Научная статья на тему 'Роль студенческой организации в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе'

Роль студенческой организации в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / STUDENTS'' READINESS TO CONTROL QUALITY / STUDENTS'' PARTICIPATION IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION / THE BOLOGNA DECLARATION / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS ORGANIZATIONS / STUDENT COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Власенко Наталья Федоровна

Статья посвящена необходимости участия студентов в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе. Представлены внутренние и внешние факторы готовности студентов к участию в студенческой организации по управлению качеством профессиональной подготовки. Представлен пример вовлечения студентов НГТТИ в процессы качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STUDENT ORGANIZATIONS IN QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article is concerned with the importance of students’ participation in quality management of professional education at colleges. The authors present internal and external factors of students' willingness to participate in a student organization controlling the quality of education. The issue is illustrated by the example of involving the students of Naberezhnye Chelny State Trade Technological Institute into the process of quality management.

Текст научной работы на тему «Роль студенческой организации в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе»

УДК 378.183 Коновалов Игорь Евгеньевич

кандидат педагогических наук,

доцент Набережночелнинского филиала

Поволжской академии физической культуры,

спорта и туризма

dom-hors@mail.ru

Власенко Наталья Федоровна

ассистент кафедры менеджмента и маркетинга Набережночелнинского государственного торгово-технологического института dom-hors@mail.ru

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Konovalov Igor Evgenyevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Naberezhnye Chelny branch of the Volga Region Academy of Physical Education, Sport and Tourism dom-hors@mail.ru

Vlasenko Natalya Fedorovna

Teaching Fellow of the Management and Marketing Department, Naberezhnye Chelny State Trade Technological Institute dom-hors@mail.ru

ROLE OF STUDENT ORGANIZATIONS IN QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация:

Статья посвящена необходимости участия студентов в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе. Представлены внутренние и внешние факторы готовности студентов к участию в студенческой организации по управлению качеством профессиональной подготовки. Представлен пример вовлечения студентов НГТТИ в процессы качества образования.

Ключевые слова:

Болонская декларация, качество профессиональной подготовки, студенческие организации, студенческий совет, готовность студентов к управлению качеством, участие студентов в управлении качеством профессиональной подготовки.

Summary:

The article is concerned with the importance of students’ participation in quality management of professional education at colleges. The authors present internal and external factors of students' willingness to participate in a student organization controlling the quality of education. The issue is illustrated by the example of involving the students of Naberezhnye Chelny State Trade Technological Institute into the process of quality management.

Keywords:

The Bologna Declaration, quality of professional education, students organizations, student council, students' readiness to control quality, students' participation in quality management of education.

Одним из требований Болонской декларации является привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях. Роль студентов в области обеспечения качества растет, и участие студентов было введено как основной принцип обеспечения качества.

На научно-практической конференции Совета Федерации «Участие студенческих и молодежных организаций в контроле за качеством образования» (14.04.09) отмечалось, что государство заинтересовано в привлечении к работе по оценке качества системы образования общественности, студенческих и молодежных общественных организаций. Необходимо создать все условия для участия студенческих организаций вузов в решении вопросов контроля за качеством образования, качеством организации учебного процесс, научной и производственной практики. Одним из препятствий для расширения возможностей студенческого самоуправления и контроля качества образования является часто продекларированное самоуправление, которое на практике приводит к тому, что в ряде вузов деятельность студенческих советов носит формальный характер, и их влияние на принимаемые решения ограничены. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки было рекомендовано включить представителей органов студенческого самоуправления в комиссию по оценке качества образования [1].

Исследование проводилось на базе Набережночелнинского государственного торговотехнологического института г. Набережные Челны Республика Татарстан (на факультетах менеджмента, торгового дела и среднего профессионального образования).

В процессе исследований был использован комплекс методов: теоретические (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы

по проблеме, моделирование); эмпирические (анализ нормативных локальных актов высшего профессионального учреждения, педагогический эксперимент, опрос, анкетирование); математико-статистические методы обработки результатов (качественный и количественный анализ).

