Научная статья на тему 'Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении'

Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Н. Ф.

В статье представлена структура участников мониторинга качества профессиональной подготовки в многоуровневом образовательном учреждении. Одним из участников мониторинга является Студенческий совет по качеству образования. Представлены основные проблемы участия студентов в мониторинге качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPANTS OF MONITORING OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS IN MULTILEVEL EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article the structure of participants of monitoring of quality of vocational training in multilevel educational institution is presented. One of participants of monitoring is the Student council on quality of education. The main problems of participation of students in an education quality assurance are presented.

Текст научной работы на тему «Участники мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении»

УДК 378.183

Н.Ф. Власенко *

УЧАСТНИКИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлена структура участников мониторинга качества профессиональной подготовки в многоуровневом образовательном учреждении. Одним из участников мониторинга является Студенческий совет по качеству образования. Представлены основные проблемы участия студентов в мониторинге качества образования.

Ключевые слова: качество образования, качество профессиональной подготовки, многоуровневое образовательное учреждение, мониторинг, участие студентов в мониторинге качества образования.

В.В. Путин в своем докладе на заседании Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации» заявил: «Прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество — соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда [1].

Современный педагогический словарь понятие «качество образования» трактует как «...степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг...» [2, с. 120].

Многие исследователи считают, что «качество образования — это степень удовлетворения запросов множества групп потребителей (абитуриентов, студентов, преподавателей, предприятий, общества, государства), степень пригодности выпускников вуза к эффективной работе». Ряд исследователей пытается определить показатели (элементы) качества образования. К таким показателям относят знания, умения, навыки, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей, степень нравственной, эстетической, физической, экологической развитости, а также усвоение содержания учебного предмета, степень абстрагирования в изложении содержания материала [3, с. 253].

По мнению В.С. Суворова, качество профессионального образования — это соответствие свойств и характеристик целей, содержания, процесса, условий и результатов подготовки специалистов в профессиональных учреждениях акту-

альным и перспективным потребностям заказчиков и нормам морали.

Постоянная оценка степени удовлетворенности обучающихся является основным индикатором качества подготовки специалистов.

Потребность в мониторинге возникает тогда, когда речь идет об управлении качеством объекта, например, качеством подготовки специалиста. Управление качеством не может быть эффективным без наличия системы мониторинга, позволяющей получить своевременную, достоверную и системную информацию [4].

Главным мерилом успешного экономического развития любого государства и благосостояния его народа выступает качественное образование, дающее возможность овладевать новыми знаниями на протяжении всей жизни. Основным условием получения такого качества является многоуровне-вость и непрерывность образования.

Главное достижение Набережночелнинского государственного торгово-технологического института (далее — НГТТИ) — многоуровневость образовательного процесса. Стратегическая технологичность образовательного процесса в НГТТИ заключается в объединении практикоориентированного обучения на ступени НПО с лабораторнопрактическим обучением на ступени СПО и теоретическим обучением ступени ВПО.

Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о целях, содержании, процессе, условиях и результатах подготовки специалистов, обеспечивающую систематический и планомерный анализ соответствия их реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества образования.

* © Власенко Н.Ф., 2012

Власенко Наталья Федоровна (vlasenkonatalya@mail.ru), кафедра менеджмента и маркетинга Набережночелнинского государственного торгово-технологического института, 423812, Российская Федерация, г. Набережные Челны, Московский пр., 95 (8/03).

Совет по качеству образования НГТТИ является коллегиальным руководящим органом, координирующим деятельность в рамках системы качества, направленную на повышение качества подготовки специалистов института, постоянное совершенствование образовательного процесса. Совет формируется из представителей структурных подразделений института, уполномоченных по качеству, представителей ректората. В своей деятельности Совет подотчетен ректору института (см. рис.).

Целью деятельности Отдела качества и стратегического развития НГТТИ является осуществление политики повышения качества образовательного процесса на основе гармонизации требований государственных образовательных и профессиональных стандартов, аккредитационных показателей и международных требований, содействие развитию образовательной и научной деятельности НГТТИ на основе изучения потребностей всех заинтересованных сторон института.

