-------------------------------- © А.Ф. Онуфриенко, Е.Г. Карпова,
2011
УДК 37.014.5
А. Ф. Онуфриенко, Е.Г. Карпова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Инновационная стратегия развития института в единой информационной системе сферы образования является предметом исследования в данной статье. Модернизация системы образования включает стратегию развития высшего профессионального образования, инновационные институты, многоуровневая систему образования, наукоемкие технологии образования.
Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационный институт, информационная система, многоуровневая система образования, наукоемкие технологии образования, стратегия развития высшего профессионального образования.
Ж^аучный базис инновационных преобразований в отечественной экономике предполагает наилучшее, полное использование интеллектуального ресурса и потенциала региона, в значительной степени определяется состоянием и ориентацией высшей школы, являющейся одним из стратегических ресурсов страны. В этом ключе разработка проблем эффективного использования вузовского потенциала в интересах инновационных преобразований региона, в том числе промышленности является вкладом в развитие научной теории инновационных преобразований, в т.ч. в образовательной среде.
Создание региональных научно-образовательных инфраструктур на приоритетных направлениях развития территориального комплекса высшими учебными заведениями, органами управления и бизнес-средой при разработке направлений межотраслевой кооперации, а также региональной интеграции в рамках решения общезначимых проблем (экономических, социальных и др.) с использованием ресурсов всех заинтересованных сторон продвигает научно-практические исследования в направлении совершенствования вузами проектно-договор-ной деятельности при выполнении конкретного образовательного, научно-консалтингового проекта под заказ потребителя; формирует механизмы управления, осно-
ванные на взаимодействии процессов реформирования образовании и других секторов; способствует внедрению культурнообразовательных норм новых знаний в вузе; поддерживает исследовательские структуры при разработке и обосновании методических подходов к модернизации экономики региона.
Образование становится стратегическим ресурсом для развития государства. Период обновления знаний за последние годы изменился до двух - трех лет, поэтому целью обучения становится не столько накопление суммы знаний, сколько формирование умений быстро найти нужную информацию.
«Прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий, это касается и научно-технической сферы, и не только научно-технической сферы, но и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране. Сегодня невозможно представить себе ни одно предприятие, ни одну компанию, которая не имеет компьютеров, не имеет автоматизированной системы бухгалтерского учёта - в том или ином объёме, во всяком случае. Ну и в значительной мере уже невозможно себе представить и деятельность нашего бизнеса, наших компаний без интернета. Телекоммуникационные услуги предоставляются и в городах, и в сельской местности...» - Д.Медведев, Президент РФ (12 февраля 2009 г., Заседание Совета по развитию информационного общества).
Обеспечение доступности, актуальности образования, соответствие его условиям внешней среды и сокращение затрат возможно только при внедрении в учебный процесс информационных технологий, использовании инструментов электронного обучения. Изменение образовательных технологий влечет за собой полную трансформацию учреждения ВПО как хозяйствующего субъекта, в том числе инструментов и методов управления им. Электронное обучение выступает в качестве катализатора развития российской системы образования.
Поиск путей выявления инструментов и методов управления институтом, институтом, интегрированным в информационное пространство, становится все более актуальной проблемой. Для того, чтобы обосновать такие инструменты и методы, требуется глубокий экономический и управленческий анализ концептуальных основ управления образовательным процессом и всей деятельностью вуза и особенно тех условий, которые способствуют повыше-
нию социального и экономического эффекта деятельности институтов. Выявление сущности управленческих отношений, обусловленных институциональной недостаточностью, противоречиями экономических интересов, позволяет не только исследовать социально-экономическую природу управления институтом, но и развить методологию и теоретически обосновать концептуальные основы и адекватные им инструменты и методы, обеспечивающие снижение ущерба общества от торможения процессов создания, развития, распространения электронных технологий в деятельность институтов.
Коренное изменение роли института, технологий управления современным институтом, интегрированным в информационное пространство, недостаточная разработанность концептуальных и инструментарно-методических вопросов определяют актуальность проведения данного исследования.
Научный интерес к данной проблематике обусловлен научнопрактической актуальностью выбранного направления, междисциплинарностью области исследования, и тем обстоятельством, что в научной литературе недостаточно полно раскрыты вопросы управления институтом, интегрированным в информационное пространство, определения механизма управления им в период его трансформации, вызванной электронными технологиями. Научноприкладных исследований, посвященных системному анализу ин-струментарно-методичес-кого обеспечения управления институтом в информационной среде, на сегодняшний момент явно недостаточно.
В последние десятилетия в отечественной экономической науке получили широкое признание идеи и концепции современного институционального анализа. Отечественные исследователи успешно применяли его при анализе многих проблем, с которыми сталкивалась и продолжает сталкиваться российская экономика. Однако попыток приложить идеи современного институционального анализа к проблематике управленческих отношений института, интегрированного в информационное пространство, предпринималось не достаточно. Подобное не внимание к сфере образования представляется тем более неоправданным, что именно институциа-лизация экономических и управленческих отношений может стать основой устранения негативных последствий от торможения процессов распространения электронного образования в России. Идеи, 274
сформулированные в работах представителей эволюционной теории Р. Нельсона, С. Уинтера, позволяют в новом свете увидеть целый ряд сложных проблем, возникающих при исследовании процессов трансформации учреждений высшего профессионального образования в институты распределенного (сетевого) типа.