Вопросам теоретической основы оценки качества образовательных услуг посвящены исследования Г.Е. Володиной, О.В. Голосова, А.Л. Денисовой, А.П. Егоршина, В.Н. Козлова, В.Г. Колосовой, Э.М. Короткова, И.Я. Лернера, Т.Н. Рудневой, Н.А. Селезневой и других.

Необходимость привлечения общественности и потребителей образования к решению задач обеспечения его качества разрабатывались Э.В. Онищенко, С.Е. Солтан, Т.И. Пуденко, Л.Р. Ягудиной и другими.

Психологическую готовность студентов к образовательной деятельности изучали В.И. Байденко, М.И. Дьяченко, Г.И. Ибрагимов, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин и другие.

Активному участию студентов в деятельности вузов, в том числе взаимодействию объектов управления учебой деятельности в вузе и восприятию обучения как ценности посвящены социологические исследования А.П. Ефимова, Н.Б. Нарбут, Ж.В. Пузановой, К.И. Рудневой, Ю.А. Чудиной.

Наиболее интересными в разработке данной темы по выявлению требований потребителей образовательных услуг являются мониторинговые исследования В.И. Андреева, В.П. Беспалько, С. Донецкой, В.А. Кальней, З. Капелюк, А.А. Орлова, Н.А. Селезневой, Л. Струминской, А.И. Субетто, С.Е. Шишова.

Исходя из «Стандартов и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве», разработанных Европейской ассоциацией по гарантии высшего образования БЫОА, не маловажную роль в обеспечении качества играют студенты, которым должна предоставляться возможность открыто и свободно не только высказывать свое мнение, но и принимать участие в разработке и реализации процедур гарантий качества в вузе. «Образовательные ресурсы и другие механизмы системы поддержки студентов должны находиться в свободном доступе, отвечать потребностям студентов. Студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых им услугах» [2].

Но сами студенты не всегда стремятся участвовать в управлении качеством своего образования. Как оказалось, у студентов не сформирована готовность к участию в управлении в рамках студенческой организации. Структура готовности студентов к управлению качеством образования представляет собой наличие определенных внутренних и внешних факторов.

Необходимыми внутренними факторами готовности студентов являются:

- внутренняя мотивация (для чего и кому это нужно, собственная значимость);

- достаточный уровень знаний о качестве образования;

- умение работать в команде;

- развитие организаторских способностей (формирование у студентов мотивации к овладению организаторской компетенцией, передача студентам знаний сущности, содержания и технологии организаторской деятельности, осуществляется путем организации);

- навыки информационной обработки данных;

- систематическое обобщение и обсуждение результатов оценки качества образования;

К внешним факторам готовности можно отнести:

- создание студенческого совета по качеству;

- совместная деятельность со службой качества вуза;

- поддержка и стимуляция со стороны администрации и преподавательского состава вуза (заинтересованность администрации в участии студентов в управлении качеством образования, рассмотрение результатов студенческого совета по качеству на ученом совете вуза, советах факультетов, заседаниях кафедр и принятие мер по улучшению качества образования, мотивация студентов в виде балльно-рейтинговой оценки при проведении исследований в области оценки качества образования и материального поощрения);

- доступность информационного оповещения о результатах оценки качества образования (данные о результатах оценки качества образования должны размещаться на сайте вуза, на стендах факультета, в вузовских газетах и т.д.).

Таким образом, для эффективного участия студентов в управлении качеством профессионального образования необходимы как внутренние факторы готовности, так и внешние.

Эффективность привлечения студентов к участию в управлении качеством профессионального образования сталкивается с рядом трудностей:

- недостаточность знаний студентов младших курсов о качестве образования и роли участия студентов в нем (дисциплина «Управление качеством» изучается на старших курсах);

- нехваткой времени студентов старших курсов в связи с предстоящими выпускными экзаменами и подготовкой дипломных работ;

- неверие студентов в то, что качество образования улучшится при их непосредственном участии;

- студенты не чувствуют поддержки со стороны администрации вуза;

- студенты боятся ответственности и «наказания» со стороны преподавателей;

- нет мотивации участия студентов в управлении качеством образования.