В состав участников мониторинга качества профессиональной подготовки включен Студенческий совет по качеству образования. Участие студентов в мониторинге качества профессиональной подготовки в многоступенчатом учебном заведении рассматривается в структуре системы менеджмента качества и осуществляется под непосредственным руководством специалистов Отдела качества и стратегического развития вуза. В Студенческий совет входят студенты всех ступеней образовательного учреждения: НПО, СПО и ВПО.

Привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях — одно из требований Болонской декларации. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемое явление.

Необходимость привлечения общественности и потребителей образования к решению задач обеспечения качества образования исследовали Л.Р. Ягудина, Т.И. Пуденко, Э.В. Онищенко,

С.Е. Солтан и др. Мониторинговыми исследованиями по выявлению требований своих потребителей занимались В.И. Андреев, А.И. Субетто,

Н.А. Селезнева, З.А. Капелюк, С.С. Донецкая, Л.М. Струминская, С.Е. Шишов, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.А. Орлова и др.

Поскольку участие студентов в управлении качеством образования осуществляется через создание специальных организационно-педагогических условий, необходимо четко представлять их суть и особенности.

1. Заинтересованное отношение администрации и преподавательского состава к участию студентов в управлении. От поддержки ректора и руководства службы качества вуза зависит создание студенческой организации по качеству, а также

принятие работниками администрации и преподавательским составом необходимости и полезности студенческого участия в управлении качеством образования и совместная деятельность в общем деле.

Выделим причины необходимости участия студентов в управлении качеством образования:

1) студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными;

2) участие студентов может значительно преобразовать образовательный процесс, так как способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям, получению новых возможностей; 3) включение студентов в управление вузом, в принятие решений на самых различных уровнях готовит их быть способными руководить экономикой и бизнесом, включаться в управление государством; 4) если в принятии решений по проблемам качества образования будут участвовать и студенты, и преподаватели, и администрация, то, скорее всего, этим решениям будут следовать; 5) конкурентоспособность и имидж высшего учебного заведения зависят от качества предоставляемых услуг, от открытости мнений всех участников образовательного процесса (в том числе и студентов).

2. Развитие информационной системы, обеспечивающей студентам доступ к своевременной, достоверной и оптимальной для принятия решения информации. Деятельность Совета непосредственно связана с наличием достоверной, своевременной, полной информации о процессах в области качества образования, происходящих в высшем профессиональном учреждении. Управление представляет собой информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Совет обязан предоставлять результаты своей деятельности всем участникам образовательного процесса (в отчетах, на сайте вуза, на стендах, в студенческой газете).

3. Развитие системы органов студенческого со-управления. Совет является органом студенческого самоуправления и входит в состав службы качества вуза. Совет осуществляет свою деятельность на основании Положения о Совете и плана работы на учебный год, утверждаемого проректором по качеству и стратегическому развитию вуза.

4. Организация обучения членов студенческой организации по управлению качеством образования основам управления общеобразовательным учреждением, характеризующимся сформированностью мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. Все члены Совета проходят обучение теории и практике управления качеством, изучают основы проведения маркетинговых исследований, осваивают методы проведения анкетирования и обработки полученной информации.

В качестве основополагающих принципов участия студентов в мониторинге качества профессиональной подготовки были приняты следующие:

1) принцип добровольности — участие в Совете носит добровольный характер, вхождение в состав и выход из него осуществляется только по личной инициативе студентов. Распределение обязанностей в Совете происходит по желанию его членов;

2) принцип системности и целостности — определение и единство целей, функций, организации, технологий Совета как субъекта обеспечения качества образования в вузе, взаимосвязь и взаимодействие Совета и всех участников системы качества образования;

3) Принцип оптимальности — сочетание теории и практики управления качеством; сочетание соуправления, самоуправления и саморазвития студентов; деятельностного и личностного подходов в управлении качеством образования;

4) принцип динамичности — умение делать прогноз развития, учитывая прошлый опыт, предвидеть возможные последствия принимаемых решений; это развитие личности в коллективе, умение работать в коллективе (распределение обязанностей, подотчетность, сотрудничество), переход образования в самообразование, развития — в саморазвитие;

5) принцип управления — постановка цели, планирование, организация и стимулирование деятельности, контроль и участие в принятии управленческих решений;

6) принцип информативности — доступность и надежность предоставляемой информации, знание методов сбора, обработки, хранения и использования информации;

7) принцип ориентации на потребителей — в расчете на потребителя Совет определяет цель своей деятельности и ставит задачи для ее достижения. Реализация данного принципа предполагает создание системы взаимодействия вуза со сво-

ими потребителями, системы мониторинга удовлетворенности студентов образовательными услугами.