Тема развития институтов достаточно часто рассматривается в работах современных авторов. Среди них следует выделить труды
В.В. Азарьева, В.И. Байденко, Г.А. Балыхина, М.И. Беркович, В.Е. Бочкова, В.Н. Васильева, Л.С. Гребнева, В.С. Иванова, А.Ф. Киселева, Ю.А. Москвичева, В.Н. Неволина, В.П. Тихомирова и других специалистов в сфере образования. В них исследуются критерии образовательной деятельности учреждений ВПО, комплексный подход к повышению их эффективности, модели управления учреждениями ВПО на основе информационных технологий и т.д. Постановка и решение ряда проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности в условиях развития образовательных технологий, содержатся в работах Е. Белозерцева, Н.В. Бордовской, В.Н. Буркова и ряда других ученых. В них рассмотрено организационно-экономическое обеспечение функционирования механизма подготовки кадров для региональной экономики, система оценки качества образовательной деятельности.
Анализируя проблемы становления и развития электронного образования, мы убедились, что в публикациях широко представлены результаты исследований по стратегическим вопросам, техническим, методическим, педагогическим, экономическим аспектам проблемы. При этом у авторов недостаточное внимание уделено целостному анализу проблемы управления современным институтом, интегрированным в информационное пространство. Не в полной мере обоснованы возможности и необходимости применения распределенных (сетевых) управленческих технологий в управлении учреждениями высшего профессионального образования.
Развитие электронных форм и методов обучения в России нашло отражение в трудах В.В. Вержбицкого, Ю.Ю. Власовой, А.В. Гагариной, В.А. Зернова, В.С. Иванова, В.И. Радченко, В.П. Тихомирова и других российских ученых, рассматривающих проблемы рынка образовательных услуг через призму информатизации и компьютеризации общества. Этими учеными раскрыта сущность и доказаны преимущества образования с применением тех-
нологий электронного обучения. Отмечено их влияние на изменение процесса управления институтом.
Среди отечественных исследователей управленческих и экономических проблем интеграции институтов в информационное пространство освещены лишь отдельные проблемы создания и использования электронных технологий в учреждениях высшего профессионального образования. Однако до сих пор проблемы управления институтом, интегрированным в информационное пространство, по существу остаются неразработанными.
Несмотря на то, что в отечественной литературе много внимания уделяется развитию образовательных учреждений, проблемы формирования институциональных основ хозяйственной деятельности институтов, создания системы управления функционирующей в едином информационном и образовательном пространстве, инструментарно-методического обеспечения конкурентоспособности института еще не нашли должного отражения.
Признавая высокую значимость исследований перечисленных ученых и отмечая наличие фундаментальных подходов к решению поставленных актуальных задач, следует отметить, что в результате анализа научной литературы обнаружен один важный и парадоксальный факт: авторы, занимающиеся фундаментальным изучением методов и технологий электронного обучения, рассматривают его вне связи с действующими инструментами и методами управления. С нашей точки зрения, этим игнорируется главный источник поддержки, активного внедрения и освоения новых образовательных, информационных технологий, что создает дополнительное напряжение для экономики в обеспечении квалифицированными кадрами.
В теории управления образованием как социальноэкономической системой сложилось положение, при котором исследование эволюции образовательных технологий не уделяет должного внимания проблеме эффективного хозяйственного их использования. Между тем в реальности эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, именно образовательные технологии, основанные на применении технологий электронного обучения, выступая инновационной компонентой, требуют адекватных изменений в организации образовательного процесса и в управлении всем институтом. Принципиальным является то, что отсутствуют самостоятельные системные, комплексные исследования 276
управленческих отношений, не учитывается конфликтный потенциал и противоречия, обусловленные внедрением новых технологий и складывающимися экономическими отношениями. Необходимо теоретическое, практическое, методическое обоснование направленности и последствий трансформационных процессов, происходящих в институтах под влиянием электронных технологий и единого информационного пространства.
Теоретическое обобщение направленности и последствий трансформационных процессов, происходящих под влиянием распространения электронных технологий в едином информационном пространстве, позволяет выявить скрытые резервы и обосновать инструментарно-методическое обеспечение трансформации системы управления институтом, а конфликтный потенциал, будучи непреодолимой константой трансформационных процессов, разрешается посредством институциональных новаций, способствующих конмформности управленческих и экономических отношений.
Разработка концепции управления институтом, интегрированным в информационное пространство, методологии инновационных преобразований в управлении, раскрывающей современное понимание сущности и форм развития информационного общества дает возможность:
- расширить проблемное поле теории управления и степень обоснованности выводов науки о роли и месте высшего профессионального образования в информационном обществе;
- обосновать направления экономической политики государства, связанной с реализацией долгосрочных интересов общества и государства по подготовке высококвалифицированных кадров;
- распространить технологии электронного обучения в России за счет применения принципов, методов и инструментов в управлении институтами, включения институциональных ресурсов бизнеса в стратегию развития института, что приведет к стратегическому прорыву в образовании.