Администрация вузов содействует организации студенческой активности через систему

специализированных студенческих организаций и объединений, которые и являются основной возможной формой участия студентов в вузовских делах, в том числе в управлении качеством образования.

В Набережночелнинском государственном торгово-технологическом институте (НГТТИ) в 2011 г. создан студенческий Совет по качеству образования, который входит в состав Службы качества НГТТИ. В состав Совета входят студенты, так как они единственные, кто способен увидеть ситуацию с точки зрения студента и учащегося; они являются заинтересованными в высшем образовании лицами, вкладывая в образование время и деньги; они проявляют особый интерес к факторам, влияющим на качество профессионального образования. Наконец, нельзя забывать, что студенты нуждаются в признании своего статуса полноправных участников управления качеством высшего образования.

Основными задачами Совета являются:

- содействие реализации миссии и политики НГТТИ в области обеспечения качества образования;

- повышение качества подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями;

- анализ состояния процессов образовательной деятельности в вузе;

- оптимизация учебного процесса;

- привлечение студентов к оценке качества предоставляемых образовательных услуг;

- мониторинг качества подготовки специалистов;

- анализ обеспечения качества образовательной деятельности;

- представление интересов студентов при решении вопросов в области качества образования [3].

Члены студенческого Совета по качеству образования НГТТИ делятся на несколько групп:

- конференц-групп (организация и проведение научных конференций, круглых столов, дебатов, деловых игр и т.п.);

- статистик-групп (разработка и проведение социологических опросов и других видов исследований по интересующим вопросам);

- информ-групп (освещение деятельности Совета в студенческих малотиражных газетах, сети Intemet, работа над информационными стендами и газетами).

Существует опасение, что у студентов может не хватать академического опыта или организаторских способностей для того, чтобы анализировать состояние процессов образовательной деятельности в вузе. Но, работая под руководством службы качества НГТТИ, студенты принимают участие в организации и проведении маркетинговых исследований, направленных на изучение удовлетворенности студентов (в том числе в проведении исследования обратной связи по дисциплинам) и информировании об их результатах; участвуют в оценке качества учебных планов и рабочих программ по дисциплинам; в инновационных проектах в области качества и пр. Студенты нарабатывают большой практический опыт, необходимый для дальнейшего профессионального роста, накапливают и анализируют материалы для написания курсовых работ и дипломных проектов, а также участвуют в вузовских и всероссийских научнопрактических конференциях.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, чем активнее студенты принимают участие во внутренней и внешней оценке гарантии качества профессионального образования, тем очевиднее результаты по повышению качества обучения. Студенты в экспертных комиссиях имеют богатый опыт работы в качестве членов Советов по гарантии качества на разных институциональных уровнях, они уже знакомы с процедурами, системой правил и терминологией гарантии качества. Это участие перерастает в надежное партнерство и таким образом происходит более открытый диалог.

Студенческие организации по качеству образования являются необходимым внутренним атрибутом деятельности современного учреждения высшего профессионального образования. Они позволяют раскрывать потенциал молодежи, реализовывать ее созидательную активность, совершенствовать систему качества образовательной деятельности и содействовать осуществлению эффективной подготовки специалистов, в соответствии с современными требованиями, путем постоянного повышения качества образовательного процесса в вузе.

Ссылки:

1. Решение научно-практической конференции на тему «Участие студенческих и молодежных организаций в контроле

за качеством образования». URL: council.gov.ru (дата обращения: 15.06.2012).

2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-

Ола, 2008.

3. Положение о совете аспирантов и студентов по качеству НГТТИ. Набережные Челны, 2011.

References (transliterated):

1. Reshenie nauchno-prakticheskoy konferentsii na temu «Uchastie studencheskikh i molodezhnykh organizatsiy v kontrole za kachestvom obrazovaniya». URL: council.gov.ru (date of access: 15.06.2012).

2. Standarty i rekomendatsii dlya garantii kachestva vysshego obrazovaniya v evropeyskom prostranstve. Yoshkar-Ola, 2008.

3. Polozhenie o sovete aspirantov i studentov po kachestvu NGTTI. Naberezhnye Chelny, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.