 2nd ed. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 444 p.
4. Kuleshov V.N., Saharchuk E.S. Kak vernut' doverie k turotrasli? [How to restore confidence in the tourism industry?] // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 1. P. 105-109.
5. Piljavskij V.L., Smirnova I.A. Integracija turistskogo obrazovanija Rossii v evropejskoe prostranstvo: sostojanie i problemy podgotovki kadrov dlja turindustrii Rossii [Integration of tourism education in European space: the state and problems of personnel training for tourist industry of Russia] // Vestnik SGOU [Bulletin of SGOU]. 2014. № 4. P. 55-60.
6. Sharafanova E.E., Fedosenko E.A. Prognozirovanie jekonomicheskogo jeffekta sotrudnichestva universitetov i predprini-matelej v ramkah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Prediction of economic effect of cooperation between the universities and entrepreneurs within the framework of public-private partnership] // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal [Liberal arts in Russia]. V. 2. 2013. № 1. P. 6-13.
7. Sharafanova E.E., Metljuk V.V. Osobennosti formirovanija kadrovogo potenciala dlja sel'skogo turizma v Rossii [Peculiarities of formation of personnel potential for rural tourism in Russia] // In the collected works: Sel'skij turizm: opyt, problemy, perspektivy Sbornik trudov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. S. — Peterb. gos. un-t servisa i jekonomiki [Rural tourism: experience, problems, perspectives proceedings of the I International scientific-practical conference. St. Petersburg state University of service and Economics]; Ed. Sharafanovoj E.E. 2012. P. 97—103.