9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С.Д. Смирнов. М.: МГУ 1985. 229 с.
10. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество / А.Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
11. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы / Л.Я. Дорфман. М., 1993.
12. Джидарьян И.А. Категория активности и ее
место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56-88.
13. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
14. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. М., 1998. С. 88.
Vylegzhanina S. Yu. THE CORRELATION OF “DYNAMIC” AND “ACTIVE” CATEGORIES IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC RESEARCH PAPERS
This paper successively considers the notion ofactivity in the person and work ofphilosophical, psychological and pedagogical literature, taking into account the allocation of researchers structural components and driving forces, and draw conclusions about the relationship of these categories .
Activity philosophers regarded as a qualitative characteristic activity, its measure, the degree of manifestation. In psychological research activity identified with mental activity. In educational research activity is defined as the ratio of active personality to the world, the ability to produce socially significant transformation of the material and spiritual development environment based on the historical experience of mankind
Keywords: ^personality, activity of the individual activities
УДК 377
Зайцева И.А.,Каменева Н.Е. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, предполагающей предоставление возможностей получения профессионального образования различного уровня в соответствии с требованиями рынка труда в условиях инновационной экономики. Особенности практической реализация многоуровневой модели представлены на примере объединения двух Ивановских государственных вузов.
Ключевые слова: непрерывность, многоуровневость, образовательный комплекс
«От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [1].
В стратегии инновационного развития России [7] одной из основных задач является создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на Форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком Ж. Делором и вызвала огромный теоретический и практический интерес [1]. Образование через всю жизнь («Иfelongeducatюn») рассматривается как единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях.
Анализ «американской», «европейской» систем
образования, а также системы, сложившейся в России, дается в работе В. Г. Кинелева [2], где отмечено, что в большинстве развитых стран Европы и в США к концу 80-х годов прошлого столетия уже сложилась многоуровневая система образования с постоянно обновляемыми знаниями и компетенциями работников, без которых невозможно строить инновационную экономику. Подтверждением тому являются Сорбонская (1998) и Болонская (1999) декларации.
Именно такая идея системы многоуровневого непрерывного профессионального образования была положена в основу объединения двух вузов:
116
© Зайцева И.А., Каменева Н.Е., 2013
Ивановской государственной текстильной академии и Ивановского государственного архитектурно-строительного университета, и создания на их базе ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет» [5].
Роль многоуровневого образования в инновационной экономике можно свести к следующим основным направлениям: воспроизводство научнотехнического и интеллектуального потенциалов, необходимых для разработки и коммерциализации инноваций; формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; подготовка кадров для инновационной деятельности; формирование инновационной культуры в бизнес-среде; производство инновационной продукции и услуг собственными силами; инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом [6].
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается актуальность построения оптимальной многоуровневой системы профессионального образования [3]. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования находит отражение в различных моделях интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, создании университетских комплексов.
Опыт создания таких комплексов имеется не только за рубежом. По такому пути пошли многие политехнические университеты в России. В нашем городе с 1918-го по 1930 год существовал Иваново-Вознесенский политехнический институт, в состав которого входили прядильно-ткацкий, инженерностроительный, химический, сельскохозяйственный, социально-экономический факультеты и факультет фабрично-заводских механизмов.
В этой связи у ИвГПУ имеется накопленный опыт ИГАСУ в области интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в рамках одного вуза, который был рекомендован Министерством регионального развития к распространению на всей территории РФ.
Сейчас ИвГПУ можно по праву назвать многоуровневым образовательным комплексом, в состав которого вошли семь институтов. В университете также действует ряд инновационных структур, таких как «Архстройпроектинновация», «ИГАСУст-ройсертификация», Многофункциональный исследовательский центр ИГАСУ созданный в соответствии с ФЗ .№217, и другие.
Целью создания этой системы является ориентированная на региональные потребности подготовка специалиста к полноценному и эффективному участию в общественной деятельности в условиях информационного сообщества и превращение системы образования в открытую систему.
Принципиальной особенностью представленной системной модели непрерывного многоуровнего образования (рис. 1) в условиях инновационной экономики является использование государственночастного партнерства и его ожидаемый синергетический эффект. Модель способствует удовлетворению современных потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах, необходимых для создания благоприятных условий инновационного развития экономики региона.
Активная роль отводится государству, с одной стороны, как поставщику образовательных услуг с соблюдением нормативных гарантий качества, а, с другой стороны, как потребителю, в части обеспечения высококвалифицированным персоналом секторов бюджетной сферы и реализации госзаказа другими стратегически важными секторами экономики.
Предприятие выступает в роли заказчика специалистов для решения региональных социально-экономических программ. Поэтому оно самым активным образом участвует в разработке учебных планов, в формировании тематики курсовых и дипломных проектов, замыкая в образовательном процессе обратную связь «Предприятие - Специалист», обеспечивающую, с одной стороны, устойчивость функционирования системы, а с другой - быструю реакцию на внешние возмущения в виде изменения требований к качеству подготовки со стороны работодателя [4].