Логика исследования состоит в движении от выявления предпосылок и конструирования теоретико-методологической платформы управления современным институтом, интегрированным в информационное пространство, определение принципов и форм, а также выявление сдерживающих и активизирующих факторов их инновационного изменения к определению морфологии трансформации института и процедур ее практического осуществления в за-
висимости от воздействия политических, ментальных, социальных детерминант и наличия экономических ресурсов.
В конечном итоге, к разработке инструментарно-мето-дических механизмов принятия и поддержки управленческих решений в функционально обособленных, но диалектически (даже технологически, экономически и информационно) взаимосвязанных сферах образовательной и управленческой деятельности института за счет проявления синергетических эффектов продуцируемых единой информационной средой.
Принятая логика позволяет осуществить комплексное решение проблемы инновационного управления современным институтом за счет последовательного перехода от сущностно-аналитического уровня изучения институциональных особенностей (условий хозяйственного порядка) классических институтов к институту, интегрированному в информационное пространство (распределенному) к модельно-сценарному, обеспечивающему возможность выявления необходимых институциональных преобразований, с целью уменьшения ограничений прогрессивного экономического развития (сокращения общественного ущерба), а затем к разработке ин-струментарно-методического аппарата принятия стратегических и тактических управленческих решений в процессе трансформационных преобразований институтов.
Стратегический ориентир системы управления институтом заключается в возможности и необходимости трансформировать наиболее распространенный тип хозяйственного порядка института, основанный на использовании традиционной организации образовательного процесса и преимущественно бумажных носителей информации в хозяйственный порядок, базирующийся на применении технологий электронного обучения в его организации и управлении всей деятельностью. Цель трансформации заключается в формировании конфигурации института как распределенного института, имеющего экстерриториальную структуру, хозяйственная и образовательная деятельность которого базируется на единой информационно-образовательной среде, с использованием технологий электронного обучения и развивающегося как мультидисци-плинарный инновационный центр образования, науки и культуры.
Первоначальным импульсом трансформации института является использование электронных технологий в учебном процессе, для коммуникаций персонала, преподавателей и студентов, а так 278
же применение международных критериев качества образовательных услуг, однако отсутствие нормативно-право-вого сопровождения снижает ее интенсивность, увеличивает социальные и экономические потери общества. Морфология процесса трансформации института, отражает реально-типические признаки элементарных форм частных порядков, обеспечивает реализацию каждого конституирующего и регулирующего принципа трансформации института. Это позволяет определять необходимые шаги трансформации института относительно каждого уровня доминирующей цели, реализуя градуалистский подход и выражая комплекс реально-типических признаков элементарных форм частных порядков, обеспечивающих реализацию каждого конституирующего и регулирующего принципа трансформации института.
Теоретико-методологический анализ теории и практики управления институтом позволяет выявить и сформулировать современные тенденции развития теории управления социальноэкономическими системами данного типа. Они заключаются в смещении акцентов с функционального управления на управление по процессам и проектам на основе внедрения комплексной системы управления качеством; в возрастании роли горизонтальных и виртуальных управленческих связей, основанных на использовании электронных технологий в управлении с целью автоматизации деятельности сотрудников и студентов, сокращения информационных «разрывов», «барьеров» между отдельными сотрудниками и между подразделениями; в сокращении и упрощении цепочек и переходов при выполнении управленческих операций (сокращение операционных издержек, повышение управляемости и прозрачности на операционном уровне); в увеличении объема доступного документированного опыта (формализованных знаний), информации, имеющих непосредственное отношение к работе и к развитию сотрудников; в сокращении объема бумажных документов (высвобождение значительного объема трудовых ресурсов и повышение производительности труда по непосредственным и прямым обязанностям).
1. Воронина Л.А. Кудинова И.С. Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики // Инновации. 2007. № 5. С. 67.
2. Калачев В.Ю. Управление инновационной деятельностью как элемент стратегического управления//Межвузовский научный сборник трудов «Формирование механизмов устойчивого развития промышленного предприятия» - Тверь, 2008. С. 65-71.
3. Мжачих Т.Е. Место и роль инновационной деятельности вузов в формировании национальной инновационной системы/ М., Социология власти. №3, 2010. С. 49-57.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 2007. 224 с.
5. Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации / В сб. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Вып. 8. Под ред. Коломак Е.А., Машкиной Л.В. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007.С. 19-63.
6. Чащина Н.Е. Образование в зеркале экономики (зарубежные и отечественные экономисты о роли и месте образования в условиях рынка)// Юбилейный сборник кафедры экономической теории и мировой экономики/ Перм.ун-т, Пермь 2003. С. 124-127. \ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------------------------
Онуфриенко А. Ф. - ректор НОУ ВПО «Байкальский Экономико-правовой институт», [email protected]
Карпова Е.Г. - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Московский экономический институт», luminamoon@rambler. ги