Как показывает анализ, в большинстве вузов студенты лишь частично вовлечены в процесс управления качеством собственной профессиональной подготовки. Реализация же вовлечения студентов в управление качеством профессиональной подготовки сталкивается со следующими проблемами:

— студенты не воспринимаются как полноправные субъекты высшего профессионального образования;

— студенты участвуют в управлении качеством обучения в вузе чаще всего ограниченно и не системно;

— после рейтинговых опросов студентов по оценке качества образования руководством вузов не всегда принимаются адекватные решения;

— встречи студентов с руководством вуза происходят не систематически, а по их итогам не всегда принимаются соответствующие решения, и они не доводятся до сведения студентов;

— поддержка со стороны администрации носит формальный характер;

— отсутствует информационная система, обеспечивающая студентам доступ к своевременной, достоверной и оптимальной для принятия решения информации;

— отсутствует коллегиальный орган для рассмотрения конфликтных ситуаций между студентами и преподавателями;

— наблюдается низкая готовность студентов к управлению качеством собственного образования;

— отсутствует система обучения студентов основам управления качеством образования;

— отсутствует механизм обмена опытом со студентами из других учебных заведений;

— существуют только моральное или организационное поощрение за активность студентов, но нет финансовой поддержки.

Рис. Подразделения, отвечающие за качество профессиональной подготовки в вузе

Ежегодно в НГТТИ проводится исследование ожиданий и удовлетворенности потребителей посредством опросов, интервьюирования, анкетирования: сотрудников — в феврале-марте, студентов — в ноябре-декабре, работодателей — в янва-ре—мае. По результатам исследований разрабатываются мероприятия по повышению удовлетворенности потребителей и улучшению образовательного процесса.

Являясь заинтересованной стороной, студенты, несомненно, имеют право участвовать в оценке образовательной деятельности вуза и могут оценить составляющие качества образовательного процесса, независимо от того, в какой роли они выступают в системе менеджмента качества — как участники образовательного процесса или как потребители, получающие образовательную услугу.

Студенческие организации по качеству образования являются необходимым внутренним атрибутом деятельности современного учреждения высшего образования. Они позволяют раскрывать

потенциал молодежи, реализовывать ее созидательную активность, совершенствовать систему качества образовательной деятельности и содействовать осуществлению эффективной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями путем постоянного повышения качества образовательного процесса в вузе.

Библиографический список

1. Кремлевский педсовет // Российская газета. Федеральный выпуск. 25.03.2006. № 4027. URL: http:// www.rg.ru/2006/03/25/obrazovanie.html.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

3. Горшкова Н.К. Мониторинг и управление качеством образования // Вестник Самарского госунивер-ситета. 2088. № 4. С. 249-258.

4. Суворов В.С. Теория и технология управления качеством многоуровневой подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: дис. ... док. пед. наук. Набережные Челны, 2005. 447 с.

N.F. Vlasenko*

PARTICIPANTS OF MONITORING OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF

STUDENTS IN MULTILEVEL EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article the structure of participants of monitoring of quality of vocational training in multilevel educational institution is presented. One of participants of monitoring is the Student council on quality of education. The main problems of participation of students in an education quality assurance are presented.

Key words, quality of education, quality of vocational training, multilevel educational institution, monitoring, participation of students in monitoring of quality of education.

* Vlasenko Natalia Fedorovna (vlasenkonatalya@mail.ru), the Dept. of Management and Marketing, Naberezhnye Chelny State Institute of Trade and Technology, Naberezhnye Chelny, 423812, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.