Спрос на образовательные услуг имеет двойственный характер: со стороны обучающегося (определяется целями получения образования) и со стороны потенциального работодателя (определяется целями и производственными функциями использования работника).
Модель предполагает целенаправленное формирование спроса и предложения на услуги образования, с целью обеспечения синергетического эффекта от интеграции в едином образовательном комплексе ряда целевых блоков различного уровня, методов подготовки и степени первоначальной области знаний для оптимального взаимодействия, интерпретации и рационализации бесперебойности, последовательности ученого процесса.
Многоуровневое непрерывное профессиональное образование представляет собой систему непрерывного интенсивного образования. Эта система обеспечивает последовательное получение разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества в современных социально-экономических условиях.
Модель обеспечивает непрерывное профессиональное образование, отличающаяся введением механизма саморазвития, суть которого в интеграции усилий всех уровней образовательного комп-
. і-
Спцшвви
X ЙШХЖРГЗИ іффи-.тх:Езпа
------г——
Г кущфсімЕннв >{КН1СІ6^СТНО 0 ЗГІХЇ УТЭ й ВВЕШ
оргішш, егвечнницве оердзиаЕКЕ е :на>КЕ іМіріиташЕМ
ЗП *6|Н30€НШІ* ?оссеё:шк Фе^аріаі^їоі ?МЯЕЧ:-ОГ; ^ТОНЕбЕ
к.
Пэга£=эггэ е имяшпифщдро» iwt-.it у т-.--т
I
J
Пр е :пгр а тпн я. Еудадажнеся в спщналвстак
В ОбП2£ТЛ
стрвиташсіва к ариоеиуры
Пр е :пгр а тпн я. акжтнуээпве ДОНуЗСВСЕДЕ СО,ЗГПІОВаЄ
<
7
!>
:
“
=
4>
і
■-
исзк эксспыаткьсгэ ПЭТНШрОШа ітрлгпс
ЇП
Мне г о фуш цне :н л_ты-: ьі НСагеЗОЗЗТгЛКЗСЕЁ сенір
Урсзкн цюЬкзїпигиш-іпЕ сто^гоїєзкя слеїтаїтисгов
т
Дшузтасшн
=
ВТЗОЗ^КДЁ
[івсіїв^овсшн
я
і
Л
и
к і
Е 1 і
Н $
>Й! Д 5
§ Б
Я ё
І I
[Ьсаги; о
і кглрас
с
Лрвцггивгня.
Е>яда:-п^иеся
в сл€спш.”Е^тат:
в ойластк
сгзпнтвпіггвії
:н аригтехтуры
Лрвцггитгня.
□ишоБсішуш-
□К€:
ЦОВуЗИВ [ІДИ
-<
Центра
ІОІ-ШО^ТЕ
гг:
>і: .з ± м пто 51: їззс ;
□
І І і Сры:тв» і
1^ ЯЗ ріЗКЛИЙ і
Шга6=эт в вксаьизллкфш^жрог
---------------т~~
акал, здхых.
Годдірсіжвяме органы, «вечшшре за щшкжснасть везннноыых, гдмггаичшш \ошзствукжж суйъгоов —
гірлЕіхв, работе ї-
?£5СТЗ
Рис. 1. Системная модель непрерывного многоуровнего образования
лекса на принципах системности, многоуровневос-ти, маневренности, дополнительности, последовательности, позволяющей функционировать, прогрессивно развиваться в условиях сокращающегося контингента абитуриентов.
Непрерывное образование в данной модели стоит на «трех китах», которые отражены в ФЗ «Об образовании» [7]: многоуровневость (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное); многоступенчатость подготовки кадров (училище, колледж, вуз); многопро-фильность учебных заведений.
Таким образом, независимо от имеющегося уровня образования, молодой человек после школы или гражданин, ранее работавший на предприятии и решивший получить рабочую профессию энергетического или горного профиля, может свободно ориентироваться в профессиональном образовательном пространстве по всем трем уровням на основе сквозных, преемственных образовательных программ.
Инновационные управленческие преобразования позволяют обеспечить многоуровневому образовательному комплексу на базе ВУЗа, реализацию ряда стратегически важных перспективных задач, способствующих получению максимально возможного эффекта (рис. 2).
Показателями, отражающими инновационное развитие системы непрерывного многоуровнего образования, может служить достижение следующих результатов: сохранению и самообеспечению контингента всех уровней образования за счет собственных выпускников, продолжающих образование; школьников старших классов, интегрированных в программы профильного образования; выпускников, продолжающих обучение в аспирантуре и повышающих квалификацию; увеличению доли иностранных студентов в общей численности студентов в отечественной системе ВПО, что показывает глобальную конкурентоспособность системы ВПО и повысит инвестиционное обеспечение; реализации принципа «система ВПО - привлекательный работодатель», где одним из показателей является среднегодовой доход профессорско-преподавательского состава; увеличению доли финансирования системы ВПО со стороны корпоративного сектора; увеличению доли НИР и НИОКР в структуре доходов системы ВПО; увеличению доли населения, участвующей в непрерывном образовании, в процентах от числа экономически активного населения.
Модель системы многоуровневого непрерывного профессионального образования вуза позволяет реализовать следующие возможности:
- применить системный подход к взаимодействию учебных заведений различного образовательного уровня, провести разработку интегрированных
учебных программ для каждого образовательного уровня, осуществить контроль и управление интегрированными образовательными процессами;
- расширить рынок образовательных услуг за счет тиражирования моделей вертикальной интеграции на базе региональных учреждений профессионального образования;
- развить внутренние структуры, выполняющие функции заказчиков специалистов, т.е. создать центры трудоустройства в образовательных учреждениях, в которых ведутся маркетинговые исследования на рынке труда и формулируются предложения по оптимизации учебного процесса;
- строить работу с предприятиями-заказчиками на условиях партнерства, обеспечить экономическую заинтересованность всех без исключения участников интегрированного образовательного процесса.
Необходимость формирования модели обусловлена первостепенной ролью сферы образования в процессе инновационного развития экономики региона, в части предоставления различного рода новшеств, в т. ч. инновационно-ориентированных специалистов и объектов интеллектуальной собственности.
Каждый регион заинтересован в развитии существующих учебных заведений по инновационной схеме управления, с целью обеспечения наращивания экономического потенциала развития региона; формирования кадров предприятий, создающих и использующих инновационные технологии; инициирования деятельности проектно-исследовательских учреждений в сфере научных исследований; создания интеллектуально-культурной среды; заинтересованности и инициативы в модернизации профессионального образования со стороны органов власти субъекта Российской Федерации; участия приближения региона на динамично развивающемся рынке интеллектуальных услуг и технологий.
Таким образом, создание и широкое внедрение системы многоуровневого непрерывного профессионального образования приведет к серьезной переоценке общественного отношения к образованию, когда основным становится вопрос адекватности получаемого образования потребностям экономики, а не эфемерная престижность или мода на соответствующую специальность. Главное следствие такого подхода - обеспечение трудоустройства и постоянного профессионального роста молодого специалиста со сформированными задатками лидера.
Реализация вышеуказанных возможностей системы многоуровневого непрерывного профессионального образования невозможна без решения глобальной задачи внедрения системы управления качеством на всех уровнях деятельности вуза. Поэтому важнейшей стратегической задачей в перспек-
Рис. 2. Реализация задач и выявление эффекта путем инновационных управленческих преобразований в ВУЗе
тивном развитии вуза определено совершенствование системы управления по методологии TQM в образовании на основе внедрения основных принципов международных стандартов серии ISO. Эти и ряд других приоритетных направлений представлены в Программе стратегического развития университета на период до 2016 года [5].
Библиографический список:
1. Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. - Изд-во ЮНЕСКО, Бельгия. -1997. - 296 с. // http://www.ifap.ru/library/book201.pdf
2. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, Воспитание, культура в истории цивилизации. - М.: Вла-дос, 1998. - 519 с.
3. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. - М.: АПКиПРО. - 2002. - 24 с. // http: //www. edu. ru/db/mo/Data/d_02/393. html
4. Моисеев, В.Б. Образовательный комплекс -
многоуровневое образовательное учреждение профессионального образования // Специалист -предприятие: Образовательный проект [Текст] / В. Б. Моисеев. - Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001.
5. Программа стратегического развития ФГБОУ ВПО "ИГАСУ" на 2012-2016 гг. "Формирование ключевых факторов успеха Ивановского государственного архитектурно-строительного университета на основе модернизации обучения и интеграции в национальное экономическое пространство" // http:// www. igasu. ru/site/?q=node/1199
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/441379/
Zaitseva I.A., Kameneva N. E. LIFE-LONG LEARNING IN INNOVATION ECONOMICS
The article considers the theoretical aspects of formation of the system-we multilevel continuous professional education, involving the provision ofopportunitiesfor professional-national education ofdifferent levels in accordance with the requirements of the labour market in the conditions of innovative economy. Features of the practice of economic implementation ofa multi-level model are presented on the example of the union of two Ivanovo state universities.
Keywords: lifelongeducation, the Pottertion complex
УДК 338.46
Охотина А.Ю. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
В статье рассматривается один из способов планирования на долгосрочный период времени применительно к системе высшего образования в России. В качестве метода планирования был применен метод анализа иерархий Томаса Саати. Использование данного метода позволило не только выделить, но и оценить значимость вклада различных акторов (субъектов действия системы высшего образования) и их целей на развитие системы образования в долгосрочном периоде времени. В статье также приведена оценка желательности сценариев для развития системы образования, проблем, мешающих их реализации, акторов, способствующих их решению, а также целей, которыми акторы руководствуются в своей деятельности.
Ключевые слова: Образование, управление, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование.
В настоящее время в научной литературе активно развиваются два научных направления: стратегическое прогнозирование и стратегическое планирование, в том числе, в области образования. Данные понятия тесно взаимоувязаны между собой и являются дополняющими друг друга процессами.
Под стратегическим прогнозированием пони-
мается прогнозирование, чаще всего долгосрочное, которое проводится с целью дальнейшей разработки на его основе плана развития отрасти (системы). В дополнение к нему, планирование - составная часть управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы,